исковое заявление на таможню образец
Как оспорить незаконное решение таможни о классификации товара
Для ввоза товара из-за границы предприниматели уплачивают таможенную пошлину. Сумма ее зависит от кода, который указывается в таможенной декларации. При этом таможенный орган может принять решение о применении другого кода при классификации товара. Обычно после этого предпринимателям приходится доплачивать таможенные платежи и НДС. Но не всегда такие действия таможенников законны. Как действовать в подобной ситуации?
От чего зависит сумма таможенной пошлины?
При ввозе товара на территорию ЕАЭС его необходимо задекларировать. В таможенной декларации указывается код Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД).
ТН ВЭД представляет собой закрытый перечень кодов, которые декларанты используют для классификации своих товаров. Каждому коду соответствует конкретная ставка таможенной пошлины. Свод ставок таможенных пошлин, которые применяются к товарам, ввозимым на территорию ЕАЭС, называется Единым таможенным тарифом ЕАЭС. ТН ВЭД и Единый таможенный тариф ЕАЭС были утверждены Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. № 54.
Таким образом, сумма таможенной пошлины, которую предприниматель заплатит при ввозе товара из-за границы, зависит от того, какому коду ТН ВЭД он соответствует.
Правила интерпретации ТН ВЭД и рекомендации по ее применению помогут правильно классифицировать товар
Классификация товара, т.е. отнесение его к определенному коду ТН ВЭД, осуществляется в соответствии с Основными правилами интерпретации ТН ВЭД (ОПИ ТН ВЭД), утвержденными тем же Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. № 54. Всего таких ОПИ ТН ВЭД шесть. Прописаны они детально и применяются последовательно. Каждое следующее правило используется при невозможности классифицировать товар в соответствии с предыдущим.
Инструкция по применению ТН ВЭД содержится в Решении Комиссии Таможенного союза от 28 января 2011 г. № 522 «О Положении о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров». Там даны определения терминов, используемых при классификации товаров, а также другие правила применения ОПИ ТН ВЭД.
Также при классификации товара необходимо руководствоваться рекомендациями Коллегии ЕАЭС о пояснениях к ТН ВЭД. Эти рекомендации разъясняют содержание отдельных товарных позиций ТН ВЭД, содержат определения, краткие описания товаров и областей их возможного применения. Пояснения Коллегии ЕАЭС содержат классификационные признаки и конкретные перечни товаров, включаемых или исключаемых из конкретных товарных позиций. В целом разъяснения способствуют единообразной интерпретации и применению ТН ВЭД. Например, для товарной позиции 7507 «Трубы, трубки и фитинги для них (например, муфты, колена, фланцы) никелевые» указано, что в нее не включаются фитинги с вентилями, кранами, клапанами и т.д. (товарная позиция 8481).
Пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении от 12 мая 2016 г. № 18 также обратил внимание на важность рекомендаций и разъяснений по классификации товаров, данных Всемирной таможенной организацией.
Заранее определить размер таможенных платежей позволит предварительное решение о классификации товаров
Действующее законодательство предусматривает возможность получения предварительного решения о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД. То есть декларант вправе получить решение таможни еще до того, как товар будет ввезен из-за границы. Это позволяет заранее понять, какую сумму надо будет отдать государству в виде таможенных платежей. Также предварительное классрешение будет весомым аргументом предпринимателя в случае возникновения спора с таможенным органом, в том числе в суде.
В России такие предварительные решения действуют в течение пяти лет со дня принятия. Процедура их получения установлена Административным регламентом, утвержденным Приказом ФТС России от 18 апреля 2012 г. № 760. Чтобы получить предварительное классрешение, необходимо обратиться с заявлением в любой из таможенных органов, перечисленных в Административном регламенте. Заявление можно подать как на бумаге (лично или почтой), так и через Портал госуслуг, оплатив госпошлину в соответствии с подп. 135 п. 1 ст. 333.33 НК РФ в размере 5 тыс. руб. К заявлению необходимо приложить документы о технических характеристиках товара, которые влияют на его классификацию.
Предварительные решения о классификации товаров являются гласными. Информация, которую они содержат, размещается на официальном сайте ЕАЭС.
Между тем таможенные органы в разных регионах могут классифицировать одни и те же товары по разным кодам. Например, возможна ситуация, когда товар декларанта проходит через Тверскую таможню, которая относится к Центральному таможенному управлению. Там и принимается решение о классификации товара. Но декларант мог обратиться в Дальневосточное таможенное управление, в котором товары классифицируют в ином коде.
Информацией о применяемых таможнями кодах располагают таможенные брокеры.
Как возникают споры на границе?
Таможенный орган может не согласиться с кодом ТН ВЭД, который заявил декларант. В таком случае он принимает решение о классификации товара, в котором указывает свой код и соответствующую ему ставку пошлины. В результате увеличиваются сумма пошлины и НДС, которые предпринимателю необходимо доплатить в бюджет. По этой причине возникают споры между таможней и представителями бизнеса.
В качестве примера спора о применении ОПИ ТН ВЭД можно привести дело о классификации умных часов Apple Watch (дело № А40-32818/2016).
Декларант считал необходимым применить правило ОПИ 3б. По нему классификация многокомпонентного товара должна осуществляться исходя из той составной части, которая придает товару основное свойство. По мнению декларанта, следовало применить код ТН ВЭД 8517 62 «Аппаратура для передачи данных», ставка пошлины – 0%.
Таможенный орган настаивал на применении правила ОПИ 3в, т.е. на классификации умных часов в коде, последнем в порядке возрастания среди кодов, в равной степени применимых для классификации. Таможня присвоила товару коды 9101 и 9102 «Часы наручные», ставки пошлины – 7% и 10% соответственно. Свою позицию она обосновала тем, что применить правило ОПИ 3б невозможно, а потому следует руководствоваться ОПИ 3в.
Суды трех инстанций поддержали таможню. Однако Верховный Суд РФ с выводами нижестоящих судов не согласился. Позиция ВС РФ сводится к следующему: основное свойство умных часов определяется компонентом (модулем) беспроводного обмена данными, который позволяет Apple Watch синхронизировать данные с основным устройством, смартфоном iPhone, и выводить на экран соответствующую информацию. Таким образом, должно применяться правило ОПИ 3б (классификация по компоненту, придающему товару основное свойство).
Таким образом, если у предпринимателя есть обоснованные возражения против примененного таможней кода ТН ВЭД, он вправе обжаловать такое решение. На это по закону дается только три месяца, поэтому действовать необходимо оперативно.
Анализ судебной практики поможет оценить шансы на победу в споре с таможенным органом
Если декларант не согласен с решением таможенного органа о классификации товара, важно здраво оценить свои шансы на победу в споре. Понять, стоит ли оспаривать такое решение, поможет анализ судебной практики. Лучше поручить юристам изучить вступившие в силу судебные акты по вопросу о классификации таких же либо аналогичных товаров.
Если есть действующие постановления судов кассационной инстанции, которыми в отношении товаров того же наименования определен код ТН ВЭД, примененный таможней, то вероятность успешного оспаривания решения о классификации крайне мала. Обычно таможенные органы классифицируют товары, опираясь на сложившуюся правоприменительную и судебную практику.
Например, Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14 июля 2017 г. № Ф04-2598/2017 по делу № А46-14705/2016, поддержанное Верховным Судом РФ, стало прецедентным для судебных споров о классификации алюминиевых и биметаллических радиаторов отопления.
Декларант применил код ТН ВЭД 7615 20 000 0 «Оборудование санитарно-техническое и его части», ставка пошлины – 9%. Код, который применила таможня, – 7616 99 100 9 «Прочие изделия из алюминия, литые», ставка пошлины – 10%.
Позиция таможни, поддержанная судами, заключалась в следующем: с учетом анализа жилищного законодательства и действующих ГОСТов радиаторы отопления не относятся к санитарно-техническому оборудованию. Следовательно, их нельзя отнести к коду ТН ВЭД 7615 20 000 0. В то же время в товарную позицию 7616 «Прочие изделия из алюминия» в соответствии с Пояснениями к ТН ВЭД включаются все изделия из алюминия, кроме изделий, относящихся к предыдущим товарным позициям группы 76 «Алюминий и изделия из него». Поскольку спорный товар не относится к товарной позиции 7615, его необходимо классифицировать в товарной позиции 7616 по коду 7616 99 100 9 «Прочие изделия из алюминия, литые».
Таким образом, суды определили классификационный код для алюминиевых и биметаллических радиаторов отопления. В последующем попытки других декларантов оспорить в суде код 7616 99 100 9 не увенчались успехом.
Cпор с таможенным органом: куда обращаться и в какие сроки нужно уложиться?
Существуют два пути оспаривания решения о классификации товара: в вышестоящем таможенном органе и арбитражном суде. Законодательство не предусматривает обязательное урегулирование таких споров в досудебном порядке. Сроки для подачи заявлений в вышестоящий таможенный орган и суд начинают течь одновременно. Поэтому можно обжаловать решение о классификации товаров только в одном из указанных органов или сразу в обоих. Но таможенный орган может отказать в рассмотрении заявления, если декларант уже обратился в суд с аналогичными требованиями.
Подать заявление об оспаривании решения таможенного органа в обоих вышеуказанных случаях можно в течение трех месяцев. Доказать соблюдение срока поможет почтовый конверт, содержавший оспариваемое решение, с отметкой почтового отделения или распечатанный с официального сайта Почты России отчет об отслеживании почтового отправления с указанием даты получения письма адресатом.
При подаче заявления в суд необходимо уплатить госпошлину в размере 3 тыс. руб. за каждое обжалуемое решение.
Техническая документация и письма завода-производителя помогут обосновать свою позицию в суде
Обоснованность решения о классификации товара проверяется судом на основании доказательств, подтверждающих сведения о свойствах и характеристиках декларируемого товара. Об этом говорится в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12 мая 2016 г. № 18.
В случае если сведений технической документации недостаточно для обоснования правовой позиции, декларант может обратиться к заводу – производителю товара за выдачей информационного письма. Можно попросить завод отразить в письме, например, технологию производства товара, описать его компонентный состав и т.д. При этом таможенные органы не лишены аналогичного права получать документы и сведения в целях классификации товара, в том числе у завода-производителя.
Если необходима экспертиза товара, следует настаивать на ее назначении судом
Для разъяснения вопросов, касающихся технических характеристик товара, которые влияют на его классификацию, иногда требуется проведение экспертного исследования. Можно ходатайствовать перед судом о назначении судебной экспертизы на основании ст. 82 АПК РФ или самостоятельно организовать проведение экспертизы, обратившись в любое экспертное учреждение. При этом крайне важно, чтобы исследование проводил специалист, обладающий необходимыми компетенциями. О наличии таковых свидетельствуют образование, опыт работы, наличие сертификатов, дипломов, свидетельств и т.д.
Нужно иметь в виду, что судебная экспертиза имеет очевидное преимущество перед самостоятельно организованной: суды с большим доверием относятся к ее выводам. Поэтому рекомендуется добиваться назначения экспертизы именно судом.
Требование вернуть таможенные платежи не облагается отдельной госпошлиной
Если суд принимает решение в пользу декларанта, он указывает в его резолютивной части на необходимость устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя путем возврата излишне уплаченных таможенных платежей.
В связи с этим имеет смысл сформулировать просительную часть заявления в суд следующим образом: «Прошу признать незаконным решение таможенного органа о классификации товара. Прошу обязать таможенный орган устранить допущенное нарушение прав и законных интересов декларанта путем возврата излишне уплаченных таможенных платежей».
Некоторые суды до сих пор считают, что требования о возврате излишне уплаченных таможенных платежей оплачиваются отдельно как требования имущественного характера и на этом основании оставляют заявление без движения. Однако нужно помнить, что Верховный Суд РФ поставил точку в данном вопросе: «В случае признания судом незаконным решения таможенного органа, влияющего на исчисление таможенных платежей, либо отказа (бездействия) таможенного органа во внесении изменений в декларацию на товар и (или) в возврате таможенных платежей, в целях полного восстановления прав плательщика на таможенные органы в судебном акте возлагается обязанность по возврату из бюджета излишне уплаченных (взысканных) платежей, окончательный размер которых определяется таможенным органом на стадии исполнения решения суда. При этом отдельного обращения плательщика с заявлением о возврате соответствующих сумм в порядке, предусмотренном статьей 147 Закона о таможенном регулировании, не требуется» (абз. 1 п. 30 Постановления Пленума ВС РФ № 18).
Размер возвращаемых средств определит таможенный орган или суд
Размер возвращаемых денежных средств определяет таможенный орган на стадии исполнения решения суда. Однако суд может включить в резолютивную часть решения конкретную сумму, подлежащую взысканию. Для этого заявителю необходимо в суде представить документы, позволяющие точно установить размер излишне уплаченных таможенных платежей (абз. 2 п. 30 Постановления Пленума ВС РФ № 18). Такими документами могут быть требование об уплате таможенных платежей и платежные поручения. Если по требованию платил таможенный брокер, то к упомянутым документам добавятся акт брокера о произведенных расходах, его счет на оплату произведенных расходов и платежные поручения декларанта об оплате счета брокера.
Как добиться взыскания излишне уплаченных таможенных платежей?
За исполнением решения суда в части взыскания с таможенного органа излишне уплаченных таможенных платежей декларанту необходимо обращаться в Федеральное казначейство. Для этого после вступления решения суда в силу нужно подать в арбитражный суд, рассмотревший дело, ходатайство о выдаче исполнительного листа.
Исполнительный лист нужно направить в орган Федерального казначейства, в котором открыт лицевой счет таможенного органа. При этом необходимо приложить копию судебного акта, на основании которого выдан исполнительный лист, а также заявления декларанта с указанием реквизитов его банковского счета, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию (п. 2 ст. 242.1 БК РФ).
Чтобы определить, в какой орган Федерального казначейства необходимо подать документы, можно воспользоваться сервисом «Справочник лицевых счетов клиентов» на официальном сайте казначейства.
Порядок заполнения и условия регистрации заявления, предусмотренного Решением ЕЭК «О порядке использования транспортных (перевозочных), коммерческих/иных документов в качестве декларации на товары»
Доклад заместителя начальника отдела таможенных процедур и таможенного контроля службы организации таможенного контроля Уральского таможенного управления Александра Викторовича Ульяненко на вебинаре Уральского таможенного управления.
В соответствии со статьей 105 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза утверждена Инструкция о порядке использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары (Решение ЕЭК от 20 мая № 263), которая определяет порядок использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары.
При таможенном декларировании товаров с использованием в качестве ДТ транспортных, коммерческих и (или) иных документов в случаях, определенных разделами II и III Инструкции, декларантом или таможенным представителем вместе с такими документами в таможенный орган предоставляется письменное заявление или перечень товаров. Пунктом 4 Инструкции определены товары, в отношении которых не применяются положения Инструкции:
3) товаров, в отношении которых применяется лицензирование и (или) квотирование;
4) взрывоопасных предметов, взрывчатых, отравляющих, опасных химических и биологических веществ, наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых, токсичных, радиоактивных веществ, ядерных материалов и других подобных товаров;
5) товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи.
Разделом 2 Инструкции определен Порядок и случаи использования в качестве ДТ транспортных, коммерческих и (или) иных документов с предоставлением заявления в отношении товаров:
1) помещаемых под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления и экспорта при одновременном соблюдении следующих условий:
2) гражданских пассажирских самолетов (с количеством пассажирских мест не более чем на 19 человек, массой пустого снаряженного самолета не более 28 000 кг и не более чем на 35 человек, массой пустого снаряженного самолета более 28 000 кг, но не более 60 000 кг), временное нахождение и использование которых на таможенной территории ЕАЭС в соответствии с таможенной процедурой временного ввоза (допуска) допускаются без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, помещаемых под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), а также помещаемых под таможенную процедуру реэкспорта в целях завершения действия таможенной процедуры, если ранее такие товары декларировались по заявлению.
При помещении товаров под таможенные процедуры, предусматривающие:
Разделом 3 Инструкции определен Порядок и случаи использования в качестве ДТ транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов с предоставлением перечня в отношении следующих товаров:
1) предназначенных для проведения спортивных соревнований, концертов, конкурсов и т.д., и заявляемых под таможенные процедуры временного ввоза (допуска) или временного вывоза на срок до одного года, если в отношении таких товаров предоставляется полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также заявляемых под таможенные процедуры реэкспорта или реимпорта в целях завершения этих таможенных процедур.
2) контейнеров, не используемых в качестве ТСМП, поддонов и иной многооборотной тары, подлежащих возврату в соответствии с условиями внешнеэкономической сделки и заявляемых под таможенные процедуры временного ввоза (допуска)/временного вывоза, если в отношении таких товаров предоставляется полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также помещаемые под таможенные процедуры реэкспорта или реимпорта в целях завершения действия этих таможенных процедур.
4) живые животные, если в отношении них не уплачиваются таможенные пошлины, налоги;
5) товаров, помещаемых под специальную таможенную процедуру, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС и предназначенных для проведения научно-исследовательских работ в Арктике и Антарктике на некоммерческой основе.
6) помещаемых под специальную таможенную процедуру товаров для предупреждения и ликвидации последствий стихийных бедствий, в том числе предназначенных для бесплатной раздачи;
7) помещаемых под специальную таможенную процедуру, вывозимых с таможенной территории ЕАЭС и предназначенных для обеспечения функционирования посольств, консульств;
8) помещаемых под таможенную процедуру реэкспорта, прибывших на таможенную территорию ЕАЭС и находящихся в зоне таможенного контроля, расположенной в непосредственной близости от места перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС, и не помещенных под какую-либо таможенную процедуру;
9) помещаемых под специальную таможенную процедуру иностранных товаров (лекарственных препаратов, биологически активных добавок к пище) предназначенных для проведения лечебных и восстановительных мероприятий для кандидатов в национальные и сборные команды по видам спорта;
10.1) запасных частей и оборудования:
10.3) иностранных товаров, предназначенных для организации и проведении международных соревновательных мероприятий по профессиональному мастерству WorldSkills («Ворлдскиллс»), помещаемых под специальную таможенную процедуру, а также помещаемых под таможенную процедуру реэкспорта в целях завершения действия специальной таможенной процедуры.
При помещении товаров под таможенные процедуры, предусматривающие:
Подача перечня сопровождается предоставлением таможенному органу документов, необходимых для принятия решения о выпуске товаров. С 01 октября 2021 вступают в силу изменения в Решение ЕЭК № 263.
Так, внесены дополнения в Инструкцию и предусмотрены:
Подача жалобы в таможенный орган как способ досудебной защиты прав участников ВЭД: порядок и сроки обжалования
Доклад Н. Н. Вихлянцевой на вебинаре, проводимом Уральским таможенным управлением.
С сентября 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о таможенном регулировании). Главой 51 этого закона установлен новый порядок подачи и рассмотрения жалоб на решения, действия, бездействие таможенных органов и их должностных лиц, на котором мы остановимся более подробно.
Статьей 358 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза предусмотрено, что любое лицо вправе обжаловать решения, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц в порядке и сроки, которые установлены законодательством государства-члена Союза.
В Российской Федерации порядок рассмотрения жалоб на решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц, как было указано выше, регламентирован главой 51 Закона о таможенном регулировании.
Положениями статьи 286 Закона о таможенном регулировании установлено, что федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела, определяет порядок действий должностных лиц таможенных органов при рассмотрении жалоб. В этой связи внутренняя технология взаимодействия таможенных органов и их функциональных подразделений будет определена в приказе Минфина России.
Существующий на сегодняшний день порядок обжалования отличается от порядка ведомственного обжалования, который ранее был предусмотрен главой 3 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Однако, он, как и прежде, имеет ряд преимуществ по сравнению с судебным порядком обжалования решений и действий таможенных органов.
Ведомственное обжалование дает возможность восстановить нарушенные права, избежав финансовых издержек, таких как оплата услуг адвокатов, оплата государственной пошлины и командировочных расходов. Это более быстрое разрешение вопросов в сфере таможенного регулирования, поскольку таможенные органы рассматривают жалобы в течение одного месяца и решение по жалобе вступает в законную силу немедленно.
Решение по жалобе является обязательным для таможенного органа, решение, действие, бездействие которого обжаловалось. Обычно бывает достаточно одного решения по жалобе, чтобы изменить позицию таможенного поста или таможни.
Обжаловать решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц могут:
Так, согласно положениям Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» от имени общества без доверенности может действовать единоличный исполнительный орган: директор, генеральный директор, президент и др.
Если жалоба подписана вышеуказанными лицами, то при ее подаче предоставление документов, подтверждающих их полномочия, как это было установлено ранее, не требуется. Однако, в жалобе в обязательном порядке должен быть указан ИНН организации. В остальных случаях, если жалоба подписана представителем организации, наряду с указанием в жалобе ИНН, к ней должна быть приложена доверенность, в которой закреплено право представителя на обжалование решений, действий (бездействия) таможенных органов. Документ представляется в виде оригинала или копии, заверенной надлежащим образом – нотариально или самим юридическим лицом. Надлежащим образом оформленная доверенность также должна быть приложена и к жалобе индивидуального предпринимателя или физического лица, в случае если жалоба подается представителем в его интересах.
Жалоба на решение, действие, бездействие таможенного органа может быть подана либо в суд, либо в таможенный орган. А именно:
Таможня либо региональное таможенное управление перенаправляют жалобу с заключением и документами, необходимыми для принятия решения по жалобе, в течение 5 рабочих дней в вышестоящий таможенный орган, который уполномочен принимать решение по жалобе.
Следует иметь в виду, что дать правовую оценку и отменить незаконное решение, действие (бездействие) может только вышестоящий таможенный орган или суд.
Вместе с тем, некоторые участники ВЭД за защитой нарушенных прав обращаются к Президенту Российской Федерации, в прокуратуру, уполномоченному по правам предпринимателей, которые в свою очередь, не имея полномочий для отмены решений таможенных органов, перенаправляют жалобы в таможенные органы. Соответственно, время для восстановления нарушенных прав не сокращается, а наоборот, увеличивается.
Жалоба на решение, действие, бездействие таможенного органа может быть подана в течение трех месяцев:
В случае, если трехмесячный срок для обжалования пропущен заявитель вправе представить в письменной форме ходатайство о восстановлении срока обжалования. Такое ходатайство можно изложить в тексте жалобы, либо приложить к жалобе в виде отдельного документа, в котором указать уважительные причины пропуска срока. Вместе с ходатайством необходимо предоставить документы, подтверждающие причины пропуска срока для обжалования.
Восстановление пропущенного срока для обжалования выражается в фактическом принятии таможенным органом жалобы к рассмотрению.
В жалобе на решение, действие таможенного органа необходимо указать:
Главное, это определить предмет жалобы и указать, что именно должен сделать таможенный орган: отменить решение, принять новое решение, совершить определенное действие для того, чтобы восстановить нарушенные права. В жалобе, направляемой в таможенный орган, необходимо указать причины, по которым обжалуемое решение является неправомерным. Правовое обоснование жалобы позволит сформулировать позицию по предмету жалобы или, наоборот, позволит понять, что в ваших суждениях есть ошибка и таможенный орган действует законно.
В ходе проведения таможенного контроля товаров (как до так и после выпуска товаров) при выявлении признаков недостоверного заявления таможенной стоимости или неверной классификации таможенные органы, как правило, до принятия соответствующего решения направляют декларанту запрос о представлении документов и сведений, в том числе, письменных пояснений декларанта. В данном запросе указываются причины, по которым, по мнению таможенного органа, ранее представленные декларантом документы и сведения, не позволяют принять решение о подтверждении заявленной таможенной стоимости или заявленного декларантом классификационного кода товара.
Таким образом, в целях исключения случаев недопонимания и возникновения конфликтных ситуаций участники ВЭД должны представить по запросу таможенного органа все необходимые документы и сведения, подтверждающие заявленную таможенную стоимость или классификационный код товара.
После того как жалоба написана, она должна быть подписана заявителем или его представителем собственноручно и направлена в таможенный орган по почте либо нарочно. В случае, если жалоба подписана представителем к жалобе в обязательном порядке должна быть приложена надлежащим образом оформленная доверенность. По усмотрению заявителя к жалобе могут быть приложены документы, подтверждающие обстоятельства и доводы, изложенные в ней.
Необходимо обратить внимание, что положения статьи 290 Закона о таможенном регулировании предусматривают возможность подачи жалобы в электронном виде, однако, применение данных положений, согласно пункту 11 статьи 398 Закона, предусмотрено только с 01.01.2022. В связи с чем, в настоящее время подача жалобы в электронном виде является основанием для принятия таможенным органом решения об отказе в её рассмотрении по существу.
Подача жалобы не приостанавливает исполнение обжалуемого решения таможенного органа, за исключением случая, установленного частью 2 статьи 292 Закона о таможенном регулировании. Так, по письменному ходатайству заявителя обжалуемое решение, направленное на взыскание таможенных платежей, подлежащих уплате в связи с его принятием, может быть приостановлено при условии предоcтавления денежного залога или банковской гарантии на сумму взыскания.
К ходатайству о приостановлении исполнения обжалуемого решения необходимо приложить банковскую гарантию в виде документа на бумажном носителе либо указать в ходатайстве сведения о банковской гарантии в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, а в случае внесения денежного залога подать заявление о зачете денежных средств, уплаченных в качестве авансовых платежей, в счет денежного залога.
Если заявителем является лицо, осуществляющее деятельность в сфере таможенного дела, либо уполномоченный экономический оператор, то по ходатайству указанных лиц в качестве обеспечения приостановления исполнения обжалуемого решения могут использоваться обеспечение исполнение обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного либо уполномоченного экономического оператора.
Решение вопроса о приостановлении исполнения обжалуемого решения является компетенцией таможенного органа, принявшего обжалуемое решение. Такое решение принимается в течение 7 рабочих дней после получения ходатайства.
Все основания для отказа в рассмотрении жалобы по существу закреплены в статье 293 Закона о таможенном регулировании. Так, при рассмотрении жалобы таможенный орган отказывает в ее рассмотрении по существу при наличии следующих оснований:
В случае отказа в рассмотрении жалобы по существу заявитель вправе повторно обратиться в таможенный орган с жалобой о том же предмете, устранив предварительно те обстоятельства, которые послужили причиной такого отказа.
В случае соблюдения вышеуказанных требований к порядку подачи жалобы жалоба будет принята таможенным органом к рассмотрению по существу.
По результатам рассмотрения жалобы принимается решение об удовлетворении требований заявителя полностью или частично и признании неправомерным обжалуемого решения, действия (бездействия) либо об отказе в удовлетворении жалобы и о признании правомерным обжалованного решения, действия (бездействия).
При подаче жалобы через таможенный орган, решение, действие (бездействие) которого обжалуются, срок ее рассмотрения составит месяц со дня поступления жалобы в таможенный орган, уполномоченный ее рассматривать (вышестоящий таможенный орган) и два месяца, если жалоба будет подана непосредственно в вышестоящий таможенный орган.
Указанный срок рассмотрения жалобы может быть продлен начальником таможенного органа или должностным лицом таможенного органа, им уполномоченным, но не более чем на один месяц. О продлении срока рассмотрения жалобы заявитель уведомляется в течение трех рабочих дней со дня принятия такого решения.
Закон о таможенном регулировании предусматривает право заявителя отозвать жалобу в любой момент до принятия решения по существу жалобы. При этом необходимо учитывать, что отзыв жалобы препятствует повторной подаче в таможенный орган жалобы о том же предмете.
Требования к отзыву жалобы не предусмотрены Законом о таможенном регулировании, однако, логично предположить, что данные требования аналогичны требованиям, предъявляемым законом к форме жалобы, а именно, отзыв должен быть подписан собственноручно лицом, обратившимся с жалобой, и направлен в таможенный орган по почте либо нарочно.
Решение таможенного органа по жалобе может быть обжаловано в вышестоящий таможенный орган и (или) суд. Для Уральского таможенного управления это:
Решение таможенного органа об отказе в рассмотрении жалобы по существу может быть обжаловано только в суд. По итогам работы 2019 года таможенными органами Уральского таможенного управления удовлетворено 30% от общего количества жалоб, рассмотренных по существу, что позволяет сделать вывод об объективности подхода таможенных органов к разрешению конфликтов и споров и принятию мер по скорейшему восстановлению нарушенных прав и интересов лиц.
Положениями Закона о таможенном регулировании предусмотрен еще один механизм взаимодействия между таможенными органами и участниками ВЭД, который также направлен на исключение фактов возникновения конфликтных ситуаций между ними. Это возможность получения информации о причинах принятого таможенным органом решения, совершенного действия (бездействия).
Право заинтересованных лиц на получение информации о причинах принятого решения, совершенного действия (бездействия) закреплено положениями статьи 265 Закона о таможенном регулировании.
Предоставление заинтересованному лицу информации возможно при соблюдении следующих условий:
Запрос должен быть подан в шестимесячный срок со дня принятия решения, совершения действия, либо истечения срока их принятия, либо со дня, когда лицу стало известно о принятом решении или совершенном действии (бездействии). Исчисление срока подачи запроса со дня, когда лицу стало известно о принятом решении или совершенном действии (бездействии), возможно в случаях, когда заинтересованное лицо ранее не знало и не могло либо не обязано было знать о принятом решении или совершенном действии (бездействии).
Запрос о предоставлении необходимой информации может быть подан заинтересованным лицом как в устной форме, так и в письменной. Форму запроса выбирает само заинтересованное лицо.
В целях получения своевременной и оперативной информации заинтересованное лицо может обратиться с устным запросом в таможенный орган, который обязан рассмотреть такой запрос в день его получения.
В случае, когда заинтересованному лицу на запрос о причинах принятого решения требуется ответ на материальном носителе, например, в целях возможного обжалования этого решения либо совершенного действия (бездействия), заинтересованное лицо вправе обратиться в таможенный орган с письменным запросом. Ответ на письменный запрос должен быть дан в письменном виде в течение десяти дней со дня получения указанного запроса Днем подачи письменного запроса является день его получения таможенным органом. Запрос, поданный по истечении указанных сроков, таможенным органом не рассматривается, а пропущенные сроки не восстанавливаются.
Подача запроса не приостанавливает исполнения решения или действия, в отношении которых подан запрос. Если запрос касается сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, то ответ дается в объеме и порядке, исключающих разглашение таких сведений.
Информация о причинах принятого решения, совершенного действия (бездействия) предоставляется таможенными органами бесплатно.