исковое заявление о возврате налоговым органом излишне уплаченного налога

Составляем и подаем в ИФНС заявление на возврат переплаты

Чтобы вернуть или зачесть возникшую переплату налогов и других платежей, надо составить принятое приказом ФНС от 14-го февраля 2017 № ММВ-7-8/182@ заявление. Однако с 2019 г. в его форму внесены некоторые изменения. Наша статья поможет налогоплательщикам: физлицам и организациям — правильно составить нужные документы.

На практике случаются ситуации, когда в бюджет перечислено налогов, иных взносов, сборов больше, чем была обязанность их уплатить. И как результат — возникшая переплата. Физлица, предприниматели и юрлица, имея на сайте ФНС (nalog.ru) свой личный кабинет, легко могут узнать сумму их излишне уплаченных налогов. Выявив, какая сумма платежей переплачена, необходимо решить: зачесть ее либо вернуть, заполнив при этом письмо и подав его в налоговую. Рассмотрим формы, которые надо составить, как их подать, в какие допустимые сроки, приведем пример заполнения заявления на возврат.

Как распорядиться переплатой по налогам

Пользуясь своим правом по ст. 78 НК РФ, физические лица или компании переплаченные в бюджет налоги (на доходы, прибыль, имущество, НДС и др.) могут зачесть в счет налогов, подлежащих уплате в будущем (или недоимки по другим платежам), или вернуть их из бюджета.

Когда и как заявить о возврате (зачете) излишне уплаченного налога

Обратиться за возвратом/зачетом переплаченного излишне сбора, налога, взноса или штрафа можно лично, по электронной или обычной почте или из своего личного кабинета. Важно сделать это не позднее 3-х лет после уплаты этой суммы.

Чаще на практике, получив обращение с просьбой засчитать или возвратить сумму переплаты по какому-нибудь платежу, ИФНС перед вынесением своего решения делает сверку расчетов.

Само решение «зачесть или вернуть» выносится налоговым органом в течение не более 10-тидневного срока с получения обращения или совместно подписанного акта по итогам сверки налогов, о котором письменно сообщается заявителю. При этом со стороны налоговой инспекции компании может поступить запрос о представлении подтверждающих документов о возникших лишних суммах уплаты налогов.

Принятое ФНС решение служит основанием, чтобы перечислить излишне уплаченную сумму налога: по НК РФ это их обязанность в течение 1-го месяца от получения указанного заявления о возврате.

НК РФ обязывает налоговую информировать вас обо всех случаях излишней уплаты налогов в 10-тидневный срок (п. 3 ст. 78 НК РФ)

Заполняем заявление о возврате из бюджета налога

Предположим, что ООО «Вымпел», оплачивая начисленный по декларации налог на прибыль организаций за 2018 год, совершило ошибку и налог был перечислен на 5 350 рублей больше. Компания подала в межрайонную ИФНС заявление с просьбой вернуть указанную сумму.

На этом примере мы попробуем заполнить необходимую форму документа (заявления) о возврате налога, состоящую из 3-х страниц, которую нужно сдать в налоговую.

ФНС России скорректировала применяемый бланк заявления о возврате/зачете переплаты налогов своим приказом от 30.11.2018 N ММВ-7-8/670@.

Процесс заполнения такого заявления сводится к последовательности следующих действий: оформляем титульный лист (лист 001 формы), лист 002 и лист 003 (при необходимости).

Сначала заполняем титульный лист бланка

исковое заявление о возврате налоговым органом излишне уплаченного налога

В 2-х верхних строках формы указываются ИНН, КПП и номер п/п страницы (001). В приведенном примере заявление составляется от организации, значит в поле ИНН вписываем 10 цифр, а в поле КПП — 9 цифр: соответственно, данные ООО «Вымпел».

Затем в строке «Номер заявления» ставим его номер (если оно первое, то это «1») в этом году. Рядом пишем код налогового органа, в который его адресуем.

Далее расположены строки для указания полного названия организации (ФИО физлица), у нас в примере это общество с ограниченной ответственностью «Вымпел».

В строке «Статус налогоплательщика» выбираем соответствующий однозначный код из предложенных в форме. Все свободные клетки полей бланка необходимо заполнять прочерками.

В строке «На основании статьи» следует указать № статьи в НК РФ, служащей основанием предстоящего возврата переплаченного платежа. При возврате переплаченного налога, взноса это ст. 78 НК РФ, при возврате госпошлины — ст. 333.40 НК РФ, ошибочно взыскала налоговая — ст. 79 НК РФ, возмещаете НДС — ст. 176 НК РФ и др.

исковое заявление о возврате налоговым органом излишне уплаченного налога

В нашем примере это ст. 78 НК, так как требуется возврат переплаченного налога на прибыль.

Ниже, в расположенных друг под другом двух клетках, указываем сведения о том, какая именно переплата и по какому виду платежа, и выбираем соответствующие однозначные коды для данных полей из предложенных в форме. Например, «1» — излишне уплаченный, и «1» — налог.

В строке «в размере» цифрами прописываем сумму запрашиваемой переплаты по налогу, например, 5 350 рублей. Строка «Налоговый (расчетный) период» заполняется следующими кодами для первых двух клеток:

«МС» — если платеж месячный;

«КВ» — если квартальный;

«ПЛ» — если переплата за полугодие;

исковое заявление о возврате налоговым органом излишне уплаченного налога

После точки уточняется выбранный и указанный отчетный период, т.е. проставляется порядковый номер месяца, квартала или полугодия, а для годового платежа здесь ставим «00».

Непосредственно тот год, в котором возникла переплата, указываем после следующей точки в четырех свободных клетках.

В нашем примере: «ГД.00.2018».

Рядом следует указать код ОКТМО, который можно уточнить на официальном сайте ФНС.

Для заполнения заявления о возврате переплаты налога организации могут взять код региона (ОКТМО) из представленной налоговой декларации (в примере это декларация по прибыли), а физлица — указать регион, где платился данный налог: если речь о имущественном налоге, ОКТМО берется по местонахождению этого имущества, транспортный налог — по месту, где прописан владелец автомобиля, НДФЛ — из справки о доходах с работы.

В строке ниже — «Код бюджетной классификации» — заполняется 20-тизначный КБК переплаченного платежа. В нашем примере это КБК налога на прибыль в федеральный бюджет.

Далее записываем количество страниц и приложений в подаваемом заявлении. Помним, что все пустые клетки полей бланка прочеркиваем.

Снизу слева на титульном листе формы предусмотрена часть страницы для отражения информации о заявителе (плательщик/его представитель): ФИО, номер телефона, подпись и дата. Если заявление подается представителем, следует указать реквизиты подтверждающего его полномочия документа и приложить его копию к заявлению.

Источник

Как заставить инспекцию вернуть налоги

Глава 12 части 1 НК РФ носит название «Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм». Статья 78 указанной главы документа по большей части раскрывает процедуру зачета излишне уплаченных сумм налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, а также регламентирует положения в части их возврата.

А статья 79 закрепляет механизм возврата таких сумм, но уже излишне взысканных. Тем не менее не все знают, как правильно потребовать у налоговых органов возвратить излишне уплаченные и излишне взысканные налоги.

Излишне уплаченный налог

Если данный месячный срок истек, а сумма налога не зачислена на счет налогоплательщика, то согласно пункту 10 статьи 78 НК РФ налоговый орган начисляет на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата из расчета ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в дни нарушения срока возврата. В случае изменения ключевой ставки в отдельные периоды времени, исчисление процентов производится отдельно за каждый период действия соответствующей ставки (смотрите Приказ ФНС от 25.12.2008 N ММ-3-1/683@ «О создании информационного ресурса результатов работы по зачетам и возвратам» (далее — Приказ ФНС РФ N ММ-3-1/683@), а также Письмо Минфина от 01.08.2007 N 03-02-07/2-136).

Территориальный орган Федерального казначейства, осуществивший возврат суммы излишне уплаченного налога, уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств (п. 11 ст. 78 НК РФ). Если предусмотренные штрафные проценты уплачены налогоплательщику не в полном объеме, налоговый орган принимает решение о возврате оставшейся суммы процентов, рассчитанной исходя из даты фактического возврата налогоплательщику сумм излишне уплаченного налога, в течение трех дней со дня получения уведомления территориального органа Федерального казначейства о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств. До истечения установленного срока поручение на возврат оставшейся суммы процентов, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата (п. 12 ст. 78 НК РФ).

При решении вопроса о моменте исполнения обязанности по возврату налогоплательщику соответствующих сумм путем их перечисления в безналичном порядке на указанный получателем счет, налоговым органам необходимо руководствоваться общими правилами, согласно которым плательщик признается исполнившим свою обязанность с момента поступления соответствующей суммы в указанный получателем средств банк.

Излишне взысканный налог

Решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога, а также заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленного через личный кабинет налогоплательщика (форма решения в Приложении N 3 к Приказу N ММВ-7-8/182@).

До истечения этого срока поручение на возврат суммы излишне взысканного налога подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством РФ (ст. 166.1 Бюджетного кодекса РФ). Согласно пункту 4 статьи 79 НК РФ налоговый орган, установив факт излишнего взыскания налога, обязан сообщить об этом налогоплательщику в течение 10 рабочих дней со дня установления этого факта (форма сообщения в Приложении N 2 к Приказу N ММВ-7-8/182@). Данное сообщение передается руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.

Сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога. Отсчет месячного срока возврата суммы излишне взысканного налога и начисленных на эту сумму процентов начинается со следующего (после дня отмены решения о взыскании налогов либо дня принятия судом решения о возврате суммы) дня.

Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования ЦБ. В случае если указанные проценты уплачены налогоплательщику не в полном объеме, налоговый орган принимает решение о возврате оставшейся суммы процентов, рассчитанной исходя из даты фактического возврата налогоплательщику сумм излишне взысканного налога, в течение 3 дней со дня получения уведомления территориального органа Федерального казначейства о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

До истечения указанного срока поручение на возврат оставшейся суммы процентов, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата. Возврат суммы излишне уплаченного или излишне взысканного налога и уплата начисленных процентов производятся в валюте Российской Федерации.

Зачет при возврате налога

В Постановлении Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 г. N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» в целях единообразного разрешения судебных споров, связанных с применением положений НК РФ, разъяснены некоторые вопросы, касающиеся зачета или возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) сумм. Так, Пленум ВАС РФ в пункте 32 Постановления N 57 указал, что зачет является особой формой принудительного взыскания налога, на него надлежит распространять общие положения НК РФ, определяющие сроки реализации налоговыми органами права на принудительное взыскание налогов, пеней, штрафов.

В связи с этим не может быть произведен зачет излишне уплаченных (взысканных) сумм пеней по инициативе налогового органа в следующих ситуациях:

Особенности зачета или возврата излишне уплаченных сумм пеней налоговым агентом разъяснены в пункте 34 Постановления N 57. Согласно пункту 14 статьи 78 НК РФ определенные данной статьей правила зачета или возврата излишне уплаченных сумм налога, сбора, пеней распространяются на налоговых агентов. В связи с этим, как пояснил Пленум ВАС РФ, если при рассмотрении спора суд установит, что излишне перечисленные налоговым агентом в бюджет суммы не превышают сумм, удержанных с налогоплательщика, решение о зачете или возврате этих сумм в пользу налогового агента может быть принято судом только в двух случаях:

В пункте 35 Постановления Пленум ВАС РФ N 57 указано, что установленные статьями 78 и 79 НК РФ правила об обязательном зачете излишне уплаченных (взысканных) сумм пеней в счет погашения задолженности распространяются исключительно на случаи возврата излишне уплаченного (взысканного) налога налоговым органом в административном порядке и не подлежат применению при исполнении судебных актов, предусматривающих возврат налогоплательщику из бюджета излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов, пеней, штрафов.

Таким образом, решение арбитражного суда о возврате налогоплательщику излишне уплаченных (взысканных) сумм пени подлежит безусловному исполнению налоговым органом. Налоговый орган не вправе самостоятельно производить зачет этой суммы в счет погашения имеющейся задолженности. Разъяснения, касающиеся момента исполнения обязанности по возврату налогоплательщику соответствующих сумм путем их перечисления в безналичном порядке на указанный получателем счет, содержатся в пункте 36 Постановления N 57.

Учет и контроль возврата и зачета налогов

Факт излишней уплаты (излишнего взыскания) устанавливается специалистом отдела по работе с налогоплательщиками, в чьи функции входит сверка с налогоплательщиками. Сотрудником отдела в течение десяти рабочих дней после наступления срока уплаты налога (сбора) формируется список налогоплательщиков, имеющих суммы излишней уплаты (излишнего взыскания).

Излишне уплаченная (взысканная) сумма рассчитывается программными средствами по каждому КБК на основании баз данных деклараций, баз данных налоговых проверок, базы данных ввода расчетных документов и баз данных по зачетам и возвратам. При расчете излишне уплаченной суммы налога исключаются платежи по НДФЛ, уплаченные в текущем году. Данный список передается для согласования в отдел камеральных проверок, аналитический отдел и отдел ввода и обработки данных. После чего список налогоплательщиков, имеющих подтвержденную переплату, передается в отдел урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства для проведения мероприятий по зачету подтвержденной переплаты в счет недоимки, задолженности по пеням и штрафам в рамках статьи 78, 79 НК РФ.

После проведения указанных мероприятий отделом урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства список налогоплательщиков, имеющих подтвержденную переплату, передается в отдел работы с налогоплательщиками для формирования извещений об обнаружении факта излишней уплаты (излишнего взыскания) налога (сбора, пени, штрафа).

Для целей данных методических рекомендаций перед принятием решения о возврате излишне уплаченных (излишне взысканных), подлежащих возмещению налоговых платежей, страховых взносов, налоговый орган обязан проконтролировать соблюдение обязательных условий, установленных законодательством РФ о налогах и сборах, в том числе:

Источник

Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога

Обычно составление заявления на возврат суммы излишне уплаченного налога происходит после завершения периодов сдачи налоговых отчетов и перечислений, когда в результате перепроверки сумм, отправленных в налоговую, выясняется, что по какой-либо причине произошла переплата.

Причины переплат по налоговым выплатам

Самые разные обстоятельства могут привести к переплате налога. Чаще всего это банальные ошибки при оформлении документов, которые допускают как бухгалтеры компаний, так и сами инспекторы налоговых служб. Например, неправильно указываются действующие налоговые ставки, не применяются льготы, не учитываются все необходимые значения при расчете налогооблагаемой базы и т.д.

Бывает, что налоговики списывают налог два раза – такое обычно случается, если одно юридическое лицо имеет несколько счетов. Также возможны ситуации, когда излишняя оплата налога происходит вследствие авансовых платежей, выплаченных своевременно.

В любом случае, вне зависимости от причины, приведшей к переплате налога, закон предусматривает возможность возврата суммы, выплаченной сверх необходимого. Для этого надо всего лишь подать в территориальную налоговую инспекцию соответствующее заявление.

Сроки возврата излишне уплаченного налога

Существует четко ограниченный период подачи заявления на возврат излишне уплаченного налога: три года.

Если факт переплаты вскрылся позднее или налогоплательщик по каким-то причинам не смог обратиться за возвратом денежных средств за этот срок, в дальнейшем сделать что-либо будет уже вряд ли возможно.

Если заявление подано вовремя и по всем правилам, при этом никаких вопросов у налоговой не возникло и она согласилась с требованием налогоплательщика, возврат должен быть осуществлен не позднее, чем через месяц после подачи заявления.

Если не написать заявление на возврат

В случае отсутствия требования по возврату излишне оплаченного налога, специалисты налоговой инспекции имеют полное право зачесть эту сумму в счет будущих налоговых платежей налогоплательщика или же покрыть ею какие-либо его недоимки, пени и штрафы.

Встречаются ситуации, когда заявлении поступает после того, как налоговики уже распорядились переплаченными деньгами – в таких случаях на счет плательщика налога вернется только разница между покрытыми недоимками (пенями, штрафами) и излишне оплаченной суммой.

Процедура возврата

Например, если произошла оплошность со стороны бухгалтера предприятия, впоследствии обнаруженная, надо подготовить и сдать налоговикам уточненную декларацию. Или можно просто составить акт сверки с налоговой – если он выявит переплату, то и «уточненку» подавать уже не потребуется.

Порой факт налоговой переплаты вскрывается в результате выездных налоговых проверок – в этом случае налоговая высылает организации письменное уведомление.

Иногда в поисках истины, налогоплательщики вынуждены бывают обратиться в суд, но как правило, это крайняя мера. Однако если по суду факт переплаты налога будет доказан, это также послужит основанием для возврата денежных средств.

Налоговики обязаны рассмотреть заявление в течение 10 дней с момента получения.

Как передать заявление

Налогоплательщик имеет право передать заявление налоговикам любым удобным для себя способом:

Правила по оформлению заявления

Заявление следует оформлять по специальному образцу, разработанному и утвержденному Федеральной налоговой службой. При заполнении бланка необходимо придерживаться определенных норм.

Лучше всего в документе писать печатными буквами, чтобы вся информация была максимально разборчива, при этом надо стараться избегать неточностей и ошибок, а если они все же случились, лучше не исправлять их, а написать новое заявление.

Составляется документ в двух экземплярах, один из которых, после визирования у инспектора остается на руках у налогоплательщика, второй – передается в налоговую.

Образец заявления о возврате суммы излишне уплаченного налога

Сначала в верхней правой части документа указываются сведения об адресате заявления и его авторе. Здесь указывается название и номер конкретной налоговой службы, а также информация о налогоплательщике:

исковое заявление о возврате налоговым органом излишне уплаченного налога

Основная часть документа касается излишне оплаченного налога.

Источник

Образец заявления о возврате излишне уплаченного налога

исковое заявление о возврате налоговым органом излишне уплаченного налога

Когда необходимо подавать заявление на возврат суммы излишне уплаченного налога

Ситуации возникновения переплаты по налогу бывают разные. Например, налогоплательщик по ошибке перечислил сумму налога большую, чем показал в декларации. Либо подал уточненную декларацию с меньшим начислением налогов, чем было показано первоначально и, соответственно, уже перечислено.

Кроме того, возможно, что авансовых платежей по итогам отчетных периодов было перечислено больше, чем получилось налога к начислению за налоговый период.

В таких случаях налогоплательщику следует обратиться в налоговую инспекцию по месту учета с заявлением на возврат суммы излишне уплаченного налога. Вернуть налог можно в течение 3 лет с момента его переплаты (п. 7 ст. 78 НК РФ).

Больше о возврате налогов узнайте из этой статьи.

Не забудьте, что налоговая инспекция обязана самостоятельно начислить и выплатить проценты за несвоевременный возврат переплаты. Подавать заявление для этого не нужно. О том, как должны быть рассчитаны проценты и что делать, если налоговики отказали в возврате, вы можете узнать из Готового решения от КонсультантПлюс. Пробный доступ к К+ можно получить бесплатно онлайн.

Форма заявления о возврате налога в 2021–2022 годах

Форма заявления на возврат излишне уплаченного налога утверждена приказом ФНС от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@. С 23.10.2021 она применяется в редакции приказа ФНС от 17.08.2021 № ЕД-7-8/757@. Скачать бланк можно бесплатно, кликнув по картинке ниже:

В бланке заявления о возврате излишне уплаченного налога нужно указать:

Также на первом листе указывается подпись заявителя и дата подписания. На второй странице приводятся сведения о реквизитах банковского счета (вид счета указывают в виде кода, а поле для указания коррсчета отсутствует), наименование получателя и сведения о документе, удостоверяющем личность. Третья страница заполняется физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями. На ней также приводятся сведения о документе, удостоверяющем личность. С 09.01.2019 адрес места жительства физлица в заявлении не указывают. Обратите внимание, что эту страницу можно не заполнять, если указан ИНН.

Под заявлением проставляется дата и подпись заявителя. Если заявление подается в электронном виде, оно заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью.

О том, нужна ли на заявлении печать, читайте здесь.

Образец заявления на возврат излишне уплаченного налога

Образцы заполнения с 23.10.2021 заявлений на возврат в зависимости от вида налога и ситуации вы можете скачать в КонсультантПлюс. Пробный онлайн-доступ к К+ вы можете получить бесплатно, кликнув ниже по нужной ссылке.

Ссылка на пробный онлайн доступ к К+.

Бесплатно

Вид возврата
Возврат возмещаемого НДСОбразец заявления от К+
Возврат излишне уплаченного НДСОбразец заявления от К+
Возврат излишне взысканного НДСОбразец заявления от К+
Возврат переплаты по налогу на прибыльОбразец заявления от К+
Возврат налоговому агенту переплаты по НДФЛОбразец заявления от К+

Итоги

Образовавшуюся переплату по налогу можно вернуть из бюджета. Для этого надо подать в ИФНС заявление установленной формы, указав в этом документе необходимые коды, данные налогоплательщика, период образования переплаты, ее сумму и реквизиты, по которым переплата будет возвращена.

Источник

Срок исковой давности для возврата переплаты по налогу

Автор: Тарасова Е., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

По общему правилу переплата по налогу может быть возвращена организации в том случае, если с момента его уплаты не прошло три года. По истечении указанного срока переплата тоже может быть возвращена организации, но уже в судебном порядке. Арбитры при разрешении споров касательно срока давности руководствуются общими правилами (установленными Гражданским кодексом) и исчисляют трехгодичный срок с момента, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о наличии переплаты. Этот момент является отправной точкой для исчисления срока давности для возврата переплаты. Между тем на практике его не так-то просто определить. Доказательством тому является правоприменительная практика. Подробности – далее.

Общие правила возврата налоговой переплаты

Излишняя уплата налога обычно имеет место, когда налогоплательщик самостоятельно исчисляет подлежащую внесению в бюджет сумму налога и по какой-либо причине допускает ошибку (при расчете налоговой базы, применении неверной ставки налога, заполнении платежного поручения и т. д.). Обычно это происходит вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения (п. 2.5 Определения КС РФ от 27.12.2005 № 503-О). Другой объективной причиной возникновения переплаты может стать превышение перечисленных в течение года авансовых платежей над суммой налога, исчисленного по итогам налогового периода.

Вопросы возврата излишне уплаченной суммы налога урегулированы ст. 78 НК РФ, положения которой применяются в том числе в отношении авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов. В пункте 7 данной статьи сказано, что заявление (заявление подается по форме, утвержденной Приказом ФНС РФ от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@, в налоговый орган по месту учета налогоплательщика)о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано налогоплательщиком в течение трех лет со дня уплаты налога (по общему правилу налоги считаются уплаченными с момента предъявления в банк поручения на перечисление денежных средств в бюджет (пп. 1 п. 3, п. 8 ст. 45 НК РФ)), если иное не предусмотрено налоговым законодательством РФ.

Таким образом, в общем случае налоговики могут вернуть переплату по налогу, если со дня ее возникновения прошло не более трех лет (Письмо Минфина РФ от 05.03.2020 № 03-04-06/16605).

Обратите внимание: возврат переплаты должен быть произведен в течение месяца со дня получения налоговым органом соответствующего заявления (п. 6 ст. 78 НК РФ). Нарушение ИФНС чревато уплатой процентов, которые начисляются за каждый день нарушения срока возврата (п. 10 ст. 78 НК РФ).

Но Налоговым кодексом не урегулирован вопрос о том, может ли налогоплательщик взыскать с ИФНС проценты за несвоевременный возврат налога при подаче иска в суд, если во внесудебном порядке он обратился в инспекцию только по истечении трех лет с момента образования переплаты. В Определении ВС РФ от 01.11.2019 № 301-ЭС19-10633 по делу № А28-4206/2018 сказано, что если налогоплательщик обращается в налоговый орган с заявлением о возврате суммы переплаты по истечении трех лет с момента ее образования, то он утрачивает право на взыскание процентов за несвоевременный возврат этой суммы, поскольку налоговый орган не обязан ее возвращать.

Вместе с тем налоговая переплата может быть возвращена и после того, как истек трехлетний срок. Но об этом мы поговорим чуть позже. Вначале рассмотрим порядок возврата переплаты, возникшей из-за излишне уплаченных в бюджет авансовых платежей по налогу (например, по УСНО или налогу на прибыль).

Дата возникновения переплаты при уплате авансовых платежей по УСНО

Порядок исчисления «упрощенного» налога установлен ст. 346.21 НК РФ и предусматривает самостоятельное определение (п. 2) налогоплательщиками суммы налога по итогам налогового периода. По итогам же каждого отчетного периода «упрощенцы» (независимо от применяемого объекта налогообложения) исчисляют сумму авансового платежа исходя из ставки налога и налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода (п. 3, 4 ст. 346.21 НК РФ). Авансовые платежи по итогам отчетных периодов уплачиваются в сроки, которые определены п. 7 ст. 346.21 НК РФ, – не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Согласно п. 5 названной статьи авансовые платежи по итогам отчетного периода засчитываются в счет уплаты налога по итогам следующего отчетного (налогового) периода.

Таким образом, указанные положения ст. 346.21 НК РФ устанавливают правило о зачете уплаченных авансовых платежей в счет уплаты последующих авансовых платежей и налога по УСНО, исчисленного по итогам налогового периода методом нарастающего итога.

Предположим, организация уплатила авансовые платежи по УСНО за I квартал и полугодие 2019 года 19.04.2019 и 17.07.2019 соответственно. По итогам девяти месяцев и года организация получила убыток. Декларация по УСНО за 2019 год была представлена 11.03.2020. Возникает вопрос о том, с какого момента организации нужно исчислять трехлетний срок для подачи в инспекцию заявления о возврате излишне уплаченного «упрощенного» налога:

со дня, когда были фактически перечислены авансовые платежи (19.04.2019 и 17.07.2019);

со дня, когда фактически была сдана налоговая декларация (11.03.2020);

со дня, который установлен ст. 346.23 НК РФ для сдачи декларации (31.03.2020).

Согласно п. 7 ст. 78 НК РФ заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Если «упрощенец» не заявил о возврате излишне уплаченного авансового платежа (в нашем примере – за I квартал и полугодие 2019 года), данный платеж учитывается на дату окончания следующего отчетного и налогового периодов. Определение окончательного финансового результата и размера обязанности по налогу производится налогоплательщиками в налоговой декларации, представляемой по итогам года. Президиум ВАС еще в Постановлении от 28.06.2011 № 17750/10 указал, что основания для возврата переплаты по итогам финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика наступают с даты представления налоговой декларации за соответствующий год.

Таким образом, сумма «упрощенного» налога может быть квалифицирована как излишне уплаченная только с даты фактического представления декларации за налоговый период. Дата внесения авансовых платежей не может рассматриваться в качестве даты возникновения излишней уплаты налога по УСНО. А это значит, что заявление о возврате суммы излишне уплаченного «упрощенного» налога организация может подать в течение трех лет с даты представления декларации по УСНО (то есть начиная с 11.03.2020).

В завершение добавим, что такой порядок определения даты возникновения переплаты из-за излишне внесенного аванса касается любых налогов, предполагающих уплату авансовых платежей в течение налогового периода.

Если с момента уплаты налога прошло более трех лет

Налоговым законодательством не регламентирован порядок восстановления пропущенного срока давности, установленного п. 7 ст. 78 НК РФ, для возврата налоговой переплаты. В этом случае налогоплательщик может обратиться в суд для защиты своих прав в пределах общего срока исковой давности, предусмотренного ст. 196 ГК РФ. В таком случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности (см. письма Минфина РФ от 08.11.2019 № 03-02-08/86022, от 04.11.2019 № 03-02-07/2/87318).

Существенный момент.

Прежде чем обратиться с заявлением о возврате налоговой переплаты в суд, организация должна сначала подать такое заявление в налоговую инспекцию по месту своего учета. Это следует из п. 2 ст. 138 НК РФ и п. 33 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 (далее – Постановление № 57).

К сведению: в Определении КС РФ от 21.06.2001 № 173-О указано: в случае пропуска срока для подачи в налоговый орган заявления о возврате суммы излишне уплаченного налога налогоплательщик может обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства. В этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности – три года исчисляются со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 ГК РФ).

Итак, суды исчисляют трехгодичный срок не с момента уплаты налога, а с момента, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о переплате (см. определения КС РФ от 26.03.2019 № 815-О, от 29.05.2019 № 1436-О, Письмо Минфина РФ от 08.11.2019 № 03-02-08/86022). То есть суды сдвигают дату, с которой начинается отсчет трехлетнего срока (определенного п. 7 ст. 78 НК РФ).

При этом именно налогоплательщик должен обосновать суду причины (обстоятельства), по которым не может узнать о возникшей переплате по налогу раньше (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 25.02.2009 № 12882/08 по делу № А65-28187/2007-СА1-56).

Обратите внимание: моментом, когда налогоплательщик узнал о факте излишней уплаты налога, не может считаться момент совершения им действий по корректировке своего налогового обязательства и, следовательно, день представления уточненной налоговой декларации (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 25.02.2009 № 12882/08 по делу № А65-28187/2007-СА1-56). Поскольку налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, он должен знать об излишне уплаченной сумме в момент подачи первичной декларации. По этой причине суды, как правило, отказывают организациям в возврате налоговой переплаты в связи с пропуском срока (см., например, Постановление АС МО от 13.12.2019 № Ф05-17713/2019 по делу № А41-9238/2019).

Если же в суде будет доказано, что налогоплательщик был осведомлен об имеющейся у него переплате по налогу, то пропущенный срок для подачи заявления о ее возврате ему не восстановят (см. постановления АС ЗСО 20.02.2020 № Ф04-7773/2020 по делу № А45-15810/2019, АС МО от 13.11.2019 № Ф05-19502/2019 по делу № А40-15012/2019, АС УО от 19.12.2019 № Ф09-8054/19 по делу № А07-3550/2019).

Обобщим сказанное. Само по себе обращение в суд с требованием восстановить трехлетний срок для возврата налоговой переплаты не является гарантией того, что этот срок в конечном итоге будет восстановлен. В статье 205 ГК РФ сказано, что срок исковой давности может быть восстановлен в исключительных случаях и при наличии уважительных причин его пропуска (см., например, Постановление АС ЗСО от 01.06.2018 № Ф04-2152/2017 по делу № А27-18872/2016).

Приведем несколько примеров из практики.

Можно ли три года исчислять с даты выдачи справки о состоянии расчетов с бюджетом?

В деле № А76-12783/2016, рассмотренном в Постановлении АС УО от 14.03.2017 № Ф09-406/17, проанализирована следующая ситуация. ИНФС в конце 2015 года выдала организации (по ее запросу) справку о состоянии расчетов с бюджетом, где была отражена переплата по налогу на прибыль и НДС, уплаченным в 2007 – 2011 годах.

На основании этой справки организация подала в ИФНС заявление о возврате налоговой переплаты. Однако ей было отказано из-за пропуска трехлетнего срока, установленного п. 7 ст. 78 НК РФ. По мнению налоговиков, организация должна была знать и знала об имеющейся переплате и раньше, поскольку она сдавала в 2008 – 2011 годах первичные и уточненные декларации, но не воспользовалась правом на подачу заявления о возврате переплат в пределах установленного срока.

Между тем арбитры приняли довод организации о том, что о наличии переплаты ей стало известно только после получения справки о состоянии расчетов. Поэтому отправной точкой для исчисления трехлетнего срока для возврата переплаты они признали дату выдачи справки о состоянии расчетов. Арбитры также учли, что налоговики в данном деле самостоятельно засчитывали переплату по налогу в счет недоимки. При этом решения о зачетах не принимались и уведомления в адрес налогоплательщика не направлялись. Следовательно, о точной сумме переплаты организация могла узнать только из извещения о переплате (справки о состоянии расчетов с бюджетом, актов сверок по налогам).

Справедливости ради следует отметить: судебная практика по этому вопросу не является однородной. Есть судебные акты, в которых указывается, что справки расчетов с бюджетом и акты сверки не являются единственными документами, свидетельствующими о возникновении у налогоплательщика переплаты. Эти документы, по мнению судей, лишь отображают состояние его расчетов с бюджетом (см., например, постановления АС ЗСО от 07.09.2016 № Ф04-3529/2016 по делу № А45-6464/2015, АС ПО от 18.08.2017 № Ф06-23272/2017 по делу № А55-18404/2016).

Если переплата образовалась по результатам контрольных мероприятий

Если организация по результатам выездной проверки узнала, что она не должна была платить налог или должна была его платить в меньшем размере, то именно с этой даты должен исчисляться срок на обращение в суд за возвратом переплаты. К такому выводу еще в 2010 году пришел Президиум ВАС в Постановлении от 21.12.2010 № 3972/10 по делу № А09-9907/08-30.

Данная позиция является справедливой и в наши дни (см., например, постановления АС СЗО от 30.09.2019 № Ф07-11447/2019 по делу № А05-2680/2019, АС ВСО от 21.03.2017 № Ф02-655/2017 по делу № А58-3566/2016). В них также сделан вывод, что трехлетний срок для возврата налоговой переплаты начал течь, когда налогоплательщик получил свое решение по выездной проверке.

В то же время если будет установлено, что налогоплательщик явно знал о том, что он не должен уплачивать налог (например, из-за превышения лимита доходов по УСНО), то суд может признать: срок на возврат этого налога должен исчисляться не с даты составления акта выездной проверки, а с момента уплаты налога. Так было в Постановлении АС ВВО от 10.06.2016 № Ф01-1970/2016 по делу № А82-10796/2015.

Вступление в силу решения суда, изменившего налоговые обязательства

Предметом налогового спора зачастую является пересмотр налоговых обязательств того или иного налогоплательщика. В этом случае является ли отправной точкой для исчисления трехлетнего срока дата вступления в силу судебного акта, где сделан вывод об отсутствии у налогоплательщика обязанности по уплате конкретного налога? Все зависит от обстоятельств возникшего спора.

Так, в деле № А28-11542/2018 была рассмотрена следующая спорная ситуация. Изначально организация, применяющая УСНО (с объектом налогообложения «доходы»), уплатила за 2013 – 2015 годы налог в общей сумме 3,2 млн руб. Но в июле 2018 года она подала «уточненки» по УСНО за указанные периоды, в которых отразила отсутствие дохода и налог к уплате 0 руб. Одновременно она направила заявление о возврате переплаты по «упрощенному» налогу в вышеуказанном размере.

ИНФС отказала ей в возврате переплаты. Суды тоже. Руководствуясь нормами ст. 21, 45, 78 НК РФ, Определением КС РФ № 173-О, п. 79 Постановления № 57 и Постановлением Президиума ВАС РФ № 12882/08, арбитры пришли к выводу, что организация обратилась в суд за пределами трехлетнего срока с момента, когда она узнала или должна было узнать о факте излишней уплаты налога.

Здесь необходимо пояснить истинные причины отказа. Дело в том, что организация была создана в результате реорганизации ООО (правопредшественник) в форме выделения. В отношении ООО была проведена выездная проверка, результатом которой стало доначисление налогов по общей системе налогообложения.

ООО предприняло попытку оспорить результаты проверки в суде. Но вступившимв законную силу Решением Арбитражного суда Кировской области от 18.07.2018 по делу № А28-16408/2017 был подтвержден факт создания ООО схемы дробления бизнеса путем осуществления реорганизации в форме выделения новых предприятий, применяющих УСНО (то есть бизнес раздробили специально, чтобы перевести на УСНО). При этом суды сочли правомерными действия налоговиков, включивших доходы, полученные правопреемниками (в том числе организацией), в налоговую базу ООО, на том основании, что именно оно, а не лица, с участием которых общество учло операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом, осуществляло спорную деятельность и получило данные доходы. (Это обстоятельство и стало основанием для подачи организацией «уточненок» по УСНО за 2013 – 2015 годы.)

Организация, ссылаясь на указанные обстоятельства, настаивала, что до принятия окончательного решения по спору о дроблении бизнеса и доначислениях она не могла знать о наличии у нее переплаты по УСНО.

Однако суды пришли к выводу: дата вступления в силу судебного акта по делу № А28-16408/2017 не влияет на исчисление срока давности.Организация (будучи правопреемником) производила уплату «упрощенного» налога,осознавая ошибочность и необоснованность такой уплаты (вследствие применения налоговой схемы). Арбитры подчеркнули, что организация не представила доказательств своей неосведомленности об излишней уплате в бюджет спорной суммы налогов до момента принятия решения по делу № А28-16408/2017, а также доказательств наличия объективных препятствий для реализации права на возврат излишне уплаченного налога в судебном порядке в установленный срок (Постановление АС ВВО от 09.08.2019 № Ф01-3573/2019).

Казалось бы, процедура возврата налоговой переплаты достаточно четко регламентирована налоговыми нормами. Между тем они не в состоянии учесть все многообразие ситуаций, возникающих на практике. Это приводит к спорам с налоговиками, которые нередко разрешаются только в судебном порядке.

Правоприменительная практика по данному вопросу в равной степени как обширна, так и неоднозначна. Мы рассказали об общих тенденциях в разрешении подобных споров. Но все мы понимаем, что исход конкретного спора напрямую зависит от присущих только ему обстоятельств.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *