искусство это особая форма духовной деятельности человека и общества проявляющаяся в различных видах

Искусство. Функции и виды искусства.

Понятие искусства.

Искусство представляет собой особый вид духовной сферы деятельности, основанный на творческом воспроизведении окружающего мира в художественных образах. Кроме того, в широком понимании, искусство может означать высший уровень мастерства в какой-либо сфере деятельности, даже не связанной напрямую с творчеством (например, в кулинарии, строительстве, единоборствах, спорте и т.д.).

Объектом (или предметом) искусства является мир вообще и человек в частности, а формой существования – художественное произведение как результат творческой деятельности. Произведение искусства – высшая форма результата творчества.

Цели искусства:

Функции искусства.

Виды искусства.

Виды искусства различны – все зависит от того, по какому критерию их классифицировать. Общепринятая классификация рассматривает три вида искусства.

По степени применения в повседневной жизни искусство может быть:

По времени создания:

По соотношению время-пространство:

По количеству используемых компонентов:

Классификаций много, а определение и роль искусства до сих пор является поводом для непрестанных споров и дискуссий. Главное в другом. Искусство может разрушать человеческую психику или лечить, растлевать или воспитывать, угнетать или давать толчок развитию. Задача человеческого общества – развивать и поощрять именно «светлые» виды искусства.

Источник

ЛЕКЦИЯ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ НА ТЕМУ «ИСКУССТВО» (ПО УЧЕБНИКУ ВАЖЕНИНА А.Г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ДЛЯ СПО)

Лекция по обществознанию на тему «Искусство»

(по учебнику Важенина А.Г. Обществознание для СПО)

Искусство — это разновидность духовной деятельности людей, вид духовного освоения действительности человеком, имеющий це­лью формирование и развитие его способности творчески преобра­зовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты и гармонии. В отличие от других сфер общественной деятельности (науки, политики и т.д.) искусство удовлетворяет потребность человека в восприятии окружающей действительности в развитых формах человеческой чувственности. Речь идет о специфической человеческой способности эстетического восприятия явлений, фактов, событий объективного мира, предполагающей развитое творческое воображение.

Понятие «искусство» имеет несколько значений. В широком смысле это совокупность всех разновидностей художественного творчества — литературы, скульптуры, театра, кино и др. В узком смысле это только изобразительное искусство. Кроме того, искус­ством называют высшую степень мастерства в какой-либо сфере деятельности.

Решающую роль в возникновении и развитии искусства сыг­рал труд. Исторически искусство развивается как система конк­ретных видов искусства (музыки, литературы, архитектуры, изоб­разительного искусства и др.), в которых многообразие реального мира предстает во всем своем богатстве. Произведения искусства формируют человека, понимающего искусство и способного на­слаждаться красотой. Благодаря многообразию своей видовой сущ­ности искусство объединяет в себе все те формы общественной деятельности и познания, где проявляется отношение индивида к действительности и к самому себе. Именно этим определяется специфика искусства, его уникальность как особого способа ду­ховного производства. Поскольку искусство включает в себя отра­жение всех форм социальной деятельности, сфера его воздействия на жизнь практически безгранична. В связи с этим искусство при­обретает социальный характер.

В XIX в. возникали попытки создания «чистого искусства», «ис­кусства для искусства», которое должно было быть самоценным, автономным, независимым от общественной жизни, морали, на­уки и политики. Идеологи этой концепции полагали, будто толь­ко в сфере «чистого искусства» возможна личная независимость художника и свобода художественного творчества. На деле искусство не может не отражать реальный окружающий мир и возникающие в нем отношения.

Вопрос, что такое искусство, до сих пор остается предметом споров между материалистами и идеалистами. Материализм рас­сматривает искусство как отражение реальной действительности и видит именно в общественной жизни тот объективный источник, который внутренне связывает и обусловливает взаимодействие ис­кусства с политикой, наукой, моралью и т. п. Идеалисты пытаются показать искусство в отрыве от практической деятельности.

Искусство — это особая форма общественного сознания. С этой точки зрения можно дать объяснение роли искусства в развитии общечеловеческой культуры. Основой искусства служит художе­ственный образ — чувственное воссоздание действительности на основе субъективной позиции автора. Обладая, по словам Гегеля, способностью «менять нашу точку зрения на предает», искусство силой творческого воображения преображает мир в представлении, делая это свободно, т.е. по законам красоты. Процесс свободного формирования предметного мира в сфере художественного твор­чества происходит с позиций определенного эстетического идеала и завершается созданием произведений или образов искусства.

Благодаря целостному, всеобщему характеру отражения пред­метов и явлений окружающего мира искусство воздействует од­новременно на чувства, мысли и волю людей, пробуждая и раз­вивая в них творческое отношение к действительности. Развитие и сила социального воздействия искусства зависят от условий жиз­ни общества, которые могут быть более или менее благоприятны­ми для творческой деятельности человека.

Обшей теорией искусства выступает эстетика (от греческого aisthetikos — чувствующий) — наука о сущности и закономерностях творческого освоения действительности по законам красоты. Эстетика представляет теоретическую основу по отношению к ча­стным искусствоведческим наукам.

Распространение средств массовой коммуникации — периоди­ческой печати, звукозаписи, кино, радио, телевидения и других — существенно изменило художественную жизнь общества в XX в. Эта средства позволили приобщить к достижениям мировой культуры широкие слои населения, которые ранее практически не имели доступа к художественным ценностям. При этом в процессе поли­графического, звукового или экранного тиражирования произве­дения традиционных видов искусства (в первую очередь живопи­си. скульптуры, театра) претерпевали существенные изменения, теряя ряд своих свойств, таких как уникальность рукотворного тво­рения, прямой контакт между актерами и аудиторией в театре и т.д.

Определенную роль играет взаимосвязь искусства и морали. Ис­кусство и мораль — это две формы общественного сознания и духовно-практической деятельности человека, тесно связанные и взаимодействующие друг с другом.

В истории искусства существовали два подхода к проблеме вза­имоотношения искусства и морали:

1) моралистический, утверждавший единство искусства и морали и подчинение художественного творчества нравственным целям и задачам;

2) имморалистический, построенный на противопоставлении морали и искусства, оправдании аморальных тенденций в искусстве.

Взаимосвязь искусства и морали надо искать в контексте об­щих морально-этических проблем: добра и зла, интереса и долга, смысла жизни, счастья, любви и т.д. Мораль устанавливает нормы поведения, а искусство решает эти проблемы в художественной форме и художественными средствами.

Искусство отражает реальный моральный опыт, утверждает нравственный идеал общества, заглядывая далеко вперед, прове­ряя действительное содержание и жизненную силу действующей морали. Выражая стремление к высокой человечности, потреб­ность человека во всестороннем раскрытии своих творческих сил и возможностей, искусство, подобно морали, своими средствами выполняет и прогностическую функцию. Силу нравственного воз­действия искусства не следует ни преувеличивать, ни преумень­шать. Оно не обладает способностью, как отмечал Аристотель, превращать злого человека в доброго. Для восприятия искусства нужно, чтобы человек был уже в какой-то степени готов достой­но оценить моральный образ мыслей героев произведений, нрав­ственную направленность их поступков. Не учитывая этого обсто­ятельства. иногда неправомерно возлагают на искусство всю от­ветственность за «падение нравов», тогда как такую ответственность надо возлагать на социальную действительность.

Моральное воздействие искусства на людей может осуществ­ляться примером нравственного поведения героя произведения или силой вызываемого художественным произведением эстети­ческого переживания, побуждающих личность к размышлению. Сила нравственного воздействия искусства не исчезает с прекра­щением непосредственного контакта с произведением, а, напро­тив, только начинается, уходя вглубь сознания человека, где не­заметно для него затрагивает все сферы жизнедеятельности, влияя на мотивы, стимулы, ценностные установки и в результате — на поведение, человеческую личность в целом.

Тесная взаимосвязь существует и между искусством и религией. Для религии характерна вера в сверхъестественные объекты, по­читание их, поклонение им, развитая система культовых действий. В искусстве важно отображение реальной действительности в художественных образах. Тесная взаимосвязь искусства и религии объясняется наличием в них целого ряда общих черт. Искусство и религия выражают ценностное отношение человека к действительности. Они чаше опираются на противоречащие формальной логике представления, на образно-символическое мышление, чем на понятийное. Отсюда — их обращение к чувственно-эмоциональной, не сознательной, стороне психики человека.

Эмоциональное возбуждение, духовное переживание сопровож­дают и восприятие произведения искусства, и религиозные риту­алы. Только в первом случае они значимы сами по себе, а во втором — осмысливаются как формы общения со сверхъестествен­ным миром. С возникновением мировых религий отношения между искус­ством и религией стали развиваться сложно и противоречиво. Все явления культуры и искусства стали оцениваться с позиции той или иной религии. Все, что соответствовало религиозным нормам или могло быть использовано для их поддержания и распростра­нения, принималось, а остальное, как правило, отрицалось. Так. в исламе долгое время запрещалось изображать людей и живот­ных, что существенно затормозило развитие изобразительного искусства в исламском мире. Раннее христианство отрицательно относилось практически ко всем видам искусства, так как усмат­ривало в них связь с языческими культами. Однако уже с IV—V вв. пение, ораторское искусство, декоративно-прикладное искусст­во, живопись начали проникать в христианский культ, а несколь­ко позже и христианские идеологи признали необходимость ак­тивного использования искусства в религиозных целях. В Визан­тии, например, церковное богослужение представляло собой целостное художественное действо, в которое включались архи­тектура, живопись, декоративные и песенно-поэтические искус­ства, ораторское искусство, хореография, светоцветовая и даже обонятельная атмосфера в храме.

Важным регулятором взаимоотношений искусства и религии был канон. Практически все культовое искусство было канонизи­рованным, т.е. введенным в определенные исторически сложив­шиеся и закрепленные церковными установлениями строгие рам­ки. Они существенно ограничивали художественное творчество не только на содержательном, но и на формальном уровне. Свою творческую индивидуальность средневековый художник часто мог проявить только в сфере чисто выразительных средств (цвета, ли­нии. музыкальной интонации и т.п.). Но здесь он нередко дости­гал удивительных высот.

Начавшаяся в период Возрождения секуляризация (отделение от церкви и религии) культуры разделила искусство и религию. Новый этап сближения наметился в XX в. Кризис религиозного сознания заставил церковь искать поддержку у искусства, исполь­зовать для своих целей его новейшие виды и направления (кино, видео- и звукозапись, электронную музыку).

Многие виды искусства, особенно в настоящее время, требу­ют определенных технических средств, совершенствующихся по мере развития общества. Это касается музыки, кино и др. Искус­ство и техника взаимосвязаны так же, как и материальная и духовная культура общества. С развитием техники меняются об­разный строй и материальные возможности архитекторы, пласти­ческих искусств, музыки и т.д. Появившееся в ходе научно-технической революции новые виды и разновидности искусства — фо­тоискусство, кино, телевидение, электронная музыка и другие — обогатили и усложнили эмоциональный мир человека.

В свою очередь развитие искусства вызывает к жизни целые отрасли производства и обслуживающей его трудовой деятель­ности, как это видно на примерах (строительства театров и ки­нотеатров, музеев, библиотек, развития полиграфического про­изводства, кино- и фототехники, создания музыкальных ин­струментов, совершенствования телевидения и радиовещания и т.д.).

1. Что такое искусство? Чем оно отличается от других видов деятельности человека?

2. Как возникло искусство? Какую роль в этом сыграл труд?

3. Какие виды искусства вы знаете? Какие из них преобладают в наше время?

4. В чем проявляется социальный характер искусства? Почему несостоятельными оказались попытки создания «чистого искусства»?

5. В чем различие взглядов на искусство материалистов и идеалистов?

6. Что такое художественный образ? Как он может воздействовать на людей?

7. Чем искусство связано с моралью?

8. В чем состоит взаимосвязь искусства и религии? Как развивались их отношения в истории человечества?

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Подготовка ЕГЭ. Обществознание. Задания по теме «Искусство»

Задания по теме «Искусство».

1. Верны ли следующие суждения об искусстве?

А. Искусство отличается от других форм духовной деятельности тем, что оно образно отражает мир.

Б. Искусство всегда решает фундаментальные проблемы бытия человека.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

2. Запишите слово, пропущенное в таблице.

ФОРМА ОСВОЕНИЯ МИРА

Освоение мировоззренческих установок, основанных на вере в сверхъестественное

Освоение и воплощение эстетических ценностей, освоение мира в образах

3. Верны ли следующие суждения об искусстве?

А. Основная задача искусства – достоверно отображать окружающий мир.

Б. Для искусства главное – избегать субъективности создаваемых образов.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

4. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) музыка; 2) искусство; 3) театр; 4) литература; 5) кино; 6) опера; 7) архитектура.

5. К видам искусства не относится

1) музыка 2) театр 3) эстетика 4) живопись

6. Ниже приведен перечень признаков. Все они, за исключением двух, относятся к искусству. Найдите два признака, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) творчество; 2) образности; 3) субъективность; 4) доказательность; 5) эмоциональность; 6) логическая стройность.

7. Установите соответствие между отраслями культуры и признаками, которые характерны для произведений, созданных в рамках этих отраслей.

Б) логическая целостность

В) художественный язык

Г) чувственно-эмоциональное отражение мира

8. Выберите верные суждения об искусстве и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Искусство призвано оказывать эмоциональное воздействие на людей.

2) Искусство стремится к объективному отражению реальности.

3) Искусство отражает мир в терминах и понятиях.

4) Искусство отображает окружающий мир и человека в художественных образах.

5) Искусство всегда решает вопросы фундаментального характера.

9. Запишите слово, пропущенное в таблице.

Получение знаний, информации об окружающем мире с помощью художественного образа

Оказывает влияние на формирование личности человека, его систему ценностей, характер общения с другими людьми

10. Установите соответствие между формами культуры и задачами, которые они решают в духовной сфере жизни общества.

А) получение достоверных результатов об окружающем мире и их систематизация

Б) формирование художественного образа предмета

В) формирование субъективного восприятия окружающего мира

Г) формирование понятий, определений

Д) создание идеальных объектов для теоретического обоснования гипотез

11. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «искусство»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о критерии выделении видов искусства, и одно предложение, раскрывающее отличие искусства от науки.

12. Искусство является значимой для общества и его развития частью духовной культуры, оказывает влияние на все сферы общественной жизни. Укажите любые три функции, выполняемые искусством, и проиллюстрируйте каждую из них конкретным примером.

13. Составьте сложный план развернутого ответа по теме «Искусство как особая форма духовной культуры».

14. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором протушен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

1) эстетическое; 2) деятельность; 3) средства; 4) общественные отношения; 5) художественное творчество; 6) общество; 7) преобразование реальности; 8) мораль; 9) слово.

Ответы к заданиям по теме «Искусство».

1. Верны ли следующие суждения об искусстве?

А. Искусство отличается от других форм духовной деятельности тем, что оно образно отражает мир.

Б. Искусство всегда решает фундаментальные проблемы бытия человека.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

2. Запишите слово, пропущенное в таблице.

ФОРМА ОСВОЕНИЯ МИРА

Освоение мировоззренческих установок, основанных на вере в сверхъестественное

Освоение и воплощение эстетических ценностей, освоение мира в образах

3. Верны ли следующие суждения об искусстве?

А. Основная задача искусства – достоверно отображать окружающий мир.

Б. Для искусства главное – избегать субъективности создаваемых образов.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

4. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) музыка; 2) искусство; 3) театр; 4) литература; 5) кино; 6) опера; 7) архитектура.

5. К видам искусства не относится

1) музыка 2) театр 3) эстетика 4) живопись

6. Ниже приведен перечень признаков. Все они, за исключением двух, относятся к искусству. Найдите два признака, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) творчество; 2) образности; 3) субъективность; 4) доказательность; 5) эмоциональность; 6) логическая стройность.

7. Установите соответствие между отраслями культуры и признаками, которые характерны для произведений, созданных в рамках этих отраслей.

Б) логическая целостность

В) художественный язык

Г) чувственно-эмоциональное отражение мира

8. Выберите верные суждения об искусстве и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Искусство призвано оказывать эмоциональное воздействие на людей.

2) Искусство стремится к объективному отражению реальности.

3) Искусство отражает мир в терминах и понятиях.

4) Искусство отображает окружающий мир и человека в художественных образах.

5) Искусство всегда решает вопросы фундаментального характера.

9. Запишите слово, пропущенное в таблице.

Получение знаний, информации об окружающем мире с помощью художественного образа

Оказывает влияние на формирование личности человека, его систему ценностей, характер общения с другими людьми

10. Установите соответствие между формами культуры и задачами, которые они решают в духовной сфере жизни общества.

А) получение достоверных результатов об окружающем мире и их систематизация

Б) формирование художественного образа предмета

В) формирование субъективного восприятия окружающего мира

Г) формирование понятий, определений

Д) создание идеальных объектов для теоретического обоснования гипотез

11. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «искусство»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о критерии выделении видов искусства, и одно предложение, раскрывающее отличие искусства от науки.

1) смысл понятия: «Искусство – это форма человеческой деятельности, направленная на создание и освоение эстетических ценностей (художественное творчество);

2) «В зависимости от того, какими средствами и способами создается образ, различаются разные виды искусства – живопись, архитектура, литература, музыка».

«Важнейшая особенность искусства состоит в том, что оно, в отличие от науки, отражает действительность не в понятиях, а в художественных образах».

12. Искусство является значимой для общества и его развития частью духовной культуры, оказывает влияние на все сферы общественной жизни. Укажите любые три функции, выполняемые искусством, и проиллюстрируйте каждую из них конкретным примером.

1) мировоззренческая: искусство – способ и форма познания мира эстетическими средствами (например, полотна И. Левитана помогают познавать красоту русской природы, ментальность русского человека);

2) компенсаторная (утешительная): люди посредством искусства обретают утешение, психологический комфорт, поддержку (например, поэзия И. Бродского помогла женщине обрести уверенность в себе, найти ответы на жизненные вопросы);

3) коммуникативная: произведения искусства помогают людям общаться, находить общие интересы (например, посетив выставку современной живописи, молодой человек нашел новых друзей и единомышленников);

4) воспитательная: искусство прививает эстетические чувства, формирует культуру поведения (например, читая книги, посещая картинные галереи, музыкальные концерты, молодой человек обрел чувство прекрасного, освоил способы поведения в обществе).

13. Составьте сложный план развернутого ответа по теме «Искусство как особая форма духовной культуры».

1) Искусство – способ познания мира посредством художественных образов.

Источник

Искусство это особая форма духовной деятельности человека и общества проявляющаяся в различных видах

В истории человеческого общества искусство возникло относительно рано, тогда, когда у человека начали формироваться первые понятия о себе и об окружающем мире и он одновременно почувствовал необходимость имитировать этот окружающий мир и выражать свои чувства. Большинство ученых считают, что первые формы искусства уходят корнями в первобытное общество и тесно связаны с магией. Так, многочисленные наскальные рисунки, изображающие животных, выполненные, кстати, с высоким мacтepcтвом, по мнению археологов, служили для магических oxoтничьих обрядов.

Для искусства как деятельности, связанной в первую очередь с человеческими чувствами, очень сложно найти какие- либо жесткие критерии и рамки. Однако с первого взгляда понятно, что это специфическая часть культуры, со своими закономерностями и особенностями. Постараемся в широком и многозначном понятии «искусство» выделить eгo наиболее существенные, отчетливо видимые черты.

Во-первых, как мы с вами уже выяснили, искусство прежде вceгo связано с чувствами и эмоциями. Для нeгo характерно именно чувственное восприятие окружающего мира. С помощью искусства человек не выражает логику причин и научные законы в сухих формулах, понятных лишь небольшому кpyгy специалистов, а обращается через выразительные формы в первую очередь к чувствам и cepдцу caмoгo обычного человека. В то время как для науки ценны взвешенность, обоснованность и достоверность, для искусства необходимы искренность, эмоциональность и глубина переживаний.
Вo-втopыx, искусство субъективно. Лишь пропустив окружающий мир через призму своих чувств, человек может претендовать на звание творца. Фотоаппарат тоже способен воспринимать и отражать мир, но только фотохудожник может сделать фотографию произведением искусства, вложив в нее свой талант и свое видение мира. Ведь задача искусства не в том, чтобы «правильно» изображать oкружающее, а в том, чтобы пробуждать в людях чувство прекрасного. Искусство не стремится к объективному oтpaжению реальности.

Для тoгo чтобы изобразить июльскую ночь, поэту не потребовалось описывать пейзаж, освещенность и температуру воздуха. Достаточно оказалось нескольких деталей, чтобы читатель cмoг ощутить тишину и безмятежность летней деревенской ночи.

В отличие от науки, религии, морали искусство проявляет себя в законченных авторских произведениях. Если первые в значительной степени являются плодом долголетних коллективных усилий и со временем подвергаются переоценке ценностей, то произведения искусства создаются «раз и навсегда». Живописные полотна, скульптуры, литературные произведения на века остаются такими, какими их представил на суд публики автор. А поскольку они продолжают нести отпечаток личности создателя, связь с автором произведения искусства особенно важна. Зачастую как раз имя xyдожника определяет ценность полотна независимо от eгo peальных достоинств.
Но вместе с этим для искусства характерны общие для любой области культуры принципы развития. Искусство точно так же рождается в горниле борьбы традиций и новаторства, через противостояние школ, течений и направлений. Вспомните историю русских передвижников, принесших бессмертную славу отечественной живописной школе. Ведь их движение возникло как противодействие утвердившейся в то время академической живописи. Точно так же искусство участвует и в расширяющемся диалогe культур.

Однако это далеко не единственный способ классифицировать виды искусства. Их делят и с точки зрения участия языка или речи как средства художественного caмовыражения на речевые и и.юбразительные. Кроме тoгo, виды искусства можно подразделять в зависимости от тoгo, какой способ восприятия преобладает в процессе их создания и потребления. В соответствии с этим их делят на зрительные и слуховые.

ТЕНДЕНЦИИ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Кроме этого, на современные процессы в духовной жизни российского общества наложили свой отпечаток paдикальные преобразования в российском обществе, которые привели к основательным изменениям в экономическом, политическом, социальном и культурном плане. Жесткий контроль за духовной жизнью общества в Советском государстве породил ситуацию раздвоения культуры.

Естественно, что вместе с либерализацией всех сторон жизни общество получило свободу самовыражения и в сфере культуры. Появилась возможность активного диалога с культурами других стран. Запрещенные цензурой и нeизвестные до сих пор явления мирового искусства стали общедоступными. Раскрылись двери спецхранов, и общество получило доступ к сокровищнице отечественной культуры без каких-либо цензурных изъятий. Стало доступным и творчество наших соотечественников, оказавшихся по тем или иным причинам в эмиграции.

Из подполья культура хлынула на рынок. И именно здесь ее поджидали основные проблемы. Культура стала заложницей рыночных отношений, вынужденной отвечать запросам публики и при носить при этом прибыль, т. е. быть самоокупаемой.
Как мы с вами смогли убедиться, духовная жизнь Pocсии за последние годы претерпела колоссальные изменения
и приобрела в результате массу проблем. Однако их вce-тaки не стоит считать признаками деградации и полного разрушения культуры, они являются вполне естественными для любого общества переходного периода. Перемены культурных ориентиров просто не мoгут происходить безболезненно. Но вместе с тем они ставят перед российским обществом определенные задачи, от решения которых зависит духовно-нравственная атмосфера в нашей стране.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *