искусство формы иттен pdf

Искусство формы иттен pdf

искусство формы иттен pdf

искусство формы иттен pdf

Art Traffic. Культура. Искусство запись закреплена

Формообразование, искусство цвета, природа творчества: книги по которым учили своих студентов преподаватели Баухауза Пауль Клее, Иоханнес Иттен и Василий Кандинский

1. Пауль Клее. «Педагогические эскизы»
2. Иоханнес Иттен. «Искусство формы». Мой форкурс в Баухаузе и других школах
3. Иоханнес Иттен. «Искусство цвета». Субъективное восприятие и объективное познание как путь к искусству. Учебный курс
4. Василий Кандинский. «Точка и линия на плоскости»

1. Пауль Клее. «Педагогические эскизы» (2005)

В настоящем издании использованы элементы оформления оригинального немецкого издания 1925 года, разработанного Ласло Мохой Надем.

Книга всемирно известного художника, теоретика и педагога Пауля Клее представляет собой тезисы, снабженные авторскими рисунками и схемами, теоретического курса, который он вел в Баухаузе в 1920-е годы. Настоящее издание по возможности сохранило стилистику оригинального издания 1925 года, адаптировав ее к русскому переводу.

«Педагогические эскизы» Пауля Клее — первая из трех самых значительных книг знаменитой серии «Книги Баухауза» о современном искусстве и природе творчества, за которой последовали «Точка и линия на плоскости» Василия Кандинского и «Беспредметный мир» Казимира Малевича. Она публикуется на русском языке впервые, факсимильно сохраняя конструктивный полиграфический стиль раннего Баухауза, разработанный тогда специально для этой книги Ласло Мохой-Надем.

В «Педагогических эскизах» Клее изложил все главные принципы своего основного учебно-теоретического курса по формообразованию, который он читал в Баухаузе, придав им предельно концентрированный и даже афористичный вид, что было характерно для теоретических манифестов искусства того времени.

По отношению к самому Клее, одному из крупнейших художников-авангардистов XX века, создавшему свыше десяти тысяч живописных и графических работ и написавшему несколько тысяч страниц теоретических и педагогических текстов, эта книга является ключом для понимания всего его творческого наследия.

2. Иоханнес Иттен. «Искусство формы». Мой форкурс в Баухаузе и других школах

Иоханнес Иттен (1888-1967) — швейцарский художник, теоретик искусства и педагог — получил всемирную известность как создатель первого учебного курса Баухауза, так называемого форкурса, который лег в основу преподавания многих современных художественных школ. Свои теоретические и педагогические взгляды и, что особенно ценно, саму систему подготовки художников Иттен изложил в своих знаменитых книгах о цвете и форме, изданных теперь и на русском языке.

В предисловии к немецкому изданию этой книги 1975 года Аннелиза Иттен, жена художника, писала, что «с момента первого издания удалось собрать много учебных работ, выполненных непосредственно студентами Иттена, и заново проиллюстрировать ее. Идея сделать такую работу возникла после выставки 1973 года, которая проходила в разных городах Европы и называлась «И.Иттен — педагогика и основы художественного образования». Именно тогда удалось установить контакты с его учениками, собрать работы, уточнить их авторство, время создания и ввести их в изобразительный ряд книги, проиллюстрировав практически все основные ее темы. Исключение составил лишь раздел «Субъективные формы», где трудно представить, с какими именно произведениями каждый из читателей будет ассоциировать все, что было сказано Иттеном о «субъективности». В то же время авторский текст первого, прижизненного издания книги Иттена был сохранен полностью и без каких-либо изменений.

В книге «Искусство цвета» Иттен сравнивал учебный процесс с повозкой, на которой можно легко и удобно двигаться по намеченному пути. Однако проторенная дорога когда-то кончается и дальше приходиться идти одному и пешком. Это сравнение применимо и ко всей педагогической системе Иттена, которая не подавляла личность и помогала художнику выбрать свой путь, не теряя уверенности в своих силах.

Многие авторы студенческих работ, иллюстрирующих книгу, стали известными художниками, архитекторами, педагогами и, покинув «повозку», смогли сформироваться как самостоятельно мыслящие творческие личности. «Если эта книга — писал Иттен в 1963 году к ее первому изданию, — станет путеводной и для других молодых и еще только формирующихся художников, то это будет полностью совпадать с замыслом моей книги».

Содержание:
— Предисловие к русскому изданию
— Введение
— Светлое и темное
— Цвет
— Материал и текстура
— Форма
— Ритм
— Экспрессивные формы
— Субъективные формы

3. Иоханнес Иттен. «Искусство цвета». Субъективное восприятие и объективное познание как путь к искусству. Учебный курс

Трудно найти более востребованную художниками, дизайнерами и архитекторами книгу, чем эта. Ведь дисциплина «цвет» была лишь в программах ВХУТЕМАСа в 20-е годы прошлого века. А затем долгое время отношение к цвету определялось поговоркой: научить рисовать можно, но живописцем нужно родиться. Книга Иттена — опыт преподавания этой дисциплины во всемирно известном Баухаузе и других европейских школах. Книга, написанная художником и для художников.

Иоханнес Иттен — швейцарский художник, крупнейший исследователь цвета в искусстве и один из ведущих преподавателей знаменитого Баухауза — постарался помочь читателям прояснить целый ряд проблем цвета. И не только изложить основные законы и правила его объективной природы, но и точнее определить область субъективных пределов в смысле вкусовой оценки цвета. Автор разбирает закономерности цветовых контрастов, цветовой гармонии и цветового конструирования.

Содержание:
— Физика цвета
— Цвет и цветовое воздействие
— Цветовая гармония
— Субъективное отношение к цвету
— Цветовое конструирование
— Двенадцатичастный цветовой круг
— Семь типов цветовых контрастов
— Контраст по цвету
— Контраст светлого и тёмного
— Контраст холодного и тёплого
— Контраст дополнительных цветов
— Симультанный контраст
— Контраст по насыщенности
— Контраст по площади цветовых пятен
— Смешение цветов
— Цветовой шар
— Цветовые созвучия
— Форма и цвет
— Пространственное воздействие цвета
— Теория цветовых впечатлений
— Теория цветовой выразительности
— Композиция

Прошло время и книги Иттена «Искусство цвета» и «Искусство формы» стали действительно классическими в обучении художников, архитекторов, дизайнеров, и остаются интересными всем тем, кто хочет понять природу художественного творчества и научится владеть выразительными возможностями языка форм.

4. Василий Кандинский. «Точка и линия на плоскости» (2005)
(архив pdf, fb2)

Теоретическое исследование глубинных основ художественного языка «Точка и линия на плоскости» написаны В. Кандинским, одним из крупнейших художников ХХ века, открывшим историю русского авангарда. Эти тексты составляют важную часть теоретического исследования мастера, позволяют глубже и полнее понять суть его художественного творчества.

Что такое Баухаус: фильмы, книги, лекции: vk.com/wall-52526415_28403

В «Педагогических эскизах» Клее изложил все главные принципы своего основного учебно-теоретического курса по формообразованию, который он читал в Баухаусе, придав им предельно концентрированный и даже афористичный вид, что было характерно для теоретических манифестов искусства того времени. По отношению к самому автору, одному из крупнейших художников-авангардистов XX века, создавшему свыше десяти тысяч живописных и графических работ и написавшему несколько тысяч страниц теоретических и педагогических текстов, эта книга является ключом для понимания всего его творческого наследия.

Книга «Искусство формы» является изложением системы подготовки художников, разработанной автором для форкурса, текст проиллюстрирован большим количеством работ, выполненных студентами Иттена. Многие из них стали известными художниками, архитекторами, педагогами и, покинув «повозку», смогли сформироваться как самостоятельно мыслящие творческие личности. «Если эта книга — писал Иттен в 1963 году к ее первому изданию, — станет путеводной и для других молодых и еще только формирующихся художников, то это будет полностью совпадать с моим замыслом». Книга адресована художникам, архитекторам, дизайнерам и широкому кругу читателей, интересующихся проблемами искусства и художественного образования.

Источник

Искусство формы иттен pdf

искусство формы иттен pdf

Год выпуска: 2001
Автор: Йоханнес Иттен
Жанр: Колористика
Издательство: Д. Аронов
Формат: PDF
Качество: Отсканированные страницы
Количество страниц: 95
Язык: русский

Содержание:
— Физика цвета
— Цвет и цветовое воздействие
— Цветовая гармония
— Субъективное отношение к цвету
— Цветовое конструирование
— Двенадцатичастный цветовой круг
— Семь типов цветовых контрастов
— Контраст по цвету
— Контраст светлого и тёмного
— Контраст холодного и тёплого
— Контраст дополнительных цветов
— Симультанный контраст
— Контраст по насыщенности
— Контраст по площади цветовых пятен
— Смешение цветов
— Цветовой шар
— Цветовые созвучия
— Форма и цвет
— Пространственное воздействие цвета
— Теория цветовых впечатлений
— Теория цветовой выразительности
— Композиция

искусство формы иттен pdf

Книга: Искусство формы
Автор: Йоханнес Иттен
Страниц: 138
Формат: PDF
Размер: 36,4 Мб
Качество: Отличное
Язык: Русский
Год издания: 1975

Обучение всех студентов в Баухаузе начиналось с форкурса Иттена. Оно было нетрадиционным. В своей книге Иттен пишет, что главной задачей он считал необходимость развить в будущих художниках, архитекторах, дизайнерах обостренное чувство формы и материала, научить творчески мыслить в любых ситуациях. Поэтому на его занятиях много внимания уделялось образному восприятию формы.

В книге подробно излагается его система специальных упражнений для начинающих художников, включающая в себя даже музыку и ритмические движения, чтобы научить их «входить в образ» формы. И только так, по словам Иттена, можно попасть в цель и штудия сможет превратиться в произведение искусства

Йоханнес Иттен (1888-1967) — швейцарский художник, теоретик искусства и педагог — получил всемирную известность как создатель первого учебного курса Баухауза, так называемого форкурса, который лег в основу преподавания многих современных художественных школ.
Выдающийся педагог, теоретик дизайна, художник. Автор книги входит в известный список 100 дизайнеров мира.

Предисловие к русскому изданию
Введение
Светлое и темное
Цвет
Материал и текстура
Форма
Ритм
Экспрессивные формы
Субъективные формы

Источник

Искусство формы

Скачать книгу

О книге «Искусство формы»

Искусство – это очень тонкая вещь. Научиться, например, писать картины может достаточно большое количество человек. При этом настоящими художниками, создающими картины, в которых есть душа и глубокий смысл, стать могут не многие из них. Книга Иоханнеса Иттена «Искусство формы» написана для тех, кто желает стать хорошим художником. Автор создал настоящий учебник по изобразительному искусству, который высоко оценен во всём мире.

В книге изложена система обучения художников, составленная автором в рамках ставшего знаменитым форкурса в Баухаузе. Она считается одной из наиболее передовых творческих школ XX века. Здесь были сделаны многие открытия в области художественного искусства, из неё вышли известные в современном мире художники. Их и свой собственный опыт автор положил в основу этого учебника.

Автор рассказывает в нём начинающим художникам об основах работы профессиональных художников, а также знакомит их с теорией живописи. В неё входят: понятие о ритмах и акцентных точках композиции, роль и текстуры материала и формы, принципы видения и передачи предметов и сюжетов в изображении. Кроме того, прочитав её, можно узнать и иные тонкости художественного мастерства, например, основы использования цветовых контрастов. Книгу проиллюстрировали учебными работами учеников автора. Она будет интересна как начинающим художникам, так и просто любителям живописи.

На нашем сайте вы можете скачать книгу «Искусство формы» Иоханнес Иттен бесплатно и без регистрации в формате pdf, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.

Источник

«Искусство формы»: абстракции, ритм и чувственное осмысление вещей

Упражнения Иоханнеса Иттена, которые помогут освоить язык форм.

искусство формы иттен pdf

искусство формы иттен pdf

искусство формы иттен pdf

«Искусство формы»

Иоханнес Иттен — швейцарский художник, теоретик искусства и педагог, который получил всемирную известность благодаря своему курсу в школе Баухаус. В книге «Искусство формы» он рассказывает о своей методике преподавания, основанной на упражнении и развитии творческих навыков. Книга полезна дизайнерам, художникам, архитекторам и всем, кто хочет узнать возможности языка форм.

Подход в обучении форме у Иттена очень специфичен. Он не преподавал студентам механические приёмы, а учил следовать своей интуиции. Для этого он придумал множество упражнений, которые раскрывают творческий потенциал. Хотя этим упражнениям уже исполнилось сто лет, они остаются актуальными до сих пор.

Рассказываем, какие приёмы из книги помогут вам научиться работать с формой.

Из материала вы узнаете:

искусство формы иттен pdf

Редактор. Пишет про дизайн, редактирует книги, шутит шутки, смотрит аниме.

Материал и текстура

Иттен считал особенно ценным чувственное осмысление вещей. Это важно, чтобы художник мог передать тактильные ощущения предмета на картине.

Так, Иттен предлагал своим ученикам простое упражнение, чтобы развить тактильное восприятие: нужно было закрыть глаза и трогать предметы с различными текстурами.

Ещё одно упражнение — создавать коллажи из контрастных материалов:

искусство формы иттен pdf

Также Иттен советует заниматься коллекционированием, чтобы находить новые формы и точнее передавать на холсте ощущение от них. Например, его студенты даже рылись на строительных свалках, чтобы найти там предметы с различными текстурами.

искусство формы иттен pdf

Работа с текстурами учила студентов передавать видимое окружение через его текстурные характеристики, которые они научились ощущать благодаря нашим упражнениям. Похожие друг на друга предметы начинали приобретать свой индивидуальный текстурный характер. Возникали совершенно новые способы изображать такие темы, как вокзал, рынок, толпа людей, большой город.

искусство формы иттен pdf

искусство формы иттен pdf

искусство формы иттен pdf

искусство формы иттен pdf

искусство формы иттен pdf

Форма

Согласно теории Иттена, в искусстве есть три основные формы:

Но Иттен выделял эти фигуры не буквально. Например, к квадратам он относил и прямоугольники, и кресты. А к кругам — овалы и эллипсы.

Прежде чем переходить к практике, Иттен советует внутренне определить все три характерные формы. Например, вот как он помогал студентам понять, что из себя представляет круг:

искусство формы иттен pdf

Стоя перед студентами, я начинал крутить рукой до тех пор, пока всё моё тело не начинало вовлекаться в это круговое движение. Я повторял это упражнение левой, потом правой рукой, сначала по отдельности, а потом вместе, то в параллельных, то во встречных направлениях. Чтобы изобразить круг, надо было прочувствовать непрерывность его линии. Так достигалась концентрация внимания на круге как форме. И только когда всё тело уже без каких-либо движений начинало чувствовать эту форму, то именно тогда можно было приступать к изображению круга на бумаге.

После этого приступайте к абстрактным картинам на тему определённых фигур, а затем — учитесь показывать их объём с помощью тени и света.

искусство формы иттен pdf

искусство формы иттен pdf

Занятие по созданию образа Иттен базировал на своих знаниях о контрасте форм. Он вместе со студентами находил и анализировал их, чтобы внимательно проработать каждый:

искусство формы иттен pdf

С помощью контраста пропорций можно менять представление о предмете. Например, длинная линия кажется ещё длиннее на фоне короткой, и наоборот. Иттен отмечает, что искажать реальность таким образом можно, только когда нужно передать ирреальное состояние:

искусство формы иттен pdf

искусство формы иттен pdf

С помощью упражнения со свободным расположением линий и плоскостей Иттен подготавливает почву для беспредметного восприятия формы. Композиция «Музыкальные инструменты» показывает, как с помощью него можно добиться созвучия форм.

искусство формы иттен pdf

Важное значение имеют и акценты на картине. Если акцентная точка доминирует, взгляд зрителя будет неизбежно возвращаться к ней, важные детали кажутся незначительными, и цельное восприятие нарушится.

искусство формы иттен pdf

искусство формы иттен pdf

Иттен советует начинать писать картину с её конструкции — организовать плоскости и акцентные точки. Так вы сможете заранее определить её формат и скорее перейти от эскиза к законченной композиции.

искусство формы иттен pdf

искусство формы иттен pdf

искусство формы иттен pdf

искусство формы иттен pdf

Иттен называет ритмом повторы и созвучия точек, линий, геометрических форм, пятен, объёмов, пропорций, текстур и цветов. Он возникает, когда создаётся ощущение регулярности.

Иттен считал, что ритм обладает огромной композиционной силой:

искусство формы иттен pdf

Ритм приливов и отливов способен изменять береговую линию континентов, а монотонные ритмы, под которые дни и ночи пляшут в африканских племенах, могут приводить людей в состояние экстаза.

Чтобы почувствовать ритм, Иттен советует записывать одну и ту же фразу под диктовку всё быстрее и быстрее. Вы заметите, что быстро написанные буквы хотя и будут неаккуратными, но в них сохранится ритм и ощущение скорости письма. То же самое работает и с геометрическими фигурами — они кажутся ритмичными, если рисовать их быстро.

Ещё одно упражнение — рисовать абстрактные и природные формы одной сплошной линией, не отрывая руку от холста:

искусство формы иттен pdf

искусство формы иттен pdf

искусство формы иттен pdf

Что такое ритм, до некоторой степени можно понять и объяснить, но его глубинная природа объяснению не поддаётся. Написанное в ритмическом ключе обладает своеобразной внутренней динамикой, что роднит его с живыми формами. Если же в написании букв нет динамики, их вид неритмично холоден, прерывист и враждебен.

искусство формы иттен pdf

искусство формы иттен pdf

искусство формы иттен pdf

искусство формы иттен pdf

Экспрессивные формы

Иттен считал, что каждый инструмент можно использовать для самовыражения — кисть, уголь или тушь. Но научиться этому не так просто — студенту требуется ощутить полный контроль над телом и «величайшую психологическую концентрацию».

искусство формы иттен pdf

Чтобы непосредственные чувства были выражены в пятне или линии, они прежде всего должны жить в самом художнике. Рука, кисть, пальцы и, что также важно, всё его тело должны быть наполнены этими чувствами. Чтобы погрузиться в работу, надо уметь и напрягаться, и расслабляться.

Иттен придумал интересное упражнение на освоение экспрессивных форм — натюрморты по памяти. Попробуйте неделю смотреть на обычный папоротник, чтобы сформировать о нём впечатление и запомнить его образ. Затем уберите растение и изобразите его по памяти за 15 минут.

искусство формы иттен pdf

Ещё одно упражнение — рисовать лицо человека до тех пор, пока вы не сможете непринуждённо отразить его главные отличительные черты. Так Иттен предлагает учиться синхронизировать движение взгляда и руки.

искусство формы иттен pdf

искусство формы иттен pdf

Если при создании образа сердце едино с рукой, то форма становится носителем эмоционально-духовного содержания. Форма, способная выразить это содержание, превращается в произведение искусства.

искусство формы иттен pdf

искусство формы иттен pdf

искусство формы иттен pdf

Иттен учил работать не только с формой, но и с цветом. Иттен преподавал и свою теорию цвета. Он считал, что для объективного выбора цвета одного только вкуса недостаточно. В нашем обзоре мы подробно рассказали, как работать с цветовым воздействием и субъективными цветами, какие бывают контрасты и как связаны форма и цвет: «Искусство цвета»: оптические эффекты, которые работают в дизайне.

искусство формы иттен pdf

Только живопись даёт возможность в полной мере постичь тайны цвета. Наблюдательность и умение чувствовать цвет начинают развиваться уже тогда, когда студенты только приступают к смешиванию красок и пробуют найти цвет, близкий природным цветовым оттенкам или специально поставленным цветовым задачам.

Больше о графическом дизайне

обложка: Paula Stockmar / Wikimedia / Polina Vari для Skillbox Media

Меа́ндр — тип орнамента, базирующийся на прямых углах и перпендикулярных линиях.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *