искусство отражает жизнь в форме

Тема 4. Искусство, его формы, основные направления

Искусство – центральное звено эстетической культуры, особая форма общественного сознания.

Существует ряд теорий происхождения искусства:

биологизаторская – происхождение искусства из потребности привлечения внимания противоположного пола. Искусство возникает из душевного волнения, психики, находящейся в состоянии конфликта, в моменты преобразования и переключения энергии элементарных влечений на цели высокой творческой деятельности;

игровая – причины возникновения искусства в потребности расходования человеком нерастраченной в трудовой деятельности энергии, в необходимости тренировки для усвоения социальных ролей;

магическая – искусство – форма различных видов магии, внедренной в повседневную деятельность еще первобытного человека;

трудовая – искусство – результат труда: полезные качества произведенных предметов становятся объектом художественного наслаждения.

Искусствопрактическая деятельность человека, направленная на освоение и создание эстетических ценностей. Искусство выражает эстетическое отношение к миру. Оно создает особую реальность – художественную, в которой эстетическое отражение мира, как правило, мало связано с утилитарными потребностями человека.

В обществе существуют разные взгляды на искусство: искусство – подражание природе; «природа – лучший мастер форм». Искусство – творческое самовыражение личности или знаково-символическая концепция.

Предмет искусствачеловек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определенных исторических условиях. Жизнь людей отражается в искусстве во всем многообразии в форме художественных образов, которые, будучи результатом вымысла, тем не менее являются отражением действительности и всегда несут на себе отпечаток реально существующих предметов, событий и явлений. С помощью художественного образа происходит процесс художественного обобщения, выделения существенных признаков познаваемых предметов.

Форма бытия искусствахудожественное произведение, имеющее видовую и жанровую определенность и осуществляющееся в качестве материального предмета – знака, который передает людям определенную художественную концепцию, обладающую эстетической ценностью.

Искусство как феномен культуры подразделяют на ряд видов, каждый из которых обладает специфическим языком, своей знаковой системой: архитектура (зодчество); живопись (жанры: портрет, натюрморт, пейзаж, бытовой жанр, анималистический жанр, исторический жанр); скульптура (станковая, декоративная, монументальная); декоративно-прикладное искусство; литература; музыка; театр; цирк; балет; кино; фотоискусство; эстрада.

Искусство как форма художественного познания обладает спецификой: является образным и наглядным; использует особые способы воспроизведения окружающей действительности, средства, при помощи которых происходит создание художественных образов (слово; звук; цвет и т. д.); играет большую роль в процессе познания, воображения и фантазии познающего субъекта.

Искусство выполняет в обществе множество разнообразных функций, по поводу содержания которых между сторонниками различных теорий ведутся споры.

искусство отражает жизнь в форме
искусство отражает жизнь в форме

C8. Изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятых в приведенных высказываниях проблем. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.

Выполняя задание, используйте знания, полученные в курсе обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

«Цель искусства – не греза, а реальная жизнь» (Р. Роллан).

«Искусство любят те, кому не удалась жизнь» (В. Ключевский).

Комментарий: мини-сочинение (эссе) по обществознанию должно:

– соответствовать базовой обществоведческой науке (философии, социальной психологии, экономике, социологии и др.), к которой отнесена анализируемая проблема (высказывание мыслителя);

– содержать относительно узкий круг подлежащих рассмотрению вопросов, которые раскрываются с опорой на знания, полученные при изучении курса обществознания(отвечайте на вопросы типа: С какими основными компонентами обществоведческого знания связана рассматриваемая тема? Что я должен(на) знать, чтобы раскрыть ее?);

– включать ясно выраженное и аргументированное собственное понимание проблемы и отношение к ней (отвечайте на вопросы типа: Согласен(на) ли я с этим высказыванием? Или не согласен(на)? Или согласен(на) не во всем? Почему? В чем состоит моя собственная позиция по данной проблеме?);

– содержать термины, понятия, обобщения, факты, примеры, связанные с конкретной, ставшей предметом анализа проблемой (отвечайте на вопросы типа: Какие известные мне из курса обществознания понятия и термины я должен (на) привести? Какие теоретические обобщения мне следует учесть? Какими фактами, примерами я могу подтвердить свое мнение? Убедительны ли они?); отличаться корректностью в их использовании;

– характеризоваться свободной композицией, непринужденностью повествования, парадоксальностью, внутренним смысловым единством, небольшим объемом, продуманной структурой:

Начинать эссе следует с ясного и четкого определения личной позиции: «Я согласен(на) с данным мнением»; «Я не могу присоединиться к этому утверждению»; «В данном высказывании есть то, с чем я согласен(на), и то, что кажется мне спорным».

• Уже в следующем предложении уместно сформулировать понимание высказывания, ставшего темой эссе. Не стоит дословно повторять это утверждение. Важно так раскрыть его основную мысль, чтобы стал очевиден контекст, который определит ее содержание и сущность.

Основная часть эссе представляет собой относительно развернутое изложение вашего собственного мнения в отношении поставленной проблемы.

Каждый тезис необходимо аргументировать, используя факты и примеры из общественной жизни и личного социального опыта:

искусство отражает жизнь в форме

Целесообразно, чтобы каждый абзац эссе содержал только одну основную мысль.

В заключительном предложении (абзаце) подводятся итоги работы.

Иногда бывает уместно перечислить вопросы, которые связаны с темой, но остались нераскрытыми, или указать на аспекты и связи, в которых рассмотренная проблема приобретает новое измерение. К достоинствам эссе можно отнести:

– наличие краткой информации об авторе высказывания, ставшего темой эссе (например, «политический деятель», «английский историк», «общественный деятель» и т. д.);

– включение имен его предшественников, последователей или научных противников;

– описание различных точек зрения на проблему или разных подходов к ее решению;

– наличие указания на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе;

– присутствие указания на альтернативные варианты решения проблемы.

Источник

Всем знакомо слово искусство, но не все могут сказать что это такое, какие у него отличительные черты, какие функции оно выполняет и какие виды искусства бывают.

Здравствуйте мои дорогие подписчики и гости сайта 9111.ru!

Понятие искусства, его сущность

искусство отражает жизнь в форме

Искусство — вид творческой деятельности, с помощью которого через различные образы воспроизводится действительность, выражается отношение к миру и объекту творчества. Искусство олицетворяет приверженность человека к прекрасному, доставляет эстетическое удовольствие и способствует приобщению к творческому началу.

Искусство в том или ином виде существует с тех времен, когда человек разумный стал обитать на планете и, помимо выживания, начал проявлять иные интересы. Поначалу искусством называли ограниченное количество занятий, но в современном обществе искусством принято называть все, что имеет творческое начало и вызывает эмоциональный отклик в социуме. Художественное творчество во всех его проявлениях, архитектура, музыка, литература, создание любых авторских предметов — все это может быть отнесено к тому или иному виду искусства.

Понятие «искусство», взятое в оборот в русском языке, имеет несколько значений. Поначалу оно применялось к таким словам, как артистизм, творчество, умение, мастерство. Позже в лексиконе появилось слово «художественное», и в тандеме с «искусством» словосочетание получило уже иной смысл.

Например, в других языках нет подобных градаций термина «искусство». В английском языке все умения, творческие шедевры, способности, результаты обозначены единым словом «art». Иные европейские языки также имеют обобщенное понятие искусства и не разбивают его на составляющие.

Функции искусства

Функция искусства – это роль, которую оно выполняет в жизни отдельного человека и общества в целом.

Искусство полифункционально, у него множество таких ролей. Остановимся на важнейших.

Познание принято считать уделом наук, но если задуматься, науки возникли гораздо позже искусств. Душа пещерного человека требовала творчества, и он царапал рисунки на стенах своего жилища.

Сегодня эти первые попытки живописи являются ценнейшими источниками знаний о первобытном обществе. Конечно, это не единственный пример. Любое произведение – отражение своего времени.

Наука познает мир с объективной точки зрения, а искусство опирается на личностный аспект, причем в этом процессе познания важен как создатель, так и созерцатель.

искусство отражает жизнь в форме

Эстетика отвечает за чувственное познание. Мы пропускаем через себя произведения музыки, живописи, литературы и даем им эстетическую оценку – весело это или грустно, прекрасно или безобразно, возвышенно или низменно.

Искусство дает человеку эстетическое наслаждение. Это особая форма духовного удовольствия, отличная от плотского.

Часто творческие произведения несут воспитательный, назидательный посыл, особенно это свойственно литературе и зрелищным видам – театру, кино и т.п.

Чрезмерная назидательность способна переродиться в пропаганду. Например, советское искусство сплошь носило пропагандистский характер, каждый, кто не принимал правила игры, становился изгоем.

Упомянем и другие функции:

Не все произведения выполняют сразу все перечисленные функции.

Виды искусства

«Искусство не может отвлечься от стремлений своего времени».
Ромен Роллан, французский писатель

Если однозначного определения искусства не существует, то его виды определены вполне конкретно. Еще в Древней Греции были попытки классификации. Вспомним 9 муз – дочерей Зевса и неустановленной матери – то ли богини памяти Мнемосины, то ли богини согласия Гармонии. Музы жили на Парнасе и покровительствовали наукам и искусствам.

искусство отражает жизнь в форме

В греческом языке понятие музыка означало не только гармонию звуков, но и объединяло искусство с науками. Позже музой стали называть источник вдохновения.

Покровителем искусств в древнегреческой мифологии считался лучезарный бог Аполлон, музы же отвечали за определенные направления.

Интересно, что из девяти муз пять покровительствовали разным видам поэзии.

Если переводить всю эту красоту в сухие цифры, то древние греки из современных видов искусств различали литературу, театр, музыку и танец.

Удивительно, что у непревзойденных мастеров скульптуры не было ни музы, ни бога, покровительствующего скульпторам.

Виды искусства – это сложившиеся формы творческой деятельности. Одни формы известны с древнейших времен, другие появились в новейшее время благодаря развитию технологий. Каждый вид обладает своим арсеналом художественно-выразительных средств.

Сейчас общепринятой считают классификацию по трем основным признакам.

1. Пространственные (пластические) виды, для которых важно место художественного образа в пространстве.

2. Временные (динамические) виды, где композиция разворачивается во времени.

3. Пространственно-временные (синтетические, зрелищные) виды, в которых сочетается время и пространство в раскрытии художественного образа.

Жанры

Искусство многогранно. Оно состоит из различных жанров, которые позволяют выразить творческие идеи мастера.

В литературе проявляется через слово. Среди жанров литературы выделяют:

Музыка выражается через звуки, бывает вокальной или инструментальной.

Способ выражения танца – движение, их существует несколько:

В живописи используют цвет, основные жанры изобразительного искусства:

Основа театра – актерская игра. Существуют оперные, драматические, сатирические театры.

Фотография передает изображение объектов с помощью технического оборудования.

Стили

Определенные стили мирового искусства появлялись на протяжении всей истории человечества.

Античный, классическая древность

Античный стиль. Парфенон

VIII – V век до нашей эры. Расцвет культуры Древней Греции и Древнего Рима. После раздела Римской империи культурные традиции переняты Византией. Греки создавали образцы в области скульптуры и архитектуры. Римляне оставили храмы, скульптурные портреты, фрески.

Романский стиль, романтика

X – XII века, начало XIII. Этот стиль относится к архитектуре. Характеризуется прямыми формами, круглыми арками, сводами, массивными стенами, яркими цветами, небольшими окнами. В изобразительном искусстве преобладает христианская тематика. Популярны горельефы, витражи.

XII – XVI века. Готика характеризуется стрельчатыми арками, узкими и высокими башнями, цветными витражами, сакральной живописью. В основе религиозная тематика.

Фреска Поцелуй Иуды

XIII – XIV века. Развитие итальянской культуры, переход от Средневековья к Возрождению. Проявляется интерес к античности, желание отобразить реальность, светские темы.

Начало XIV века – конец XVI. Италия, зарождается интерес к античной культуре, пейзажу. Появляются портреты светских лиц. Выделяют перспективу, композицию. Художники изучают анатомию человека.

В XVII–XVIII веках, появился в Италии. Стиль характеризуется пышными формами, чувственностью, динамичностью. Естественность уже не в моде.

Женщин изображают с пышными формами. Мужчины носят парики, бреются. Архитектура отличается большими пространствами, колоннадами. Популярны сложные формы купола, статуи.

XVIII век. Зародился во Франции. Этот стиль считают продолжением барокко, высшей стадией. Его использовали в дизайне интерьера, архитектуры, скульптуры.

XVII – XIX век. Возвращение к идеалам античности, строгим линиям, идеальным пропорциям.

Конец XVIII, начало XIX века. Этот стиль распространен в европейской и американской культуре. Противоположность классицизму.

Эпоха Наполеона, первые 30 лет XIX века. Королевский стиль архитектуры. В моде колонны, лепные карнизы, триумфальные арки. Рельефы львов, орлов, военной символики.

Конец XVIII – XX века. Сущность стиля в точном и объективном изображении мира.

Конец XIX – начало XX веков. Зародился во Франции, характеризуется естественным отображением реальности. Мастера используют мелкие раздельные мазки вместо четких линий, смешивают краски на палитре.

Конец 1880–1914 годы, возник в Англии. Сочетает в себе творчество и практичность. Происходит отказ от прямых линий и углов, соединение металла и бетона.

Зародился в конце XIX века. Характерная особенность – обдуманное упрощение изображения.

Начало XX века. Выражает эмоциональное состояние художника.

1925–1935 гг. В основе строгая геометрия, четкие линии, гладкие, блестящие поверхности. Использование стекла, зеркала, бронзы, кожи.

1920 годы и до наших дней. Главная идея сюрреализма – сочетание иллюзий и парадоксов.

Развитие современного искусства

искусство отражает жизнь в форме

Современное творчество экспериментально. Оно постоянно развивается благодаря технологиям, появляются другие формы. Иногда это означает уход от прекрасного. В основном, оно не пробуждает эстетические чувства, а просто шокирует. Современному человеку необходимо более мощное воздействие.

Какие-то виды искусства признаются со временем утраченными или устаревшими, а какие-то относят к современным и инновационным. Постоянное развитие общества и социальных устоев порождает появление новых видов творчества и деятельности, которые начинают относить к искусству. Это связано и с появлением новых профессий. Люди постепенно начинают привыкать к

новым видам творчества:

Приверженцы современных ритмов жизни спокойно называют новые занятия человечества искусством, в то время как представители классической школы в корне не согласны с таким «пополнением» в списках произведений искусств. Отсюда между сторонниками современности и приверженцами вечной классики постоянно возникают разногласия и споры. Впрочем, так было на протяжении всей истории человечества, и так продолжится впредь.

Роль в обществе

Искусство играет большую роль в современном обществе:

Художественные произведения подчеркивают прекрасную картину нашего мира. Чем выше уровень развития личности, тем сильнее тяга человека к творчеству и способность наслаждаться предметами искусства.

Всем спасибо! Если понравилась публикация подписывайтесь и ставьте палец вверх!

Источник

Какую роль играет искусство в жизни людей? Какие функции выполняет?

Содержание:

Роль искусства в обществе прослеживается на протяжении тысячелетий. Посредством него люди отражают свои творческие способности, запечатлевают и воспроизводят собственные думы, фантазируют и описывают происходящие события. Оно требует мастерского подхода. О том, какова роль искусства в жизни общества, пишут многие обществоведы и философы. Это возможность самореализации, проявления себя, как личности. Человек говорит о своем внутреннем мире, духовных ценностях и переживаниях. Через литературу, картины и скульптуры люди повествуют о своих чувствах, эмоциях, процессах развития и достижения целей.

Искусство – это духовная деятельность людей, которая зарождалась и развивалась вместе с человечеством. Первые проявления творчества – это наскальная живопись. Тогда роль искусства в жизни человека заключалась в краткой передачи информации. Люди общались между собой, используя рисунки и символы.

Искусство – способ отобразить пространство, мысли, переживания через художественные образы. Это синтетический контакт между внешним и внутренним миром, который базируется на восприятии одного человека, создающего шедевр. В обществознании различают три разновидности творчества:

Роль искусства в жизни человека и общества определяет уровень развития социума. В развитых государствах творчеству уделяют большое внимание. Люди ценят произведения предков, знакомятся с историей через их шедевры. Менее развитые государства характеризуются меньшим интересом к искусству. Какая роль искусства в современном обществе:

Доказано, что каждый предмет искусства вызывает у человека определенные эмоции на уровне сознания. С помощью творчества эксперты психологии и психотерапии восстанавливают душевного равновесие человека, вселяют уверенность и спокойствие.

Какую роль играет искусство в жизни людей: функции

Говоря о том, какие функции выполняет искусство в обществе, следует отметить:

искусство отражает жизнь в форме

Какое значение имеет искусство в жизни человека

Любой вид творчества – это значимая ступень в развитии социума, которую сегодня мы можем изучать. Через призму искусства появляется возможность взглянуть на жизнь под разными ракурсами, оценить ситуацию со стороны другого лица. Человек знакомится с миром на протяжении всей жизни, это активный, бесконечный процесс. Есть несколько способов изучения окружающей реальности:

В глобальном понимании основная функция искусства заключается в преобразовании реальности в соответствии с законами эстетики и красоты. Художественные образы, созданные творцами, позволяют изучить важнейшие в жизни вещи без использования теоретических или практических методов. Роль искусства в жизни общества объясняется его спецификой:

Какую роль играет искусство в жизни общества

С течением времени мнение о значимости и важности искусства в жизни человека постоянно трансформировалось. В античности люди признавали важность творчества. По мнению Аристотеля, Платона, именно произведения способны очистить душу человека, возвысить ее. Как далее изменялось отношение к шедеврам:

Источник

Искусство отражает жизнь в форме

Выберите верные суждения об искусстве и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Искусство нацелено на открытие объективных закономерностей, действующих в природе и обществе.

2) Искусство отражает действительность в образно-символической форме.

3) Искусство, в отличие от других форм (областей) духовной культуры, способно оказывать эмоциональное воздействие на человека.

4) Только искусство объясняет события, явления окружающего мира.

5) B искусстве огромную роль играет воображение художника и зрителя.

Слово «искусство» и в русском, и во многих других языках употребляется в двух смыслах: в узком смысле — это специфическая форма практически-духовного освоения мира; в широком — высший уровень мастерства, умения, независимо от того, в какой сфере жизни общества они проявляются (искусство печника, врача, пекаря и др.).

Искусство — особая подсистема духовной сферы жизни общества, представляющая собой творческое воспроизведение действительности в художественных образах.

Первоначально искусством называли высокую степень мастерства в каком-либо деле. Это значение слова присутствует в языке до сих пор, когда мы говорим об искусстве врача или учителя, о боевом искусстве или ораторском. Позже понятие «искусство» стали все чаще использовать для описания особой деятельности, направленной на отражение и преобразование мира в соответствии с эстетическими нормами, т.е. по законам прекрасного. При этом первоначальное значение слова сохранилось, так как для создания чего-то прекрасного требуется высочайшее мастерство.

1) Искусство нацелено на открытие объективных закономерностей, действующих в природе и обществе — нет, неверно.

2) Искусство отражает действительность в образно-символической форме — да, верно.

3) Искусство, в отличие от других форм (областей) духовной культуры, способно оказывать эмоциональное воздействие на человека — нет, неверно.

4) Только искусство объясняет события, явления окружающего мира — нет, неверно.

5) B искусстве огромную роль играет воображение художника и зрителя — да, верно.

Источник

Искусство отражает жизнь в форме

Выберите верные суждения об искусстве и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Искусство является специфической формой общественного сознания и человеческой деятельности.

2) Гедонистическая функция искусства проявляется в том, что человек отражает и осваивает те стороны жизни, которые труднодоступны науке.

3) Искусство влияет на нравственное и идейное развитие индивида.

4) Эстетическая функция искусства проявляется в том, что искусство выступает в роли источника информации о мире или человеке.

5) Предметом искусства может быть человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определённых исторических условиях.

1) Искусство является специфической формой общественного сознания и человеческой деятельности. Да, верно.

2) Гедонистическая функция искусства проявляется в том, что человек отражает и осваивает те стороны жизни, которые труднодоступны науке. Нет, неверно, гедонистическая функция выражается в получении удовольствия от восприятия произведений искусства.

3) Искусство влияет на нравственное и идейное развитие индивида. Да, верно, искусство может привлекать внимание общества к тем или иным социальным проблемам.

4) Эстетическая функция искусства проявляется в том, что искусство выступает в роли источника информации о мире или человеке. Нет, неверно, в этом проявляется познавательная функция искусства.

5) Предметом искусства может быть человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определённых исторических условиях. Да, верно.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *