искусство является специфической формой общественного сознания и человеческой деятельности

Искусство является специфической формой общественного сознания и человеческой деятельности

искусство является специфической формой общественного сознания и человеческой деятельности

искусство является специфической формой общественного сознания и человеческой деятельности

Про100Е ЕГЭ по Обществознанию запись закреплена

Тема 16 : Искусство, его формы, основные направления

специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах;
практическая деятельность человека, направленная на освоение и создание эстетических ценностей;
высокая степень мастерства.

2. Теории происхождения искусства: биологизаторская, игровая, магическая, трудовая.

3. Предмет искусства – человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определенных исторических условиях. Форма бытия искусства – художественное произведение.

4. Виды искусства: архитектура (зодчество), живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, литература, музыка, театр, цирк, балет, кино, фотоискусство, эстрада.

5. Специфика искусства как формы художественного познания: образное и наглядное, специфические средства, при помощи которых происходит создание художественных образов (слово; звук; цвет и т.д.), большая роль воображения и фантазии познающего субъекта.

6. Функции искусства:

общественно-преобразующая (оказывая идейно-эстетическое воздействие на людей, включает их в направленную деятельность по преобразованию общества);
художественно-концептуальная (анализирует состояние окружающего мира);
воспитательная (формирует личность, чувства и мысли людей);
эстетическая (формирует эстетические вкусы и потребности человека);
утешительно-компенсаторная (восстанавливает в сфере духа гармонию, утраченную человеком в реальной действительности, способствует сохранению и восстановлению психического равновесия личности);
предвосхищения (предвосхищает будущее);
внушающая (воздействует на подсознание людей, на человеческую психику);
гедонистическая (доставляет людям удовольствие);
познавательно-эвристическая (отражает и осваивает те стороны жизни, которые труднодоступны науке).

Источник

Среди явлений и феноменов духовной культуры важное место отводится искусству. Искусство — особый путь познания человеком мира, осмысления и восприятия реальности посредством системы образов. Искусством принято называть специфическую форму общественного сознания и человеческой деятельности, которая представляет собой отражение окружающей действительности в художественных образах. Посредством создания произведений искусства происходит реализация такого вида познавательной деятельности людей, как художественное познание. Предметом искусства является человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определенных исторических условиях.

Специфика искусства как формы художественного познания заключается в следующем:

1. Искусство является образным и наглядным. Предмет искусства — жизнь людей — чрезвычайно разнообразен и отражается в искусстве в форме художественных образов. Эти образы являются результатом вымысла, но при этом отражают действительность и всегда несут на себе отпечаток реально существующих предметов, событий и явлений. Художественный образ выполняет в искусстве те же функции, что и понятие в науке: с его помощью происходит художественное обобщение, выделение существенных признаков познаваемых предметов. Созданные образы составляют культурное наследие общества и способны, став символами своего времени, оказывать серьезное влияние на общественное сознание.

2. Для художественного познания характерны специфические способы воспроизведения окружающей действительности, а также средства, при помощи которых происходит создание художественных образов. В литературе таким средством является слово, в живописи — цвет, в музыке — звук, в скульптуре — объемно-пространственные формы.

3. В процессе познания мира с помощью искусства большую роль играют воображение и фантазия познающего субъекта. Художественный вымысел, допустимый в искусстве, является совершенно недопустимым, например, в процессе научного познания. В отличие от общественных и гуманитарных наук, изучающих отдельные стороны жизни людей, искусство исследует человека в целом, является особой формой познания окружающей действительности.

Искусство, как и духовная культура в целом, развивается, с одной стороны, на основе накопления культурных ценностей, передачи их из поколения в поколение, сохранения целостных художественных произведений, а с другой — в процессе создания нового духовного богатства.

Часто говорят, что искусство отражает жизнь. Во многом такое утверждение верно, но законы, по которым происходит это отражение, не каждый понимает. Так, в кинофильме десяток лет может пролететь в одно мгновение, а одна минута растягиваться на полчаса в зависимости от замысла автора. Через искусство мы познаем мир и получаем воспитание, но оно совсем не похоже ни на науку, ни на педагогику. Наверное, одним из самых важных предназначений искусства является предоставление человеку возможности познать и изменить самого себя путем соприкосновения с миром прекрасного.

Основные функции искусства:

Гедонистическая — связана с доставлением человеку радости, удовольствия, наслаждения и душевного отдыха.

Компенсаторная — восполняет неудовлетворенность реальной жизнью, дает возможность найти в произведениях искусства то, что не удалось отыскать в повседневности.

Коммуникативная — является средством общения в пространстве культуры различных людей, человека со своим внутренним миром и даже различных народов.

Эстетическая — направлена на преобразование мира на основе красоты.

Воспитательная — через примеры и идеалы морально влияет на человека, через сопереживание побуждает к определенным поступкам; учит личность человечности, возвышает его, укрепляет волю и разум; способствует смягчению общественных нравов.

Познавательная — способствует получению нового знания об окружающем мире посредством художественных образов, развивает мышление через образы, при этом знание здесь не стремится к достоверности, оно предполагает обязательное субъективное отношение к тому, что исследуется, оценочную позицию.

Прогностическая — дает приобщение общества к идеальному, находит будущие смыслы и значения развития.

Искусство, как и религия, сопровождает человечество с давних времен. Первобытные люди покрывали стены пещер наскальными изображениями, вырезали из кости и дерева простейшие статуэтки, исполняли свои ритуальные танцы. Постепенно творчество становилось сложнее и разнообразнее. Древний мир оставил человечеству памятники, названные впоследствии чудесами света (считается, что их было семь, хотя наследие той эпохи значительно богаче). Каждый образованный человек должен знать о них.

Каждый последующий этап исторического развития вносила дополнительный вклад в сокровищницу мировой культуры. Живопись Рубенса и Васнецова, музыка Моцарта и Бородина, поэмы Пушкина и Гете, скульптуры Родена и Фальконе стали символизировать творческие возможности человека. Сохранившиеся до наших дней лучшие произведения искусства находятся сейчас в музеях, библиотеках, частных коллекциях.

Стиль — это совокупность признаков, черт, создающих целостный образ искусства определенного времени, направления или индивидуальной манеры художника.

Известны следующие стили искусства:

Романский, или готический (в пер. «варварский») — «застывшая музыка Европы». Основные признаки: остроконечные сооружения, стрельчатые своды, обилие витражей, резьбы и скульптур.

Барокко (в пер. «странный, причудливый, вычурный»). Основные признаки: декоративная пышность, живописность, причудливость форм.

Рококо (от фр. rococo). Отличается изысканностью форм и причудливым орнаментом.

Классицизм (от нем. klassizismus). Характерная особенность — обращение к образам и формам античного искусства как к наиболее совершенным. Основные признаки: ясность, гармония, четкость, простота.

Сентиментализм (от фр. sentimentalisme). Характерные особенности — внимание к душевному миру человека, чувствительность, идеализация людей, природы, жизненных ситуаций, мечтательность, меланхоличность.

Романтизм (от фр. romantisme). Боролся с канонами классицизма, утверждая национальное и индивидуальное своеобразие, изображая идеальные чувства и героев, стремящихся к свободе. Основные признаки: вольность, индивидуализм, драматизм.

Реализм (от лат. realis — действительный). Характерная особенность — правдивое, объективное отражение действительности.

Модернизм (от лат. modernus — новый, современный). Характерно использование новых технологических решений и конструкций.

Постмодернизм — стиль, которым определяется искусство после модернизма.

Эклектика. Сочетание элементов разных стилей.

Конечно, все произведения разные по жанру, тематике, направлениям, видам, но всех их объединяет принадлежность к общему великому миру искусства. Исторически (хотя и довольно условно) различные произведения архитектуры, литературы, музыки могут быть отнесены к определенным стилям.

Существует также и множество видов искусства — форм художественной деятельности, различающихся способом воплощения художественных образов. К основным видамискусства относятся литература, театр, графика, живопись, скульптура, хореография, музыка, архитектура, декоративно-прикладное искусство (керамика, резьба по дереву, камню и кости, чеканка, вышивание, икебана и т. п.), цирк, художественная фотография, кино, телевидение. Сюда же можно включить и совсем новые виды — компьютерную графику, дизайн, а некоторые относят и рекламу.

Классификацию видов культуры, принятую в научном сообществе можно разделить по свойствам и родам.

1. Изобразительное искусство (живопись, скульптура).

2. Неизобразительное искусство (архитектура, музыка).

1. Пластические виды искусства (пантомима, балет, акробатика). Они основаны на пластике человеческого тела.

2. Пространственные виды искусства (архитектура, скульптура, живопись, графика). В них художественный образ статичен, не изменяется во времени и пространстве.

3. Временные виды искусства (поэзия, музыка, драма, эстрада). Здесь художественный образ изменчив, развивается в пространстве и времени.

4. Технические или синтетические виды искусства (видеографические — телевидение, художественная фотография, компьютерное искусство, кино и др., дизайн). В них образ создается при помощи технических средств, с использованием возможностей, которые дают другие виды искусства.

Восприятие мира через искусство, или эстетическое восприятие мира, конечно, не удовлетворяет такие потребности, без которых человек не мог бы биологически существовать (например, жажду или голод). Поэтому некоторые люди считают, что оно только отвлекает человека от «настоящей» жизни. Такой взгляд на искусство присущ примитивному человеку. Если же духовный мир личности богат, то он не может обходиться без искусства, ведь даже древние люди понимали его законы и стремились к красоте.

Через собственное творчество или творчество других людей человек приобщается к прекрасному. Секрет красоты — секрет жизни, и эта тайна тревожит человечество на протяжении веков. Больше всего споров вызывает соотношение прекрасного и полезного. Кто-то приходил к выводу, что все полезное — прекрасно, но были и те, кто допускал полную бесполезность прекрасного. Наверное, вряд ли найдется на земле два человека, которые бы одинаково воспринимали красоту. Об одном и том же (предмете или человеке) обязательно возникнут если и не противоположные, то уж точно в чем-то не совпадающие мнения. Математик признает красивым все соразмерное, четкое, симметричное; философ — заставляющее задуматься; романтик — вызывающее фантазии и мечты; влюбленный юноша считает эталоном красоты свою возлюбленную. В итоге определяющую роль в этом споре играет личность человека и его духовный мир.

Произведения искусства помогают человеку постичь суть возвышенного. Под возвышенным в истории человечества понималось и проявление величия сил природы; и все, вызывающее в душе человека почтение; и внутренняя красота человека; и образ божественного; и самое сильное из явлений (например, ураган в сравнении с ветром). Бесконечность и вечность мира, мощные внутренние силы природы и человека — все это входит в понятие возвышенного. Восторг и страх являются крайними проявлениями этого чувства.

Среди других воздействующих на человека проявлений искусства назовем трагическое, комическое, безобразное, низменное, ужасное, грациозное, трогательное, прелестное, чудесное. Ежедневно мы испытываем на себе эти влияния, которые подчас недооцениваем. Искусство способно вдохновить на подвиг или толкнуть на преступление, нравственно возвысить или развратить. Невозможно представить себе человека вне искусства и искусство вне человека: личности творят искусство, а искусство лежит в основе формирования личности. Искусство не обладает способностью из плохого человека делать хорошего, из злого — доброго, но оно побуждает человека занять определенную позицию, заставляет его усвоить и освоить ценности и идеалы культуры.

Приоритет общечеловеческих ценностей — современная идея, важная для политических взаимоотношений и социальных процессов, но особенно существенная для искусства.

Только сочетание национального и общечеловеческого придает искусству народность, которая проявляется в отражении интересов народа, изображении существенных сторон действительности, в понятности языка, воспитании творцом вкусов публики. Эта идея противостоит замкнутости и предполагает доступность и массовость.

Современное техническое развитие создало еще один вид искусства — экранное, представляющее собой продукт компьютерных и видеотехнологий.

В современном обществе идет спор о соотношении искусства с реальной жизнью. Мы видим в городах многочисленные ветхие или морально устаревшие здания, которые признаны памятниками культуры и находятся под охраной государства. Многие говорят о том, что искусственные меры лишь на время задерживают их разрушение перед неминуемой гибелью.

Наверное, нельзя игнорировать веяния времени, но всегда следует помнить, что с очередным разрушенным памятником искусства от людей безвозвратно уходит частичка жизни наших предков, истории народа, переживаний и потрясений, побед и неудач. Поэтому между старым и новым надо стараться находить золотую середину, которая поможет бережно передать накопленный опыт предшествующих поколений не только в виде рассказов и описаний, но и через дошедшие до нас из глубины веков памятники искусства.

Среди остальных ролей искусства в жизни людей следует выделить общение, которое объединяет и сплачивает народ; воспитание человека, передача определенных научных и моральных ценностей, что, по словам А. С. Пушкина «сокращает нам опыты быстротекущей жизни»; а также внушение определенных мыслей и чувств.

В России государство оказывает поддержку искусству, гарантируя свободу творчества. В статье 44 Конституции РФ провозглашено: «Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям».

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2021 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.

Источник

Искусство является специфической формой общественного сознания и человеческой деятельности

Выберите верные суждения о государстве как институте политической системы и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Государственный суверенитет проявляется в наличии публичной власти.

2) Экономическая функция государства выражается в выработке и координации государством стратегии и тактики его экономического развития в наиболее оптимальном режиме.

3) Социальная функция государства заключается в том, что государство обязано обеспечить своим гражданам гарантированный минимум жизненных благ, включая пищу, жильё, медицинское обслуживание.

4) Наряду с государством аппаратом для осуществления принудительной власти могут обладать другие социальные институты.

5) Государство обеспечивает правопорядок и безопасность в обществе, используя для этого систему правоохранительных институтов.

1) Государственный суверенитет проявляется в наличии публичной власти. Нет, неверно, он проявляется в верховенстве государственной власти внутри страны и независимости от других государств.

2) Экономическая функция государства выражается в выработке и координации государством стратегии и тактики его экономического развития в наиболее оптимальном режиме. Да, верно.

3) Социальная функция государства заключается в том, что государство обязано обеспечить своим гражданам гарантированный минимум жизненных благ, включая пищу, жильё, медицинское обслуживание. Да, верно, подробнее можно прочитать 7 ст. Конституции РФ.

4) Наряду с государством аппаратом для осуществления принудительной власти могут обладать другие социальные институты. Нет, неверно, государство обладает монополией на принуждение.

5) Государство обеспечивает правопорядок и безопасность в обществе, используя для этого систему правоохранительных институтов. Да, верно, в этом проявляется его правоохранительная функция.

Выберите верные суждения о юридической ответственности и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Юридическая ответственность всегда имеет неблагоприятные последствия для правонарушителя.

2) К государственному принуждению относятся карательные меры, применяемые к правонарушителям.

3) Принцип справедливости юридической ответственности означает точную и строгую реализацию правовых предписаний.

4) Дисциплинарную ответственность возлагает уполномоченное должностное лицо.

5) Деятельное раскаяние виновного лица освобождает от юридической ответственности.

1) Юридическая ответственность всегда имеет неблагоприятные последствия для правонарушителя. Да, верно, это один из ее признаков.

2) К государственному принуждению относятся карательные меры, применяемые к правонарушителям. Да, верно, они выражены в ограничении его прав и иных действиях, имеющих негативный характер для правонарушителя.

3) Принцип справедливости юридической ответственности означает точную и строгую реализацию правовых предписаний. Нет, неверно, это принцип законности.

4) Дисциплинарную ответственность возлагает уполномоченное должностное лицо. Да, верно, им, как правило, является работодатель.

5) Деятельное раскаяние виновного лица освобождает от юридической ответственности. Нет, неверно, оно служит смягчающим вину обстоятельством.

Выберите верные суждения об искусстве и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Искусство является специфической формой общественного сознания и человеческой деятельности.

2) Гедонистическая функция искусства проявляется в том, что человек отражает и осваивает те стороны жизни, которые труднодоступны науке.

3) Искусство влияет на нравственное и идейное развитие индивида.

4) Эстетическая функция искусства проявляется в том, что искусство выступает в роли источника информации о мире или человеке.

5) Предметом искусства может быть человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определённых исторических условиях.

1) Искусство является специфической формой общественного сознания и человеческой деятельности. Да, верно.

2) Гедонистическая функция искусства проявляется в том, что человек отражает и осваивает те стороны жизни, которые труднодоступны науке. Нет, неверно, гедонистическая функция выражается в получении удовольствия от восприятия произведений искусства.

3) Искусство влияет на нравственное и идейное развитие индивида. Да, верно, искусство может привлекать внимание общества к тем или иным социальным проблемам.

4) Эстетическая функция искусства проявляется в том, что искусство выступает в роли источника информации о мире или человеке. Нет, неверно, в этом проявляется познавательная функция искусства.

5) Предметом искусства может быть человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определённых исторических условиях. Да, верно.

Выберите верные суждения о командной экономике и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Инвестиционные решения в командной экономике принимаются централизованно.

2) Государственные органы практически полностью планируют объёмы производства всех товаров и услуг.

3) Признаком командной экономики является централизованное ценообразование.

4) Командная экономика не предполагает интенсивных путей развития экономики.

5) Частная собственность при командной экономической системе распространяется на землю как фактор производства.

1) Инвестиционные решения в командной экономике принимаются централизованно. Да, верно, это ее ключевой признак.

2) Государственные органы практически полностью планируют объёмы производства всех товаров и услуг. Да, верно, это ее ключевой признак.

3) Признаком командной экономики является централизованное ценообразование. Да, верно, это ее ключевой признак.

4) Командная экономика не предполагает интенсивных путей развития экономики. Нет, неверно, они могут осуществляться в любом типе экономических систем.

5) Частная собственность при командной экономической системе распространяется на землю как фактор производства. Нет, неверно, это характерно для рыночной экономики.

Выберите верные суждения о социальных нормах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Соблюдение социальных норм всегда обеспечивается применением государственного принуждения.

2) Социальные нормы характеризуются неперсонифицированностью адресатов.

3) Социальные нормы подразделяются по способу обеспечения их действия.

4) Отличительной чертой права как социального регулятора является его формальный характер.

5) Нормы этикета применяются в сфере отношения человека и общества к природе и окружающему миру.

1) Соблюдение социальных норм всегда обеспечивается применением государственного принуждения. Нет, неверно, существует неформальный социальный контроль (общественное мнение) и внутренний (совесть).

2) Социальные нормы характеризуются неперсонифицированностью адресатов. Да, верно, они ориентированы не неограниченный круг лиц.

3) Социальные нормы подразделяются по способу обеспечения их действия. Да, верно, нормы права, морали и т.д.

4) Отличительной чертой права как социального регулятора является его формальный характер. Да, верно.

5) Нормы этикета применяются в сфере отношения человека и общества к природе и окружающему миру. Нет, неверно, этикет применяется только в общении между людьми.

Выберите верные суждения о политических идеологиях и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Интегрирующая функция политической идеологии выражается в том, что идеология ориентирует субъектов политики в системе ценностей и интересов данной социальной группы.

2) Характерная черта либеральной идеологии – убеждённость в патерналистском значении государства для общества.

3) Идеология содержит не только знания о политической жизни, но и оценку политических процессов с позиций носителя данной идеологии.

4) По месту в шкале политического спектра политические идеологии делятся на правые, центристские и левые.

5) Политическая идеология способствует самоидентификации индивидов и групп в политическом пространстве.

1) Интегрирующая функция политической идеологии выражается в том, что идеология ориентирует субъектов политики в системе ценностей и интересов данной социальной группы. Нет, неверно, интегративная функция предполагает объединение людей с одинаковыми политическими взглядами вокруг одной идеологии в ту или иную политическую организацию.

2) Характерная черта либеральной идеологии – убеждённость в патерналистском значении государства для общества. Нет, неверно, это характерно для консерватизма и более правых идеологий

3) Идеология содержит не только знания о политической жизни, но и оценку политических процессов с позиций носителя данной идеологии. Да, верно, это ценностные компоненты идеологии.

4) По месту в шкале политического спектра политические идеологии делятся на правые, центристские и левые. Да, верно, это одна из классификаций идеологии.

5) Политическая идеология способствует самоидентификации индивидов и групп в политическом пространстве. Да, верно, это одна из ее функций.

Выберите верные суждения о воинской обязанности в РФ и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Основной формой осуществления воинской обязанности является прохождение военной службы.

2) Срок военной службы по призыву составляет 18 месяцев.

3) От призыва на военную службу освобождаются граждане признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.

4) Контракт о прохождении военной службы не вправе заключать иностранные граждане.

5) Гражданин имеет право на замену военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу в случаях, если несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.

1) Основной формой осуществления воинской обязанности является прохождение военной службы. Да, верно.

2) Срок военной службы по призыву составляет 18 месяцев. Нет, неверно, 12 месяцев. 18 и 21 месяц — срок альтернативной гражданской службы.

3) От призыва на военную службу освобождаются граждане признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья. Да, верно, согласно 23 ст. ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

4) Контракт о прохождении военной службы не вправе заключать иностранные граждане. Нет, неверно, согласно 2 ст. ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» прохождение военной службы иностранными гражданами осуществляется по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях.

5) Гражданин имеет право на замену военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу в случаях, если несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию. Да, верно, согласно 59 ст. Конституции РФ.

Выберите верные суждения о мировоззрении и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Эмоционально-психологическую сторону мировоззрения на уровне настроений и чувств составляет мироощущение.

2) Исторически первой формой мировоззрения является научное мировоззрение.

3) Обыденное мировоззрение оформляется стихийно, в процессе житейского опыта.

4) Мировоззрение складывается из знаний, принципов, идей, убеждений, идеалов, духовных ценностей.

5) Носителем мировоззрения может выступать только отдельная личность.

1) Эмоционально-психологическую сторону мировоззрения на уровне настроений и чувств составляет мироощущение. Да, верно.

2) Исторически первой формой мировоззрения является научное мировоззрение. Нет, неверно, религиозно-мифологическое и обыденно-житейское сформировалось намного раньше.

3) Обыденное мировоззрение оформляется стихийно, в процессе житейского опыта. Да, верно, на практике повседневной жизни.

4) Мировоззрение складывается из знаний, принципов, идей, убеждений, идеалов, духовных ценностей. Да, верно, это его элементы.

5) Носителем мировоззрения может выступать только отдельная личность. Нет, неверно, любой социальный субъект (социальная группа, общность).

Выберите верные суждения о социальном контроле и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) К формальным социальным санкциям относится одобрение родственников, друзей, коллег.

2) Социальный контроль состоит из социальных норм и социальных санкций.

3) Социальные санкции – это средства поощрения и наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы.

4) Социальный контроль осуществляется исключительно на основе писаных норм.

5) Основными элементами самоконтроля выступают сознание, совесть и воля.

1) К формальным социальным санкциям относится одобрение родственников, друзей, коллег. Нет, неверно, это неформальная санкция.

2) Социальный контроль состоит из социальных норм и социальных санкций. Да, верно, это его элементы.

3) Социальные санкции – это средства поощрения и наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы. Да, верно.

4) Социальный контроль осуществляется исключительно на основе писаных норм. Нет, неверно, существует внешний неформальный и внутренний социальный контроль, который осуществляется и на основе неписанных (моральных и иных) социальных норм.

5) Основными элементами самоконтроля выступают сознание, совесть и воля. Да, верно.

Выберите верные суждения о государстве как институте политической системы и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) В правовом государстве правящая партия имеет преимущество в проведении избирательной кампании.

2) Под избирательным процессом понимается установленная законодательством о выборах совокупность стадий организации и проведения выборов, выстроенных в определённой последовательности.

3) Избирательный процесс реализуется в сроки, в рамках, а также в соответствии с правилами и процедурами, установленными законодательством о выборах.

4) К избирательному процессу относится предвыборная агитация.

5) Проведение голосования является заключительной стадией избирательного процесса.

1) В правовом государстве правящая партия имеет преимущество в проведении избирательной кампании. Нет, неверно, в правовом государстве все партии равны.

2) Под избирательным процессом понимается установленная законодательством о выборах совокупность стадий организации и проведения выборов, выстроенных в определённой последовательности. Да, верно.

3) Избирательный процесс реализуется в сроки, в рамках, а также в соответствии с правилами и процедурами, установленными законодательством о выборах. Да, верно.

4) К избирательному процессу относится предвыборная агитация. Да, верно.

5) Проведение голосования является заключительной стадией избирательного процесса. Нет, неверно, заключительная стадия это подсчет и обнародование результатов голосования.

Выберите верные суждения о трудовом праве и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Предмет трудового права – отношения работников, возникающие в процессе их непосредственного участия в труде.

2) Трудовая дееспособность граждан возникает по общему правилу с 12 лет.

3) Каждый работник имеет право на соблюдение трудовой дисциплины.

4) Содержание трудового правоотношения составляет совокупность прав и обязанностей его участников.

5) Трудовым законодательством предусмотрено право работников на участие в управлении предприятиями, учреждениями и организациями, учреждениями и организациями.

1) Предмет трудового права – отношения работников, возникающие в процессе их непосредственного участия в труде. Да, верно.

2) Трудовая дееспособность граждан возникает по общему правилу с 12 лет. Нет, неверно, с 16 лет.

3) Каждый работник имеет право на соблюдение трудовой дисциплины. Нет, неверно, это его обязанность.

4) Содержание трудового правоотношения составляет совокупность прав и обязанностей его участников. Да, верно, а именно работника и работодателя.

5) Трудовым законодательством предусмотрено право работников на участие в управлении предприятиями, учреждениями и организациями, учреждениями и организациями. Да, верно, согласно 21 ст. Трудового Кодекса РФ.

Выберите верные суждения о типах общества и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Сложное общество характеризуется наличием социальной иерархии.

2) Социальная сфера традиционного общества характеризуется низкой социальной мобильностью.

3) Основной фактор производства и главная ценность в индустриальном обществе – капитал.

4) В традиционном обществе преобладает промышленное производство на основе развития частной собственности.

5) В постиндустриальном обществе происходит формирование массовой культуры.

1) Сложное общество характеризуется наличием социальной иерархии. Да, верно, так как в таком обществе есть неравенство.

2) Социальная сфера традиционного общества характеризуется низкой социальной мобильностью. Да, верно.

3) Основной фактор производства и главная ценность в индустриальном обществе – капитал. Да, верно.

4) В традиционном обществе преобладает промышленное производство на основе развития частной собственности. Нет, неверно, это характерно для индустриального общества.

5) В постиндустриальном обществе происходит формирование массовой культуры. Нет, неверно, это происходит в индустриальном обществе.

Выберите верные суждения о государстве как институте политической системы и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Государственный суверенитет проявляется в наличии публичной власти.

2) Экономическая функция государства выражается в выработке и координации государством стратегии и тактики его экономического развития в наиболее оптимальном режиме.

3) Социальная функция государства заключается в том, что оно обязано обеспечить своим гражданам гарантированный минимум жизненных благ, включая пищу, жильё, медицинское обслуживание.

4) Наряду с государством аппаратом для осуществления принудительной власти могут обладать другие социальные институты.

5) Государство обеспечивает правопорядок и безопасность в обществе, используя для этого систему правоохранительных институтов.

1) Государственный суверенитет проявляется в наличии публичной власти. Нет, неверно, он проявляется в независимости от других государств и верховенстве государственной власти внутри страны.

2) Экономическая функция государства выражается в выработке и координации государством стратегии и тактики его экономического развития в наиболее оптимальном режиме. Да, верно.

3) Социальная функция государства заключается в том, что оно обязано обеспечить своим гражданам гарантированный минимум жизненных благ, включая пищу, жильё, медицинское обслуживание. Да, верно.

4) Наряду с государством аппаратом для осуществления принудительной власти могут обладать другие социальные институты. Нет, неверно, монополией на принуждение обладают правоохранительные органы.

5) Государство обеспечивает правопорядок и безопасность в обществе, используя для этого систему правоохранительных институтов. Да, верно.

Выберите верные суждения об организационно-правовых формах предпринимательской деятельности и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Коллективное предпринимательство – это деятельность, организованная различными лицами, совместно владеющими и управляющими бизнесом.

2) Характерная особенность акционерного общества – обязанность его членов участвовать в его деятельности своим личным трудом.

3) Производственным кооперативом признаётся коммерческая организация, не наделённая правом собственности на имущество, закреплённое за ней собственником.

4) Договор полного товарищества в предпринимательской деятельности может быть заключён только коммерческими организациями и (или) предпринимателями, зарегистрированными в установленном порядке.

5) Участники акционерного общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков в пределах стоимости принадлежащих им акций.

1) Коллективное предпринимательство – это деятельность, организованная различными лицами, совместно владеющими и управляющими бизнесом. Да, верно, например акционерное общество или общество с ограниченной ответственностью.

2) Характерная особенность акционерного общества – обязанность его членов участвовать в его деятельности своим личным трудом. Нет, неверно, это признак производственного кооператива (артели).

3) Производственным кооперативом признаётся коммерческая организация, не наделённая правом собственности на имущество, закреплённое за ней собственником. Нет, неверно, это унитарное предприятие.

4) Договор полного товарищества в предпринимательской деятельности может быть заключён только коммерческими организациями и (или) предпринимателями, зарегистрированными в установленном порядке. Да, верно, согласно 66 ст. 5 п. ГК РФ.

5) Участники акционерного общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков в пределах стоимости принадлежащих им акций. Да, верно, согласно 96 ст. ГК РФ.

Выберите верные суждения о культуре и её видах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Произведения массовой культуры предъявляют высокие требования к общекультурному уровню потребителя.

2) В развитии культуры отмечают такие тенденции, как преемственность и новаторство.

3) К материальной культуре относят нормы морали.

4) Народная культура, как правило, создаётся коллективной творческой деятельностью народа, отражает его жизнь и традиции.

5) Культура – это все виды преобразовательной деятельности людей и её результаты.

1) Произведения массовой культуры предъявляют высокие требования к общекультурному уровню потребителя. Нет, неверно, это характерно для элитарной культуры.

2) В развитии культуры отмечают такие тенденции, как преемственность и новаторство. Да, верно, например новые произведения искусства сочетают в себе как традиционные каноны жанра, так и уникальные новые находки автора.

3) К материальной культуре относят нормы морали. Нет, неверно, они относятся к нематериальной культуре.

4) Народная культура, как правило, создаётся коллективной творческой деятельностью народа, отражает его жизнь и традиции. Да, верно, это ее ключевые признаки.

5) Культура – это все виды преобразовательной деятельности людей и её результаты. Да, верно, это определение культуры в широком смысле слова.

Выберите верные суждения о налогах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) К федеральным налогам и сборам в РФ относят водный налог, сборы за пользование объектами животного мира.

2) При пропорциональной системе налогообложения ставки налога увеличиваются при возрастании размера объекта налогообложения.

3) Фискальная функция налогов проявляется в наполнении государственного бюджета.

4) К прямым налогам относят налог на добавленную стоимость.

5) Налоги – обязательные платежи физических и юридических лиц государству в порядке и на условиях, определённых законодательством.

1) К федеральным налогам и сборам в РФ относят водный налог, сборы за пользование объектами животного мира. Да, верно, согласно 13 ст. НК РФ.

2) При пропорциональной системе налогообложения ставки налога увеличиваются при возрастании размера объекта налогообложения. Нет, неверно, это характерно для прогрессивной шкалы.

3) Фискальная функция налогов проявляется в наполнении государственного бюджета. Да, верно, это ее ключевая характеристика.

4) К прямым налогам относят налог на добавленную стоимость. Нет, неверно, НДС относится к косвенным налогам.

5) Налоги – обязательные платежи физических и юридических лиц государству в порядке и на условиях, определённых законодательством. Да, верно, это определение налогов.

Выберите верные суждения об этнических общностях и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Этнической общностью называют сложившуюся в определённом государстве демографическую группу.

2) Видами этнических общностей являются племя, народность, нация.

3) К числу признаков этноса относят язык, общую историческую память, обычаи и традиции.

4) При формировании этноса значительную роль играет общность территории и общий язык.

5) Члены любой этнической общности обладают сходными политическими воззрениями и толерантным отношением к культуре других этносов.

1) Этнической общностью называют сложившуюся в определённом государстве демографическую группу. Нет, неверно, демографическая группа выделяется по полу и возрасту, а этническая связана с национальной принадлежностью.

2) Видами этнических общностей являются племя, народность, нация. Да, верно, иногда их еще называют этапами формирования этноса и в начале добавляют такую группу как род.

3) К числу признаков этноса относят язык, общую историческую память, обычаи и традиции. Да, верно, это ключевые признаки, объединяющие членов одной этнической группы.

4) При формировании этноса значительную роль играет общность территории и общий язык. Да, верно, это ключевые признаки, объединяющие членов одной этнической группы.

5) Члены любой этнической общности обладают сходными политическими воззрениями и толерантным отношением к культуре других этносов. Нет, неверно, например, среди русских встречаются и коммунисты, и либералы, и консерваторы.

Выберите верные суждения о гражданском судопроизводстве и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Стороны в гражданском судопроизводстве пользуются равными процессуальными правами и несут равные процессуальные обязанности.

2) Результатом гражданского судопроизводства является приговор подсудимому.

3) Гражданское судопроизводство нацелено на разрешение имущественных, трудовых и иных споров.

4) Сторонами в гражданском судопроизводстве являются истец и ответчик.

5) Основная задача гражданского судопроизводства – эффективное наказание лица, совершившего преступление.

1) Стороны в гражданском судопроизводстве пользуются равными процессуальными правами и несут равные процессуальные обязанности. Да, верно, это один из принципов гражданского процесса.

2) Результатом гражданского судопроизводства является приговор подсудимому. Нет, неверно, это характерно для уголовного процесса.

3) Гражданское судопроизводство нацелено на разрешение имущественных, трудовых и иных споров. Да, верно, это основные группы споров, которые рассматриваются в рамках гражданского процесса.

4) Сторонами в гражданском судопроизводстве являются истец и ответчик. Да, верно.

5) Основная задача гражданского судопроизводства – эффективное наказание лица, совершившего преступление. Нет, неверно, преступления рассматриваются в рамках уголовного процесса.

Выберите верные суждения об истине и её критериях и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Только относительная истина выявляет существенные признаки, связи, закономерности, законы.

2) Истиной называют любое новое знание, полученное в результате процесса познания.

3) Относительная истина – это достоверное знание о предмете познания, которое может со временем быть уточнено или дополнено.

4) Истина – это соответствие полученного знания действительности.

5) Абсолютная истина представляет собой полное, исчерпывающее знание об объекте познания.

1) Только относительная истина выявляет существенные признаки, связи, закономерности, законы. Нет, неверно, абсолютная тоже.

2) Истиной называют любое новое знание, полученное в результате процесса познания. Нет, неверно, оно может оказаться заблуждением.

3) Относительная истина – это достоверное знание о предмете познания, которое может со временем быть уточнено или дополнено. Да, верно, это ее характеристика.

4) Истина – это соответствие полученного знания действительности. Да, верно, это ее свойство.

5) Абсолютная истина представляет собой полное, исчерпывающее знание об объекте познания. Да, верно, это ее характеристика.

Выберите верные суждения о рынке труда и безработице и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Состояние рынка труда, при котором часть активного населения принимает решение прекратить трудовую деятельность и больше не работать, называют циклической безработицей.

2) Возникновение фрикционной безработицы всегда связано с экономическим кризисом и депрессией.

3) В результате высокой безработицы происходит снижение общего уровня жизни населения.

4) Безработицей называют социально-экономическое явление, суть которого заключается в том, что часть экономически активного населения, желающая трудиться, не может найти работу.

5) Спрос на труд на соответствующем рынке имеет производный характер: он зависит от спроса на товар, который производит данный работник.

1) Состояние рынка труда, при котором часть активного населения принимает решение прекратить трудовую деятельность и больше не работать, называют циклической безработицей. Нет, неверно, циклическая безработица всегда связана с экономическим кризисом и депрессией.

2) Возникновение фрикционной безработицы всегда связано с экономическим кризисом и депрессией. Нет, неверно, это ключевой признак циклической безработицы.

3) В результате высокой безработицы происходит снижение общего уровня жизни населения. Да, верно, так как часть населения не имеет доходов, снижается их покупательная способность, происходить рост преступности, падают налоговые отчисления в бюджет, а расходы на поддержку безработных наоборот растут.

4) Безработицей называют социально-экономическое явление, суть которого заключается в том, что часть экономически активного населения, желающая трудиться, не может найти работу. Да, верно, это определение безработицы.

5) Спрос на труд на соответствующем рынке имеет производный характер: он зависит от спроса на товар, который производит данный работник. Да, верно, спрос на работу булочников зависит от спроса на хлебобулочные изделия на рынке.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *