искусством принято называть специфическую форму общественного сознания

Среди явлений и феноменов духовной культуры важное место отводится искусству. Искусство — особый путь познания человеком мира, осмысления и восприятия реальности посредством системы образов. Искусством принято называть специфическую форму общественного сознания и человеческой деятельности, которая представляет собой отражение окружающей действительности в художественных образах. Посредством создания произведений искусства происходит реализация такого вида познавательной деятельности людей, как художественное познание. Предметом искусства является человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определенных исторических условиях.

Специфика искусства как формы художественного познания заключается в следующем:

1. Искусство является образным и наглядным. Предмет искусства — жизнь людей — чрезвычайно разнообразен и отражается в искусстве в форме художественных образов. Эти образы являются результатом вымысла, но при этом отражают действительность и всегда несут на себе отпечаток реально существующих предметов, событий и явлений. Художественный образ выполняет в искусстве те же функции, что и понятие в науке: с его помощью происходит художественное обобщение, выделение существенных признаков познаваемых предметов. Созданные образы составляют культурное наследие общества и способны, став символами своего времени, оказывать серьезное влияние на общественное сознание.

2. Для художественного познания характерны специфические способы воспроизведения окружающей действительности, а также средства, при помощи которых происходит создание художественных образов. В литературе таким средством является слово, в живописи — цвет, в музыке — звук, в скульптуре — объемно-пространственные формы.

3. В процессе познания мира с помощью искусства большую роль играют воображение и фантазия познающего субъекта. Художественный вымысел, допустимый в искусстве, является совершенно недопустимым, например, в процессе научного познания. В отличие от общественных и гуманитарных наук, изучающих отдельные стороны жизни людей, искусство исследует человека в целом, является особой формой познания окружающей действительности.

Искусство, как и духовная культура в целом, развивается, с одной стороны, на основе накопления культурных ценностей, передачи их из поколения в поколение, сохранения целостных художественных произведений, а с другой — в процессе создания нового духовного богатства.

Часто говорят, что искусство отражает жизнь. Во многом такое утверждение верно, но законы, по которым происходит это отражение, не каждый понимает. Так, в кинофильме десяток лет может пролететь в одно мгновение, а одна минута растягиваться на полчаса в зависимости от замысла автора. Через искусство мы познаем мир и получаем воспитание, но оно совсем не похоже ни на науку, ни на педагогику. Наверное, одним из самых важных предназначений искусства является предоставление человеку возможности познать и изменить самого себя путем соприкосновения с миром прекрасного.

Основные функции искусства:

Гедонистическая — связана с доставлением человеку радости, удовольствия, наслаждения и душевного отдыха.

Компенсаторная — восполняет неудовлетворенность реальной жизнью, дает возможность найти в произведениях искусства то, что не удалось отыскать в повседневности.

Коммуникативная — является средством общения в пространстве культуры различных людей, человека со своим внутренним миром и даже различных народов.

Эстетическая — направлена на преобразование мира на основе красоты.

Воспитательная — через примеры и идеалы морально влияет на человека, через сопереживание побуждает к определенным поступкам; учит личность человечности, возвышает его, укрепляет волю и разум; способствует смягчению общественных нравов.

Познавательная — способствует получению нового знания об окружающем мире посредством художественных образов, развивает мышление через образы, при этом знание здесь не стремится к достоверности, оно предполагает обязательное субъективное отношение к тому, что исследуется, оценочную позицию.

Прогностическая — дает приобщение общества к идеальному, находит будущие смыслы и значения развития.

Искусство, как и религия, сопровождает человечество с давних времен. Первобытные люди покрывали стены пещер наскальными изображениями, вырезали из кости и дерева простейшие статуэтки, исполняли свои ритуальные танцы. Постепенно творчество становилось сложнее и разнообразнее. Древний мир оставил человечеству памятники, названные впоследствии чудесами света (считается, что их было семь, хотя наследие той эпохи значительно богаче). Каждый образованный человек должен знать о них.

Каждый последующий этап исторического развития вносила дополнительный вклад в сокровищницу мировой культуры. Живопись Рубенса и Васнецова, музыка Моцарта и Бородина, поэмы Пушкина и Гете, скульптуры Родена и Фальконе стали символизировать творческие возможности человека. Сохранившиеся до наших дней лучшие произведения искусства находятся сейчас в музеях, библиотеках, частных коллекциях.

Стиль — это совокупность признаков, черт, создающих целостный образ искусства определенного времени, направления или индивидуальной манеры художника.

Известны следующие стили искусства:

Романский, или готический (в пер. «варварский») — «застывшая музыка Европы». Основные признаки: остроконечные сооружения, стрельчатые своды, обилие витражей, резьбы и скульптур.

Барокко (в пер. «странный, причудливый, вычурный»). Основные признаки: декоративная пышность, живописность, причудливость форм.

Рококо (от фр. rococo). Отличается изысканностью форм и причудливым орнаментом.

Классицизм (от нем. klassizismus). Характерная особенность — обращение к образам и формам античного искусства как к наиболее совершенным. Основные признаки: ясность, гармония, четкость, простота.

Сентиментализм (от фр. sentimentalisme). Характерные особенности — внимание к душевному миру человека, чувствительность, идеализация людей, природы, жизненных ситуаций, мечтательность, меланхоличность.

Романтизм (от фр. romantisme). Боролся с канонами классицизма, утверждая национальное и индивидуальное своеобразие, изображая идеальные чувства и героев, стремящихся к свободе. Основные признаки: вольность, индивидуализм, драматизм.

Реализм (от лат. realis — действительный). Характерная особенность — правдивое, объективное отражение действительности.

Модернизм (от лат. modernus — новый, современный). Характерно использование новых технологических решений и конструкций.

Постмодернизм — стиль, которым определяется искусство после модернизма.

Эклектика. Сочетание элементов разных стилей.

Конечно, все произведения разные по жанру, тематике, направлениям, видам, но всех их объединяет принадлежность к общему великому миру искусства. Исторически (хотя и довольно условно) различные произведения архитектуры, литературы, музыки могут быть отнесены к определенным стилям.

Существует также и множество видов искусства — форм художественной деятельности, различающихся способом воплощения художественных образов. К основным видамискусства относятся литература, театр, графика, живопись, скульптура, хореография, музыка, архитектура, декоративно-прикладное искусство (керамика, резьба по дереву, камню и кости, чеканка, вышивание, икебана и т. п.), цирк, художественная фотография, кино, телевидение. Сюда же можно включить и совсем новые виды — компьютерную графику, дизайн, а некоторые относят и рекламу.

Классификацию видов культуры, принятую в научном сообществе можно разделить по свойствам и родам.

1. Изобразительное искусство (живопись, скульптура).

2. Неизобразительное искусство (архитектура, музыка).

1. Пластические виды искусства (пантомима, балет, акробатика). Они основаны на пластике человеческого тела.

2. Пространственные виды искусства (архитектура, скульптура, живопись, графика). В них художественный образ статичен, не изменяется во времени и пространстве.

3. Временные виды искусства (поэзия, музыка, драма, эстрада). Здесь художественный образ изменчив, развивается в пространстве и времени.

4. Технические или синтетические виды искусства (видеографические — телевидение, художественная фотография, компьютерное искусство, кино и др., дизайн). В них образ создается при помощи технических средств, с использованием возможностей, которые дают другие виды искусства.

Восприятие мира через искусство, или эстетическое восприятие мира, конечно, не удовлетворяет такие потребности, без которых человек не мог бы биологически существовать (например, жажду или голод). Поэтому некоторые люди считают, что оно только отвлекает человека от «настоящей» жизни. Такой взгляд на искусство присущ примитивному человеку. Если же духовный мир личности богат, то он не может обходиться без искусства, ведь даже древние люди понимали его законы и стремились к красоте.

Через собственное творчество или творчество других людей человек приобщается к прекрасному. Секрет красоты — секрет жизни, и эта тайна тревожит человечество на протяжении веков. Больше всего споров вызывает соотношение прекрасного и полезного. Кто-то приходил к выводу, что все полезное — прекрасно, но были и те, кто допускал полную бесполезность прекрасного. Наверное, вряд ли найдется на земле два человека, которые бы одинаково воспринимали красоту. Об одном и том же (предмете или человеке) обязательно возникнут если и не противоположные, то уж точно в чем-то не совпадающие мнения. Математик признает красивым все соразмерное, четкое, симметричное; философ — заставляющее задуматься; романтик — вызывающее фантазии и мечты; влюбленный юноша считает эталоном красоты свою возлюбленную. В итоге определяющую роль в этом споре играет личность человека и его духовный мир.

Произведения искусства помогают человеку постичь суть возвышенного. Под возвышенным в истории человечества понималось и проявление величия сил природы; и все, вызывающее в душе человека почтение; и внутренняя красота человека; и образ божественного; и самое сильное из явлений (например, ураган в сравнении с ветром). Бесконечность и вечность мира, мощные внутренние силы природы и человека — все это входит в понятие возвышенного. Восторг и страх являются крайними проявлениями этого чувства.

Среди других воздействующих на человека проявлений искусства назовем трагическое, комическое, безобразное, низменное, ужасное, грациозное, трогательное, прелестное, чудесное. Ежедневно мы испытываем на себе эти влияния, которые подчас недооцениваем. Искусство способно вдохновить на подвиг или толкнуть на преступление, нравственно возвысить или развратить. Невозможно представить себе человека вне искусства и искусство вне человека: личности творят искусство, а искусство лежит в основе формирования личности. Искусство не обладает способностью из плохого человека делать хорошего, из злого — доброго, но оно побуждает человека занять определенную позицию, заставляет его усвоить и освоить ценности и идеалы культуры.

Приоритет общечеловеческих ценностей — современная идея, важная для политических взаимоотношений и социальных процессов, но особенно существенная для искусства.

Только сочетание национального и общечеловеческого придает искусству народность, которая проявляется в отражении интересов народа, изображении существенных сторон действительности, в понятности языка, воспитании творцом вкусов публики. Эта идея противостоит замкнутости и предполагает доступность и массовость.

Современное техническое развитие создало еще один вид искусства — экранное, представляющее собой продукт компьютерных и видеотехнологий.

В современном обществе идет спор о соотношении искусства с реальной жизнью. Мы видим в городах многочисленные ветхие или морально устаревшие здания, которые признаны памятниками культуры и находятся под охраной государства. Многие говорят о том, что искусственные меры лишь на время задерживают их разрушение перед неминуемой гибелью.

Наверное, нельзя игнорировать веяния времени, но всегда следует помнить, что с очередным разрушенным памятником искусства от людей безвозвратно уходит частичка жизни наших предков, истории народа, переживаний и потрясений, побед и неудач. Поэтому между старым и новым надо стараться находить золотую середину, которая поможет бережно передать накопленный опыт предшествующих поколений не только в виде рассказов и описаний, но и через дошедшие до нас из глубины веков памятники искусства.

Среди остальных ролей искусства в жизни людей следует выделить общение, которое объединяет и сплачивает народ; воспитание человека, передача определенных научных и моральных ценностей, что, по словам А. С. Пушкина «сокращает нам опыты быстротекущей жизни»; а также внушение определенных мыслей и чувств.

В России государство оказывает поддержку искусству, гарантируя свободу творчества. В статье 44 Конституции РФ провозглашено: «Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям».

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2021 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.

Источник

Искусство. Искусством принято называть специфическую форму общественного сознания и человеческой, деятельности

искусством принято называть специфическую форму общественного сознания искусством принято называть специфическую форму общественного сознания искусством принято называть специфическую форму общественного сознания искусством принято называть специфическую форму общественного сознания

искусством принято называть специфическую форму общественного сознания

искусством принято называть специфическую форму общественного сознания

Искусством принято называть специфическую форму общественного сознания и человеческой, деятельности, которая представляет собой отражение окружающей действительности в художественных образах. Посредством создания произведений искусства происходит реализация такого вида познавательной деятельности людей, как художественное познание.

Искусство зародилось еще в античную эпоху, однако в этот период оно еще не считалось каким‑то особым видом деятельности. Древние греки называли «искусством» и умение строить дома, и навыки управления государством, и процесс лечения людей и т. п. Обособление же собственно эстетической деятельности, т. е. искусства в его современном понимании, раньше всего произошло в области ремесла Это можно отчетливо проследить на примере гон‑чарного ремесла. Изготовление посуды, в частности знаменитых греческих ваз, сопровождалось украшением их различного рода орнаментами. Орнаментом называют узор, построенный на регулярном ритмическом чередовании и организованном расположении абстрактно‑геометрических или изобразительных элементов. Ранние греческие орнаменты — меандры — представляли собой изломанную по прямым углом линию, образовывавшую ряд одина ковых, связанных друг с другом мотивов.

Постепенно процесс создания эстетического был перенесен из сферы материальной в сферу духовную а сама художественная деятельность превратилась в создание человеком особого (второго наряду с предметным), вымышленного мира.

Искусство представляет собой высшую форму эстетического сознания. Оно является необходимым элементом общественного сознания, обеспечивающим его целостность, мобильность, устойчивость в настоящем и направленность в будущее.

Предмет искусства — человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определенных исторических условиях. Искусство обусловлено миром природы и общественных отношений, которые окружают индивидов.

Формой бытия искусства является художественное произведение, имеющее видовую и жанровую определенность и осуществляющееся в качестве материального предмета — знака, который передает людям определенную художественную концепцию, обладающую эстетической ценностью.

Искусство как феномен культуры подразделяют на ряд видов, каждый из которых обладает специфическим языком, своей знаковой системой. Ученые выделяют следующие виды искусств.

1. Архитектура (зодчество) — вид искусства, представляющий собой систему зданий и сооружений, формирующих пространственную среду для жизни человека.

Архитектура занимает особое место среди других видов искусств, поскольку она не изображает предметы, а создает их. Архитектура бывает общественная, жилая, градостроительная, садово‑парковая, промышленная, реставрационная.

2. Живописьвид искусства, произведения которого представляют собой отображение жизни на определенной поверхности при помощи цвета.

Произведение, создаваемое художником‑живописцем, называется картиной. Картина может быть нарисована на дереве, бумаге, картоне, шелке или холсте.

Совокупность произведений, объединяемых общим кругом тем или предметов изображения, называется жанром. В живописи различают следующие жанры:

а) портрет — изображение человека или группы людей, существующих или существовавших в действительности;

б) натюрморт — изображение окружающих человека вещей;

в) пейзаж — изображение естественной или преобразованной человеком природы;

г) бытовой жанр — изображение повседневной жизни людей;

д) анималистический жанр — изображение животных;

е) исторический жанр — изображение исторических событий и деятелей.

От живописи следует отличать графику, которая так же, как и живопись, связана с изображением на плоскости, но ее произведения, как правило, выполняются на бумаге, меньше по формату и легче перемещаются в пространстве.

Различают станковую, книжную, журнальную и газетную графику. Жанры графики в основном повторяют жанры живописи. В известной мере специфическим графическим жанром является карикатура (сатирический рисунок, шарж).

3. Скульптуравид изобразительного искусства произведения которого имеют физически мате риальный, предметный объем и трехмерную форму, размещенную в реальном пространстве. Скульптуру подразделяют на круглую (голова, бюст, торс статуя) и рельефную. Рельефом называют выпуклое изображение на камне. Все рельефы делятся на барельефы, горельефы и контррельефы. Барельефом называют низкий рельеф, который возвышается над плоскостью менее чем на половину своего реального объема. Горельеф — это высокий рельеф, который возвышается над плоскостью более чем на половину своего реального объема. Контррельеф представляет собой углубленный рельеф.

искусством принято называть специфическую форму общественного сознания

Различают также скульптуру станковую, декоративную и монументальную. Станковая — это небольшая скульптура, предназначенная в основном для украшения помещений. Декоративная — скульптура средних, а монументальная — больших и огромных размеров.

4. Декоративно‑прикладное искусствовид изобразительного искусства, непосредственно связанный с бытовыми нуждами людей. К декоративно‑прикладному искусству относят произведения, выполняемые из самых различных материалов (традиционно из дерева, глины, камня, стекла и металла). Особенностью данного вида искусства является его утилитарность, включенность в повседневную жизнь людей. Как и архитектура, декоративно‑прикладное искусство является постоянно действующим фактором формирования среды обитания человека.

5. Литературавид искусства, отражающий действительность в словесно‑письменных образах.

Первые литературные произведения — легенды, былины, мифы — появились еще тогда, когда человечество не имело письменности, и передавались из уст в уста. Устное народное творчество принято называть фольклором.

6. Музыкавид искусства, отражающий действительность в звуковых художественных образах. Музыку, предназначенную для пения, называют вокальной. Если же произведение исполняется только на инструментах, то такую музыку называют ин‑струментальной.

7. Театрвид искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой.

8. Циркискусство акробатики, эквилибристики, гимнастики, пантомимы, жонглирования, фокусов, клоунады, музыкальной эксцентрики, конной езды, дрессировки животных.

9. Балетвид искусства, содержание которого раскрывается в танцевально‑музыкальных образах.

10. Киновид искусства, произведения которого создаются с помощью киносъемки реальных, специально инсценированных или воссозданных средствами мультипликации событий.

11. Фотоискусствоискусство создания химико‑техническими средствами зрительного образа документального значения, художественно выразительного и с достоверностью запечатляющего в застывшем изображении существенный момент действительности.

12. Эстрадавид искусства, включающий в себя малые формы драматургии, музыки и хореографии, основные произведения которого представляют собой отдельные законченные номера.

Искусство полифункционально: оно выполняет в обществе множество разнообразных функций.

Общественно‑преобразующая функция искусства проявляется в том, что оно, оказывая идейно‑эстетическое воздействие на людей, включает их в направленную и целостно ориентированную деятельность по преобразованию общества.

Утешительно‑компенсаторная функция заключается в восстановлении в сфере духа гармонии, утраченной человеком в реальной действительности. Своей гармонией искусство влияет на внутреннюю гармонию личности, способствует сохранению и вос‑становлению ее психического равновесия.

Художественно‑концептуальная функция выражается в свойстве искусства анализировать состояние окружающего мира.

Функция предвосхищения характеризует способность искусства предвосхищать будущее. На этой способности основаны фантастические, утопические и социально прогнозирующие произведения искусства.

Воспитательная функция искусства отражает роль искусства в формировании целостной человеческой личности, чувств и мыслей людей.

Внушающая функция проявляется в воздействии искусства на подсознание людей, на человеческую психику. В напряженные периоды истории она играет ведущую роль в общей системе функций искусства.

Эстетическая функция — это специфическая способность искусства формировать эстетические вкусы и потребности человека, пробуждать в личности желание и умение творить по законам красоты.

Гедонистическая функция показывает особый, духовный характер искусства, призванного доставлять людям удовольствие. Она опирается на идею самоценного значения личности и осуществляет ее, доставляя человеку бескорыстную радость эстетического наслаждения.

Познавательно‑эвристическая функция показывает познавательную роль искусства и выражается в его способности к отражению и освоению тех сторон жизни, которые труднодоступны науке.

Специфика искусства как формы художественного познания заключается в том, что, во‑первых, оно является образным и наглядным. Предмет искусства — жизнь людей — чрезвычайно разнообразен и отражается в искусстве во всем своем многообразии в форме художественных образов. Последние, будучи результатом вымысла, тем не менее являются отражением действительности и всегда несут на себе отпечаток реально существующих предметов, событий и явлений. Художественный образ выполняет в искусстве те же функции, что и понятие в науке: с помощью него происходит процесс художественного обобщения, выделения существенных признаков познаваемых предметов. Созданные образы составляют культурное наследие общества и способны, став символами своего времени, оказывать серьезное влияние на общественное сознание.

Во‑вторых, для художественного познания характерны специфические способы воспроизведения окружающей действительности, а также средства, при помощи которых происходит создание художественных образов. В литературе таким средством является слово, в живописи — цвет, в музыке — звук, в скульптуре — объемно‑пространственные формы и т. д.

В‑третьих, огромную роль в процессе познания мира с помощью искусства играет воображение и фантазия познающего субъекта. Художественный вымысел, допускаемый в искусстве, является совершенно недопустимым, например в процессе научного познания.

В отличие от различных общественных наук, изучающих отдельные стороны жизни людей, искусство исследует человека в целом и наряду с другими видами познавательной деятельности является особой формой познания окружающей действительности.

Искусство включено в целостную систему форм общественного сознания, куда наряду с ним входят уже рассмотренные выше философия, политика, пра‑во, наука, мораль, религия. Все они реализуют свои функции в едином культурном контексте, возникающем благодаря их взаимосвязям.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *