исполнение постановлений европейского суда по правам человека
Как Россия исполняет решения Европейского Суда
Комитет министров Совета Европы опубликовал Ежегодный отчет об исполнении решений Европейского Суда за 2018 год. Согласно документу, Россия занимает лидирующее место по количеству дел, переданных Страсбургским судом Комитету министров и находящихся на контроле последнего, и второе место по количеству закрытых дел и присужденным компенсациям.
В 2018 г. ЕСПЧ передал Комитету для контроля за исполнением 281 российское дело (в 2017 г. их число составляло 370). По итогам 2018 г. на контроле находилось 1585 дел в отношении РФ, тогда как в 2017 г. их было 1689.
Общее количество закрытых в прошлом году дел, по которым Комитет министров пришел к выводу о том, что государства предприняли все меры по их исполнению, составило 2705. Из них против России было 385 дел, против Турции – 372, Украины – 318.
Россия заняла второе место по суммам, присужденным в качестве справедливой компенсации, уступив пальму первенства Албании. При этом отмечено, что в сравнении с 2017 г. этот показатель снизился с 14,6 млн до 13,1 млн евро, а сам факт присуждения ЕСПЧ компенсации не означает ее фактическую выплату государством-ответчиком.
Относительно соблюдения сроков выплат сообщается, что в прошлом году РФ допустила крайний срок по выплатам в 59 случаях (в 2017 г. – 60). Российская сторона также является лидером по количеству случаев отсутствия информации о выплатах. Так, к концу 2018 г. отсутствовала информация о выплатах по 540 делам (в 2017 г. – 493), из них в 376 случаях соответствующие сведения отсутствовали более 6 месяцев после наступления срока выплат.
В комментарии «АГ» глава международной практики Международной правозащитной группы «Агора» Кирилл Коротеев отметил, что Комитет министров пытается представить свою работу эффективной, но это «попытка сделать хорошую мину при плохой игре».
Эксперт с сожалением констатировал, что остаются нерешенными многочисленные проблемы, зафиксированные в решениях Европейского Суда в качестве нарушений Россией Конвенции о защите прав человека и основных свобод: «И это не случайная ошибка российских властей, это их сознательная позиция: в Суд поступают сотнями и тысячами одинаковые хорошо обоснованные жалобы, тратятся большие ресурсы Суда на решение одних и тех же вопросов в 1500-й раз, отвлекается его внимание от новых серьезных проблем, которые тоже подолгу остаются нерешенными, как следствие, происходит падение роли и авторитета Суда на всем континенте».
По мнению Кирилла Коротеева, среди нерешенных проблем не только безнаказанность за преступления против гражданского населения после решений ЕСПЧ на Северном Кавказе, невыплаченная компенсация по делу ЮКОСа, непредоставление заключенным права голосовать, ужесточение законодательства о прослушке телефонов и перехвате сообщений уже после того, как Большая Палата единогласно выявила нарушение Конвенции в деле Романа Захарова еще до «закона Яровой», но и регулярное применение пыток в уголовном процессе, разгон мирных демонстраций, клетки в судах, отсутствие базовых гарантий в делах об административных правонарушениях. «Таких проблем не десятки, а сотни», – констатировал он.
Эксперт отметил, что вместо действий, предусмотренных Конвенцией (например, обращение в Суд по ст. 46.4), Комитет министров предпочитает умалчивать о большинстве вопросов и говорить о несущественных изменениях. «Пересмотр действующих практик назрел, но готов ли к нему сам Комитет и готовы ли к нему сами государства – члены Совета Европы – это открытый вопрос, требующий обсуждения. В противном случае возрастет риск того, что вся система коллективного контроля за соблюдением прав человека в Европе может стать просто нерелевантной. Это не тот результат, которого желали отцы-основатели Совета Европы, избежать его – задача сегодняшних правительств. Задача сегодняшних обществ – напоминать правительствам об этой задаче», – заключил Кирилл Коротеев.
По словам эксперта по работе с ЕСПЧ Антона Рыжова, ему «было неприятно читать о том, что по 540 делам Россия до сих пор не выплатила компенсацию, причем в большинстве случаев власти нарушили отведенные для выплаты сроки». «Неясно, чем вызвана такая задержка – то ли бюрократическими накладками со стороны Минюста РФ, то ли принципиальной позицией властей по тем или иным делам», – отметил он.
В качестве интересного момента эксперт выделил статистику по общим суммам компенсаций, присужденных ЕСПЧ в 2018 г. «Как видно из представленных цифр, в этой “гонке” РФ обогнала Албания, а, например, Италия или Франция должны выплатить суммы, конечно, менее значимые, но в принципе сопоставимые. Это еще раз показывает, что в рамках международно-правовых институтов отношение к странам в целом одинаковое, и не следует искать никакой предвзятости в направлении России», – пояснил он.
«Если говорить о сути отчета, Комитет министров в отношении России значительно сглаживает углы и шероховатости, ведь самый важный аспект его деятельности заключается в контроле за исполнением постановлений Европейского Суда в части реформирования правовых систем государств – членов Совета Европы с целью избежать повторных нарушений Конвенции, – отметил Антон Рыжов. – В этом аспекте положение крайне плачевное, ведь Россия совершенно не стремится воплощать необходимые реформы в жизнь, но в отчете подобные проблемы затушевываются».
В свою очередь Минюст России сообщил «АГ», что количество находящихся на контроле Комитета министров Совета Европы постановлений ЕСПЧ непосредственно связано с общим количеством дел, рассматриваемых ежегодно Европейским Судом в отношении РФ: «При этом следует учитывать, что из расчета на 100 тыс. чел. населения по количеству поступающих в ЕСПЧ жалоб Россия находится на 27–28 месте из 47 стран Совета Европы».
Пресс-служба министерства отметила, что выплаты денежных компенсаций по постановлениям ЕСПЧ осуществляются, как правило, в сроки, определенные Конвенцией о защите прав человека и основных свобод. «Имеющиеся в отдельных случаях задержки выплат в подавляющем большинстве случаев связаны с непредставлением или несвоевременным предоставлением заявителями реквизитов банковских счетов или иных необходимых для выплат документов», – отмечается в ответе. При поступлении в Минюст России требуемых для производства выплат из федерального бюджета и надлежащим образом оформленных документов каких-либо задержек, как правило, не допускается, либо соответствующий платеж производится с начислением определенных процентов.
«Что касается отдельных дел, находящихся на контроле Комитета министров Совета Европы свыше 5 лет, то это обусловлено спецификой процедуры оценки Комитетом тех или иных мер, принятых или принимаемых национальными властями для разрешения соответствующей ситуации, и, как правило, объясняется необходимостью урегулирования серьезных структурных проблем, требующих принятия выверенных комплексных решений как на законодательном уровне, так и на уровне федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих полномочия в финансовой, экономической, социальной и правоохранительной сферах, – сообщает пресс-служба Минюста. – В целом в 2018 г. с контроля Комитета было снято около 2,7 тыс. дел в отношении всех государств – участников Конвенции о защите прав человека и основных свобод. При этом РФ входит в тройку стран, лидирующих по этому показателю (385 дел). Также отмечается существенное снижение числа поступивших в 2018 г. на рассмотрение КМСЕ дел против России по сравнению с 2017 г. (с 370 до 281)».
Новости
Исполнение постановлений ЕСПЧ: последние решения Комитета министров
Комитет министров Совета Европы опубликовал последние отдельные решения, касающиеся исполнения постановлений и решений Европейского суда по правам человека.
В ходе заседания Комитет принял 27 решений относительно 13 государств-членов, включая шесть промежуточных резолюций*, касающихся следующих дел:
Девятнадцать заключительных резолюций** было принято Комитетом в отношении 95 постановлений и решений ЕСПЧ, касающихся 11 стран.
Комитет также принял ориентировочный перечень дел, которые будут рассмотрены на его следующем заседании, посвященном исполнению постановлений, которое состоится 1-3 декабря 2020 года.
Для справки
Государства-члены Совета Европы обязаны исполнять постановления Европейского суда по правам человека в соответствии со статьей 46 Европейской конвенции о правах человека.
Комитет министров осуществляет надзор за исполнением постановлений на основе информации, предоставляемой соответствующими национальными органами власти, НПО и другими заинтересованными сторонами.
* Промежуточная резолюция – форма принимаемого Комитетом министров решения, направленного на преодоление более сложных и требующих особого внимания ситуаций.
** Заключительная резолюция – решение Комитета министров, в котором он постановляет снять со своего контроля постановление, с учетом того что государство-ответчик приняло все необходимые меры в ответ на нарушения, установленные Судом.
Новости
Исполнение постановлений ЕСПЧ: в 2020 году достигнут прогресс, несмотря на коронавирус, но необходимы дальнейшие усилия
Согласно последнему ежегодному докладу Комитета министров Совета Европы, государства по всей Европе продолжают добиваться прогресса в исполнении постановлений Европейского суда по правам человека ( ЕСПЧ ), несмотря на пандемию COVID-19. Однако необходимы дальнейшие усилия для решения системных проблем, выявленных ЕСПЧ, включая жестокое обращение или случаи смерти, связанные с действиями сил безопасности либо с неудовлетворительными условиями содержания под стражей, а также для решения межгосударственных дел и растущего числа дел, касающихся злоупотребления ограничениями прав и свобод.
«Сегодняшний доклад показывает, что наши государства – члены очень серьезно относятся к своим обязательствам по исполнению постановлений Европейского суда по правам человека, даже в сложных условиях», – подчеркнула Генеральный секретарь Совета Европы Мария Пейчинович Бурич.
«Очень позитивным моментом является то, что НПО и национальные институты по правам человека все больше и больше вовлекаются в этот процесс, делая его более эффективным и прозрачным».
«Однако сейчас не время для самоуспокоения. Многие важные постановления остаются неисполненными на протяжении уже нескольких лет, а небольшое число резонансных дел решается недостаточно быстро. Наши государства-члены обязаны исполнять постановления ЕСПЧ своевременно и в полном объеме. Это не любезная просьба, а требование, обязательное для соблюдения».
В докладе показано, что в 2020 году Комитет министров закрыл в общей сложности 983 дела в результате мер, принятых соответствующими государствами-членами. Из этих 983 дел 187 (19%) были «ведущими», в частности вскрывающими новые структурные или системные проблемы, и 796 (81%) – повторяющимися.
По состоянию на конец 2020 года 5 233 дела еще не были полностью исполнены соответствующими государствами-членами. Из этих 5 233 дел 1 258 (24%) были «ведущими» и 3 975 (76%) – повторяющимися. В 634 ведущих делах процесс исполнения продолжается уже больше 5 лет, но с 2016 года число таких дел сокращается.
В докладе говорится, что в 2020 году 581 выплата заявителям «справедливой компенсации», присужденной ЕСПЧ, была произведена в рамках срока. Тем не менее, в конце 2020 года Комитет министров ожидал подтверждения выплат по 1 574 делам. Время ожидания подтверждения выплат по более чем двум третям из этих 1 574 дел составило более шести месяцев после окончания срока выплаты.
Будут ли исполняться решения ЕСПЧ в России?
Будут ли исполняться решения ЕСПЧ в России?
Подготовка жалоб в Европейский суд по правам человека является одним из концептуальных направлений деятельности нашей организаций. Поэтому все новости и тенденции, касающиеся данного вопроса, находятся на постоянном контроле в АНО «Глобус».
На наш взгляд, все разговоры вокруг поправок к Конституции РФ в свете возможности уклонения России от исполнения решений ЕСПЧ носят исключительно спекулятивный характер и преследуют цель – убедить юридически необразованную часть населения страны, что международные средства правовой защиты (включая ЕСПЧ) им недоступны и обращаться туда бесполезно.
По мнению АНО «Глобус», от людей скрыто то влияние, которое решения ЕСПЧ оказывают на российских правоприменителей и законодательные власти.
Исполнение решений ЕСПЧ прямо вписано в каждый процессуальный кодекс (КАС, УПК, ГПК, АПК), и его механизм по сути ничем не отличается от механизма исполнения постановлений Конституционного Суда РФ.
Конституционный Суд РФ при рассмотрении жалоб опирается именно на решения межгосударственных органов – практику Комитетов ООН и ЕСПЧ.
Как указано в п. 10 постановления Пленума ВС РФ от 10 октября 2003 г. №5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации», толкование международного договора должно осуществляться в соответствии с Венской конвенцией о праве международных договоров от 23 мая 1969 г. (раздел 3; ст. 31-33); согласно подп. «b» п.3 ст.31 Венской конвенции при толковании международного договора наряду с его контекстом должна учитываться последующая практика применения договора, которая устанавливает соглашение участников относительно его толкования.
Верховный Суд РФ регулярно готовит обзоры практики межгосударственных органов по защите прав и основных свобод человека.
Министерство юстиции РФ на основании решений Европейского Суда, затрагивающих вопросы общего характера, обеспечивает соответствующие изменения национального законодательства с включением этих изменений в правовую систему Российской Федерации, предоставляя ежегодные отчеты (доклады) о таких изменениях Президенту РФ в рамках мониторинга правоприменения.
Выплаты по решениям ЕСПЧ производятся преимущественно в срок до двух месяцев. В периоды, когда запланированные в бюджете на выплаты по жалобам в ЕСПЧ средства заканчиваются, могут быть определенные задержки. Но это быстро решается путем выделения дополнительных финансовых средств.
Таким образом, рассуждения о приоритете российских законов над международными можно считать не соответствующими действительности, противоречащими Конституции РФ и несущими пропагандистскую цель – снизить количество обращений в ЕСПЧ и бюджетную нагрузку.
В настоящее время в работе АНО «Глобус» на различных стадиях находится более 40 жалоб, адресованных в ЕСПЧ.
По вопросу оказания юридической помощи обращайтесь по лефонам:
Научный взгляд на проблему исполнения постановлений ЕСПЧ в России
На сайте ФПА РФ размещена монография «Имплементация решений Европейского Суда по правам человека в российской правовой системе: концепции, правовые подходы и практика обеспечения»
Научный труд принадлежит коллективу авторов – сотрудников Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ (ИЗиСП) и издан под общей редакцией заместителя председателя Научно-консультативного совета ФПА РФ, профессора Валерия Лазарева.
В числе авторов монографии – директор ИЗиСП, заместитель президента Российской академии наук, действительный член Международной академии сравнительного права Талия Хабриева, заместитель директора ИЗиСП, президент Российской ассоциации международного права Анатолий Капустин, заведующий центром зарубежного законодательства и сравнительного правоведения ИЗиСП, судья Европейского Суда по правам человека (ЕСПЧ) с 1999 по 2012 г., член-корреспондент Международной академии сравнительного права Анатолий Ковлер, заслуженный деятель науки РФ, заместитель председателя Научно-консультативного совета ФПА РФ, главный научный сотрудник Центра фундаментальных правовых исследований ИЗиСП Валерий Лазарев, судья ЕСПЧ с 2003 по 2017 г., заведующий отделом судебной практики и правоприменения ИЗиСП Ханлар Гаджиев и другие.
В предисловии к книге отмечается, что проблема имплементации Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее – Конвенция) имеет самые разные грани, каждая из которых может представлять самостоятельный интерес и составляет основной предмет последовательного изучения в данной работе. В ней представлена теоретико-правовая характеристика имплементации права Конвенции, исследованы модель и концепция имплементации Конвенции в отечественном праве. В частности, рассматриваются общие вопросы выполнения международных обязательств в связи с решениями международных судов, проблемы юридического значения европейских правозащитных стандартов, вырабатываемых в практике ЕСПЧ.
В монографии исследованы сложившиеся в отечественной доктрине и праве подходы к имплементации Конвенции за 20-й период ее действия в Российской Федерации. Особое внимание уделено проблеме исполнения постановлений ЕСПЧ и «освоения» выработанных в его прецедентной практике стандартов в российском законодательстве и правоприменении.
Издание будет интересно научным работникам и практикующим юристам, представителям правозащитных организаций, судьям, преподавателям, студентам и аспирантам юридических вузов и факультетов, а также широкому кругу читателей, желающих повысить уровень защиты прав человека и основных свобод.
С содержанием монографии можно ознакомиться здесь.