исполнительные действия по отношению к учебным действиям это
В) А. Р. Лурия, А. В. Запорожец
г) Н. А. Менчинская, Е. И. Кабанова-Меллер
15. Психолого-педагогические факторы готовности детей к школьному обучению
а) Л. А. Венгером, Д. Б. Элькониным в) Д. Н. Богоявленским
б) Л. И. Божович г) В. В. Давыдовым
16. Психолого-педагогические критерии эффективности обучения систематизировала:
а) Н. А. Менчинская в) Н. Ф. Талызина
б) И. С. Якиманская г) Е. И. Кабанова-Меллер
Учебная деятельность
1. Учебная деятельность как ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте определяется:
а) в исследованиях Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова
Б) в классической советской психологии и педагогике
в) в системе развивающего обучения Л. В. Занкова
г) теории поэтапного формирования умственных действий
2. Учебная деятельность по отношению к деятельности (по В. В. Давыдову) является:
б) видом г) формой проявления
3. Учебная деятельность по отношению к усвоению выступает как:
а) одна из форм проявления усвоения в) уровень усвоения
б) разновидность усвоения г) этап усвоения
4. Действия, направленные на анализ условий ситуации, на соотнесение ее со своими возможностями и приводящие к постановке учебной задачи, называются:
а) ориентировочными в) контрольными
б) исполнительными г) оценочными
5. Исполнительные действия по отношению к учебным действиям — это:
а) форма их проявления в) этап их усвоения
б) их вид г)уровень их усвоения
6. Оценочные учебные действия соотносятся с учебной деятельностью как:
б) часть—целое
в) форма проявления учебной деятельности
г) уровень ее усвоения
7. Преобразующие, исследовательские действия учебной деятельности выделяются с позиции:
б) внутренних или внешних действий
в) с точки зрения отношения к предмету деятельности
Г) предмета самой учебной деятельности
8. Действия целеполагания, программирования, планирования; исполнительские действия; действия контроля и оценки в учебной деятельности выделяются с позиции:
А) субъектно-деятельностной
б) внутренних или внешних действий
в) отношения к предмету деятельности
г) доминирования продуктивности (репродуктивности)
9. Учебные действия соотносятся с учебной деятельностью как:
А) часть—целое
в) форма проявления учебной деятельности
г) функциональные отношения
10. Основанием выделения материальных, внешнеречевых, умственных действий является:
а) форма действия в) мера развернутости
б) степень обобщенности г) мера автоматизированности
11. Свойство действия, заключающееся в умении обосновать, аргументировать правильность выполнения действия, определяется как:
а) разумность в)прочность
б) осознанность г) освоенность
12. Степень автоматизированности и быстрота выполнения действия характеризует:
а) меру развернутости в) меру самостоятельности
б) меру освоения г) меру обобщенности
13. Свойство действия, которое отражает адекватность действия условиям, в которых оно выполняется, — это:
а) разумность в) прочность
б) осознанность г) освоенность
14. К первичным свойствам учебного действия относится:
а) форма действия в) разумность
б) осознанность г) освоенность
15. Вторичным свойством учебного действия выступает:
а) форма действия в) разумность
б) осознанность г) освоенность
а) первичным составным
б) первичным формальным простым
В) первичным простым содержательным
17. Самостоятельная постановка учащимися учебной задачи является этапом усвоения:
а) ориентировочных действий в) контрольных действий
б) исполнительных действий г) оценочных действий
18. Проблему управления процессом освоения обобщенных способов действия в отечественной науке изучает (ют):
а) В. В. Давыдов, В. В. Рубцов в) Н. Ф. Талызина
б) А. К. Маркова, Ю. М. Орлов г) Т. В. Габай
19. Мысленное предвидение результата и способа его достижения по отношению к цели учения выступает как:
а) ее вид в) этап ее реализации
б) ее уровень г) форма ее проявления
20. Виды приемов учебной деятельности изучал (а):
а) Е. И. Кабанова-Меллер в) Л. В. Занков
б) А. К. Маркова г) 3. А. Решетова
Мотивы учения
1. Проблему учебной мотивации анализировала(и):
а) В. В. Давыдов, В. В. Рубцов в) Н. Ф. Талызина
б) А. К. Маркова, Ю. М. Орлов г) И. А. Зимняя
2. Связь умственного развития и мотивации исследовали:
а) А. К. Маркова в) М. В. Матюхина
б) Г. И. Щукина г) А. Б. Орлов
3. Проблемы возникновения и развития познавательных интересов у детей в отечественной психологии изучал(а):
а) Т. В. Габай в) М. И. Махмутов
б) Н. Г. Морозова г) И. Я. Лернер
4. Психологические причины неуспеваемости установлены:
а) 3. А. Решетовой в) Н. А. Менчинской
б) И. С. Якиманской г) И. Я. Лернером
5. Сводную карту состояния мотивации учения учащихся и хода ее формирования разработала:
а) А. К. Маркова в) Н. А. Менчинская
б) Л. И. Божович г) М. В. Матюхина
6. Понятие «мотив» и «мотивация» соотносятся следующим образом:
А) понятие «мотив» уже понятия «мотивация»
б) понятие «мотивация» уже понятия «мотив»
в) эти понятия — синонимы
г) понятие «мотив» является родовым по отношению к «мотивации»
7. Мотивы самообразования — это:
а) форма проявления учебных мотивов
б) этап усвоения учебных мотивов
В) уровень познавательных мотивов
г) качественная характеристика учебных мотивов
8. Вид мотивов учения, характеризующийся ориентацией учащегося на овладение новыми знаниями — фактами, явлениями, закономерностями, называется:
А) широкими познавательными мотивами
б) широкими социальными мотивами
в) учебно-познавательными мотивами
г) узкими социальными мотивами
9. Стремление к контактам со сверстниками и к получению их оценок характеризует:
а) широкие социальные мотивы
Б) узкие социальные мотивы
в) мотивы социального сотрудничества
г) учебно-познавательные мотивы
10. Обращение к учителю за дополнительными сведениями является формой проявления:
а) широких познавательных мотивов
б) учебно-познавательных мотивов
в) мотивов самообразования
г) мотивов социального сотрудничества
11. Обращение учащегося к учителю по поводу рациональной организации учебного труда демонстрирует:
Учебная деятельность
1. Учебная деятельность как ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте определяется:
а) в исследованиях Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова
б) в классической советской психологии и педагогике
в) в системе развивающего обучения Л. В. Занкова
г) теории поэтапного формирования умственных действий
2. Учебная деятельность по отношению к деятельности (по В. В. Давыдову) является:
б) видом г) формой проявления
3. Учебная деятельность по отношению к усвоению выступает как:
а) одна из форм проявления усвоения в) уровень усвоения
б) разновидность усвоения г) этап усвоения
4. Действия, направленные на анализ условий ситуации, на соотнесение ее со своими возможностями и приводящие к постановке учебной задачи, называются:
а) ориентировочными в) контрольными
б) исполнительными г) оценочными
5. Исполнительные действия по отношению к учебным действиям — это:
а) форма их проявления в) этап их усвоения
б) их вид г)уровень их усвоения
6. Оценочные учебные действия соотносятся с учебной деятельностью как:
в) форма проявления учебной деятельности
г) уровень ее усвоения
7. Преобразующие, исследовательские действия учебной деятельности выделяются с позиции:
б) внутренних или внешних действий
в) с точки зрения отношения к предмету деятельности
г) предмета самой учебной деятельности
8. Действия целеполагания, программирования, планирования; исполнительские действия; действия контроля и оценки в учебной деятельности выделяются с позиции:
б) внутренних или внешних действий
в) отношения к предмету деятельности
г) доминирования продуктивности (репродуктивности)
9. Учебные действия соотносятся с учебной деятельностью как:
в) форма проявления учебной деятельности
г) функциональные отношения
10. Основанием выделения материальных, внешнеречевых, умственных действий является:
а) форма действия в) мера развернутости
б) степень обобщенности г) мера автоматизированности
11. Свойство действия, заключающееся в умении обосновать, аргументировать правильность выполнения действия, определяется как:
а) разумность в)прочность
б) осознанность г) освоенность
12. Степень автоматизированности и быстрота выполнения действия характеризует:
а) меру развернутости в) меру самостоятельности
б) меру освоения г) меру обобщенности
13. Свойство действия, которое отражает адекватность действия условиям, в которых оно выполняется, — это:
а) разумность в) прочность
б) осознанность г) освоенность
14. К первичным свойствам учебного действия относится:
а) форма действия в) разумность
б) осознанность г) освоенность
15. Вторичным свойством учебного действия выступает:
а) форма действия в) разумность
б) осознанность г) освоенность
а) первичным составным
б) первичным формальным простым
в) первичным простым содержательным
17. Самостоятельная постановка учащимися учебной задачи является этапом усвоения:
а) ориентировочных действий в) контрольных действий
б) исполнительных действий г) оценочных действий
18. Проблему управления процессом освоения обобщенных способов действия в отечественной науке изучает (ют):
а) В. В. Давыдов, В. В. Рубцов в) Н. Ф. Талызина
б) А. К. Маркова, Ю. М. Орлов г) Т. В. Габай
19. Мысленное предвидение результата и способа его достижения по отношению к цели учения выступает как:
а) ее вид в) этап ее реализации
б) ее уровень г) форма ее проявления
20. Виды приемов учебной деятельности изучал (а):
А) психологией учебной деятельности
б) психологией воспитания
в) психологией педагогической деятельности
г) психологией обучения
А) обученность
34. Какой дидактический принцип предполагает организацию педагогического процесса на основе новейших достижений психологии, педагогики, методики:
а) принцип систематичности
б) принцип доступности
в) принцип наглядности
Г) принцип научности
35. К моделям обучения относятся:
г) все ответы верны
Тема: Психология учебной деятельности.
36. Термин «учение» обозначает:
А) собственную активность и усилия ученика по усвоению знаний
б) результат учебной деятельности
в) деятельность учителя
Б) сознательный
38. Результатом обучения являются:
а) свойства и качества личности
Б) знания, умения, навыки
в) формы социального поведения
39.К широким социальным мотивам учения относится:
А) чувство долга
в) интерес к предмету
40. Основные требования к учебной деятельности:
а) мотивированность, использование ТСО
б) развитость, гибкость структуры учебной деятельности
в) все ответы верны
41. Какой стиль отношений учителя с учениками наиболее благоприятен для обучения:
Б) демократический
42. В структуру учебной деятельности входят:
а) мотивация, учебная задача, учебная операция
б) контроль, переходящая в самоконтроль, оценка, переходящая в самооценку
в) все ответы верны
43. Отличительной особенностью учебной деятельности является:
а) направленность на освоение житейских понятий
б) учение по типу проб и ошибок
В) направленность на овладение учебным материалом и решение учебных задач
44.К средствам учебной деятельности относятся:
А) мыслительные операции
45. К основным компонентам учебной деятельности можно отнести:
а) учение и обучение
в) все ответы верны
А) совокупность побудителей, включающая познавательную потребность
б) совокупность действий контроля
в) совокупность действий оценки
47. В формировании интереса к учению большую роль играет:
б) активная деятельность
В) сложность материала
48. Мотивы интеллектуального плана – это мотивы:
В) осознаваемые
49. К широким познавательным мотивам относятся:
а) ребенок решает задачи, чтобы показать, что он не хуже других
б) ребенок учится ради одобрения родителей
В) с удовольствием берется за новые задачи и задачи повышенной трудности
50. Викарное научение осуществляется:
а) через язык и речевое общение
Б) через подражание
в) методом проб и ошибок
51. Каково, по мнению Л.С. Выготского, соотношение между обучением и развитием:
а) развитие это и есть обучение
б) обучение это только внешнее условие созревания
В) обучение должно идти впереди развития
52. Отличительной чертой системы Л.В. Занкова является:
А) высокий уровень трудности обучения
б) преобладание эмпирических знаний
в) замедленный темп прохождение учебной деятельности
53. Какой принцип, по системе Л.В. Занкова, отражает развитие рефлексии, осознание себя как субъекта учения:
а) принцип ведущей роли теоретических знаний
б) принцип работы над развитием всех учащихся
В) принцип осознания школьниками собственного учения
54. Теория развивающего обучения была разработана:
Б) Л.В. Занковым
55. Особенностью теоретических знаний является
А) знания выражаются в способах умственных действий
б) средством фиксации являются слова – термины
в) знания возникают в ходе проб и ошибок
56. Как называется уровень подготовленности ребенка, характеризующий уровень интеллекта, определяющийся с помощью задач, которые ученик может выполнить самостоятельно?
а) уровень зоны ближайшего развития
б) уровень актуального развития
В) уровень общего развития
57. Какая сторона психологической готовности еще не сформирована у мальчика?
Мама Вани (6 лет) считает, что ее сын имеет необходимый запас знаний, умений и навыков для обучения в школе. Но в беседе с ним она узнала, что у него нет желания идти в школу.
А) мотивационная
58. Выберите и вставьте правильный ответ:
Компонентами учебной деятельности младшего школьника являются учебные задачи, ……., контроль, оценка.
А) учебные действия
б) манера поведения учителя
в) действия осознанности
59. К чему может привести школьная дезадаптация:
а) к быстрому усвоению школьной программы
б) не будут заметны проявления
В) к «школьному неврозу»
60. Теория поэтапного формирования умственных действий в учебной деятельности принадлежит:
В) Гальперину П.Я.
61. Учебная деятельность как ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте определяется:
а) в исследованиях Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова
Б) в классической советской психологии и педагогике
в) в системе развивающего обучения Л.В. Занкова
г) теории поэтапного формирования умственных действий
62. Учебная деятельность по отношению к деятельности (по В.В. Давыдову) является:
Б) видом
г) формой проявления
63. Учебная деятельность по отношению к усвоению выступает как:
А) одна из форм проявления усвоения
б) разновидность усвоения
в) уровень усвоения
64. Действия, направленные на анализ условий ситуации, на соотнесение ее со своими возможностями и приводящие к постановке учебной задачи, называются:
А) ориентировочными
а) форма их проявления
Б) их вид
в) этап их усвоения
г) уровень их усвоения
66. Оценочные учебные действия соотносятся с учебной деятельностью как:
Б) часть-целое
в) форма проявления учебной деятельности
г) уровень ее усвоения
67. Преобразующие, исследовательские действия учебной деятельности выделяются с позиции:
А) субъектно-деятельностной
б) внутренних или внешних действий
В) отношения к предмету деятельности
г) предмета самой учебной деятельности
д) доминирования продуктивности (репродуктивности)
68. Учебные действия соотносятся с учебной деятельностью как:
А) часть-целое
в) форма проявления учебной деятельности
г) функциональные отношения
69. Виды приемов учебной деятельности изучал(а):
а) Е.И. Кабанова-Меллер
Б) А.К. Маркова
70. Проблему учебной мотивации анализировал(ла):
Б) А.К. Маркова
71. Психологические причины неуспеваемости установлены:
В) Н.А. Менчинской
72. Понятие ‘мотив’ и ‘мотивация’ соотносятся следующим образом:
а) понятие ‘мотив’ уже понятия ‘мотивация’
б) понятие ‘мотив’ шире понятия ‘мотивация’
г) понятие ‘мотив’ является родовым по отношению к ‘мотивации’
Исполнительные действия по отношению к учебным действиям это
Матрица универсальных учебных действий (УУД)
Л. Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:
Л2. смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать;
Л3. нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
Р. Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:
Р1. целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
Р2. планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
Р3. прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
Р4. контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
Р5. контроль в форме сличения способа действия и его результата с критериями формирующего оценивания с целью установления верности содержания и последовательности действий, обнаружения отклонений и отличий;
Р6. коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
Р7. оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
Р8. саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.
К1. планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
К2. постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
К3. разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
К4. управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;
К5. умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
П. Познавательные универсальные действия включают:
ПО1. самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
ПО2. поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
ПО3. структурирование знаний;
ПО4. осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
ПО5. выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
ПО6. рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
ПО7. смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
ПО8 постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
ПЗ. Знаково-символические действия:
ПЗ1. моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта пространственно- графическая или знаково-символическая);
ПЗ2. преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
ПЛ. Логические действия :
ПЛ1. анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, и несущественных);
ПЛ2. синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
ПЛ3. выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
ПЛ4. подведение под понятие, выведение следствий;
ПЛ5. установление причинно-следственных связей;
ПЛ6. построение логической цепи рассуждений;
ПЛ8. выдвижение гипотез и их обоснование.
ПП. Постановка и решение проблемы :
ПП1 формулирование проблемы;
ПП2 самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.