использование формы сотрудника полиции статья ук
Юрисконсульт Отдела МВД России по Ейскому району разъясняет ответственность за незаконное ношение форменной одежды со знаками различия, с символикой указывающей на принадлежность к системе МВД России
Право ношения форменной одежды сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации определяется федеральным законом РФ, регламентирующими порядок прохождения службы в ОВД РФ, а также принятыми в соответствии с ним подзаконными актами.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 30.11.2011 №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в него» форменная одежда и знаки различия по специальным званиям устанавливаются в целях отражения принадлежности сотрудника органов внутренних дел к службе в органах внутренних дел.
Образцы форменной одежды сотрудника органов внутренних дел утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.10.2011 N 835 «О форменной одежде, знаках различия и нормах снабжения вещевым имуществом сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации», а правила ношения форменного обмундирования определены приказом МВД России от 26.07.2013 №575.
Согласно выше указанного Постановления Правительства РФ от 13.10.2011 N 835, форменной одеждой является унифицированный по комплексу существенных внешних признаков комплект предметов одежды и обуви (обмундирование), а также снаряжения, предназначенных для ношения сотрудниками.
К существенным признакам форменной одежды относятся:
совокупность конструкции, цвета обмундирования и различительных элементов установленных цветов (канты, лампасы, околыши фуражек и просветы на погонах);
фурнитура установленных образцов;
погоны установленных видов (образцов).
Погонами являются специальные элементы одежды, предназначенные для размещения знаков различия по специальным званиям.
Знаками различия по специальным званиям сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации являются вышитые и металлические (неметаллические) пятиконечные звезды золотистого (серебристого) цвета и пластинки (полоски) золотистого (серебристого) цвета.
Символика Министерства внутренних дел Российской Федерации определена приказом МВД России от 27.06.2012 N 640 «Об организации геральдического обеспечения в системе МВД России», согласно которого геральдическое обеспечение представляет собой комплекс мероприятий, направленных на формирование единой системы геральдических знаков для обозначения ведомственной и служебно-функциональной принадлежности к системе МВД России.
Незаконное ношение форменной одежды со знаками различия, с символикой государственных военизированных организаций, правоохранительных или контролирующих органов образует состав административного правонарушения предусмотренного ст.17.12 КоАП РФ. За такое правонарушение может быть наложен на граждан штраф в размере от одной тысячи до полутора тысячи рублей, а за совершение аналогичных деяний лицом, имеющим специальное разрешение (лицензию) на осуществление частной детективной или охранной деятельности, в связи с осуществлением этой деятельности от одной тысячи пятисот до двух с половиной тысяч рублей, в обоих случаях с конфискацией как самой форменной одежды, так и незаконных знаков различия и символики.
Статья 17.12. Незаконное ношение форменной одежды со знаками различия, с символикой государственных военизированных организаций, правоохранительных или контролирующих органов
влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей с конфискацией форменной одежды, знаков различия, символики государственных военизированных организаций, правоохранительных или контролирующих органов.
влекут наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией форменной одежды, знаков различия, символики государственных военизированных организаций, правоохранительных или контролирующих органов.
Комментарий к ст. 17.12 КоАП
1. На основании Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ (ред. от 29.12.2006) «Об оружии» к государственным военизированным организациям относятся: Министерство обороны Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Служба внешней разведки Российской Федерации, Федеральная служба охраны Российской Федерации, Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации, Федеральная миграционная служба, Федеральное агентство специального строительства, Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная служба судебных приставов, Федеральная таможенная служба, Служба специальных объектов при Президенте Российской Федерации, прокуратура Российской Федерации, войска гражданской обороны.
Основные положения, касающиеся военной формы одежды и знаков различия военнослужащих, урегулированы Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 06.01.2007) «О воинской обязанности и военной службе» (Российская газета. 2007. 10 января).
В частности, определено, что для военнослужащих устанавливаются военная форма одежды и знаки различия по видам Вооруженных Сил Российской Федерации, родам войск и службам, конкретным воинским формированиям по их функциональному предназначению, персонифицированные знаки различия, а также правила ношения военной формы одежды и знаков различия определяются министром обороны Российской Федерации, руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти, в котором настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба.
Также военнослужащий вправе не носить военную форму одежды вне расположения воинской части, на отдыхе, в увольнении или отпуске. Военная форма одежды и знаки различия военнослужащих охраняются Патентным законом Российской Федерации.
Форма одежды и знаки различия не являющихся военнослужащими работников федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, членов общественных объединений не могут быть аналогичными военной форме одежды и знакам различия военнослужащих.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации изменяют форму одежды и знаки различия своих работников, не являющихся военнослужащими, или вводят новые после их согласования с Министерством обороны Российской Федерации.
Ношение военной формы одежды и знаков различия военнослужащих гражданами, не имеющими на это права, запрещается и влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ведомственные знаки отличия военнослужащих определяются министром обороны Российской Федерации, руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти, в котором настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба.
Указ Президента РФ от 08.05.2005 N 531 (ред. от 28.08.2006) «О военной форме одежды, знаках различия военнослужащих и ведомственных знаках отличия» (Российская газета. 2005. 12 мая) устанавливает военную форму одежды военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и знаки различия по воинским званиям военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. Знаками различия по воинским званиям являются многоцветные или защитного цвета вышитые изображения Государственного герба Российской Федерации без геральдического щита, вышитые и металлические пятиконечные звезды золотистого или защитного цвета, нашивки золотистого или защитного цвета, а также размещаемые горизонтально на рукавах тужурок галуны и вышитые звезды золотистого цвета (нарукавные знаки различия по воинским званиям офицеров корабельного состава).
В частности, законодательными актами Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами предусмотрена необходимость ношения форменной одежды следующими категориями работников:
2. Законом РФ от 11.03.1992 N 2487-1 (ред. от 18.07.2006) «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (Российская газета. 2006. 20 июля) установлено, что данный вид деятельности определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам в целях защиты их законных прав и интересов. Заниматься частной охранной и детективной деятельностью могут только предприятия, имеющие специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел.
В статье 3 вышеуказанного Закона перечислены виды услуг по защите законных прав и интересов физических и юридических лиц, которые частные охранные предприятия могут оказывать на территории РФ. Данный перечень услуг строго ограничен, это:
1) защита жизни и здоровья граждан;
2) охрана имущества собственников, в том числе при его транспортировке;
3) проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охранно-пожарной сигнализации;
4) консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;
5) обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий.
Кроме того, предприятия, осуществляющие частную охранную деятельность, должны содействовать правоохранительным органам в обеспечении правопорядка, в том числе на договорной основе. Как видим, в данном случае Закон N 2487-1 допускает исключение из общего правила. При совместной работе с правоохранительными органами по обеспечению правопорядка частные охранные предприятия могут оказывать не только возмездные, но и безвозмездные услуги.
В Постановлении Правительства РФ от 14.08.2002 N 600 «Об утверждении Положения о лицензировании негосударственной (частной) охранной деятельности и Положения о лицензировании негосударственной (частной) сыскной деятельности» (СЗ РФ. 26.08.2002. N 34. Ст. 3295) определяется порядок лицензирования негосударственной (частной) сыскной деятельности, осуществляемой юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями, для которых сыскная деятельность является основным видом занятости.
Статья 7 Закона N 2487-1 определяет ограничения в сфере деятельности частного детектива. Частным детективам запрещается:
1) скрывать от правоохранительных органов ставшие им известными факты готовящихся или совершенных преступлений;
2) выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов;
3) собирать сведения, связанные с личной жизнью, с политическими и религиозными убеждениями отдельных лиц;
4) осуществлять видео- и аудиозапись, фото- и киносъемку в служебных или иных помещениях без письменного согласия на то соответствующих должностных или частных лиц;
5) прибегать к действиям, посягающим на права и свободы граждан;
6) совершать действия, ставящие под угрозу жизнь, здоровье, честь, достоинство и имущество граждан;
7) фальсифицировать материалы или вводить в заблуждение клиента;
8) разглашать собранную информацию, использовать ее в каких-либо целях вопреки интересам своего клиента или в интересах третьих лиц;
9) передавать свою лицензию для использования ее другими лицами.
Проведение сыскных действий, нарушающих тайну переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений либо связанных с нарушением гарантий неприкосновенности личности или жилища, влечет за собой установленную законом ответственность.
Судебная практика по статье 17.12 КоАП
Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев жалобу Дзюбака Ивана Ивановича на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 4 Ленинского района г. Саранска Республики Мордовия от 26 апреля 2018 г. и постановление заместителя председателя Верховного Суда Республики Мордовия от 5 октября 2018 г., вынесенные в отношении Дзюбака Ивана Ивановича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
В части описания одежды нападавших имеются существенные противоречия. Указывая на форму сотрудников милиции, никто из них не говорил о наличии на ней каких-либо знаков различия, знаков принадлежности и т.п., что позволяет идентифицировать ее как форму представителя власти. Между тем, согласно ст. 17.12 КоАП РФ, административным правонарушением считается незаконное ношение форменной одежды со знаками различия, с символикой государственных, военизированных организаций, правоохранительных или контролирующих органов.
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу защитника Двигулина Геннадия Николаевича, действующего на основании ордера в интересах Галустяна Артура Сергеевича, на решение судьи Анапского городского суда Краснодарского края от 24 января 2020 г. и постановление судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 22 мая 2020 г., вынесенные в отношении Галустяна Артура Сергеевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Ваши права при встрече с полицией
Если вас остановили на улице и чего-то требуют
К любому человеку на улице может подойти полицейский. Иногда это просьба стать понятым, показать документы или обращение за помощью, если ищут преступника или свидетелей нарушения. Но бывают причины посерьезнее: личный досмотр, требование покинуть какое-то место и даже задержание.
Распространите знания!
Отправьте статью тем, кому она пригодится
Переслать через вотсап
При любой встрече с полицейским не помешает знать свои права и грамотно ими пользоваться. Желаем вам, чтобы эта статья никогда не пригодилась, но если вдруг к вам на улице подошел полицейский, вот самая простая инструкция на такой случай.
Закон суров, но это Россия, детка
Мы любим российские законы, но не все сотрудники правоохранительных органов с нами солидарны. В этом документе — ваши права по закону, а вот какой будет встреча с полицейским в реальности, мы не можем предсказать. Храни вас бог.
Сохраните эти карточки на телефон и поделитесь с друзьями.
Право узнать должность, звание и фамилию полицейского, посмотреть служебное удостоверение
Как это работает. Если полицейский находится при исполнении и подходит к любому человеку по любой причине, первое, что он должен сделать, — представиться. По закону положено сообщать должность, фамилию и звание. Можно попросить у полицейского служебное удостоверение, он обязан показать его по требованию.
Если вы сами подходите к полицейскому, он тоже обязан представиться. Данные сотрудника можно записать.
Право на вежливое обращение
Как это работает. Полицейский обязан — именно обязан по федеральному закону — общаться с любым человеком вежливо, уважительно, на «вы», без грубости. Даже если вы что-то нарушили, вам не могут сказать: «Слышь, ты, иди сюда, да ты знаешь, что тебе за такое будет?» Не должно быть мата, дискриминации по национальному признаку, неуважения к культурным традициям и религии. Личный досмотр могут проводить только лица того же пола.
Если полицейский грубо обращается, угрожает, забирает документы и применяет силу без повода, все это можно зафиксировать и потом использовать против него. Но это так по закону и инструкциям. Если не брать в расчет спорные ситуации с нарушениями и задержаниями во время беспорядков, никогда не помешает сделать полицейскому замечание, напомнив о его обязанности по закону. Это как минимум поможет одернуть зарвавшегося сотрудника, который решил, что может общаться на «ты», угрожать и требовать документы без оснований.
Право знать причину обращения и проверки документов
Вот все причины для проверки документов:
Право на извинения
Как это работает. Если полицейский нарушил ваши права — грубо обращался, применил силу, раскрыл тайну частной жизни, задержал без оснований, — то по федеральному закону он обязан принести официальные извинения. Причем это делают публично и письменно — ну или как пожелает обиженный гражданин. Могут отправить письмо ему на работу или в институт.
У МВД даже есть специальный приказ о том, как нужно извиняться. И это реально работает. Если написать жалобу или суд установит, что полицейский нарушил права, он обязан извиниться максимум в течение месяца. Есть случаи, когда полицейский выругался матом, а потом извинялся за это. А еще ему объявили выговор. Извинения пригодятся, если на работе узнали, что вы якобы что-то нарушили, вас задерживали или в чем-то подозревали, а потом выяснилось, что все беспочвенно.
Право объяснить свои действия или ничего не говорить
Как это работает. Полицейский обязан выслушать пояснения: почему человек попал на охраняемую территорию, подрался или не платит алименты. Это не значит, что объяснения помогут избежать штрафа или задержания, но они помогут смягчить наказание. Но бывают случаи, когда говорить ничего не хочется. На это есть полное право по Конституции.
Нельзя путать отказ от показаний против себя и близких с неявкой в суд в качестве свидетеля, если речь не о родственнике. За такое уже могут наказать по уголовному кодексу.
Право сохранять в тайне сведения о частной жизни
Как это работает. Когда полицейские что-то проверяют, возбуждают дело о нарушении или расследуют преступление, они могут узнать чьи-то секреты. Например, машина может быть и правда похожа на ту, что в розыске, и остановили ее законно. Но человек едет там не с женой, а с подругой, отношения с которой не хотел бы предавать огласке. При проверке выяснилось, что с машиной все в порядке, но полицейский не может пойти и написать в соцсетях, кого он сегодня остановил и что интересного увидел в машине при досмотре.
Сведения о частной жизни, которые нельзя разглашать, — это информация, которая относится к конкретному человеку, касается именно его, не контролируется обществом и государством и в которой нет нарушения закона. Если кто-то не платит налоги или избил посетителя кафе — это не частная жизнь. Но если тот же человек завел любовницу или у него трое внебрачных детей — это уже частная жизнь.
Полицейский может узнать эту информацию, но не может ее разглашать без согласия человека. За такое можно требовать извинений, компенсации, и вообще это уголовная статья. Хотя, как обычно, есть тонкая грань между тем, что можно делать, и тем, за что наказывают.
Право на отказ быть понятым
Как это работает. Любого человека могут попросить стать понятым. Просто подойти на улице и сказать: «Нам нужен понятой, уделите пару минут — тут досмотр автомобиля с изъятием». Но быть понятым — это право, а не обязанность. Если полицейский обратился с такой просьбой, можно отказаться. За это не накажут, и вас не могут заставить.
Право на составление протокола при задержании, изъятии и досмотре
Как это работает. Допустим, у полицейского нашлись основания вас задержать или провести личный досмотр. Причины для этого найти несложно. Но каждое такое действие должно сопровождаться составлением протокола — до, а не после. В протоколе должны быть указаны все обстоятельства, потом это пригодится. Например, там должно быть указано время задержания, потому что есть лимит: на сколько можно задержать человека и с какого времени считать этот срок.
Без протокола не могут досмотреть машину, забрать какие-то бумаги, мигалку или выписать штраф. В протоколе отмечают данные понятых, свидетелей и обстоятельства дела. Всегда требуйте протокол и внимательно его читайте. Нет протокола — ваши права нарушены, это повод отменить наказание.
Право изучить протокол и оставить замечания
Как это работает. Протокол обязательно дают подписать тому, в отношении кого он оформлен. Можно изучать его как угодно долго и оставлять там любые замечания. Можно и не подписывать, но лучше так не делать.
Если не подписать протокол, об этом просто сделают отметку: «От подписи отказался». Но это не сделает протокол недействительным и не помешает наказанию. Иногда полицейские этим пользуются: ставят неправильное время, указывают понятых, хотя их не было. В принципе, полицейский вообще может составить протокол втихую и указать, что его не захотели подписывать. Оспорить будет сложно: где доказательства, что вы не видели, а не отказались? Пока эта проблема не урегулирована. Лучше все читать, оставлять замечания, ставить прочерки и подпись. И обязательно требуйте копию для себя.
Право получать информацию и изучать документы
Как это работает. Полицейский должен не только изложить причину обращения или задержания, но и объяснить, какие права у вас есть в конкретной ситуации. Например, что вы можете не свидетельствовать против себя, что вас могут задержать максимум на три часа. Или что у вас есть право на адвоката и звонок. Вы можете узнавать, что с вашим заявлением, читать протокол и знакомиться с результатами экспертизы.
Право на адвоката
Как это работает. С первой минуты общения с полицейским у вас есть право пользоваться услугами адвоката. Можно ничего не говорить и ничего не показывать, пока не приедет адвокат. Всегда лучше иметь под рукой телефон адвоката, которому доверяете или которого вам рекомендовали. И в любой непонятной ситуации звонить ему. Иногда на полицейских это действует магически: они начинают по-другому разговаривать, а претензии отпадают сами собой.
Право на звонок близким
Как это работает. Если к вам просто подошел полицейский на улице, он вас еще не задерживает и ничего не предъявляет. Вы можете звонить, кому захотите. Если же вас задержали, права и свободы ограничены. Но право на один телефонный звонок все равно есть: можно сделать его в течение трех часов после задержания или попросить полицейского сообщить родным, что с вами и где вы находитесь.
Право на предупреждение о применении силы или спецсредств
Например, если человек требует пригласить понятых при досмотре или снимает полицейского на камеру, это не повод силой вытаскивать его из машины и бить дубинкой. Применять силу можно, только если нужно предотвратить преступление, доставить нарушителя в отделение или он противодействует законным требованиям полицейского. При этом сначала сотрудник обязан предупредить о намерении применить силу, дать время на исполнение требований — и только потом что-то делать.
Право участвовать в митингах и демонстрациях, если они согласованы
Как это работает. По закону полиция может попросить участников незаконного митинга разойтись. Например, если это мешает дорожному движению или есть опасность для других людей. Но если митинг согласован, власти дали разрешение провести его в это время и в этом месте, никто не нарушает закон — люди мирно идут с плакатами, устраивают акции, не вредят чужому имуществу и ни на кого не нападают, — требование покинуть место демонстрации незаконное. Митинги и шествия не запрещены — в них можно участвовать, но нужно правильно организовать.
Право снимать полицейского на камеру
Как это работает. Просто берете и снимаете. Никто не может вам запретить съемку, если это не спецмероприятие и не гостайна. Все, что делает полицейский при досмотре, задержании и проверке документов, можно записывать на камеру или диктофон. Запрет — незаконный. Это касается и полицейских, и инспекторов ГИБДД.
Вас тоже могут снимать, но обязаны об этом предупредить.
Право жаловаться
Как это работает. На действия и бездействие полицейского можно пожаловаться его начальству, в вышестоящий орган, прокуратуру или суд. Если ваши права нарушены, вы не обязаны с этим мириться. Досмотр без протокола, нецензурные слова при общении, физическая сила без предупреждения, задержание без основания, требование взятки — все это повод для жалобы.
В жалобе начальству можно попросить разобраться в сложившейся ситуации и принять меры к виновному сотруднику. А в суде можно требовать признать действия и бездействие незаконными — это повод для компенсации.
Использование формы сотрудника полиции статья ук
Статья 15. Ответственность сотрудника органов внутренних дел
1. За совершение преступления сотрудник органов внутренних дел несет уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. За совершение административного правонарушения сотрудник органов внутренних дел несет дисциплинарную ответственность в соответствии с настоящим Федеральным законом, дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, за исключением административного правонарушения, за совершение которого сотрудник подлежит административной ответственности на общих основаниях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 300-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Вред, причиненный гражданам и организациям противоправными действиями (бездействием) сотрудника органов внутренних дел при выполнении им служебных обязанностей, подлежит возмещению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В случае возмещения Российской Федерацией вреда, причиненного противоправными действиями (бездействием) сотрудника, федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел имеет право обратного требования (регресса) к сотруднику в размере выплаченного возмещения, для чего федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел может обратиться в суд от имени Российской Федерации с соответствующим исковым заявлением.
6. За ущерб, причиненный федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальному органу, подразделению, сотрудник органов внутренних дел несет материальную ответственность в порядке и случаях, которые установлены трудовым законодательством.