использование музыки в играх без нарушения авторских прав

Какую музыку правомерно использовать и с каким контекстом?

Всем привет! Интересует мир авторских прав связанный с использованием различной музыки в своих игровых проектах.

Для контекста, ситуация, которая интересует лично меня: у меня игра, которая бесплатно раздаётся на Patreon, но у разного тира подписчиков, разный доступ к более раннему релизу. Не уверен, как это расценивается — зарабатываю я на игре или всё же на поддержке людей.

Вопрос в следующем, правомерно ли использовать музыку которая:

которую писали скорее всего сами авторы и вряд ли как-то её защищали

По-моему у тебя принципиальное непонимание того, что такое авторские права. Человеку, написавшему музыкальный трек, не нужно никак специально защищать его — авторские права действуют сразу же, по факту создания. Достаточно быть в состоянии в случае суда доказать, что ты его автор. Это не торговая марка, которую нужно регистрировать, и не патент, который нужно подавать. И в эти права входит, в частности, право устанавливать, кто и для чего может использовать твой трек, а кто нет.

Разве что эти права можно передать. Разница между «трек опубликован через лейбл» и «трек независимый» может (но не обязана) заключаться в том, что права на трек будут не у автора, а у лейбла. А на саундтрек WoW права могут быть не у композитора, а у Blizzard. Это хуже: композитору может быть впадлу подать на тебя в суд, а для юрлица это корм.

Про каверы: это производная работа, на неё действуют как права создателя оригинала, так и права каверщика (до того момента, пока это не ущемляет права создателя оригинала). То есть тебе чуть ли не с двумя людьми договариваться надо.

Так что из перечисленного подходит только пункт «Распространяется по открытому типу лицензий». Но если в открытом типе лицензий указано, что разрешено только для некоммерческого использования, то продавать игру с такой музыкой ты права не имеешь.

В остальном — вопрос, насколько автору/правообладателю музыки будет не пофиг на то, что ты используешь его творение, подаст ли он на тебя в суд или забьёт.

(не являюсь профессиональным юристом, я не знаю, кто тут должен на вопросы отвечать)

Источник

Как лицензируют музыку для игр и почему это сложно. Разбираемся

Дмитрий Лагунов

использование музыки в играх без нарушения авторских прав

Впервые музыку для игр лицензировали в 1983 году для аркады Journey от компании Midway. Авторы 8-битных аранжировок в игре — одноимённая рок-группа Journey. На фоне успеха банды сделали игру, в которой нужно собирать разбросанные по космосу музыкальные инструменты, чтобы группа дала концерт. Следующая игра с лицензированной музыкой вышла только через шесть лет после Journey, в 1989 году, — это был шутемап Xenon 2 Megablast, в который игроки рубились под хип-хоп диджея Тима aka Bomb the Bass Сайменона.

Ролик с геймплеем Journey

Когда в 90-х игры стали стремительно развиваться, больше разработчиков начали использовать работы музыкальных групп вместо собственных треков. Вслед за Journey и Xenon 2 Megablast гонка Road Rash зазвучала забористыми рифами Soundgarden, Monster Magnet и Swervedriver. Космические догонялки в Wipeout сопровождались электронными запилами Leftfield, The Chemical Brothers и Orbital. А в Tony Hawk’s Pro Skater игроки кикфлипали и бексайдили под хардкорный панк Dead Kennedys, Suicidal Tendencies, The Vandals и других отвязных мужчин. Благодаря играм музыка зазвучала в новом формате.

Одна из главных песен THPS

Сегодня музыкальная и игровая индустрии дружат. Разработчики лицензируют музыку, чтобы привлечь аудиторию, а музыканты обретают новых слушателей. Это крепкие и здоровые, но не идеальные отношения. Лицензировать музыку — сложно.

Почему лицензировать музыку сложно?

«Лицензировать музыку для игр сложно по трём причинам», — говорит Крис Кук, эксперт музыкальной индустрии из издательства Unlimited Media.

Большинство разработчиков не знают, как лицензировать музыку. Чтобы случайно не нарушить закон, им лучше работать с музыкальными супервайзерами: они подбирают музыку для игр, фильмов и ТВ-программ, договариваются с музыкантами по всяким вопросам и следят за бюджетом на музыку.

«Большинство крупных компаний нанимают супервайзеров, — говорит юрист по авторскому праву Кристиан Касл. — Хороший пример — EA». Но у маленьких разработчиков и издателей не всегда есть деньги на супервайзеров, поэтому они хотят дешёво купить запись и использовать её в игре.

Как изменилось лицензирование музыки для игр с 90-ых?

«Тогда [в 1995 году] индустрии начали переплетаться. Музыкальный бизнес расцветал: отовсюду шуршал непричёсанный гранж, хип-хоп набирал обороты, поп-панк жил-был припеваючи. Игровая индустрия была на стадии становления. Прошло 25 лет — игры с внушительными саундтреками вроде GTA стоят миллионы долларов и приносят миллиарды. А ещё выходят игры по фильмам и фильмы по играм, и появился стриминг — это новая культура потребления», — говорит Рэнди Эркхардт, основатель компании Eckhardt Consulting, который 25 лет лицензирует музыку для игр. Он начинал с Road Rash — помогал EA выпустить ремейк игры с песнями Soundgarden для Windows, PS1 и Sega Saturn.

Игровая индустрия стала огромной, срок жизни игр увеличился, теперь разработчики и издатели хотят получать бессрочную лицензию на свои игры — но это дорого. Когда у авторов Alan Wake и Alpha Protocol закончилась лицензия на некоторые композиции, эти игры просто убрали из продажи. Позже Alan Wake вернули: Microsoft помогла Remedy добиться обновления прав на музыку. Первая «Мафия» пропала из продажи в 2012 году, а спустя пять лет вернулась в цифровую продажу без лицензированной музыки: остался только оригинальный саундтрек. GTA 4 повезло больше: у неё истекла лицензия не на все треки, а на песни отечественных исполнителей с радиостанции Vladivostok FM: Ранеток, «Кино», Басты, Глюкозы и других. Игру с продажи не сняли — только удалили треки. Позже их вернули с помощью патча — но только на Xbox 360. Сайдскроллер Pixeljunk Sidescroller от студии Q-Games тоже сняли с продажи, потому что истекла лицензия на музыку. Основатель студии Дилан Катберт вспоминает, что переговоры по поводу продления лицензии были чуть ли не самыми сложными в его жизни. И неудачными, потому что Q-Games не заключила нового соглашения.

По мнению Рэнди, когда нужно продлить лицензию, игровая и музыкальная индустрия должны работать дружно: «Обычно лейблы добросовестно продлевают лицензию и не ищут лишних финансовых преимуществ, потому что понимают, что им еще долго работать с играми. Бывают случаи, — но это зависит от вашего музыкального консультанта — что первоначальная лицензия покрывает и «будущие» и «ещё неизвестные» платформы. Это хороший жест — и разработчикам не надо расширять условия лицензирования».

Сколько стоит лицензированная музыка?

Ценность артистов (стоимость музыки для игры) определяют лейблы и музыкальные менеджеры. Ариэль Гросс, основатель Team Audio и Audio Mentoring, работает с играми больше 20 лет. По его опыту стоимость музыки для игры варьируется от десяти долларов до миллионов. Например, лицензия на Saints Row 2 обошлась Volition в один миллион.

Некоторые помнят Saints Row 3 только по песне Каньё Уэста «Power»

«Если вы включите в игру музыку, которую написал кто-нибудь вроде Канье Уэста, то спокойно выложите от 100 до 200 тысяч долларов за один трек. Иногда лейблы снижают цены, если вы берёте набор треков или выбираете музыку, которая вот-вот выйдет. Тренд на музыку задают такие игры, как FIFA и GTA. Если вы подающий надежды артист и ваша музыка попадёт в игры такого масштаба, ваша карьера начнётся ну очень успешно», — замечает Гросс.

«Всё стало сложнее с обеих сторон,— говорит музыкальный юрист Кристиан Касл. Издатели избегают роялти, как чумы, поэтому приходится платить авансом»

Как экономят на лицензировании?

Небольшие студии экономят тремя способами:

«Важно заручиться поддержкой опытного юриста, который в случае чего докажет, что треки отличаются друг от друга, потому что это очень скользкий лёд», — говорит Ариэль Гросс. Песню Робина Тика и Фарелла Уильямса Blurred Lines засудили за нарушение авторских прав покойного соул-певца Марвина Гэя — Blurred Lines назвали плагиатом песни Марвина Got To Give It Up. Робин и Фаррел выплатили семье умершего 5 миллионов долларов.Тик и Уильямс подали апелляцию — мол, почти все музыкальные произведения вдохновлены другими музыкальными произведениями — так и развивается музыка. Апелляцию поддержали больше 200 музыкантов

Версия «Blurred Lines» без цензуры

Другой способ экономии — обращаться к группам, которые не подписаны на лейбл. Они с удовольствием согласятся поработать вместе, потому что пиар для них важнее денег. Студия Capybara Games так и договорилась с инди-фолк исполнителем Джим Гатрином, который написал музыку для их адвенчуры Superbrothers: Sword and Sworcery EP. Игра продалась тиражом больше миллиона копий, Capybara Games заработала денег, а музыку Гатри открыли для себя тысячи игроков.

Границы между игровой и музыкальной индустриями стираются, некоторые группы пишут музыку специально для игр: 65daysofstatic (No Man’s Sky), Daughter (Life is Strange: Before the Storm) и HEALTH (Max Payne 3). «Лучшее, что могут [маленькие] группы сейчас, — осознать рынок и научиться правильно сочинять музыку для игр — это не то же самое, что писать просто музыкальные композиции. Много игровых студий формируют каналы дистрибуции, много саундтреков выходит на виниле. И так будет дальше», — говорит Ариэль Гросс.

А вот песня Марвина Гэя Got To Give It Up

Лицензировать музыку станет проще?

«Все, кто работает в индустрии развлечений, хотят, чтобы музыка лицензировалась проще и быстрее — и не первый десяток лет, — объясняет Рэнди Экхардт. — Но поскольку авторские права и права на публикацию постоянно меняются между исполнителями, авторами песен и так далее, — и появляются новые типы “использования” этих прав — процесс останется трудоёмким».

«Уж что могло бы помочь с лицензированием, так это централизованная база данных авторских прав, в которой было бы написано, кто контролирует музыку в каких странах, собираются ли лицензировать эту музыку в ближайшее время, и, например, на каких правах, — считает Крис Кук. — Потому что в большинстве стран нет официальной регистрации авторских прав — поэтому нет и централизованной базы данных. В музыкальной индустрии много обсуждали, как лучше управлять и распространять данные на музыку. Разные правообладатели, сообщества и стартапы предлагали блокчейн. Эта телега движется медленно, но я думаю, что ситуация разрешится — не в последнюю очередь потому, что плохие данные не дают исполнителям и авторам песен зарабатывать на своём творчестве».

«Если бы я был разработчиком игры, я бы сделал микс из заказных композиций и лицензированных, причём уместил бы их в очень адекватный, компактный, бюджет, потому что знаю как, — говорит Александр Шукаев, основатель компании Sensorica Music, которая пишет, издаёт и лицензирует музыку для игр и не только. — Каверы такое же зло, как и оригиналы известных песен. Отмывать права на них — почти то же самое, что отмывать права на оригинальные композиции, но сверху нужно заплатить ещё исполнителю кавера».

Источник

Как пользоваться контентом и не нарушать авторские права

использование музыки в играх без нарушения авторских прав

Фотографии из Гугла для группы в соцсети, музыка в кофейне и программа без лицензии могут обернуться потерей денег для предпринимателя. В статье рассказываем, как законно брать контент и не нажить проблем.

В чём проблема с контентом

Изображения, тексты, программы — это объекты авторских прав, или интеллектуальная собственность. Вот список объектов, которые считаются интеллектуальной собственностью по ст. 1225 ГК РФ :

— песня и её исполнение;

— программа, база данных;

— товарный знак: название, логотип, слоган;

— персонаж книги, мультфильма, кино;

— изобретения и секреты производства.

У каждого объекта есть автор — тот, кто его создал. Он же правообладатель интеллектуальной собственности. Когда автор продаёт произведение, правообладателем становится тот, кто купил его у автора. Программист написал код — он автор и правообладатель. Фирма купила его для бизнеса — теперь она правообладатель.

Если правообладатель контента не обнаружил кражу и не подал в суд на компенсацию — это всего лишь вопрос времени и везения.

Новым ИП — год Эльбы в подарок

Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев

Что будет за нарушение авторских прав

Если совсем коротко, то предпринимателю запретят пользоваться контентом и заставят заплатить компенсацию. Например, попросят убрать из магазина товар с чужим логотипом и заплатить правообладателю 200 000 рублей. При этом не возместят деньги за закупку и упущенную прибыль. А за кражу товарного знака дополнительно оштрафуют в пользу государства.

Гражданская ответственность: заплатить правообладателю

По иску правообладателя суд заставит предпринимателя сделать следующее по ст. 1252 Г К РФ :

— Прекратить использование. Удалить чужие фото товара с сайта, перестать пользоваться программой без лицензии.

— Проставить автора и ссылку на источник. Если перепечатали или процитировали, но выглядит как будто это своё.

— Уничтожить контрафактный товар за свои деньги. Например, игрушки в виде персонажей мультфильма, которые продаются без договора с владельцем товарного знака.

— Опубликовать решение суда о нарушении авторского права.

Административная ответственность: штраф государству

Уголовная ответственность: наказание от государства за кражу товарного знака и плагиат

Как не нарушить авторские права

Чтобы не попасть на компенсацию и не потратиться на муторные суды, нужно следовать простому правилу: всегда брать контент с разрешения правообладателя. Для коммерческого использования рекомендации примерно такие.

Заключать с правообладателями договоры

Для законного использования интеллектуальной собственности с правообладателем заключают платные договоры на передачу исключительных прав.

Иногда за лицензию не надо платить, например, в фотостоках.

Для фоновой музыки в баре, парикмахерской и магазине тоже покупают лицензию. Как безопасно включать музыку в помещении для клиентов — тема отдельного большого разбора. В общих чертах дела обстоят так.

Поэтому лучше купить лицензию у правообладателя, платить каждый месяц и не дожидаться иска. Как вариант, брать музыку с открытой лицензией или из общественного достояния — об этом ниже.

Соблюдать правила цитирования

Цитирование — когда берут часть объекта в неизменном виде. Упоминаете отрывок чужого текста в посте группы в Фейсбуке — это цитирование.

Пример цитирования, за которое не наказали.

Федеральный телеканал снял документальный фильм о влиянии на здоровье пальмового масла. В фильм взяли фрагмент другого фильма о процессе создания заменителей молочного жира. Автор не давал согласие на использование своего произведения. Поэтому пошёл в суд за компенсацией и вырезкой фрагментов. Суд он проиграл, потому что телеканал не нарушил требования к цитированию.

Брать контент с открытой лицензией

Брать произведения из общественного достояния

По общему правилу защита произведения заканчивается через 70 лет после 1 января следующего года после смерти автора. В некоторых случаях срок считается немного иначе. Например, для авторов, которые работали в период ВОВ, срок составляет 74 года. То есть совсем старые фото, песни, тексты, картины и фильмы находятся в общественном достоянии, за них не платят.

Быть осторожным с узнаваемыми брендами

Известные изображения, слоганы и персонажи с большой вероятностью зарегистрированы как товарные знаки. За бездоговорное использование нарушитель платит компенсацию, даже если сам не виноват. Это касается и российских, и иностранных брендов.

Поэтому проверяйте, нет ли в товаре и рекламе узнаваемых изображений.

А если уже ваши логотип и название стали популярны, зарегистрируйте свой товарный знак, пока его не украли конкуренты. Иначе даже тут станете нарушителем.

Статья актуальна на 28.01.2021

Получайте новости и обновления Эльбы

Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур

Источник

Как легально юзать музыку у себя в игре?

— Эй, послушай, какой здесь крутой саунд, это же фантастика!

— Да, закладывает уши и все легально

В Украине существует немало гейм-студий, которые создают просто нереально крутые мобильные игры от которых захватывает дух. Все это, безусловно, не обходится без музыки.

Важно правомерно использовать музыку, ведь кому нужны претензии или баны на платформах.

использование музыки в играх без нарушения авторских прав

Сначала теория (совсем немножко)

Необходимо разделить следующие категории:

Права на музыкальное произведение (ноты, слова песни и т.д.).

Права на конкретные дорожки (включая исполнение).

В зависимости от того, что именно вы хотите использовать (само произведение или конкретную запись) правообладатель (лицо, к которому Вы хотите обратиться для получения лицензии) может отличаться.

Владельцем прав на музыкальное произведение по умолчанию является автор, если он не передал это право другому субъекту. Авторов может быть несколько 🙂 А еще, какие-то права могут быть переданы, а какие-то нет, поэтому надо быть уверенным, что лицо, которое предоставляет Вам разрешение на использование музыки, будет иметь право это делать.

Еще одной интересной штукой являются музыкальные произведения, которые находятся в общественном достоянии. В общественное достояние переходят те произведения, защита которых авторским правом завершилась. Обычно это происходит по истечению 70 лет со смерти автора (может отличаться в разных юрисдикциях). Важно то, что если музыкальное произведение, которое в общественном достоянии, будет записано вот прямо сейчас, то права именно на эту запись будут принадлежать соответствующим лицам.

Теперь практические аспекты

Владельцем дорожки обычно выступают крупные музыкальные лейблы, однако такое право собственности может принадлежать и исполнителю.

Для поиска правообладателя существуют различные онлайн сервисы, которые позволяют найти его по названию и исполнителю произведения, или просто по названию или по имени исполнителя.

К примеру:

Получение лицензии у правообладателя

В зависимости от того, кому и в какой стране принадлежат права на конкретную музыкальную запись, которую вы хотите использовать или на одно музыкальное произведение, которое вы хотите записать, а также в зависимости от того, на какой территории вы планируете распространять контент с использованием музыки — правовой механизм получения права на такое использование и распространение будет отличаться.

Сложно?) На самом деле не сильно. Вам просто нужно сначала определиться, что, как и где вы будете использовать и потом узнать у кого можно приобрести такое право 🙂

Итак, документ, по которому можно получить право на использование музыки на определенных условиях и на определенной территории — это лицензия. С другой стороны — можно приобрести исключительные имущественные права если хотите, но это может быть экономически не целесообразно.

Некоторые типы лицензий можно получить через специальные онлайн сервисы без необходимости связываться с правообладателем напрямую, однако, для использования музыки в мобильной игре, лицензию, как правило, нужно брать непосредственно у правообладателя.

Очень важно иметь в виду, что если для определенной музыки указано несколько правообладателей, которые имеют разный объем прав на музыкальную композицию, то получение лицензии только у одного из них может быть недостаточным для ваших целей = (

Большинство крупных музыкальных лейблов имеют на своем сайте отдельную онлайн форму для тех, кто хочет получить лицензию на использование музыки. Заполнив такую ​​форму и указав там все ключевые аспекты использования музыки, Вы можете получить в ответ коммерческое предложение с условиями, на которых вам готовы предоставить лицензию или отказ в предоставлении такой лицензии. В случае отсутствия онлайн формы, на сайте обычно указывают электронный адрес для связи.

-У вас есть права на вот-ту песню, там где … ла-на-ла-на-а …?

Музыка на свободной лицензии

Еще один вариант — поиск конкретной музыкальной записи на свободной лицензии.

Свободные лицензии бывают разными. По сути, свободная лицензия — простой, стандартизированный способ, которым автор может выдать разрешение на использование своего произведения (в рамках авторского права). Это означает, что обращаться к автору не нужно. Он уже выдал лицензию всем желающим бесплатно на определенных условиях.

Наиболее распространенной является лицензия Creative Commons (СС). Лицензиар Creative Commons отвечает на несколько простых вопросов на пути выбора лицензии:

Нужно ли указывать его имя при использовании произведения?

Хочет ли он позволить коммерческое использование?

Хочет ли он позволить производные произведения или нет?

При этом, для того, кто будет использовать такое произведение также отдельные требования, которые устанавливаются условиями самой лицензии дополнительно.

Лицензии СС бывают разных видов. Для использования музыки в мобильной игре стоит брать музыку с наиболее широким спектром прав и убедиться, что такая лицензия охватывает желаемые способы использования.

Онлайн сервисов, где авторы размещают свои музыкальные записи по свободным лицензиям множество — можно выбирать на свой вкус.

Например, одним из сервисов, где вы можете найти музыку по лицензии СС на Sound cloud — все произведения по этой ссылке распространяются на условиях СС Вy.

Лицензия CC BY — «Attribution» ( «Атрибуция») — лицензия, которая позволяет другим распространять, редактировать, изменять и брать за основу произведение, даже для коммерческого использования, до тех пор пока они указывают авторство.

При этом нужно быть очень осторожными, используя музыку в игре на лицензии creative commons или других подобных лицензиях, ведь не всегда можно быть уверенным, что тот, кто поставил произведение на такую ​​лицензию и залил его на соответствующий ресурс вообще имел право это делать.

Еще стоит помнить о некоторых архаичных аспектах украинского законодательства относительно такого использования (подробнее напишем позже), поэтому рекомендуем все же перед имплементацией соответствующей музыки в свою игру — проконсультироваться с юристом.

-Так можно или нельзя брать музыку из сети и ставить ее в игру?

-Хм. Давай посмотрим что за музыка, на какой лицензии и кто ее предоставляет..

Собственная музыка

Всегда остается вариант написать и / или записать собственную музыку. Таким образом можно получить собственную звукозапись музыкального произведения, которое уже перешло в общественное достояние или уникальную музыкальную композицию, которая будет написана композитором специально для Вашей игры. Об особенностях оформления таких договоров и переход права собственности на музыку от автора или исполнителя к заказчику (game-студиии) — в следующих статьях.

Лайфхаки и рекомендации

Паблишер в договоре обычно требует видеть что-то вроде — «Game-студия» гарантирует, что имеет все-все копирайты на все произведения, которые в самой игре и на саму игру полностью, а если что, то компенсирует Паблишеру все, какие только можно представить. И вот получится не очень хорошо, если у Вас в игре будет много замечательной музыки, а права на нее не будет, поэтому это вопрос серьезный.

Как указано выше, есть несколько способов получить музыку легально. Этот список не исчерпывающий конечно, ведь, например, можно и самому спеть. Для каждого кейса нужен детальный анализ и особый подход, но всегда нужно понимать что именно ты покупаешь или получаешь, и чем это подтверждается.

Важно, чтобы документ, дающий право использовать конкретную музыкальную запись, получен от правомочного лица его предоставить, а также — чтобы объем прав, который получается, охватывал запланированый способы использования 🙂

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *