использование на практике декларации о соответствии способствует
Проблемы, возникающие у участников ВЭД при подтверждении соответствия товаров на этапе таможенного оформления
Статья основана на выступлении адвоката Оксаны Леонидовны Курочкиной на заседании Совета Торгово-промышленной палаты России по таможенной политике летом 2019 года и рассматривает проблемы импортеров при подтверждении соответствия товаров как на этапе таможенного оформления, так и после выпуска товаров. По состоянию на ноябрь 2019 г. проблемы всё ещё не решены. Данная публикация призвана ещё раз осветить проблематику и предложить пути решения.
Как работает механизм? Случаи из практики
Как защитники интересов бизнеса, мы наблюдаем, что постоянно меняются реперные точки и критерии риска, по которым контролирующие органы проверяют бизнес за прошлые периоды. Предлагаем рассмотреть конкретные ситуации и проблемы, возникающие у участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД).
Как проходит процедура оценки соответствия?
Есть добровольная оценка соответствия и есть обязательная. Обязательная оценка проводится по форме принятия декларации о соответствии, в форме обязательной сертификации. И есть обязанность участника ВЭД подтверждать соответствие продукции требованиям безопасности.
Комиссией Таможенного союза утверждено Решение от 07.04.2011 г. №621 «О Положении о порядке применения типовых схем оценки (подтверждения) соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза». Решением Коллегии ЕЭК от 25.12.2002 г. №293 (с изменениями на 15.11.2016 г.) установлены единые формы сертификата соответствия и декларации о соответствии требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза и правилах их оформления.
Стандартная схема оценки соответствия выглядит так:
А теперь переложим теорию на жизнь. Участник ВЭД заключает договор с органом по сертификации, который, будучи аккредитованным, привлекает также испытательную лабораторию для проведения исследований и выдает заявителю сертификат соответствия. По сути, участник ВЭД никаким образом не влияет на ход процедуры оценки соответствия. Предприниматель участвует, разве что, в отборе образцов при подготовке декларации о соответствии.
Предполагается, что участник ВЭД, заключив договор, выполнил все необходимые действия и не может нести ответственность за то, каким именно образом будет проведена оценка соответствия продукции. Однако, по факту таможенные органы по-другому оценивают ситуацию и возлагают контроль на участника ВЭД. Получается, что участник ВЭД становится заложником процедуры подтверждения соответствия.
Сюрпризы после оценки соответствия
Постановлением Правительства № 982 от 01.12.2009 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации» определен список товаров, требующих обязательной сертификации. Этому же вопросу посвящена Информация ФТС России «О продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия при помещении под таможенные процедуры, предусматривающие возможность отчуждения или использования в соответствии с ее назначением в Российской Федерации, с указанием кодов ТН ВЭД ЕАЭС».
Но жизнь гораздо шире любого, даже самого подробного и детального перечня. На практике достаточно часто участнику ВЭД приходится доказывать, что ввозимая им продукция не подлежит обязательному подтверждению соответствия.
Сейчас таможенные органы запрещают использование так называемых «отказных писем» органов по сертификации, но суть остается прежней. Компания обращается в органы по сертификации с заявкой для заключения договора на проведение работ. Получает мотивированный ответ, что данная продукция не подлежит обязательному подтверждению соответствия. Это письмо участник ВЭД прилагает к декларации на этапе таможенного оформления. Либо же компания направляет запрос во Всероссийский институт сертификации (ВНИИС) и получает информацию о том, что данная продукция не подлежит обязательному подтверждению соответствия.
В другом случае, ФТС может посчитать, что данная продукция все-таки подлежит обязательному подтверждению соответствия. На практике за этим следует отказ в выпуске товаров (дело № А32-51386/2018) и, возможно, возбуждение дела об административном правонарушении. Возбуждения дела не избежать, если в рамках посттаможенного контроля таможенный орган выявит, что ввезённая продукция подлежит обязательной сертификации (дело № А40-292374/18).
В поисках ясности
Зажаты между шестерёнок
Рассмотрим процедуру идентификации продукции. Что это такое?
С ГОСТом не всё так просто. Потому что определения и понятия, которые в нем содержатся, не соотносятся с законодательством ЕАЭС в области технического регулирования, и с таможенным законодательством РФ тоже не соотносятся. Из-за этого у бизнеса возникает много проблем.
Не так давно появились рекомендации ФТС России и Росаккредитации о порядке совершения таможенных операций, связанных с ввозом в Российскую Федерацию товаров в качестве проб и образцов для целей проведения исследований и испытаний продукции (от 27 февраля 2019 г.)
Данные рекомендации во многом не соотносятся как с выше указанным ГОСТом, так и с законодательством ЕАЭС.
Приведём случай из практики, возникший при отборе проб и образцов продукции для обязательной сертификации. Рекомендации, в отличие от межгосударственного ГОСТа, не предусматривают отбор образцов для партии продукции, если местом нахождения партии является склад изготовителя.
Это значит, чтобы произвести отбор образцов для лабораторных испытаний, необходимо осуществить ввоз всей партии. То есть, импортер лишается возможности сначала ввезти минимальное количество образцов для испытаний и только после этого принимать решение о ввозе всей партии. То есть, он принимает на себя риски финансовых потерь, и, в случае неудовлетворительных результатов исследования, должен вывезти эту продукцию за свой счёт.
Это ещё не всё. При проведении исследований, испытаний и измерений необходимо использовать образцы продукции, подлежащие выпуску в обращение. В связи с чем, ранее выпущенная продукция не может служить в качестве образцов продукции, подлежащей ввозу. Получается, фактический отбор этой партии должен осуществляться за пределами Таможенного союза и не может быть осуществлен из продукции, которая была ввезена в рамках действия предыдущего сертификата соответствия.
Наносим единый знак обращения. И тоже попадаем под риски
Российские таможенные органы почему-то считают, что маркировка единым знаком обращения осуществляется перед выпуском продукции в обращение. Под этим понимают, соответственно, процедуру таможенного оформления.
Европейские же поставщики отказываются наносить на товар маркировку ЕАЭС, если на него еще не оформлен сертификат соответствия. Таким образом, ввезённая в Российскую Федерацию партия товаров для последующие сертификации, изначально попадает под нарушение, так как ФТС считает, что пересекать границу товар должен уже с нанесенной маркировкой.
Есть, конечно, процедура условного выпуска. Но и с ней не всё прозрачно. Мы столкнулись с тем, что 45 суток, которые даются для проведения процедуры подтверждения соответствия, бывает недостаточно.
Неуловимый сертификат
С формой сертификата происходят интересные метаморфозы. У компании есть сертификат соответствия в установленной форме. Росаккредитация в какой-то момент принимает решение либо об архивировании этой формы сертификата, либо об аннулировании. Архивирование означает, что сертификат перестает действовать в момент, когда Росаккредитация приняла такое решение. Аннулирование – что он недействителен с момента выдачи.
Буквально несколько месяцев назад начались массовые обращения участников ВЭД за помощью в наш адвокатский кабинет. Росаккредитация в течение одного дня поместила в архив несколько сотен сертификатов соответствия, выданных одним из крупнейших органов по сертификации. Компания утром подает таможенную декларацию, указан номер сертификата соответствия. Примерно в полдень Росаккредитация размещает информацию о том, что данный сертификат находится в архиве. И через два часа таможенный орган выносит решение об отказе в выпуске, поскольку действие сертификата соответствия не подтверждено. Это может случиться с каждым.
Хуже, если сертификат соответствия, выданный ранее, аннулируется Росаккредитацией. Тогда таможенный орган возбуждает дело об административном правонарушении в отношении участника ВЭД, поскольку считает, что если продукция была ввезена без подтверждения соответствия, то имеет место нарушение. Хотя на момент ввоза продукции сертификат действовал.
При аннулировании сертификатов возбуждается огромное количество дел и, к сожалению, судебная практика складывается не в пользу бизнеса.
Большие последствия небольших изменений
Что происходит с сертификатом? Участник ВЭД вынужден заново начать процедуру подтверждения соответствия. Внести изменения в действующий сертификат он не вправе. У нас сейчас есть решение 2018 года Евразийской экономической комиссии о том, что в таких случаях возможно использование ранее выданных документов. Однако, это не работает. Потому что процедура подтверждения соответствия очень строго формализована и протокол испытаний, который выдан в рамках исследования, не может быть оформлен датой ранее, чем заключен договор с органом по сертификации. Получается, что надо проходить полностью весь цикл. А это огромные финансовые потери, ведь некоторые предприятия заказывают исследования стоимостью до десятков миллионов рублей.
Безусловно, необходимо вносить изменения в законодательство. Такие, которые бы позволили участникам ВЭД вносить корректировки в сертификат соответствия в упрощенном порядке. Либо давали право предоставлять документы, подтверждающие изменения.
Назовем еще одну часто возникающую проблему для бизнеса. Таможенные органы при проведении таможенного контроля имеют право запрашивать, в том числе, документы, на основании которых был выдан сертификат соответствия или декларация соответствия. Это может быть протокол испытаний, акт отбора проб и образцов, заявки, договор с органом по сертификации, описание и техническая документация и т.д., которые выданы как после выпуска, так и в момент таможенного оформления (Рекомендации ФТС России, Росаккредитации от 27.02.2019). При этом, для участника ВЭД не предусмотрена возможность проверить легитимность выдачи протокола испытаний. Ведь единого реестра по протоколам испытаний в открытом доступе нет, испытательные лаборатории отчитываются перед Росаккредитацией исключительно указанием номеров, которые зарегистрированы внутри лаборатории, т.е. во внутреннем журнале учета за определенный период. Сами протоколы испытаний в реестре не публикуются.
На чьей стороне закон?
Если подытожить озвученные проблемы, то ключевое обращение адресуется Федеральной таможенной службе. На участника ВЭД не стоит накладывать излишнее бремя контроля за деятельностью органов по сертификации. Сейчас с точки зрения таможенных органов, участник ВЭД полностью отвечает за документооборот внутри органа по сертификации, и за переписку, и за документооборот между испытательной лабораторией и органом по сертификации. Это явно избыточно и явно неправомерно. Надеемся, наш опыт и аргументы в данном вопросе помогут преодолеть перечисленные выше проблемы правоприменения. Это, в свою очередь, будет способствовать развитию международной торговли, росту товарооборота, достижению высокого качества таможенного администрирования, а также создаст конкурентные преимущества для законопослушных участников ВЭД.
РОСПОТРЕБНАДЗОР ПО АК
РОСПОТРЕБНАДЗОР ПО АК
О декларировании соответствия продукции
О декларировании соответствия продукции
Наличие сертификата или декларации на продаваемую продукцию повышает конкурентоспособность и улучшает репутацию как товара, так и продавца. А проведение обязательной сертификации защитит организацию от штрафных санкций контролирующих органов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 № 982 утверждены Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и Единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии. Данным постановлением определено, что соответствие пищевых продуктов должно подтверждаться декларацией о соответствии.
Форма и порядок принятия декларации о соответствии утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.1999 № 766 «Об утверждении перечня продукции, подлежащей декларированию соответствия, порядка принятия декларации о соответствии и ее регистрация».
Декларацию о соответствии вправе принимать российские изготовители (продавцы, исполнители) или зарегистрированные в качестве юридических лиц в Российской Федерации организации, представляющие интересы соответствующих иностранных изготовителей (продавцов, исполнителей).
Декларация принимается на срок, установленный изготовителем (продавцом, исполнителем) продукции, исходя из планируемого срока выпуска данной продукции, оказания конкретных услуг или срока реализации партии.
Декларация о соответствии может приниматься в отношении конкретной продукции или группы однородной продукции, на которую установлены единые требования, подлежащие подтверждению.
Документы для оформления
Декларирование соответствия осуществляется по одной из следующих схем:
Изготовитель (продавец, исполнитель) принимает декларацию о соответствии на основании документов, подтверждающих соответствие продукции установленным требованиям.
В качестве документов, являющихся основанием для принятия изготовителем (продавцом, исполнителем) декларации о соответствии, могут использоваться:
Декларация о соответствии заполняется по установленной форме и подписывается руководителем организации-изготовителя (продавца, исполнителя) или индивидуальным предпринимателем.
Принятая изготовителем (продавцом, исполнителем) декларация о соответствии подлежит регистрации в органе по сертификации, аккредитованном в установленном порядке.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.03.2010 № 148 «О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 № 982», которое опубликовано в «Российской Газете» № 60 от 24.03.2010 и вступает в силу по истечении семи дней после официального опубликования, определено, что сертификаты соответствия на продукцию, выданные до дня вступления в силу настоящего постановления, считаются действительными до окончания срока, установленного в них, в пределах срока годности или срока службы продукции, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как подтвердить, что товар соответствует техническим регламентам ЕАЭС
Через декларирование, сертификацию и госрегистрацию
Технические регламенты устанавливают требования, которым должна соответствовать продукция, чтобы считаться безопасной для потребителей.
Прежде чем продавать товары на территории страны, производитель или импортер оформляет документы, которые подтверждают их безопасность. Причем для разных видов продукции процедуры оформления различаются. Все это прописано в системе технических регламентов.
Я расскажу, как предпринимателю разобраться в этой системе и ничего не нарушить.
Что такое технический регламент ЕАЭС
Технический регламент — документ, где описаны требования к продукции, товарам, приборам и оборудованию. Если товар соответствует требованиям регламента, то его можно хранить, перевозить и продавать на территории ЕАЭС, Евразийского экономического союза.
Сейчас в ЕАЭС входят Россия, Армения, Казахстан, Беларусь и Киргизия. Раньше у этих стран были свои правила и стандарты, но когда они объединились в союз, то стали применять общие технические регламенты. За разработку регламентов отвечает Комиссия Таможенного союза.
Например, предприниматель хочет привезти из Китая в Россию партию детских курток. Нельзя просто доставить эти товары в страну и начать продавать: вдруг они опасны, например вызывают аллергию.
Сначала нужно выяснить, под какие регламенты подпадают товары и как подтверждать соответствие требованиям. Технических регламентов довольно много — полный список есть на сайте Росстандарта. Причем одна и та же продукция может одновременно регулироваться несколькими регламентами. Так, требования к детским курткам прописаны в двух документах: ТР ТС 017/201 1 «О безопасности продукции легкой промышленности» и ТР ТС 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков». Свои регламенты есть для молочной продукции, мяса, петард, игрушек, аттракционов, автомобилей.
ТР ТС 017/2011 «О безопасности продукции легкой промышленности»PDF, 242 КБ
ТР ТС 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков»PDF, 242 КБ
Подтвердить соответствие можно тремя способами: декларированием, сертификацией и государственной регистрацией. В технических регламентах прописано, какой способ применять к конкретной продукции. Одни товары нужно сертифицировать, другие — регистрировать, а по третьим достаточно представить декларацию о соответствии.
Расскажу про каждый способ.
Это самый простой способ подтверждения: производитель или импортер письменно заявляет, что продукция соответствует требованиям технических регламентов. Такое заявление называется декларацией соответствия.
Но голословных утверждений недостаточно, требуются доказательства. Чтобы оформить декларацию соответствия, нужно исследовать продукцию в лаборатории и получить протокол испытаний.
Ответственность за достоверность сведений в декларации соответствия несет заявитель — производитель или импортер.
Общий план действий такой:
Схемы декларирования соответствия. Существует шесть схем декларирования: 1д, 2д, 3д, 4д, 5д и 6д.
Схема 1д применяется для декларирования серийно выпускаемой продукции на основании собственных доказательств заявителя. Это самая мягкая схема, когда можно проверить товары по документам — без исследования образцов.
Схема 2д похожа на 1д, но подходит не для серийного выпуска, а для конкретной партии или единичного изделия.
Схема 3д используется для серийной продукции. Но, в отличие от 1д, заявитель не может ограничиться собственными доказательствами — одних документов уже недостаточно. Он должен провести испытания в аккредитованной лаборатории на конкретных образцах продукции.
Схемы 5д и 6д — более редкие и специфические. Я не встречал товаров, которые были бы задекларированы таким образом. Так, схема 5д применяется для оборудования, которое:
Схема 6д актуальна для крупных промышленных предприятий, у которых есть собственная лаборатория и сертифицированная система менеджмента качества по стандартам ISO.
Заявитель сам выбирает схему декларирования, но с учетом ограничений технического регламента. Например, для одежды из кожи и меха, головных уборов, носовых платков, полотенец и шарфов недоступны самые простые схемы — 1д и 2д.
Выбор схемы зависит от товара и контекста. Не стоит гадать или пытаться сделать «как проще» — консультируйтесь у экспертов, чтобы избежать проблем с таможней и другими государственными органами. Например, можно связаться с конкретной лабораторией и узнать, получится ли провести исследования без образцов товаров — просто по документам.
Я ввозил в Россию из Германии тельфер — грузоподъемник. Его выпустил крупный и известный европейский производитель, поэтому лаборатория разрешила провести декларирование по схеме 1д. Дело в том, что система технических регламентов ЕАЭС дружит с европейской — у нас принимают их документы и сертификаты качества. А вот если бы я привез такой же подъемник, но только китайского производителя, скорее всего, потребовалась бы схема с испытаниями образцов — 3д или 4д.
Как выбрать лабораторию. Выбирайте среди лабораторий, которые прошли государственную аккредитацию и работают с вашей группой товаров. Проверить аккредитацию и полномочия по товарной группе можно в специальном реестре.
Но стоит осторожно работать с лабораториями, которые обещают проверить дешевле «по упрощенной и ускоренной процедуре»: экономия в 5—7 тысяч может вылиться в большие финансовые потери.
Например, импортер закупил продукцию за границей и хочет ввезти ее в Россию. Для этого он должен представить в таможню декларацию соответствия на товар. По идее импортер должен действовать так: сначала ввезти образцы продукции, протестировать их, оформить декларацию соответствия — и потом уже ввезти основную партию.
Но, чтобы сэкономить время и деньги, он обратился в сомнительную лабораторию, которая «нарисовала» протокол по схеме 3д или 4д без предоставления образцов продукции.
При импорте основной партии таможня внезапно запрашивает не только декларацию соответствия, но и доказательства ввоза в страну испытательных образцов и передачи их в лабораторию. Ничего такого у импортера нет: испытаний же не было, их сфальсифицировали.
В результате таможня не пропускает груз. Импортеру нужно заново проводить испытания и оформлять новую декларацию соответствия. Все это время груз будет лежать на складе временного хранения, СВХ. А склад работает не бесплатно, за каждый день нужно платить. И эти расходы дополнительно ложатся на импортера, который вообще-то хотел сэкономить.
С лабораториями, которые практикуют сомнительные схемы, есть и другая проблема: их часто исключают из реестра Росаккредитации. Обычно все происходит так: ради привлечения клиентов лаборатория начинает жестко демпинговать. А чтобы уменьшить свои расходы, она фактически имитирует испытания.
Рано или поздно Росаккредитация и Роспотребнадзор приходят с проверкой — узнать, как работает лаборатория. Инспекторы запрашивают случайные материалы исследований, а там написан всякий бред. В итоге лабораторию лишают аккредитации и отзывают декларации, которые выданы на основании ее протоколов.
У специалистов по ВЭД, таможенников и сертификатчиков есть термины «битая лаба» и «левый серт». Это, соответственно, лаборатория, у которой отозвали аккредитацию, и сертификат или декларация соответствия, которые аннулированы или вот-вот будут исключены из государственного реестра документов. Если товар стоит на таможне, а декларация соответствия на него вдруг утратила силу, то растаможить его не получится.
В мае 2019 года я столкнулся с подобными неприятностями. Роспотребнадзор совместно с Росаккредитацией проверил более 100 лабораторий в Центральном федеральном округе и аннулировал десятки аккредитаций. Это привело к массовому отзыву разрешительных документов, которые уже были оформлены.
Нам пришлось выгружать груз на склад временного хранения, ждать две недели, пока из Китая прилетят новые образцы продукции, проводить новые испытания и заново декларировать соответствие. Это обошлось в 240 000 Р :
Пример. Допустим, я хочу приобрести в Германии полуавтоматический подъемник для автомастерской. Сначала нужно определить, под действие каких документов подпадает это оборудование. Если не разбираетесь в регламентах, сделать это самостоятельно будет сложно. Цена ошибки высока: неправильно оформите декларацию — таможня не пропустит груз.
Я действую так: сначала определяю код товарной номенклатуры, ТН ВЭД. Есть специальный справочник, где каждому виду товаров присвоен код. Например, код для подъемника — 84 28 90 900 0. Здесь тоже легко ошибиться: даже небольшие различия дают разный набор цифр. Например, у галстука из шелка код 6215 10 000 0, а из прочих текстильных материалов — 6215 90 000 0.
Потом я вбиваю код ТН ВЭД в программе «Такса», которая определяет, какие регламенты соответствуют продукции. Это удобно, быстро, но есть минус: программа платная. Подъемник подпадает под регулирование трех регламентов:
Далее я открываю каждый регламент и ищу информацию, как подтверждать соответствие. Допустим, изготовитель подъемника предоставил:
Получается, что у меня уже есть все документы, чтобы подтвердить соответствие. Технические регламенты не запрещают использовать схемы 1д и 2д, значит, можно обойтись без ввоза и исследования образцов. Я выбираю 1д — на основании собственных доказательств, на серийно производимое оборудование. Можно использовать и 2д — на конкретную партию или единичный продукт, но я планирую закупать еще такие же подъемники в будущем. Если оформить декларацию сразу на серию, не придется получать ее на каждую последующую партию.
Далее выбираю аккредитованную лабораторию, заключаю с ней договор, передаю документы на подъемник и забираю протокол испытаний. На основании протокола оформляю декларацию и предъявляю ее в таможне при импорте.
Декларирование предусматривает, что соответствие подтверждает сам производитель или импортер. А вот при сертификации за это отвечает специальная организация — она называется органом по сертификации. Как правило, это обычное ООО, которое получило аккредитацию и может выдавать сертификаты.
План такой. Сначала в реестре ЕЭК выберите орган по сертификации, который вправе работать с вашей продукцией и нужными техническими регламентами.
Далее определите, что будете сертифицировать: серийную продукцию или конкретную партию товара. В случае с серийной продукцией приготовьтесь к тому, что орган сертификации может проверить производство. Если вы импортер, а производитель находится в другой стране — это будет проблематично.
Заключите договор с органом сертификации, а все остальное он сделает сам: выберет лабораторию для испытаний и определит схему подтверждения соответствия. Таких схем девять, но я расскажу о первых четырех — именно их в основном применяет малый и средний бизнес:
Если исследования подтвердят, что продукция соответствует требованиям технических регламентов, то вам выдадут сертификат на бланке с индивидуальным номером. Проверить достоверность сертификата можно в реестре Росаккредитации.
Например, мы везем ультрафиолетовые лампы из Китая для косметических и маникюрных салонов. Код ТН ВЭД — 85 16 79 700 0. Этот код подпадает под действие двух технических регламентов:
Напомню, эти же регламенты мы использовали для декларирования соответствия подъемника. Поскольку продукция будет завозиться разными товарными партиями, практичнее сделать сертификат соответствия на серийное производство. Схема сертификации — 1с.
Затем выбираем подходящий орган сертификации из реестра и заключаем с ним договор. Узнаем, сколько ламп нужно для испытаний, эту информацию даст лаборатория. Привозим и декларируем в таможне образцы и передаем их в лабораторию. В результате, если с лампами все нормально, получаем сертификат соответствия.
К некоторым видам продукции выдвигаются повышенные требования по качеству и безопасности. Такие товары нужно не декларировать или сертифицировать, а регистрировать — это более сложная процедура.
Например, требование о госрегистрации установлено:
Есть и еще один перечень товаров, которые нужно регистрировать вне зависимости от того, к какому техническому регламенту они относятся. В этот перечень входят например:
Государственной регистрацией занимается Роспотребнадзор. Схема такая:
Если все оформлено правильно, а протокол испытаний подтверждает соответствие продукции требованиям регламентов, то Роспотребнадзор выдает свидетельство о государственной регистрации, СГР. Проверить достоверность и актуальность этого документа можно в специальном реестре.
Как выбрать агента для получения разрешительных документов
Чтобы правильно подобрать нужные технические регламенты и коды ТН ВЭД, разобраться со схемами декларирования и сертификации, органами и лабораториями, советую воспользоваться помощью агента.
Опытный агент экономит деньги и время: он вращается в этой сфере, знает все нюансы и риски, понимает, в какие лаборатории можно обращаться, а в какие не стоит. Я уже более 10 лет занимаюсь импортом, но оформляю разрешительные документы не самостоятельно, а через агентов.
Если вы ничего не понимаете в технических регламентах, лучше найти того, кто понимает, и заплатить ему. Иначе можно наделать ошибок и нарваться на штрафы — о них я еще расскажу.
Никакой аккредитации для агентов не предусмотрено, так что ориентируйтесь на отзывы и собственные ощущения. В случае с декларированием обязательно уточняйте, с какой лабораторией работает агент. Проверьте ее аккредитацию по реестру. Если это мутная лаборатория, которая готова слепить протокол испытаний без образцов продукции и документов, то лучше отказаться.
Также выясните, как будет проводиться декларирование. Бывает, что агенты предлагают схему 1д, поскольку она позволяет обойтись без ввоза тестовых образцов. Но в некоторых случаях так делать нельзя: в техническом регламенте может быть указано, что для проверки этой продукции необходимо исследовать образцы.
Если работаете с агентом впервые и не уверены в его профессионализме, то обращайтесь к первоисточнику — техническим регламентам. Не стоит слепо верить всему, что говорят, — перепроверяйте информацию.