использование наглядных пособий в образовании

Роль использования наглядно-дидактического пособия в развитии и обучении старших дошкольников

Статья посвящена проблеме использования наглядно-дидактического материала в обучении детей старшего дошкольного возраста. Раскрываются возможности и способы использования предметно-образной наглядности в развитии детей. В статье отражены преимущества использования наглядных средств обучения. Установлено, что при использовании традиционных средств обучения дети усваивают учебный материал быстрее, чем при использовании современных информационно – компьютерных технологий.

Ключевые слова: наглядность, принцип наглядности, дидактический материал, предметно-образная наглядность, дидактическая технология.

Принцип наглядности, как один из основополагающих методических принципов, играет особую роль в обучении детей дошкольного возраста. Долгое время он исследуется педагогами и психологами, но не утратил свою актуальность и сегодня.

В наше время педагоги часто используют в развитии и обучении детей современные или инновационные технологии, то есть аудио- и видеоматериалы, презентации. Они способствуют углубленному изучению сложных тем для восприятия ребенка с первого раза. Однако, как показывает практика, более 65% применяет на занятиях более традиционные методы обучения: наглядные, словесные, практические методики, а также работают с книгами. Например, правильное использование наглядности на занятиях в детском саду способствует формированию у ребенка четких представлений по теме занятия, развивает внимание, фонематическое восприятие, логическое мышление и речь, помогает через анализ материала прийти к обобщению, которые позже применяют на практике.

Наглядность – принцип, согласно которому обучение строится на конкретных образцах, непосредственно воспринятых учащимися не только через зрительные, но и моторные, а также тактильные ощущения. Наглядность в учебно-воспитательном процессе, обеспечиваемая с помощью разнообразных иллюстраций, демонстраций и компьютеризации, обогащает круг представлений учащихся, развивает наблюдательность и мышление, помогает более глубоко усваивать учебный материал.

Использование средств наглядностей для развития детей на занятиях в детском саду благотворно влияет на успешное усвоение материала, повышает интерес, удерживает внимание, содействуют выработке у детей эмоционально-оценочного отношения к получаемым знаниям.

В связи с этим, необходимо соблюдать ряд условий при их использовании:

1. Наглядность должна соответствовать возрасту и психическому состоянию ребенка.

2. Применять только в соответствующий момент занятия.

3. Необходимо разграничивать основное и не основное при показе иллюстрации.

4. Нужно заранее продумывать сопутствующие пояснения для лучшего восприятия детей.

5. Показываемый материал должен быть согласован с содержанием проводимого занятия.

6. Нужно вовлечь детей, к анализу дающейся информации.

7. Необходимо рациональное сочетание различных форм и методов сообщения учебного материала и труда детей с учетом содержания и специфики наглядных пособий.

Однако все чаще традиционные карточки заменяются электронными пособиями. Например, компьютерные технологии БОС, презентации и многое другое. Это говорит нам о том, что идет интеграция современных компьютерных технологий в сфере образования. Но до конца так и не доказана эффективность применения данных средств.

Современные технологии позволяют работать с мультимедиа, т. е. смотреть фильмы или слушать аудиозаписи разного характера. Это во многом упрощает образовательный процесс, так как педагогу не нужно самому объяснять материал. Данный метод основан на наглядном и слуховом восприятии, это оказывает большое влияние на мышление, познавательную активность. Электронные игры и пособия помогают детям обучиться самостоятельности, развить навык самоконтроля. Использование технических средств обучения также помогает развить у них собранность, сосредоточенность, усидчивость. Современные пособия позволяют оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей старшего дошкольного возраста и повысить эффективность их ознакомления с учебной программой в детском саду.

Но все же, какой метод обладает большей результативностью?

Еще в середине XX века Эдгар Дейл стал выявлять и анализировать способность усвоения материала учащимися. Результаты отразились в пирамиде, названной в честь профессора – «пирамида Дейла»

Лекция и чтение учебника — самые простые, но наименее эффективные способы усвоения, потому что усваивается только 10% изученного.

Использование аудио- и видеоматериалов помогает запомнить 20-30% новой информации.

Наглядность позволяет запомнить 50% от всех знаний.

Применяя практический метод ребенок, усваивает 70%, а также учится анализировать и пользоваться полученным материалом на практике.

Таким образом, большим эффектом при развитии и обучении детей старшего дошкольного возраста обладает использование практического метода, входящий в традиционную классификацию. Ребенок усваивает большее количество информации, чем при использовании современных технологий. Это происходит из-за комплексного воздействия всех органов чувств, что способствует более полноценному запоминанию материала полученного в момент занятия. Мы рекомендуем педагогам, чаще использовать наглядно-дидактические пособия во время занятий, так как они удерживают интерес ребенка к изучению новой темы, способствуют закреплению пройденного материала, дети получают знания, которые надолго остаются в их памяти.

Воспитатель филиала «Большеутинский детский сад » Ручеёк» Ярушина Н. Е.пополнила игротеку: развивающие карточки «Правила безопасности», «Зимующие птицы России», «Животные России». Наглядно- дидактическое пособие: » Расскажите детям о домашних животных», «Продукты питания», «Посуда»

использование наглядных пособий в образовании использование наглядных пособий в образовании использование наглядных пособий в образовании использование наглядных пособий в образовании

использование наглядных пособий в образованииРоль геометрических фигур в развитии логического мышления у старших дошкольников К старшему возрасту, дети уже могут называть все геометрические фигуры, классифицировать их, называть отличия, анализировать свою деятельность.

использование наглядных пособий в образованииРоль наглядно-дидактических игр в процессе формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОВЗ На протяжении многих лет, работая с дошкольниками, имеющими логопедическое заключение общее недоразвитие речи различного уровня речевого.

Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр. Часть 11 ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)на тему: «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством.

Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр. Часть 13 ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)на тему: «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством.

использование наглядных пособий в образованииИспользование дидактического пособия «Телевизор» в речевом развитии старших дошкольников В организации образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста большое внимание я уделяю использованию наглядного материала,.

Консультация музыкального руководителя «Роль танцев в развитии дошкольников» Какая польза от этих танцев? Некоторые родители так и рассуждают. не зная. как много возможностей у хореографии для развития не только физических.

использование наглядных пособий в образованииРоль сенсорных таблиц в развитии дошкольников «Сенсорные игровые таблицы» — развивающая игра для детей дошкольного возраста. В ходе игры ребенок учится различать геометрические фигуры,.

использование наглядных пособий в образованииЭффективность использования ИКТ по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников Эффективность использования ИКТ по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников. Я. А. Каменский говорил: «Видеть звезды, слушать.

Источник

Использование наглядных пособий в образовании

Краткая историческая справка развития принципа наглядности.

В основе организации процесса обучения лежит ряд положений, где одно из важнейших мест занимает принцип наглядности. Данный принцип впервые был обозначен в трудах Я. А. Коменского (1592-1670), давшему принципу наглядности название «золотого правила» дидактики. Согласно этому правилу, необходимым условием обучения является использование всех органов чувств человека. Я. А. Коменский отмечал что, «если мы намерены насаждать в учащихся истинные достоверные знания, то мы вообще должны стремиться обучать всему при помощи личного наблюдения и чувственной наглядности» [6].

Впоследствии вопрос принципа наглядности стал иметь место в научных интересах Жан-Жак Руссо, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинского, В. П. Вахтерова и многих других людей, знаменитых в педагогической области и сегодня.

И. Г. Песталоцци (1746 – 1827), признавший наглядность фундаментом познания, считает, что сформировать у детей верные представления об окружающей действительности, развивать мышление и речь не представляется возможным без применения наглядности в обучении. Органы зрения, слуха, обоняния преподносят ребенку хаотичную информацию об окружающем мире, а наглядное обучение способствует тому, чтобы упорядочить эту информацию, распределить предметы и явления, тем самым сложить в уме детей понятия. Все обучение детей необходимо основывать на наблюдении, практических опытах, и через них черпать умозаключения и выводы [7,C.78]. Швейцарский педагог объяснял, что в процессе наблюдения дети упражняются в тех ощущениях, которые способствуют активной работе мыслительного процесса и появлению потребности в речи. На основе чувственной практики наглядное обучение позволяет сделать запас знаний, развивая умственные и речевые способности учеников [12].

Исследуя влияние наглядных средств на развитие речи обучающихся, К.Д. Ушинский, установил, что самым эффективным средством достижения успеха в процессе развития речи является наглядность. При этом нужно, чтобы «. ощущения дитяти превращались в понятия, из понятий составлялась мысль, и мысль облекалась в слово» проходило строго под контролем педагога [12].

К. Д. Ушинский указывал, что наглядно воспринимаемые на уроке предметы и явления облегчают формирование представлений об окружающей действительности (делают их правильными), способствуют осуществлению верного отображения объективной реальности, при этом воспринимаемые предметы и явления, анализируются, обобщаются с поставленными задачами, закрепляются в речи [17].

Существует такая закономерность процесса познания как его движение от чувственного к логическому, от конкретного к абстрактному. Именно на ней основана наглядность в обучении. В ранних периодах развития дети больше мыслят не понятиями, а образами. Научные понятия, различные закономерности, лучше и легче усваиваются обучающимися, если предоставляемая информация подкрепляется конкретными фактами при сравнении, проведении аналогий и т.п. Наглядность можно применять на всех этапах процесса обучения. Чем менее знакомы ученики с изучаемыми понятиями, явлениями и процессами, тем выше роль наглядности [15].

Таким образом, можно сказать, что наглядность – это такое средство познавательных процессов, когда при взаимодействии субъекта со знаковыми системами в его сознании генерируются наглядные образы, т.е. формируется зрительное представление излагаемого материала. Обучающая модель, по возможности, должна быть зримой. На практике могут существовать разные виды наглядных пособий по одной и той же теме учебного курса.

Виды наглядности и их функции.

Г.Ф. Суворова, В.С. Селиванов, В.А. Сластенин формулируют виды наглядности и их дидактические функции, представленные в таблице 1.

Таблица 1. Виды наглядности (по Г. Ф. Суворовой (1990), В. С. Селиванову (2004), В. А. Сластенину (2004))

использование наглядных пособий в образовании

По мнению некоторых специалистов, около 80% сведений об окружающем мире человек получает с помощью зрения, именно поэтому на сегодняшний день более распространенным видом наглядности считается изобразительная наглядность, так как, согласно исследованиям многих ученых, при сопровождении учебного материала иллюстрациями, уровень усвоения материала повышается в значительной степени [8,C.23]. Эффективность слухового и зрительного восприятия учебного материала представлена в таблице 2.

Таблица 2. Эффективность слухового и зрительного восприятия.

использование наглядных пособий в образовании

Таким образом, делаем важный вывод, что одновременное включение в процесс обучения слухового и зрительного восприятия информации значительно повышает эффективность восприятия.

Формы сочетания слова и наглядности.

К. Д. Ушинский выражает неоспоримое мнение о том, что возможность творческого использования наглядности с целью достижения установленной дидактической задачи вытекает из владения учителем знаний о формах сочетания слова и средств наглядности [17].

В середине 20 века Л. В. Занков (1901-1977) обозначил 4 формы соотношения наглядности и слова учителя в образовательном процессе [5]:

В. С. Селиванов разъясняет, что в перечисленных случаях, используя одни и те же пособия, способы усвоения нового учебного материала обучающимися значительно различается: в 1 и 3 формах они получают знания путем личных мыслительных и практических процессов, которые имеют поисковое направление; во 2 и 4 формах соотношения слова учителя и наглядности ученики получают знания в готовом виде, и в этом случае их задача заключается лишь в запоминании и осознании донесенного материала [13].

Принцип наглядности в сфере сурдопедагогики.

Человек, имеющий проблемы слуховой функции, лишен возможности самостоятельно овладеть словесной речью. Вне специального обучения он не способен сформировать словесно-логическое мышление. У глухого или слабослышащего ребенка имеется малый объем воздействия и взаимодействия с окружающей средой, они испытывают трудности в общении с другими людьми. Поэтому в процессе обучения детей с нарушением слуха стоит важнейшая задача – обеспечить школьникам получение качественной информации о реальной действительности. Применение наглядности влечет за собой развитие речи, воображения, длительное запечатление учебного материала в памяти, а также способствует повышению заинтересованности в изучении предмета.

Формирование коммуникативных умений школьников со сниженной слуховой функцией осуществляется во взаимосвязи всех видов речевой деятельности. Говорение занимает одно из ведущих мест на уроках в школе детей с нарушением слуха. Говорение напрямую зависит от качества овладения его лексической и грамматической сторонами, а точнее, разнообразными действиями с изучаемым материалом, приводящими к формированию умений и навыков устной речи, начиная от простейших умений и навыков до выработки прочных автоматизмов и сложных творческих умений. Именно поэтому применение наглядных средств имеет огромное значение в обучении детей с нарушением слуха.

Обосновывая роль наглядности как средства речи детей с нарушением слуха, обратимся к трудам И. М. Соловьева, Т. В. Розановой, Ж.И.Шиф, А.И.Дьячкова, Л. В. Занкова, Т. Б. Богдановой.

И. М. Соловьев, Т. В. Розанова, Ж. И. Шиф, исследуя и сравнивая особенности восприятия неслышащих школьников со слышащими, выявили, что восприятие информации детьми с нарушением слуха протекает значительно медленнее и оказывается расчлененным и не таким точным, как у нормально слышащих их сверстников [10].

А. И. Дьячков (1900-1968) утверждает, что в обучении неслышащих школьников особое значение должно уделяться соотношению между словом педагога и наглядностью [3]. «Сочетание слова и средств наглядности изменяется в зависимости от этапа обучения и уровня знаний неслышащих учащихся», – считает Л. В. Занков [5].

В. И. Евдокимов, рассматривая вопрос использования наглядности в школе, подчеркивает, что для того, чтобы обеспечить в восприятии учеников взаимосвязь наглядного образа и слова, учителю необходимо при подготовке наглядности учитывать возраст и уровень речевого развития обучающихся [4].

Т. Б. Богданова утверждает, что обычно школьники с нарушением слуха не производят активного наблюдения при использовании учителем наглядности на уроке, поэтому педагог должен озадачить себя тем, чтобы создать такие условия для восприятия наглядных средств, чтобы у учеников появились вопросы, возникло желание и интерес к тому, чтобы осознать, какую информацию несет собой преподнесенное учителем наглядное пособие. Для того чтобы школьники с нарушениями слуха легче и лучше усвоили новый учебный материал, нужно использовать методические приемы, направленные на работу различных анализаторов, в первую очередь зрительного и тактильного [1].

Применяя наглядные средства, нужно учитывать взаимосвязанность чувственного и логического познания, сосредоточенного на развитие языковых средств восприятия детьми с нарушением слуха научной терминологии, на формирование и совершенствования умения связывать закрепленные понятия с реальной действительностью, повседневностью.

Г. К. Селевко отмечает, что в современной школе при организации учебной деятельности как слышащих, так и неслышащих учащихся важное место отводится компьютерам [11].

Современный исследователь принципа наглядности А. Г. Войтов, посвящая немалую часть своего труда использованию технических средств наглядности, поясняет, что использование компьютера способствует формированию у детей образа предмета и явления, с которыми они сталкиваются впервые. Компьютер помогает продемонстрировать различные эксперименты и опыты. Многообразие возможностей компьютера дает возможность показать детям явления, которые не поддаются словесному описанию или изображению на доске. Применение компьютера как помощника подачи наглядности превращает урок в интересную и продуктивную деятельность. Также его можно использовать в качестве заместителя наглядных средств: например, печатных (карты, таблицы, схемы, дидактические игры) и экранных (слайды, фильмы). Функция хранения информации дает возможность размещения на одном диске большого объема информации по учебному предмету: тексты, звуковые отрывки, картинки, видеофрагменты. С помощью компьютера педагог может разработать раздаточный материал по учебному предмету (например, карточки с различными заданиями, таблички с речевым материалом и т.п.), иллюстративный материал (например, таблицы, схемы, медиафайлы и т.д.), а также подготовить учебную презентацию [2].

Обозначая актуальность и развитие технических средств обучения (ТСО), Г.Ф. Суворова, Я. В. Владимиров, А. В. Поляков, утверждают, что для их применения на уроках требует выполнение следующих методических положений:

Применение компьютерных технологий в школе для детей с нарушением слуха позволяет создать условия, повышающие качество преподавания чтения, увеличивает познавательный интерес учеников во время организации и проведения уроков, а также способствует совершенствованию профессиональных умений преподавателя. Можно с уверенностью сказать, что внедрение и применение информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения глухих и слабослышащих школьников споспешествует формированию современной педагогической технологии образования младших школьников, помогающей как учителям, так и ученикам, гармонично существовать и реализоваться в информационной среде.

Таким образом, вопрос применения принципа наглядности в обучении детей сливается с вопросом качественного роста уровня обучения. Прибегая к оправданному использованию наглядных средств, необходимо иметь близкое знакомство с методикой их применения. Наглядность играет особенно значимую роль в процессе обучения детей младших классов. Наглядность является незаменимым «сотрудником», обозначается средством развития речи, так как восприятие информации зрительным (или другим сохранным) анализатором, и способствует увеличению эффективности восприятия.

Обобщая все вышесказанное, можно сделать следующие выводы:

Роль наглядности в обучении детей младшего школьного возраста определяется тем, что она служит исходным моментом, источником и основой приобретения знаний; является критерием достоверности приобретаемых знаний; оказывается приемом развития памяти путем ее опоры на различные органы ощущений и впечатлительность; соответствует склонности учеников мыслить формами, красками, звуками, ощущениями вообще. Наглядные средства имеют в обучении не только материальное, но и формальное значение; обеспечивают обратную связь чувственно-наглядного впечатления, образа памяти и образа творческого воображения. Мышечно-двигательная наглядность осуществляется в виде двигательных формул, содержащих зрительные, двигательные и слуховые элементы.

Наглядность как средство развития речи.

Итак, можно заключить, что наглядности как средству развития речи детей присущи следующие характеристики:

Важнейшим критерием при выборе и подготовке наглядного средства является учет возраста детей и уровень их речевого развития.

Источник

Методическая разработка на тему «Использование современных наглядных средств в образовательном процессе»

Министерство образования и науки Республики Дагестан

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Кизлярский профессионально-педагогический колледж»

Методическая разработка на тему:

«Использование современных наглядных пособий в образовательном процессе»

использование наглядных пособий в образовании

Бобылева Наталья Анатольевна

Ведение образовательного процесса любого учебного заведения невозможно без использования учебно-наглядных пособий. От обеспеченности ими зависит качество образовательного процесса. Наглядность повышает интерес и внимание студентов, содействует глубокому пониманию, основательному осмыслению и прочному усвоению изучаемого материала.

Цель: теоретическое обоснование использования современных наглядных пособий в образовательном процессе

1. Рассмотреть виды наглядных пособий.

2. Изучить принципы использования наглядных пособий на уроках

3. Проанализировать современные проблемы в культуре изготовления наглядных пособий.

4. Рассмотреть создание и использование наглядных пособий в образовательном процессе.

5. Систематизировать требования к созданию наглядных пособий в учебном процессе.

6. Описать методику работы с некоторыми видами наглядных пособий.

Понятие «наглядность». История возникновения.

Виды наглядных пособий.

Преимущество использования наглядных пособий.

Методические требования к демонстрации наглядных пособий.

Современные проблемы в культуре изготовления дидактических пособий.

Требования к созданию наглядных пособий в учебном процессе.

Методика работы с некоторыми видами наглядных пособий.

В настоящее время в условиях современного образования методика обучения переживает сложный период, связанный с изменением целей образования, разработкой Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, построенного на компетентностном подходе. Особую актуальность эта проблема приобретает в профессиональном образовании, в частности в учреждениях среднего профессионального образования, в силу их ориентированности на подготовку компетентных специалистов, так как основной целью среднего профессионального образования является подготовка квалифицированного специалиста, способного к эффективной профессиональной работе по специальности и конкурентного на рынке труда.

Трудности возникают и в связи с тем, что в базисном учебном плане количество часов на изучение отдельных предметов ограничено. Все эти обстоятельства требуют новых педагогических исследований в области методики преподавания предметов, поиска инновационных средств, форм и методов обучения и воспитания. Одним из факторов влияющим на повышение качества образования является совершенствование системы наглядных учебных пособий.

Наглядные пособия – это одно из важнейших средств умственного развития, а их использование современным педагогом является обязательным для методически точного и грамотного построения процесса обучения.

Наглядные учебные пособия используются на различных этапах учебного процесса: при объяснении нового материала, при закреплении его учащимися, во время повторения изученного материала и при проверке знаний учащихся, а также во внеклассной работе.

Правильное использование наглядности на уроках способствует формированию четких пространственных и количественных представлений, содержательных понятий, развивает логическое мышление и речь, помогает на основе рассмотрения и анализа конкретных явлений прийти к обобщению, которые затем применяются на практике. Применение различных средств наглядности активизирует учащихся, возбуждает их внимание и тем самым помогает их развитию, способствует более прочному усвоению материала, дает возможность экономить время.

Значение наглядных пособий в преподавании любого предмета трудно переоценить, без них невозможно организовать учебный процесс. Наглядные пособия призваны реализовывать один из важнейших принципов педагогики и дидактики – принцип наглядности.

Методическая разработка может быть полезна преподавателям и администрации образовательных учреждений.

Понятие «наглядность». История возникновения.

Что такое наглядность?

Наглядность – 1. свойство, выражающее степень доступности и понятности психических образов объектов познания для познающего субъекта; 2. один из принципов обучения.

Наглядность в педагогике означает принцип, согласно которому обучение строится на конкретных образцах, непосредственно воспринятых учащимися не только через зрительные, но и моторные, а также тактильные ощущения. Наглядность в учебно-воспитательном процессе, обеспечиваемая с помощью разнообразных иллюстраций, демонстраций, ТСО, лабораторно-практических работ и компьютеризации, обогащает круг представлений учащихся, развивает наблюдательность и мышление, помогает более глубоко усваивать учебный материал.

Теоретическое обоснование принципа наглядности обучения впервые было дано Я.А. Коменским в XVII в. Великий чешский педагог, нашел средство, облегчающее ребенку изучению книжного материала. Коменский считал, что чувственное познание является источником знаний, и чем больше наглядности, тем больше опоры на чувственное знание, тем, следовательно, лучше развивается разум.

Принцип наглядности был значительно обогащен в трудах Г. Песталоцци. Отстаивая необходимость наглядности в обучении, он считал, что органы чувств сами по себе доставляют нам беспорядочные сведения об окружающем мире. Обучение должно уничтожить беспорядочность в наблюдениях, разграничить предметы, а однородные и близкие снова соединить, то есть сформировать у учащихся понятия.

Глубокое психологическое обоснование наглядности обучения было дано К.Д. Ушинским, который считал, что наглядные пособия являются средством для активизации мыслительной деятельности и формирования чувственного образа. К.Д. Ушинский значительно обогатил методику наглядного обучения, разработал ряд способов и приемов работы с наглядными пособиями.

В.В. Половцов обосновал роль наглядности в выборе методов обучения. Б.Е. Райков создал первую классификацию средств обучения биологии. Варианты возможных сочетаний слова и наглядности для активизации развития учащихся показал Л.В. Занков. Он писал: «…смысл принципа наглядности заключается в том, что в обучении надо основываться на непосредственном восприятии учащимися предметов и процессов объективной действительности и их изображений».

А С.Г. Шаповаленко предложил делить средства обучения не по внешним атрибутам, а с учетом и роли в учебном процессе.

Таким образом, суть принципа наглядности состоит в целесообразном и эффективном привлечении органов чувств к восприятию, осознанию и переработке учебного материала.

Наглядность, используемая в процессе изучения различных учебных дисциплин, в колледже, имеет свои конкретные особенности, свои виды. Однако в процессе обучения можно выделить наиболее общие виды наглядности:

Натуральная или естественная наглядность. К этому виду относятся естественные объекты и явления, т.е. такие, какие встречаются в действительности. Например, в процессе обучения демонстрируются растения или животные на уроках естествознания, электродвигатели при изучении физики, образцы ткани по дисциплине материаловедение и т. п.

Изобразительная наглядность. К этому виду относятся: макеты, модели каких-то технических устройств, стенды, разнообразные экранные средства (слайды, презентации, видеофильмы или кинофильмы, учебные фильмы, диафильмы, карточки для эпипроектора и пр.). Преимущества изобразительной наглядности, к примеру, учебных фильмов заключаются в том, что она дает возможность более полно изучить материал. Например, фильм «Синтетические ткани» знакомит с классификацией тканей, процессом получения тканей. На уроках литературы, просматривая видеофильм о жизни и творчестве гениального русского поэта Сергея Есенина, студенты знакомятся с интересными фактами, слушают музыку на стихи Сергея Есенина, слышат уникальные записи голоса поэта, что невозможно сделать, ограничиваясь на уроке одной лишь речью преподавателя.

Графические учебные пособия (плакаты, схемы, таблицы, рисунки и пр.). К этому виду относится большинство наглядных пособий, которые используются в процессе обучения.

Специфическим видом наглядности является словесно-образная наглядность. К этому виду относятся яркие словесные описания или рассказы об интересных случаях, например, при изучении истории или литературы, различного рода звуковые средства (видео и аудио записи). (Приложение 1)

Другим видом наглядности является практический показ обучающим тех или иных действий: выполнение физических упражнений на уроках физкультуры, работа с определенным инструментом находясь на учебной практики в мастерских.

Все названные основные виды наглядности очень часто дополняются еще одним своеобразным видом, это так называемая внутренняя наглядность, когда в процессе обучения как бы осуществляется опора на прежний опыт обучающихся, когда им предлагается просто представить какую-либо ситуацию, какое-то явление.

При дальнейшей классификации учебно-наглядных пособий необходимо выделить широкий набор раздаточных дидактических материалов. К числу такого рода источников учебной информации относят различные карточки-задания, дидактические задания для выполнения самостоятельных, практических, лабораторных работ и курсовых проектов для решения проблемных ситуаций, ситуационных задач; технические средства обучения.

К традиционным следует отнести печатные учебные пособия для оформления кабинетов – плакаты, иллюстрации и многое другое, выполненные на разной основе (бумага, картон и т.п.) в различном формате (А4-А0 и т.д.) и с помощью разных технологий представления (рамка, окантовка и т.п.).

К перспективным и динамично развивающимся направлениям относятся: электронные презентации, электронные плакаты (на CD ).

Интерактивные наглядные пособия в виде электронных презентаций и плакатов предназначены для демонстрации преподавателем через крупноформатный телевизор или при помощи проектора на экран, или на интерактивную доску.

В последнее время в образовательный процесс активно внедряются компьютерные средства обучения. Особенно следует отметить мультимедиа-систему и Интернет. Они умножают информативность образовательного процесса, обогащают его содержание, создают условия для его интенсификации, кардинально меняют технологии информационного методического обеспечения. Возникает необходимость создания автоматизированных банков данных научно-методической информации, информационно-методического обеспечения учебного процесса и создания базы для внедрения элементов дистанционного обеспечения.

Преимущество использования наглядных пособий

Многолетний опыт применения, как традиционных наглядных пособий, так и электронных образовательных ресурсов, выявил несомненные достоинства такого эффективного компонента обучения.

Несомненным преимуществом использования наглядных пособий является сокращение времени, требуемого для изложения идей (почти на 40 процентов), а также более быстрая, но и более точная передача сложных сообщений, даже тех, которые невозможно передать словами. При демонстрации наглядных пособий в большей степени возбуждается и поддерживается интерес аудитории, связанным еще и фактом разнообразия и занимательности.

Наглядные пособия долго остаются в памяти, в то время как слова забываются.

Компьютерные информационные образы (слайды) можно легко распечатать и использовать в качестве раздаточного материала, а также для подготовки к тестированию, экзаменам или для самостоятельной работы.

В некоторых случаях использование наглядных пособий имеет особое значение:

• При сравнении статистических данных. Человеку очень трудно держать в голове два набора фактов или цифр и сравнивать их между собой. Возможность видеть эту информацию значительно облегчает задачу и делает интерпретацию более достоверной.

• При изложении информации, когда студенты сталкиваются с незнакомым материалом, им очень удобно иметь возможность вернуться назад и проверить свое понимание услышанного.

• При изложении спорных идей, которые без визуальной поддержки могут вызвать у студентов сомнения. Как говорится, «увидеть — значит поверить».

• Когда информация содержит котировки, списки, статистические данные, тенденции. Все это очень трудно запомнить без визуальной поддержки.

В последние годы появилась возможность насыщения информационного сопровождения учебных занятий интерактивными анимационными роликами, что позволяет обучаемому постоянно сменять и переключать вид познавательной деятельности. Это также приводит к повышению прочности знаний.

Конечно, следует отметить тот факт, что разработка наглядных пособий требует много времени и значительных усилий; материальных затрат. Они могут запутать и отвлечь внимание от того, что собственно нужно разъяснить, на то, как это подано. Поэтому использовать наглядные пособия нужно разумно и по существу. Отбирать только самое необходимое.

Методические требования к демонстрации наглядных пособий.

Наглядные пособия сами по себе в процессе обучения никакой особой роли не играют, они эффективны только в сочетании со словом педагога. Причем сочетание слова и демонстрация наглядных пособий должны быть разумными. Нельзя использовать наглядные пособия лишь для того, чтобы насытить уроки наглядностью. Преподаватель должен, прежде всего, четко представлять, какую функцию эти средства выполняют в учебном процессе, для чего их применять, какую роль они могут и должны сыграть в решении учебных задач.

Методика применения наглядных пособий зависят от того, на какой стадии изучения материала они применяются. Демонстрировать нужно тогда, когда в этом возникла необходимость во времени и по содержанию изучаемого материала. Одно и то же наглядное пособие или комплекс наглядных пособий и технических средств различным образом применяются при объяснении нового материала преподавателем, при закреплении знаний и их проверке. Так, например, при объяснении нового материала по различным темам учебной программы по многим дисциплинам видеоролики являются органическим дополнением к натуре и к моделям. В сумме эти наглядные средства являются для учащихся источниками знаний.

Не следует перегружать занятие демонстрацией наглядных пособий. Преподаватель предъявляет средства наглядности на занятии различными способами. Среди них наиболее часто используются такие: демонстрация натуральных и искусственных объектов; зарисовки на доске; вывешивание плакатов.

Эффективность применения выбранного средства наглядности во многом определяется методикой и техникой его использования на занятии. Здесь все важно и значимо: место расположения и освещенность средства наглядности в кабинете, его видимость со всех точек кабинета, умелое сочетание преподавателем слова и демонстрации, время демонстрации, степень подготовленности учащихся к восприятию средства наглядности, педагогическая квалификация преподавателя. В практике установились следующие методические требования к демонстрации наглядных пособий: демонстрируя пособие на уроке, нужно не просто показать его, а подробно пояснить его смысл, выделить при этом главную мысль, им раскрываемую; демонстрацию наглядных пособий следует проводить фронтально; после демонстрации пособие должно быть использовано для закрепления и повторения материала; полезно выставить его на некоторое время для самостоятельного ознакомления с ним учащихся. Знание педагогом форм сочетания слова и средств наглядности, их вариантов и сравнительной эффективности дает возможность творчески применять наглядные средства сообразно поставленной дидактической задаче, особенностям учебного материала и другим конкретным условиям.

К проведению демонстраций предъявляют следующие требования:

1. Демонстрируемые на классной доске или столе предметы должны иметь достаточные размеры для хорошей видимости даже с последней парты. Для малых объектов применяют различного вида проекции, оптическое увеличение или организуют поочередное наблюдение с вызовом учащегося к демонстрационному столу.

2. Во время демонстрации педагогу следует выбирать позицию лицом к классу, чтобы видеть реакцию учащихся. При показе не следует стоять спиной к учащимся и загораживать демонстрируемое, иначе возможны ошибки в представлении материала, нарушения дисциплины.

3. Количество и объем демонстрации должен быть оптимальным: недостаток наглядности снижает качество обучения, а избыток наглядности рассеивает внимание, утомляет, снижает степень познавательного интереса.

2.5. Современные проблемы в культуре изготовления наглядных пособий

Наглядные пособия – это информационная модель определенного педагогического опыта, которая должна соответствовать требованиям эстетики, эргономики, дизайна и вместе с тем, она должна воплощать и некоторый педагогический опыт, быть на уровне методических достижений своего времени в плане структуры, содержания, формы подачи материала.

Сегодня в помощь преподавателю приходят компьютерные технологии создания и применения наглядных пособий. Технология мультимедиа позволяет соединить в единое целое различные формы представления информации: текст, голос, музыку, графику, иллюстрации, видео и т.д.

С помощью эффектной, многогранной подачи учебного материала преподаватель успешно концентрирует их внимание на средстве наглядности (таблицах, иллюстрациях, экране монитора т.д.). Когда решается общеобразовательная задача обогащения чувственного опыта учащихся, расширения их кругозора, то никаких проблем не возникает. Однако, как правило, средства наглядности применяются в контексте совсем другой педагогической задачи – не просто познакомить учащихся с объектами и процессами действительности, а раскрыть сущность этих объектов, выявить законы, которым подчиняется развитие процессов. В этом случае концентрация внимания на внешних, случайных, не имеющих существенного значения особенностях наглядного материала только мешает исполнению дидактической задачи.

Вместо того, чтобы «быть представителем изучаемого предмета», наглядный материал сам делается «непосредственным предметом учебных действий учащихся».

Возможность таких ошибок основывается на непроизвольном смешивании того, что фактически осознается учащимися, с тем, что должно ими осознаваться в соответствии с определенной педагогической задачей.

Создание и использование наглядности ограничивается обыкновенным чувством меры. Утверждение, что наглядности не может быть слишком много, является справедливым только в условиях ее дефицита. Познание начинается с чувственного восприятия, однако не ограничивается им. Необходимо всегда помнить, что первостепенное значение для становления и развития личности имеет именно мышление и не в последнюю очередь мышление абстрактное.

Требования к созданию наглядных пособий в учебном процессе

Одним из распространенных видов наглядности по многим дисциплинам, используемых в колледже, являются таблицы, фотографии, схемы, стенды.

Для преподавателя важно методически грамотно найти адекватные соотношения и объемы различных видов наглядности, что определяется спецификой и содержанием учебного курса, целями и условиями обучения в школе, учебными задачами на конкретном этапе обучения. Рассматривая этот вопрос, в первую очередь необходимо определиться в двух понятиях – «наглядный» и «демонстрационный» материал.

Демонстрационным материалом может являться все, что чувственно воспринимается человеком. Наглядный материал должен обладать такими характеристиками, как доступность, убедительность, понятность. Следует стремиться к тому, чтобы используемый материал (наглядный или демонстрационный) оказывал воздействие, на максимально возможное количество органов чувств. Обязательно демонстрацию пособий следует подкрепить речью. Речевое пояснение в сочетании с наглядностью углубляет постижение и осмысление предмета объяснения.

Доска, таблица, экран должны иметь горизонтальное расположение с соотношением 3:4, притом размеры букв должны быть не менее 1/3 лица, чтобы запись легко прочитывалась с любой парты. Увеличение букв повышает убедительность.

Использование цветного изображения облегчает восприятие, т.к. цвет распознается легче и быстрее. Иллюстративное представление учебного материала во многом обеспечивается его компактным расположением, облегчающим сопоставление и противопоставление сравниваемых объектов.

Таблица – это самое простое изображение материала, в котором основными элементами являются колонки и линии. Число столбцов и строк, в которых располагается учебный материал, может быть различное. Таблицы легко создавать, они просты в использовании и существенно облегчают восприятие текста.

Таблицы можно оформить с помощью:

• разнообразных цветов палитры,

• рисунков (рисунок как элемент таблицы),

• набора разных шрифтов,

• различных средств обрамления таблиц, установления определенного количества столбцов и строк.

Практически любая информация, представленная в виде таблицы, значительно легче воспринимается. Рекомендуется использовать таблицы, когда необходимо:

• повысить зрительную наглядность и облегчить восприятие того или иного смыслового фрагмента текста,

• произвести сравнение двух или более объектов,

• осуществить группировку ряда объектов,

• произвести систематизацию тех или иных объектов.

Таблицы по функциональному предназначению разделяют на три вида:

-Разъяснительные таблицы – в сжатом виде облегчают понимание изучаемого теоретического материала, способствуют осознанному его усвоению и запоминанию.

-Сравнительные таблицы – осуществляют сопоставление, противопоставление и сравнение объектов. Сравниваться могут любые элементы, при сравнении выделяются общие, особенные, единичные и другие признаки.

-Обобщающие или тематические таблицы – подводят итог изученному теоретическому материалу, способствуют формированию понятий. Обобщая что-либо, в логической последовательности такие таблицы перечисляют основные черты явлений, событий, процессов, подчеркивая самое существенное в них.

Таблицы систематизируют изучаемый материал, облегчают повторение пройденного материала, могут быть размещены в форме выводов в конце темы.

Наглядность табличной формы представления учебного материала во многом обеспечивается его компактным расположением, облегчающим сопоставление, противопоставление сравниваемых объектов (признаков, процессов и т.п.). При этом сопоставляемые элементы таблицы желательно располагать друг под другом (в столбик), противопоставляемые – рядом (по горизонтали).

Эффективность использования таблиц повышается, когда они совмещаются с другими графическими средствами, например, со схемами, рисунками или картинами.

При разработке таблиц рекомендуется:

• использовать как можно меньше комментирующих слов в таблице,

• снабжать отступами верхние, нижние и боковые поля,

• учитывать, что палитра цветов не должна приводить к пестроте, т.к. это будет утомлять глаза,

• выбирать количество ячеек таблицы в соответствии со спецификой содержания, характером выделенного фрагмента текста.

Схема – это графическое изображение материала, где отдельные части и признаки явления обозначаются условными знаками (линиями, стрелками, квадратами, кружками и т.п.), а отношения и связи – взаимным расположением частей и использованием разнонаправленных стрелок.

Схемы можно оформить с помощью:

• разнообразной палитры цветов,

• рисунков (рисунок как элемент схемы),

• разнообразного набора шрифтов,

• разнообразных средств обрамления схем,

• установления определенного количества составных частей и связей схем.

По функциональному признаку схемы делятся на следующие типы:

• сущностные схемы, отражающие составные части понятий, явлений, процессов и т.п.

• логические схемы, устанавливающие логическую последовательность между частями понятий, явлений, процессов и т.п.

• образные схемы, улучшающие понимание трудных мест в тексте.

Для создания у обучающего реалистического образа в ряде случаев целесообразно сопоставление схематического изображения с другими видами иллюстраций.

Разумеется, схема может быть дополнена конкретным текстовым материалом, но объем его желательно ограничить, так как существует опасность перегруженности схемы, что затруднит зрительное восприятие материала.

Компактное размещение материала, лаконичные условные обозначения позволяют разгрузить схему.

Не только таблицы, но и схемы позволяют акцентировать внимание учащихся на главном в изучаемом материале, подводят их к осмыслению той или иной закономерности, но не дают готовых выводов, формулировок, а требуют определенной мыслительной активности, развивают абстрактное мышление.

При разработке схем необходимо соблюдать следующие требования:

• необходимо создавать визуальный ряд с максимально короткими текстовыми комментариями,

• верхние, нижние, боковые поля должны иметь отступы,

• палитра не должна приводить к пестроте,

• количество составных частей схемы и их связей должно соответствовать содержанию и характеру фрагмента текста.

Необходимо обратить внимание на то, что вопрос о целесообразном использовании схем, таблиц или их комбинаций надо решать в каждом конкретном случае отдельно.

Таким образом, схемы и таблицы позволяют акцентировать обучающихся на главном в изучаемом теоретическом материале, развивают абстрактное мышление, отражают составные части понятий, явлений, процессов, устанавливают логическую последовательность между частями, выявляют существенные признаки, связи и отношения объектов, явлений, процессов.

Видеофрагменты также существенно усиливают дидактический потенциал средств обучения.

Целесообразно использовать короткие видеофрагменты, продолжительностью одна, максимум две минуты. Надо иметь в виду, что просмотр учебного видеоролика является пассивным восприятием учебного материала, а не активной формой учебной деятельности.

В качестве аудиофрагментов могут выступать записи произвольных звуков, музыки или голоса. Звук и музыкальное сопровождение являются мультимедийными элементами, активно влияющими на восприятие учебного материала. Звук может присутствовать в виде фраз, произносимых учителем, диалога персонажей или звукового ряда видеофрагмента. Музыка обычно используется в качестве фонового звука. Обычно, фоновая музыка должна быть спокойной, мелодичной, с ненавязчивым мотивом. В этом случае у учащихся создается благоприятное, спокойное настроение, способствующее повышению восприимчивости к учебному материалу.

В итоге правильно разработанная и построенная система наглядных средств обучения позволит интенсифицировать учебную деятельность обучающихся и повысит эффективность и качество обучения.

Рекомендации по оформлению стендов.

1. Самую важную, ключевую информацию размещать в левом верхнем углу.

2. Информацию четко визуально структурировать: делать якоря, некие «зацепки», по которым глаз и движется.

3. Материал должен включать в себя заголовок, подзаголовки и основной текст. Рекомендуется использовать краткие, ярко оформленные заголовки, состоящие из двух-трех слов.

4. Приветствуется использование различных иллюстраций, элементов оформления.

5. Поля рекомендуется делать достаточно большими.

6. Выделять только ключевые моменты.

7. Фон должен быть неярким, приглушенным. Буквы должны быть сильно контрастные по оттенку и по яркости.

8. Материал должен быть кратким; информационно насыщенным; оригинальным, хорошо запоминающимся. Материал большого объема необходимо разбивать на несколько страниц.

9.Информация дается крупным печатным шрифтом на светлом фоне так, чтобы ее можно было прочитать с расстояния 2-3 метров.

10. Тема выделяется цветом и более увеличенными размерами.

Мультимедийные презентации используются для того, чтобы выступающий смог на большом экране или мониторе наглядно продемонстрировать дополнительные материалы к своему сообщению: видеозапись химических и физических опытов, снимки полевых изысканий, чертежи зданий и сооружений, календарные графики замеров температуры и др. Эти материалы могут также быть подкреплены соответствующими звукозаписями.

Создание презентации состоит из трех этапов:

1. Планирование презентации – это многошаговая процедура, включающая определение целей, изучение аудитории, формирование структуры и логики подачи материала. Планирование презентации включает в себя:

• Сбор информации об аудитории.

• Определение основной идеи презентации.

• Подбор дополнительной информации.

• Создание структуры презентации.

• Проверка логики подачи материала.

2. Разработка презентации – методологические особенности подготовки слайдов презентации, включая вертикальную и горизонтальную логику, содержание и соотношение текстовой и графической информации.

3. Репетиция презентации – это проверка и отладка созданной презентации.

Требования к содержанию мультимедийной презентации:

соответствие содержания презентации поставленным дидактическим целям и задачам;

соблюдение принятых правил орфографии, пунктуации, сокращений и правил оформления текста (отсутствие точки в заголовках и т.д.);

отсутствие фактических ошибок, достоверность представленной информации;

лаконичность текста на слайде;

завершенность (содержание каждой части текстовой информации логически завершено);

объединение семантически связанных информационных элементов в целостно воспринимающиеся группы;

сжатость и краткость изложения, максимальная информативность текста;

расположение информации на слайде (предпочтительно горизонтальное расположение информации, сверху вниз по главной диагонали; наиболее важная информация должна

располагаться в центре экрана; если на слайде картинка, надпись должна располагаться под ней; желательно форматировать текст по ширине; не допускать «рваных» краев текста);

наличие не более одного логического ударения: краснота, яркость, обводка, мигание, движение;

информация подана привлекательно, оригинально, обращает внимание учащихся.

Требования к визуальному и звуковому ряду:

использование только оптимизированных изображений (например, сжатие с помощью панели настройки изображения Microsoft Office);

соответствие изображений содержанию;

соответствие изображений возрастным особенностям учащихся;

качество изображения (контраст изображения по отношению к фону; отсутствие «лишних» деталей на фотографии или картинке, яркость и контрастность изображения, одинаковый формат файлов);

качество музыкального ряда (ненавязчивость музыки, отсутствие посторонних шумов);

обоснованность и рациональность использования графических объектов.

читаемость текста на фоне слайда презентации (текст отчетливо виден на фоне слайда, использование контрастных цветов для фона и текста);

кегль шрифта должен быть не менее 24 пунктов для заголовков и для информации не менее 18.

отношение толщины основных штрихов шрифта к их высоте ориентировочно составляет 1:5; наиболее удобочитаемое отношение размера шрифта к промежуткам меж­ду буквами: от 1:0,375 до 1:0,75;

использование шрифтов без засечек (их легче читать) и не более 3-х вариантов шрифта;

длина строки не более 36 знаков;

расстояние между строками внутри абзаца 1,5, а между абзацев – 2 интервала;

подчеркивание используется лишь в гиперссылках.

Требования к дизайну:

использование единого стиля оформления;

соответствие стиля оформления презентации (графического, звукового, анимационного) содержанию презентации;

использование для фона слайда психологически комфортного тона (предпочтительны холодные тона); фон должен являться элементом заднего (второго) плана: выделять, оттенять, подчеркивать информацию, находящуюся на слайде, но не заслонять ее;

использование не более трех цветов на одном слайде (один для фона, второй для заголовков, третий для текста);

соответствие шаблона представляемой теме (в некоторых случаях может быть нейтральным);

целесообразность использования анимационных эффектов;

для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов: с текстом; с таблицами; с диаграммами.

Требования к эффективности использования презентации:

обеспечение всех уровней компьютерной поддержки: индивидуальной, групповой, фронтальной работы обучающихся;

педагогическая целесообразность использования презентации;

учет требований СанПиНов к использованию технических средств (длительность непрерывного просмотра презентации – не более 20 мин);

адаптивность мультимедийной презентации, возможность внесения в нее изменений и дополнений в зависимости от учебной программы и особенностей конкретного учебного заведения, целей педагогов; – творческий, оригинальный подход к созданию презентации.

Следует помнить о том, чтобы презентация не была скучной, монотонной, громоздкой (оптимально это 10-15 слайдов). Последними слайдами урока-презентации должны быть глоссарий и список литературы.

На титульном слайде указывается: название организации; название проекта; фамилия, имя, отчество автора; организация; должность.

Мультимедийная презентация с методическим сопровождением и приложениями загружается одним заархивированным файлом.

Методика работы с некоторыми видами наглядных пособий

Наглядные пособия сами по себе в процессе обучения никакой особой роли не играют, они эффективны только в сочетании со словом учителя.

Разные способы сочетания слова и наглядности более подробно проанализированы и обобщены были Л.В.Занковым в его книге «Наглядность и активизация учащихся в обучении». Наиболее типичными из них являются:

при помощи слова учитель сообщает сведения об объектах и явлениях и потом, демонстрируя соответствующие наглядные пособия, подтверждает правдивость своей информации;

при помощи слова учитель руководит наблюдениями учащихся, а знания о соответствующих явлениях они приобретают в процессе непосредственного наблюдения за этим явлением.

Чаще всего используется именно первый способ, так как он более экономичен по времени, проще для преподавателя и требует меньшего времени при подготовке к занятиям.

С одной стороны, наглядность может быть использована с целью обогащения чувственного опыта учащихся. В этих случаях она должна быть как можно ярче и красочнее, например, при изучении истории, литературы и т. п.

С другой стороны, наглядность может использоваться лишь для разъяснения сущности явления. На учебном занятие, посвященном теме, к примеру «Серная кислота», педагог сам рассказывает о ее физических свойствах и показывает эти свойства.

Большое распространение получили так называемые таблицы-схемы. Из всех существующих форм наиболее распространены схемы, представляющие собой организацию теоретического материала в форме графического изображения, которое обнаруживает и зрительно подчеркивает соотношение и зависимость явлений, характеризующих определенную языковую проблему.

Правила работы с учебной картиной:

Оптимальная дозировка картин (1-2 шт.);

Необходимо включать картину в нужный момент урока;

Необходима подготовка к восприятию картины, время на анализ;

Необходимо сочетать показа картины с объяснением преподавателя.

Часто при изучении нового материала педагог сначала проводит небольшую вводную беседу, затем, используя экран и дополнительные пособия (прежде всего натуральные, а также картины, таблицы), заостряет внимание учащихся на данном объекте, выявляет его характерные признаки, устанавливает его место среди других предметов и явлений природы. И уже после этого проводит беседу непосредственно по объекту, выясняя, что нового учащиеся узнали о нем на уроке.

Применение интерактивной доски на уроке даёт учителю ряд преимуществ:

всю проведенную в ходе урока работу, со всеми сделанными на доске записями и пометками, можно сохранить в компьютере для последующего просмотра и анализа, в том числе и виде видеозаписи.

работая на доске электронным маркером как мышью, можно быстро и наглядно показать тот или иной прием работы сразу всему классу.

благодаря наглядности и интерактивности, класс вовлекается в активную работу, обостряется восприятие, повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала.

1. Перед началом демонстрации сделать вступительное слово, а после демонстрации провести собеседование по итогам просмотра.

2. Избегать длительного показа учебных фильмов.

3. Использовать прием немого демонстрирования фильмов с комментарием педагога.

4. При демонстрации сложного материала следует делать паузы для комментария педагога и записи учащимися информации.

Ряд условий, которые необходимо соблюдать при использовании средств наглядности:

1) Применяемая наглядность должна соответствовать возрасту, психофизическим особенностям учащихся.

2) Наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока.

3) Необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций.

4) Детально продумывать руководство восприятием учениками пособия (попутные пояснения, выделение главного, комментирование и т.п.).

5) Демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала.

6) Привлекать самих учеников к нахождению и анализу желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.

7) Необходимо рационально сочетать различные формы и методов сообщения учебного материала и учебного труда учеников с учетом содержания и специфики наглядных пособий.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *