использование наглядных пособий на уроке биологии
Статья на тему «Особенности использования наглядных материалов на уроках биологии»
Особенности использования наглядных материалов на уроках биологии.
Совершенствование образовательной и материальной базы школы является одним из основных критериев повышения уровня преподавания и воспитания. Оборудование, используемое преподавателем на уроке, становится его неотъемлемой частью, поскольку работа с ним для учеников является одновременно источником новых знаний и средством для овладения, обобщения, повторения ранее изученного материала.
Весь курс биологии в общеобразовательной школе призван дать представления ученикам об элементарных знаниях о предметах и явлениях природы, о взаимосвязях между ними, а также о взаимодействии человека и природы. Лидирующими методами работы в области биологии являются методы естественных наук: наблюдение в природе и в классе, экскурсии, опыты, практические и лабораторные работы.
Но в условиях урока в школе не всегда возможно непосредственное наблюдение объектов и явлений природы в их естественном состоянии. В этом случае необходимые представления и концепции могут быть получены с помощью наглядных пособий, которые включают в себя таблицы и изображения, натуральные объекты, раздаточные материалы, фильмы и фрагменты фильмов, мультимедийное оборудование.
На уроках биологии эти наглядные пособия можно использовать в различных сочетаниях в зависимости от темы и цели урока.
Наглядность является необходимым и закономерным средством образовательного процесса на всех этапах изучения биологии в средней и старшей школе. В этой связи использование наглядного материала в ходе изучения дисциплин естественнонаучного блока в системе среднего образования является актуальной и значимой проблемой современной педагогической науки и практики.
В ракурсе вышесказанного целью нашей работы явилось изучение особенностей применения наглядности на уроках биологии в школе
В соответствии с поставленной целью нами сформулированы следующие задачи:
Проанализировать историю формирования понятий наглядности и использования наглядных средств в изучении школьного курса биологии.
Изучить специфику использование средств наглядности на уроках биологии (разделы Ботаника, Зоология, Человек) в МБОУ СОШ №27 г. Чебоксары в рамках реализации образовательных стандартов разного уровня.
Разработать практически рекомендации по изученным разделам биологии, отражающие более полное усвоение теоретического материала в школе по биологии.
Объектом исследования является учебный процесс в общеобразовательной школе, а предметом исследования наглядность как дидактический принцип обучения.
Научная новизна. Для более качественного усвоения учебного материала теоретически обоснована и экспериментально доказана целесообразность использования наглядного материала в виде презентаций, видеофрагментов, натуральных объектов, муляжей, микропрепаратов по биологии (6-8 классы) на базе МБОУ «СОШ №27» г. Чебоксары.
Исследования проводились в период с 2018-2019 гг на базе МБОУ СОШ №27 г. Чебоксары и кафедре биоэкологии и химии ЧГПУ им. И.Я. Яковлева.
Материалом для данной работы послужили результаты экспериментальной деятельности, которая проводилась в период педагогической практики.
Объектом исследований являлся учебный процесс по биологии (разделы «Растения», «Животные», «Человек»)
Предметом исследования явилась наглядность как дидактический принцип обучения. Экспериментальная работа проводилась на уроках биологии. Для сбора информации использовался метод педагогического эксперимента.
Установлено, что в 7 «А» классе обучается 26 учеников, из них 4 учеников получили оценку «удовлетворительно», 12- оценку «хорошо», 10 учеников- оценку «отлично».
В 7 «Б» классе обучается 27 учеников, из них 6 учеников получили оценку «удовлетворительно», 16- оценку «хорошо» и 5- «Отлично».
В 8 «Б» классе обучается 28 учеников, из них 7 учеников получили оценку «удовлетворительно», 15 оценку «хорошо», 6 учеников- оценку «отлично».
В 8 «В» классе обучается 28 учеников, из них 9 учеников получили оценку «удовлетворительно», 18- оценку «хорошо» и 1- «Отлично»
Для проведения формирующего эксперимента на 2 этапе учащиеся 6-8 классов были разделены на 2 группы.
В первую группу (контрольную) вошли классы: 6 «А», 7 «А» и 8 «Б»
Во вторую группы (экспериментальную) вошли классы: 6 «Б», 7 «Б» и 8 «В»
При сравнении результатов констатирующего эксперимента и итогового у контрольной группы 6 «А» класса, нами получены следующие данные:
Оценка 5 – констатирующий – 6, промежуточный –7, контрольный – 5.
В целом прослеживается положительная динамика, без резких скачков, что может говорить об устойчивости знаний учеников на одном уровне.
Если сравнить результаты констатирующего эксперимента и итогового у экспериментальной группы 6 «Б» класса, то можно получить следующие данные:
Оценка 5 – констатирующий –3, промежуточный – 6. итоговый – 6.
Количество троек уменьшилось на 23%, количество четверок возросло на 40%, а количество пятерок на 8%.
Если сравнить результаты констатирующего эксперимента и итогового у контрольной группы 7 «А» класса, то можно получить следующие данные:
Оценка 5 – констатирующий – 10, промежуточный – 9, итоговый – 11.
В целом прослеживается положительная динамика, без резких скачков, число четверок незначительно возросло, что может говорить об устойчивости знаний учеников на одном уровне.
Если сравнить результаты констатирующего эксперимента и итогового у экспериментальной группы 7 «Б» класса, то можно получить следующие данные:
Оценка 5 – констатирующий –5, промежуточный – 8. итоговый – 6.
Количество троек уменьшилось на 8%, количество четверок возросло на 2%, а количество пятерок на 6%.
Если сравнить результаты констатирующего эксперимента и итогового у контрольной группы 8 «Б» класса, то можно получить следующие данные:
Оценка 5 – констатирующий – 6, промежуточный – 4, итоговый – 8.
Если сравнить данные 1 и 2 этапа, можно заметить что количество учеников получивших одинаковые оценки практически совпадают, что говорит нам о том, что уровень знаний по предмету в 8 «Б» классе остался на привычном для них уровне.
Если сравнить результаты констатирующего эксперимента и итогового у экспериментальной группы 8 «В» класса, то можно получить следующие данные:
Оценка 5 – констатирующий – 1, промежуточный – 3. итоговый – 6.
Заметно, что сократилось количество троек (на 11%), количество четверок осталось на стабильном уровне, а количество пятерок возросло на 17%.
Среди всех экспериментальных групп, 8 «В» класс показал лучшие результаты, относительно динамики оценок, а следовательно и уровню знаний по предмету. Что свидетельствует об эффективности использования наглядности на уроках биологии.
1. Выявлены особенности применения наглядных средств обучения на уроках биологии в МБОУ СОШ №27 г. Чебоксары в рамках реализации образовательных стандартов разного уровня.
2. В ходе литературного анализа установлен положительный эффект применения средств наглядности в виде натуральных объектов, муляжей, презентаций, видеофрагментов, микропрепаратов и т.д. на уроках биологии в общеобразовательных школах РФ.
3. Установлено, что применение средств наглядности на уроках биологии растений 6 «Б» класса охарактеризовалась высокими показателями уровня усвоения материала, что составило минимально 14%,максимально 63 % по сравнению с контрольной группой 6 «А» класса.
4. Выявлено, что применение средств наглядности на уроках биологии растений 7 «Б» класса охарактеризовалась высокими показателями уровня усвоения материала, что составило минимально 13%,максимально 65 % по сравнению с контрольной группой 7 «А» класса.
5. Отмечено, что применение средств наглядности на уроках биологии человека 8 «В» класса охарактеризовалась высокими показателями уровня усвоения материала, что составило минимально 21%,максимально 58 % по сравнению с контрольной группой 8 «Б» класса.
6. Разработаны научно-обоснованные планы уроков, включающие применению средств наглядности в 6-8 классах общеобразовательной школы, позволяющие эффективнее усвоить школьный теоретическим материал по биологии.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.
Баранов, С.П. Сущность процесса обучения: учебное пособие для студентов / С.П. Баранов. – М.: Просвещение, 1981. – 143 с.
Биология: Большой справочник для школьников и поступающих в ВУЗы / А.С. Батуев, М.А. Гуленкова, А.Г. Еленевский и др. – М.: Дрофа,2012. – С. 326-378
Вельц, Н.Ю. Руководство к написанию курсовых и выпускных квалификационных работ по специальности «Биология»: учебно-методическое пособие / Н.Ю. Вельц, И.В. Ерошкина, И.Г. Климова, В.А. Старков. –Орск: Издательство ОГТИ, 2006. – 95 с.
Войтов, А. Г. Учебная наглядность/ А.Г. Войтов. – М.: Дашков и К, 2015. – С. 37-39
Гессен, С.И. Педагогические сочинения/ С.И. Гессен. – Саранск, 2013. С.377.
Гурова, Л. Л. Психология мышления / Л.Л. Гурова. – М.: ПЭРСЭ, 2015. – 56 с.
Гусейнов, А.З. История развития педагогической мысли/ А.З. Гуейнов. – Саратов, 2005. – С.69.
Давыдов, В. В. Виды обобщения в обучении/ В.В. Давыдов. – М. : Педагогика, 1972. – С.25-78.
Даниленко, О.В. Методология и методы психолого-педагогических исследований / О.В. Даниленко, Т.Е. Сергеева, Г.Б. Сидалинова и др. – Орск: Издательство ОГТИ, 2015. – 125 с.
Методическая разработка урока биологии для 6-го класса «Питание. Почвенное и воздушное питание растений»
Раскрыть содержание понятия “питание”, особенности минерального (почвенного) питания растений, роль корневой системы в этом процессе.
Развивать понятие о функциях листа.
Познакомиться с процессом образования органических веществ, узнать условия их образования.
Продолжить формирование умений узнавать ткани и органы растительного организма на таблицах, рисунках, работать с учебником, устанавливать причинно-следственные связи.
Отработать навыки ухода за растениями (полив и подкормка).
Оборудование. Комнатные растения, таблицы “Строение цветкового растения”, “Корень и его зоны”, “Поглощение света листом”, макет корня, презентация по теме урока, виртуальные уроки “Кирилла и Мефодия. 6 класс”, микроскопы.
Тип урока: урок комплексного применения знаний с элементами инновационных технологий и дифференцированного подхода.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, элементы лабораторно- исследовательской деятельности.
-формирование научного мировоззрения на основе изучения процессов жизнедеятельности в клетках растений, особенностей их питания;
-формирование экологической культуры благодаря осознанию необходимости охраны растений и сохранения лесов;
— формирование мотивации к познавательной деятельности, самообразованию, осознанному выбору и построению индивидуальной траектории образования;
— формирование уважительного отношения к истории, к выдающимся отечественным и зарубежным ученым.
— освоение основ научно-исследовательской деятельности, включая умение наблюдать за растениями и процессами их жизнедеятельности, анализировать и объяснять результаты опытов;
— формирование умения работать с разными источниками информации: с текстом заданий и иллюстрациями, закрепление навыков работы со словарем;
— развитие наблюдательности, внимания, речи, способности к самостоятельной деятельности и совместной деятельности в группах, при решении проблемных задач;
— дальнейшее ориентирование на создание целей и задач учебной деятельности, развитие способности выбирать целевые и ценностно-смысловые установки в действиях и поступках применительно к своему здоровью, живой природе, экологии;
— формирование интеллектуальных учебных действий (анализировать, сравнивать, обобщать, объяснять явления природы – устанавливать взаимосвязи, доказывать, строить рассуждения);
— знакомятся со способом получения растением веществ, необходимых для питания, из воздуха, с условиями протекания фотосинтеза, ролью хлоропластов и хлорофилла в образовании органических веществ;
— дать представление о космической роли фотосинтеза, значимости его для всех живых организмов планеты Земля;
— учить наблюдать, описывать и сравнивать процессы почвенного воздушного питания растений; объяснять взаимосвязь строения органов и их функций.
Основные методы: проблемный, дифференцированного подхода, объяснительно-иллюстративный, частично–поисковый , наглядно-практический, личностно-ориентированный, творческий, метод проблемного изложения учебного материала; эвристическая беседа; аудиовизуальные; наглядные (иллюстративные, демонстративные).
Основные биологические понятия урока. Минеральное (почвенное) питание, корень, стебель, лист; корневые волоски, проводящая ткань, сосуды, фотосинтез, устьица, основная ткань листа.
I. Организационный момент.
1. Актуализация знаний (биологическая разминка, работа по карточкам).
КАРТОЧКА № 1. “Строение корня”
— Какие вещества входят в состав растения?
— Как минеральные вещества поступают в растение?
— Какие органические вещества вы знаете?
— Как они поступают в растение?
— Как организмы получают основные химические элементы, из которых построено их тело?
— Чем питание растений отличается от питания других организмов?
— Какие функции выполняет корень? Что такое корневой волосок? Каково его значение?
2. Постановка познавательной задачи.
3. Сообщение ученика по теме “Питание”.
Питание – процесс получения организмом энергии и веществ через пищу. Энергия не создается и не уничтожается. Она существует в разных формах – световой, химической, тепловой, электрической, механической и т.д. Формы энергии могут переходить друг в друга. Например, когда включается вентилятор, то электрическая энергия превращается в механическую, а у электрообогревателя – в тепловую. Энергию можно определить как способность совершать работу. Живые организмы в этом случае можно сравнить с машинами, которые не могут работать (оставаться живыми) без постоянного притока энергии.
Примеры различного рода работы в организме: образование органических веществ, транспорт веществ, механическое сокращение мышц, деление клеток. Кроме энергии, во время питания организм получает вещества, необходимые для его роста и развития.
III. Изучение нового материала.
1. Вступительное слово учителя (рассказ с элементами беседы).
Типы питания живых организмов – автотрофы, гетеротрофы (записываем схему).
2. Особенность питания растений. Работа с учебником (гл. 10, с. 58).
Ученики изучают текст на с. 58 и отвечают на вопросы (работа по программированной карте).
— Что такое пищеварение, почему его нет у зеленых растений?
— Какие приспособления есть у листьев для поглощения углекислого газа из воздуха?
— Почему растения нельзя поливать холодной водой? Почему корневых волосков на 1 мм 2 поверхности насчитывается десятки и сотни?
— В чем значение минеральных подкормок растений?
— Почему по отношению к удобрениям и воде не подходит поговорка: “Кашу маслом не испортишь”?
3. Обобщение знаний по изученному фрагменту темы (ответ ученика).
Почва, которая используется человеком для выращивания культурных растений, требует восстановления состава, т.к. питательные вещества уносятся растениями. Поэтому человек вносит удобрения.
Корень, стебель и лист связаны непрерывной системой проводящих пучков, в которых есть сосуды. По сосудам, как по трубам, вода и растворенные в ней минеральные соли поднимаются из корня в лист, где вместе с углекислым газом они участвуют в образовании органических веществ.
Вывод: почвенное питание растений связано с поглощением воды и минеральных веществ с помощью корневых волосков зоны всасывания корня. Постановка вопроса урока. А что же такое воздушное питание растений? Условия образования органических веществ (рассказ, работа с опорной схемой, составление характеристики по опорной схеме, работа с микроскопами).
Фотосинтез – это процесс образования сахара на свету из углекислого газа и воды в хлоропластах.
1-е условие фотосинтеза: наличие хлоропластов.
2-е условие фотосинтеза: наличие углекислого газа, поступающего через устьица из воздуха.
3-е условие фотосинтеза: наличие воды (поступает из почвы).
4-е условие фотосинтеза: наличие света.
4. Продукты фотосинтеза (обсуждение, связь с практическим значением органических веществ для питания).
IV. Закрепление изученного материала (работа с дифференцированными разноуровневыми заданиями, схемами).
Типы питания (дифференцированное закрепление изученного материала).
— Какие вещества необходимы растению?
— Где они их берут в процессе питания?
— Питание у растений различают: почвенное (минеральное) и воздушное (фотосинтез).
V. Дифференциальная самостоятельная работа.
1. Выберите правильные утверждения:
Корневые волоски находятся на всем протяжении корня.
Клетки корневого чехлика недолговечны.
Поступление воды и минеральных солей происходит только в зоне всасывания.
Зона всасывания находится между зоной роста и проводящей зоной.
Лист – единственный орган растения, в котором происходит фотосинтез.
Устьичные клетки не имеют хлорофилла.
Почка – это зачаточный побег.
Стержневая корневая система имеет один корень.
Придаточные корни развиваются из корешка зародыша.
2. Докажите, что луковица видоизмененный побег.
Ключ: правильные утверждения: 2, 3, 4, 7.
1. При дыхании корни поглощают:
а) кислород; б) воду; в) углекислый газ;
г) растворенные минеральные вещества.
2. В поглощении воды и минеральных солей участвует:
а) зона деления; б) зона роста;
в) зона всасывания; г) зона проведения.
3. Органическое удобрение:
а) навоз; б) зола; в) селитра; г) мочевина.
а) зачаточный побег; б) зачаточные листья;
в) видоизмененный побег; г) видоизмененные листья.
а) плод; б) видоизмененный побег; в) корень; г) часть побега.
6. Вегетативные органы:
а) семена; б) плоды; в) корни и побеги; г) цветки.
7. Фотосинтез происходит:
а) только на свету; б) в темноте; в) только осенью; г) только ночью.
8. Стержневая корневая система имеет:
а) один корень; б) много корней;
в) много придаточных корней; г) главный и боковые корни.
9. Придаточные корни:
а) развиваются из корешка зародыша;
б) отрастают от стебля;
в) развиваются на главном корне;
г) отрастают от боковых корней.
Корневая система растения поглощает из почвы … и … с помощью … Из листа вода поступает к клеткам основной ткани, содержащим … Через устьица к клеткам основной ткани поступает … В хлоропластах при участии света образуются … Происходит процесс … При этом выделяется газ …
Ключ: 1 г), 2 в), 3 а), 4 а), 5 б), 6 в), 7 а), 8 г), 9 б).
Биологический диктант: воду, минеральные вещества, корневых волосков, устьица, углекислый газ, органические вещества, фотосинтез, кислород.
Что мы нового узнали на уроке? Оценивание учащихся.
Продолжить сказку о фотосинтезе. “Инопланетяне решили уничтожить жизнь на планете Земля. Они выяснили, чтобы уничтожить жизнь, необходимо уничтожить фотосинтез. ”.
Статья «Применение наглядности на уроках биологии»
Тема: «Применение наглядности на уроках биологии»
Наталья Петровна, учитель биологии
первой квалификационной категории
МОУ СОШ № 5 п. Карымское
План работы по теме самообразования:
«Применение наглядности на уроках биологии»
2018-2019 учебный год
Проблема исследования: определить влияние наглядности на качество усвоения знаний учащихся по биологии.
Цель: изучение основных видов наглядных пособий, используемых на уроках биологии, выяснение влияния наглядности на уровень знаний учащихся и изучение комплексного применения наглядных материалов на всех этапах урока.
Объект исследования : учебный процесс общеобразовательной школы.
Предмет исследования: наглядность, как дидактический принцип обучения.
Гипотеза исследования : если применять большого количества наглядности на уроках, то это может привести к лучшему усвоению учебного материала на уроках биологии и повысит уровень знаний учащихся.
изучение теоретического материала по теме исследования, раскрытие сущности понятия «наглядность»;
организация исследовательской работы, подготовка оборудования и материалов для успешного проведения эксперимента;
анализ результатов по проделанной работе и выявления влияния наглядности на уровень знаний учебного материала учениками.
Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)
Видео, аудио информация на различных носителях
Чтение конкретных педагогических периодических изданий;
Чтение методической, педагогической и предметной литературы;
Посещение уроков коллег;
Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;
Проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег;
Изучение информационно-компьютерных технологий;
Общение с коллегами в школе, районе.
индивидуальная – через индивидуальный план;
групповая – через участие в деятельности районного методического объединения учителей биологии и географии, а также через участие в жизни школы.
Повышение качества преподавания предмета.
Разработать и провести открытые уроки с использованием новых технологий, наглядных пособий ( таблицы и картины, натуральные объекты, раздаточный материал, кинофильмы и кинофрагменты, мультимедийное оборудование ) с последующей их реализацией.
Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности, отчитываться о результатах работы над темой на МО и педсоветах.
Разработать дидактические материалы, тесты, способствующие личностно ориентированному подходу в изучении предмета.
Индивидуальный план работы над темой
«Применение наглядности на уроках биологии»
Учебно-материальной базой преподавания биологии является рационально организованный и оборудованный кабинет, в котором созданы условия для размещения, хранения и использования учебного оборудования. В настоящее время промышленность производит большое количество учебных пособий, их номенклатура, необходимая для оснащения кабинета биологии, определена нормативным документом «Типовые перечни учебного оборудования и учебно-наглядных пособий для общеобразовательных школ». Перечни учебного оборудования по биологии включают около 500 наименований.
Курс биологии в школе призван вооружить учащихся элементарными знаниями о предметах и явлениях природы, о простейших взаимосвязях между ними, а также о взаимодействии человека и природы . Ведущими методами работы в области биологии являются методы естественных наук: наблюдение в природе, наблюдения в классе, экскурсии, опыты, практические работы.
Однако в условиях классных занятий не всегда возможно непосредственно наблюдать, видеть предметы и явления в естественном состоянии. В этом случае необходимые представления и понятия могут быть сформированы с помощью наглядных средств обучения, в которые входят таблицы и картины, натуральные объекты, раздаточный материал, кинофильмы и кинофрагменты, мультимедийное оборудование.
На уроках биологии эти наглядные пособия можно использовать в различных сочетаниях в зависимости от темы и цели урока.
Наглядность является необходимым и закономерным средством образовательного процесса на всех этапах изучения биологии в средней школе. Однако будущий учитель биологии должен дифференцированно подходить к пониманию термина «наглядность» так как его используют для выражения разных педагогических понятий.
Наглядность как средство обучения предназначена для создания у учащихся статических и динамических образов. Она может быть предметной или изобразительной. Понятие «средство наглядности» (наглядное средство) очень близко по содержанию с понятием «наглядное пособие», но значительно шире по объему. Так, например, опыт по испарению, рисунок на доске, рисунки в учебнике принадлежат к средствам наглядности, но не являются наглядными пособиями.
Наглядность как дидактический принцип обучения
Наглядное пособие одно из средств умственного развития. Они занимают определенное место в обучении ученика и не определяют всего хода учения. Современный учитель имеет большой выбор наглядных пособий. Причем наглядные средства обучения совершенствуются и становятся все более удобными и эффективными для выполнения поставленных учителем задач. Современные условия обучения вынуждают учителя не только применять наглядные пособия, но и думать насколько они способствуют выполнению поставленных задач. Наглядные средства могут способствовать лучшему усвоению знаний, быть нейтральными к процессу усвоения или тормозить понимания теоретического материала.
Общие правила применения средств наглядности: прежде чем отобрать для урока тот или иной вид наглядности, необходимо продумать место его применения в зависимости от его дидактических возможностей. При этом следует иметь в виду, в первую очередь, цели и задачи конкретного урока и отбирать такие наглядные пособия, которые четко выражают наиболее существенные стороны изучаемого на уроке явления и позволяют ученику вычленять и группировать те существенные признаки, которые лежат в основе формируемого на данном уроке представления или понятия.
При обобщении, повторении изученного материала источником знания о фактах, явлениях или их связях выступает слово учителя, а наглядность выполняет функцию подтверждения, иллюстрации, конкретизации словесного сообщения или является отправным пунктом сообщения, содержащего сведения о явлениях и связях, недоступных непосредственному восприятию. Наглядные средства могут служить основой для самостоятельной работы учащихся. В этом случае учитель лишь определяет задание и направляет деятельность учащихся.
Средства наглядности используются на всех этапах процесса обучения биологии: объяснение нового материала, закрепление знаний, формирование умений и навыков, выполнение домашних заданий и проверка усвоения учебного материала. Средства обучения применяются не только на уроке, но и при других форма обучения биологии.
Классификация наглядных пособий по биологии
Основным методом изучения биологии в школе является наблюдение. Однако не всегда можно провести наблюдения предметов и явлений природы в естественном состоянии. В этом случае необходимые представления и понятия могут быть сформированы с помощью наглядных средств обучения.
В свою очередь, натуральные (реальные) наглядные пособия, используемые на уроках биологии, разделяют на живые и неживые, или препарированные. Изобразительные (знаковые) делят на плоскостные (рисованные) и объемные.
Натуральными живыми пособиями служат специально подобранные растения (комнатные и принесенные со школьного участка или с экскурсии), животные в аквариумах, инсектариях, террариумах и клетках в уголке живой природы.
К натуральным препарированным пособиям относятся гербарии, влажные препараты, микропрепараты, коллекции, скелеты позвоночных животных и отдельные их части, чучела, раздаточный материал для практических работ и др.
При работе с гербариями и коллекциями следует учитывать, что этот материал дает неполное представление о живых организмах. Поэтому его следует использовать в комплексе с другим оборудованием, помогающим понять свойства изучаемых организмов.
Микропрепараты делятся на:
постоянные, изготовленные фабричным путем специально для обучения,
временные, приготовленные учителем для урока или на уроке самими школьниками.
Постоянные микропрепараты представляют собой тончайшие срезы тканей организмов, их органов. Клетки в большинстве своем не имеют окраски и потому, даже при большом увеличении микроскопа, бывает трудно рассмотреть внутриклеточные структуры, в том числе ядро
Для изучения строения позвоночных животных на уроках используют препарированные скелеты (рыбы, лягушки, ящерицы, змеи, курицы и кошки) и их отдельные кости. Используются также чучела животных (голубь, кролик, суслик и др
Обеспечить все уроки натуральными объектами не представляется возможным не только потому, что надо бережно относиться к природным ресурсам, но и в связи с тем, что не все можно принести в класс и не все можно увидеть на живых объектах. Раскрытие процессов, закономерностей живой природы требует включения в учебный процесс специально разработанных изобразительных пособий. Они выполняют большую и очень важную роль.
Модели могут быть плоскостные и объемные, статические и динамические, например плоскостная модель, демонстрирующая работу клапанов сердца, или аппликативная модель внутреннего строения жука. Объемная модель сердца фабричного изготовления дает возможность детально ознакомиться с особенностями его внешнего и внутреннего строения. Многие статические модели разбираются. Это позволяет изучать внешнее и внутреннее строение органа (например, модели строения цветка, глаза, уха, почки человека и др.). Динамические модели, как правило, знакомят с процессами, протекающими в организме. К ним относятся магнитные модели «Биосинтез белков», «Законы Менделя», «Цикл размножения мха», «Модель биогеоценоза» и др.
Наиболее часто в обучении биологии используются таблицы. Они могут быть рельефными и печатными
В целях эстетического воспитания учащихся на уроках биологии необходимо использовать репродукции картин, например картин Айвазовского, Левитана. Этот вид оборудования, к сожалению, применяю не часто. На уроках используются портреты выдающихся ученых-биологов. Нередко такие портреты украшают кабинет биологии.
Из вербальных средств на уроках биологии часто используется дидактический материал. Этот вид учебного оборудования представляет собой печатное пособие, по которому учащиеся самостоятельно выполняют задания преподавателя. Многие издательства выпускают специальные пособия, содержащие разного рода карточки-задания для самостоятельной работы учащихся на уроке и дома, например дидактические карточки по курсу биологии 7 класса, их материал полностью соответствует содержанию программы и учебника. Карточки-задания, различные тесты, рабочие тетради помогают учителю осуществить дифференцированный подход в обучении на уроках биологии, пользование дидактического материала положительно влияет на эффективность усвоения учебного содержания, способствует повышению интереса к биологии и экономит время на проведение самостоятельных работ.
Все названные виды наглядных пособий широко используются в школе. С их помощью в учебно-воспитательном процессе раскрываются основные понятия биологии. Поэтому такие средства наглядности считаются основными.
Важными для уроков биологии являются вспомогательные средства обучения, в том числе различные приборы. Изучать микропрепараты невозможно без микроскопа. Приборы используют для ознакомления с методами биологических исследований, для проведения опытов по физиологии организмов
Приборы, химические реактивы, технические средства обучения обеспечивают более эффективную демонстрацию изучаемых предметов и процессов, но сами они, исключая микроскоп и лупу, не являются предметом изучения, так как выполняют вспомогательную роль в обучении биологии. Такие средства обучения можно назвать вспомогательными.
Технические средства обучения
На уроках биология используют различные экранно-звуковые средства обучения, среди которых ведущее место принадлежит учебным кинофильмам.
Учебные кинофильмы по биологии состоят из одной-двух частей.
По методической направленности кинофильмы по биологии можно разделить на две группы: фильмы, предназначенные для использования в качестве источника новой информации при изучении нового материала, и кинофильмы, носящие обобщающий характер и предназначенные для демонстрации на обобщающих, заключительных уроках темы. Такие фильмы есть по курсу анатомии человека, зоологии, ботаники, общей биологии.
В настоящее время на пороге новые мультимедийные средства наглядности, весьма перспективные для обучения биологии в школе.
Методика применения наглядности на уроках биологии в современной школе
Рассмотрим методику использования наглядных пособий применительно к конкретным учебным разделам и темам программы по зоологии-8 кл.
Урок по теме «Тип Членистоногие. Класс Насекомые» достаточно полно обеспечен различным оборудованием. В процессе преподавания этой темы могут быть использованы натуральные объекты, таблицы, экранно-звуковые средства обучения и др. Задачами этого урока является ознакомление учащихся с особенностями внешнего строения насекомого, приспособленностью насекомого в наземно-воздушной среде и установление усложнения во внешнем строении животного.
Изучение внешнего строения насекомого начинается с демонстрации таблицы и вводного слова учителя указывая, что именно необходимо усвоить и увидеть учащимся.
При самостоятельном получении знаний учащимися, например на лабораторной работе, могут быть использованы различные коллекции насекомых. В данном случае могут демонстрироваться коллекции различных отрядов насекомых: класс Жесткокрылые, класс Чешуекрылые и др. В этом случае учащимся дается задание и указания к работе, которое направляет мысль и действие учеников. Задание заранее пишется на доске, либо на раздаточных карточках.
При проверке знаний можно провести работу по «немым» дидактическим карточкам, тестам.
Многообразие видов насекомых и их значение в природе можно рассмотреть с помощью видеофильма.
Цикл развития животного на уроке проследить невозможно. Поэтому источником новых знаний могут быть динамические средства обучения. На уроке «Размножение и развитие насекомых» могут использоваться следующие наглядные материалы: кинофрагмент «Развитие насекомых с полным превращением», таблицы «Представители главнейших отрядов насекомых», коллекции. На этапе закрепления материала могут быть использованы модели для работы на магнитной доске. Модель может состоять из следующих компонентов: яйцо, личинка, куколка, взрослое насекомое.
Применение комплексов учебного оборудования на уроках способствует лучшей организации работы учителя, выработке навыков работы учащихся с различными видами учебно-наглядных пособий, что повышает эффективность преподавания биологии.
1. Наиболее сложное строение имеет:
Б. пресноводная гидра;
Г. луковая нематода.
2. Имеются доказательства происхождения кольчатых червей от:
3. В какой тип объединяют животных, имеющих удлиненное тело, разделенное на сходные членики, кровеносную систему, брюшную нервную цепочку и окологлоточное нервное кольцо?
4. Чем по внешнему виду нереида сходна с дождевым червем?
А. Они трехслойные животные
Б. Их тело состоит из члеников
В. По бокам каждого членика у них располагаются парные выросты тела
Г. Передние членики резко отличаются от остальных и образуют голову.
5. Ответ организма на действие раздражителей, осуществляемый с помощью нервной системы, называется:
6. К какой группе животных по характеру питания относят дождевого червя:
В. растительноядных животных;
Г. потребителей разлагающихся растительных остатков.
7. Среди перечисленных ниже найдите признак, свидетельствующий об усложнении кольчатых червей по сравнению с плоскими:
А. имеют вытянутое тело;
Б. имеют влажную кожу, покрытую слизью;
В. кислород и питательные вещества переносятся кровеносной системы;
Г. Непереваренные остатки пищи вместе с землей удаляются через анальное отверстие.
8. Дождевые черви живут:
В. В грунте на дне моря;
Г. богатой перегноем почве.
9. Кожа дождевого червя:
Б. покрыта чешуйками
В. Покрыта ресничками
10. Какая полость тела дождевых червей?
А. поделена поперечными перегородками
В. состоит из нескольких слоев
Оценивание задания проходило по следующим критериям:
Как правило, школы испытывают потребность в изобразительных пособиях. В этих случаях учитель привлекает хорошо рисующих школьников для создания пособий по рисункам из книг. В кабинете оформлен стенд «Уровни жизни на Земле» силами учащихся. Также можно изготовить модели и муляжи. В школе имеется некоторый гербарный материал, коллекции собраны и хорошо оформлены учениками. Особенно интересными являются изготовленные учащимися раздаточные материалы к разным урокам.
Все названные виды наглядных пособий широко используются в школе. С их помощью в учебно-воспитательном процессе раскрываются основные понятия биологии. Поэтому такие средства наглядности считаются основными.
В результате собственных исследований было выяснено влияние наглядности на качество усвоения учебного материала и повышения уровня знаний у учащихся. С помощью данного исследования были решены поставленные задачи, достигнута цель исследования и подтверждена гипотеза исследования.
Таким образом, комплексное применение наглядности и применение наглядности в большом количестве на уроках биологии приводит к повышению уровня знаний учащихся на уроках.