единый сводный внутренне согласованный акт

§ 3. Кодексы

Кодекс (кодифицированный акт) – это единый, сводный, юридически и логически цельный, внутренне согласованный закон, иной нормативный акт, обеспечивающий полное, обобщенное и системное регулирование данной группы общественных отношений.

Кодифицированные акты носят различное наименование – «кодексы», «уставы», «положения», просто «законы».

Особый характер в федеративном государстве принадлежит кодифицированным актам федерального уровня. В них содержатся исходные и общие положения, имеющие значение для всего федеративного государства. В республиках же и других субъектах федерации принимаются акты в соответствии с их компетенцией на основании федеральных кодексов, других федеральных законов.

единый сводный внутренне согласованный актЧасть третья. Закон

Кодексы относятся к наиболее высокому уровню законодательства. Это законы, представляющие собой высшее, совершенное выражение его достоинств как источника права. Они обеспечивают при помощи нормативных обобщений системность норм, их специализацию, их действие в виде скоординированных между собой отработанных юридических конструкций и системных образований. Каждый кодекс – это как бы самостоятельное, развитое юридическое «хозяйство», в котором должно быть «все», что необходимо для юридического регулирования той или иной группы отношений, – и общие принципы, и регулятивные институты всех основных разновидностей данных отношений, и правоохранительные нормы, и т.д. Причем весь этот нормативный материал приведен в единую систему, распределен по разделам и главам, согласован. Существенное значение в каждом кодексе (кодифицированном ак те) имеет общая часть, или общие положения, где закрепляются исходные принципы и нормы, общие начала и «дух» данной ветви зако-

Основную роль в системе законодательства играют отраслевые кодексы, т.е.

отдельных законов отменено.

В то же время по некоторым проблемам, требующим развернутого, подробного регулирования, кодекс может содержать только исходные,

«рамочные» нормативные положения, в соответствии с которыми затем разрабатывается и принимается особый нормативный юридический акт. Все основные (профилирующие и специальные) отрасли законодательства имеют свой заглавный кодекс: гражданское законодательство – Гражданский кодекс; уголовное законодательство – Уголовный кодекс; гражданское процессуальное законодательство – Граж-

данский процессуальный кодекс и т.д.

единый сводный внутренне согласованный актГосударство и право

Большинство кодексов имеет сокращенное буквенное обозначение, о чем уже говорилось, – ГК, УК, ГПК и т.п. При развернутом написании начальное слово названия кодекса начинается с заглавной буквы; с заглавной буквы пишется также слово «Кодекс» в тексте самого кодифицированного акта.

Для кодексов характерны некоторые структурные, технико-юридические особенности, особые правила внесения в них изменений, которые будут рассмотрены дальше.

Источник

Систематизация нормативных правовых актов: понятие и виды. Что такое кодификация

Для того чтобы законодательная система при любых обстоятельствах оставалась системой, содержащей взаимосвязанные элементы, обладающей нужной и вполне достаточной их совокупностью, являющейся внутренне согласованной и непротиворечивой, а также нормальным образом функционировала, развивалась и совершенствовалась, необходимо обеспечивать ей постоянное воздействие систематизации (специального процесса). В данной статье в полной мере рассмотрена деятельность правотворческих органов по систематизации, а также все аспекты, так или иначе затрагивающие актуальную тему.

Понятие

единый сводный внутренне согласованный акт

Под систематизацией в настоящее время необходимо понимать деятельность со стороны правотворческих органов, связанную с упорядочением и совершенствованием нормативного материала посредством его внутренней и внешней обработки для поддержания абсолютной системности действующего законодательства, а также обеспечения правовых субъектов необходимой информацией нормативно-правовой природы.

Данный список можно дополнять бесконечно долго. Однако целесообразным будет перейти к тому, что в правотворчестве систематизация нормативно-правовых актов была известна уже в 1833 году в плане практического рассмотрения. Так, один из самых уважаемых кодификаторов не только российской Федерации, но и Европы, Сперанский Михаил Михайлович, отмечал, что «приведение законодательных актов в единый состав» служит «одной их первоначальных нужд государственного значения». Помимо этого, он указывал и на весомость систематизации в юридической науке. Михаил Михайлович подчеркивал, что «ученое законоведение ни при каких обстоятельствах не может быть основано тогда, когда законодательные акты не приведены в грамотный состав».

Необходимость систематизации

Актуальные на сегодняшний день цели систематизации нормативно-правовых актов основаны на существующей необходимости в ней:

Важно отметить, что упорядоченное посредством систематизации нормативных правовых актов российское законодательство в любом случае позволяет достаточно быстро и эффективно ориентироваться в действующей совокупности актов. Таким образом, периодическое осуществление рассматриваемой операции предполагает быстрое нахождение необходимых юридических актов. Помимо этого, здесь актуально установление их взаимосвязей с иными актами подобной природы, выявление коллизии, некоторых изменений и так далее.

Систематизация нормативных правовых актов: понятие и виды

единый сводный внутренне согласованный акт

Как выяснилось, под систематизацией анализируемых позиций следует понимать деятельность, направленную на совершенствование и максимально грамотное упорядочение правовых актов через их внешнюю и, конечно же, внутреннюю обработку с целью воздействия на отношения в обществе системным образом. Иными словами, это не что иное, как приведение действующего законодательства в оптимально работающую систему.

Систематизация нормативных правовых актов, понятие и виды ее в соответствии с современной юриспруденцией включают три наиболее используемых способа (вида). Так, систематизация может производиться посредством:

Инкорпорация. Пример инкорпорации

единый сводный внутренне согласованный акт

В настоящее время под инкорпорацией необходимо понимать способ (методику, разновидность) систематизации, в соответствии с которым правовые акты так или иначе подвергаются исключительно внешней обработке или же не подвергаются таковой вовсе. Помимо этого, размещаются они в определенном порядке (хронологическом, алфавитном, предметном, который по-другому именуется систематическим, и так далее) в единых сборниках соответствующего образца, а также изданиях аналогичного направления. Систематизация нормативных правовых актов предполагает инкорпорацию конкретного вида. Так, на сегодняшний день принято выделять следующие разновидности рассматриваемой категории:

Особенности инкорпорации

Инкорпорация в качестве способа систематизации нормативных правовых актов наделяется следующими характеристиками:

Внешний тип обработки

единый сводный внутренне согласованный акт

В чем же состоит внешняя обработка действующих правовых актов? Здесь уместен следующий алгоритм:

Интересно отметить, что особым видом собрания законодательства на сегодняшний день выступает свод законов, представляющий собой:

Консолидация

Необходимо дополнить, что в соответствии со своей природой консолидация занимает промежуточную позицию между кодификацией и инкорпорацией.

Кодификация

единый сводный внутренне согласованный акт

Особенности кодификации

единый сводный внутренне согласованный акт

Как и две представленные выше категории, кодификация определяется индивидуальными характеристиками, среди которых следующие пункты:

Кодификационные акты

единый сводный внутренне согласованный акт

Важно отметить, что кодификационные акты классифицируются в соответствии с тремя разновидностями, среди которых следующие пункты:

В заключение целесообразным будет отметить существующие на сегодняшний день в российском государстве проблемы систематизации нормативных правовых актов. Таким образом, среди них актуальными являются следующие пункты:

В процессе рассмотрения материала, затрагивающего вопросы систематизации нормативно-правовых актов Российской Федерации, выяснилось, что сегодня существует немало проблемных пунктов данной темы (к примеру, система источников действующего права так или иначе испытывает нужду в четком разделении труда, а также ясно поставленных целях). Тем не менее соответствующие органы государственной власти активно занимаются данными вопросами и, конечно же, все в большей мере совершенствуют совокупную систему.

Источник

КОДИФИЦИРОВАННЫЙ АКТ

Полезное

Смотреть что такое «КОДИФИЦИРОВАННЫЙ АКТ» в других словарях:

Основные начала уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1924 года — кодифицированный нормативный акт, устанавливающий основные положения, которыми должны были руководствоваться законодательные органы республик, входивших в состав СССР, при разработке уголовного законодательства. Содержание 1 История… … Википедия

Грузия — Государственное устройство Правовая система Общая характеристика Гражданское и смежные с ним отрасли права Уголовное право и процесс Судебная система. Органы контроля Государство на юго востоке Европы, в центральной и западной частях Закавказья.… … Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник

Рынок труда — (Labor market) Рынок труда это сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу Определение рынка труда, определение рабочей силы, структура рынка труда, субъекты рынка труда, конъюнктура рынка труда, сущность открытого и скрытого рынка… … Энциклопедия инвестора

Кодекс — единый, свободный, внутренне согласованный кодифицированный акт (закон, иной нормативный акт), обеспечивающий полное и системное регулирование данной группы общественных отношений. Это наиболее распространенный вид кодификационных актов. Его… … Элементарные начала общей теории права

Иран, Исламская Республика Иран (ИРИ) — Государственное устройство Правовая система Общая характеристика Гражданское и смежные с ним отрасли права Уголовное право и процесс Судебная система. Органы контроля Литература Государство в Юго Западной Азии. Территория 1,65 млн. кв. км.… … Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник

Смешанный тип правовой системы — тип (семья) правовых систем, сочетающий элементы правовых систем континентального и англо американского типов и охватывающий североевропейскую (скандинавскую) и латиноамериканскую группу правовых систем. Принципиальные особенности… … Элементарные начала общей теории права

Основы законодательства — кодифицированный акт, содержащий наиболее общие нормы, регулирующие отношения по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. Основы законодательства это такой акт кодификации, в котором определяются общие для всех субъектов Федерации… … Элементарные начала общей теории права

КОДЕКС ЗАКОНОВ О ТРУДЕ РФ — (КЗоТ РФ) основной после Конституции РФ источник трудового права в РФ. Введен в действие с 1 апреля 1972 г. Значительные изменения и дополнения были внесены в КЗоТ Законом РФ от 25 сентября 1992 г. В настоящее время КЗоТ РФ кодифицированный акт… … Энциклопедический словарь экономики и права

Институт дипломатической защиты в международном праве — Аспирант кафедры международного права МГИМО (У) МИД России Содиков Шарбатулло Институт дипломатической защиты в международном праве. Введение Актуальность темы исследования. Защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц в настоящее… … Википедия

БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС — (англ. budget code) – кодифицированный акт, регулирующий бюджетные правоотношения и устанавливающий механизм правовой ответственности за бюджетные правонарушения. Не все страны мира имеют Б.к., многие ограничиваются принятием законов по разл.… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

Источник

Систематизация нормативно-правовых актов: понятие и виды

Необходимость систематизации обусловлена тем, что постоянно идет процесс издания новых нормативно-правовых актов, с течением времени некоторые акты фактически утрачивают силу, устаревают, накапливаются противоречия между юридическими предписаниями и т. п.

Практическое значение систематизации еще в 1833 г. подчеркивал Михаил Михайлович Сперанский (кстати, один из лучших кодификаторов не только России, но и Европы), который говорил, что «приведение Законов в один состав» является «одною из первых Государственных нужд». Он же указывал и на значение систематизации для юридической науки: «Ученое законоведение. не может основаться, если законы не будут прежде приведены в правильный состав».

Для инкорпорации характерны следующие черты:

а) из текста удаляются отдельные статьи, пункты, абзацы, утратившие силу, и включаются все последующие (с момента издания акта) изменения;
б) исключаются части, которые не содержат нормативных предписаний;
в) в результате инкорпорации издается сборник законов, собрание законодательства или иной нормативный акт.

Особой разновидностью собрания законодательства является свод законов, который представляет собой:

а) инкорпорированное издание нормативных актов высших органов власти (законодательной и исполнительной);
б) источник официального опубликования;
в) собрание всего действующего законодательства (в указанном в п. «а» смысле) без какого-либо исключения.

6 февраля 1995 г. Президент России издал Указ «О подготовке к изданию Свода законов Российской Федерации». До революции 1917 г. в России действовал Свод законов Российской империи.

Для консолидации характерны следующие черты:

Консолидация по своей природе занимает промежуточное положение между инкорпорацией и кодификацией.

Для кодификации характерны следующие черты:

Источник

Виды и формы систематизации нормативных актов

единый сводный внутренне согласованный акт единый сводный внутренне согласованный акт единый сводный внутренне согласованный акт единый сводный внутренне согласованный акт

единый сводный внутренне согласованный акт

Существуют три основные формы систематизации нормативных актов: инкорпорация, консолидация, кодификация и одна вспомогательная — учет. Учет является необходимым условием приведения актов в систему. Он ведется в журнальной картотеке, на магнитных дисках и т. д. Поэтому поиск нужного акта осуществляется как ручным путем, так и с помощью автоматизированной обработки юридической информации.

Инкорпорация представляет собой внешнюю обработку или объединение в сборники и собрания действующих нормативных актов в определенном порядке без изменения их содержания по существу. При этом юридический статус инкорпорированных актов не изменяется. Различают официальную и неофициальную инкорпорацию.

В связи с этим консолидация может рассматриваться и как особый прием, используемый правотворческим органом при совершенствовании действующего законодательства.

Кодификация обеспечивает согласование норм общеправового регулирования (норм-целей, норм-дефиниций, норм- принципов и т. д.) с нормами конкретного, специального правового регулирования. Она становится своеобразной нормативной основой комплексного подразделения системы права и законодательства (института, отрасли или комплексного массива законодательства) организованного по предметному, функциональному или целевому критериям.

Кодификационные акты делятся на три вида:

· основы законодательства, устанавливающие важнейшие модельные нормативные положения определенной отрасли или сферы государственного управления в федеративном государстве;

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *