использование различных форм сопровождения и наставничества обучающихся
Наставничество
О внедрении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для образовательных организаций
Нормативно-правовая база внедрения методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися.
Федеральный уровень
Распоряжение Минпросвещения России от 25.12.2019 N Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»
Методические рекомендации по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися
Региональный уровень
Приказ министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 08.06.2020 №446 «О внедрении в Ростовской области методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для образовательных организаций»
Приказ министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 30.07.2020 №602 «О внедрении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам»
Приказ министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 04.09.2020 №712 «Об утверждении перечня муниципальных общеобразовательных организаций для внедрения методологии (целевой модели) наставничества»
Муниципальный уровень
Приказ Районного отдела образования Администрации Пролетарского района Ростовской области от 18.08.2020 г. №209 «О внедрении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам»
Приказ Районного отдела образования Администрации Пролетарского района Ростовской области от 23.09.2020 г. №247 «Об утверждении перечня общеобразовательных организаций для внедрения методологии (целевой модели) наставничества»
Локальные акты школы
Приказ МБОУ Мокро-Ельмутянской ООШ от 18.08.2020 г №67 «О внедрении методологии (целевой модели) наставничества»
Приказ МБОУ Мокро-Ельмутянской ООШ от 27.08.2020 г №70 «О назначении ответственных лиц (кураторов) за внедрение целевой модели наставничества»
Дорожная карта внедрения целевой модели наставничества в МБОУ Мокро-Ельмутянской ООШ
Эффективные формы наставничества в современной школе (из опыта работы).
Эффективные формы наставничества в современной школе
И.А.Феоктистова, учитель географии, методист,
КОУ РА «Коррекционная школа-интернат»
«Самое главное и сложное искусство наставника
состоит в умении ничего не делать с учеником»
Роль наставника педагогическая, сочетающая в себе воспитание и обучение.
Цель школьного наставничества – оказание помощи молодым учителям в их профессиональном становлении.
Задачи школьного наставничества:
— привить молодым специалистам интерес к педагогической деятельности;
— ускорить процесс профессионального становления учителя, развить его способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности;
— способствовать успешной адаптации молодых учителей к корпоративной культуре, правилам поведения в школе. [4].
09.11.18. «Дидактические требования к уроку, занятию».
16.11.18. «Способы мотивации обучающихся на уроках», «Использование современных педагогических технологий на уроках и занятиях», «Этапы урока, занятия»: Организационный момент; Эмоциональный настрой; Мотивация.
23.11.18. «Этапы урока, занятия»: Актуализация; Повторение ранее изученного материала.
30.11.18. «Этапы урока, занятия»: Изучение нового материала и его закрепление; Домашнее задание; Оценивание; Рефлексия.
04.12.18. Открытый урок географии в рамках работы школы (урок географии в 9 «б» классе по теме «Заповедники и заказники РА», учитель Феоктистова И.А., ВКК). Кроме этого начинающие педагоги активно посещали уроки и занятия своих наставников.
К работе «Школы начинающего педагога» привлекаются опытные, творческие педагоги. В рамках школы рассматриваются как теоретические, так и практические вопросы. Успехом пользуются дискуссии, в рамках которых обсуждаются спорные вопросы педагогической теории и практики. Каждый педагог высказывает свое мнение и отстаивает его. Активно используются открытые уроки и занятия с последующим обсуждением увиденного, практикумы, где теоретический материал подкрепляется примером из практики, показом отдельных приемов и способов работы.
В работе с начинающими преподавателями использовались различные формы: лекции, дискуссии, обмен опытом, консультации, практикумы. По окончании занятий каждый начинающий педагог получил «багаж» полезной информации и методических материалов:
Советы молодым специалистам
Методический словарь для начинающих педагогов
Самообразование педагога, методические рекомендации
План-конспект урока, занятия, самоподготовки.
Схема посещения урока
Кроме того, за каждым начинающим педагогам был закреплен педагог-наставник. С целью оказания помощи педагогам в профессиональной компетентности разработаны планы работы педагогами-наставниками. Совместно со своим наставником начинающий педагог составил план самообразования, определился с методической темой самообразования.
В школе работают начинающие педагоги Топчина Байымсур Нарыновна, Кыпчакова Нина Васильевна, Власов Максим Игоревич, Куюкова Алена Анатольевна. Наставничество осуществляют опытные педагоги Кручинина Галина Александровна, Феоктистова Ирина Александровна, Мамонова Светлана Витальевна, Шадеева Любовь Мереевна.
При посещении уроков начинающих педагогов наставниками делали коррективы, давали рекомендации, к которым они внимательно прислушивались.
Разнообразные формы работы с начинающими специалистами способствуют развитию познавательного интереса к профессии, активному освоению приемов работы с детьми и их родителями, оказывают положительное влияние на совершенствование профессиональной деятельности.
1. Делиться опытом безвозмездно, без назидания, доброжелательно.
2. Помогать терпеливо, своевременно, настойчиво. Никогда не забывать отмечать положительные стороны в работе.
3. Посещать уроки начинающего педагога, анализировать, отмечать положительную динамику, приглашать его на свои уроки, совместно их обсуждать.
4. Работать с молодым специалистом на опережение. Оказывать помощь в подготовке к урокам, особенно к первым. Наиболее трудные темы разрабатывать вместе. Постараться изучать материал с опережением на несколько уроков, с тем, чтобы дать молодому учителю возможность методического раскрытия наиболее сложных тем.
5. Внимательно проанализировать учебные программы и пояснительные записки к ним с молодым специалистом.
6. Показать, как готовить и подбирать дидактический материал, наглядные пособия, тексты задач, упражнений, контрольных работ.
7. Помочь составить план самообразования (ежемесячный план-график) и подобрать методическую литературу для самообразования.
РЕКОМЕНДАЦИИ МОЛОДОМУ СПЕЦИАЛИСТУ:
1. Доверься наставнику. Выстраивай с наставником деловые доверительные отношения. Прислушивайся к рекомендациям, замечаниям.
2. Не жди готового, развивайся сам и перенимай опыт наставника, но не копируй слепо.
3. Лучше приходить в кабинет раньше звонка, проверь готовность к уроку: расставку мебели, чистоту доски, работу ТСО, наглядные пособия. Входи в класс уверенно. Организационные моменты и эмоциональный настрой важны для включения обучающихся в работу.
4. Веди урок энергично. Добивайся, чтобы каждый ученик постоянно был занят делом, помни: неуверенность, паузы, медлительность, безделье вредит дисциплине.
5. Изучай инновационные технологии. Увлекай учащихся интересным содержанием материала, созданием проблемных ситуаций, умственным напряжением. Контролируйте темп урока, помогай более слабым обучающимся поверить в свои силы, а сильным двигаться вперед.
6. Учись держать в поле зрения весь класс. Особенно следи за теми, у кого внимание неустойчивое, кто отвлекается. Предотвращай попытки нарушить рабочий порядок.
7. Чаще обращайся с просьбами, вопросами к тем обучающимся, которые могут заниматься на уроке посторонними делами.
8. Заканчивай урок общей оценкой класса и оценкой отдельных обучающихся, для того, чтобы школьники испытывали удовлетворение от результатов своего труда. Постарайся заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но не делай это слишком часто.
9. Помни о дифференцированном подходе, о коррекционной составляющей каждого урока или занятия.
10. Заканчивай урок со звонком. Удерживайся от излишних замечаний и наставлений в адрес обучающихся.
11. Если к тебе пришли на урок, вспомни что ты актриса, лучший начинающий молодой педагог, ты самый счастливый человек.
12. Если ты научишься, самый обычный факт подать как открытие и добиться удивления и восторга обучающихся, то можно считать, что половину дела ты уже сделал. [1].
Пример плана работы наставника с молодым специалистом 2018-2019 учебный год.
развитие профессиональных умений и навыков молодого специалиста и создание организационно-методических условий для успешной адаптации специалиста в условиях современной школы.
оказание методической помощи молодому специалисту в повышении общедидактического и методического уровня организации учебно – воспитательной деятельности;
создание условий для формирования индивидуального стиля творческой деятельности молодого педагога;
развитие потребности и мотивации в непрерывном самообразовании.
Наставничество в школе: работа с подростками
Если подростку не к кому пойти — хуже будет всем
Что делать школе? Откуда взять ресурсы на воспитательную работу с детьми?
Одна из пользовательниц нашей группы в социальной сети Вконтакте написала, комментируя отсутствие времени даже на классные часы: «Такой ритм жизни — и кто его задает? Некогда с детьми говорить о главном ни учителям, ни родителям. А потом удивляемся: Откуда что берется в их головах?».
К тому же, разговоры о самоопределении, ценностях и перспективах, работа по развитию гибких навыков, которые так нужны для успешного будущего — все это требует определенных компетенций. Как вы организуете профориентационный кружок для десятиклассников, если из специалистов только педагоги, а Коля, Сережа и Маша хотят знать больше о робототехнике?
Программа наставничества — это программа поддержки подростка, в которой у него есть человек, помогающий решить проблемы и достичь поставленнных целей. Наставник — это человек со значительным жизненным опытом, который готов на безвозмездной основе делиться знаниями, опытом, советами с молодыми людьми в обстановке взаимного доверия.
Школа привлекает к программе наставничества успешных выпускников, готовых поделиться своим опытом и профессиональными навыками с учениками на безвозмездной основе, реализуя собственную потребность поблагодарить Alma mater или почувствовать собственную значимость. Наставники могут работать самостоятельно под контролем куратора программы — например, проводить лекции или приглашать ребят на производство, а могут использовать методику, разработанную педагогами и психологами.
Таким образом, тем самым «значимым» взрослым не обязательно должен стать учитель-предметник или классный руководитель, хотя, если высказано такое желание, при наличии пособий по наставничеству и собственного опыта такая работа будет более чем эффективной. Наставник в школе — это не противовес учителю, это его помощник на пути выстраивания гармоничных отношений и углублению в ту самую индивидуализацию, которая сейчас требуется от школ.
Чтобы облегчить работу учителей, социальных педагогов, наставников, педагогов-психологов и классных руководителей наши коллеги – национальный ресурсный центр наставничества МЕНТОРИ – разработали 8 рабочих тетрадей наставника. Это обучающие материалы по планомерному развитию отношений с подростком: от построения доверия до определения мечты и формирования плана достижения целей. Ниже мы приведем несколько примеров упражнений из этих тетрадей, который вы сможете использовать в своей работе.
Получить тетради можно абсолютно бесплатно по ссылке на сайте коллег: https://mentori.ru/copybook/
Работа с подростком. Доверие — кому мы доверяем и почему?
Подросток не доверяет никому, его частые фразы — «вы меня не понимаете» и «у вас все иначе, чем у меня». Возможно, он абсолютно прав, и между вами не пролегла дорожка доверия, без которой прийти к взаимопониманию просто невозможно. С помощью этих простых упражнений вы вместе с подростком поймете, что может лечь в основу доверительных отношений. Кто знает, что после такой работы придется в себе изменить?
Упражнение «Кому вы доверяете?»
1. Подумайте и запишите тех людей, кому вы доверяете.
2. Посмотрите внимательно на свой список — что вы ощущаете?
3. Теперь запишите причины, по которым Вы доверяете этим людям. Это могут быть как рациональные причины, так и ощущения, которые вы испытываете.
4. Какие выводы вы можете сделать о том, КАК вы доверяете?
Далее наставляемому-подростку предлагается нарисовать человека, которому он доверяет. В центре листа помещается солнышко, от которого расходятся лучики-качества или образы.
После проделанной работы ребенку предлагается задуматься над следующим этапом: «Доверяют ли ВАМ люди, которых вы представляли в первых пунктах, и почему, как вам кажется, это происходит?».
Работа с подростком. Понимание наших эмоций
Представьте себе ситуацию: Вы находитесь в душной аудитории. Вокруг шумно, а вам необходимо подготовить письменный ответ. Вас переполняют разные чувства.
Как только Вы себе это представите, ответьте на несколько вопросов:
Если ребенок смог без затруднения ответить на три вопроса, его можно поздравить — он прекрасно осознает разницу между ощущениями, чувствами и эмоциями. И все-таки давайте более подробно обсудим, что это такое и как работает.
Лист делится на три части: «Ощущения», «Чувства» и «Эмоции». Под каждой надо записать идеи о том, чем отличаются эти группы явлений.
Дело в том, что зачастую трудности в коммуникации возникают тогда, когда человек не осознает, что ощущает и чувствует. Это эмоциональные реакции не соответствуют переживаниям, и в результате в мир он транслирует совершенно иное. Надо сбалансировать эту систему.
Работа с подростком. Учимся ставить цели
Правильно поставленные цели и осознание путей их реализации — то, чего не хватает взрослым людям, не говоря о подростках. Работа с постановкой целей и задач и дальнейшей их реализации попадает в фокус наставнической работы. Причем, цели эти могут быть разные: от улучшения оценок и поступления в ВУЗ до улучшения своей физической формы и навыков коммуникации с друзьями.
Каждая цель должна быть измеримой. Цель «стать самым лучшим» потому и остается несбыточной мечтой, так как не включает четкого алгорима действий. Выполняя следующие упражнения, подросток сам для себя зафиксирует будущий план действий.
Упражнение 1. Моя цель конкретна
Ответьте письменно на вопрос «Что я хочу иметь?», запишите по пунктам, каждый раз начиная предложение со слов
Я хочу, чтобы у меня было.
Упражнение 2. Моя цель измерима
Ответьте письменно на вопросы, выбрав из первого упражнения одно предложение-желание. Например, «Я хочу, чтобы у меня был. красный диплом/друзья/своя художественная мастерская»
Педагогическая статья на тему «Сопровождения, наставничества для обучающихся образовательной организации»
Просмотр содержимого документа
«Педагогическая статья на тему «Сопровождения, наставничества для обучающихся образовательной организации»»
Сопровождения, наставничества для обучающихся образовательной организации
«Успех каждого ребенка» (направлена на разработку методологии (целевой модели) сопровождения, наставничества и шефства для обучающихся организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися и предполагает, что не менее чем 70% обучающихся организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам должны быть вовлечены в различные формы наставничества).
Задачи внедрения целевой модели наставничества:
-улучшение показателей в образовательной, социокультурной, спортивной и других сферах;
-подготовка обучающегося к самостоятельной, осознанной и социально продуктивной деятельности в современном мире, отличительными особенностями которого являются нестабильность, неопределенность, изменчивость, сложность, информационная насыщенность;
-раскрытие личностного, творческого, профессионального потенциала каждого обучающегося, поддержка формирования и реализации индивидуальной образовательной траектории;
-создание психологически комфортной среды для развития и повышения квалификации педагогов, увеличение числа закрепившихся в профессии педагогических кадров;
создание канала эффективного обмена личностным, жизненным и профессиональным опытом для каждого субъекта образовательной и профессиональной деятельности.
Практика внедрения методологии наставничества в образовательную деятельность на наш взгляд может предполагать следующие действия:
1. Нормативное введение практики наставничества в образовательную организацию.
С нормативно-правовой точки зрения на данном этапе первоначально должно быть разработано и утверждено «Положение о наставничестве в образовательной организации» (приказа по образовательной организации), в котором четко должны быть прописаны механизмы реализации наставничества (кто и при каких условиях является наставников и наставляемым.
2. Разработка и утверждение
«дорожной карты» внедрения системы наставничества. + сроки+кто ответственный за исполнение
3 Выбор форм и программ наставничества исходя из потребностей школы.
4. Проведение мониторинга по выявлению предварительных запросов о потенциальных наставляемых и о заинтересованных в наставничестве внутри школы.
5. Проведение административного совещания по выбору форм наставничества и реализации целевой модели наставничества. 6.Формирование программы по трем формам наставничества
«Ученик – ученик», «Учитель – учитель», «Учитель – ученик».
кураторы целевой модели наставничества
7. Информирование педагогов, обучающихся и родителей о целях целевой модели наставничества.
8. Проведение педагогического совета.
9. Проведение родительских собраний.
10. Проведение ученической конференции.
11. Проведение классных часов.
Август- сентябрь 2020-
директор школы, администрация
школы, классные руководители
13. Формирование базы наставляемых.
Сбор данных о наставляемых, формирование базы данных наставляемых.
14. Проведение анкетирования среди обучающихся и педагогов, желающих принять участие в программе наставничества.
Сбор согласий на обработку персональных данных.
Формирование баз данных наставляемых из числа педагогов и обучающихся.
Август- сентябрь 2020-
Черных Е.В., кураторы целевой модели наставничества,
15. Формирование базы наставников.
наставниках, формирование базы данных наставников.
среди потенциальных наставников, желающих принять участие в программе наставничества.
Сбор согласий на обработку персональных данных.
Формирование баз данных наставников из числа педагогов и обучающихся
Черных Е.В., кураторы целевой модели наставничества
16. Отбор и обучение наставников.
Выявление наставников, входящих в базу потенциальных наставников.
Обучение наставников для работы с наставляемыми.
Провести анализ базы наставников и выбрать подходящих для конкретной программы.
Подготовить методические материалы для сопровождения наставнической деятельности.
Организовать обучение наставников.
Липинская Т.В., директор школы, Малыгина Т.С.,
Черных Е.В., кураторы целевой модели наставничества
17. Формирование наставнических пар / групп.
и наставляемых. Закрепление наставнических пар/групп.
Анализ заполненных анкет
потенциальных наставников и сопоставление данных с анкетами наставляемых.
Организация групповой встречи наставников и наставляемых.
Составление планов индивидуального развития наставляемых.
Организация психологического сопровождения наставляемым, не сформировавшим пару или группу, (при необходимости), продолжить поиск наставника.
Черных Е.В., кураторы целевой модели наставничеств, наставники, педагог- психолог.
18. Организация и осуществление работы наставнических пар /
комплекса последовательных встреч и текущего контроля наставников и наставляемых
Регулярные встречи наставника
Анкетирование обратной связи для промежуточной оценки.
Черных Е.В., кураторы целевой модели наставничества
19. Завершение наставничества
Проведение мониторинга личной удовлетворенности участием в программе наставничества.
Черных Е.В., кураторы целевой модели наставничества
20. Поощрение участников
наставнической деятельности благодарственными письмами.
Публикация результатов программы наставничества, лучших наставников, информации на сайте школы
директор школы, Малыгина Т.С.,
Черных Е.В., кураторы целевой модели наставничества
Целями наставничества являются повышение уровня подготовки обучающихся, передача опыта (знаний, умений и навыков), обеспечение оптимального использования времени и ресурсов, обучение наиболее рациональным приемами методам работы для достижения обучающимися высокого уровня подготовки по образовательным программам в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения.
Задачами наставничества являются:
Комплексное освоение обучающимися различных видов деятельности в рамках освоения образовательных программ, формирование компетенций, приобретение необходимых умений и опыта практической работы за счёт ознакомления современными методами и приёмами труда, передачи наставниками своего профессионального опыта.
Повышение уровня образования и навыков выпускников МБОУ СОШ с/п Кенай.
Установление и расширение деловых контактов, способствующих повышению мотивации обучающихся к освоению образовательных программ и постоянному саморазвитию;
Содействие достижению обучающимися высокого качества труда (в том числе учебного).
Дети с «Билетом в будущее»
Успех в учебе – завтрашний успех в жизни!
С малой удачи начинается большой успех.
Успех не приходит сам по себе, если даже очень его ждать.
Программа наставничества в рамках целевой модели наставничества обучающихся в МАОУ ДО ЦДТ «Мой педагог – мой лучший наставник»
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования
Центр детского творчества
муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан
Директор МАОУ ДО ЦДТ
Приказ № ____от___ ___ 2020 г.
наставничества в рамках целевой модели наставничества обучающихся в МАОУ ДО ЦДТ
«Мой педагог – мой лучший наставник»
Паспорт Программа наставничества
Полное название Программы
Программа наставничества в рамках целевой модели наставничества обучающихся в МАОУ ДО ЦДТ «Мой педагог – мой лучший наставник»
Основание для разработки Программы
Реализация федеральных и региональных проектов «Современная школа», «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)» целевой модели наставничества в рамках регионального проекта «Успех каждого ребенка» в муниципальном районе Белебеевский район Республики Башкортостан
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования Центр детского творчества
Раскрытие потенциала каждого наставляемого, формирование жизненных ориентиров у обучающихся, ценностей и активной гражданской позиции наставляемого
— помощь в реализации потенциала обучающегося, улучшении образовательных, творческих или спортивных результатов,
— оказание помощи в адаптации к новым условиям среды, создание комфортных условий к обучению;
— создание условий для осознанного выбора профессии и формирование потенциала для построения успешной карьеры;
-разносторонняя поддержка обучающегося с особыми образовательными или социальными потребностями.
Этапы реализации Программы
1. Подготовка условий для запуска программы наставничества.
2. Формирование базы наставляемых.
3. Формирование базы наставников.
4. Отбор и обучение наставников.
5. Формирование наставнических пар или групп.
6. Организация работы наставнических пар или групп.
7. Завершение наставничества.
Ожидаемые результаты Программы
1. Рост мотивации к обучению и саморазвитию обучающихся.
2. Увеличение доли обучающихся, участвующих в конкурсах, акциях, фестивалях, конференциях.
3. Снижение проблем адаптации в новом коллективе (группе, объединении): психологические, организационные и социальные.
4. В ключение в систему наставнических отношений обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
5. Рост числа обучающихся, прошедших профориентационные мероприятия.
6. Формирование осознанной позиции, необходимой для выбора образовательной траектории и будущей профессиональной реализации.
Система управления и организации контроля за выполнением Программы
Директор МАОУ ДО ЦДТ
Куратор Целевой модели наставничества
Форма наставничества «Педагог – обучающийся».
Мониторинг и оценка результатов реализации программы наставничества
1. Оценка качества процесса реализации программы наставничества.
2. Оценка мотивационно-личностного, компетентностного, профессионального роста участников, динамика образовательных результатов.
Механизмы мотивации и поощрения наставников
· Организация и проведение фестивалей, конференций наставников на уровне учреждения.
· Выдвижение лучших наставников на конкурсы и мероприятия на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.
· Создание специальной рубрики «Наши наставники» на сайте учреждения.
· Создание на сайте методической копилки с программами наставничества.
· Награждение грамотами ЦДТ «Лучший наставник».
1. Пояснительная записка
Актуальность разработки программы наставничества заключается в том, что программа наставничества создает новую плодотворную среду, в которой раскрывается потенциал всех участников образовательного процесса: педагогов, обучающихся.
Целью внедрения Программы наставничества является раскрытие потенциала каждого наставляемого, формирование жизненных ориентиров у обучающихся, ценностей и активной гражданской позиции наставляемого.
Задачи Программа наставничества
— помощь в реализации потенциала обучающегося, улучшении образовательных, творческих или спортивных результатов;
— развитие лидерских, организационных, коммуникативных навыков и метакомпетенций;
— оказание помощи в адаптации к новым условиям среды, создание комфортных условий к обучению;
— создание условий для осознанного выбора профессии и формирование потенциала для построения успешной карьеры ;
— разносторонняя поддержка обучающегося с особыми образовательными или социальными потребностями.
Срок реализации программы
Данная программа наставничества МАОУ ДО ЦДТ рассчитана на 1 год.
Применяемые формы наставничества и технологии
При реализации программы наставничества используются следующие типы наставничества:
Исходя из потребностей МАОУ ДО ЦДТ в данной Программе наставничества рассматривается форма наставничества «Педагог – обучающийся».
2. Содержание программы
Основные участники программы и их функции
В Программе наставничества выделяется три главные роли:
1. Наставляемый – участник программы, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные задачи, личные и профессиональные, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции.
2. Наставник – участник программы, имеющий успешный опыт в достижении жизненного результата, личностного и профессионального, способный и готовый поделиться этим опытом и навыками, необходимыми для поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.
3. Куратор – сотрудник образовательной организации, который отвечает за организацию всего цикла программы наставничества. К направлениям деятельности куратора относится:
· Формирование базы наставников и наставляемых.
· Организация обучения наставников (в том числе привлечение экспертов для проведения обучения).
· Контроль процедуры внедрения целевой модели наставничества.
· Контроль проведения программ наставничества.
· Участие в оценке вовлеченности обучающихся в различные формы наставничества.
· Решение организационных вопросов, возникающих в процессе реализации модели.
· Мониторинг результатов эффективности реализации Целевой модели наставничества.
Реализация наставнической программы происходит через работу куратора с двумя базами: базой наставляемых и базой наставников.
Формирование базы наставляемых:
ü из числа обучающихся:
· проявивших выдающиеся способности;
· с ограниченными возможностями здоровья;
· попавших в трудную жизненную ситуацию;
· имеющих проблемы с поведением;
· не принимающих участие в жизни ЦДТ, отстраненных от коллектива.
Формирование базы наставников из числа:
· педагогов, готовых помочь обучающимся в решении образовательных, спортивных, творческих и адаптационных задач.
База наставляемых и база наставников может меняться в зависимости от потребностей Учреждения в целом и от потребностей участников образовательных отношений: педагогов, обучающихся и их родителей (законных представителей).
Механизм реализации Программы наставничества
Реализация программы осуществляется в ходе следующих этапов
Подготовка условий для запуска Программы наставничества
1. Создание благоприятных условий для запуска программы.
2. Сбор предварительных запросов потенциальных наставляемых.
3. Выбор аудитории для поиска наставников.
4. Информирование и выбор форм наставничества.
5. Информационная работа, направленная на привлечение внешних ресурсов к реализации программы.
Дорожная карта реализации наставничества.
Формирование базы наставляемых
1. Выявление конкретных проблем обучающихся ЦДТ, которые можно решить с помощью наставничества.
2. Сбор и систематизация запросов от потенциальных наставляемых.
Сформированная база наставляемых с картой запросов
Формирование базы наставников
Работа по формированию базы из числа:
● педагогов, заинтересованных в оказании помощи обучающимся в образовательных, спортивных, творческих и адаптационных вопросах
Сформированная база наставников
Отбор и обучение наставников
1. Выявление наставников, входящих в базу потенциальных наставников, подходящих для конкретной программы.
2. Обучение наставников для работы с наставляемыми.
1.Заполненные анкеты в письменной свободной
форме всеми потенциальными наставниками.
2.Собеседование с наставниками.
Формирование наставнических пар/групп
1. Проведение общей встречи с участием все отобранных наставников и всех наставляемых в любом формате.
2. Зафиксировать сложившиеся пары в специальной базе куратора.
Сформированные наставнические пары / группы, готовые
продолжить работу в рамках программы
Организация хода наставнической программы
Закрепление гармоничных и продуктивных отношений в наставнической паре/группе так, чтобы они были максимально комфортными, стабильными и результативными для обеих сторон.
Работа в каждой паре/группе включает:
· пробную рабочую встречу,
· комплекс последовательных встреч,
● сбор обратной связи от наставляемых – для мониторинга динамики влияния программы на наставляемых;
● сбор обратной связи от наставников, наставляемых и кураторов – для мониторинга эффективности реализации программы.
Завершение программы наставничества
1.Подведение итогов работы каждой пары/группы.
2. П одведение итогов программы школы.
3. Публичное подведение итогов и
Собраны лучшие наставнические практики.
Характеристика участников формы наставничества «Педагог – обучающийся»
Опытный педагог, мастер своего дела, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самосовершенствования и самореализации наставляемого. Обладает лидерскими, организационными и коммуникативными навыками, создает комфортные условия для решения конкретных психолого-педагогических и коммуникативных проблем. Наставник способен стать для наставляемого человеком, который окажет комплексную поддержку на пути социализации, взросления, поиска индивидуальных жизненных целей и способов их достижения, в раскрытии потенциала и возможностей саморазвития и профориентации. В качестве наставника выступают педагоги дополнительного образования. Наставник может привлекать консультантов из числа педагогов для успешного выполнения своей программы наставничества.
Обучающийся, демонстрирующий высокие образовательные результаты, победитель региональных соревнований, конкурсов, обладающий лидерскими и организаторскими качествами, нетривиальностью мышления, лидер группы, принимающий активное участие в жизни ЦДТ (конкурсы, театральные постановки, общественная деятельность), которому сложно раскрыть свой потенциал либо испытывающему трудности коммуникации. Обучающийся с особыми образовательными потребностями, имеющий низкую информированность о перспективах самостоятельного выбора векторов творческого развития, карьерных и иных возможностей.
Демонстрирует низкую мотивацию к обучению и саморазвитию, имеет проблемы с поведением, испытывает трудности с адаптацией в коллективе. Социально или ценностно дезориентированный обучающийся, демонстрирующий отсутствие осознанной позиции, необходимой для выбора образовательной траектории и будущей профессиональной реализации, не принимающий участия в жизни ЦДТ, отстраненный от коллектива, не имеющий активной гражданской позиции, низкий уровень сформированности ценностных и жизненных позиций и ориентиров.
Варианты наставничества «Педагог – обучающийся»
Психоэмоциональная поддержка с адаптацией в коллективе или развитием коммуникационных, творческих навыков, формирование жизненных ориентиров у обучающегося, формирование ценностей и активной гражданской позиции.
Психологическая поддержка, раскрытие и развитие творческого потенциала наставляемого, совместная работа над проектом, участие в конкурсах, фестивалях, акциях.
«Педагог–ребенок с ОВЗ,/ребенок-инвалид»
Создание условий для осознанного выбора оптимальной образовательной траектории, повышение мотивации к обучению и улучшение образовательных результатов обучающегося, развитие его творческих и коммуникативных навыков, адаптация в коллективе.
Планируемые результаты реализации Программы наставничества
1. Рост мотивации к обучению и саморазвитию обучающихся.
2. Увеличение доли обучающихся, участвующих в конкурсах, акциях, фестивалях, конференциях.
3. Снижение проблем адаптации в новом коллективе (группе, объединении): психологические, организационные и социальные.
4. В ключение в систему наставнических отношений обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
5. Рост числа обучающихся, прошедших профориентационные мероприятия.
6. Формирование осознанной позиции, необходимой для выбора образовательной траектории и будущей профессиональной реализации.
7. Формирование активной гражданской позиции обучающихся.
Критерии оценки результативности реализации Программы наставничества
Доля обучающихся, которые чувствуют себя комфортно
Отношение количества обучающихся ответивших «да» к общему количеству обучающихся
Доля обучающихся, проявивших свои способности и умения, участвовали в конкурсах, соревнованиях
Отношение количества обучающихся, участвовали в конкурсах, соревнованиях к общему количеству обучающихся
Доля обучающихся, которые приобрели конкретные умения и навыки
Отношение количества обучающихся, которые приобрели конкретные умения и навыки к общему количеству обучающихся
3. Мониторинг и оценка результатов реализации Программы наставничества
Мониторинг процесса реализации Программы наставничества понимается как система сбора, обработки, хранения и использования информации о программе наставничества и/или отдельных ее элементах.
Организация систематического мониторинга Программы наставничества дает возможность четко представлять, как происходит процесс наставничества, какие происходят изменения во взаимодействиях наставника с наставляемым (группой наставляемых), а также какова динамика развития наставляемых и удовлетворенности наставника своей деятельностью.
Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных этапов:
1. оценка качества реализации программы наставничества;
2.ºоценка мотивационно-личностного, компетентностного, профессионального роста участников, динамика образовательных результатов.
Этап 1. Первый этап мониторинга направлен на изучение (оценку) качества реализуемой программы наставничества, ее сильных и слабых сторон, качества совместной работы пар или групп «наставник-наставляемый».
Мониторинг помогает, выявить соответствие условий организации программы наставничества требованиям и принципам модели, отследить важные показатели качественного изменения образовательной организации, реализующей программу наставничества, динамику показателей социального благополучия внутри образовательной организации, профессиональное развитие педагогического коллектива в практической и научной сферах.
1) оценка качества реализуемой программы наставничества;
2)ºоценка эффективности и полезности программы как инструмента повышения социального и профессионального благополучия внутри образовательной организации и сотрудничающих с ней организаций или индивидов.
· сбор и анализ обратной связи от участников (метод анкетирования);
· обоснование требований к процессу реализации программы наставничества, к личности наставника;
· контроль хода программы наставничества;
· описание особенностей взаимодействия наставника и наставляемого (группы наставляемых);
· определение условий эффективной программы наставничества;
· контроль показателей социального и профессионального благополучия.
По результатам опроса в рамках первого этапа мониторинга будет предоставлен SWOT-анализ реализуемой программы наставничества. Сбор данных для построения SWOT-анализа осуществляется посредством анкеты. Анкета содержит открытые вопросы, закрытые вопросы, вопросы с оценочным параметром.
SWOT-анализ проводит куратор программы.
Результатом успешного мониторинга будет аналитика реализуемой программы наставничества, которая позволит выделить ее сильные и слабые стороны, изменения качественных и количественных показателей социального и профессионального благополучия, расхождения между ожиданиями и реальными результатами участников программы наставничества.
Этап 2. Второй этап мониторинга позволяет оценить: мотивационно-личностный и профессиональный рост участников программы наставничества; развитие метапредметных навыков и уровня вовлеченности обучающихся в образовательную деятельность; качество изменений в освоении обучающимися дополнительных общеобразовательных программ; динамику образовательных результатов с учетом эмоционально-личностных, интеллектуальных, мотивационных и социальных черт участников.
Основываясь на результатах данного этапа, можно выдвинуть предположение о наличии положительной динамики влияния программ наставничества на повышение активности и заинтересованности участников в образовательной и профессиональной деятельности, о снижении уровня тревожности в коллективе, а также о наиболее рациональной и эффективной стратегии дальнейшего формирования пар «наставник-наставляемый».
Соответственно, все зависимые от воздействия программы наставничества параметры фиксируются дважды (таблица 2).
Цели мониторинга влияния программ наставничества на всех участников.
1. Оценка изучаемых личностных характеристик участников программы.
2. Оценка динамики характеристик образовательного процесса (оценка качества изменений в освоении обучающимися дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ).
· научное и практическое обоснование требований к процессу организации программы наставничества, к личности наставника;
· экспериментальное подтверждение необходимости выдвижения описанных в целевой модели требований к личности наставника;
· определение условий эффективной программы наставничества;
· анализ эффективности предложенных стратегий образования пар и внесение корректировок во все этапы реализации программы в соответствии с результатами;
· сравнение характеристик образовательного процесса на «входе» и «выходе» реализуемой программы;
· сравнение изучаемых личностных характеристик (вовлеченность, активность, самооценка, тревожность и др.) участников программы наставничества на «входе» и «выходе» реализуемой программы.
4. Механизмы мотивации и поощрения наставников
К числу лучших мотивирующих наставника факторов можно отнести поддержку системы наставничества на уровне учреждения, общественном, муниципальном и государственном уровнях; создание среды, в которой наставничество воспринимается как почетная миссия, где формируется ощущение причастности к большому и важному делу, в котором наставнику отводится ведущая роль.
Мероприятия по популяризации роли наставника.
· Организация и проведение фестивалей, конференций наставников на уровне учреждения.
· Выдвижение лучших наставников на конкурсы и мероприятия на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.
· Создание специальной рубрики «Наши наставники» на сайте учреждения.
· Создание на сайте методической копилки с программами наставничества.
· Награждение грамотами ЦДТ «Лучший наставник».
Предоставлять наставникам возможности принимать участие в формировании предложений, касающихся развития ЦДТ.