использование современных форм организации работы по фэмп с учетом фгос педсовет
Презентацию к педагогическому совету «Использование инновационных технологий в организации работы по ФЭМП с учетом ФГОС»
Описание презентации по отдельным слайдам:
ПОДГОТОВИЛА: Ст. воспитатель Неделько О.Н. Педсовет №4 «Использование инновационных технологий в организации работы по ФЭМП с учетом ФГОС ДО»
«Чтобы переварить знания. Надо поглощать их с аппетитом» А.Франс
Актуальность проблемы логико- математического развития Математика — это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяют возрастающую роль математического развития подрастающего поколения. Проблема формирования и математического развития детей является одной из актуальных в системе дошкольного воспитания Логическое мышление у детей не развивается за несколько недель и даже месяцев. Этот процесс захватывает весь период взросления, но уже в дошкольном возрасте можно активно тренировать способности ребенка логически мыслить. В дошкольном возрасте закладываются способности к логическому мышлению, что будет способствовать усвоению программы по математике в процессе школьного обучения
Выступление воспитателя Кудряшоой Натальи Ивановны «Современные требования к математическому развитию детей дошкольного возраста»
Итоги тематической проверки «Организация работы ДОУ по познавательному развитию (ФЭМП)»
Требования к занятиям по ФЭМП Важнейшим средством формирования у дошкольников высокой математической культуры, активизации обучения математике является эффективная организация и управление учебной деятельностью дошкольников в процессе решения различных математических задач. Обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления.
Какие общедидактические принципы лежат в основе методики обучения ФЭМП? Систематичность (знания даются детям в строго определённой системе и при этом новый материал должен быть доступен детям.) Последовательность (каждая новая большая программная задача дробится на более мелкие) Постепенность (при переходе от одной программной задачи к другой очень важно постоянно возвращаться к пройденному материалу. Этим обеспечивается правильное усвоение материала.) Индивидуальный подход (необходимо учитывать способности каждого ребенка и, исходя из этого, подбирать нужные задания)
Выступление воспитателя Ивановой Ольги Семеновны «Организация индивидуальной работы с детьми по ФЭМП»
Использование инновационных технологий по ФЭМП Педагогические технологии Использование учебно- игрового пособия Использование ИКТ Использование проектных технологий
В процессе разнообразных действий с логическими блоками Дьенеша (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.) дети овладевают различными мыслительными умениями, важными, как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития.
Кубики Никитина развивают логику, воображение, пространственное мышление В наборе 16 одинаковых кубиков, и брошюрка со схемами. Игра заключается в выкладывании рисунков и симметричных узоров.
Выступление воспитателя Шариповой Айгуль Хамзиевны проект по математическому развитию детей средней группы №7
Итоги смотра- конкурса «Лучший математический уголок ДОУ Группа Количество баллов Подготовительная группа №2 156 Младшая группа №6 147 Старшая группа №3 137 Средняя группа №5 124 Старшая группа №4 129
Смотр- конкурс «Лучший математический уголок ДОУ»
Задание №1 «Вопрос- ответ» Из скольких разделов по ФЭМП состоит программа каждой возрастной группы? Назовите их. Какие общедидактические принципы лежат в основе методики обучения ФЭМП? Методы и приемы – это одно и то же? Назовите методы, используемые на занятиях по ФЭМП Каков основной метод обучения детей математике в младшей группе Назовите приемы, используемые на занятиях по ФЭМП Назовите два способа, которые лежат в основе сравнения предметов Свойства предмета, характеризующее его размер? С какой целью можно применять палочки Х. Кюзенера? В чём заключается методика Дьенеша? Какие цели преследуют при работе с кубиками Никитина?
Спасибо за внимание!
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Воспитание детей дошкольного возраста
Курс повышения квалификации
Деятельность классного руководителя по реализации программы воспитания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1643298
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Учителя Кубани смогут получить миллион рублей на взнос по ипотеке
Время чтения: 1 минута
В России предложили учредить День семейного волонтерства
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Комиссия РАН призвала отозвать проект новых правил русского языка
Время чтения: 2 минуты
ОНФ проверит качество охраны в российских школах
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Консультация по формированию элементарных математических представлений
«Использование современных форм организации работы по ФЭМП с учетом ФГОС ДО»
Подготовила: Вьюшковаа Л. В.
воспитатель первой квалификационной категории
Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности ».
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию, это документ, который обязаны реализовывать все дошкольные образовательные организации Содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами программы и может реализовываться в различных видах деятельности:
двигательной; игровой; коммуникативной; познавательно – исследовательской; восприятие художественной литературы и фольклора; элементарной трудовой деятельности; конструированию из различных материалов; изобразительной; музыкальной.
Рассмотрим подробнее образовательную область «Познавательное развитие», а именно «Формирование элементарных представлений у дошкольников»
С учѐтом Федерального государственного образовательного стандарта к структуре общеобразовательной программы, она подразумевает развитие у детей в процессе различных видов деятельности внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, а также способностей к умственной деятельности, умение элементарно сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать простейшие причинно – следственные связи. Большое значение в умственном воспитание детей имеет развитие элементарных математических представлений. Таким образом, актуальностью программы является математика. Сегодня, а тем более, завтра, математика необходима огромному числу людей различных профессий. Для умственного развития детей, существенное значение имеет приобретение математических представлений, которые активно влияют на формирование умственной деятельности.
Все полученные знания и умения закрепляются в дидактических играх. Дидактическая игра требует усидчивости, использование мыслительного процесса, в игре ребенок легко раскрывает свои творческие способности, осваивает новые знания, развивает наблюдательность, учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности.
Традиционными направлениями формирования элементарных математических представлений у дошкольников являются: количество и счѐт, величина, форма, ориентировка во времени, ориентировка в пространстве. В организации работы по ознакомлению детей с количеством, величиной, цветом, формой предметов выделяется несколько этапов, в ходе которых последовательно решается ряд общих дидактических
— овладение математической терминологией;
— развитие познавательных интересов и способностей,
— графических умений и навыков,
— общих приемов умственной деятельности.
1. Доступность – соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
2. Непрерывность – на сегодняшнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа.
3. Целостность – формирование у дошкольников целостного представления о математике.
6. Преемственность – обучение продолжается в начальной школе. Для развития познавательных способностей и познавательных интересов у дошкольников педагоги используют следующие методы:
элементарный анализ (установление причинно-следственных связей); сравнение;
метод моделирования и конструирования;
решение логических задач;
экспериментирование и опыты;
В зависимости от педагогических задач и совокупности применяемых методов, занятия с воспитанниками могут проводится в различных формах: организованная образовательная деятельность (фантазийные путешествия, игровая экспедиция, занятие-детектив; интеллектуальный марафон, викторина; КВН, презентация, тематический досуг) демонстрационные опыты; сенсорные праздники на основе народного календаря; театрализация с математическим содержанием; обучение в повседневных бытовых ситуациях; беседы; самостоятельная деятельность в развивающей среде.
Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является – игра. Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, поможет в развитии познавательных способностей дошкольника. Такой игрой являются дидактическая игра.
Дидактические игры по формированию математических представлений можно разделить на следующие группы.
1. Игры с цифрами и числами
2. Игры путешествия во времени
3. Игры на ориентировку в пространстве
4. Игры с геометрическими фигурами.
5. Игры на логическое мышление.
В дидактических играх ребѐнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступный ему анализ и синтез, делает обобщения. Дидактические игры необходимы в обучении и воспитании детей дошкольного возраста.
Таким образом, дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой воспитанники глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление; она является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством формирования у детей различных качеств, умений, навыков. Также условием успешной реализации программы по формированию элементарных математических представлений является организация развивающей предметно – пространственной среды в возрастных группах.
Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта развивающая предметно – предметно – пространственная среда должна быть:
В конце каждого занятия или игры проводится рефлексия: Какое предложение каждый из вас продолжит:
сегодня я узнал…было интересно…было трудно…я выполнял задания…
я понял, что…теперь я могу…я почувствовал, что…приобрел…я научился…
у меня получилось …я смог…я попробую…меня удивило.
Сегодня воспитателю необходимо так выстраивать образовательную деятельность в детском саду, чтобы каждый ребёнок активно и увлеченно занимался. Предлагая детям задания математического содержания, необходимо учитывать, что их индивидуальные способности и предпочтения будут различными и поэтому освоение детьми математического содержания носит сугубо индивидуальный характер.
Овладение математическими представлениями будет эффективным и результативным только тогда, когда дети не видят, что их чему-то учат. Им кажется, что они только играют. Не заметно для себя в процессе игровых действий с игровым материалом считают, складывают, вычитают, решают логические задачи.
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.»
Сценарий педагогического совета на тему: «Использование инновационных технологий в организации работы по ФЭМП с учетом ФГОС»
«Использование инновационных технологий в организации работы по ФЭМП с учетом ФГОС»
«Чтобы переварить знания.
Надо поглощать их с аппетитом»
Эти слова принадлежат не специалисту в области дошкольной дидактики, а французскому писателю Анатолю Франсу, и с ним трудно не согласиться.
Все педагоги, родители знают что математика — это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребёнка в дошкольном возрасте зависит его успешность обучения математике в начальной школе. Почему же многим детям так трудно дается математика не только в начальной школе, но уже и сейчас, в период подготовки к учебной деятельности? Почему большой процент дошкольников затрудняются логически мыслить, анализировать, обобщать? Какие формы работы использовать в работе с детьми? На эти и многие другие вопросы попробуем сегодня ответить.
Выступление старшего воспитателя
Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяют возрастающую роль математического развития подрастающего поколения. Проблема формирования и математического развития детей является одной из актуальных в системе дошкольного воспитания.
В последнее десятилетие возникли тревожные тенденции, а именно: в системе образовательной работы детских садов стали использоваться школьные формы и методы обучения, что не соответствует возрастным особенностям детей, их восприятию, мышлению, памяти. Справедливо критикуется возникающий на этой основе формализм в обучении, завышение требований. И самое главное, происходит искусственное сдерживание темпов развития одних детей и невнимание к затруднениям других детей.
Казалось бы, готовые знания ребенок должен запомнить и использовать в нужное время и в нужном месте, но этого не происходит, такие знания воспринимаются детьми формально. Например, вопрос, требующий проявления сообразительности, творчества, может поставить ребенка в тупик.
Главная задача педагога и родителя в интеллектуальном развитии ребенка – не навязывать готовых знаний, а указать пути их приобретения, сделать процесс познания математических понятий и закономерностей более гибким, а итог результативным.
Какие эффективные, но вместе с тем и щадящие средства воспитания и обучения необходимо избирать при формировании у детей элементарных математических представлений и развитии их мышления?
Ученые утверждают, что способность человека к переработке информации на 60% формируется уже к 5-6 годам. Знания, которые даются в занимательной форме, в форме игры, усваиваются детьми быстрее и легче. Однако игра, затянутая по времени, лишенная эмоционального накала может принести даже вред, так снижает интерес ребенка к играм и самому процессу обучения. Мы не всегда учитываем особенности мышления ребенка дошкольного возраста.
Характерное для ребенка 3-5 лет наглядно-действенное мышление (т. е. Мышление, активизирующееся в процессе деятельности) имеет в своей основе развитую сенсорику, реализующуюся в процессе действий с предметами. В результате у ребенка формируются определенные представления и понятия.
Для детей 6 года жизни характерно наглядно-образное мышление. Наглядно-образный стиль мышления характеризуется тем, что для его активизации необходимы наглядный образ, модель, отражающая существенные черты объекта или всех объектов, объединенных данным понятием.
И только к 7 годам у ребенка формируется абстрактное мышление.
И поэтому педагоги все больше используют в работе игровой занимательный материал. Мы все чаще говорим о том, что современные дети другие, не такие как были еще несколько лет назад, а значит, что мы должны находить новые методы работы с детьми, современные требования к формированию у детей элементарных математических представлений тоже изменились. А вот какие они, современные требования, нам расскажет воспитатель Кудряшова Наталья Ивановна.
Итоги тематической проверки. (см аналитическую справку по итогам тематической проверки)
Важнейшим средством формирования у дошкольников высокой математической культуры, активизации обучения математике является эффективная организация и управление учебной деятельностью дошкольников в процессе решения различных математических задач. Обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей : логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления.
Какие общедидактические принципы лежат в основе методики обучения ФЭМП?
Систематичность (знания даются детям в строго определённой системе и при этом новый материал должен быть доступен детям.)
Последовательность (каждая новая большая программная задача дробится на более мелкие)
Постепенность (при переходе от одной программной задачи к другой очень важно постоянно возвращаться к пройденному материалу. Этим обеспечивается правильное усвоение материала.)
Индивидуальный подход (необходимо учитывать способности каждого ребенка и, исходя из этого, подбирать нужные задания)
2) развивающие – что развивать, закреплять :
— развивать умение слушать, анализировать, умение видеть самое главное, существенное, развитие осознанности,
Основные ошибки, встречающиеся во время образовательной деятельности по ФЭМП:
Многословие, неточность в постановке вопросов.
Однообразие наглядного материала, заданий.
Неверное расположение материала.
Использование неэстетичного наглядного материала, не отвечающего педагогическим требованиям.
Чтобы образовательная деятельность давала хорошие результаты к ООД необходимо тщательно готовиться :
— продумать программное содержание и соотнести с уровнем развития детей, с уровнем их знаний,
— подобрать РАЗНООБРАЗНЫЙ материал,
— продумать формы организации деятельности детей
Всё занятие по ФЭМП строится на наглядности. Что значит сделать обучение наглядным?
Мы используем два вида наглядного материала это :
— демонстрационный материал, который используется на фланелеграфе, на магнитной доске и т. д.
— раздаточный, мелкий материал, который раздаётся каждому ребёнку.
И демонстрационный, и раздаточный материал должен быть художественно оформлен, отвечать эстетическим требованиям : привлекательность имеет огромное значение– с красивыми пособиями детям интереснее играть. А чем ярче и глубже детские эмоции, тем полнее взаимодействие чувственного и логического мышления, тем более интенсивно проходит ОД, и более успешно усваиваются детьми знания.
Материала должно быть в достаточном количестве на каждого ребёнка + запасной материал. Материал должен быть различным на каждом занятии. Материал должен быть понятен детям (заяц должен быть зайцем, шишка – шишкой, морковка – морковкой)
Речь должна быть грамотной и в отношении грамматики, и в отношении математики.
Одной из универсальных технологий является технология Х. Кюизенера, бельгийского математика, палочки Кюизенера. Это пособие также называют цветными числами.
Основными особенностями данного дидактического материала являются абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Преимущественно палочки используются в предматематической подготовке, но находят своё применения и в другом – эксперементировании (в качестве объекта эксперементирования или средства измерения, в конструировании (в качестве материала для выкладывания плоских изображений или объёмных построек, в сюжетно – ролевых играх (в качестве предмета заместителя)
Игровой набор состоит из 16 кубиков, одинаковых по размеру, длина одного ребра составляет 3 см. Все грани каждого кубика обязательно окрашены по-разному, в 4 цвета. По форме стороны также различны (треугольники и квадраты). Сами кубики можно не только приобрести в магазине, но и довольно легко изготовить самостоятельно, используя соответствующую литературу.
Из такого количества кубиков можно сложить просто невероятное количество самых разнообразных узоров. Сперва ребенку дается задание выложить определенный рисунок, затем обратная задача – нарисовать картинку, которую образуют кубики и, наконец, последнее – придумать и составить новое изображение самостоятельно, при этом объяснив, что на нем. Сначала дети начинают играть лишь с 2-4 кубиками одновременно, постепенно вовлекая в игру все новые картинки.
К инновационным технологиям относится и проектная деятельность и сейчас воспитатель Шарипова Айгуль Хамзиевна представит нам свой проект по математике в средней группе. И конечно же, к инновационным технологиям относится применение ИКТ.
Из скольких разделов по ФЭМП состоит программа каждой возрастной группы? Назовите их. (5-количество и счет, величина, форма, ориентировка в пространстве, времени).
Какие общедидактические принципы лежат в основе методики обучения ФЭМП? (систематичность, последовательность, постепенность, индивидуальный подход).
Методы и приемы – это одно и то же? (Нет).
Назовите методы, используемые на занятиях по ФЭМП (словесные, наглядные, игровые, практические).
Каков основной метод обучения детей математике в младшей группе (наглядный)
Назовите приемы, используемые на занятиях по ФЭМП (рассказ, беседа, вопросы, описание, показ предметов и действий, игры, упражнения и экспериментирование)
Свойства предмета, характеризующее его размер?
С какой целью можно применять палочки Х. Кюзенера?
(знакомство с понятием числа, состава числа, счёт)
В чём заключается методика Дьенеша?
(Знакомство с геометрическими фигурами и их свойствами.)
Какие цели преследуют при работе с кубиками Никитина?
(тренировка в развитии цветоощущения и сообразительности)
В конце учебного года воспитатель средней группы поставила перед детьми игрушки: елочку, матрешку, грибок, кубик.
Вызванный ребенок так считал: “Елочка одна, грибок один и еще кубик один”.
На вопрос “сколько всего игрушек”, ребенок не смог ответить.
Правильно ли считал ребенок? Усвоил ли он счет до пяти?
Правильно ли подобрал воспитатель для закрепления навыков счёта игрушки?
В какой возрастной группе был бы удачен подбор таких игрушек?
Воспитатель приносит на подносе много новых красивых машинок спрашивая детей: “Сколько у меня машин?”.
Дети отвечают: “Много”.
Воспитатель подходит к детям и дает каждому в руки одну машину, затем спрашивает Сашу: “Сколько я тебе дала машин?”. Мальчик внимательно рассматривает машину, проводит пальцем по колесам, кабине, катает ее, на вопрос не отвечает. Другие дети также не ответили на вопрос воспитателя, их внимание было сосредоточено на действиях с машинами.
Почему дети не отвечали на вопросы воспитателя?
Какие ошибки были допущены воспитателем?
Как нужно правильно организовать это занятие?
Примерный перечень пословиц:
• Один ум хорошо, а два – лучше.
• За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
• Старый друг лучше новых двух.
• Знать, как свои пять пальцев.
• Семь бед – один ответ.
• Семеро одного не ждут. И т.д.
А теперь вспомним сказки, в которых упоминаются числа.
Задание №4 «Игры с учебно- игровыми пособиями»
Обе команды должны выполнить задания с учебно- игровыми пособиями.
Задание №5 «Кроссворд»
Приём установления равенства групп предметов
То, что нас окружает
Геометрическая фигура плоскостная
Единица измерения длины
Графическое выражение числа
Геометрическая фигура объемная
Условная единица измерения
Плоскостная геометрическая фигура
Единица измерения длины
Структурная часть арифметической задачи
Графическое выражение числа
Совокупность групп предметов
То, что нас окружает
Подведение итогов игры- викторины.
4 Познавательная страничка «Математические неожиданности»
ЛИСТ МЕБИУСА Относится к числу «математических неожиданностей».
Открыть свой лист Мебиусу помогла служанка, сшившая неправильно концы ленты.
Нужно склеить из бумажной полоски кольцо, только перед склеиванием повернуть один конец на 180 гр.
1.У листа Мебиуса одну сторону начните постепенно окрашивать в какой – нибудь цвет и постепенно обнаружите, что он весь полностью закрашен.
2.Попробуйте разрезать лист Мёбиуса по его средней линии. Нормальное кольцо распадётся. А лист Мёбиуса превратится в одно перекрученное кольцо и будет оно двухсторонним.
Математика-один из самых сложных учебных предметов в школе. Об этом говорят и родители, и учителя, и сами ученики. А дошкольники? Они не знают, что математика-трудная дисциплина. И не должны узнать об этом никогда. Наша задача-научить ребенка постигать математику с интересом и удовольствием и всегда верить в свои силы.
Рефлексия. Игровое упражнение “Ромашка”.