использование титула dominus в отношении главы римского государства характерно для периода
Движение к новому государственному строю
Основатель Римской империи Август считал, что император является лишь первым гражданином — принцепсом. Во времена его правления власть главы государства опиралась на традиционные республиканские формы. Их организационные недостатки компенсировались личной властью императора.
Причиной свержения Калигулы и Нерона стало их притязание на установление абсолютной монархии. Домициан, последний из династии Флавиев, вполне осознанно продолжал развивать Римскую империю в том же направлении. Он постарался максимально затруднить доступ к своей особе, а также сделал придворный этикет более сложным.
Но после его убийства быстрое продвижение к доминанту замедлилось. Это связано с приходом к власти пяти императоров, которых народ считал добрыми. В период с 96 по 180 год правители империи избирались по результатам голосования. Все императоры, начиная Нервой и заканчивая Марком Аврелием, были авторитарными правителями, но при этом часто обращались за помощью к сенату.
Заложенные Траяном и Нервой традиции управления империей были нарушены после прихода к власти Коммода — сына Марка Аврелия. В 180—192 годах важное значение приобретает церемониал. Следующим шагом на пути к доминусу стали гражданские войны 193—197 годов. Септимий Север в борьбе за власть с другими претендентами сделал ставку на армию, полностью игнорируя сенат.
Именно во время правления этого военного режима начинают появляться первые признаки домината, а сенат лишился возможности устанавливать законы и влиять на управление финансами. Для появления нового государственного строя оставалось сделать один шаг.
Особиности доминанта
Доминат стал следующей формой правления после принципата. Он характеризуется установлением полной монархии. Новый государственный строй был утвержден императором Диоклетианом правившим страной в 294—305 годах. Историки называют III—V вв. эпохой поздней империи. Само же понятие «доминат» появилось благодаря привычному для тех времен обращению к правителю — dominus et deus (господин и бог).
Как только Диоклетиан пришел к власти, он сделал все возможное для установления абсолютной монархии. Уже в самом начале его правления в Римской империи исчезли институты власти старого образца, а государство управлялось несколькими инстанциями, имевшими сильное влияние.
К ним относились:
Этими инстанциями руководили генералы, назначавшиеся лично императором и находящиеся под его полным контролем. Диоклетиан принял решение выделить в особый класс всех чиновников. В результате они стали выгодно отличаться от остального населения империи:
Основные сходства и различия между принципатом и доминатом можно свести в таблицу. Она поможет школьникам лучше разобраться с этими режимами.
Объект сравнения | Принципат | Доминат |
Время существования | С 27 года до н. э. по III столетие н. э. | Конец III столетия н. э. — 476 г. |
Статус императора | Первый среди граждан государства | Правитель провозглашается господином |
Форма правления | Монархия с внешними признаками республики. Полисная система трансформируется в имперскую муниципально-провинциальную. Важную роль в управлении страной играет административный аппарат | Монархия, напоминающая восточные деспотии. Роль административного аппарата резко возрастает |
Экономика | Основой экономического производства является рабство в классическом понимании | Начинается процесс прикрепления крестьян к землям, активно развивается колонат, распространяется крупное землевладение |
Установленный во времена правления Диоклетиана строй нельзя назвать монархией в классическом понимании слова, так как отсутствует одна характерная черта этого общественного строя. Дело в том, что в Римской империи принцип наследования власти так и не был утвержден. Принадлежность претендента на трон к правящей династии была важным моментом, но не являлась основной характеристикой. Что касается культуры этого периода, то исследователи отмечают довольно серьезный кризис идей, который наиболее явно проявился в архитектуре.
Реформы Диоклетиана
Диоклетиан был сыном вольноотпущенника. Этому человеку, несмотря на его низкое происхождение, удалось добиться абсолютной власти в одном из самых могущественных государств того времени. При этом он смог оказать значительное влияние на всю дальнейшую экономическую и политическую жизнь Римской империи. Среди основных реформ Диоклетиана стоит выделить:
V столетие стало периодом заката домината. После правления Феодосия I (379—395) императорская власть представляет собой вовсе печальное зрелище. Его дети в силу своего юного возраста не могли полноценно управлять страной и находились в полной власти советников. Все последующие императоры в большинстве случаев правили крайне слабо.
Учащимся для успешной сдачи экзамена необходимо кратко рассказать о процессе перехода к новой форме правления Римской империей, сформулировать определение домината и назвать его основные отличия от принципата.
Доминат
Домина́т (лат. dominātus «господство», от dominus «господин», «хозяин») — форма правления в Древнем Риме, пришедшая на смену принципату и установленная Диоклетианом (284—305 гг.). В доминат включают период тетрархии.
Словом «доминат» обычно обозначают период истории Древнего Рима с IV по VI века н. э. По-иному этот период может называться «поздней античностью», «поздней империей». Термин «доминат» происходит от обычного для того времени обращения к императору — Dominus et deus noster sic fueri iubet (буквально «господин и бог» (dominus et deus)). Впервые так себя назвал Домициан.
Если в конце I века подобная претензия императора была встречена римлянами весьма враждебно, то в конце III века термин dominus был воспринят обществом довольно спокойно.
Слово dominus также может переводиться как «государь».
Доминат стал следующей фазой постепенной трансформации Римской республики в абсолютную монархию — с неограниченной властью императора. В период принципата старые республиканские институты сохранялись и формально продолжали функционировать, а глава государства — принцепс («первый») — считался лишь первым гражданином республики.
Основоположником системы домината обычно считается император Диоклетиан, хотя её предшественниками можно назвать и других императоров III века, в частности, Аврелиана. Диоклетиан установил при своём дворе обычаи, позаимствованные с Востока. Основным центром власти стал бюрократический аппарат, ориентированный на личность доминуса. Комитет, ведавший сбором налогов, при этом назывался комитетом «священных (то есть императорских) щедрот» (sacrarum largitionum).
Император издавал имперские законы, назначал чиновников всех уровней и многих офицеров армии, и, вплоть до конца IV века, носил титул главы коллегии понтификов.
Несмотря на усиление власти императора и ещё большей сакрализации его власти продолжали существовать некоторые республиканские традиции. Так, все ещё существовали такие старые республиканские магистратуры, как консулы и преторы — правда, являвшиеся в поздней античности лишь почетными титулами. Традиции римских народных собраний продолжали существовать в армии (римские армейские contiones), с которой императоры были вынуждены считаться.
Важной деталью, не позволяющей назвать режим домината классической монархией, являлось то, что принцип наследственности власти до конца так и не утвердился в Риме. Принадлежность к правящей династии была довольно важным аргументом в борьбе за власть, но не являлась обязательной характеристикой претендента, а императоры, чтобы обеспечить законную передачу власти своим потомкам, назначали их своими формальными соправителями ещё в детстве.
Римский доминат. Реформы императоров Диоклетиана и Константина. Падение Западной Римской империи
Домина́т (лат. dominātus «господство») — форма правления в Древнем Риме, пришедшая на смену принципату, установленная Диоклетианом (284—305 гг.). В доминат включают период тетрархии.
Словом «доминат» обычно обозначают период истории Древнего Рима с IV по VI века н. э. По-иному этот период может называться «поздней античностью». Полагают, что термин «доминат» происходит от обычного для того времени обращения к императору — «господин и бог» (dominus et deus). Слово dominus также может переводиться как «государь».
Доминат стал следующим этапом постепенной трансформации Римской республики в монархию с неограниченной властью императора. В период принципата старые республиканские институты сохранялись, и формально продолжали действовать, а глава государства, принцепс («первый») считался лишь первым гражданином республики.
В период домината сенат превращается в сословие с декоративными функциями [1] Основным титулом главы государства вместо «принцепс» (первый гражданин) и «император» (первоначально почётный титул военачальников) становится «август» («священный») и «доминус» («господин», что подразумевало, что все остальные являются его рабами).
Основателем системы домината обычно считается император Диоклетиан. Он установил при своём дворе обычаи, позаимствованные с Востока. Основным центром власти стал бюрократический аппарат, ориентированный на личность доминуса. Комитет, ведавший сбором налогов, при этом назывался комитетом «священных (то есть императорских) щедрот» (sacrarum largitionum).
Император принимал законы империи, назначал чиновников всех уровней и многих офицеров армии, и, вплоть до принятия империей христианства, носил титул главы коллегии понтификов.
Чиновники получают особую организацию. Им присваивается форма одежды. Для них устанавливаются привилегии. Они получают право на пенсию. Отсюда ведут свое начало титулы и некоторые церемонии, дипломатический ритуал и т. д.
Многое принадлежит здесь странам греческого мира: земельные описи и описи имущества, получившие распространение в Риме, а затем и во всей Европе; здесь зарождается печально известный институт продажи должностей; греческие города открыли институты «почетных граждан» и присвоения гражданам одного города почетных званий другого города.
В 395 году было произведено окончательное разделение Римской империи на две указанные части.
Константин продолжил экономические реформы Диоклетиана. Новая денежная реформа оказалась более удачной и привела к стабилизации денежного обращения. Упорядочение налогообложения еще более усилило прикрепление ремесленников к земле и профессии. Эдиктами Константина
ремесленные коллегии были превращены в наследственные, а постановлением (конституцией) «О беглых колонах» 332 года беглые колоны возвращались на свои участки и должны были работать закованными в цепи как рабы. Лица, укрывавшие беглых колонов, в наказание должны были выплачивать налоги за них.
В военной области профессия воина становилась наследственной. В армию стали широко привлекаться варвары, получавшие римское гражданство и возможность продвигаться по служебной лестнице вплоть до высших должностей.
12. Основные этапы развития римского права. Законы 12 таблиц как памятник цивильного права. Манципация. Нексум.
Манципа́ция (лат. mancipatio, от лат. manus — «рука» и лат. capio — «беру») — в римском праве акт фиксации перехода права собственности от одного лица к другому, при котором отчуждаемая вещь в присутствии пяти свидетелей и весовщика передавалась приобретателю при произнесении строго определённых словесных форм и выполнении обряда с весами с медным слитком.
Доминат
Словом «доминат» обычно обозначают период истории Древнего Рима с III по V века н. э. По-иному этот период может называться «поздней античностью», «поздней империей». Термин «доминат» происходит от обычного для того времени обращения к императору — Dominus et deus noster sic fueri iubet (буквально «господин и бог» — лат. dominus et deus). Впервые так себя назвал Домициан.
С не меньшей гордыней он начал однажды правительственное письмо от имени прокураторов такими словами: «Государь наш и бог повелевает (лат. Dominus et deus noster sic fueri iubet) …» — и с тех пор повелось называть его и в письменных и в устных сообщениях только так.
Если в конце I века подобная претензия императора была встречена римлянами весьма враждебно, то в конце III века термин dominus был воспринят обществом довольно спокойно.
Слово dominus также может переводиться как «государь».
Доминат стал следующей фазой постепенной трансформации Римской республики в абсолютную монархию — с неограниченной властью императора. В период принципата старые республиканские институты сохранялись и формально продолжали функционировать, а глава государства — принцепс («первый») — считался лишь первым гражданином республики.
В период домината римский сенат превращается в сословие с декоративными функциями. Основным титулом главы государства вместо «принцепс» («первый») и «император» (первоначально почётный титул военачальников) становится «август» (Augustus — «священный») и «домин» (Dominus — «господин», что подразумевало, что все остальные являются его подданными, оказываясь по отношению к нему на положении подвластных сыновей или рабов).
Основоположником системы домината обычно считается император Диоклетиан, хотя её предшественниками можно назвать и других императоров III века, в частности, Аврелиана. Диоклетиан установил при своём дворе обычаи, позаимствованные с Востока. Основным центром власти стал бюрократический аппарат, ориентированный на личность домина. Комитет, ведавший сбором налогов, при этом назывался комитетом «священных (то есть императорских) щедрот» (sacrarum largitionum).
Император издавал имперские законы, назначал чиновников всех уровней и многих офицеров армии, и, вплоть до конца IV века, носил титул главы коллегии понтификов.
Несмотря на усиление власти императора и ещё большей сакрализации его власти продолжали существовать некоторые республиканские традиции. Так, всё ещё существовали такие старые республиканские магистратуры, как консулы и преторы — правда, являвшиеся в поздней античности лишь почетными титулами. Традиции римских народных собраний продолжали существовать в армии (римские армейские contiones), с которой императоры были вынуждены считаться.
Важной деталью, не позволяющей назвать режим домината классической монархией, являлось то, что принцип наследственности власти до конца так и не утвердился в Риме. Принадлежность к правящей династии была довольно важным аргументом в борьбе за власть, но не являлась обязательной характеристикой претендента, а императоры, чтобы обеспечить законную передачу власти своим потомкам, назначали их своими формальными соправителями ещё в детстве.
Общественный и государственный строй Древнего Рима в период империи. Принципат, доминат
В истории римского государства различают три основных периода:
Общественный строй Древнего Рима
Установление военно-диктаторского режима, завершившее период гражданских войн, стабилизировало ситуацию в Риме, позволило преодолеть острый политический кризис. Рабовладельческий строй достигает кульминации в своем развитии. Закрепляются социальные изменения, происходившие в последние века существования республики, возникают новые классовые и социальные противоречия.
Наряду с этим развивается социальная и сословная дифференциация свободных. С развитием рабовладельческого строя и расширением государственных границ значительно вырос и укрепился класс рабовладельцев. Окончательно оформилось и сословное деление в нем:
Происходят изменения и в положении рабов, так как рабский труд как основа производства требовал постоянного притока новой рабской силы. Жестокое обращение с рабами, как и беспричинное убийство раба, запрещаются; поощряются семейные отношения рабов. Эти меры имели целью смягчение классовых антагонизмов. Но вместе с тем подавление сопротивления рабов остается важной задачей государства.
Пекулий – любое имущество господина, которое передано рабу в управление (вещи, другие рабы с пекулием, обязательство должника). Пекулий носил внедоговорной характер, передача вещей в пекулий оформлялась специальными счетами. Все приобретения рабов автоматически поступали в имущество господина. Предоставление рабу пекулия и признание в известной мере юридической силы за действиями раба позволяли рабовладельцу шире использовать раба для выполнения физических работ и для совершения через его посредство юридических действий. По сделкам раба в пределах стоимости пекулия ответственность нес господин. За деликты рабов была установлена «ноксальная ответственность» т.е. господин либо возмещал ущерб, либо отдавал раба для отработки ущерба.
Аналогичный процесс наблюдается в городах, где ремесленники наследственно прикрепляются к профессии и включаются в ремесленные коллегии.
Государственный строй Древнего Рима
Период империи начинается с возвышения Августа (27 г. до н.э. — 14 г. н.э.) и заканчивается разграблением Рима варварами и смещением последнего императора в 476 г.
Установлению имперского управления предшествовало много перемен в социальной и политической жизни римлян — гражданские войны, установление военных диктатур.
После убийства Юлия Цезаря сторонниками восстановления аристократического республиканского строя его внучатый племянник Октавиан Август обрел ряд важных властных полномочий (военные, жреческие, административные), которыми удачно воспользовался. Все это привело к окончательному установлению автократической (названной впоследствии императорской) формы правления, а реформатор заслужил почетное прозвание Божественного (Августа).
Обладал правами:
Его правление относится к начальному этапу принципата, при котором фактический верховный правитель (первое лицо государства) получает наименование принцепса (первого в списке сенаторов, открывающего и закрывающего его заседания).
Принципат
Период принципата характеризуется неспешным преобразованием властных функций верховного правителя при формальном сохранении прежних учреждений. Институт принцепса был известен еще в царский период и означал влиятельное лицо либо в общине (принцепс цивитатис), либо среди лиц, перечисленных в списке сенаторов (принцепс сенатус).
Первый император Октавиан Август использовал этот термин и титул в значении «первый гражданин Римского государства».
Государственный строй периода принципата иногда называют республиканской монархией либо республиканской империей, и для этого имеются достаточные основания.
Первые принцепсы сделали свои полномочия пожизненными и стремились к совмещению нескольких высших магистратур одновременно. Принцепс становился одновременно консулом, цензором, народным трибуном и первосвященником (главным жрецом — понтификом). Власть его в области управления государством-империей соперничает с аналогичными полномочиями сената. Последний в период империи узурпирует некоторые властные полномочия народного собрания — по принятию закона и по одобрению в должности высших магистратов. В этом соперничестве принцепс стремился к единоначалию, а сенат — к коллективному контролю и влиянию, в итоге побеждала вторая ориентация.
Наибольшую автономию сохраняла в этот период должность претора, сочетавшего административные функции с полномочиями уголовной юрисдикции. Однако в это же время появляется слой императорских чиновников, составивших личный Совет при принцепсе (консилиум принципис) или подчиненных префекту претория — высшему должностному лицу над группой менее властных префектов и кураторов. При Адриане (117—138 гг.) личный Совет возглавлял начальник императорской гвардии, который сочетал верховные судебные полномочия с верховным командованием.
Доминат
Доминат возник как следствие прекращения этого двоевластия в пользу принцепса, и произошло это в правление Диоклетиана (с 284 г.). Формально император считался неограниченным властителем, доминусом (от слова «господин»), что подтверждалось концепцией перехода верховной власти от народного собрания к императору. Последний со временем присвоил и стал осуществлять законодательные полномочия: его письменные распоряжения принимались сенатом беспрепятственно, без всяких поправок, и они становились законами. Императорские установления (конституции) стали основным способом изготовления законов. В этот же период возникает институт апелляции, в силу чего император становится и высшей судебной инстанцией.
В правление Диоклетиана проводятся реформы по реорганизации управления территориями, а также военная, финансовая и др.:
Император сочетал перечисленные полномочия с командованием армией и флотом, с правом назначения на командные военные должности. Его власть в значительной мере зависела от армии, которая приносила ему присягу и нередко была главной силой, поддерживавшей его восхождение к верховной власти (период правления так называемых солдатских императоров). В области внешнеполитической императоры присвоили себе исключительное право на объявление войны и мира.
Продолжала развиваться система имперского чиновничества. Все должности делились на три категории:
Придворные должности занимали важнейшее место во всей иерархии. Здесь были должности заведующего царским дворцом, начальника личной канцелярии императора, заведующего казной и финансами др.
Гражданские должности охватывали сферу управления территориями. В столице каждой провинции во главе иерархии находился городской префект, которому подчинялись викарии, специальные префекты и кураторы.
Большое значение приобрел Совет при императоре, который совмещал законодательные, административные и высшие судебные функции. В состав Совета входили по общей формуле «свита, друзья, единомышленники, союзники» императора. Создается также полиция, внешняя и тайная, для расследования преступлений.
С разделением империи на Восточную и Западную оба императора продолжают именоваться Августами, их помощники становятся преемниками. Заранее назначаемые преемники именуются Цезарями. Этот режим выглядит уже как военно-бюрократическое самодержавие.
15. Общественный и государственный строй Древнего Рима в период империи. Принципат, доминат.
В истории римского государства различают три основных периода:
1. древнейший царский — от основания Рима его первым царем Ромулом до изгнания последнего царя Тарквиния по прозвищу Гордый в 509 г. до н.э.;
2. республиканский — охватывает примерно пятивековую историю (509—27 гг. до н.э.);
3. имперский — распадается на два подпериода:
· период принципата, когда принцепс (первый в списке сенаторов) становится самой первой величиной в государстве и совмещает властные функции многих высших должностей республики — главного жреца (понтифика), главнокомандующего армией, трибуна и др.;
· период домината (от dommus — господин), который знаменует дальнейшую эволюцию властной и территориальной структуры империи.
Общественный строй
Установление военно-диктаторского режима, завершившее период гражданских войн, стабилизировало ситуацию в Риме, позволило преодолеть острый политический кризис. Рабовладельческий строй достигает кульминации в своем развитии. Закрепляются социальные изменения, происходившие в последние века существования республики, возникают новые классовые и социальные противоречия.
Наряду с этим развивается социальная и сословная дифференциация свободных. С развитием рабовладельческого строя и расширением государственных границ значительно вырос и укрепился класс рабовладельцев. Окончательно оформилось и сословное деление в нем:
1. нобилитет превращается в сенаторское сословие с имущественным цензом в один миллион сестерциев. Сенаторы занимают высшие посты в государственном аппарате и армии и становятся наиболее прочной опорой императорской власти;
2. сословие всадников с имущественным цензом от 400000 до миллиона сестерциев превратилось в служилое сословие, поставлявшее кадры для императорской администрации в Риме, провинциях и для командных должностей в армии;
3. провинциальная знать, сословно не оформленная, но игравшая влиятельную роль в местном управлении. К ней примыкали римские и неримские владельцы ремесленных мастерских, судовладельцы и торговцы.
Происходят изменения и в положении рабов. Рабский труд как основа производства требовал постоянного притока новой рабской силы. Жестокое обращение с рабами, как и беспричинное убийство раба, запрещаются; поощряются семейные отношения рабов. Эти меры имели целью смягчение классовых антагонизмов. Но вместе с тем подавление сопротивления рабов остается важной задачей государства.
Сохраняется в период империи и широкая прослойка свободных мелких производителей в городе и сельской местности, растет число земледельцев из воинов-ветеранов, получивших земельные наделы. Однако положение этих слоев населения становится все более неустойчивым, что влечет за собой во II-III вв. распространение самопродажи в рабство и особенно колоната. Колон становится в сельском производстве такой же заметной, а со временем и более заметной фигурой, как и свободный крестьянин и раб. Ряды колонов со временем пополняют не только свободные и вольноотпущенники, но и «варвары», селившиеся в приграничных областях Римского государства. Колонат из договора аренды, заключаемого на определенный срок (5 лет), в силу неизбежно возникавшей задолженности колонов становится пожизненным, а затем и наследственным. Колоны превращаются в людей, зависимых от землевладельцев, которые заменяют им и местную власть, и императорскую администрацию; они навечно прикрепляются к земле и теряют возможность освободиться.
Аналогичный процесс наблюдается в городах, где ремесленники наследственно прикрепляются к профессии и включаются в ремесленные коллегии.
Государственный строй
Период империи начинается с возвышения Августа (27 г. до н.э. — 14 г. н.э.) и заканчивается разграблением Рима варварами и смещением последнего императора в 476 г.
Установлению имперского управления предшествовало много перемен в социальной и политической жизни римлян — гражданские войны, установление военных диктатур. В 44 г. до н.э. постоянным диктатором становится вождь популяров, людей свободных, но не знатных, человек выдающихся способностей и дарований Гай Юлий Цезарь.
После убийства Юлия Цезаря сторонниками восстановления аристократического республиканского строя его внучатый племянник Октавиан Август обрел ряд важных властных полномочий (военные, жреческие, административные), которыми удачно воспользовался. Все это привело к окончательному установлению автократической (названной впоследствии императорской) формы правления, а реформатор заслужил почетное прозвание Божественного (Августа).
1. вето на распоряжения всех магистратов;
2. наблюдать и посылать чиновников для управления сенатскими провинциями, расположенными в завоеванных областях;
3. издавать законы с правом высшего уголовного и гражданского суда.
4. стал главным блюстителем культа (с 12 г.);
Его правление относится к начальному этапу принципата, при котором фактический верховный правитель (первое лицо государства) получает наименование принцепса (первого в списке сенаторов, открывающего и закрывающего его заседания).
Принципат
Период принципата характеризуется неспешным преобразованием властных функций верховного правителя при формальном сохранении прежних учреждений. Институт принцепса был известен еще в царский период и означал влиятельное лицо либо в общине (принцепс цивитатис), либо среди лиц, перечисленных в списке сенаторов (принцепс сенатус). Первый император Октавиан Август использовал этот термин и титул в значении «первый гражданин Римского государства».
Государственный строй периода принципата иногда называют республиканской монархией либо республиканской империей, и для этого имеются достаточные основания. Первые принцепсы сделали свои полномочия пожизненными и стремились к совмещению нескольких высших магистратур одновременно. Принцепс становился одновременно консулом, цензором, народным трибуном и первосвященником (главным жрецом — понтификом). Власть его в области управления государством-империей соперничает с аналогичными полномочиями сената. Последний в период империи узурпирует некоторые властные полномочия народного собрания — по принятию закона и по одобрению в должности высших магистратов. В этом соперничестве принцепс стремился к единоначалию, а сенат — к коллективному контролю и влиянию, в итоге побеждала вторая ориентация.
Наибольшую автономию сохраняла в этот период должность претора, сочетавшего административные функции с полномочиями уголовной юрисдикции. Однако в это же время появляется слой императорских чиновников, составивших личный Совет при принцепсе (консилиум принципис) или подчиненных префекту претория — высшему должностному лицу над группой менее властных префектов и кураторов. При Адриане (117—138 гг.) личный Совет возглавлял начальник императорской гвардии, который сочетал верховные судебные полномочия с верховным командованием.
Доминат
Доминат возник как следствие прекращения этого двоевластия в пользу принцепса, и произошло это в правление Диоклетиана (с 284 г.). Формально император считался неограниченным властителем, доминусом (от слова «господин»), что подтверждалось концепцией перехода верховной власти от народного собрания к императору. Последний со временем присвоил и стал осуществлять законодательные полномочия: его письменные распоряжения принимались сенатом беспрепятственно, без всяких поправок, и они становились законами. Императорские установления (конституции) стали основным способом изготовления законов. В этот же период возникает институт апелляции, в силу чего император становится и высшей судебной инстанцией.
В правление Диоклетиана проводятся реформы по реорганизации управления территориями, а также военная, финансовая и др.:
1. империя делится на 12 диоцезов, которые в свою очередь подразделяются на провинции;
2. в армии производится специализация функций отдельных войск: были созданы пограничные войска, мобильные внутренние и утверждена преторианская гвардия;
3. податная система обновляется введением натуральных и денежных налогов (поземельный налог), а также введением полноценной монеты в обеспечение содержания чиновников и армии.
Император сочетал перечисленные полномочия с командованием армией и флотом, с правом назначения на командные военные должности. Его власть в значительной мере зависела от армии, которая приносила ему присягу и нередко была главной силой, поддерживавшей его восхождение к верховной власти (период правления так называемых солдатских императоров). В области внешнеполитической императоры присвоили себе исключительное право на объявление войны и мира.
Продолжала развиваться система имперского чиновничества. Все должности делились на три категории:
Придворные должности занимали важнейшее место во всей иерархии. Здесь были должности заведующего царским дворцом, начальника личной канцелярии императора, заведующего казной и финансами др. Гражданские должности охватывали сферу управления территориями. В столице каждой провинции во главе иерархии находился городской префект, которому подчинялись викарии, специальные префекты и кураторы.
Большое значение приобрел Совет при императоре, который совмещал законодательные, административные и высшие судебные функции. В состав Совета входили по общей формуле «свита, друзья, единомышленники, союзники» императора. Создается также полиция, внешняя и тайная, для расследования преступлений.
С разделением империи на Восточную и Западную оба императора продолжают именоваться Августами, их помощники становятся преемниками. Заранее назначаемые преемники именуются Цезарями. Этот режим выглядит уже как военно-бюрократическое самодержавие.