исследование как форма познания

Лекция 2. Методологические основы познания

Самое непостижимое в этом мире — это то, что он постижим.

Тема 2. Методологические основы познания.

Сущность познания и его характеристика.

Гносеология – наука о познании. Основные виды познания.

Чувственное познание и его формы. Рациональное познание и его формы. Научное познание. Формы научного знания.

Научная картина мира. Уровни научного познания: эмпирический и теоретический.

Сущность познания и его характеристика

Познание — это процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование.

Субъект познания — это тот, кто хочет получить знания об окружающем мире.

Объект познания — это то, на что направлена познавательная деятельность.

Знание – это проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в сознании человека.
Гносеология – наука о познании. Теория познания иначе называется гносеологией, или эпистемологией. Эти термины имеют греческие корни: gnosis — познавание, узнавание; познание, знание и episteme — знание, умение; наука.

Проблема познаваемости мира является одной из важнейших в философии. Научное познание бытия природы привело к возникновению естествознания. Познание человеком своей собственной природы обусловило появление гуманитарных и социальных дисциплин. Познание не существует в виде некоего законченного результата, а всегда является процессом.

Истина соответствие знаний о предмете самому предмету.

Истина есть процесс, а не некий одноразовый акт постижения объекта сразу в полном объеме.

Истина едина, но в ней выделяются объективный, абсолютный и относительный аспекты, которые можно рассматривать и как относительно самостоятельные истины.

Абсолютная истина — это исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое никогда не может быть опровергнуто.

Относительная истина — это неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает способы получения этого знания; это знание, зависящее от определенных условий, места и времени его получения.

Объективная истина — это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.

Основные концепции истины

Сенсуалисты (от лат. sensus — чувство, ощущение) критерием истины считают чувственный опыт. Рационалисты (от лат. ratio — разум) считают, что чувства способны вводить нас в заблуждение, и видят основы для проверки высказываний в разуме. Идеальной моделью истинного знания считается математика.

Дальнейшее развитие рационализм находит в концепции когерентности (от лат. cohaerentia — сцепление, связь), согласно которой критерием истины является согласованность рассуждений с общей системой знаний. Истинной является то, что находится в согласии с системой математических знаний.

Сторонники прагматизма (от греч. pragma — дело) считают критерием истины эффективность знаний. Истинное знание — это знание проверенное, которое приносит практическую пользу в жизни.

В марксизме критерием истины объявляется практика (от греч. praktikos — деятельный, активный). Истинным признается только то, что проверено практикой и опытом поколений..

Для сторонников конвенционализма (от лат. convcntio — соглашение) критерием истины является всеобщее согласие по поводу утверждений. Истиной считается то, с чем согласно подавляющее большинство.

Современная наука придерживается классической трактовки истины и считает, что истина всегда объективна (не зависит от желаний и настроений человека), конкретна (не бывает истины «вообще», вне четких условий), процессуальна (находится в процессе постоянного развития). Последнее свойство раскрывается в понятиях относительной и абсолютной истины.

Выделяют два принципиально различающихся вида человеческого познания: чувственное (перцептивное) и рациональное.

Исторически и логически первой ступенью познавательного процесса является чувственное познание — познание при помощи органов чувств. Основные чувства — вкус, осязание, зрение, слух и обоняние. Чувственное познание человеком мира осуществляется в трех основных формах .

Ощущение — отражение отдельных свойств объектов, возникающих при непосредственном воздействии их органы чувств.

Восприятие — целостное отражение объектов при непосредственном их воздействии на органы чувств.

Восприятие имеет осмысленный характер: воспринимая какой-то объект, человек узнает его, относит его к определенному классу или виду.

Представление — наглядный образ объекта, не воздействующего в данный момент на органы чувств.

Содержание представлений формируется на основе прошлых восприятий. Представления опираются не только на воспоминание, но и на воображение.

Рациональное познание (от латинского слова ratio — разум, рассудок ) — более сложный, присущий человеку способ отражения дейст вительности посредством мышления.

Мышление процесс целенаправленного, опосредованного и обобщенного отражения в сознании человека, существенных свойств и отношений действительности.

К основным формам рационального познания относят следующие виды мыслительной деятельности: понятие, суждение и умозаключение, а также более сложные формы, гипотезы и теории.

Понятие — отображённое в мышлении единство существенных свойств, связей и отношений предметов или явлений.

Суждение это форма мысли, в которой утверждается или отрицается существование предметов, связь между предметами и их признаками и отношение между предметами.

Умозаключение — форма мышления, в которой из одного или нескольких суждений, называемых посылками (основаниями), выводится новое суждение, называемое заключением или следствием, выводом.

Дедуктивные умозаключения вид умозаключений, в котором из посылок, выражающих знания большей степени общности, необходимо следует заключение, выражающее знание меньшей степени общности. Дедукция в переводе с латинского означает «выведение».

Например: Ни один смертный не может до конца постичь замысел Бога. Все люди смертны. Ни один человек не может до конца понять замысел Бога.

Индуктивное умозаключение – умозаключение, в котором на основании принадлежности признака отдельным предметам делают вывод о его принадлежности классу предметов в целом.

Например: Меркурий движется вокруг Солнца. Земля движется вокруг Солнца. Венера движется вокруг Солнца. Марс движется вокруг Солнца. Сатурн движется вокруг Солнца. Юпитер движется вокруг Солнца. Уран движется вокруг Солнца. Нептун движется вокруг Солнца. Плутон движется вокруг Солнца.

Меркурий, Земля, Венера, Марс, Сатурн, Юпитер, Уран, Нептун, Плутон – все известные планеты Солнечной системы.

Все известные планеты Солнечной системы движутся вокруг Солнца.

В мышлении дедукция и индукция взаимно дополняют друг друга.

Чувственный и рациональный уровни познания взаимосвязаны и образуют единое целое.

Виды познания: обыденное, научное, философское, художественное, социальное. Все эти виды познавательной деятельности не являются изолированными от остальных, все они тесно взаимосвязаны друг с другом.

Научное познание — особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.

Цель научного познания — описание, объяснение и предсказание событий.
Предметом научного познания может быть любое явление реального мира — природные процессы, психическая или хозяйственная деятельность человека, законы функционирования и развития общества.

Основные черты научного познания

Основными особенностями научного познания являются следующие:

объективность добываемого знания;

развитость понятийного аппарата (категориальность);

рациональность, связанная с непротиворечивостью, доказательностью и системностью;

высокий уровень обобщения знаний;

использование специальных способов и методов познавательной деятельности.

Уровни научного познания

В процессе научного познания обычно выделяют два уровня: эмпирический и теоретический.

1. Эмпирический (выражает объективные факты, выявленные в результате экспериментов и наблюдений, как правило со стороны их очевидных связей);

2. Теоретический (включает идеи, концепции, идеальные объекты)/

Главные формы научного познания: научный факт, эмпирический закон, проблема, гипотеза, теория.

Формы ненаучного познания:

Миф появляющиеся в дописьменных обществах предания о первопредках, богах, духах и героях. Мифологический комплекс, принимающий в обрядах синкретические визуально-вербальные формы, выступает как специфический способ систематизации знаний об окружающем мире.

Опыт жизненная практика, опыт повседневной жизни.

Народная мудрость опыт предыдущих поколений, отраженный пословицами, поговорками загадками.

Паранаука околонаучное знание, неподтвержденное доказательствами.

Искусство художественное освоение мира.

Социальное познание — изучение обществом самого себя, фактов и закономерностей общественно-исторического развития, социальных явлений, человеческой деятельности и взаимоотношений в обществе. Результат социального познания — социальное и гуманитарное знание.

Социальное знание содержит сведения о закономерностях общественно-исторического процесса, явлениях общественной жизни, материальных и идеальных отношениях отдельных людей и социальных групп, взаимодействии различных народов и культур.

Гуманитарное знание ориентировано на субъективный внутренний мир человека, цели и мотивы его деятельности, систему потребностей, духовных ценностей, идеалов. Гуманитарное знание направлено на понимание человеческого сознания и призвано способствовать развитию личности, формировать моральные, идейные, мировоззренческие установки.

Особенности социального познания:

Субъект и объект познания совпадают: изучая социальные процессы и явления, общество познает самого себя. Объектами социального познания выступают социальные факты: действия и поступки людей, материальные и духовные результаты человеческой деятельности, вербальные действия (мнения, суждения, оценки).

Социальное знание непосредственно связано с интересами отдельных людей и общественных групп.

Социальное знание имеет эмоциональную окраску: оно рассматривает изучаемые явления с точки зрения фундаментальных ценностей (истины, добра, красоты, справедливости).

Количественные методы, формализация и математизация в социальном познании применяются значительно реже, чем в естествознании.

Ограничена возможность эксперимента, наблюдения, предсказания. Большая роль в социальном познании отведена научной абстракции.

Общество постоянно развивается и изменяется, что затрудняет установление социальных закономерностей, причинно-следственных связей. В ходе социального познания открываются только относительные истины, точные прогнозы развития ситуации невозможны.

Научная картина мира

Научная картина мира – – множество теорий в совокупности описывающих известный человеку природный мир, целостная система представлений об общих принципах и законах устройства мироздания.

Научная картина мира является важным компонентом научного мировоззрения, но не сводится к нему. В мировоззрении кроме знаний присутствуют убеждения, ценности, идеалы и нормы деятельности, эмоции относятся к объекту изучения и т.д.

Научная картина мира системное образование, ее изменение связано с целой серией открытий в фундаментальных науках. Эти открытия почти всегда сопровождаются радикальной перестройкой метода исследования, а так же значительными изменениями в самих нормах и идеалах научности.

Аристотелевская (VI-IV века до нашей эры) в результате этой научной революции возникла сама наука, произошло отделение науки от других форм познания и освоения мира, созданы определенные нормы и образцы научного знания. Наиболее полно эта революция отражена в трудах Аристотеля.

Эйнштейновская революция (рубеж XIX-XX веков). Ее обусловила сери открытий (открытие сложной структуры атома, явление радиоактивности, дискретного характера электромагнитного излучения и т.д.). В итоге была подорвана, важнейшая предпосылка механистической картины мира – убежденность в том, что с помощью простых сил действующих между неизменными объектами можно объяснить все явления природы.

Вопросы для самопроверки:

Раскройте термины «познание», «субъект познания», «объект познания», «цель познания».

Что означает понятие «истина»?

Каковы основные концепции истины?

В каких основных формах осуществляется чувственное познание человеком мира?

Какие виды мыслительной деятельности относят к основным формам рационального познания?

Каковы основные черты научного познания?

Какие уровни выделяют в процессе научного познания?

Каковы о собенности социального познания?

Какие научные картины мира можно выделить в истории развития науки?

Источник

Что такое познание: понятие, уровни, формы, методы, функции

исследование как форма познания

Что такое познание?

Познание — это совокупность процессов, методов и процедур по получению знаний об окружающем нас мире. К его главной цели относят выявление закономерностей, регулирующих процессы и явления происходящие в мире, социуме и внутри отдельных людей. Все сведения, получаемые людьми посредством органов чувств, систематизируются головным мозгом и сохраняются в сознании, что помогает человеку значительно упростить собственное существование на Земле.

Основной задачей познания является достижение объективной истины. Усваивая информацию об окружающей реальности, человек приобретает необходимый ему багаж знаний и начинает лучше понимать суть происходящего вокруг него. Впоследствии приобретенные знания используются людьми на практике для преобразования окружающей действительности и удовлетворения собственных потребностей. Следовательно, получение знаний и их дальнейшее практическое применения для преобразования человеком социума и природы представляет собой единое целое, а познавательная деятельность неотрывно связана с практическим применением накопленных знаний, без которого она теряет смысл.

Различия между знанием и познанием минимальны, они отличаются друг от друга лишь как процесс и его итоговый результат или некая фиксация полученного результата, готового к практическому использованию. Субъектом деятельности по сбору знаний признается познающий окружающий мир индивид либо группа индивидов, объектом является предмет или явление окружающего мира. Если смотреть на приобретение и накопление знаний максимально широко, то его объектом является вся окружающая нас действительность.

Одной из важнейших характеристик познание, которое помогает лучше понять всю специфику этого процесса, является наличие 2-х уровней познания: чувственного и рационального. Рассмотрим каждый из уровней познания более подробно.

Уровни (ступени) познания

Итак, специалисты выделяют два основных уровня познания — чувственное (с помощью органов чувств) и рациональное (осмысление и переработка полученного знания). Это 2 ступени, которые имеют принципиальные отличия, но при этом они тесно связаны друг с другом. Остановимся более подробно на каждой из форм.

Чувственное познание

Чувственное познание основано на восприятии человеком информации с помощью органов чувств, иными словами – при помощи зрения, слуха, обоняния. Эта разновидность познавательного процесса достигается посредством:

Более подробно о чувственном познании читайте в этой статье.

Рациональное познание

Рациональное познание относят к достаточно сложным способам отражения реальности, оно осуществляется с помощью разума и им наделены исключительно люди. К его главным механизмам относят сравнения, обобщения, отвлечения и уподобления. Формами указанной разновидности познавательной деятельности являются:

Более подробно о рациональном познании читайте в этой статье.

Формы познания

Познание разделяют на научное и ненаучное, при этом в состав ненаучной познавательной деятельности входят обыденная, художественная, мифологическая и религиозная формы. Кратко опишем каждую из них, а затем более подробно рассмотрим научное познание.

Научное познание

Итак, научное познание — это одна из разновидностей познавательной деятельности, направленная на выявление сути вещей и явлений окружающей действительности, на открытие связей между ними а так же законов, определяющих их развитие. Итогом указанного вида деятельности становится сформированная система знаний о природе, людях и социуме, с возможностью описания, пояснения и предсказания дальнейшего развития событий. Предметом подобного исследования может стать любой предмет либо явление, к примеру, общество, государство, отдельный природный процесс, экономическая деятельность человека, закономерности функционирования психики людей и т.д. К его ключевым признакам относят:

Уровни научного познания

Специалисты выделяют эмпирический и теоретический уровни научного познания.

Эмпирическим (или опытным) уровнем обеспечивается работа исследователей по выявлению объективных фактов и присущих им скрытых связей и взаимоотношений между явлениями и вещами в окружающей действительности. Субъект на данном уровне получает правильное описание интересующих его процессов и явлений. К методам эмпирической познавательной деятельности относят научные наблюдения и эксперименты.

Более подробно об эмпирическом познании читайте в этой статье.

На теоретическом (или рациональном) уровне научно-познавательной деятельности происходит раскрытие внутренних связей, сложившихся между различными предметами и явлениями. Именно на этом уровне учеными выдвигаются гипотезы и теории, к основным методам рационального уровня относят идеализацию, абстрагирование, аналогию, анализ и синтез, дедукцию и индукцию. На практике оба описанных выше уровня тесно связаны между собой, они постоянно дополняют друг друга.

Формы научно-познавательного процесса

Основными формами научного познания являются:

Методы научного познания

К основным методам научно-познавательной деятельности относят:

Функции познания

Познанию отведены две важнейшие для общества и каждого отдельного человека функции. Первая из них заключается в формировании у индивида с помощью познавательной деятельности собственного мировоззрения, а также стратегии и принципов по взаимодействию с другими людьми и миром. Благодаря этому люди смогли не только адаптироваться к условиям окружающей их среды, но и начали преобразовывать ее.

Вторая ключевая функция познания заключается в формировании у человека в процессе познавательной деятельности критического подхода к собственной личности, что со временем становится главнейшим условием для саморазвития индивида, его становления и самосовершенствования. А движение вперед отдельных людей постепенно приводит в движение все общество.

Заключение

Таким образом, под познавательной деятельностью понимают способность отдельной личности воспринимать своим разумом исходящую извне информацию, а затем – анализировать и обрабатывать ее, делая логические выводы на основе полученных фактов. Главной целью познавательного процесса является не только изменение человеком окружающей среды, но и изменение отдельно взятой личности с помощью получения и применения ею новых знаний.

Источник

Научное исследование как метод познания

Рассмотрение научного исследования как единого гармоничного целого практики и теории, определение критерий научности. Характеристика эмпирического и теоретического уровней научного познания. Особенности методов, применяемых одновременно на двух уровнях.

РубрикаФилософия
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления28.05.2014
Размер файла26,4 K

исследование как форма познания

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Целью данного работы является рассмотрение научного исследования как единого гармоничного целого практики и теории, определение критерий научности.

1 Эмпирический уровень научного познания

Эмпирический уровень научного познания характеризуется непосредственным исследованием реально существующих, чувственно воспринимаемых объектов. На этом уровне осуществляется процесс накопления информации об исследуемых объектах (путем измерения, экспериментов) здесь происходит первичная систематизация полученных знаний (в виде таблиц, схем, графиков).

Различают образы памяти и воображения. Образы предметов обычно нечеткие, расплывчатые, усредненные. Но зато в образах обычно выделены наиболее важные свойства предмета и отброшены несущественные.

Ощущения по органу чувств, через который они получены, делятся на зрительные (самые важные) слуховые, вкусовые и др. Обычно ощущения являются составной частью восприятия.

Как видим, познавательные способности человека связаны с органами чувств. Человеческий организм имеет экстерорецептивную систему, направленную на внешнюю среду (зрение, слух, вкус, обоняние и др.) и интерорецептивную систему, связанную с сигналами о внутреннем физиологическом состоянии организма.

Эмпирическое исследование базируется на непосредственном практическом взаимодействии исследователя с изучаемым объектом. Оно предполагает осуществление наблюдений и экспериментальную деятельность. Поэтому средства эмпирического исследования необходимо включают в себя приборы, приборные установки и другие средства реального наблюдения и эксперимента. Эмпирическое исследование в основе своей ориентировано на изучение явлений и зависимостей между ними. На этом уровне познания сущностные связи не выделяются еще в чистом виде, но они как бы высвечиваются в явлениях, проступают через их конкретную оболочку.

2 Теоретическое уровень научного познания

Различают два уровня мышления

Практика и познание, практика и теория взаимосвязаны и воздействуют друг на друга. В их взаимоотношениях содержится противоречие. Стороны могут быть в соответствии, гармонии, но могут быть и дисгармонии, доходящие до конфликта. Преодоление противоречий ведет к развитию и теории, и практики.

Но в отличие от реального эксперимента в мысленном эксперименте исследователь оперирует не материальными объектами, а их идеализированными образами и само оперирование производится в его сознании, т. е. чисто умозрительно. В реальном эксперименте приходится считаться с реальными физическими и иными ограничениями его проведения, с невозможностью в ряде случаев устранить мешающие ходу эксперимента воздействия извне, с искажением в силу указанных причин получаемых результатов. В этом плане мысленный эксперимент имеет явное преимущество перед экспериментом реальным. В мысленном эксперименте можно абстрагироваться от действия нежелательных факторов, проведя его в идеализированном, «чистом» виде.На уровне теоретического познания происходит выделение сущностных связей в чистом виде. Изучая явления и связи между ними, эмпирическое познание способно обнаружить действие объективного закона. Но оно фиксирует это действие, как правило, в форме эмпирических зависимостей, которые следует отличать от теоретического закона как особого знания, получаемого в результате теоретического исследования объектов.

3 Различие эмпирического и теоретического уровней

4 Методы, применяемые одновременно на двух уровнях

исследование научный познание

Список использованной литературы

3.Гейзенберг В. Теория, критика и философия. М., 2006.

4.Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Концепции современного естествознания.-М.:Изд.ЮНИТИ,2005.

5. Декарт Р. Избранные произведения. М., 2003.

9.Карцев ВЛ. Естествознание. М., 2007.

10. Капица П.Л. Эксперимент, теория, практика. М., 2003.

11. Макаревичус К. Место мысленного эксперимента в познании. М., 2006.

13. Назаров И.В. Концепции современного естествознания, 2007

14. Недельский Н.Ф., Олейников Б.И., Тулинов В.Ф. Концепции современного-естествознания.-М:Изд.Мысль,1996.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Научное познание и его структура. Термин «знание». Субъект и объект познания. Понятие метода. Общелогические приемы познания. Эмпирические и теоретические методы научного исследования. Ощущение. Восприятие. Представление. Мышление.

контрольная работа [15,5 K], добавлен 08.02.2007

Виды познаний, их определение и различия. Сущность и классификация методов научного познания по степени общности и сфере действия. Некоторые приемы и средства эмпирического и теоретического исследования, применяемые на разных его этапах и уровнях.

презентация [2,0 M], добавлен 18.12.2013

Сущность и особенности научного исследования. Структурные компоненты и свойства теоретического познания. Взаимодействие эмпирического и теоретического уровней исследования. Последовательные этапы научного исследования. План магистерского исследования.

реферат [48,1 K], добавлен 25.01.2010

Метод научного исследования как способ познания действительности. Основные уровни методологии. Специальные методы исследования, их использование в одной отрасли научного знания или в нескольких узких областях знаний. Характеристика теории моделирования.

презентация [53,7 K], добавлен 22.08.2015

Общая характеристика эвристических методов научного познания, исследование исторических примеров их применения и анализ значения данных методов в теоретической деятельности. Оценка роли аналогии, редукции, индукции в теории и практике научного познания.

курсовая работа [49,4 K], добавлен 13.09.2011

Понятие и содержание научного познания, его специфика и строение, элементы. Методы и методология познания. Общенаучные методы эмпирического и теоретического познания. Этапы познавательного цикла и формы научного познания. Научная теория и ее структура.

контрольная работа [18,7 K], добавлен 30.12.2010

Научное знание как достоверное, логически непротиворечивое знание. Содержание социогуманитарного познания. Научное познание и функции научной теории. Структура научного объяснения и предсказания. Формы научного познания, его основные формулы и методики.

контрольная работа [24,7 K], добавлен 28.01.2011

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *