исследовательская работа 11 класс оформление образец
Оформление работы
Требования к оформлению работы
Требования к структуре исследовательской работы (итоговый текст исследования)
— титульный лист по образцу (скачать ),
— оглавление,
— аннотация (по желанию),
— введение (обзор литературы и/или теоретическая часть могут быть частью введения или отдельной главой),
— основная часть с описанием применения метода исследования,
— выводы,
— заключение (выводы и заключение могут быть объединены в одну главу),
— список литературы.
Подробное описание разделов см. в разделе Структура работы.
Требования к структуре проектной работы (отчет о проекте)
— титульный лист по образцу,
— проектная заявка,
— обоснование актуальности,
— описание продукта,
— рефлексия,
— виза заказчика и/или отзывы целевой аудитории,
— список литературы (опционально).
Памятка по подготовке текста
В Памятке описаны ключевые моменты, которые касаются в первую очередь письменного оформления исследовательской работы, но имеют отношение также и к итоговому отчёту о проекте.
Памятка поможет разобраться, почему тексту рискованно быть неграмотным, списанным, без «нового» (что исследовалось или проектировалось самостоятельно); почему серьёзность работы не может создаваться за счёт некорректного употребления терминов и конструкций, а также почему в работе следует избегать излишнего пафоса и общих рассуждений около темы. Критерии оценивания в ИВР всех аспектов, связанных с текстом, вытекают напрямую из этих установок (см. критерии А и D для исследований, критерии В и D для проектов).
Если следовать советам в памятке и на этом сайте, всё получится! Может показаться, что разобраться во всех деталях слишком сложно. Помните, что преподаватели могут поддержать вас на любом этапе работы, так что обращайтесь за консультациями.
Исследовательская работа 11 класс оформление образец
Исследовательские работы и проекты
Оформление исследовательской работы и проекта
В данном разделе мы рассмотрим существующие требования к оформлению исследовательской работы учащихся, выполняемой индивидуально под руководством учителя (воспитателя) или группой школьников (воспитанников) образовательного учреждения.
Приведем пример и образец оформления проектов в начальной школе, по окружающему миру, математике, русскому языку и литературе, истории, биологии, физике, информатике, химии, английскому языку, по географии и другим предметам.
Покажем пример и образец оформления исследовательской работы школьников, требования и правила оформления страниц проекта, титульного листа, заголовков, сокращений и формул в оформлении проекта, верного оформления рисунков, графиков, диаграмм, таблиц и фотографий.
Представленные требования и правила оформления исследовательской работы (проекта) применимы для школьников 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 10 и 11 классов, а также для ДОУ (детских садов). Научно-исследовательская работа, выполненная учеником или педагогом, должна быть оформлена в соответствии с правилами, изложенными на этой странице.
Параметры страниц исследовательской работы
Текст исследовательской работы (проекта) набирают шрифтом Times New Roman.
Размер шрифта 14.
Междустрочный интервал – 1,5 (полуторный).
Обязательны абзацные отступы с величиной на усмотрение автора. Текст исследовательского проекта должен быть хорошо читаемым и правильно оформленным.
Титульный лист исследовательской работы и проекта
В зависимости от рекомендаций министерства образования вашей страны, области титульный лист имеет свои отличия.
Нумерация страниц исследовательского проекта
В конце страницы исследовательской работы следует пронумеровать. На первой странице номер не ставится, нумерация ставится и продолжается со второй страницы. Располагается номер страницы внизу по центру.
Не допускается использование в оформлении исследовательской работы рамок, анимации и других элементов для украшения.
Заголовки в исследовательской работе
Заголовок раздела печатается полужирным шрифтом, с заглавной буквы и без точки в конце. Переносить слова в заголовках не допускается. Между текстом и заголовком делается отступ в 2 интервала.
Сокращения и формулы в оформлении исследовательской работы
В тексте не используют часто сокращения кроме общепринятых (Д.И. Алексеев Словарь сокращений русского языка – М., 1977).
При упоминании в тексте исследовательского проекта фамилий известных людей (авторы, ученые, исследователи, изобретатели и т.п.), их инициалы пишутся в начале фамилии.
Оформление приложений проекта
Рисунки, фотографии, графики, диаграммы, чертежи и таблицы
Рисунки в приложениях нумеруются и подписываются.
Их название помещают под рисунком (например: Рис. 1. Кормушка для синиц, Фото 1. Лес зимой, График 1. Изменение параметра продаж, Диаграмма 1. Динамика роста пшеницы.
Таблицы в приложениях также пронумерованы и озаглавлены. В таблицах для строк текста применяется одинарный интервал. Нумерацию и название располагают под таблицей (Таблица 1. Успеваемость учащихся школы).
При оформлении исследовательской работы в конце предложения, в котором ссылаются на приложение, пишут (Приложение 1). Обязательным условием должно быть наличие самого приложения в конце исследовательской работы или проекта.
Если Вам необходимо оформить творческий проект, то для этого мы рекомендуем воспользоваться Требованиями по оформлению творческого проекта, которые находятся на сайте «Творческие проекты и работы учащихся».
Если Вы желаете разместить ссылку на эту страницу, установите у себя на сайте или форуме один из следующих кодов:
Код ссылки на страницу «Требования к оформлению исследовательской работы«:
Правила оформления исследовательской работы
Правила оформления исследовательских работ
Правила оформления исследовательских работ учащихся
(для учащихся 5-11-х классов)
Объем работы – 12-15 страниц
Поля: верхнее и нижнее – 2 см; левое – 3 см; правое – 1,5 см
Выравнивание: по ширине страницы
Отступ (абзац) – 1,25 см
Примерная структура исследовательской работы
Список использованных источников
Титульный лист является первой страницей работы и заполняется по определенным правилам.
В верхней части листа с выравниванием по центру пишется:
— в 1-ой строчке: Министерство образования и науки Российской Федерации
— во 2-ой строчке: МОБУ СОШ с. Михайловка
В средней части листа дается заглавие работы (с большой буквы, без слова «тема» и кавычек). В скобках указывается вид работы.
Ниже ближе к правому краю титульного листа указываются Ф.И. учащегося, выполнившего работу, и Ф.И.О. руководителя. Пример:
Выполнил: Денисова Арина
ученица МОБУ СОШ с. Михайловка
Руководитель: Газизова И. А., учитель технологии
В нижней части листа с выравниванием по центру указываются место выполнения работы и год ее написания (без слова «год»). Пример:
В содержании приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте.
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, указываются цель, задачи, объект, предмет, методы, формулируется гипотеза, практическая значимость (по возможности).
Актуальность – почему была выбрана именно эта тема, чем она тебя заинтересовала.
Цель – ответ на вопрос о том, зачем ты проводил свое исследование. (Узнать, выяснить, определить и т.д.)
Задачи – уточняют цель исследования. Цель указывает общее направление, а задачи описывают основные, конкретные шаги. (Познакомиться, понаблюдать, провести анкетирование, эксперимент и т.д.)
Предмет исследования определяется при ответе на вопросы: «Как рассматривать объект? Какие отношения ему присущи? Какие функции объекта надо изучить?» и т.д.
Например, в одной из книг Александры Марининой муж Анастасии Каменской так объяснил различие между этими понятиями:
Если переводить на понятный тебе язык математики, то объект – это значение показателя, а предмет – это функция. Цель исследования – это конечный результат, задачи – это ступени, по которым ты движешься к цели, как по ступеням, поэтому задачи должны быть логически последовательны и необходимы для достижения цели. Именно необходимы, то есть лишних задач, которые либо не ведут к цели, либо дублируют другие задачи, быть не должно. Изящество научной работы состоит, в том числе и в ее лаконичности, в ней не должно быть ненужного груза»
Метод – это совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи.
Рассмотрим список других доступных методов исследования:
1. Чтение учебной, научно-популярной и справочной литературы по проблеме исследования. Если то, что вы исследуете, подробно описано в известных вам книгах, их надо обязательно прочитать. Ведь совсем необязательно открывать то, что было до вас открыто. Начать эту работу можно со справочников и энциклопедий. Они обычно дают точную и краткую информацию.
Если этого недостаточно, надо читать книги с подробным описанием, в том числе и учебные. После этого надо обязательно записать все то, что вы узнали по теме исследования.
2. Знакомство с кинофильмами по проблеме исследования. Научные, научно-
популярные и художественные фильмы – это настоящий клад для исследователя. Просмотрев нужные фильмы, также укажите в своей работе, какую новую информацию они вам предоставили.
3. Поиск информации в глобальных компьютерных сетях. Сегодня ни один
ученый не работает без компьютера – верного помощника современного исследователя.
Поэтому можно поискать нужную информацию в сети Internet.
Гипотеза – это предположение, рассуждение, догадка, которую вы будете доказывать или опровергать своим исследованием. Обычно гипотезы начинаются словами: «предположим», «допустим», «возможно», «что, если».
Объем введения не должен превышать 2 стр.
Основная часть содержит главы, в которых отражаются основные материалы исследования (а именно: историческая справка, материал и методика, описание места и условий исследования, основные результаты). Рекомендуется написание 2-3-х глав, с разбивкой на параграфы.
Заключение (подведение итогов работы, формулировка выводов об
изложенной проблеме, ее значение и перспективы решения; объем
заключения не должен превышать 1-2 страницы).
Оформляется в соответствии с ГОСТом; содержит литературные источники, сведения из сети Интернет
Представление всех результатов теоретической и практической деятельности в виде таблиц, графиков, диаграмм, рисунков, схем и др.; нет ограничения по количеству страниц.
Заголовки основных частей работы «Содержание», «Введение», название глав, «Список литературы», «Заключение», «Приложения» прописными буквами с выравниванием по центру, а заголовки параграфов – строчными (кроме первой прописной) также с выравниванием по центру. Переносы в заголовках не допускаются. Точку в конце заголовка не ставят. Заголовок от текста отделяют одним пробелом. Нельзя печатать заголовок в конце страницы. Если на странице умещается менее трех строк идущего за заголовком текста, то заголовок и текст следует перенести на другую страницу.
Каждую структурную часть работы следует начинать с нового листа.
Цифровой материал преподносится в виде таблиц, диаграмм, графиков. По содержанию таблицы делятся на аналитические и неаналитические. Аналитические таблицы являются результатом обработки и анализа цифровых показателей. Как правило, после таких таблиц делается обобщение в качестве нового выводного знания, которое вводится в текст словами: «таблица позволяет сделать вывод, что…», «из таблицы видно, что…» и т.п. Такие таблицы часто позволяют выявить и сформулировать определенные закономерности. В неаналитических таблицах помещаются, как правило, необработанные статистические данные, необходимые лишь для информации.
Все таблицы нумеруются арабскими цифрами в пределах всего текста. Над правым верхним углом таблицы помещают надпись «Таблица» с указанием порядкового номера таблицы без значка «№» перед цифрой и точки после нее. Заголовок таблицы располагают по центру таблицы и пишут с прописной буквы без точки на конце. Если таблица приведена в единственном числе, её не нумеруют и над заголовком слово «таблица» не ставят.
При переносе таблицы на следующую страницу головку таблицы либо повторяют со словами «Продолжение таблицы», либо графы пронумеровывают и повторяют их нумерацию на следующей странице. Заголовок таблицы не повторяют.
Таблицы не должны быть громоздкими. Пустые графы оставлять нельзя, если такая графа есть, то там ставится прочерк.
Заголовки графиков и диаграмм пишутся под рисунком; ниже указываются условные обозначения. Фотографии также подписываются внизу. Порядковые номера пишутся перед названием (например, Фото 1. Уборка урожая).
Комментарии к таблицам, диаграммам и графикам должны отвечать фактическому и смысловому содержанию, не вступая с ними в противоречия.
Используется сквозная нумерация для каждого вида иллюстративного материала.
Если график, диаграмма, фотография приведена в единственном числе, её также не нумеруют.
В тексте работы делаются ссылки на иллюстративный материал, на цитаты, на использованные источники информации. Ссылаться нужно там, где формулируются подтверждаемое ими положение.
Пример ссылки на источник информации: [4, С. 5], где 4 – это номер источника в списке литературы, а 5 – это номер страницы. Ссылка на Интернет-источник: [5], указывается только номер источника в списке литературы.
В научной литературе допустимы следующие сокращения:
отдельных слов: с.-х. (сельскохозяйственный) только в таблицах, рис. (рисунок) – при ссылке в тексте, то есть внутри фразы, г. – год, шт. – штук, экз. – экземпляр. Единицы измерения сокращаются только при цифрах. Например, 5 руб. 20 коп. Правильно пользоваться сокращениями поможет «Словарь сокращений русского языка»;
названия широко известных научных и учебных учреждений(например, МГУ им. М.В. Ломоносова);
специальных терминов (например, РОЭ – реакция оседания эритроцитов, ПДК – предельно допустимая концентрация).
Если в тексте многократно упоминаются сложные названия (например, системы устройств какого-либо прибора), то после первого упоминания о нём в круглых скобках дается сокращение (аббревиатура), которое и используется в дальнейшем тексте, но уже без скобок.
Номера страниц, обычно, проставляются в середине нижнего поля листа; на титульном листе номер не ставится, но подразумевается.
Защита исследовательской работы
При подготовке защиты так же нужно придерживаться определенных правил.
Для того, чтобы лучше донести свои идеи до тех, кто будет рассматривать результаты исследовательской работы, надо подготовить текст доклада. Он должен быть кратким, содержать основные положения работы. Его можно составить по такому плану:
Почему избрана именно эта тема?
Какой была цель исследования?
Какие ставились задачи?
Какие гипотезы проверялись?
Какие использовались методы и средства исследования?
Каким был план исследования?
Какие результаты исследования были получены?
Какие выводы можно сделать по итогам исследования?
Что можно исследовать в дальнейшем в этом направлении?
Правила оформления исследовательских работ
Правила оформления исследовательских работ учащихся
(для учащихся 5-11-х классов)
Объем работы – 12-15 страниц
Поля: верхнее и нижнее – 2 см; левое – 3 см; правое – 1,5 см
Выравнивание: по ширине страницы
Отступ (абзац) – 1,25 см
Примерная структура исследовательской работы
Список использованных источников
Титульный лист является первой страницей работы и заполняется по определенным правилам.
В верхней части листа с выравниванием по центру пишется:
— в 1-ой строчке: Министерство образования и науки Российской Федерации
— во 2-ой строчке: МКОУ Песковатской СШ Дубовского муниципального района Волгоградской области
В средней части листа дается заглавие работы (с большой буквы, без слова «тема» и кавычек). В скобках указывается вид работы.
Ниже ближе к правому краю титульного листа указываются Ф.И. учащегося, выполнившего работу, и Ф.И.О. руководителя. Пример:
Выполнил: Иванова Наталья,
ученица МКОУ Песковатской СШ
Руководитель: Сидорова А.А., учитель истории
В нижней части листа с выравниванием по центру указываются место выполнения работы и год ее написания (без слова «год»). Пример:
В содержании приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте.
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, указываются цель, задачи, объект, предмет, методы, формулируется гипотеза, практическая значимость (по возможности).
Актуальность – почему была выбрана именно эта тема, чем она тебя заинтересовала.
Цель – ответ на вопрос о том, зачем ты проводил свое исследование. (Узнать, выяснить, определить и т.д.)
Задачи – уточняют цель исследования. Цель указывает общее направление, а задачи описывают основные, конкретные шаги. (Познакомиться, понаблюдать, провести анкетирование, эксперимент и т.д.)
Предмет исследования определяется при ответе на вопросы: «Как рассматривать объект? Какие отношения ему присущи? Какие функции объекта надо изучить?» и т.д.
Например, в одной из книг Александры Марининой муж Анастасии Каменской так объяснил различие между этими понятиями:
Если переводить на понятный тебе язык математики, то объект – это значение показателя, а предмет – это функция. Цель исследования – это конечный результат, задачи – это ступени, по которым ты движешься к цели, как по ступеням, поэтому задачи должны быть логически последовательны и необходимы для достижения цели. Именно необходимы, то есть лишних задач, которые либо не ведут к цели, либо дублируют другие задачи, быть не должно. Изящество научной работы состоит, в том числе и в ее лаконичности, в ней не должно быть ненужного груза»
Метод – это совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи.
Рассмотрим список других доступных методов исследования:
1. Чтение учебной, научно-популярной и справочной литературы по проблеме исследования. Если то, что вы исследуете, подробно описано в известных вам книгах, их надо обязательно прочитать. Ведь совсем необязательно открывать то, что было до вас открыто. Начать эту работу можно со справочников и энциклопедий. Они обычно дают точную и краткую информацию.
Если этого недостаточно, надо читать книги с подробным описанием, в том числе и учебные. После этого надо обязательно записать все то, что вы узнали по теме исследования.
2. Знакомство с кинофильмами по проблеме исследования. Научные, научно-
популярные и художественные фильмы – это настоящий клад для исследователя. Просмотрев нужные фильмы, также укажите в своей работе, какую новую информацию они вам предоставили.
3. Поиск информации в глобальных компьютерных сетях. Сегодня ни один
ученый не работает без компьютера – верного помощника современного исследователя.
Поэтому можно поискать нужную информацию в сети Internet.
Гипотеза – это предположение, рассуждение, догадка, которую вы будете доказывать или опровергать своим исследованием. Обычно гипотезы начинаются словами: «предположим», «допустим», «возможно», «что, если».
Объем введения не должен превышать 2 стр.
Основная часть содержит главы, в которых отражаются основные материалы исследования (а именно: историческая справка, материал и методика, описание места и условий исследования, основные результаты). Рекомендуется написание 2-3-х глав, с разбивкой на параграфы.
Заключение (подведение итогов работы, формулировка выводов об
изложенной проблеме, ее значение и перспективы решения; объем
заключения не должен превышать 1-2 страницы).
Оформляется в соответствии с ГОСТом; содержит литературные источники, сведения из сети Интернет
Представление всех результатов теоретической и практической деятельности в виде таблиц, графиков, диаграмм, рисунков, схем и др.; нет ограничения по количеству страниц.
Заголовки основных частей работы «Содержание», «Введение», название глав, «Список литературы», «Заключение», «Приложения» прописными буквами с выравниванием по центру, а заголовки параграфов – строчными (кроме первой прописной) также с выравниванием по центру. Переносы в заголовках не допускаются. Точку в конце заголовка не ставят. Заголовок от текста отделяют одним пробелом. Нельзя печатать заголовок в конце страницы. Если на странице умещается менее трех строк идущего за заголовком текста, то заголовок и текст следует перенести на другую страницу.
Каждую структурную часть работы следует начинать с нового листа.
Цифровой материал преподносится в виде таблиц, диаграмм, графиков. По содержанию таблицы делятся на аналитические и неаналитические. Аналитические таблицы являются результатом обработки и анализа цифровых показателей. Как правило, после таких таблиц делается обобщение в качестве нового выводного знания, которое вводится в текст словами: «таблица позволяет сделать вывод, что…», «из таблицы видно, что…» и т.п. Такие таблицы часто позволяют выявить и сформулировать определенные закономерности. В неаналитических таблицах помещаются, как правило, необработанные статистические данные, необходимые лишь для информации.
Все таблицы нумеруются арабскими цифрами в пределах всего текста. Над правым верхним углом таблицы помещают надпись «Таблица» с указанием порядкового номера таблицы без значка «№» перед цифрой и точки после нее. Заголовок таблицы располагают по центру таблицы и пишут с прописной буквы без точки на конце. Если таблица приведена в единственном числе, её не нумеруют и над заголовком слово «таблица» не ставят.
При переносе таблицы на следующую страницу головку таблицы либо повторяют со словами «Продолжение таблицы», либо графы пронумеровывают и повторяют их нумерацию на следующей странице. Заголовок таблицы не повторяют.
Таблицы не должны быть громоздкими. Пустые графы оставлять нельзя, если такая графа есть, то там ставится прочерк.
Заголовки графиков и диаграмм пишутся под рисунком; ниже указываются условные обозначения. Фотографии также подписываются внизу. Порядковые номера пишутся перед названием (например, Фото 1. Уборка урожая).
Комментарии к таблицам, диаграммам и графикам должны отвечать фактическому и смысловому содержанию, не вступая с ними в противоречия.
Используется сквозная нумерация для каждого вида иллюстративного материала.
Если график, диаграмма, фотография приведена в единственном числе, её также не нумеруют.
В тексте работы делаются ссылки на иллюстративный материал, на цитаты, на использованные источники информации. Ссылаться нужно там, где формулируются подтверждаемое ими положение.
Пример ссылки на источник информации: [4, С. 5], где 4 – это номер источника в списке литературы, а 5 – это номер страницы. Ссылка на Интернет-источник: [5], указывается только номер источника в списке литературы.
В научной литературе допустимы следующие сокращения:
отдельных слов: с.-х. (сельскохозяйственный) только в таблицах, рис. (рисунок) – при ссылке в тексте, то есть внутри фразы, г. – год, шт. – штук, экз. – экземпляр. Единицы измерения сокращаются только при цифрах. Например, 5 руб. 20 коп. Правильно пользоваться сокращениями поможет «Словарь сокращений русского языка»;
названия широко известных научных и учебных учреждений(например, МГУ им. М.В. Ломоносова);
специальных терминов (например, РОЭ – реакция оседания эритроцитов, ПДК – предельно допустимая концентрация).
Если в тексте многократно упоминаются сложные названия (например, системы устройств какого-либо прибора), то после первого упоминания о нём в круглых скобках дается сокращение (аббревиатура), которое и используется в дальнейшем тексте, но уже без скобок.
Номера страниц, обычно, проставляются в середине нижнего поля листа; на титульном листе номер не ставится, но подразумевается.
Защита исследовательской работы
При подготовке защиты так же нужно придерживаться определенных правил.
Для того, чтобы лучше донести свои идеи до тех, кто будет рассматривать результаты исследовательской работы, надо подготовить текст доклада. Он должен быть кратким, содержать основные положения работы. Его можно составить по такому плану:
Почему избрана именно эта тема?
Какой была цель исследования?
Какие ставились задачи?
Какие гипотезы проверялись?
Какие использовались методы и средства исследования?
Каким был план исследования?
Какие результаты исследования были получены?
Какие выводы можно сделать по итогам исследования?
Что можно исследовать в дальнейшем в этом направлении?