исследовательская работа история школьной формы

Учебно-исследовательская работа «Школьная форма:вчера,сегодня,завтра»

Учебно-исследовательская работа по теме :»Школьная форма:вчера,сегодня,завтра».

Просмотр содержимого документа
«Учебно-исследовательская работа «Школьная форма:вчера,сегодня,завтра»»

Научное общество учащихся

ХХII Муниципальная научно-практическая конференция школьников

Русско-Полянского муниципального района

«Школьная форма: вчера, сегодня, завтра»

Научное направление: естествознание 1-4 классы

Выполнила: Федорчук Диана

учитель начальных классов

Русская Поляна 2019

2. Исследовательская часть

2.1 История появления школьной формы.
2.2 Школьная форма 20 века.
2.3. Школьная форма школы.
3.Практическая часть

4.Заключение
5.Список литературы
6.Приложение

Поэтому я решила в своем исследовании разобраться, почему мои сверстники с такой неохотой носят школьную форму? Для чего она была придумана и нужна ли она вообще? Чтобы ответить на эти вопросы я изучила историю школьной формы в нашей стране, нашла ее описание в художественных произведениях, выяснила мнения учеников и учителей нашей школы, провела анкетирования и эксперимент.

Цель проекта: Привлечь внимание к проблеме внешнего вида современного школьника.

Объект исследования: Школьная форма.

Предмет исследования: Необходимость в школе единой формы для учащихся.

Гипотеза: школьная форма необходима, так как дисциплинирует, оказывает положительное влияние на успеваемость учащихся, воспитывает чувство вкуса и осознанное отношение к внешнему виду.

По словарям и справочникам выяснить значение слова «форма»

Изучить историю появления школьной формы.

Провести анкетирование «Нужна ли школьная форма?»

Понаблюдать за моделями школьной формы;

Организовать конкурс рисунков «Школьная форма будущего»

Провести эксперимент в классе

Взять интервью у директора школы, психолога

Найти в семейных альбомах мам и бабушек фотографии школьных лет, записать их воспоминания о школьной форме.

Привести примеры описания школьной формы из художественных произведений

Анализ материалов СМИ.

Проведение социологического опроса, анкетирование, наблюдение, эксперимент

2. Исследовательская часть

История появления школьной формы

Прежде чем говорить о школьной форме, выясним значение самого слова «форма». В «Словаре русского языка» Сергея Ивановича Ожегова приводится 9 значений этого слова, 8-е из них указывает на предмет нашего исследования: «Одинаковая по покрою, цвету одежда (у военных, у служащих одного ведомства, учащихся). Офицерская форма. Парадная форма. Школьная форма».

В «Этимологическом словаре» Николая Максимовича Шанского мы узнали, что слово «форма» пришло к нам из польского языка в 17 веке, и обозначало «внешний облик». Поэтому можно предположить, что первая форменная одежда возникла и появилась именно в 17 веке.

Обычно ученики носили суконную гимнастерку синего цвета с серебряными выпуклыми пуговицами, подпоясанную черным лакированным ремнем с серебряной пряжкой и черные брюки без канта. Имелась и выходная форма: темно-синий или темно-серый однобортный мундир с обшитым серебряным галуном воротником.

Неизменным атрибутом гимназистов был ранец. У Антона Павловича Чехова в рассказе «Мальчики», которое мы изучали по литературному чтению, я нашла такое описание гимназической формы: «. Володя уже стоял в сенях и красными, озябшими пальцами развязывал башлык. Его гимназическое пальто, фуражка, калоши и волосы на висках были покрыты инеем». Форма была отличительным признаком гимназистов от других детей. Знакомя нас с Чечевицыным, Чехов пишет: «. на нем не было гимназической куртки, то по наружности его можно было бы принять за кухаркина сына».

Так, например, поступивших на обучение девочек в институт благородных девиц, делили на группы по возрастам. Это деление подчёркивалось цветом платья: младшие носили кофейные платья, следом шёл голубой цвет (с 9 до 12), третий возраст (с 12 до 15) носил серые платья, а выпускницы (с 15 до 18 лет) белые. (Приложение )

Самым страшным наказанием для воспитанниц было лишение белого фартука. Наказывали, в основном, за неаккуратность, баловство на уроках, упрямство и непослушание. С воспитанниц снимали передник, прикалывали неубранную бумажку или рваный чулок к платью и заставляли стоять посреди столовой во время обеда.

Школьная форма 20 века

На праздники девочки надевали белые фартуки; в обычные дни носили чёрные или коричневые банты, с белым передником. У мальчиков были серые военные гимнастерки с воротником стоечкой, с пятью пуговицами, с двумя прорезными карманами с клапанами на груди. Обязательными были ремень с пряжкой и кепка с кожаным козырьком, которую ребята носили на улице.

В поэме Самуила Маршака «Веселое путешествие от А до Я» упоминается такое описание школьника:

У мальчиков с 1975-1976 учебного года серые шерстяные брюки и курточки были заменены на брюки и куртки. Куртка застёгивалась на алюминиевые пуговицы, как у военных. На боковой части рукава была нашита эмблема (шеврон) из мягкого пластика с нарисованным открытым учебником и восходящим солнцем — символ просвещения.

У мальчиков-старшеклассников брюки и куртка заменились на брючный костюм. Цвет ткани был синий. Также синей была эмблема на рукаве. На этой эмблеме, помимо солнца и раскрытой книги, присутствовало стилизованное изображение атома. Стоимость такого комплекта формы для мальчиков в магазинах была в пределах 30 рублей.

В начале 1980-х была введена форма для старшеклассников. Девочки с первого по седьмой класс носили коричневое платье. У мальчиков брюки и куртка заменили брючным костюмом. Цвет ткани был по-прежнему синий.Школьную форму 1980-х можно увидеть в фильмах «Гостья из будущего», «Приключения Электроника», а также в детском юмористическом киножурнале «Ералаш»

Обязательное ношение школьной формы в России было отменено весной 1994 года. Моя мама как раз училась в школе в это время. Как рассказала мне мама, девочки носили темную юбку и светлую блузку, а мальчики брюки и рубашку.

Целых 20 лет в школах царила «бесформенность». Вводить или не вводить форму обсуждалось не только на официальном телевидении, на педсоветах и родительских собраниях. Об этом писали и школьные газеты.

С 1 сентября 2013 года вступил в силу новый закон «Об образовании», в соответствии с которым требования к одежде учащихся устанавливает сама школа, а Министерство образования и науки в этом ей активно помогает, рекомендует, какого направления придерживаться.

Многие лицеи и гимназии имеют свою собственную форму, в том числе эмблему, подчеркивающую принадлежность учеников к тому или иному учебному заведению. Школьная форма советского времени (или платья, стилизованные под неё) с белыми фартуками традиционно надевается выпускницами на Последний звонок как символ прощания со школой, и реже — на другие праздники.

Школьная форма БОУ «Розовской средней общеобразовательной школы»

В нашей школы я изучила положение о школьной форме и внешнем виде учащегося. В школе установлено 3 вида школьной одежды: повседневная школьная одежда, парадная школьная одежда, спортивная школьная одежда. В положении подробно описываются модели каждого вида костюмов для мальчиков и девочек.

Кроме того, определены требования к внешнему виду учащихся: обучающимся запрещается появляться в школе с экстравагантными стрижками и прическами, с волосами, окрашенными в яркие неестественные оттенки, с ярким макияжем, с пирсингом.(Приложение № 3)

В ходе моего исследования, я взяла интервью у директора БОУ «Розовская СОШ» Трушникова И.В., который высказал свое мнение по вопросу обязательной школьной формы:

— Нужна ли школьная форма?

— Я считаю, что школьная форма нужна, потому что является отличительной особенностью детей, которые стали учениками. Она красивая, удобная в использовании.

— Обязательно надо носить форму?

— Да, обязательно! В нашей школе принято положение о правилах ношения школьной формы, его утвердил общественный совет, родители, совет школы, в который входят учащиеся. Они признали эту форму и утвердили, поэтому она является обязательной.

— Вы хотели бы изменить что-нибудь в школьной форме?

— Нам на утверждение было представлено несколько вариантов школьной формы. Именно эту форму одежды, которая принята в нашей школе, подтвердили большее количество участников Совета школы, и этому большинству мы подчинились. Значит, она удовлетворяет потребности детей.

— Когда у нас в расписании есть урок физкультуры, можно ли ходить в спортивной форме?

— По нашему положению ношение школьной формы обязательно каждый день в течение всей недели, а для переодевания вам дается время. Учитель физкультуры всегда отпускает вас пораньше, чтобы вы успели переодеться. Спортивная форма нужна только для занятий спортом. Вы просто посмотрите на себя насколько вы интересней выглядите в школьной форме, нежели когда вы ходите в спортивных брюках и кофтах, все разные.

Источник

Исследовательская работа «Школьная форма: вчера и сегодня»

МОУ «Кожильская СОШ с\х направления»

Информационно – исследовательский проект по технологии на тему:

« Школьная форма: вчера и сегодня»

Выполнила: Борисова Л.,

Руководитель: Борисова Е.Н.,

Из истории школьной формы

Форма дореволюционной России _____________________________4

Школьная форма образца 1948 года ___________________________4

Школьная форма СССР _____________________________________5

Форма для старшеклассников ________________________________6

Дополнения к школьной форме _______________________________7

Форма современной России __________________________________8

Мнения жителей Кожиля ________________________________________9

Список используемой литературы ________________________________14

выявление и обобщение информации по истории развития школьной формы;

выявление необходимости школьной формы в настоящее время;

Изучить различные источники по теме.

Выявить роль и значение школьной формы в жизни.

Изучить, проанализировать и обобщить мнения жителей деревни о необходимости школьной формы в наше время.

Из истории школьной формы

Форма дореволюционной России

Висследовательская работа история школьной формы исследовательская работа история школьной формы1918 году гимназическая форма дореволюционной России была признана буржуазным пережитком и отменена вместе со многими другими разумными наработками в области образования. С точки зрения «классовой борьбы» старая форма считалась символом принадлежности к высшим сословиям (была даже презрительная кличка для сентиментальной девочки — «гимназистка»). С другой стороны — форма символизировала абсолютную несвободу ученика, его униженное и подневольное положение.

Но у этого отказа от формы была и другая, более понятная, подоплёка — бедность. Ученики ходили в школу в том, что могли предоставить им родители, а государство в тот момент активно боролось с разрухой, классовыми врагами и пережитками прошлого.

Школьная форма образца 1948 года

Оисследовательская работа история школьной формыднако со временем, когда эпоха экспериментов уступила место иным реалиям, было решено возвратиться к былому образу — к коричневым строгим платьям, фартукам, ученическим курточкам и отложным воротничкам. Произошло это в 1948 году, в период всеобщего «обмундиривания», когда ведомство за ведомством одевались в форму. Школьная форма образца 1948 года фактически копировала фасон формы классических гимназий — и по цвету, и по покрою, и по аксессуарам. Дожила она до конца 1962 учебного года. Первоклассники-мальчики сентября 1962 года пошли в школу уже в новой форме — без фуражек с кокардой, без поясных ремней с массивной пряжкой, без гимнастерок. Форма для девочек практически не изменилась. Теперь уже «свободная форма одежды» стала ассоциироваться с буржуазной разнузданностью, а всех дерзких экспериментаторов 1920-х было решено объявить «вредителями» и «врагами народа».

Шисследовательская работа история школьной формыкольная форма в СССР

Висследовательская работа история школьной формы исследовательская работа история школьной формыСССР школьная форма несколько раз менялась. Существовало несколько моделей. У девочек — классическое коричневое платье с чёрным (повседневным) или белым (для торжественных мероприятий) фартуком, завязывавшимся сзади на бант. Школьные платья были скромно украшены кружевными отложными воротничками и манжетами. Ношение воротника и манжетов было обязательным. В дополнение к этому девочки могли носить чёрные или коричневые (повседневные) или белые (парадные) банты. Банты других цветов по правилам не допускались. В целом, форма для девочек практически полностью копировала форму российской дореволюционной женской гимназии, за исключением того, что гимназистки носили соломенные шляпки. Строгость нравов эпохи Сталина распространялась, разумеется, и на школьную жизнь. Самые незначительные эксперименты с длиной или иными параметрами школьной формы сурово карались администрацией учебного заведения. Даже причёска должна была отвечать требованиям пуританской морали — «модельные стрижки» до конца 1950-х были под строгим запретом, не говоря уже об окраске волос. Девочки обязательно носили косы с бантами. Школьную форму эпохи И. В. Сталина можно увидеть в фильмах «Первоклассница», «Алёша Птицын вырабатывает характер», и «Васёк Трубачёв и его товарищи».

Покрой формы стал более тождествен тем направлениям моды, которые имели место в 1960-х. Правда, повезло только мальчикам (школьников конца 1960-х мы можем видеть в культовом фильме «Доживём до понедельника»).

У исследовательская работа история школьной формымальчиков с середины 1970-х серые шерстяные брюки и курточки были заменены на брюки и куртки из полушёрстяной ткани синего цвета. Покрой курток напоминал классические джинсовые куртки (в мире набирала обороты так называемая «джинсовая мода») с погончиками на плечах и нагрудными карманами с клапанами в форме фигурной скобки (>). Куртка застёгивалась на алюминиевые пуговицы. На боковой части рукава была нашита эмблема из мягкого пластика с нарисованным открытым учебником и восходящим солнцем — символ просвещения.

Школьная форма для старшеклассников

В начале 1980-х была введена форма для старшеклассников. (Такую форму начинали носить с восьмого класса). Девочки с первого по седьмой класс носили коричневое платье, как и в предыдущий период. Только оно стало ненамного выше колен.

У исследовательская работа история школьной формымальчиков-старшеклассников брюки и куртка заменялись на брючный костюм. Цвет ткани был по-прежнему синий. Также синей была эмблема на рукаве. На этой эмблеме, помимо солнца и раскрытой книги, присутствовало стилизованное изображение атома. Очень часто эмблему срезали, так как она выглядела не слишком эстетично, особенно по прошествии некоторого времени — краска на пластике начинала стираться. Также были очень редкие рельефно-выпуклые эмблемы, изготовленные из пластика на тканевой основе. Они не теряли цвета и смотрелись очень нарядно. В 80-х годах, когда контроль за соблюдением школьной формы стал менее строгим, некоторые школьники заменяли стандартные эмблемы армейскими нарукавными нашивками. Для девочек в 1984 году был введён костюм-тройка синего цвета, состоящий из юбки-трапеции со складками спереди, пиджака с накладными карманами (без нарукавной эмблемы) и жилетки. Юбку можно было носить либо с пиджаком, либо с жилетом, либо весь костюм сразу. В 1988 году для Ленинграда, районов Сибири и Крайнего Севера было разрешено ношение синих брюк в зимнее время.

Именно эта форма для девочек способствовала тому, что они начинали рано осознавать свою привлекательность. Плиссированная юбка, жилет и главное — блузки, с которыми можно было экспериментировать, превращали практически любую школьницу в «юную даму». Разрешалось носить распущенные волосы.

Обязательные дополнения к школьной форме

Оисследовательская работа история школьной формыисследовательская работа история школьной формыисследовательская работа история школьной формыисследовательская работа история школьной формыбязательным дополнением к школьной форме, в зависимости от возраста ученика, были октябрятский (в начальных классах), пионерский (в средних классах) или комсомольский (в старших классах) значки. Пионеры должны были также обязательно носить пионерский галстук. Помимо обычного пионерского значка существовал особый вариант для пионеров, активно занимающихся общественной работой. Он был немного больше обычного, и на нём была надпись «За активную работу». В сентябре 1991 года ношение пионерских галстуков и октябрятских значков было отменено в связи с упразднением Пионерской организации СССР. Ношение комсомольских значков прекратилось несколько раньше.

Шисследовательская работа история школьной формыкольную форму 1980-х можно увидеть, например, в фильмах «Гостья из будущего», «Приключения Электроника» (форма младших классов с красной нашивкой) и «Плюмбум, или Опасная игра» (форма старшеклассников с синей нашивкой).

Обязательное ношение школьной формы в России было отменено весной 1992 года.

Фисследовательская работа история школьной формыисследовательская работа история школьной формыорма современной России

В современной России нет единой школьной формы, как было в СССР, но многие лицеи и гимназии, особенно наиболее престижные, а также некоторые школы имеют свою собственную форму, подчеркивающую принадлежность учеников к тому или иному учебному заведению. Кроме того, в учебных заведениях, не имеющих школьной формы, могут существовать правила ношения одежды. Советскую школьную форму принято надевать выпускницам школ на Последний звонок.

Мнения жителей деревни Кожиль о необходимости школьной формы в наше время

Главатских Яна (ученица 10 класса): я всегда мечтала носить школьную форму и банты тоже потому, что это здорово! Я считаю, что сегодня школьная форма нужна. Это будет красиво, эстетично, гармонично. В школе не будет деления, все будут равны. Еще форма – это удобно, не надо покупать кучу разных вещей. А еще, по-моему, форма будет учить нас, детей, ответственности и аккуратности.

Захарова Дария (ученица 9 класса): Я бы не хотела носить школьную форму. Мне кажется, что она сегодня не нужна, так как не все родители могут приобрести ее, это не практично, так как наша школа сельскохозяйственного направления, ей очень не выгодно вводить ее, потому что дети будут жаловаться на то, как им в такой одежде работать. Мы живем в деревне, какая форма может быть.

Поздеева Христина (ученица 9 класса): Я бы не хотела носить форму. Мне кажется, что сегодня она не нужна, потому что изменилось время.

Веретенникова Ксения (ученица 9 класса): Я хочу носить школьную форму. Наверно она сегодня не нужна, потому что сейчас это уже не актуально.

Гораева Татьяна (ученица 7 класса): Я не хочу носить школьную форму. Она сегодня не нужна, потому что появляются новые тенденции в одежде, и никто не захочет ее носить.

Поздеева Вероника (ученица 5 класса): Я хочу носить школьную форму. Я считаю, что она сегодня нужна, потому что не будет деления на бедных и богатых, все будут равны. Если будет форма, то все изменится к лучшему.

Данилова Ольга Юрьевна: Я бы хотела, чтобы школьники носили форму. Мне кажется, что школьная форма сегодня нужна, потому что она дисциплинирует, развивает эстетический вкус, выделяет школьников из всей массы. Когда носят школьную форму, нет различия между социальным уровнем. Форма – это красиво!

Максименко Ольга Ивановна: Я бы хотела, чтобы школьники носили форму. Она сегодня нужна, потому что дисциплинирует, у ребят становится аккуратный внешний вид, форма объединяет всех школьников.

Сергеева Надежда Андреевна: Я бы хотела, чтобы школьники носили форму, потому что она дисциплинирует.

Ленчукова Татьяна Александровна: я бы хотела, чтобы школьники носили школьную форму. Она сегодня нужна, потому что дисциплинирует, и нет отличия в социальном уровне.

Итоги опроса жителей деревни о необходимости школьной формы

Хотели бы вы, чтобы наши школьники носили школьную форму?

исследовательская работа история школьной формы

Нужна ли сегодня школьная форма?

исследовательская работа история школьной формы

Так нужна школьная форма или нет?

Теперь уже можно подвести определённые итоги и сделать выводы. Ясно, что за эти годы сильно изменился мир и наша страна. Изменилась и система образования, да и люди стали другими. Но проблема школьной формы вновь и вновь обсуждается в СМИ, в разговорах обычных людей, педагогов и чиновников. Мнения людей о школьной форме диаметрально противоположны. Есть, конечно, и те, кто придерживается умеренных взглядов, но мы рассмотрим именно диаметрально противоположенные точки зрения.

Противники введения школьной формы ссылаются на некоторых психологов и данные опросов самих школьников. Эти некоторые психологи высказываются против повсеместного введения в учебных заведениях школьной формы. Свою позицию они объясняют тем, что отказ от ношения разной одежды плохо скажется на мироощущениях детей. Школьники перестанут тянуться за теми из своих сверстников, которые умеют красиво, со вкусом, одеваться.

Сисследовательская работа история школьной формыейчас, если задуматься о пользе школьной формы, многие откажутся от своих слов против неё. Что кстати, и происходит с теми, кто переводится в престижные гимназии, имеющие свои школьные формы. Те, кто учится в них, носят форму и не рассуждают о том, плохо это или хорошо. Поэтому эти учебные заведения и престижны. Они дают знания, а не учат праздным рассуждениям. Школьная форма дисциплинирует. Это как костюм для делового человека. Когда работник банка собирается на работу, он не мечется по квартире в поисках того, что бы одеть. Он загодя приготовил костюм, который одевает и едет на работу. Так и со школьной формой. Ребёнок приучается к взрослой жизни. Он с вечера чистит и гладит брюки (или юбку), стирает и гладит рубашку (или блузку), чистит ботинки (или туфли). А в самом учебном заведении те, кто носит форму, не озадачиваются тем, как выделиться. Человек всегда найдет, как выделиться внешне. Спросите об этом Зайцева или Юдашкина, которые, в своё время, как и все, ходили в школьной форме.

К тому же, в школе нужно учиться, получать новые знания, а не выделяться одеждой. А одеться со вкусом можно и в форму. Например, если у человека дорогой костюм, но он мятый, грязный и потёртый, то, что в нём стильного? Народная мудрость гласит, что встречают по одёжке, а провожают по уму. Но ведь не возмущаются врачи или пожарные, что им приходится работать в форме. Поэтому, считаю, что разговоры о пользе или вреде школьной формы нужно прекратить. К тому же, в престижных Гарварде, Оксфорде и других элитных европейских учебных заведениях сотни лет существует общий стиль одежды, который отличает абитуриентов и студентов от обычных прохожих. И за последние сто лет никто не оспаривал необходимость ношения этой «формы».

Внешний вид ученика, его одежда требует соблюдения определенных правил. Пирсинг, помятые футболки с устрашающими рисунками на груди и прочее не украшают их обладателей. Если школьная форма станет обязательной для всех учеников, возможно, останется единственный критерий, по которому будут их различать – интеллект. А для развлечений и отдыха есть другие места, где можно демонстрировать свой гардероб.

Психологи рекомендуют выбирать для школьной одежды спокойные цвета, которые позволяют детям лучше концентрироваться и не раздражают окружающих: серый, бежевый или темно-синий (самый немаркий и потому удобный для родителей). Категорически не рекомендуются красный, вишневый и контрастное сочетание черного и белого. Наиболее предпочтительные материалы — шерсть и хлопок. Но поскольку и то и другое в чистом виде — не самый практичный выбор (шерсть вытягивается и блестит, а хлопок надо каждый день гладить), то лучше пойти на компромисс: 30% синтетики.

Главный критерий — удобство ребенка. Приталенный пиджак, может, и делает мальчика похожим на маленького пэра, но ему неудобно в нем бегать на переменах и писать на уроках — высокие проймы режут подмышки.

«Форма прививает девочкам хороший вкус и сдержанную манеру поведения».

К сожалению, большая часть «одежды, похожей на школьную форму» очень плохого качества. Потому что фирмы-изготовители ориентируются на «малообеспеченные слои населения», которые покупают школьную форму из соображений экономии. А за 600 рублей, которые она стоит, не найдешь ни приличной ткани, ни мало-мальски пристойных аксессуаров. Так что школьная форма или, вернее, разные формы останутся принадлежностью «особенных» школ, в которых все родители готовы покупать своим детям одинаковую одежду хорошего качества. Массовая некачественная и неудобная школьная форма уходит в прошлое.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *