исследуя гуманитарное право факультатив программа
Факультативный курс «Исследуя гуманитарное право» как один из способов популяризации знаний об истории и деятельности Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца и Белорусского Общества Красного Креста
Факультативный курс «Исследуя гуманитарное право» как один из способов популяризации знаний об истории и деятельности Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца и Белорусского Общества Красного Креста
Все, что необходимо для триумфа зла –
это чтобы хороший человек ничего не делал
На уровне абстрактного морального принципа не так трудно признать, что раненым и больным солдатам противника надо оказывать помощь. Но как обстоит дело в действительности? Всегда ли мы готовы применить идеи гуманизма по отношению к смертельному врагу?
«Огромное красное солнце над горизонтом»
Такой образ России запечатлелся в сознании доктора Лелигера на всю жизнь. Он коренной немец, человек волевого характера, в своем родном городе был известен именно гуманностью – извлек пулю, оперируя вора, угнавшего его автомобиль. Во время Великой Отечественной войны работал в госпитале для летчиков … для советских летчиков. И это несмотря на всю мощь нацистской пропаганды. Он был членом швейцарского общества Красного Креста. Так что это за организация, где работали и работают подобные люди?
Вот маленькая история, которая вызывает у учащихся «активизацию познавательной деятельности». Да, здесь не обошлось без приема, который так любят рекламщики – цвет чего-то увязывается с цветом того, что нам нужно.
Событие, изменившее жизнь
В июне 1859 года, направляясь в селение Сольферино в Италии, женевский предприниматель и общественный деятель Анри Дюнан оказывается на месте кровопролитного сражения. Накануне в жестокой битве здесь сошлись австрийские и французские войска. Ранены тысячи солдат. Лишь несколько врачей пытаются лечить несчастных. Забыв о своих коммерческих интересах, бизнесмен поднимает на помощь местных жителей. Сам трое суток ухаживает за ранеными. Выполняет последние просьбы умирающих. Направляет деловым партнерам в Женеву просьбы о переводе денег.
Сам герой нашей истории, Анри Дюнан, вернувшись домой, написал книгу «Воспоминания о Сольферино», в которой привлек внимание правительств европейских государств к проблеме помощи раненым и увечным. И его услышали! Да, есть книги, которые влияют на ход человеческой истории. Можно задать вопрос учащимся: какие это книги?
Российская империя (куда в это время входила Беларусь), где к тому времени накоплен большой опыт работы по оказанию помощи жертвам войн, присоединилась к Женевской Конвенции в 1867 году. В том же году император Александр II утвердил Устав Общества попечения о раненых и больных воинах, позднее ставшего Российским Красным Крестом.
Игра «Нарисуй эмблему»
Каждый получает по листку и фломастеру.
Задание : у нас война. Придумайте отличительный знак для места, где будут больные и раненые (рисуют).
Покажите вверх свои отличительные знаки. Спрячьте.
Если тебя ранило, к зданию, с каким знаком ты будешь двигаться? А если это очень далеко?
Проще было взять один знак, который будет защищать
Поскольку КК был основан в Швейцарии, то решили за основу взять флаг Швейцарии. Это белый крест на красном фоне. Поменяли местами цвета и получили красный крест на белом фоне. У Красного полумесяца эмблема Красный полумесяц на белом фоне. В Израиле – красный бриллиант (интерпретация звезды Давида).
Эмблема может быть разных размеров: большая и маленькая.
Эмблема имеет 2 функции: защитную и отличительную.
Маленькая эмблема нужна для того, чтобы отличить человека из организации КК.
Эмблема больших размеров чаще применяется во время военных действий, чтобы защитить медицинский персонал и здания госпиталей.
Не только войны приносят бедствия людям, еще много разных бед в ящике Пандоры. Кому оказывает помощь Международное движение Красного Креста сегодня, в наши дни?
— Лицам без определенного места жительства;
— больным туберкулёзом (контроль лечения);
— людям с ограниченными возможностями;
— семьям с низким достатком (кормление, вещи, досуг)
— одиноким престарелым (гостиная КК, аукционы);
— заключённым (одежда, юридические вопросы);
— разъединённым семьям (поиск членов семьи);
— пострадавшим от чрезвычайных ситуаций и др.
Основополагающие принципы Международного движения Красного Креста
Каждый получает по картинке. Какой принцип МДКК она может иллюстрировать?
Сотрудничество с МККК-2016 — распространение знаний о международном гуманитарном праве и гуманитарных ценностях
Проект «Сотрудничество с МККК — 2016» — распространение знаний о международном гуманитарном праве и гуманитарных ценностях
Проект реализуется при поддержке Международного Комитета Красного Креста
Распространение знаний о международном гуманитарном праве (далее — МГП) – обязанность каждого государства, ратифицировавшего Женевские Конвенции 1949 года. Национальные общества Красного Креста и Красного Полумесяца являются вспомогательными организациями в данной деятельности. Белорусское Общество Красного Креста начиная с 1995 года поддерживает государственные органы в сфере распространения МГП: Генеральный Секретарь БОКК входит в Комиссию по имплементации МГП при Совете Министров Республики Беларусь, в 2003 году при поддержке МККК было издано пособие для учащихся 7-11 классов «Исследуя гуманитарное право», по инициативе БОКК проводятся ежегодные круглые столы с представителями различных министерств и ведомств, организуется активная работа с преподавателями ВУЗов и иных учебных заведений.
Международное гуманитарное право. Ответы на вопросы (скачать).
Основные направления деятельности, реализуемые в рамках проекта:
Выбранный для просмотра документ 2 страница.docx
правовое положение. Вооруженные силы в МГП: комбатанты, некомбатанты. Соотношение статуса гражданского лица и комбатанта.
работа с документами
Война и дети. Декларация о правах ребенка(1959г.) Участие детей в войне. Участие гражданского населения в вооруженном конфликте.
Работа с документом, решение задач
Международно- правовые нормы о средствах и методах ведения боевых действий. Запрещенные средства и методы ведения войны. Театр военных действий.
Презентация, работа с документами
Режим военной оккупации и защита гражданского населения и гражданских объектов в условиях вооруженного конфликта. Положение и перемещение гражданских лиц.
Статус беженцев и вынужденных переселенцев. Конвенция о статусе беженцев(1951г.), Закон РФ «О беженцах», «О вынужденных переселенцах» (1993г.)
Работа с документами
Прекращение применения МГП. Окончание войны. Международно- правовые формы окончания войны. Правовые последствия окончания войны.
Презентация, работа с
Выбранный для просмотра документ 3 страница.docx
ответственность в случаях нарушения МГП. Ответственность государства. Уголовная ответственность физических лиц. Международный трибунал.
Роль Международного Красного Креста в осуществлении норм, принципов МГП и прав человека. Принципы Международного Красного Креста и Красного Полумесяца.
Выполнение Международного гуманитарного права и меры для его выполнения.
Ролевая игра в стиле ток-шоу
Выполнение тестов, задач
Выбранный для просмотра документ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.docx
Понятие «международное гуманитарное право» включено во временные требования к обязательному минимуму содержания основного общего образования, примерную программу по обществознанию, а также в вопросы ЕГЭ по обществознанию. Это предполагает, что учащиеся общеобразовательных школ должны получить знания об основополагающих принципах и нормах международного гуманитарного права, направленных на ограничение последствий вооруженных конфликтов. Но в ситуации, сложившейся с учебниками по обществознанию и праву, необходимо восполнить пробелы в предметной части МГП.
Цель курса: познакомить с основными правовыми нормами МГП, способствовать пониманию учащимися необходимости урегулирования вооруженных конфликтов мирным путем, с помощью правовых норм; содействовать формированию таких личностных качеств, как сострадание, сопереживание, уважение к человеческому достоинству; осознанию школьниками того факта, что человеческая жизнь — главная ценность.
воспитать правовую культуру, правовое самосознание;
содействовать формированию таких качеств личности, как уважение к человеческому достоинству, милосердие, сострадание к беззащитному.
Нормативная база, регулирующая включение изучений о МГП в учебном процессе включает в себя: Приказ Министерства общего и профессионального образования РФ от 19 мая 1998 г. № 1236 «Об утверждении временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования»; «обязательный минимум содержания обществоведческого образования»: Образовательная область «Обществознание»; примерные программы основного общего образования составлены на
основе временных требований к обязательному минимуму содержания основногообщего образования и рассчитаны на количество часов, отводимое на изучение каждой образовательной области в инвариантной части Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ, утвержденного Приказом МО России № 322 от 09.02.98 г.; письмо Департамента общего среднего образования Минобразования России № 814/11-13 от 01.06.2000 г. «Об учебно-методических материалах по международному гуманитарному праву». Нормативная база, формируемая Министерством образования РФ по теме: «Международное гуманитарное право», непосредственно акцентирует внимание учителей практиков на внедрение знаний о МГП в учебном процессе, элективных курсах.
Исследуя гуманитарное право
Организация Красного Креста и Красного Полумесяца
Исследуя гуманитарное право
Факультативный курс «Исследуя гуманитарное право» уже на протяжении 9 лет изучают учащиеся 8-х классов средней школы №9 г. Речицы. Я же являюсь руководителем этого курса третий год.
При изучении данного курса учащимся предоставляется возможность стать участниками серии этических исследований, связанных с историями вооруженных конфликтов. В результате составляемых мини-проектов по изучаемым модулям учащиеся сами приходят к пониманию понятий мира, взаимопонимания, необходимости дипломатичности в предотвращении насилия.
Данный курс интересен учащимся еще и тем, что это не совсем обычные уроки: здесь не дают готовых ответов, нет домашних заданий, обучение проходит в виде обсуждений, составления проектов, моделирования понятий, написания сочинений и ведении «сократовских» бесед.
Под наш проект «Создание медиацентра по курсу «Исследуя гуманитарное право» республиканским комитетом Белорусского общества Красного Креста были выделены денежные средства для оформления стендов следующей тематики: «Международное гуманитарное право», «Ограничения в вооруженном конфликте», «Закон в действии», «Гуманитарная перспектива», «Обеспечение правосудия», а также приобретения дидактического материала для учащихся.
В процессе изучения нового курса установилось деловое сотрудничество между школой и нашей региональной организацией Красного Креста.
.Все учащиеся, изучившие данный курс, становятся волонтерами. Ежегодно мы совместно с работниками лесхоза принимаем участие в волонтерском движении «Посади дерево и вырасти его».
Ежегодно мы с ребятами участвуем также в благотворительных акциях по оказанию гуманитарной помощи многодетным и малообеспеченным семьям, ежегодно оформляем новогодние подарки для детей, находящихся в СОП, выступаем с благотворительными концертами. Ухаживаем за могилами погибших в годы войны солдат и юных героев – антифашистов. Помогаем участникам ВОВ, старикам и инвалидам.
Участвуя в акции «Ветеран живет рядом», мы с детьми не только встречаемся с ветеранами войны и труда, но и оказываем посильную помощь: производим уборку в доме, наводим порядок во дворе, помогаем весной подготовить грядки, пропалываем растения.
Не остаются без внимания и встречи с участниками военных действий, с воинами – интернационалистами. Запоминающимся было участие в Республиканском конкурсе «Долг. Честь. Память», который был объявлен Благотворительным фондом «Память Афгана» и редакцией газеты «Во славу Родины» с целью увековечения памяти павших на войне воинов-интернационалистов. Материал, подготовленный учащимся нашей школы, был опубликован в Книге памяти воинов-интернационалистов «Солдатскому долгу остались верны». Автор был приглашен в Минск на встречу с остальными авторами статей, вошедших в сборник, был награжден Дипломом и удостоен премии – ценного подарка.
В марте 2011 года учителя и учащиеся школы приняли участие в сборе денежных пожертвований в помощь пострадавшим от сильнейшего за всю историю Японии землетрясения.
Учащиеся школы принимали также самое активное участие в различных видах творческих работ:
1.Конкурс детского рисунка «Молодежь и дети в годы 2 мировой воны». Два первых места в районе, второе место в области.
2. Республиканский конкурс, посвященный 90-летию БОКК «Милосердие без границ». 1 победитель конкурса, 2 благодарности.
3. Республиканский конкурс творческих работ «Будущее, которое мы хотим». 1 и 2-ое место в районе.
4. Участие в конкурсе творческих работ «Лучше зажечь свечу, чем клясть темноту». 1 место в районе.
Также учителя нашей школы принимали участие в методических разработках занятий исследуемого курса. Так, в сборнике методических разработок «Исследуя гуманитарное право» были опубликованы материалы к занятиям «Путешествие во времени» и «Кодексы вне времени».
Исследуя гуманитарное право
Организация Красного Креста и Красного Полумесяца
Исследуя гуманитарное право
Факультативный курс «Исследуя гуманитарное право» уже на протяжении 9 лет изучают учащиеся 8-х классов средней школы №9 г. Речицы. Я же являюсь руководителем этого курса третий год.
При изучении данного курса учащимся предоставляется возможность стать участниками серии этических исследований, связанных с историями вооруженных конфликтов. В результате составляемых мини-проектов по изучаемым модулям учащиеся сами приходят к пониманию понятий мира, взаимопонимания, необходимости дипломатичности в предотвращении насилия.
Данный курс интересен учащимся еще и тем, что это не совсем обычные уроки: здесь не дают готовых ответов, нет домашних заданий, обучение проходит в виде обсуждений, составления проектов, моделирования понятий, написания сочинений и ведении «сократовских» бесед.
Под наш проект «Создание медиацентра по курсу «Исследуя гуманитарное право» республиканским комитетом Белорусского общества Красного Креста были выделены денежные средства для оформления стендов следующей тематики: «Международное гуманитарное право», «Ограничения в вооруженном конфликте», «Закон в действии», «Гуманитарная перспектива», «Обеспечение правосудия», а также приобретения дидактического материала для учащихся.
В процессе изучения нового курса установилось деловое сотрудничество между школой и нашей региональной организацией Красного Креста.
.Все учащиеся, изучившие данный курс, становятся волонтерами. Ежегодно мы совместно с работниками лесхоза принимаем участие в волонтерском движении «Посади дерево и вырасти его».
Ежегодно мы с ребятами участвуем также в благотворительных акциях по оказанию гуманитарной помощи многодетным и малообеспеченным семьям, ежегодно оформляем новогодние подарки для детей, находящихся в СОП, выступаем с благотворительными концертами. Ухаживаем за могилами погибших в годы войны солдат и юных героев – антифашистов. Помогаем участникам ВОВ, старикам и инвалидам.
Участвуя в акции «Ветеран живет рядом», мы с детьми не только встречаемся с ветеранами войны и труда, но и оказываем посильную помощь: производим уборку в доме, наводим порядок во дворе, помогаем весной подготовить грядки, пропалываем растения.
Не остаются без внимания и встречи с участниками военных действий, с воинами – интернационалистами. Запоминающимся было участие в Республиканском конкурсе «Долг. Честь. Память», который был объявлен Благотворительным фондом «Память Афгана» и редакцией газеты «Во славу Родины» с целью увековечения памяти павших на войне воинов-интернационалистов. Материал, подготовленный учащимся нашей школы, был опубликован в Книге памяти воинов-интернационалистов «Солдатскому долгу остались верны». Автор был приглашен в Минск на встречу с остальными авторами статей, вошедших в сборник, был награжден Дипломом и удостоен премии – ценного подарка.
В марте 2011 года учителя и учащиеся школы приняли участие в сборе денежных пожертвований в помощь пострадавшим от сильнейшего за всю историю Японии землетрясения.
Учащиеся школы принимали также самое активное участие в различных видах творческих работ:
1.Конкурс детского рисунка «Молодежь и дети в годы 2 мировой воны». Два первых места в районе, второе место в области.
2. Республиканский конкурс, посвященный 90-летию БОКК «Милосердие без границ». 1 победитель конкурса, 2 благодарности.
3. Республиканский конкурс творческих работ «Будущее, которое мы хотим». 1 и 2-ое место в районе.
4. Участие в конкурсе творческих работ «Лучше зажечь свечу, чем клясть темноту». 1 место в районе.
Также учителя нашей школы принимали участие в методических разработках занятий исследуемого курса. Так, в сборнике методических разработок «Исследуя гуманитарное право» были опубликованы материалы к занятиям «Путешествие во времени» и «Кодексы вне времени».