исследовать формы характер и общие правила консультирования граждан по уголовно правовым вопросам
Порядок проведения консультаций юриста по правовым вопросам
Порядок проведения консультаций юриста по правовым вопросам:
1. Консультирование сотрудников и работников подразделений УВД по САО ГУ МВД России по г. Москве по правовым вопросам осуществляется в соответствии с требованиями пунктов 81, 82 Наставления по организации правовой работы в системе МВД России, утвержденного приказом МВД России от 5 января 2007 года № 6.
2. Консультирование проводится по вопросам, связанным со служебной деятельностью, как в устной, так и в письменной формах.
3. Не допускается консультирование по личным вопросам, а также консультирование, направленное на воспрепятствование законной деятельности УВД по САО ГУ МВД России по г. Москве и его подразделений либо на уклонение от соблюдения требований действующего законодательства.
4. Консультирование включает разъяснение требований нормативных правовых и правовых актов со ссылкой на конкретные правовые нормы.
5. Консультирование осуществляется по направлениям оперативно-служебной деятельности наиболее подготовленными специалистами подразделений УВД по САО ГУ МВД России по г. Москве, подчиненных УВД по САО ГУ МВД России по г. Москве территориальных органов МВД России на районном уровне и организаций:
5.1.. ЦБ УВД по САО ГУ МВД России по г. Москве – по вопросам установления и выплаты денежного довольствия (заработной платы), пособий и других денежных выплат, иным вопросам, входящим в его компетенцию.
5.2. ОМТ и ХО УВД по САО ГУ МВД России по г. Москве – по вопросам предоставления жилых помещений, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, вещевого довольствия, иным вопросам, входящим в его компетенцию.
5.5. ОК УВД по САО ГУ МВД России по г. Москве (подразделениями по работе с личным составом) – по вопросам прохождения службы (работы) в органах внутренних дел Российской Федерации.
5.6. ПО УВД по САО ГУ МВД России по г. Москве (юрисконсультами территориальных подразделений) – по общим вопросам правового характера, касающимся деятельности органов внутренних дел.
6. При консультировании не допускается разрешение правовых вопросов, выходящих за пределы компетенции соответствующего подразделения.
Сотруднику (работнику) при этом разъясняется установленный порядок разрешения данного вопроса с указанием уполномоченного на то органа (подразделения).
7. Консультирование сотрудников и работников по телефону допускается только по вопросам, не требующим дополнительной проработки и изучения.
8. В системе УВД по САО ГУ МВД России по г. Москве устанавливается единое время приема сотрудников и работников для консультирования по правовым вопросам:
вторник, четверг – с 14 до 16 часов.
9. Порядок организации приема сотрудников и работников в установленное время, выделения специалистов для оказания консультационной помощи, осуществления консультирования по телефону, личного приёма руководителем и его заместителями, контроля за проведением консультирования, учета его результатов устанавливается приказами руководителей подразделений, указанных в пункте 5 настоящего Порядка.
10. Настоящий Порядок распространяется также на консультирование федеральных государственных гражданских служащих подразделений системы ГУ МВД России по г. Москве, на консультирование граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел, и членов семей сотрудников, погибших (умерших) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел, по вопросам, связанным с правоотношениями, возникшими в период прохождения ими службы, и с предоставлением им социальных гарантий.
11. Порядок и сроки рассмотрения письменных обращений сотрудников и работников по правовым вопросам (писем, рапортов, заявлений) в подразделениях системы УВД по САО ГУ МВД России по г. Москве устанавливаются законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России, правовыми актами ГУ МВД России.
12. Настоящий Порядок, а также информация, предусмотренная пунктом 9 настоящего Порядка, размещается в ведомственных печатных изданиях, на информационных стендах подразделений для сведения сотрудников и работников.
Какая категория граждан и по какому кругу вопросов может получить консультационные услуги в рамках бесплатной юридической помощи
Основные гарантии реализации права граждан Российской Федерации на получение бесплатной квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации, организационно-правовые основы формирования государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи и организационно-правовые основы деятельности по правовому информированию и правовому просвещению населения установлены Федеральным законом от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (Далее Федеральный закон).
Бесплатная юридическая помощь оказывается в виде:
1) правового консультирования в устной и письменной форме;
2) составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера;
3) представления интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях в случаях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
2. Бесплатная юридическая помощь может оказываться в иных не запрещенных законодательством Российской Федерации видах (ст.6 Федерального закона).
Право на получение всех видов бесплатной юридической помощи, предусмотренных статьей 6 Федерального закона, в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи имеют следующие категории граждан:
2) инвалиды I и II группы;
3) ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, Герои Труда Российской Федерации;
4) дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей;
4.1) лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с устройством ребенка на воспитание в семью;
4.2) усыновители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов усыновленных детей;
5) граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме;
6) несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и несовершеннолетние, отбывающие наказание в местах лишения свободы, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких несовершеннолетних (за исключением вопросов, связанных с оказанием юридической помощи в уголовном судопроизводстве);
7) граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Законом Российской Федерации от 2 июля 1992 года N 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»;
8) граждане, признанные судом недееспособными, а также их законные представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких граждан;
8.1) граждане, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации:
а) супруг (супруга), состоявший (состоявшая) в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) на день гибели (смерти) в результате чрезвычайной ситуации;
б) дети погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации;
в) родители погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации;
г) лица, находившиеся на полном содержании погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации или получавшие от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
д) граждане, здоровью которых причинен вред в результате чрезвычайной ситуации;
е) граждане, лишившиеся жилого помещения либо утратившие полностью или частично иное имущество либо документы в результате чрезвычайной ситуации;
9) граждане, которым право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи предоставлено в соответствии с иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
2. Государственные юридические бюро и адвокаты, являющиеся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, осуществляют правовое консультирование в устной и письменной форме граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и составляют для них заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера в следующих случаях:
1) заключение, изменение, расторжение, признание недействительными сделок с недвижимым имуществом, государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи);
2) признание права на жилое помещение, предоставление жилого помещения по договору социального найма, договору найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, расторжение и прекращение договора социального найма жилого помещения, выселение из жилого помещения (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи), расторжение и прекращение договора найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выселение из указанного жилого помещения;
3) признание и сохранение права собственности на земельный участок, права постоянного (бессрочного) пользования, а также права пожизненного наследуемого владения земельным участком (в случае, если на спорном земельном участке или его части находятся жилой дом или его часть, являющиеся единственным жилым помещением гражданина и его семьи);
4) защита прав потребителей (в части предоставления коммунальных услуг);
5) отказ работодателя в заключении трудового договора, нарушающий гарантии, установленные Трудовым кодексом Российской Федерации, восстановление на работе, взыскание заработка, в том числе за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, причиненного неправомерными действиями (бездействием) работодателя;
6) признание гражданина безработным и установление пособия по безработице;
7) возмещение вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью или с чрезвычайной ситуацией;
8) предоставление мер социальной поддержки, оказание малоимущим гражданам государственной социальной помощи, предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;
9) назначение, перерасчет и взыскание страховых пенсий по старости, пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца, пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, безработице, в связи с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, социального пособия на погребение;
10) установление и оспаривание отцовства (материнства), взыскание алиментов;
10.1) установление усыновления, опеки или попечительства над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, заключение договора об осуществлении опеки или попечительства над такими детьми;
10.2) защита прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
11) реабилитация граждан, пострадавших от политических репрессий;
12) ограничение дееспособности;
13) обжалование нарушений прав и свобод граждан при оказании психиатрической помощи;
14) медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов;
15) обжалование во внесудебном порядке актов органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц;
16) восстановление имущественных прав, личных неимущественных прав, нарушенных в результате чрезвычайной ситуации, возмещение ущерба, причиненного вследствие чрезвычайной ситуации.
Порядок, условия и организационно-правовое обеспечение реализации права на получение бесплатной юридической помощи гражданами, пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи регулируются настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
На постоянной основе сотрудники правового отдела УМВД России по Липецкой области принимают участие в проведении Международного дня бесплатной юридической помощи. Прием граждан осуществлялся в ФГПОУ ВПО «Липецкий государственный технический университет», «Липецкая областная научная библиотека», липецком филиале «Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации».
Начальник ПО УМВД России по Липецкой области подполковник внутренней службы А.Н. Скопинцев
Порядок консультирования сотрудников и работников подразделений системы ГУ МВД России по г. Москве по правовым вопросам
1. Консультирование сотрудников и работников подразделений системы ГУ МВД России по г. Москве по правовым вопросам осуществляется в соответствии с требованиями пунктов 81, 82 Наставления по организации правовой работы в системе МВД России, утвержденного приказом МВД России от 5 января 2007 года № 6.
2. Консультирование проводится по вопросам, связанным со служебной деятельностью, как в устной, так и в письменной формах.
3. Не допускается консультирование по личным вопросам, а также консультирование, направленное на воспрепятствование законной деятельности ГУ МВД России по г. Москве и его подразделений либо на уклонение от соблюдения требований действующего законодательства.
4. Консультирование включает разъяснение требований нормативных правовых и правовых актов со ссылкой на конкретные правовые нормы.
5. Консультирование осуществляется по направлениям оперативно-служебной деятельности наиболее подготовленными специалистами подразделений ГУ МВД России по г. Москве, подчиненных ГУ МВД России по г. Москве территориальных органов МВД России на районном уровне и организаций:
5.1. ФКУЗ «МСЧ МВД России по г. Москве» – по вопросам медицинского и санаторно-курортного обслуживания.
5.2. ЦФО ГУ МВД России по г. Москве (финансовыми подразделениями) – по вопросам установления и выплаты денежного довольствия (заработной платы), пособий и других денежных выплат, иным вопросам, входящим в его компетенцию.
5.3. ЦПО ГУ МВД России по г. Москве – по вопросам пенсионного обеспечения.
5.4. ФКУ «ГЦХТиСО ГУ МВД России по г. Москве» – по вопросам предоставления жилых помещений, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, вещевого довольствия, иным вопросам, входящим в его компетенцию.
5.5. УК УРЛС ГУ МВД России по г. Москве (подразделениями по работе с личным составом) – по вопросам прохождения службы (работы) в органах внутренних дел Российской Федерации.
5.6. ПУ ГУ МВД России по г. Москве (правовыми подразделениями) – по общим вопросам правового характера, касающимся деятельности органов внутренних дел.
6. При консультировании не допускается разрешение правовых вопросов, выходящих за пределы компетенции соответствующего подразделения.
Сотруднику (работнику) при этом разъясняется установленный порядок разрешения данного вопроса с указанием уполномоченного на то органа (подразделения).
7. Консультирование сотрудников и работников по телефону допускается только по вопросам, не требующим дополнительной проработки и изучения.
8. В системе ГУ МВД России по г. Москве устанавливается единое время приема сотрудников и работников для консультирования по правовым вопросам:
вторник, четверг – с 14 до 16 часов.
9. Порядок организации приема сотрудников и работников в установленное время, выделения специалистов для оказания консультационной помощи, осуществления консультирования по телефону, личного приёма руководителем и его заместителями, контроля за проведением консультирования, учета его результатов устанавливается приказами руководителей подразделений, указанных в пункте 5 настоящего Порядка.
10. Настоящий Порядок распространяется также на консультирование федеральных государственных гражданских служащих подразделений системы ГУ МВД России по г. Москве, на консультирование граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел, и членов семей сотрудников, погибших (умерших) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел, по вопросам, связанным с правоотношениями, возникшими в период прохождения ими службы, и с предоставлением им социальных гарантий.
11. Порядок и сроки рассмотрения письменных обращений сотрудников и работников по правовым вопросам (писем, рапортов, заявлений) в подразделениях системы ГУ МВД России по г. Москве устанавливаются законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России.
12. Настоящий Порядок, а также информация, предусмотренная пунктом 9 настоящего Порядка, размещается в ведомственных печатных изданиях, на информационных стендах подразделений для сведения сотрудников и работников.
Статья 7. Правовое консультирование и составление документов правового характера
Статья 7. Правовое консультирование и составление документов правового характера
1. Государственное юридическое бюро и адвокаты, являющиеся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, осуществляют правовое консультирование в устной и письменной форме граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, и составляют для них заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера в случаях:
1) заключения, расторжения, признания недействительными сделок с недвижимым имуществом, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи);
Информация об изменениях:
Законом Калининградской области от 6 декабря 2013 г. N 282 в подпункт 2 пункта 1 статьи 7 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Закона
2) признания права на жилое помещение, предоставления жилого помещения по договору социального найма, договору найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, расторжения и прекращения договора социального найма жилого помещения, выселения из жилого помещения (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи), расторжения и прекращения договора найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выселения из указанного жилого помещения;
3) признания и сохранения права собственности на земельный участок, права постоянного (бессрочного) пользования, а также пожизненного наследуемого владения земельным участком (в случае, если на спорном земельном участке или его части находятся жилой дом или его часть, являющиеся единственным жилым помещением гражданина и его семьи);
4) защиты прав потребителей (в части предоставления коммунальных услуг);
5) отказа работодателя в заключении трудового договора, нарушающего гарантии, установленные Трудовым кодексом Российской Федерации; восстановления на работе; взыскания заработка, в том числе за время вынужденного прогула; компенсации морального вреда, причиненного неправомерными действиями (бездействием) работодателя;
6) признания гражданина безработным и установления пособия по безработице;
Информация об изменениях:
Законом Калининградской области от 6 ноября 2014 г N 354 в подпункт 7 пункта 1 статьи 7 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования названного Закона
7) возмещения вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью или с чрезвычайной ситуацией;
8) предоставления мер социальной поддержки, оказания малоимущим гражданам государственной социальной помощи; предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;
Информация об изменениях:
Законом Калининградской области от 6 ноября 2014 г. N 354 в подпункт 9 пункта 1 статьи 7 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2015 г.
9) назначения, перерасчета и взыскания страховых пенсий по старости, пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца, пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, безработице, в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, социального пособия на погребение;
10) установления и оспаривания отцовства (материнства), взыскания алиментов;
Информация об изменениях:
Законом Калининградской области от 6 декабря 2013 г. N 282 пункт 1 статьи 7 дополнен подпунктом 10-1, вступающим в силу со дня официального опубликования названного Закона
10-1) установление усыновления, опеки или попечительства над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, заключение договора об осуществлении опеки или попечительства над такими детьми;
Информация об изменениях:
Законом Калининградской области от 6 декабря 2013 г. N 282 пункт 1 статьи 7 дополнен подпунктом 10-2, вступающим в силу со дня официального опубликования названного Закона
10-2) защиты прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
11) реабилитации граждан, пострадавших от политических репрессий;
12) ограничения дееспособности;
13) обжалования нарушений прав и свобод граждан при оказании психиатрической помощи;
14) медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов;
15) обжалования во внесудебном порядке актов органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц;
16) защиты прав пострадавших участников долевого строительства;
Информация об изменениях:
Законом Калининградской области от 6 ноября 2014 г N 354 пункт 1 статьи 7 настоящего Закона дополнен подпунктом 17, вступающим в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования названного Закона
17) восстановления имущественных прав, личных неимущественных прав, нарушенных в результате чрезвычайной ситуации, возмещения ущерба, причиненного вследствие чрезвычайной ситуации;
Информация об изменениях:
Законом Калининградской области от 26 июня 2015 г. N 435 пункт 1 статьи 7 настоящего Закона дополнен подпунктом 18, вступающим в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования названного Закона
18) реализации прав на получение льгот и компенсаций для народных дружинников, гарантий правовой и социальной защиты членов семей народных дружинников.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Основы консультирования
Каких подводных камней адвокату следует избегать, консультируя доверителя
17 марта в рамках четвертого образовательного вебинара ФПА РФ по повышению квалификации адвокатов с лекцией «Особенности консультирования как вида юридической помощи, оказываемой адвокатом» выступил адвокат АП Московской области, доцент кафедры адвокатуры и нотариата МГЮА имени О.Е. Кутафина Сергей Макаров.
Консультирование по своей значимости не уступает защите по уголовным делам или представительству по гражданским делам, уверен Сергей Макаров, поэтому отношение к этому виду помощи должно быть соответствующим.
Он напомнил, что согласно Кодексу профессиональной этики адвокат должен избегать действий, направленных к подрыву доверия, которое не может состояться без уверенности в сохранении адвокатской тайны. В этом отношении консультирование особенно важно, поскольку представляет собой первую встречу адвоката и обратившегося за юридической помощью гражданина. «На таких встречах нередки случаи, когда человек не решается рассказывать нам всю правду о деле, и первостепенная задача адвоката – пояснить ему, что собой представляет наша профессиональная тайна. При этом не стоит использовать формулировки из закона, информацию надо донести так, чтобы гражданин понял, что предоставление адвокату всей достоверной информации – в его личных интересах. Внимание следует акцентировать на том, что все представленные устно или в виде документов данные не могут быть никем истребованы или разглашены», – пояснил эксперт.
Еще одно положение КПЭА, которое счел необходимым упомянуть Сергей Макаров, гласит, что предупреждение судебных споров является составной частью оказываемой адвокатом правовой помощи, поэтому адвокат должен заботиться об устранении всего, что препятствует мировому соглашению. Однако, считает эксперт, зачастую таким препятствием выступает сам защитник, ведущий консультационную беседу.
По его мнению, проблема в том, что мировое соглашение – это всегда результат переговоров, а переговоры, в отличие от процессуальной помощи, никак не регламентируются. «Если адвокат не видит возможности провести переговоры от имени доверителя, он, к сожалению, может и не рассказать, что проблему можно постараться решить мирным путем. На мой взгляд, это нарушение профессионального долга», – уточнил Сергей Макаров. Он исходит из того, что в рамках консультации адвокат должен сообщить обратившемуся лицу обо всех имеющихся возможностях решения его проблемы и перечислить последствия.
Подробно остановился лектор на ст. 11 КПЭА, в соответствии с которой адвокат не вправе быть советником, защитником или представителем нескольких сторон в одном деле, чьи интересы противоречат друг другу, а может лишь способствовать примирению сторон. По его мнению, здесь сложность в том, что норма сформулирована достаточно узко (нельзя помогать сразу обеим сторонам), и привел примеры из практики, иллюстрирующие проблемы, которые могут возникнуть в подобных случаях.
Сергей Макаров указал и на важные технические аспекты консультирования, в частности, в случае, когда на консультацию приходят сразу несколько человек. «Тут адвокату важно понять, пришел ли к нему за помощью один человек, а все остальные – группа поддержки, либо пришло несколько человек, объединенных одной юридической проблемой, и они вместе хотят проконсультироваться». По его словам, в каждом из этих вариантов есть свои нюансы.
Так, в ситуации, когда приходит один доверитель с группой поддержки, технический аспект заключается в том, что родственники, друзья или знакомые не имеют прямой заинтересованности в обсуждении между доверителем и адвокатом. При этом они нередко выражают много отрицательных эмоций, что мешает адвокату сосредоточиться. Кроме того, нельзя исключать юридический аспект, связанный с адвокатской тайной. «Необходимо хотя бы устное согласие доверителя на их присутствие», – пояснил эксперт.
В ситуации, когда приходит сразу несколько доверителей с одной проблемой, адвокат должен предложить им определиться, кто будет основным докладчиком, а кто – содокладчиком. «При таком подходе адвокат выслушает всех, но при этом они будут говорить по очереди и первыми выступят те, кто более полно знаком с проблемой, а остальные внесут свои дополнения. В этом случае люди не будут перебивать друг друга, что поможет адвокату лучше сосредоточиться и уловить главные моменты, повысив тем самым качество консультации», – уверен адвокат. Юридический аспект здесь заключается в том, что между интересами присутствующих людей либо уже на данном этапе есть противоречия, либо они могут возникнуть в будущем по мере развития ситуации. «Указав на это, адвокат должен предложить заявителям два варианта: он или продолжает консультировать всех сразу, или останавливает консультацию. Если он начнет консультировать их по одному, то это будет нарушение рассмотренной ст. 11 КПЭА, что недопустимо», – подчеркнул Сергей Макаров.
Еще один технический аспект связан с вопросом, имеет ли право адвокат вмешиваться, если видит, что его коллега дает неверную консультацию. В этом случае вмешиваться необходимо, но при соблюдении двух условий. Во-первых, это вмешательство должно происходить не в присутствии доверителя. Во-вторых, обозначать ошибку необходимо тактично.
В заключение Сергей Макаров рассказал об особенностях устного консультирования.