какие задачи решаются в процессе управления государственным кредитом

УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ КРЕДИТОМ

какие задачи решаются в процессе управления государственным кредитом какие задачи решаются в процессе управления государственным кредитом какие задачи решаются в процессе управления государственным кредитом какие задачи решаются в процессе управления государственным кредитом

какие задачи решаются в процессе управления государственным кредитом

Управление государственным кредитом может рассматривать­ся в узком и широком смысле. Под управлением государственным кредитом в широком смысле понимается формирование одного из направлений финансовой политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Управ­ление государственным кредитом в широком смысле как одно из направлений финансовой политики находится в руках органов власти и управления государством. Именно они определяют общий объем бюджетного дефицита и, следовательно, объем займов, необходимых для их финансирования, основные направ­ления и цели воздействия на денежное обращение, кредит производство, занятость, возможность и целесообразность осуществления общегосударственных программ по поддержке малого бизнеса, отдельных районов страны и т.п.

Хроническая дефицитность государственного и местных бюджетов и высокий государственный долг характерны на совре­менном этапе для большинства промышленно развитых государств. В результате кредитной экспансии государства прочие заемщики вытесняются с финансового рынка, сохраняются высокие ставки за кредит. Огромные расходы по обслуживанию государственного долга поглощают все большую долю налоговых поступлений. Поэтому сокращение бюджетных дефицитов и государственного долга расценивается органами управления как одна из наиболее актуальных задач.

Под управлением государственным кредитом в узком смысле понимается совокупность действии, связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регули­рованию рынка государственных ценных бумаг, обслуживанию и погашению государственного долга, предоставлению кредитов и гарантий.

В процессе управления государственным кредитом решаются следующие задачи:

Ø минимизация стоимости долга для заемщика;

Ø недопущение переполнения рынка заемными обязательства­ми государства и резкого колебания их курса.

Государственные долговые обязательства, обращающиеся на фондовом рынке, подвержены тем же процессам, что и прочие ценные бумаги, и их курс не совпадает с их номинальной стоимостью. Номинальная стоимость облигаций — это цена, обоз­наченная на ценной бумаге и удостоверяющая, что она представляет определенный капитал, используемый ее эмитентом. Эта сумма включа­ется в долг территориальной единицы, выпустившей долговые обязательства, и выплачивается держателям в момент их погашения.

Курсом называется рыночная цена ценной бумаги, т.е. та цена, по которой она покупается и продается на фондовом рынке. Под воздействием многочисленных факторов курс отклоняется вверх вниз от номинала. Резкие колебания курса свидетельствуют о нестабильности рынка и могут привести к его нарушению.

Специфика категории государственного кредита определяет и особенности оперативного управления им. Обычно оно возла­гается совместно на Министерство финансов и НБУ.

Обеспечением государственного долга Украины служат все активы, находящиеся в распоряжении Правительства Украины. Долго­вые обязательства Украины могут выступать в форме кредитов, полученных правительством, государственных займов других долговых обязательств, гарантированных пра­вительством.

Управление государственным долгом должно обеспечивать:

Ø эффективное использование мобзованных средств и кон­троль за целевым использованием выделенных кредитов;

Ø обеспечение своевременного возврата кредитов;

Ø максимальное решение задач, определенных финансовой политикой.

Источник

Государственный кредит

какие задачи решаются в процессе управления государственным кредитом

Любое государство может быть как кредитором, так и заемщиком. При этом выдать и получить деньги в долг могут как физические лица, так и международные корпорации. К государственным кредитам прибегают правительства всех стран. Таким способом им удается сохранить экономическую стабильность или, наоборот, простимулировать производство и население к активности. Что такое государственный кредит, какие у него функции и особенности, разобрался специалист сервиса Бробанк.

В чем суть государственного кредита

Государство может выступать как в роли кредитора, так и дебитора. Государственный кредит – это способ регулирования экономического развития страны со стороны государства. Госзайм влияет на обращения денег, процентные ставки и курсы валют.

Государственный кредит возникает при дефиците бюджета. При недостатке доходов, правительство может пойти двумя путями:

Займы покрывают разницу между расходами и поступлениями. Государственный кредит может принести пользу только в небольших объемах, так он стимулирует рост экономической деятельности. Если дефицит окажется слишком большим – это плохо скажется на бюджете.

Государственные займы чаще всего оформляют в виде ссуд частных и юридических лиц.

Зачем нужен госзайм

У государственного кредита несколько основных функций:

Распределительная функция оказывает влияние не только на текущее положение в стране, но и на последующие поколения. Госзаймы помогают распределить средства в зависимости от текущих потребностей экономики страны. Деньги от кредитования могут направить на реализацию проектов социального значения или производственного сектора. Некоторые экономисты считают, что оформление госркредитов для реаизации сиюминутных социальных задач – пагубная практика, которая может стать непосильной для очередного поколения.

какие задачи решаются в процессе управления государственным кредитом

Доходы от госзаймов занимают второе место в формировании бюджета после налогов. Госкредиты позволяют растянуть время кредитования, поэтому стране не приходится увеличивать налоги, если в бюджете дефицит.

Государственный кредит нередко используют для переноса текущих расходы на последующие поколения налогоплательщиков. Это считается экономически обоснованным, если заемные деньги использует для оплаты капиталоемких проектов, которые принесут прибыль в будущем. Например, прокладка автомагистралей или развязок в мегаполисах – проект должен сэкономить деньги или принести доход, который будет направлен на погашение госдолга. Но если направлять средства на пенсии или пособия никакого эффекта не будет.

Регулирующую функцию реализовывают за счет определения процентных ставок. Когда правительство выходит на рынок заимствований она оказывает на него значительно влияние объемом проводимых сделок. Если государственный долг сокращается, процентные ставки снижаются. Продажа государственных ценных бумаг повышает ставки.

Госзаймы также используют для выведения из экономики излишков денег, то есть на проведение так называемой стерилизации экономики. Лишняя денежная масса может привести к росту инфляции, поэтому периодически правительство ее сокращает. Кроме того, более разумным с точки зрения макроэкономики считается стимулирование экономики за счет заимствований, а не эмиссии новых денег.

По мере выполнения регулирующей и распределительной функций возникает необходимость в контроле.

Контрольная функция обеспечивает своевременное погашение обязательств в полном объеме. Кроме того она обеспечивает эффективное и целевое использование заемных денег.

Без государственного кредитования невозможно эффективное развитие страны. Сумма государственного долга при этом указывает не на слабость экономики страны, а на высокий кредитный рейтинг.

Особенности кредитования

Государственный кредит по своей сути ничем не отличается от обычного займа. Но все же есть несколько особенностей:

Доходами от государственного займа обеспечивают развитие экономической, политической и социальной деятельности государства.

Если страна выступает в качестве кредитора, заемщик получает деньги из бюджета государства. Кредиторами могут быть местные органы власти всех уровней.

К государственным займам относят и те виды кредитования, которые заемщики оформляют в банках, если при этом кредит субсидирует государство на льготных условиях. Это, например, программы льготной или военной ипотеки.

Принять участие в кредитовании могут:

Со стороны государстваС другой стороны
Кабинет МинистровБанки
Центральный банкФизические лица
Министерство ФинансовИндивидуальные предприниматели
Местное самоуправлениеООО и акционерные общества

Предоставляют средства при кредитовании на добровольной основе.

Что учитывают при выдаче госкредита

При получении государственного кредита учитывают некоторые факторы:

какие задачи решаются в процессе управления государственным кредитом

Государственный кредит, по сути, не отличается от обычного кредитования, разница только в масштабах.

Основные виды госкредитов

Государственные кредиты бывают:

Централизованные кредиты подразумевают выпуск облигаций федеральным госорганом. Децентрализованные займы находятся под контролем местных органов самоуправления и муниципалитета.

Государственный кредит по географическому признаку бывает внутренним и внешним:

ВнутреннийВнешний
МежбюджетныйМежгосударственный
Предприятиям-резидентамПредприятиям-нерезидентам
Госорганам исполнительной властиМеждународным финансово-кредитным учреждениям

По сроку различают три вида госзаймов:

Также государственные кредиты бывают единовременными и частичными. При единовременных выплатах долг образуется при завершении срока действия кредита.

Частичные выплаты по госзайму можно реализовать по трем схемам:

Государственные кредиты различают по эмитенту. Им может стать:

По форме выплаты доходов госзаймы бывают:

В настоящее время процентно-выигрышные и беспроигрышные займы в РФ не выпускают.

Государственные кредиты выдают одним из трех способов:

По форме размещения выделяют добровольные, подписные и принудительные государственные займы. В РФ в настоящее время действуют только добровольные займы.

Также госзаймы бывают облигационные и безоблигационные. На текущий момент безоблигационные займы в РФ используют только на межправительственном уровне.

Плюс и минусы государственного займа

Преимущества государственного кредитования:

какие задачи решаются в процессе управления государственным кредитом

Недостатки государственных займов:

Перед оформлением госкредита власти анализируют состояние экономики и возможности погашения задолженности. Если происходит увеличение размера налогов, страдает предпринимательство, а это приводит к ухудшению экономической ситуации в стране.

Принципы государственного кредитования

При государственном кредитовании должны быть соблюдены интересы обоих участников. Ключевые принципы финансовых отношений между сторонами:

Выполнение принципов делает государственный кредит выгодным для обеих сторон.

Управление госкредитом

Система управления государственным кредитом в России направлена на:

Чем лучше реализованы эти направления, тем меньше нагрузка на бюджет, а значит и вероятность дефицита.

Основные способы регулирования государственного долга:

Некоторые модели применяют одновременно, другие встречаются реже.

Увеличение внутреннего долга приводит к расходованию резервов банков и привлечению сбережений населения. Происходит рост обращающихся денег. Следствием становится уменьшением покупательной способности национальной валюты, которая приводит к инфляции.

какие задачи решаются в процессе управления государственным кредитом

Сокращение долга государства, уменьшает количество обращающихся денег, что приводит к сдерживанию экономического роста. Для сглаживания негативных последствий Центробанк может проводить политику «дорогих» денег тогда, когда растет госдолг, или политику «дешевых» денег – во время сокращения задолженности. Государство для этих же целей использует и налоговую политику. Нагрузку повышают в период увеличения задолженности и снижают при погашении долговых обязательств.

Основные органы управления государственным кредитом – ЦБ РФ и Минфин. А главная цель управления госзаймами – достижение социальных, экономических и политических задач, которые определены перспективами и тенденциями развития государства.

какие задачи решаются в процессе управления государственным кредитом

Комментарии: 0

Если у вас есть вопросы по этой статье, вы можете сообщить нам. В нашей команде только опытные эксперты и специалисты с профильным образованием. В данной теме вам постараются помочь:

Источник

Какие задачи решаются в процессе управления государственным кредитом

Управление государственным кредитом — одно из направлений фи­нансовой политики государства, связанное с обеспечением его дея­тельности в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

Управление государственным кредитом — это совокуп­ность действий государства, связанных с обслуживанием и погашени­ем государственного долга, выпуском и размещением новых займов, поддержанием вторичного рынка долговых обязательств, регулирова­нием рынка государственного кредита.

Регулируют и осуществляют эту деятельность Министерство финансов РФ и Центральный банк РФ, которые определяют общий объем бюджетного дефицита, объем и характер займов, необходимых для его финансирования, разрабаты­вают кредитную политику и ее институциональное обеспечение.

Управление государственным кредитом направлено на достиже­ние экономических, социальных и политических целей, которые оп­ределяются тенденциями общественного прогресса и современным состоянием экономики страны.

В числе основных экономических це­лей — обеспечение экономической стабилизации и роста производст­ва, поддержание его конкурентоспособности на мировом рынке; со­циальные цели подразумевают обеспечение социальной стабильности и социального прогресса; политические цели формулируются исходя из идеи поддержания стабильности функционирования политической системы и обеспечения национальной безопасности.

Достижение этих целей в немалой степени связано с управлением государствен­ным долгом, в особенности внешним, состояние которого, как пока­зывает мировая практика, во многом определяет не только экономи­ческую независимость страны, но и сохранение ее национального су­веренитета, что особенно актуально и для современной России.

Соответственно определяются и ранжируются задачи, которые предназначена решить система управления государственным креди­том в России:

а) минимизация стоимости дол­га для заемщика;

б) эффективное использование привлеченных средств, создание соответствующей системы учета и контроля;

в) усиление инвестиционного характера займов;

г) регулирование объемов заемных обязательств государства и поддержание их курса;

д) привлечение средств на самых выгодных для эмитента условиях;

е) определение приоритетов кредитной политики государства, обеспечение своевременного возврата предоставленных кредитов.

В системе действий по управлению государственным кредитом важ­нейшим является обслуживание и погашение государственного долга, поскольку все затраты такого рода осуществляются за счет бюджетных средств, создавая для него дополнительную поддержку, а несвоевремен­ность выплат ведет к увеличению суммы долга за счет штрафных санкции. Лишь в случае инвестиционных займов обслуживание и пога­шение обязательств осуществляются за счет доходов от проекта.

Обслуживание государственного долга предполагает, во-первых, осуществление операций по размещению долговых обязательств, во-вторых, выплату доходов по ним и, в-третьих, погашение долга полностью или частично согласно плану или осуществление взносов в фонд погашения.

Погашение долга предполагает полный возврат основной суммы долга и процентов по нему, а также штрафов и иных платежей, связанных с несвоевременным возвратом долга.

Обслуживание государственного долга РФ производится Банком России и его учреждениями. Банк России осуществляет функции генерального агента по обслуживанию государственного долга безвозмездно. Оплата ус­луг агентов по размещению и обслуживанию государственного долга осуществляется за счет средств федерального бюджета.

С точки зрения инвестора, наиболее приемлемым является свое­временное получение доходов и погашение займа, расчет по основ­ной сумме долга и процентов по нему. Однако в условиях значи­тельного роста государственной задолженности и бюджетного дефи­цита правительство вынуждено прибегать к различным способам регулирования долга.

К таким способам традиционно относят рефи­нансирование, консолидацию, конверсию, унификацию займа, обмен облигации по регрессивному соотношению и т. п.

Рефинансирование — это погашение старой государственной задол­женности путем выпуска новых займов.

Конверсия — традиционно это изменение доходности займов (по­нижение — в целях снижения расходов по управлению государствен­ным долгом или повышения доходности для кредиторов).

Консолидация — изменение срока действия уже выпущенных зай­мов в сторону увеличения (как правило) или сокращения. Предпола­гает облегчение условий выплаты долга в виде отсрочки платежей и погашения. Возможно совмещение консолидации с конверсией.

Унификация займов — это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облига­ции нового займа. Цель — уменьшение количества видов обращаю­щихся одновременно ценных бумаг, что упрощает работу и сокраща­ет расходы государства по обслуживанию долга. Унификация госу­дарственных займов обычно проводится вместе с консолидацией, но может быть проведена и вне ее.

В ряде случаев правительство может провести обмен облигаций по регрессивному соотношению, т. е. когда несколько ранее выпущенных облигаций приравниваются к одной новой облигации, что избавляет государство от необходимости выполнять в полноценных деньгах рас­четы по облигациям (выплата процентов и (или) погашение облига­ций), размещенным ранее в обесценившейся на момент расчета валюте.

Отсрочка погашения займа отличается от консолидации тем, что в этом случае не только отодвигаются сроки погашения, но и, как правило, прекращается выплата доходов.

Конверсия, консолидация, унификация государственных займов и обмен облигаций государства обычно осуществляются только в отно­шении внутренних займов. Что касается отсрочки погашения обяза­тельств, то эта мера возможна и по отношению к внешней задолжен­ности. Отсрочка погашения внешнего займа, как правило, проводится по согласованию с кредиторами, причем эта операция не обязательно предусматривает приостановку выплаты процентов по займу.

Под аннулированием государственного долга понимается полный отказ государства от обязательств по выпущенным займам.

Основная задача управления государственным долгом России —изменение долговой стратегии и переход от курса на отсрочку платежей к курсу на сокращение долга. В силу сложившихся обстоя­тельств в наибольшей степени это относится к внешнему долгу. И здесь целесообразно обратиться к современному мировому опыту конверсионных финансовых методов урегулирования внешней задол­женности, как наиболее гибких и адекватных современному состоя­нию и кредитным возможностям России.

Финансовый механизм конверсионной схемы состоит в ликвида­ции части внешней задолженности путем ее обмена на национальные активы — национальную валюту, облигации, акции, товары, финансо­вые активы и т. п. Наиболее приемлемым для России могут быть следующие варианты.

Долг в обмен на экспорт. Имеется в виду не сырьевой экспорт, а экспорт готовой продукции. Этот вариант позволяет поддержать конкурентоспособные производства в стране, развивать экспорт, ос­ваивать новые рынки сбыта, а следовательно, сохранять рабочие мес­та, обеспечивать поступление налогов и погашение долгов, а также финансирование инвестиций. Важно поддерживать отрасли, имею­щие значительный экспортный потенциал (космическая, алюминие­вая, авиационная промышленность и др.), которые уже сейчас вы­пускают продукцию, соответствующую мировым стандартам и могут способствовать росту экономики в целом.

Долг в обмен на собственность. Этот вариант проводится, как правило, в рамках программы приватизации, а также предполагает обмен долговых обязательств на акции приватизируемых предпри­ятий и привлечение стратегических инвесторов. В этом случае важно провести оценку стоимости отечественных предприятий в соответст­вии со стандартами мирового рынка, а обмен долговых обязательств на акции должен осуществляться по выгодному для России курсу. Важно определить также доли акций (компаний) в собственности при конверсии долга.

Долг в обмен на налоги. В этом случае предполагается законода­тельное установление таких налоговых льгот для инвесторов — дер­жателей внешнего долга, которые побудили бы их к инвестициям. Разрешение на конверсию должно предоставляться только при осу­ществлении инвестиций, важных для экономики России. В этом слу­чае внешний долг будет погашаться за счет будущих доходов.

Выплата процентных платежей по внешнему государственному долгу в местной валюте. Этот вариант используется в мировой прак­тике в отдельных случаях. Выплаты осуществляются по привлека­тельному для кредиторов курсу, но перевод денег в счет процентных платежей осуществляется на специальные инвестиционные счета в отечественных банках, причем средства с этих счетов могут быть на­правлены только для осуществления прямых инвестиций в экономику должника. Все иные манипуляции с такого рода средствами и дохода­ми от этих инвестиций могут осуществляться лишь по истечении ус­тановленного в договоре конверсии срока (как минимум — через год).

Долг в обмен на наличные. Предполагает выкуп долга с дискон­том на вторичном рынке внешних долговых обязательств. В этом случае уменьшается номинальный долг и имеет место экономия на будущих процентных выплатах. Процедура этой операции такова: правительство назначает агента, обладающего достаточным опытом по купле-продаже внешних долгов (как правило, это крупный ком­мерческий банк) и устанавливает дисконт к номиналу долга, соглас­но которому оно готово выкупить у агента купленные им долги.

Реструктуризация долга. Этот способ регулирования задолжен­ности весьма распространен в современных условиях. Под реструк­туризацией понимается погашение долговых обязательств с одновре­менным осуществлением заимствований (принятием на себя других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых обяза­тельств с установлением иных условий обслуживания долгов и сро­ков их погашения. Реструктуризация долга может быть осуществле­на с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.

Многие из описанных приемов нашли применение при выводе России из дефолта 1998 г. В частности, можно упомянуть о таких методах, как:

а) реструктуризация облигационных займов в облига­ции с более поздним сроком погашения;

б) ведение переговоров с кредиторами с целью отсрочки платежей;

в) использование различ­ных схем взаимозачетов для снижения задолженности по займам;

г) привлечение кредитов банков для платежей по облигациям;

д) прием облигаций в счет налоговых платежей, в обмен на жилищные сертификаты и т. п.;

е) выкуп своих обязательств с дисконтом;

ж) досрочный выкуп своих обязательств.

Российское законодательство, в частности Бюджетный кодекс РФ, предусматривает ряд организационных методов управления государст­венным долгом. Право осуществления государственных внешних за­имствований Российской Федерации и заключения договоров о пре­доставлении государственных гарантий, договоров поручительства другим заемщикам для привлечения внешних кредитов (займов) при­надлежит Российской Федерации или от ее имени — Правительству РФ либо уполномоченному Правительством РФ федеральному органу исполнительной власти.

Право осуществлять государственные внеш­ние заимствования первоначально имели и субъекты РФ, бюджеты которых не получали финансовую помощь на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности. На данный момент введен запрет на внешние заимствования для субъектов РФ (для муниципалитетов они и не были предусмотрены) — соответствующая поправка к Бюджетно­му кодексу вступила в действие с 1 января 2002 г.

Предельный объем государственных внешних заимствований Рос­сийской Федерации не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга страны.

Предельный объем государственного долга субъекта Российской Федерации, муниципального долга не должен превышать объем доходов соответствующего бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.

В качестве инструмента управления долгом предлагаются про­граммы внешних и внутренних заимствований, предоставляемых Российской Федерацией государственных кредитов, с указанием цели, источников, сроков возврата, общего объема займов или пре­доставленных кредитов.

В стране вводится единая система учета и регистрации государст­венных заимствований. Субъекты РФ, муниципальные образования регистрируют свои заимствования в Министерстве финансов РФ.

Обязанность по ведению государственных книг внутреннего и внеш­него долга РФ (Государственная долговая книга Российской Феде­рации) возложена на Минфин России.

Все названные инструменты и методы призваны обеспечить эффективное управление государст­венным долгом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *