истина представляет собой процесс а не некий одноразовый акт
Понятие истины, ее критерии
В философии, вслед за Аристотелем, под истиной понимается соответствие между определенными знаниями и реальностью. То есть истиной является знание, которое адекватно (достоверно, правдиво) отражает действительность. Неверное, иллюзорное или ложное знание называют заблуждением.
Истина есть процесс, а не некий одноразовый акт постижения объекта сразу в полном объеме. Она едина, но в ней выделяются объективный, абсолютный и относительный аспекты, которые можно рассматривать и как относительно самостоятельные истины.
Истина – это знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Другие определения:
В истории философии существовали разные взгляды на возможности получения достоверных знаний:
В диалектико-материалистической философии истина рассматривается объективной по содержанию, но субъективной по своей форме. Истина объективна потому, что знание отражает независимую от человека реальность, а субъективна в силу того, что знание является результатом активной познавательной деятельности человека. Представители объективного идеализма абсолютизируют и даже обожествляют истину, вынося её в сверхъестественный (трансцендентный) мир. Субъективные идеалисты, наоборот, отрицают объективную сторону истины, рассматривая её как внутреннее свойство субъекта.
Объективная истина — это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.
Относительная истина — это неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает способы получения этого знания; это знание, зависящее от определенных условий, места и времени его получения.
Абсолютная истина – это исчерпывающее, достоверное знание о реальности, которое не может быть опровергнуто в ходе дальнейшего познания. К абсолютным истинам относятся также истины факта (вечные истины).
Относительная истина – это неполное, неточное знание. Каждая относительная истина содержат в себе долю абсолютной и представляет собой определенный этап в процессе приближения к абсолютной истине.
2. Простота и ясность (Р. Декарт);
3. Логическая непротиворечивость, общезначимость (А. А. Богданов);
4. Полезность и экономность;
5. Истина – это «естина», то, что есть на самом деле (П. А. Флоренский);
6. Эстетический критерий (внутреннее совершенство теории, красота формулы, изящество доказательств).
Критерии истины – то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения.
2. Простота и ясность (Р. Декарт);
3. Логическая непротиворечивость, общезначимость (А. А. Богданов);
4. Полезность и экономность;
5. Истина – это «естина», то, что есть на самом деле (П. А. Флоренский);
6. Эстетический критерий (внутреннее совершенство теории, красота формулы, изящество доказательств).
Но все эти критерии недостаточны, универсальным критерием истинности является общественно-историческая практика:материальное производство (труд, преобразование природы); социальное действие (революции, реформы, войны и т.д.); научный эксперимент.
Практика – целостная органическая система активной материальной деятельности людей, направленная на преобразование реальной действительности, осуществляющаяся в определенном социокультурном контексте.
Формы практики:
Функции практики:
Значение практики:
1. Источник познания (практика ставит перед наукой жизненно важные проблемы);
2. Цель познания (человек познаёт окружающий мир, раскрывает законы его развития, чтобы использовать результаты познания в своей практической деятельности);
3. Критерий истины (пока гипотеза не проверена на опыте, она останется всего лишь предположением).
Истина представляет собой процесс а не некий одноразовый акт
Задание 20. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.
«Истина — это знание, соответствующее своему _____(А), совпадающее с ним. Истина есть _____(Б), а не некий одноразовый акт постижения объекта сразу в полном объёме. Истина едина, но в ней выделяются различные аспекты, которые можно рассматривать и как относительно самостоятельные истины. _____(В) — это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества. Исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое никогда не может быть опровергнуто, — это _____(Г). _____(Д) — это неполное, неточное знание, соответствующее определённому уровню развития общества, который обусловливает способы получения этого знания; это знание, зависящее от _____(Е), места и времени его получения».
Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
3) абсолютная истина
4) определённые условия
7) относительная истина
8) объективная истина
Вставим термины в текст.
«Истина — это знание, соответствующее своему предмету (6) (А), совпадающее с ним. Истина есть процесс (1) (Б), а не некий одноразовый акт постижения объекта сразу в полном объёме. Истина едина, но в ней выделяются различные аспекты, которые можно рассматривать и как относительно самостоятельные истины. Объективная истина (8) (В) — это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества. Исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое никогда не может быть опровергнуто, — это абсолютная истина (3) (Г). Относительная истина (7) (Д) — это неполное, неточное знание, соответствующее определённому уровню развития общества, который обусловливает способы получения этого знания; это знание, зависящее от определенных условий (4) (Е), места и времени его получения».
Истина представляет собой процесс а не некий одноразовый акт
Философия (Учебное пособие)
Учебное пособие для высших учебных заведений
Ватин И. В., Давидович В. Е., Жаров Л. В., Золотухина Е. В.,
Кохановский В. П., Матяш Т. П., Несмеянов Е. Е., Яковлев В. П., 2003
Доктор философских наук, профессор Е. Я. Режабек
Доктор философских наук, профессор В. Б. Устьянцев
Редактор Т. И. Кохановская
Учебное пособие «Философия» для высших учебных заведений подготовлено в соответствии с новыми требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра и дипломированного специалиста по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» в государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования.
Указанные стандарты утверждены Министерством образования Российской Федерации 3 февраля 2000 г. В соответствии с данными стандартами часть тем исключена (или переработана), введены новые темы (например, «Диалектика»), усилено внимание к проблеме человека в разных его «ракурсах».
Рассчитано на студентов, аспирантов, всех, интересующихся актуальными вопросами философии.
Глава I. Философия, ее предмет и роль в жизни человека и общества. 5
1. Предмет философии. 5
2. Специфика философского знания. 9
3. Основные части (структура) философии. 18
4. Место и роль философии в культуре. 21
Глава II. Становление философии.
Основные этапы ее исторического развития. 27
1. Происхождение философии.
(Философия и предшествующие ей формы мировоззрения). 27
2. Основные идеи и исторические этапы развития западной философии. 30
ее смысл, основные направления и этапы развития. 73
Глава III. Бытие и материя. 90
1. Понятие «бытие»: философский смысл. 90
2. Экзистенциальные истоки проблемы бытия. 90
3. Бытие: единство мира. 92
4. Многообразие мира как проблема. 100
5. Материальное единство мира и его многообразие. 106
Глава IV. Диалектика. 130
1. Понятие диалектики. Объективная и субъективная диалектика. 130
2. Структура диалектики,
ее регулятивный характер и основные функции. 133
3. Детерминизм и индетерминизм. 150
4. Закон. Динамические и статистические закономерности. 162
5. Границы, сфера действия диалектического метода. 172
6. Метафизика и ее значение для познания. 180
Глава V. Человек. 190
1. Понятие человека. Человек и природа. 190
2. Биосоциальная (дуальная) природа человека. 206
3. Смысл человеческого бытия. 214
4. Представления о совершенном человеке в различных культурах. 218
Глава VI. Человек и его сознание. 229
1. Проблема сознания в истории западной философии. 229
2. Гносеологический смысл сознания. 233
3. Этический смысл сознания. 235
4. Онтология сознания. 240
5. Язык, общение, сознание. 243
6. Сознание, память, самосознание. 249
7. Диалектико-материалистическая концепция сознания. 257
8. Сознание и бессознательное. 275
Глава VII. Общество. 287
1. Общество и его структура. 287
2. Общество как саморазвивающаяся система. 298
3. Гражданское общество и государство. 308
4. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития..312
Глава VIII. Человек и общество. 332
1. Человек в системе социальных связей. 332
2. Человек и исторический процесс: свобода и необходимость,
3. Нравственные и эстетические ценности
и их роль в человеческой жизни. Справедливость и право. 344
4. Религиозные ценности и свобода совести. 353
5. Личность: проблемы свободы и ответственности. 362
Глава IX. Познание. 375
1. Познание как предмет философии: единство субъекта и объекта,
многообразие форм. 375
2. Познание, творчество, практика. 388
3. Рациональное и иррациональное, материальное и идеальное в
познавательной деятельности. 399
4. Единство чувственного и рационального. 407
5. Истина и заблуждение. 415
6. Действительность, мышление, логика, язык. 425
7. Понимание и объяснение. 432
8. Вера и знание. 441
Глава X. Научное познание и знание. 448
1. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. 448
2. Структура научного познания, его уровни и формы. 461
3. Методы научного исследования. 472
4. Рост научного знания. 484
5. Научные революции и смена типов рациональности. 496
6. Общество, наука, техника. 503
Глава XI. Научные, философские и религиозные картины мира. 515
2. Философия: человек и мир. 520
3. Религиозные версии мироздания. 523
Глава XII. Будущее человечества. 531
1. Человечество как субъект истории. 531
2. Мировая ситуация начала XXI столетия. 537
3. Глобальные проблемы. Угрозы и надежды наших дней. 542
Конспект по обществознанию на тему «Истина и её критерии»
4 Истина и ее критерии. Относительность истины.
Во многом проблема достоверности наших знаний о мире определяется ответом на фундаментальный вопрос теории познания: «Что есть истина?».
1. В истории философии существовали разные взгляды на возможности получения достоверных знаний:
Эмпиризм – все знание о мире обосновывается только опытом (Ф. Бэкон)
Сенсуализм – только при помощи ощущений можно познавать мир (Д.Юм)
Рационализм – достоверное знание может быть почерпнуто только из самого разума (Р. Декарт)
Агностицизм – «вещь в себе» непознаваема (И. Кант)
Скептицизм – получать достоверные знания о мире нельзя (М. Монтень)
Истина есть процесс, а не некий одноразовый акт постижения объекта сразу в полном объеме.
Истина едина, но в ней выделяются объективный, абсолютный и относительный аспекты, которые можно рассматривать и как относительно самостоятельные истины.
Объективная истина — это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.
Абсолютная истина — это исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое никогда не может быть опровергнуто.
Относительная истина — это неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает способы получения этого знания; это знание, зависящее от определенных условий, места и времени его получения.
Разница между абсолютной и относительной истинами (или абсолютным и относительным в объективной истине) в степени точности и полноты отражения действительности. Истина всегда конкретна, она всегда связана с определенным местом, временем и обстоятельствами.
Не все в нашей жизни поддается оценке с точки зрения истины или заблуждения (лжи). Так, можно говорить о разных оценках исторических событий, альтернативных трактовках произведений искусства и т. п.
2. Истина – это знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Другие определения:
соответствие знаний действительности;
то, что подтверждено опытом;
некое соглашение, конвенция;
свойство самосогласованности знаний;
полезность полученного знания для практики.
исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе;
знания, которые никогда не могут быть опровергнуты.
неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает способы получения знания;
знания, зависящие от определенных условий, места и времени их получения.
Истина конкретна – связана с определенным местом, временем, обстоятельствами
3. Критерии истины – то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения.
1. соответствие законам логики;
2. соответствие ранее открытым законам науки;
3. соответствие фундаментальным законам;
4. простота, экономичность формулы;
5. парадоксальность идеи;
4. Практика – целостная органическая система активной материальной деятельности людей, направленная на преобразование реальной действительности, осуществляющаяся в определенном социокультурном контексте.
материальное производство (труд, преобразование природы);
социальное действие (революции, реформы, войны и т.д.);
источник познания (практическими потребностями были вызваны к жизни существующие ныне науки.);
основа познания (человек не просто наблюдает или созерцает окружающий мир, но в процессе своей жизнедеятельности преобразует его);
цель познания (человек для того и познает окружающий мир, раскрывает законы его развития, чтобы использовать результаты познания в своей практической деятельности);
критерий истины (пока какое-то положение, высказанное в виде теории, концепции, простого умозаключения, не будет проверено на опыте, не претворится в практике, оно останется всего лишь гипотезой (предположением)).
Познание истины и её критерии
Под истиной традиционно понимают определённое знание, которое находится в соответствии со своим предметом. Можно также сказать, что истина есть верное отражение действительности в мышлении. Истина включает в себя процесс
движения от неполного знания к более точному, конкретному знанию и является субъективным образом объективного мира.
Основные признаки истины:
С каждым новым поколением человечество познаёт мир всё больше, но вместе с тем расширяются и пределы непознанного. Для выражения этой стороны истины используется понятие относительной истины. Кроме того, существует идея об абсолютной истине — исчерпывающем знании о действительности.
Как абсолютная, так и относительная истина являются подвидами объективной истины (не зависящей ни от человека, ни от человечества).
Для того чтобы постичь истину, необходимо единство теории и практики. Следует отметить, что только благодаря практике может быть доказана истинность определённых знаний. Проверка знания на «истину» — это не одноразовый акт, а длительный процесс, который имеет исторический, многоступенчатый характер. Практика может выступать в качестве абсолютного и относительного критерия истины. В то же время как абсолютный критерий истины практика может подвергнуть сомнению или подтвердить какое-нибудь теоретическое положение. Однако не всякое положение можно доказать мгновенно.
Только в практической деятельности устанавливаются отдельные критерии для познания истинности знания в любой области. Именно такими частными критериями являются очевидность, логическая непротиворечивость, соответствие принципам научной теории и др.