истина знание соответствующее объекту познания совпадающее с его формой

Истина и ее критерии

истина знание соответствующее объекту познания совпадающее с его формой

Понятие истины

Рассмотрим краткое определение истины в обществознании.

Истина — это знание, которое соответствует объекту познания и отражает его реальные качества и свойства.

Есть и другие определения истины:

Виды истины

Истина едина, но в ней можно выделить объективный, объективный, абсолютный и относительный аспекты. Каждый из них рассматривается как относительно самостоятельные истины.

Объективная истина — это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.

Абсолютная истина — это исчерпывающие достоверные знания о природе, человеке и обществе. Такие знания никогда не могут быть опровергнуты.

Относительная истина — это неполное, неточное знание, которое соответствует определенному уровню развития общества. При этом способы получения этого знания зависят от определенных условий, места и времени их получения.

Разница между абсолютной и относительной истинами в степени точности и полноты отражения действительности. Истина всегда конкретна: связана с определенным местом, временем, обстоятельствами. Например, изменение представлений о положении Солнца и Земли относительно друг друга — от геоцентрической системы Птолемея до гелиоцентрической системы Коперника.

Субъективная истина — та, которая зависит от сознания субъекта познания, то есть от человека.

Критерии истины

Ученые до сих пор ведут споры о критериях истины. Одни считают, что у такого многозначного понятия не может быть критериев. Другие говорят, что даже у истины есть особые черты, которые выделяют ее среди других видов знаний.

Критериями истины являются:

Соответствие логическим законам.

Соответствие ранее открытым и доказанным законам и теоремам наук.

Простота, общедоступность формулировки.

Соответствие фундаментальным законам и аксиомам.

Источник

Истина знание соответствующее объекту познания совпадающее с его формой

Выберите верные суждения об истине и её критериях и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Истина — это знание, соответствующее свойствам познаваемого предмета.

2) Абсолютная истина, в отличие от относительной истины, представляет собой исчерпывающее знание о предмете.

3) Единственным критерием истинного знания является его очевидность для любого человека.

4) Истинное знание всегда имеет абстрактный и обобщённый характер.

5) Истина обусловлена реальной действительностью, общественной практикой.

Главная цель познания — достижение научной истины.

Применительно к философии истина является не только целью познания, но и предметом исследования. Можно сказать, что понятие истины выражает сущность науки. Философы давно пытаются выработать такую теорию познания, которая позволила бы рассматривать его как процесс добывания научных истин. Основные противоречия на этом пути возникали в ходе противопоставления активности субъекта и возможности выработки им знания, соответствующего объективному реальному миру. Но истина имеет множество аспектов, она может быть рассмотрена с самых различных точек зрения: логической, социологической, гносеологической, наконец, богословской.

Ограниченность практических возможностей человека выступает одной из причин и ограниченности его знаний, т.е. речь идет об относительном характере истины. Относительная истина — это знание, воспроизводящее объективный мир приближенно, неполно. Поэтому признаками или чертами относительной истины выступают приближенность и неполнота, которые связаны между собой. Действительно, мир представляет собой систему взаимосвязанных элементов, любое неполное знание о нем как целом всегда будет неточным, огрубленным, фрагментарным.

1) Истина — это знание, соответствующее свойствам познаваемого предмета — да, верно.

2) Абсолютная истина, в отличие от относительной истины, представляет собой исчерпывающее знание о предмете — да, верно.

3) Единственным критерием истинного знания является его очевидность для любого человека — нет, неверно.

4) Истинное знание всегда имеет абстрактный и обобщённый характер — нет, неверно.

5) Истина обусловлена реальной действительностью, общественной практикой — да, верно.

Источник

Истина знание соответствующее объекту познания совпадающее с его формой

Философия (Учебное пособие)

Учебное пособие для высших учебных заведений

Ватин И. В., Давидович В. Е., Жаров Л. В., Золотухина Е. В.,

Кохановский В. П., Матяш Т. П., Несмеянов Е. Е., Яковлев В. П., 2003

Доктор философских наук, профессор Е. Я. Режабек

Доктор философских наук, профессор В. Б. Устьянцев

Редактор Т. И. Кохановская

Учебное пособие «Философия» для высших учебных заведений подготовлено в соответствии с новыми требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра и дипломированного специалиста по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» в государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования.

Указанные стандарты утверждены Министерством образования Российской Федерации 3 февраля 2000 г. В соответствии с данными стандартами часть тем исключена (или переработана), введены новые темы (например, «Диалектика»), усилено внимание к проблеме человека в разных его «ракурсах».

Рассчитано на студентов, аспирантов, всех, интересующихся актуальными вопросами философии.

Глава I. Философия, ее предмет и роль в жизни человека и общества. 5

1. Предмет философии. 5

2. Специфика философского знания. 9

3. Основные части (структура) философии. 18

4. Место и роль философии в культуре. 21

Глава II. Становление философии.

Основные этапы ее исторического развития. 27

1. Происхождение философии.

(Философия и предшествующие ей формы мировоззрения). 27

2. Основные идеи и исторические этапы развития западной философии. 30

ее смысл, основные направления и этапы развития. 73

Глава III. Бытие и материя. 90

1. Понятие «бытие»: философский смысл. 90

2. Экзистенциальные истоки проблемы бытия. 90

3. Бытие: единство мира. 92

4. Многообразие мира как проблема. 100

5. Материальное единство мира и его многообразие. 106

Глава IV. Диалектика. 130

1. Понятие диалектики. Объективная и субъективная диалектика. 130

2. Структура диалектики,

ее регулятивный характер и основные функции. 133

3. Детерминизм и индетерминизм. 150

4. Закон. Динамические и статистические закономерности. 162

5. Границы, сфера действия диалектического метода. 172

6. Метафизика и ее значение для познания. 180

Глава V. Человек. 190

1. Понятие человека. Человек и природа. 190

2. Биосоциальная (дуальная) природа человека. 206

3. Смысл человеческого бытия. 214

4. Представления о совершенном человеке в различных культурах. 218

Глава VI. Человек и его сознание. 229

1. Проблема сознания в истории западной философии. 229

2. Гносеологический смысл сознания. 233

3. Этический смысл сознания. 235

4. Онтология сознания. 240

5. Язык, общение, сознание. 243

6. Сознание, память, самосознание. 249

7. Диалектико-материалистическая концепция сознания. 257

8. Сознание и бессознательное. 275

Глава VII. Общество. 287

1. Общество и его структура. 287

2. Общество как саморазвивающаяся система. 298

3. Гражданское общество и государство. 308

4. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития..312

Глава VIII. Человек и общество. 332

1. Человек в системе социальных связей. 332

2. Человек и исторический процесс: свобода и необходимость,

3. Нравственные и эстетические ценности

и их роль в человеческой жизни. Справедливость и право. 344

4. Религиозные ценности и свобода совести. 353

5. Личность: проблемы свободы и ответственности. 362

Глава IX. Познание. 375

1. Познание как предмет философии: единство субъекта и объекта,

многообразие форм. 375

2. Познание, творчество, практика. 388

3. Рациональное и иррациональное, материальное и идеальное в

познавательной деятельности. 399

4. Единство чувственного и рационального. 407

5. Истина и заблуждение. 415

6. Действительность, мышление, логика, язык. 425

7. Понимание и объяснение. 432

8. Вера и знание. 441

Глава X. Научное познание и знание. 448

1. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. 448

2. Структура научного познания, его уровни и формы. 461

3. Методы научного исследования. 472

4. Рост научного знания. 484

5. Научные революции и смена типов рациональности. 496

6. Общество, наука, техника. 503

Глава XI. Научные, философские и религиозные картины мира. 515

2. Философия: человек и мир. 520

3. Религиозные версии мироздания. 523

Глава XII. Будущее человечества. 531

1. Человечество как субъект истории. 531

2. Мировая ситуация начала XXI столетия. 537

3. Глобальные проблемы. Угрозы и надежды наших дней. 542

Источник

Истина знание соответствующее объекту познания совпадающее с его формой

Задание 20. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.

«Истина — это знание, соответствующее своему _____(А), совпадающее с ним. Истина есть _____(Б), а не некий одноразовый акт постижения объекта сразу в полном объёме. Истина едина, но в ней выделяются различные аспекты, которые можно рассматривать и как относительно самостоятельные истины. _____(В) — это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества. Исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое никогда не может быть опровергнуто, — это _____(Г). _____(Д) — это неполное, неточное знание, соответствующее определённому уровню развития общества, который обусловливает способы получения этого знания; это знание, зависящее от _____(Е), места и времени его получения».

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

3) абсолютная истина

4) определённые условия

7) относительная истина

8) объективная истина

Вставим термины в текст.

«Истина — это знание, соответствующее своему предмету (6) (А), совпадающее с ним. Истина есть процесс (1) (Б), а не некий одноразовый акт постижения объекта сразу в полном объёме. Истина едина, но в ней выделяются различные аспекты, которые можно рассматривать и как относительно самостоятельные истины. Объективная истина (8) (В) — это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества. Исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое никогда не может быть опровергнуто, — это абсолютная истина (3) (Г). Относительная истина (7) (Д) — это неполное, неточное знание, соответствующее определённому уровню развития общества, который обусловливает способы получения этого знания; это знание, зависящее от определенных условий (4) (Е), места и времени его получения».

Источник

Истина знание соответствующее объекту познания совпадающее с его формой

Выберите верные суждения об истине и её критериях и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Объективность истины проявляется в её соответствии интересам познающего субъекта.

2) Истинное знание всегда соответствует познаваемому объекту.

3) B научном познании абсолютная истина является идеалом, целью.

4) Только относительная истина выявляет закономерности и законы, по которым функционируют изучаемые объекты.

5) Практика, по мнению ряда философов, является основным критерием истины.

Учеными предложены различные критерии того, как отличить истинное от ложного.

1) Сенсуалисты опираются на данные чувств и критерием истины считают чувственный опыт. По их мнению, реальность существования чего-либо проверяется только чувствами, а не абстрактными теориями.

2) Рационалисты считают, что чувства способны вводить нас в заблуждение, и видят основы для проверки высказываний в разуме. Для них основным критерием истины выступают ясность и отчетливость. Идеальной моделью истинного знания считается математика, где каждый вывод требует четких доказательств.

3) Дальнейшее развитие рационализм находит в концепции когерентности (от лат. cohaerentia — сцепление, связь), согласно которой критерием истины является согласованность рассуждений с общей системой знаний. Например, «2х2 = 4» истинно не потому, что совпадает с реальным фактом, а потому, что находится в согласии с системой математических знаний.

4) Сторонники прагматизма (от греч. pragma — дело) считают критерием истины эффективность знаний. Истинное знание — это знание проверенное, которое успешно «работает» и позволяет добиться успеха и практической пользы в ежедневных делах.

5) В марксизме критерием истины объявляется практика (от греч. praktikos — деятельный, активный), взятая в самом широком смысле как всякая развивающаяся общественная деятельность человека по преобразованию себя и мира (от житейского опыта до языка, науки и т.д.). Истинным признается только проверенное практикой и опытом многих поколений утверждение.

6) Для сторонников конвенционализма (от лат. convcntio — соглашение) критерием истины является всеобщее согласие по поводу утверждений. Например, научной истиной считается то, с чем согласно подавляющее большинство ученых.

1) Объективность истины проявляется в её соответствии интересам познающего субъекта — нет, неверно.

2) Истинное знание всегда соответствует познаваемому объекту — да, верно.

3) B научном познании абсолютная истина является идеалом, целью — да, верно.

4) Только относительная истина выявляет закономерности и законы, по которым функционируют изучаемые объекты — нет, неверно.

5) Практика, по мнению ряда философов, является основным критерием истины — да, верно.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *