источники исторических знаний по форме в которой исторические знания в них выражены делятся на
Исторические источники. Основная классификация и вопросы с ней связанные
§ Необходимость исторических источников
§ Основная классификация
Глобально исторические источники можно разделить на следующие группы:
§ Виды письменных источников.
Итак, мы разделили исторические источники на 4 основных группы, однако такая важная часть как письменные источники в свою очередь делится еще на две подгруппы:
§ Виды исторических источников по параметру близости к историческому событию
Есть так же дополнительная классификация, разделяющая исторические источники не по их содержанию, а по степени их первичности.
§ Вопросы, связанные с историческими источниками
§ Пример исторического источника
Для более конкретного понимания понятия исторического источника приведу пример. Данный документ касается Бородинского сражения и был опубликован в сборнике документов «Бородино. Документы. Письма. Воспоминания» в 1962 году
Публикация данного исторического источника примечательна тем, что указывает путь до подлинника т.е. оригинала документа, хранящегося в архиве. Разумеется, что в исторических исследованиях иногда используется не текст документа целиком. а только его определенная часть, фрагмент отражающий информацию, на которую ссылается исследователь.
Циклическая система деления источников
Да и в приниципе появление такого вида источников как кино-фоно-фото намекает на то, что в будущем в связи с дальнейшим развитием науки появятся новые типы источников.
Говоря об исторических источниках, может быть так же полезно узнать о том, как составляется архивный шифр, с помощью которого, даются ссылки на архивные документы.
Конспект по теме «Исторические источники»
Виды исторических источников.
Изучение исторического процесса и реконструкция событий прошлого ведется путем исследования исторических источников. Для того, чтобы исследование было качественным и профессиональным, историк должен собрать информацию о предмете исследования из максимально возможного количества исторических источников.
Исторический источник – это любой материальный объект, являющийся результатом человеческой деятельности и содержащий в себе информацию о прошлом человеческого общества.
! В настоящее время по форме материального носителя выделяются пять видов исторических источников: 1) вещественные, 2) письменные, 3) устные, 4) кино-, фото-, видео- и аудиоматериалы; 5) электронные источники.
К вещественным источникам относятся археологические источники, гербы, печати, монеты, бумажные деньги, флаги, ордена, медали и т.д.
Основную массу вещественных источников изучают специальные вспомогательные исторические дисциплины, являющиеся специализированными отраслями источниковедения (геральдика, сфрагистика, нумизматика, фалеристика и другие). Вещественные источники являются главным и единственным видом источников для исследователей при изучении древнейших периодов в истории человечества, когда письменности еще не существовало.
К письменным источникам относятся все документы и тексты, существующие в письменной форме. Письменные источники имеют еще одно название – нарративные, от латинского «нарраре» – писать. С момента появления письменности нарративные источники становятся главным видом источников для исследователей, поскольку они содержат в себе наибольшее количество информации о прошлом человеческого общества.
К устным источникам относятся тексты, существующие в настоящее время в устной форме, либо возникшие и существовавшие в устной форме в течение долгого времени, а впоследствии записанные (например, некоторые былины, которые появились в Киевской Руси, а были записаны только в XIX веке). Основную часть устных источников составляют фольклорные источники – произведения устного народного творчества (народный эпос, народные песни, сказки, легенды, предания, сказания и т.д.).
К четвертому виду источников относятся источники новейшего времени – фотодокументы (с середины 19 века), кинодокументы (с конца 19 века), аудиоматериалы (с конца 19 века), видеоматериалы (с середины 20 века).
2. Хронологическая классификация исторических источников
В современном источниковедении существует сложная система классификации исторических источников, однако основными видами являются хронологическая и типологическая классификации.
Хронологическая классификация – это выделение групп источников по историческим эпохам в развитии общества. Данная классификация совпадает с общей периодизацией отечественной истории. В современной исторической науке принята следующая общая периодизация российской истории.
Общая периодизация отечественной истории :
I. Первобытное общество на территории современной России – с 700 тыс. лет назад (проникновение древнейших людей на территорию Восточно-Европейской равнины) до VI в. н. э. (начало перехода к феодальному обществу).
II. Период перехода от первобытного феодальному обществу у восточных славян – с VI в. (возникновение крупных племенных союзов у восточных славян – Куява, Славия, Артания) до начала XII века (1132 г., распад раннефеодального государства Киевская Русь и начало феодальной раздробленности):
1) период разложения первобытного общества и формирования предпосылок складывания государства у восточных славян – с VI в. до конца IX века (882 г.);
2) период раннефеодального государства Киевская Русь – с конца IX до начала XII вв. (1132 г.)
III. Период развитого феодализма в истории российского общества – с начала XII до середины XVIII века (1764 г., указ Екатерины Второй о запрещении лицам недворянского происхождения покупать крепостных для мануфактур, появление буржуазных мануфактур, начало перехода к капитализму).
IV. Период перехода от феодального общества к буржуазному – с середины XVIII в. до начала XX в. (социалистическая революция в октябре 1917 г.).
V. Период существования советского (бюрократического) общества в СССР – с 1917 г. (Октябрьская революция) до 1985 г. (начало политики перестройки, начало распада СССР и перехода к буржуазному обществу):
период ликвидации буржуазных отношений, а также остатков феодальных отношений и формирования бюрократического (социалистического) общества – с 1917 г. до конца 1930-х гг.;
период существования советского общества в сложившейся военизированно-бюрократической форме – с конца 30-х до середины 50-х гг. XX века;
период перехода советского общества от военизированной к административно-бюрократической форме – с середины 50-х до середины 60-х гг. XX века;
период существования советского общества в развитой административно-бюрократической форме – с середины 60-х до середины 80-х гг. XX века.
VI. Период перехода России от бюрократического общества к буржуазному – с середины 80-х гг. XX века до настоящего времени.
В соответствии с общей периодизацией отечественной истории в современном источниковедении выделяется 5 видов источников:
1) письменные исторические источники периода разложения первобытного общества и перехода к феодализму (VI – начало XII вв.);
2) письменные исторические источники периода развитого феодализма (начало XII – середина XVIII вв.);
3) письменные исторические источники периода разложения феодализма и перехода к капитализму (середина XVIII – начало ХХ вв.);
4) письменные исторические источники советского общества (1917 – 1985 гг.);
письменные исторические источники постсоветского (современного) периода – с 1985 г. по настоящее время.
Типологическая классификация исторических источников
Внутри каждой исторической эпохи письменные исторические источники делятся на типы.
Типы исторических источников – это совокупность источников одной исторической эпохи, выделенных по их происхождению и функциям в обществе.
Среди всего комплекса вещественных источников в настоящее время выделяются 21 вид, каждый из которых является предметом изучения самостоятельной специальной вспомогательной исторической дисциплины:
· Металлические деньги – монеты (изучаются нумизматикой).
· Бумажные деньги и ценные бумаги (изучаются бонистикой).
· Ордена, медали, наградные знаки (изучаются фалеристикой).
· Знамена, флаги, вымпелы (изучаются вексиллологией).
· Форменная одежда и военные мундиры (изучаются униформоведением).
· Печати (изучаются сфрагистикой).
· Гербы (изучаются геральдикой).
· Почтовые марки (изучаются филателией).
· Эмблемы (изучаются эмблематикой).
· Вещественные источники, извлеченные из земли (археология).
· Костные остатки людей и животных (остеология).
· Древние тексты (изучаются палеографией).
· Древние рукописные книги (изучаются кодикологией).
· Берестяные грамоты (изучаются берестологией).
· Юридические документы (изучаются дипломатикой).
· Филиграни – бумажные водяные знаки в древних текстах (изучаются филиграноведением).
· Надписи на твердом материале (изучаются эпиграфикой).
· Надгробные надписи (изучаются эпитафикой).
· Имена собственные (изучаются ономастикой).
· Географические названия (изучаются топонимикой).
· Родословные книги (генеалогия).
Палеографические и эпиграфические источники составляют особую группу вещественных источников, поскольку они являются одновременно вещественными памятниками и носителями текстов. К вещественным, а не письменным источникам они относятся потому, что в рамках указанных дисциплин они изучаются прежде всего не с точки зрения содержания текста, а с точки зрения внешних характеристик материального носителя (качество и техника изготовления бумаги, качество и техника письма и т.д).
В современном источниковедении выделяется 9 типов письменных исторических источников:
2) законодательные источники;
3) актовые материалы;
4) делопроизводственная документация;
5) статистические источники;
6) документы личного происхождения (мемуары, дневники, письма);
7) литературные произведения;
Данные типы письменных источников возникли и существовали в различные периоды российской истории. По мере развития общества увеличивалось общее количество письменных источников, исчезали одни типы и возникали новые.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
1. Источники исторической информации, согласно подходу Ф.П.Коровкина, по характеру знания делятся включают следующие группы:
• Источники, формирущие альтернативное прошлое средствами искусства
• документальные исторические источники, научная обработка которых не вышла за пределы их отбора, адаптаций, комментирования
• Источники, содержащие научно обработанные знания с известной их систематизацией, объяснением и оценкой фактов
2. Укажите верное утверждение:
• Исторические знания не способствуют формированию собственной точки зрения личности, но учат ценить и уважать мнения других.
• Исторические знания способствуют формированию собственной точки зрения личности, но не учат ценить и уважать мнения других.
• Исторические знания способствуют формированию собственной точки зрения личности, вместе с тем учат ценить и уважать мнения других.
3. Перед методикой обучения истории стоят задачи исследования:
• закономерных процессов обучения истории.
• частных (индивидуальных) вопросов обучения истории (изучение закономерностей принадлежит дидактике).
• экстремальных процессов обучения истории.
4. Содержание обучения истории включает в себя:
• опыт творческой деятельности
• система знаний, умений, навыков
• возрастные особенности учащихся
• познавательные возможности учащихся
5. Основополагающим документом, определяющим политику в сфере образования в РФ, является:
• Федеральный государственный образовательный стандарт
• Образовательная программа
• Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
• Федеральный закон «Об образовании»
7. Руководство мышлением в обучении истории осуществляется путем:
• организации дискуссии
• непосредственного объяснения фактов
• путем постановки проблем для самостоятельного их решения
• в эвристической беседе
8. К носителям исторической информации относятся:
• игровые кинофильмы
• документальные кинофильмы
• музеи
• учебные пособия
• газеты
9. В основу процесса реформирования системы образования положен принцип:
• приоритета государства перед личностью
• приоритета общества перед личностью
• приоритета личности
10. Сейчас историческое образование в России:
• перестает быть плюралистическим
• становится многообразным
• становится личностно- ориентированным
11. Руководство учебным процессом в преподавании истории заключается в следующем:
• непосредственное руководство процессом восприятия материала учащимися
• обеспечение познавательной деятельности учащихся источниками исторических знани
• создание у учащихся психологического настроя на изучение материала
• организация устойчивого внимания у учащихся
12. Источники исторических знаний по форме, в которой исторические знания в них выражены, делятся на:
• источники, содержащие научно обработанные знания с известной их систематизацией, объяснением и оценкой фактов
• документальные исторические источники, научная обработка которых не вышла за пределы их отбора, адаптаций, комментирования
• источники знаний в иде зрительных образов
• источники знаний в иде условных знаков
• словесные источники
13. Приоритет личности в образовании реализуется посредством:
• гуманизации образования
• гуманитаризации образования
• отказа от дифференциации образовательных систем, создаваемых в конкретных образовательных учреждениях
• отказа от дифференциации образовательной политики в целом
14. Укажите верное утверждение:
• В преподавании истории в современных условиях преобладает теологический подход.
• В преподавании истории в современных условиях преобладает формационный подход.
• В преподавании истории в современных условиях преобладает цивилизационный подход.
15. При разработке системы обучения истории, методика:
• определяет, как учитывать результат обучения и использовать полученные сведения для его совершенствования
• определяет структуру курса, но не предопределяет отбор материала
• определяет, какие цели необходимо и возможно ставить перед обучением истории
• определяет, какие виды учебных пособий и какое их методическое построение способствует достижению оптимальных результатов в обучении
16. Укажите верное утверждение:
• Прочность усвоения фактических знаний не зависит от сформированности у учащихся обобщенных знаний.
• Прочность усвоения фактических знаний зависит от степени систематизации обобщенных знаний у учащихся.
• Прочность усвоения фактических знаний зависит от сформированности у учащихся обобщенных знаний.
• Прочность усвоения фактических знаний не зависит от степени систематизации обобщенных знаний у учащихся.
17. При обучении истории ФГОС является:
• требованием при составлении программ
• не жестким требованием при составлении программ, от которого допускается отклонение в целях творчества педагога
• рекомендацией при составлении программ
18. История является во многом основой для преподавания следующих дисциплин:
• математика
• право
• русский язык
• обществознание
19. Сущность исторических фактов выражается в:
• генезисе исторических явлений
• соотношении единичного, особенного и общего в общественной жизни
• развитии исторических явлений
• отношении к историческому явлению в рамках той или иной системы политических взглядов
20. Исторические дисциплины воспитывают в личности такие качества, как:
• логика алгоритмизации
• толерантность
• широта мышления и мировоззрения
• шовинизм
Источники исторических знаний по форме в которой исторические знания в них выражены делятся на
Здравствуйте! Помогите с тестами по дисциплине Методика обучения истории в общеобразовательных организациях и организациях профессионального образования в условиях реализации ФГОС
1. Источники исторической информации, согласно подходу Ф.П.Коровкина, по характеру знания делятся включают следующие группы:
• Источники, формирущие альтернативное прошлое средствами искусства
• документальные исторические источники, научная обработка которых не вышла за пределы их отбора, адаптаций, комментирования
• Источники, содержащие научно обработанные знания с известной их систематизацией, объяснением и оценкой фактов
2. Укажите верное утверждение:
• Исторические знания не способствуют формированию собственной точки зрения личности, но учат ценить и уважать мнения других.
• Исторические знания способствуют формированию собственной точки зрения личности, но не учат ценить и уважать мнения других.
• Исторические знания способствуют формированию собственной точки зрения личности, вместе с тем учат ценить и уважать мнения других.
3. Перед методикой обучения истории стоят задачи исследования:
• закономерных процессов обучения истории.
• частных (индивидуальных) вопросов обучения истории (изучение закономерностей принадлежит дидактике).
• экстремальных процессов обучения истории.
4. Содержание обучения истории включает в себя:
• опыт творческой деятельности
• система знаний, умений, навыков
• возрастные особенности учащихся
• познавательные возможности учащихся
5. Основополагающим документом, определяющим политику в сфере образования в РФ, является:
• Федеральный государственный образовательный стандарт
• Образовательная программа
• Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
• Федеральный закон «Об образовании»
7. Руководство мышлением в обучении истории осуществляется путем:
• организации дискуссии
• непосредственного объяснения фактов
• путем постановки проблем для самостоятельного их решения
• в эвристической беседе
8. К носителям исторической информации относятся:
• игровые кинофильмы
• документальные кинофильмы
• музеи
• учебные пособия
• газеты
9. В основу процесса реформирования системы образования положен принцип:
• приоритета государства перед личностью
• приоритета общества перед личностью
• приоритета личности
10. Сейчас историческое образование в России:
• перестает быть плюралистическим
• становится многообразным
• становится личностно- ориентированным
11. Руководство учебным процессом в преподавании истории заключается в следующем:
• непосредственное руководство процессом восприятия материала учащимися
• обеспечение познавательной деятельности учащихся источниками исторических знани
• создание у учащихся психологического настроя на изучение материала
• организация устойчивого внимания у учащихся
12. Источники исторических знаний по форме, в которой исторические знания в них выражены, делятся на:
• источники, содержащие научно обработанные знания с известной их систематизацией, объяснением и оценкой фактов
• документальные исторические источники, научная обработка которых не вышла за пределы их отбора, адаптаций, комментирования
• источники знаний в иде зрительных образов
• источники знаний в иде условных знаков
• словесные источники
13. Приоритет личности в образовании реализуется посредством:
• гуманизации образования
• гуманитаризации образования
• отказа от дифференциации образовательных систем, создаваемых в конкретных образовательных учреждениях
• отказа от дифференциации образовательной политики в целом
Классификация исторических источников.
В научной исторической литературе термины «классификация» и «систематизация» исторических источников чаще всего применялись и употребляются до сих пор как синонимы.
Хотелось бы присоединиться к точке зрения Л. Н. Пушкарева,который считал, что когда речь идет о теоретических вопросах источниковедения, термин «классификация» являлся предпочтительным.
Систематизация источников, по мнению ученого, теснейшим образом связана с целями и задачами исследования. Задача систематизации – сделать обозримыми для историка-исследователя выявленные источники, сгруппировать их, помочь в отыскании нужных фактов, определить возможный объем материала, подлежащего изучению, и т. д. Цель систематизации – чисто служебная, вспомогательная: создание такой системы, которая полнее раскрывала бы содержание изучаемых источников.
Под классификацией источников Л. Н. Пушкарев понимал:
…раскрытие внутренней необходимой связи между различными типами, родами и видами источников. Эти связи изначально заложены в источниках, присущи им с момента их возникновения, объективны и независимы от воли историка-исследователя… …Систематизация – приведение источников в определенную систему по выбору историка-исследователя в зависимости от целей его исследования. Это практическая задача.
Задача классификации – разделить источники на такие группы, которые изучаются близкими, сходными приемами и способами, то есть связать классификацию источников с методикой их изучения. Классификация не просто систематизирует источники в удобные для изучения группы, а способствует их познанию, является одним из способов и средств этого познания. Одна из целей классификации – указание пути и форм возникновения новых типов, родов и видов источников.
Необходимость классификации вызвана потребностью:
· во-первых, разобраться во все увеличивающейся массе исторических источников, с наибольшей полнотой выявить источники по определенной теме;
· во-вторых, определить методы их научного изучения.
Существенным и очень важным теоретическим вопросом при разработке системы классификации исторических источников является выбор основания их деления. Научное значение классификации зависит от того, насколько правильно выбран принцип деления и с какой степенью последовательности он применен.
Из историков, работавших в XIX – начале XX в., наиболее общую, обладающую чертами универсальности и всеобщности классификацию исторических источников и заключенных в них сведений дали И. Г. Дройзен, Э. Бернгейм, А. С. Лаппо-Данилевский. Они делили источники на две группы:
· остатки культуры;
· исторические традиции (предания).
Остатки они считали частью исторического факта и доверяли им больше, чем традициям, но только в том случае, если подлинность остатка доказана. Тогда, по мнению ученых, источники можно вводить в историческое исследование без применения к ним критического анализа. Достоверность же исторических традиций нуждается в проверке, так как, с их точки зрения, они удалены от исторического факта на определенную временную дистанцию и в них могут содержаться субъективные оценочные суждения автора источника.
Ш. Сеньобос и Ш. В. Ланглуа предложили деление источников и фактов на «непосредственные следы» прошлого, заслуживающие особого доверия, и «косвенные следы».
Одной из первых после 1917 г. специальных источниковедческих работ, где подробно рассматривался вопрос деления источников, был учебник В. И. Пичеты, опубликованный в 1922 г. Автор предложил следующую систему деления источников, называя выделенные группы «видами»:
· вещественные (предметы археологических раскопок, вещественные остатки);
· устные (былины, сказки, исторические песни, пословицы, поговорки, различные поверья, народные легенды, стихи, частушки);
· письменные (летописи, хронографы, акты публичного и гражданского права, мемуары, письма, политические сочинения, жития святых, документы по внешней политике, исторические и историко-литературные печатные издания и сборники, записки иностранцев).
В начале 1930-х гг. С. Н. Быковский, подчеркивая условность существующих классификационных систем, предложил делить источники на четыре основных группы:
· устная традиция (древнейшая форма передачи очевидцами известий о пережитых событиях);
· письменная (и печатная) традиция (исторические источники в «тесном» смысле);
· вещественные памятники и традиции в изображениях;
· пережитки (в быте, нравах, учреждениях общества).
М. Н. Тихомиров объединил исторические источники по истории России в пять больших групп:
· по древнейшей истории;
· по истории Киевской Руси;
· по истории периода феодальной раздробленности;
· по истории Русского государства XVI–XVII вв.;
· по истории России XVIII в.
Внутри этих хронологических разделов источники были систематизированы по происхождению и по видам. Данный принцип вошел в практику преподавания источниковедения в вузах.
Проблема классификации исторических источников обсуждалась в 1950-е гг. в МГИАИ в связи с подготовкой программы общего курса «Источниковедение истории СССР». В качестве критерия деления письменных источников было предложено учитывать их содержание:
· по социально-экономической истории;
· по истории внутренней и внешней политики;
· по истории общественно-политической мысли и культуры и т. д.
В целом к 1960-м гг. сложилось общепринятое в современном отечественном источниковедении деление всей совокупности исторических источников на шесть групп:
· письменные;
· вещественные;
· лингвистические;
· этнографические;
· устные;
· кинофотофонодокументы (позже последняя группа была разделена на две: кинофото- и фонодокументы).
Благодаря теоретическим исследованиям и дискуссиям в области проблем классификации исторических источников к началу 1970-х гг. в научной и учебной литературе утвердилась типовидовая система деления исторических источников в контексте формационного подхода.
Видовой принцип получил теоретическое обоснование в работах О. М. Медушевской, В. К. Яцунского, А. П. Пронштейна, Л. Н. Пушкарева, И. Д. Ковальченко и др. Видовая категория представлялась очень важной и значительной в классификационном процессе. Поэтому для осмысления классификационных систем необходимо разобраться в критериях причисления исторических источников к одному виду. О. М. Медушевская под видом понимала «источники, имеющие устойчивые общие признаки, возникшие и закрепившиеся в силу общности их функций в жизни общества».
А. П. Пронштейн и И. Н. Данилевский, в свою очередь, отмечали определенные трудности в делении источников на виды из-за глубокой органической взаимосвязи отдельных видов и разновидностей источников между собой, вследствие чего многие виды образуют комплексы близких по своему характеру источников. В то же время определяющими видовыми признаками они называли внутреннюю форму источника, его структуру, единство происхождения, содержания и формы, связанных с целевым назначением исторических свидетельств.
Типовидовая классификационная система, получившая законченное оформление в работах Л. Н. Пушкарева, связана с представлением о предметных областях других гуманитарных наук и их методике. «Типами» исторических источников здесь названы те классы, которые ранее (в учебниках В. И. Пичеты, М. Н. Тихомирова) именовались «видами».
Основанием деления при классификации источников, по мнению Л. Н. Пушкарева, должно быть самое общее, самое основное, самое существенное свойство источника. Таким наиболее общим свойством он считал тип исторического источника, предопределяющий его источниковедческую ценность и методику изучения. Под типами ученый подразумевал «наиболее широкие категории источников, которые отличаются друг от друга принципом хранения и кодирования информации».
Наиболее общая черта – способ кодирования содержащейся в источнике информации – позволяет, считал ученый, наметить не только определенные типы источников, но и, объяснив наличие переходных типов, подчеркнуть непрерывность деления и возможность возникновения новых типов исторических источников.
Деление исторических источников на документальные и повествовательные также было знакомо историкам начиная с 30-х гг. XIX в. В разное время этим категориям присваивались различные наименования: «разряды», «группы», «категории». Л. Н. Пушкарев предложил именовать их термином род и присоединился к дефиниции, данной в «Словаре современного русского литературного языка», гласившей, что род – «это каждый класс предметов, в состав которого входят другие классы предметов, являющиеся его видами».
С точки зрения Л. Н. Пушкарева, внутренним признаком, отличающим документальные источники от повествовательных, является преобладание отображения или воплощения действительности в источнике.
В одних источниках отображается и далекое прошлое в виде рассказа, предания (устного или письменного), и живое настоящее, так как источник является одновременно и историческим фактом. В других ничего не говорится о том прошлом, которое совершилось до создания самого источника, но много различных фактов, сведений и черт, которые свидетельствуют о многообразном воплощении исторической действительности в данном письменном источнике.
Таким образом, в первом случае мы имеем дело с повествовательными источниками, рассказывающими о прошлом или настоящем, во втором – с источниками документальными, которые сами по себе являются документом, подтверждающим историческое настоящее по отношению ко времени создания документа.
Практика источниковедческого анализа свидетельствует о том, что некоторые виды письменных источников могут быть объединены (в пределах рода) в особые категории, имеющие схожие особенности происхождения, содержания и формы. Эти категории, по аналогии с классификационными схемами других наук, историк назвал разрядами.
Иной взгляд на проблему классификации исторических источников отражен в научном наследии И. Д. Ковальченко. Ученый доказывал, что к этому методологически сложному вопросу следует подходить с позиции трех аспектов информации (прагматический, семантический и синтаксический), в контексте которых им и была проанализирована природа исторического источника.
Первый, наиболее общий уровень классификации исторических источников – по методам и формам отражения действительности – И. Д. Ковальченко выделил, исходя из синтаксического аспекта информации. Вся совокупность исторических источников при этом четко делилась на четыре группы, или типа:
· вещественные,
· письменные,
· изобразительные (изобразительно-графические, изобразительно-художественные, изобразительно-натуральные),
· фонические.
С информационной точки зрения, подчеркивал И. Д. Ковальченко, видовая классификация основывается на прагматическом аспекте информации, а именно на единстве целевого назначения информации для ее получателя, субъекта. Единство цели, с которой выявлялась информация из окружающего мира, естественно, порождает сходство принципов и методов восприятия действительности, форм выражения и использования информации (сходство формы, структуры содержания и назначения источника).
Но кроме синтаксического и прагматического информация имеет еще семантический, или содержательный аспект. В этой связи И. Д. Ковальченко рассмотрел вопрос о правомерности классификации источников на основе учета их содержания.
Таким образом, предложенный И. Д. Ковальченко учет трех аспектов информации (синтаксического, прагматического и семантического) помогает яснее представить принципы, исходя из которых может быть построена научная система классификации исторических источников.
В новейшем источниковедении классификация рассматривается как познавательное средство для осмысления всего многообразия исторических источников. Наиболее важной определена видовая классификация как отвечающая главной задаче источниковедения. В основе видовой классификации – учет цели и назначения произведения. Этот подход связан трактовкой источника как результата целенаправленной человеческой деятельности, облеченного в материальную форму произведения, как средства достижения той или иной цели, удовлетворения тех или иных общественных или человеческих потребностей.