исторически первой формой общения людей друг с другом является

Виды общения

· Общение бывает прямое и опосредованное. Прямое (непосредственное) общение является исторически первой формой общения людей друг с другом. На его основе в более поздние периоды развития цивилизации возникают различные виды опосредованного общения. Опосредованное общение — это взаимодействие при помощи дополнительных средств (письма, аудио- и видеотехники).

· В социальной психологии многообразие общения может быть охарактеризовано и по типам. Императивное общение — это авторитарная, директивная форма взаимодействия с партнером по общению с целью достижения контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждения его к определенным действиям или решениям. Партнер в этом случае выступает пассивной стороной. Конечная незавуалированная цель императивного общения — принуждение партнера. В качестве средств оказания влияния используются приказы, предписания и требования. Сферы, где достаточно эффективно используется императивное общение: отношения «начальник—подчиненный», воинские уставные отношения, работа в экстремальных условиях, в чрезвычайных обстоятельствах. Можно выделить и те межличностные отношения, где применение императива неуместно. Это интимно-личностные и супружеские отношения, детско-родительские контакты, а также вся система педагогических отношений.

· Манипулятивное общение — это форма межличностного взаимодействия, при которой влияние на партнера по общению с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно. Вместе с тем манипуляция предполагает объективное восприятие партнера по общению, скрытым же выступает стремление добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. При манипулятивном общении партнер воспринимается не как целостная уникальная личность, а как носитель определенных, «нужных» манипулятору свойств и качеств. Однако человек, выбравший в качестве основного именно этот тип отношения с другими, в итоге часто сам становится жертвой собственных манипуляций. Самого себя он тоже начинает воспринимать фрагментарно, переходя на стереотипные формы поведения, руководствуется ложными мотивами и целями, теряя стержень собственной жизни. Манипуляция используется непорядочными людьми в бизнесе и других деловых отношениях, а также в средствах массовой информации, когда реализуется концепция «черной» и «серой» пропаганды. При этом владение и использование средств манипуля-тивного воздействия на других людей в деловой сфере, как правило, заканчивается для человека переносом таких навыков и в остальные сферы взаимоотношений. Сильнее всего разрушаются от манипуляции отношения, построенные на принципах порядочности, любви, дружбы и взаимной привязанности.

· Объединенные вместе на основе общих признаков, императивная и манипулятивная формы общения составляют различные виды монологического общения, поскольку человек, рассматривающий другого как объект своего воздействия, по сути дела общается сам с собой, не видя истинного собеседника, игнорируя его как личность. В свою очередь, диалогическое общение — это равноправное субъект-субъектное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, самопознание партнеров по общению. Оно позволяет достичь глубокого взаимопонимания, самораскрытия партнеров, создает условия для взаимного развития.

В жизни человека практически нет периода, когда он находится вне общения. Общение классифицируется по содержанию, целям, средствам, функциям, видам и формам.

Специалисты выделяют следующие формы общения.

Непосредственноеобщение является исторически первой формой общения людей друг с другом. Оно осуществляется с помощью органов, данных человеку природой (голова, руки, голосовые связки и т. д.). На основе непосредственного общения на более поздних этапах развития цивилизации возникли различные формы и виды общения. Например, опосредованноеобщение, связанное с использованием специальных средств и орудий (палка, след на земле и т.п.), письменности, телевидения, радио, телефона и более современных средств для организации общения и обмена информацией.

Прямоеобщение – это естественный контакт «лицом к лицу», при котором информация передается лично одним собеседником другому по принципу: «ты – мне, я – тебе». Косвенное

общение предполагает участие в процессе общения «посредника», через которого передается информация.

Источник

Практическая работа по обществознанию по теме: » Человек в группе. Многообразие мира общения»

Практическая работа № 3

Человек в группе. Многообразие мира общения

Тема: Человек в группе. Многообразие мира общения

Учебная цель: формирование умения изучать письменные источники; пользоваться учебной литературой, обобщать имеющиеся знания

Учебные задачи : научиться обобщать, анализировать и оценивать информацию; различать коммуникативные барьеры; научиться устанавливать причинно-следственные связи.

Предметные результаты: сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов; сформированность навыков оценивания социальной информации.

Задачи практической работы

1. Повторить материал по теме « Человек в группе. Многообразие мира общения ».

2. Ответить на вопросы.

3. Прочитать отрывком из книги Е. И. Рогова «Психология общения» и ответить на вопросы.

4. Выполнить упражнение.

5. Проанализировать утверждение

1. Тетрадь для практических занятий

4. Учебник: Важенин А.Г. Обществознание: учеб. пособие для студентов СПО. М., 2014

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме

Общение чрезвычайно многогранно, может быть различных видов.

Различают межличностное и массовое общение. Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников. Массовое общение – это множество непосредственных контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами средств массовой информации.

Выделяют также межперсональное и ролевое общение. В первом случае участниками общения являются конкретные личности, обладающие специфическими индивидуальными качествами, которые раскрываются по ходу общения и организации совместных действий. В случае ролевой коммуникации ее участники выступают как носители определенных ролей (покупатель – продавец, учитель – ученик, начальник – подчиненный).

В ролевом общении человек лишается определенной спонтанности своего поведения, так как те или иные его шаги, действия диктуются исполняемой ролью. В процессе такого общения человек проявляет себя уже не как индивидуальность, а как некоторая социальная единица, выполняющая определенные функции.

Наконец, общение бывает прямое и опосредованное. Прямое (непосредственное) общение является исторически первой формой общения людей друг с другом. На его основе в более поздние периоды развития цивилизации возникают различные виды опосредованного общения. Опосредованное общение – это взаимодействие при помощи дополнительных средств (письма, аудио- и видеотехники).

Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию

1. Перечислите основные виды общения.

2. Дайте характеристику межличностному и массовому общению.

3. В чем различие межперсонального и ролевого общения?

4. Приведите примеры доверительного и конфликтного общения.

5. Назовите основные черты личного и делового общения.

6. В чем заключаются различия прямого и опосредованного общения?

Задания для практического занятия

1. Познакомьтесь с отрывком из книги современного психолога Е. И. Рогова «Психология
общения» и ответьте на вопросы.

Возникновение барьера понимания может быть вызвано целым рядом причин как психологического, так и иного порядка. Он может возникать из-за погрешностей в процессе передачи информации. Феномен фонетического непонимания появляется в результате использования коммуникатором невыразительной, быстрой речи, речи-скороговорки или речи с большим количеством звуков-паразитов. Существуют также семантические барьеры понимания, связанные с тем, что участники общения используют различные значения слов. И когда, скажем, летчик или танкист слышит в театре слова: «Подать экипаж!», то это может вызвать у них легкое недоумение, так как в пьесе речь идет о карете, а они представляют себе людей, управляющих машиной.

Наконец, можно говорить о существовании логического барьера непонимания. Он возникает в тех случаях, когда логика рассуждения говорящего либо слишком сложна для понимания слушающего, либо кажется ему неверной, либо противоречит присущей ему манере доказательства. Так, например, если спросить малыша, почему кораблик, который он пускает в тазу, плавает, он ответит: «Потому что он красный» или «Потому что он мой». В данном случае говорят о детской логике. Можно говорить о существовании женской и мужской психологической логики и т. д.

Нередко причиной барьера понимания могут служить социально-культурные различия между партнерами по общению. Это могут быть социальные, политические, религиозные и профессиональные различия, которые приводят к различному объяснению тех или иных понятий. Говоря о социальных различиях, можно вспомнить поговорку: «Сытый голодного не разумеет». Политическое непонимание лучше всего демонстрирует Государственная дума, где каждый закон подолгу обсуждается представителями разных партий и иногда так и не принимается. Религиозные войны в Ирландии, Турции, Афганистане и пр. говорят о том, что люди, исповедующие разные религии, также испытывают трудности в общении друг с другом.

Представьте, если одну и ту же информацию вы услышите от вашего друга, от вашего отца или от директора школы. В каком случае вы быстрее сделаете то, что вам было предложено? Психологи показали, что барьер общения тем меньше, чем выше авторитетность говорящего в глазах слушающего. Чем выше авторитет, тем меньше преград на пути усвоения предлагаемой информации. В некоторых случаях говорят о барьерах отношения. Речь идет о возникновении чувства неприязни, недоверия к говорящему, которое распространяется и на передаваемую им информацию.

Какие виды барьеров в общении указаны в тексте?

Какие из них в большей мере связаны с передачей, а какие — с приемом информации?

Какие из указанных барьеров вы считаете наиболее существенными для непонимания при обмене информацией?

Сформулируйте самостоятельно правила общения, которые помогут преодолению коммуникационных барьеров.

2. Выполните упражнение «Мысль одна, а слов много».

Предложите как можно больше вариантов передачи другим словами следующей мысли: «Общение с помощью языка помогает понять другого». Постарайтесь выполнить следующие условия:

а) не искажать смысл высказывания;

б) ни одно слово из данного в условии предложения не должно употребляться в предлагаемых вами вариантах.

3. Согласитесь или опровергните следующее утверждение : «В речи важны три вещи: кто говорит, как он говорит и что он говорит, причем последнее имеет наименьшее значение» (Джон Морли, английский издатель, биограф и политик).

Инструкция по выполнению практической работы

1. Прочитайте краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме

2. Устно ответьте вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию

3. Внимательно прочитайте задания для практического занятия

5. Запишите в тетради название практической работы

4. Выполните задания, ответы запишите в тетрадь

Критерии оценки практической работы

Задание 1 – 3 балла

Форма контроля выполнения практической работы:

Выполненная работа представляется преподавателю в тетради для выполнения практических работ

Список рекомендуемой литературы и нормативных актов:

Важенин А.Г. Обществознание: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М.: «Академия», 2014.

Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей Практикум: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М.: «Академия», 2014.

Источник

Как появилось общение? Первые источники связи, созданные гениальными людьми.

Люди пытались общаться друг с другом с древних времен. Они научились этому различными способами: от выражения лица, с помощью

жестов до звуков, которые они издают. Есть также более сложные способы общения между людьми, например, мы научились говорить, писать и читать. Однако этого было недостаточно для человека. Он хотел разговаривать с другими на больших расстояниях.

Первыми, кто сделал шаг в этом направлении, были два англичанина — Уильям Кук и Чарльз Уитстон, которые в 1837 году изобрели телеграфную информационную систему (телеграф).
Телеграфный приемник их идеи состоял из пяти магнитных игл, размещенных на доске с написанными на них буквами алфавита. Переданный сигнал сдвигал две иглы, которые указывали на одну из букв.

исторически первой формой общения людей друг с другом является

Два года спустя Уитсон разработал двухигольную систему, в которой номер наклонной иглы и направление поворота четко указывали на передаваемую букву.

Тем не менее, квалифицированные и опытные операторы были необходимы для передачи и интерпретации сигналов.
Пока Уитстон и Кук строили телеграф в Англии, в Соединенных Штатах экспериментировали с аналогичным устройством.

Сэмюэль Морзе придумал такой алгоритм, чтобы зашифровать каждую букву в виде комбинации коротких и длинных сигналов. Сигналы посылались по проводу, правильно нажимая переключатель, называемый ключом. Приемник записывал сигнал на бумажную ленту в виде штрихов и точек, которые затем нужно было прочитать. Этот шифр вскоре стал известен как азбука Морзе.

Следующим крупным событием в области связи стало патентование в 1876 году Александром Грэмом Беллом устройства — телефона, с помощью которого можно было отправлять речь на расстоянии. В микрофоне его телефона звуковые волны падали на гибкую мембрану, к которой был прикреплен постоянный магнит.

Мембрана с вибрирующим магнитом, благодаря явлению электромагнитной индукции, вызвала создание переменного тока в катушке рядом с ней, интенсивность которой соответствовала изменениям давления акустической волны. Этот ток передавался через кабель в приемник, то есть в наушники, где он проходил через обмотку электромагнита. Переменный ток вызывал переменное электромагнитное поле, в котором ферромагнитная мембрана воспроизводила исходный звук. Сильфонный передатчик генерировал только слабый сигнал, и в то время не было способа его усилить.

Американский изобретатель Томас Эдисон добился гораздо лучших результатов. В 1878 году он усовершенствовал устройство Bell, представив карбоновый микрофон, в котором вибрации мембраны, вызванные акустической волной, вызывали изменения давления в контейнере, заполненном углеродными гранулами.

Изменения давления вызвали изменения электрического сопротивления контейнера, который был подключен к цепи с питанием от аккумулятора. Благодаря этому ток, протекающий в цепи, модулировался в соответствии с изменениями давления воздуха, создаваемого акустической волной. Приемник — телефонная трубка — была почти идентична той, что была в оригинальном решении Ball.

До недавнего времени телефоны были оснащены карбоновыми микрофонами. В последнее время большинство телефонов имеют конденсаторные микрофоны, микрофон который содержит определенный постоянный электрический заряд. Они позволяют получить гораздо лучшее соотношение сигнала / шума и, следовательно, лучшее воспроизведение звука.
Другим устройством, которое способствовало развитию связи между людьми, было радио, точнее радиоволны, потому что радио является только приемной частью большой системы радиосвязи.

Радиопрограммы транслируются из специально оборудованной студии. Там человеческие голоса преобразуются в электронные сигналы. Эти сигналы усиливаются и затем отправляются с высоких мачт в виде радиоволн. Эти радиоволны улавливаются нашим радио дома и преобразуются обратно в звуки, которые можно услышать. Эти волны движутся со скоростью света. Это так быстро, что радиосигнал может обойти весь мир семь с половиной раз за одну секунду.

Первым человеком, создавшим радиоволны, был Генрих Герц.

Это произошло в 1887 году, и первым человеком, который отправил сообщение с их помощью, был Гульельмо Маркони. Его первые сигналы в 1894 году могли быть получены с нескольких метров, но через семь лет он отправил их через Атлантику.

В настоящее время, Интернет используется для общения. Это глобальная сеть, соединяющая тысячи компьютеров через телефонные и отптоволоконные линии. В настоящее время более 4,5 миллиардов пользователей используют Интернет.

Работа в Интернете началась в 1969 году как проект под названием ARPAnet, финансируемый Министерством обороны США. Целью проекта было создание компьютерной сети, способной выдержать ядерную атаку.

Эта философия руководствовалась интернет-дизайнерами с самого начала. Данные отправляются в пакетах с использованием стандартных методов связи, известных как протоколы (TCP / IP) — любые два компьютера, использующие эти протоколы, могут быть подключены. Если только пакеты правильно адресованы, они могут быть отправлены с любого компьютера, подключенного к Интернету, на любой компьютер, также подключенный к нему. Это означает, что если сбой происходит в части сети, информация обойдет эту часть сети и достигнет пункта назначения другим маршрутом. Из-за этой замечательной проходимости Интернета некоторые считают, что невозможно ввести цензуру в сети, что беспокоит некоторых политиков.

Источник

Материалы по психологии общения на тему: «Виды и средства общения»

Виды и средства общения

В жизни человека практически нет периода, когда он находится вне общения. Общение классифицируется по содержанию, целям, средствам, функциям, видам и формам. Общение чрезвычайно многогранно, может быть различных видов.

На основе непосредственного общения на более поздних этапах развития цивилизации возникли различные формы и виды общения. Например, опосредованное общение, связанное с использованием специальных средств и орудий (палка, след на земле и т. п.), письменности, телевидения, радио, телефона и более современных средств для организации общения, и обмена информацией.

исторически первой формой общения людей друг с другом является

В ролевом общении человек лишается определенной спонтанности своего поведения, так как те или иные его шаги, действия диктуются исполняемой ролью. В процессе такого общения человек проявляет себя уже не как индивидуальность, а как некоторая социальная единица, выполняющая определенные функции.

В психологии выделяют три основных типа межличностного общения: императивное, манипулятивное и диалогическое.

2. Манипулятивное общение сходно с императивным. Основной целью манипулятивного общения является оказание воздействия на партнера по общению, но при этом достижение своих намерений осуществляется скрытно. Манипуляцию и императив объединяет стремление добиться контроля в том, что при манипулятивном типе партнер по общению не информирует о своих истинных целях, цели скрываются или подменяются другими. При манипулятивном типе общения партнер не воспринимается как целостная уникальная личность, он является носителем определенных, «нужных» манипулятору свойств и качеств. Например, неважно, насколько добр человек, что его доброту можно использовать в своих целях. Однако нередко человек, выбравший в качестве основного именно этот тип отношений с другими, в конечном итоге сам становится жертвой собственных манипуляций. Самого себя он тоже воспринимает как фрагмент, руководствуется ложными целями и переходит на стереотипные формы поведения. Манипулятивное отношение к другому приводит к нарушению доверительных связей, построенных на дружбе, любви, взаимной привязанности. Императивная и манипулятивная формы межличностного общения относятся к монологическому общению. Человек, рассматривая другого как объект своего воздействия, по сути, общается сам с собой, со своими задачами и целями. Он не видит истинного собеседника, игнорирует его, то есть человек видит вокруг себя не людей, а своих «двойников».

3. Диалогическое общение является альтернативной императивному и манипулятивному типам межличностного общения. Оно основано на равноправии партнеров и позволяет перейти от фиксированной на себе установки к установке на собеседника, реального партнера по общению.

Кроме того, выделяются несколько видов общения, среди которых можно отметить следующие:

1. «Контакт масок». В процессе общения нет стремления понять человека, не учитываются его индивидуальные особенности, поэтому данный вид общения принято называть формальным. В ходе общения используется стандартный набор масок, которые стали уже привычными (строгость, вежливость, безразличие и т. п.), а также соответствующий им набор выражений лица и жестов. В ходе беседы часто применяются «расхожие» фразы, позволяющие скрыть эмоции и отношение к собеседнику.

2. Примитивное общение. Данный вид общения характеризуется «нужностью», т. е. человек оценивает другого как нужный или ненужный (мешающий) объект. Если человек нужен, с ним активно вступают в контакт, мешает Ї «отталкивают» резкими репликами. После получения от партнера по общению желаемого теряют дальнейший интерес к нему и, более того, не скрывают этого.

4. Деловое общение. В этом виде общения учитываются особенности личности, возраст, настроения собеседника, но интересы дела являются более важными.

исторически первой формой общения людей друг с другом является

Виды общения по целям :

1) биологическое общение связано с удовлетворением основных органических потребностей и необходимо для поддержания, сохранения и развития организма;

2) социальное общение направлено на расширение и укрепление межличностных контактов, установление и развитие интерперсональных отношений, личностного роста индивида.

Виды общения по содержанию:

1) материальное – обмен предметами и продуктами деятельности, которые, служат средством удовлетворения их актуальных потребностей;

2) когнитивное – передача информации, расширяющей кругозор, совершенствующей и развивающей способности;

3) кондиционное – обмен психическими или физиологическими состояниями, оказание влияния друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести человека в определенное физическое или психическое состояние;

4) деятельностное – обмен действиями, операциями, умениями, навыками;

5) мотивационное общение состоит в передаче друг другу определенных побуждений, установок или готовности к действиям в определенном направлении

исторически первой формой общения людей друг с другом является

исторически первой формой общения людей друг с другом является

Вербальное общение является наиболее исследованной разновидностью человеческой коммуникации. Кроме этого, это наиболее универсальный способ передачи мысли. На вербальный человеческий язык можно «перевести» сообщение, созданное с помощью любой другой знаковой системы.

Устная речь, по ряду параметров отличающаяся от письменной, является не безграмотной письменной речью, а самостоятельной речью со своими правилами и даже грамматикой. Основным преимуществом устной речи по сравнению с письменной является экономность, т.е. для передачи одной и той же мысли в устной речи требуется меньше слов. Экономия достигается благодаря другому порядку слов, пропуску концов и других частей предложений. Недостатками устного выражения мысли являются речевые ошибки, многозначность.

На первый взгляд может показаться, что невербальные средства не столь важны как словесные. Но это далеко не так. исторически первой формой общения людей друг с другом является

Общаясь, мы слушаем не только словесную информацию, но и смотрим в глаза друг другу, воспринимаем тембр голоса, интонацию, мимику, жесты. Слова передают нам логическую информацию, а жесты, мимика, голос эту информацию дополняют.

Невербальный язык настолько мощный и общий, что часто мы без труда понимаем собаку, что она хочет. Собака же предугадывает многие наши поступки, например, заранее знает, когда мы идем с ней гулять, а когда отправляемся на улицу без нее.

Общение имеет огромное значение в развитии не только отдельной личности, но и общества в целом. Вне общения человеческое общество немыслимо.

Источник

ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Психология: конспект лекций

НАСТРОЙКИ.

исторически первой формой общения людей друг с другом является

исторически первой формой общения людей друг с другом является

исторически первой формой общения людей друг с другом является

исторически первой формой общения людей друг с другом является

СОДЕРЖАНИЕ.

СОДЕРЖАНИЕ

исторически первой формой общения людей друг с другом является

Психология: конспект лекций

Тема 1. Психология как наука

1.1. Особенности психологии как науки

Во все времена человечество интересовали вопросы о том, что есть человек: чем определяются причины и закономерности его поступков, законы поведения в обществе, внутренний мир. Интригующей представлялась задача понять, как возникают мысленные образы, что такое сознание, мышление, творчество, каковы их механизмы. На все эти и многие другие вопросы стремится ответить психология, которая с момента своего возникновения балансирует между наукой, искусством и верой. С чем связаны трудности ее становления?

Во-первых, это наука о самом сложном из всего, что известно человечеству. Еще древнегреческий философ Аристотель, начиная свой трактат «О душе», писал: «Среди прочих знаний исследованию о душе следует отвести одно из первых мест, так как оно – знание о наиболее возвышенном и удивительном». А великий физик А. Эйнштейн, знакомясь с опытами знаменитого психолога Ж. Пиаже, резюмировал свои впечатления в парадоксальной фразе о том, что изучение физических проблем – это детская игра в сравнении с загадками психологии детской игры.

Во-вторых, в психологии человек одновременно выступает и как объект, и как субъект познания. Происходит уникальное явление: научное сознание человека становится научным самосознанием.

В-третьих, в психологических изысканиях особенно остро стоит трудная и неоднозначно решаемая проблема объективности научного познания. Многие ученые отказывались от признания психологии объективной научной дисциплиной, аргументируя это невозможностью объективно изучать субъективный внутренний мир человека, который непосредственно открыт для познания только ему одному.

Трудности становления и развития психологии определяются, наконец, тем фактом, что это очень молодая наука. Несмотря на то что вопросы о сущности и особенностях человеческой психики ставились еще в работах античных и средневековых философов, официальное оформление научная психология получила немногим более ста лет назад – в 1879 г., когда немецкий психолог В. Вундт открыл в Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии.

Само слово «психология» впервые появилось в XVI в. в западноевропейских текстах. Оно образовано от греческих слов «psych e» (душа) и «logos» (знание, наука): переводя дословно, психология есть наука о душе. Это определение не соответствует современным взглядам на психологическую науку. В названии отражены представления о психологии, характерные для периода ее зарождения и первоначального развития в рамках философии. Согласно философскому пониманию того времени предметом психологии выступала именно душа – главное, сущностное начало объектов живой природы, причина жизни, дыхания, познания и т. д.

Становление психологии как самостоятельной, действительно научной дисциплины происходило также на фоне открытий, которые совершались в рамках естественнонаучных исследований. Психология возникла на пересечении двух больших областей знаний – философии и естественных наук, и до сих пор не определено, считать ее естественной наукой или гуманитарной.

Слова «психолог», «психология» вышли за рамки научных трактатов и получили развитие в повседневной жизни: психологами называют знатоков человеческих душ, страстей и характеров; слово «психология» употребляется в нескольких значениях – под ним понимают как научное, так и ненаучное знание. В обыденном сознании эти понятия часто смешиваются.

У каждого человека есть запас житейских психологических знаний, основой которых является жизненный опыт. Мы можем понять другого, повлиять на его поведение, предсказать его поступки, помочь ему. Быть хорошим житейским психологом – одно из важных требований, предъявляемых к специалистам в тех профессиях, которые предполагают постоянное общение с людьми, таких как педагог, врач, менеджер, продавец и т. д. Ярчайшими образцами житейской психологии являются те произведения литературы и искусства, где представлен глубокий психологический анализ жизненных ситуаций и мотивов поведения героев. Содержание житейской психологии находит свое воплощение в обрядах, традициях, пословицах, поговорках, притчах, ритуалах, закрепляющих в себе многовековую народную мудрость. В связи с этим возникает вопрос: нужна ли научная психология, или, может быть, знаний и опыта, накопленных в житейской психологии, достаточно для того, чтобы помочь человеку преодолеть жизненные трудности, понять других людей и себя самого? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо осознать принципиальную разницу между житейскими и научными психологическими знаниями. Просматриваются три основных различия.

3. По способам передачи знаний. Возможности передачи знаний в житейской психологии от одного человека к другому весьма ограничены. Это связано прежде всего с тем, что существуют трудности в словесном оформлении индивидуального психологического опыта, всей сложной гаммы эмоциональных переживаний, в то же время имеется определенное недоверие к достоверности и истинности подобного рода информации. Этот факт наглядно иллюстрируется извечной проблемой «отцов» и «детей», которая состоит как раз в том, что дети не могут и не хотят перенимать опыт старших. Каждое поколение учится на своих собственных ошибках. Накопление и передача научных знаний происходит в понятиях и законах, научных концепциях и теориях. Они закреплены в специальной литературе и легко передаются от поколения к поколению.

Перечисленные различия показывают преимущества научного психологического знания. Вместе с тем мы не можем отрицать необходимость житейского опыта, играющего важную роль в развитии психологии как науки. Научная психология, во-первых, опирается на житейский психологический опыт; во-вторых, извлекает из него свои задачи; в-третьих, на последнем этапе им проверяется. Взаимосвязь между научным и житейским психологическими знаниями не прямолинейна. Не все профессиональные психологи хорошие житейские психологи. И то, что вы познакомитесь с основами научной психологии, еще не значит, что вы сразу станете знатоками человеческих душ. Однако постоянный анализ возникающих жизненных ситуаций с привлечением знаний, которые вы получите изучая психологию, поможет вам лучше понимать других людей, окружающий мир и в конечном счете себя самих.

Понятия и концепции научной психологии влияют на житейские представления людей о психической жизни. В разговорный язык проникают научные психологические понятия, и люди начинают активно использовать их для описания своих состояний или особенностей личности. Результатом возросшего интереса к научной психологии в обществе стало активное развитие популярной психологии, которая предоставляет фундаментальные научные знания широкой аудитории, делая их более простыми и понятными. Позитивная роль популярной психологии состоит в формировании общей психологической культуры общества и привлечении интереса к психологии как научной дисциплине.

1.2. Предмет и основные принципы психологии

Специфика научного познания задается предметом научного исследования и

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *