исторически первыми формами демократической государственности стали
Философия политики и права. Тест для самопроверки №1
Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.
Закажите решение за 470 рублей и тест онлайн будет сдан успешно.
1. Российская цивилизация является …
Европейской
Азиатской
Евразийской
Американизированной
2. У истоков цивилизационного подхода к истории стояли …
К.Маркс
А.Тойнби
Платон
Н.Данилевский
3. Слова французского короля Людовика XIV «Государство – это я» обозначают следующие формы власти:
демократия
авторитаризм
тоталитаризм
охлократия
анархия
4. Этапы развития, через которые проходит человечество с точки зрения формационного подхода к истории
первобытнообщинный
доиндустриальный
постиндустриальный
буржуазный
феодальный
5. Общество есть образование …
историческое
природное
сверхъестественное
природно-историческое
6. Догосударственные, дополитические формы общности людей:
род
племя
народность
нация
класс
наднациональные и надклассовые общности
7. Юридическая норма собственности фиксирует …
отношение субъекта к предмету владения
отношение между субъектами
общественные (экономические) отношения по поводу предмета владения
наличие прав человека
8. Признаки государства:
суверенитет
наличие публичной власти
территориальное деление населения
право
система налогов
монополия на легальное применение силы
монополия на все проявления экономики, средства массовой информации
гражданское общество
9. Верное утверждение:
общество и государство – одно и то же и различия между ними несущественны
государство – надобщественный институт, то, благодаря чему существует и сохраняется общество
государство учреждается обществом на договорных началах как его временный комитет по управлению делами
государство – это «град земной», противостоящий «граду небесному»
государство – орган власти в обществе, где существует социальное неравенство, осуществляемое по принципу господства и подчинения.
10. Правильное утверждение:
политика и право берут свое начало с природного «закона джунглей»
политика и право всегда были и всегда будут в истории общества
политико-правовые регуляторы появляются на достаточно высоком уровне интеллектуального развития общества и обусловлены им
существуют экономические и социально-структурные причины появления политико-правовых регуляторов общественных отношений.
11. Причины «двойных стандартов» в применении международных норм права:
верховенство политической идеологии перед правовой
политический цинизм
заблуждения в правоприменительной практике
неразработанность международных правовых норм
неразвитость международной правовой практики
12. «Концентрированным выражением экономики» можно назвать …
право и политику
власть и государство
конституцию
13. Верное утверждение:
государство должно быть управляющей системой, подчиненной самоуправлению, т.е. ведущей роли гражданского общества
государство и гражданское общество не должны вмешиваться в дела друг друга
гражданское общество постепенно должно заменить собой государство
14. Идеология (в том числе политическая и правовая) – это…
ложное сознание, навязываемое обществу
тоталитарная или авторитарная форма духовной жизни общества
общественное самосознание (коллективное «Я»), отражающее общественное бытие
официальная государственная доктрина власти
массовое сознание, основанное на ложных посылках
15. Общество для которого характерна идея всемогущего божества и ничтожного его раба-человека
буржуазное
феодальное
современное
рабовладельческое
16. Отношения гражданского общества и государства …
толерантные
не возможны
антагонистичны
гармоничны
17. Социальные отношения – это…
отношения между людьми, складывающиеся на основе общности культуры
отношения между людьми, складывающиеся в процессе общения
взаимоотношения, складывающиеся между людьми по отношению к собственности
связи, устанавливающиеся между социальными группами и внутри них
18. К уровням «вертикальной» организации общества не относится …
производственно-технический
социально-экономический
духовно-идеологический
национально-региональный
19. Исторически первыми формами демократической государственности стали …
первобытные общины
античные древнегреческие города-государства
феодальные республики на Руси
независимые колонии в Америке
20. Историческую основу российской цивилизации составила
родовая община
трудовая община
многонациональный состав населения
имперская (царская) власть
православная идеология
историческая миссия «спасения человечества» («русская идея»)
21. Человек в сущности своей есть явление …
надприродное
природное
биосоциальное
социально-биологическое
социальное
22. Ведущую роль в политической системе играет …
исполнительная власть
законодательная власть
судебная власть
средства массовой информации
23. В гражданском обществе …
личность является высшей целью или самоцелью общественного развития
обеспечен приоритет государства над личностью
общие интересы определяют характер политико-правовой реальности
личность не несет обязанностей перед государством
24. Понятия «государственная» и «общенародная» собственность тождественны
да
нет
25. Верное утверждение:
в гражданских отношениях политические и правовые нормы нельзя отделять от морально-нравственных оценок и представлений о справедливости или несправедливости
любая политическая идеология может существовать и действовать без морального оправдания в сознании гражданского общества
право не является фактором жизнедеятельности гражданского общества
26. Политика и право – соотносительные категории
да
нет
27. Правовое государство – самостоятельный субъект исторического процесса, ведущая сторона по отношению к гражданскому обществу.
нет
да
28. Термины «базис» и «надстройка» обозначают …
единство бытия и сознания
соотношение политики и права
вертикальную структуру общества, в которой есть своя иерархия, есть этажи и слои общественной жизни, «выше» и «ниже» лежащие
наличие в общественных отношениях факторов, детерминирующих общественное развитие
29. Источником правовых установлений является …
интерес человека
экономика (уровень развития)
политика (политическая идеология)
духовное развитие общества
30. Верное утверждение:
право и политика – суть одно и то же
политика имеет производный от права характер
политика и право не соотносимы друг с другом
право имеет инструментальный характер, т.е. служит орудием «в руках» политики
31. Утверждение Аристотеля «Человек есть политическое животное» означает, что …
Аристотель биологизировал политику
в мире животных есть политические явления
человек и животное за пределами политики одно и тоже
политика отсутствует в животном мире, а утверждение Аристотеля надо понимать фигурально
32. Имперская стадия российской государственности
Древняя Русь
Киевская Русь
Московское государство
Петровское государство
Советское государство
33. Наиболее древние формы духовной жизни общества:
мораль
религия
искусство
политика
право
философия
наука
34. В политико-правовой сфере американизм проявил себя в …
развитии правовой культуры
агрессивном буржуазном экспансионизме мирового масштаба
росте масскультуры, имеющей антигуманную направленность
нивелировке и редукционизме, стандартизации и примитивизации личности
35. Представление о «духе законов» Ш.Монтескье положило начало направлению …
духовного монизма
географического детерминизма
европейского гуманизма
социального фатализма
Ответы на тесты по теме Философия
Представитель Французского Просвещения, который считал, что частная собственность породила страх, войну, имущественное расслоение
надстройка над экономическим базисом, это юридическое оформление общественных, в первую очередь экономических отношений
личность является высшей целью или самоцелью общественного развития
гипертрофированная вертикальная структура, которая ставит на недосягаемую высоту в общественной иерархии личность вождя и его окружение
античные древнегреческие города-государства
принадлежность морально-нравственного комплекса гражданскому обществу
Верно ли утверждение: «Установка «все разрешено, что не запрещено законом» – исчерпывающий регулятор всех общественных отношений»?
Социальные отношения – это.
связи, устанавливающиеся между социальными группами и внутри них
Наиболее древние формы духовной жизни общества:
мораль, религия, искусство
Наиболее перспективная концепция развития России
отражение в общественном сознании материального бытия, материальных отношений
естественного права, когда его сущность отражает общечеловеческую природу
Слова французского короля Людовика XIV «Государство – это я» обозначают следующие формы власти:
происходит замена религиозно-политического культа бога культом земного человека
совокупность условий, ограничивающих произвол одного человека по отношению к другому посредством общего закона свободы
Философия политики и права. Тест для самопроверки №1
Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.
Закажите решение теста для вашего вуза за 470 рублей прямо сейчас. Решим в течение дня.
1. Российская цивилизация является …
Европейской
Азиатской
Евразийской
Американизированной
2. У истоков цивилизационного подхода к истории стояли …
К.Маркс
А.Тойнби
Платон
Н.Данилевский
3. Слова французского короля Людовика XIV «Государство – это я» обозначают следующие формы власти:
демократия
авторитаризм
тоталитаризм
охлократия
анархия
4. Этапы развития, через которые проходит человечество с точки зрения формационного подхода к истории
первобытнообщинный
доиндустриальный
постиндустриальный
буржуазный
феодальный
5. Общество есть образование …
историческое
природное
сверхъестественное
природно-историческое
6. Догосударственные, дополитические формы общности людей:
род
племя
народность
нация
класс
наднациональные и надклассовые общности
7. Юридическая норма собственности фиксирует …
отношение субъекта к предмету владения
отношение между субъектами
общественные (экономические) отношения по поводу предмета владения
наличие прав человека
8. Признаки государства:
суверенитет
наличие публичной власти
территориальное деление населения
право
система налогов
монополия на легальное применение силы
монополия на все проявления экономики, средства массовой информации
гражданское общество
9. Верное утверждение:
общество и государство – одно и то же и различия между ними несущественны
государство – надобщественный институт, то, благодаря чему существует и сохраняется общество
государство учреждается обществом на договорных началах как его временный комитет по управлению делами
государство – это «град земной», противостоящий «граду небесному»
государство – орган власти в обществе, где существует социальное неравенство, осуществляемое по принципу господства и подчинения.
10. Правильное утверждение:
политика и право берут свое начало с природного «закона джунглей»
политика и право всегда были и всегда будут в истории общества
политико-правовые регуляторы появляются на достаточно высоком уровне интеллектуального развития общества и обусловлены им
существуют экономические и социально-структурные причины появления политико-правовых регуляторов общественных отношений.
11. Причины «двойных стандартов» в применении международных норм права:
верховенство политической идеологии перед правовой
политический цинизм
заблуждения в правоприменительной практике
неразработанность международных правовых норм
неразвитость международной правовой практики
12. «Концентрированным выражением экономики» можно назвать …
право и политику
власть и государство
конституцию
13. Верное утверждение:
государство должно быть управляющей системой, подчиненной самоуправлению, т.е. ведущей роли гражданского общества
государство и гражданское общество не должны вмешиваться в дела друг друга
гражданское общество постепенно должно заменить собой государство
14. Идеология (в том числе политическая и правовая) – это…
ложное сознание, навязываемое обществу
тоталитарная или авторитарная форма духовной жизни общества
общественное самосознание (коллективное «Я»), отражающее общественное бытие
официальная государственная доктрина власти
массовое сознание, основанное на ложных посылках
15. Общество для которого характерна идея всемогущего божества и ничтожного его раба-человека
буржуазное
феодальное
современное
рабовладельческое
16. Отношения гражданского общества и государства …
толерантные
не возможны
антагонистичны
гармоничны
17. Социальные отношения – это…
отношения между людьми, складывающиеся на основе общности культуры
отношения между людьми, складывающиеся в процессе общения
взаимоотношения, складывающиеся между людьми по отношению к собственности
связи, устанавливающиеся между социальными группами и внутри них
18. К уровням «вертикальной» организации общества не относится …
производственно-технический
социально-экономический
духовно-идеологический
национально-региональный
19. Исторически первыми формами демократической государственности стали …
первобытные общины
античные древнегреческие города-государства
феодальные республики на Руси
независимые колонии в Америке
20. Историческую основу российской цивилизации составила
родовая община
трудовая община
многонациональный состав населения
имперская (царская) власть
православная идеология
историческая миссия «спасения человечества» («русская идея»)
21. Человек в сущности своей есть явление …
надприродное
природное
биосоциальное
социально-биологическое
социальное
22. Ведущую роль в политической системе играет …
исполнительная власть
законодательная власть
судебная власть
средства массовой информации
23. В гражданском обществе …
личность является высшей целью или самоцелью общественного развития
обеспечен приоритет государства над личностью
общие интересы определяют характер политико-правовой реальности
личность не несет обязанностей перед государством
24. Понятия «государственная» и «общенародная» собственность тождественны
да
нет
25. Верное утверждение:
в гражданских отношениях политические и правовые нормы нельзя отделять от морально-нравственных оценок и представлений о справедливости или несправедливости
любая политическая идеология может существовать и действовать без морального оправдания в сознании гражданского общества
право не является фактором жизнедеятельности гражданского общества
26. Политика и право – соотносительные категории
да
нет
27. Правовое государство – самостоятельный субъект исторического процесса, ведущая сторона по отношению к гражданскому обществу.
нет
да
28. Термины «базис» и «надстройка» обозначают …
единство бытия и сознания
соотношение политики и права
вертикальную структуру общества, в которой есть своя иерархия, есть этажи и слои общественной жизни, «выше» и «ниже» лежащие
наличие в общественных отношениях факторов, детерминирующих общественное развитие
29. Источником правовых установлений является …
интерес человека
экономика (уровень развития)
политика (политическая идеология)
духовное развитие общества
30. Верное утверждение:
право и политика – суть одно и то же
политика имеет производный от права характер
политика и право не соотносимы друг с другом
право имеет инструментальный характер, т.е. служит орудием «в руках» политики
31. Утверждение Аристотеля «Человек есть политическое животное» означает, что …
Аристотель биологизировал политику
в мире животных есть политические явления
человек и животное за пределами политики одно и тоже
политика отсутствует в животном мире, а утверждение Аристотеля надо понимать фигурально
32. Имперская стадия российской государственности
Древняя Русь
Киевская Русь
Московское государство
Петровское государство
Советское государство
33. Наиболее древние формы духовной жизни общества:
мораль
религия
искусство
политика
право
философия
наука
34. В политико-правовой сфере американизм проявил себя в …
развитии правовой культуры
агрессивном буржуазном экспансионизме мирового масштаба
росте масскультуры, имеющей антигуманную направленность
нивелировке и редукционизме, стандартизации и примитивизации личности
35. Представление о «духе законов» Ш.Монтескье положило начало направлению …
духовного монизма
географического детерминизма
европейского гуманизма
социального фатализма
Исторически первыми формами демократической государственности стали
Традиции первобытной демократии оказали большое влияние на появление демократических государств в Древней Греции и Риме.
Античная и средневековая демократии.
Первой классической формой демократического государства явилась Афинская республика. Она возникла в V в. до н.э. и свой расцвет переживала во времена правления Перикла, который руководил афинским правительством и считался народным вождем. Он был противником тирании и противопоставлял ей собственный идеал государственного устройства. “Называется этот строй демократическим,- писал Перикл,- потому что он зиждется не на меньшинстве граждан, а на большинстве их.” Осуществленные под его руководством реформы предусматривали равномерное распределение власти среди всех свободных граждан (в их число не входили рабы, женщины и некоренные афиняне).
Древнегреческая демократия представляла собой прежде всего систему прямого правления, при которой весь народ осуществлял законодательную власть и в которой не была известна система представительства. Такое положение было возможным в результате ограниченных размеров древнегреческого государства, которое охватывало, как правило, город и прилегающую к нему сельскую местность, население которых редко превышало 10 тыс. граждан.
Античная демократия заботилась о создании благоприятных условий для участия граждан в управлении делами государства. За счет использования труда рабов граждане имели для этого достаточно свободного времени. Кроме того, бедные получали от государства поддержку, а также плату за присутствие на общественных мероприятиях. Общественное мнение также стимулировало политическую активность народа, оценивая участие в политике как единственное достойное занятие для афинского гражданина.
Власть народного собрания Афин ничем не ограничивалась и простиралась на любые проявления частной жизни. Абсолютность и всепроникновение власти таили в себе опасность вырождения демократии в тиранию. Пока народное собрание находилось под влиянием таких мудрых и авторитетных вождей, как Перикл, а противоречия между богатыми и бедными были сглажены, всевластие большинства сочеталось с терпимостью к различным мнениям и не перерастало в расправу над меньшинством. Однако со сменой авторитетов и ростом имущественного неравенства, усилением влияния черни и общим падением нравов Афинская республика приобрела черты охлократии и тирании большинства. Всевластие плебса стало абсолютным. Частым явлением стали расправы бедных над богатыми, гонения на еретиков и инакомыслящих. Демократия стала формой правления с сильными деспотическими тенденциями.
Государства, функционирующие на принципах прямой демократии, существовали в Древнем Риме, Древнем Новгороде (где решения принимались на вече), во Флоренции и ряде других городов-республик. В целом же в период средневековья во всем мире утвердилось господство авторитарных, преимущественно монархических форм правления. Доминирующим представлением о государственном устройстве стало восприятие общества как единого, сложного, иерархически организованного организма, где каждая общественная группа должна выполнять определенную общественную функцию и подчиняться власти. Само слово “демократия” исчезло из европейского политического лексикона почти на две тысячи лет, и если иногда и использовалось, то только в негативном, аристотелевском значении неправильной, извращенной формы правления, разрушительной власти черни.
Однако идеи ограничения монархической власти пронизывали всю эпоху средневековья. Под влиянием христианства утвердились идеи о том, что монарх и власть в целом обязаны служить своему народу и не должны нарушать законы, вытекающие из божественных заповедей, морали, традиций и естественных прав человека. Концепция общественного договора трактовала государственную власть как следствие свободного договора между народом и правителем, договора, который обязаны соблюдать обе стороны.
Классические теории демократии.
В концепции Ж.-Ж.Руссо проблема демократии занимает центральное место. Согласно этой концепции суверенитет народа может быть реализован только самим народом. Лишь благодаря непосредственному участию в принятии решений гражданин не отделяется от государства и выступает его частью. Передача суверенитета народу означала отчуждение всех прав человека в пользу общины. Только сам народ на общих собраниях решает все вопросы. Руссо верил, что, отчуждая от себя все права, человек получает гораздо больше, так как развивается и духовно возвышается. Он также считал, что правительство может заставить человека быть подлинно свободным. Опыт тоталитарных режимов XX в. ясно показал, что попытки кого-то осчастливить насильно ведут к деспотизму, который прикрывается заботой о благе народа. Классическая теория была величественна своим видением опасности отчуждения государственной власти в случае разделения субъектов и объектов управления. В то же время она была утопией, так как непосредственная демократия ограничена в своем применении. Ближе к XX в. оказался Дж.Локк, который предупреждал, что абсолютная деспотическая власть угрожает безопасности и жизни человека.
Исторически первой формой осмысления и утверждения индивидуального достоинства и автономии личности по отношению к власти стали идеи естественного права, возникшие еще во времена античности. В то же время автономия, достоинство и равенство во взаимоотношениях с властью и другими людьми распространялись философами Древней Греции и Древнего Рима лишь на свободных граждан. Во времена феодализма идея равенства от рождения естественных прав всех людей или хотя бы правового равенства всех свободных граждан была отвергнута. Сами же права трактовались как привилегии, дарованные подданным монархом или сюзереном.
Идеи народовластия и прав человека пережили века и стали бесспорной ценностью в наши дни. Все современные конституции декларируют полновластие народа и неприкосновенность прав человека. При этом следует подчеркнуть, что в эпоху просветительства меняется и содержание проблемы демократии. Все больше внимания уделяется не столько тому, кто правит, сколько порядку осуществления власти. В XIX в. этот вопрос становится главным. Было очевидным, что идея достижения общего блага самим народом абстрактна и утопична. Народ не является однородной массой, он состоит из групп, которые, консолидируясь, могут иметь своих представителей, политиков, идеологов, выражающих их интересы.
Результатом распространения и принятия идеологии представительной демократии, как единственно разумной, явилась выработка критериев свободных выборов. Наличие соревнующихся партий, свобода проведения избирательных кампаний и дебатирования проблем, всеобщее избирательное право, равенство избирателей и честный подсчет голосов, свободные выборы, парламентаризм, развитие партийных систем стали организационным костяком современной западной демократии.