исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности людей для

ЕГЭ. Общество.Тема 4. Социальные институты

исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности людей для

Институт. Чаще всего данное слово употребляется в значении высшего учебного заведения( педагогический, медицинский институт).Однако слово « институт» — многозначное. «Институт» — слово латинское. В переводе обозначает « учреждение».

В общественных науках употребляется термин « социальный институт».

Что такое социальный институт?

Определений данного понятия несколько.

Вот одно из них, легко запоминающееся и вмещающее в себя суть данного термина.

Социальный институт – это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определённые функции в обществе, главная из которых — удовлетворение социальных потребностей.

ПОЯСНЕНИЕ.

И таких социальных институтов в обществе огромное количество. За всё кто-то где-то отвечает, выполняет определённые функции, чтобы удовлетворять социальные потребности людей.

Приведу таблицу, в которой обозначу наиболее важные социальные институты в каждой сфере общественных отношений.

Социальные институты, их виды

Институты по сферам общества.Что регулируютПримеры
Экономические институтыРегулируют производство и распределение товаров и услуг.Собственность, рынок, производство
Политические институтыРегулируют общественные отношения, используя властные полномочия.Главный институт — государство. Органы власти, партии, право, армия, суд
Социальные институтыРегулируют распределение социальных позиций и общественных ресурсов. Обеспечивают воспроизводство и наследование.Воспитание, здравоохранение, досуг, семья, социальная защита
Духовные институтыРегулируют и развивают преемственность культурной жизни общества, духовное производство.Церковь, школа, вуз, искусство

Социальные институты — постоянно развивающаяся структура. Возникают новые, отмирают старые. Это процесс называют институционализацией.

Структура социальных институтов

Структура, то есть элементы целого.

Ян Щепальский выделил следующие элементы социальных институтов.

Признаки социальных институтов

Функции социальных институтов

Формальные и неформальные социальные институты

Формальные институты — в них деятельность регулируется в рамках действующего законодательства (органы власти, партии, суд, семья, школа, армия и др.)

Неформальные институты — их деятельность не установлена формальными актами, то есть законами, приказами, документами.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Источник

Исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности людей для

Задание 20. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков,

«Социальный институт — это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определённые функции в обществе, главная из которых — _____(А) общества и человека.

Социальные институты формируют определённую систему ролей и статусов, устанавливая _____(Б) в различных сферах общественной жизни. Например, такой социальный институт, как _____(В), включает роли учителя и ученика. Между ними складываются определённые ролевые отношения, которые регулируются специфическими нормами и предписаниями. Некоторые наиболее важные нормы закрепляются законодательно, другие поддерживаются традициями, обычаями, ______(Г). Они включают систему _____(Д) от правовых до моральных. Социальные институты обеспечивают стандартное поведение людей в _____(Е)».

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

1) общественное мнение

3) образцы поведения

5) удовлетворение потребностей

6) государственное принуждение

8) социально типичные ситуации

9) обеспечение материальными благами

Вставим термины в текст.

«Социальный институт — это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определённые функции в обществе, главная из которых — удовлетворение потребностей (5) (А) общества и человека.

Социальные институты формируют определённую систему ролей и статусов, устанавливая образцы поведения (3) (Б) в различных сферах общественной жизни. Например, такой социальный институт, как школа (7) (В), включает роли учителя и ученика. Между ними складываются определённые ролевые отношения, которые регулируются специфическими нормами и предписаниями. Некоторые наиболее важные нормы закрепляются законодательно, другие поддерживаются традициями, обычаями, общественным мнением (1) (Г). Они включают систему санкций (4) (Д) от правовых до моральных. Социальные институты обеспечивают стандартное поведение людей в социально-типичных ситуациях (8) (Е)».

Источник

Исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности людей для

Ключевые слова: социальный институт, функции социальных институтов.



ПРИМЕР: армии древних государств создавались для защиты своих национальных интересов, содержания массы рабов в повиновении, восполнения и увеличения их количества, порабощения других народов.

Краткая характеристика основных социальных институтов

Функции социальных институтов

Неявная функция – обеспечение эмоционального спокойствия, поддержка вступающих в брак

ОБЩИЕ ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ

К числу общих для всех социальных институтов функций можно отнести также следующие:

ТАБЛИЦА: Цели деятельности и конкретные функции основных социальных институтов

Обеспечение функциональности

Значение социальных институтов

Социальные институты определяют общество в це­лом. Основная цель социальных институтов – достижение стабильности в ходе развития общества. Любые общественные преобразования осуществляются через изменения в социальных институтах.

1) Явные функции социальных институтов признаны обществом, но не заявлены официально.

ГЛАВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ

Источник

Исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности людей для

исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности людей для

исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности людей для

Итоговое сочинение | ЕГЭ 2022 запись закреплена

#obsh_baranov
#обществознание_теория_егэ
#обществознание_теория_общество
Тема 5. Социальные институты
Социальный институт — это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых — удовлетворение социальных потребностей.
Каждый социальный институт характеризуется наличием цели деятельности и конкретными функциями, обеспечивающими ее достижение.
В современном обществе существуют десятки социальных институтов, среди которых можно выделить ключевые: наследование, власть, собственность, семья.
Внутри фундаментальных социальных институтов существуют весьма отчетливые деления на мелкие институты. Например, экономические институты, наряду с базовым институтом собственности, включают множество устойчивых систем отношений — финансовые, производственные, маркетинговые, организационно-управленческие институты. В системе политических институтов современного общества, наряду с ключевым институтом власти, выделяются институты политического представительства, президентства, разделения властей, местного самоуправления, парламентаризма и т. д.
Социальные институты:
• организуют человеческую деятельность в определенную систему ролей и статусов, устанавливая образцы поведения людей в различных сферах общественной жизни. Например, такой социальный институт, как школа, включает роли учителя и ученика, а семья — роли родителей и детей. Между ними складываются определенные ролевые отношения, которые регулируются специфическими нормами и предписаниями. Некоторые наиболее важные нормы закрепляются законодательно, другие поддерживаются традициями, обычаями, общественным мнением;
• включают систему санкций — от правовых до морально-этических;
• упорядочивают, координируют множество индивидуальных действий людей, придают им организованный и предсказуемый характер;
• обеспечивают стандартное поведение людей в социально типичных ситуациях.
Функции социальных институтов: явные (заявлены официально, признаны и контролируются обществом); скрытые (выполняются скрыто или непреднамеренно).
Когда расхождение между этими функциями велико, возникает двойной стандарт социальных отношений, что угрожает стабильности общества. Еще более опасна ситуация, когда наряду с официальными институтами формируются так называемые теневые институты, которые берут на себя функцию регуляции важнейших общественных отношений (например, криминальные структуры).
Социальные институты определяют общество в целом. Любые общественные преобразования осуществляются через изменения в социальных институтах.
Образец задания
I C5. I Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «институты обществаf? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об институтах общества.
Ответ: Институт общества — это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции, в обществе, главная из которых — удовлетворение социальных потребностей. Примеры предложений: Выделяют экономические, политические, социальные институты, институты действующие в духовной области. Каждый институт общества характеризуется наличием цели деятельности и конкретными функциями. Институты общества — сложное и разветвленное образование: внутри фундаментальных институтов существуют весьма отчетливые деления на более мелкие. С точки зрения организации общества ключевыми институтами являются: наследование, власть, собственность, семья и др.

Тема б. Многовариантность общественного развития. Типология обществ
Общественное развитие может носит реформистский или революционный характер.

Реформы могут проходить во всех сферах общественной жизни:
— экономические реформы — преобразования хозяйственного механизма: форм, методов, рычагов и организации управления хозяйством страны (приватизация, закон о банкротстве, антимонопольные законы и т. п.);
— социальные реформы — преобразования, изменения, переустройства каких-либо сторон общественной жизни, не уничтожающие основ социальной системы (эти реформы непосредственным образом связаны с людьми);
— политические реформы — изменения в политической сфере общественной жизни (изменения в конституции, избирательной системе, расширение гражданских прав и т. п.).
Степень реформистских преобразований может быть очень существенной, вплоть до изменений общественного строя или типа экономической системы: реформы Петра I» реформы в России в начале 90-х гг. XX в.
В современных условиях два пути общественного развития — реформа и революция — противопоставляются практике перманентного реформирования в саморегулирующемся обществе. Следует признать, что и реформа, и революция «лечат» уже запущенную болезнь, в то время как необходима постоянная и возможно ранняя профилактика. Поэтому в современном обществознании акцент переносится с дилеммы «реформа — революция» на «реформа — инновация». Под инновацией (от англ. innovation — нововведение, новшество, новаторство) понимается рядовое, однократное улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в данных условиях.
В современной социологии общественное развитие связывается с процессом модернизации.
Модернизация (от фр. moderniser — современный) — это процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным. Классические теории модернизации описывали так называемую «первичную» модернизацию, исторически совпавшую с процессом развития западного капитализма. Более поздние теории модернизации характеризуют ее через понятия «вторичная», или «догоняющая» модернизация. Она осуществляется в условиях существования «образца», например в виде западно¬европейской либеральной модели, часто такая модернизация понимается как вестернизация, т. е. процесс прямого заимствования или насаждения. По сути данная модернизация представляет собой всемирный процесс вытеснения локальных, местных типов культур и социальной организации «унверсальными» (западными) формами современности.
Можно выделить несколько классификаций (типологий) общества:
1) дописьменные и письменные;
2) простые и сложные (в качестве критерия в данной типологии выступает число уровней управления обществом, а также степень его дифференциации: в простых обществах отсутствуют руководители и подчиненные, богатые и бедные, в сложных обществах существует несколько уровней управления и несколько социальных слоев населения, расположенных сверху вниз по мере убывания доходов);
3) первобытное общество, рабовладельческое общество, феодальное общество, капиталистическое общество, коммунистическое общество (в качестве критерия в данной типологии выступает формационный признак);
4) развитые, развивающиеся, отсталые (в качестве критерия в данной типологии выступает уровень развития);
5)
(продолжение «темы 6» будет завтра)

Источник

ЕГЭ. Обществознание. Предэкзаменационный марафон. Тест по теме № 1. «Понятие общества» ОТВЕТЫ

исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности людей для

Ответы
1социальная
2социальный институт
335
4235
521122
6135
20375918
211.«Социальный институт — исторически сложившаяся или созданная целенаправленными усилиями форма организации совместной жизнедеятельности людей, существование которой диктуется необходимостью удовлетворения социальных, экономических, политических, культурных или иных потребностей общества в целом или его части.»2.Общественный
221.В тексте названы следующие 3 особенности социального института:-организует совместную деятельность людей

-способствует удовлетворению потребностей общества в целом

— способствует удовлетворению потребностей в конкретных сферах общества

2. Не названа следующая особенность: регулирует процессы в обществе.

23.1.В тексте названы следующие 3 признака институции:- совокупность общественных обычаев

— воплощение привычек поведения

— воплощение образа мыслей и жизни

2.Религия- это социальный институт духовной сферы общества. Для каждой религии характерен свой образ жизни и мыслей. Так в христианстве – это следование христианским заповедям ( не укради, не убий и др.), осознание наказания за грехи, стремление жить безгрешно, чтобы попасть в рай.

24.Социальные институты объединили в себе «как формальные, так и неформальные «правила игры».Объяснение этого тезиса:- формальные правила- то есть правила, законы, закреплённые официально государством. Так, в образовании существуют образовательные стандарты по каждому предмету, которые должны учитывать педагоги в работе.

— неформальные привила- это правила морали, которые устанавливаются во взаимоотношениях меду людьми в любой сфер и отражены в деятельности социальных институтов. В образовании педагог должен уважать детей, видеть в каждом личность, не только формально выполнять свои обязанности, но с душой подходить к делу.

Один из институтов в социальной сфере — это семья. Семья регулирует отношения между супругами, родителями и детьми, играет ряд важнейших функций в обществе ( это социализирующая, воспитательная, репродуктивная, экономическая, эмоциональная и др.)

26.1. Круг людей по интересам. Пример: общество книголюбов,в которое входят любители чтения книг.2.Общнсть происхождения. Пример: в царской России были сословия, принадлежность к которым передавалась по наследству: дворянское, купеческое общество, духовенство и пр.

3.Население одной страны. Пример: можно говорить о российском, американском, французском и др. обществе.

27.1. речь идёт о духовной сфере.2. Назван социальный институт- школа.

3. Признаки школы как социального института:

— регулирует процесс образования

— регулирует процесс воспитания

— обеспечивает удовлетворение потребностей общества в подготовке грамотных, образованных людей.

28.Общество- динамическая система.План.

1. Понятие общества как динамической системы

2. Пути развития общества:

3.Факторы, влияющие на развитие общества

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *