история как особая форма человеческого знания

Глава 1. Историческая память как социально-философский феномен

1.1. Историческое сознание и историческая память

Явления, обозначаемые этими понятиями, взаимосвязаны, и провести границу между ними нередко трудно, почти невоз­можно. Однако в целом два первых понятия в большей степени указывают на стихийно формирующийся образ прошлого, в то время как два последних подразумевают преимущественно целе­направленный и критический подход к его познанию и оценке [18, c.42].

С 60-х гг. XX в. историческая наука и историческое знание в целом переживают бурный период ломки традиций и стерео­типов, сформировавшихся в новоевропейском обществе на про­тяжении XVIII—XIX вв. В течение последних десятилетий по­явились не только новые подходы к изучению истории, но и воз­никло представление о том, что прошлое можно бесконечно интерпретировать. Идея многослойности прошлого позволяет предположить, что единой истории не существует, есть лишь множество отдельных «историй». Исторический факт приобре­тает реальность лишь в той мере, в которой он становится частью человеческого сознания. Множественность «историй» порождается не только сложностью прошлого, но и спецификой исторического знания. Тезис о том, что историческое знание едино и располагает универсальным набором методов и инстру­ментов познания, был отвергнут значительной частью научного сообщества. За историком признается право на личный выбор как предмета исследования, так и интеллектуального инструментария.

Наиболее существенными для современных дискуссий о смысле истории как науки являются два вопроса. Существует ли единое прошлое, о котором историк должен говорить правду, или оно распадается на бесконечное множество «историй», подлежа­щих истолкованию и изучению? Имеет ли исследователь воз­можность постичь истинный смысл прошлого и поведать правду о нем? Оба вопроса касаются кардинальной проблемы социаль­ного предназначения истории и ее «пользы» для общества. Раз­мышления о том, как историческое исследование может быть ис­пользовано обществом в современном, сложно устроенном, ме­няющемся мире, заставляет ученых вновь и вновь возвращаться к анализу механизмов исторического сознания, искать ответ на вопрос: каким образом и с какой целью занимались познанием прошлого люди предшествующих поколений [7, c.64].

Историческое сознание, или коллективная память общества, неоднородно, так же как и индивидуальная память человека. Для формирования исторической памяти важны три обстоятельст­ва: забвение прошлого; различные способы истолкования одних и тех же фактов и событий; открытие в прошлом тех явлений, интерес к которым вызван актуальными проблемами текущей жизни.

Людям свойственно забывать одни события и преувели­чивать значимость других (т. е. актуализировать их). Не случай­но исследователи проблем социальной памяти и исторического сознания считают, что в исследовании своеобразия представле­ний о прошлом разных обществ и культур должно учитывать, что и почему люди забывали. Причины, по которым то или иное сообщество вычеркивало из коллективной памяти отдельные факты и события, позволяют понять, каким образом это сообще­ство осмысляло свое место в истории. Забвение тех или иных аспектов прошлого происходило по разным причинам [12, c.75].

Возвращаясь к эпохе падения Римской империи и варвар­ских завоеваний, необходимо указать, что это событие может рассматриваться и как факт проявления внутреннего кризиса античной государственности, социальной и хозяйственной сис­тем; и как отражение устойчивости римских институтов, пере­живших варварские вторжения и мирно растворившихся в орга­низации средневекового европейского общества; и как свиде­тельство внутренних изменений в варварских племенах; и как мощный толчок, позволивший германским народам преодолеть инерцию традиционного существования. Исследователи, разде­лявшие идеи германского национализма, видели в действиях варварских племен отражение героического духа и военной до­блести, присущих германцам как этносу. Менее ангажирован­ные исследователи могут беспристрастно рассуждать о военной этике древних германцев или вообще видеть в их действиях признаки варварского сознания и социальной организации [13, c.48].

Данные оценки противоречат друг другу, по-разному харак­теризуют смысл исторических процессов, породивших рассмат­риваемые события. Спектр суждений и глубина расхождений между ними на самом деле несравненно более значительны. Смысл событий, рассмотренный с точки зрения их укоренен­ности в прошлом и влияния на последующий ход истории, в ко­нечном счете также зависит от того, каким образом определяют­ся взаимосвязи между событиями и насколько далеко они уво­дят в прошлое или будущее от рассматриваемого предмета. Смысл событий зависит от того, как люди определяют их причи­ны и следствия (историческое сознание не знает точных рецеп­тов определения взаимозависимости явлений). В той или иной степени суждения о прошлом окрашены в тона мировоззренче­ских или идеологических предпочтений: конфессиональной при­надлежности, сочувствия тем или иным социальным доктринам и политическим теориям, приверженности определенным теори­ям развития общества. И наряду с этим всегда присутствует воп­рос о том, имеют ли события прошлого вообще какой-то особый исторический смысл, не являются ли они результатом случайно­го стечения обстоятельств?

Содержание исторической памяти определяется не толь­ко способностью человека и сообщества людей запоминать или забывать определенные события прошлого. Процесс запомина­ния не является механическим: хранится в памяти и передается потомкам та информация, которую считают важной и достовер­ной, а, как показывает изучение исторических сочинений, кри­терии достоверности были разными в разных обществах. Пред­ставление о том, что важно знать о прошлом, также изменялось в зависимости от задач и интересов социальных групп. Сведе­ния, представлявшие интерес для сообщества одного типа, могли восприниматься не заслуживающими внимания теми, кто обла­дал иной коллективной идентичностью [10, c.67].

В настоящее время одним из наиболее популярных направ­лений является история повседневности, где предметом ис­следований, историков стали частная жизнь, отношения между родственниками, друзьями, каждодневные условия труда и су­ществования, представления о мире и эмоциональная жизнь лю­дей. Повседневная жизнь не является открытием современных ученых: во многих обществах с развитой письменной традицией существовала практика ведения частных хроник, повест­вовавших о жизни отдельных семей, церковных и светских со­обществ. Людям было важно сохранять память о своих предках: их славных и позорных деяниях, местах их погребения, участии в тех или иных значительных событиях. Конечно, большая часть происшествий, зафиксированных в историях отдельных сооб­ществ, не попадала в официальные хроники и исторические со­чинения. История как способ сохранения памяти о прошлом и его познания изначально существовала лишь в виде единства разнообразных «историй»: масштаб каждой из них определялся интересами сообщества, претензиями авторов, подходом к само­му понятию истории [20, c.78].

Значительное влияние на состав исторической памяти ока­зывает система представлений об истинности и достоверности событий прошлого. Исторические сочинения, возникавшие в разных обществах, включали рассказы о фантастических и баснословных событиях, в истинности которых люди не сом­невались и считали нужным передавать их из поколения в поко­ление. Истории многих народов и могущественных династий от­крывались рассказами о богах и героях, воспринимавшихся в качестве первопредков и зачинателей всех будущих событий. В средневековой Европе одним из обязательных элементов исто­рических повествований были истории о чудесных явлениях, ко­торые рассматривались как важнейшие из происшествий. Что заставляло людей верить в эти невероятные события? Были ли они всего лишь легковерны, недостаточно образованы и интел­лектуально развиты? Почему в самых развитых странах мира столь живуча вера в национальные мифы, а отдельные события и персонажи прошлого приобретают в массовом восприятии черты, сближающие их с героями и сверхъестественными пер­сонажами архаического прошлого? [16, c.89]

Источник

Введение в историю

Предмет истории и общественное значение исторической науки. История – наука о человеческом прошлом. Поскольку прошлое человека определяет само его существование, постольку история – главная из наук о человеке, главная гуманитарная наука. Человек всегда живёт в обществе себе подобных, в котором действуют свои законы и обычаи, следовательно, история – наука о человеческом обществе, описывающая фактическое действие этих общественных норм. Именно исходя из исторического описания человека и человеческого общества, гуманитарные науки социология и психология изучают закономерности функционирования человеческого общества и человеческой личности. Чтобы эффективно управлять обществом и человеком необходимо знание истории, поэтому история – главная наука государственного деятеля, главная наука о государстве. С опорой на историческое знание, разрабатываются законы государства, право. Современное общество и современное государство без исторической науки не могут эффективно функционировать, как не может быть хорошего специалиста без опыта предыдущей деятельности. Всякая личность только тогда может считаться зрелой, если в своей жизни она учитывает опыт своей предыдущей деятельности, то есть учитывает своё историческое прошлое.

Разделы истории. Историческое развитие человеческого общества было совершенно разным на разных этапах существования человека и в разных частях Земли, поэтому историческая наука делится на истории отдельных периодов и на истории отдельных регионов мира. Всю историю человечества делят на историю догосударственного периода (первобытного общества) и на историю цивилизации (государства), которая возникла примерно пять тысяч лет назад. Поскольку историческая наука наиболее нужна, прежде всего, государственным деятелям конкретного государства, постольку всю историю делят на историю всего мира без той страны, в которой идёт изучение истории (всеобщую историю), и на историю данной конкретной страны. В России историческая наука, таким образом, официально разделяется на всеобщую историю и на отечественную историю (историю России). В Европе и в Средиземноморье через несколько тысячелетий после возникновения цивилизации господствующими стали мировые религии (христианство и ислам), поэтому период первоначальной цивилизации называется Древней историей, а период господства мировых религий – историей Средних веков. Когда, в основном, закончился период господства мировых религий, то началась Новая история, а с возникновением социалистического общества в двадцатом веке началась Новейшая история. В России почти сразу после возникновения цивилизации стала господствовать одна из мировых религий – христианство, поэтому история России делится на историю первобытного общества на территории России (до возникновения Русской цивилизации), историю Российского христианского Средневековья (которую часто называют историей Древней Руси), Новую историю России и новейшую историю России. Поскольку христианское государство в России сохранялось вплоть до 1917 г., то трудно разделить период средневековья и Нового времени в истории России. Несколько условно можно считать, что новая история России началась при Петре Великом (самостоятельно правил в 1694-1725 гг.), поскольку влияние христианства на государство, начиная с этого монарха несколько ослабело. Таким образом, вся история делится на всеобщую и на историю России. Всеобщая история делится на
1 всеобщую историю первобытного общества,
2 историю Древнего мира (3000 г. до н. э. – 600 г.),
3 историю Средних веков зарубежных стран (600-1500 гг.),
4 Новую историю зарубежных стран (1500-1917 гг.) и
5 Новейшую историю зарубежных стран (с 1917 г.).
История России делится на
1 историю первобытного общества на территории России и историю древнейших государств на территории России (до 862 г.),
2 историю Древней Руси (862-1694 гг.),
3 Новую историю России (1694-1917 гг.) и
4 Новейшую историю России (с 1917 г.).

Исторический источник. История исследует то, чего уже не существует, но существуют только остатки этого. Исторический источник – остатки человеческого прошлого, материальные или письменные, по которым историческая наука восстанавливает человеческое прошлое. Человек – не только материальный объект, разновидность животного, но и обладает большими речевыми возможностями, поэтому все остатки человеческого прошлого (исторические источники) делят на вещественные, которыми занимается раздел специальная историческая дисциплина под названием археология, и письменные, которыми занимаются археография, историография, палеография, топонимика и прочие историко-филологические разделы истории. Изучение письменных источников требует очень хорошего знания языка источника, зачастую языка уже не существующего, «мёртвого», поэтому очень часто историк должен быть также и специалистом по языку. Исторический источник часто сохраняет только искажённую картину прошлого, поэтому, чтобы избавиться от таких искажений, надо всегда критически относиться к источнику, сравнивать источники между собой, отбрасывать заведомо недостоверную информацию, содержащуюся в них, понимать специфические особенности источника. Источники материальные – это вещи, произведённые человеком, а также остатки самих человеческих тел, поэтому для их понимания надо пользоваться антропологией и знанием древних технологий. Много помогает историку использование современной техники изучения материальных тел – авиа- и космическая съёмка, электромагнитное, ультразвуковое, радиоуглеродное и рентгеновское исследование, исследование микроструктур, химический анализ и др. Для каждого исторического периода и для каждого региона существует свой, специфический набор исторических источников, которые необходимо исследовать максимально подробно, чтобы научно познать историческое прошлое человечества.

Специальные исторические дисциплины. Историк исследует не только первичные исторические источники, бывшие свидетелями изучаемых исторических событий, но и вторичные исторические источники – исторические исследования историков прежних времён. Этим занимается такой раздел истории, как историография. Очень важно для истории установить точную дату исторических событий. Этим занимается такая специальная историческая дисциплина как хронология. Также важно представлять географическую среду, в которой происходили события. Этим занимается историческая география. Очень рано в истории цивилизации стали использовать металлические деньги, которые изучает специальная историческая дисциплина нумизматика. От прошлого осталось много надписей на камнях, которые изучает эпиграфика. В исторических источниках упоминаются разнообразные меры, которыми занимается метрология. Всё шире в истории используются количественные методы исследования – методы исторической статистики. Многие исторические источники хранятся в исторических музеях, архивах и библиотеках, имеют формы книги, поэтому есть такие практические специальные исторические дисциплины как музееведение, архивоведение и историческая библиография. Есть и много других специальных исторических дисциплин, занимающихся разными специфическими историческими источниками и их разными аспектами (папирология, генеалогия, геральдика и др.). Главные специальные исторические дисциплины (специальные разделы истории) –
1 археология,
2 историография,
3 хронология,
4 историческая география,
5 нумизматика,
6 историческое языкознание,
7 историческая статистика,
8 музееведение,
9 архивоведение,
10 историческая библиография.

Источник

История и историки

АВТОРСКИЙ ВАРИАНТ ЛЕКЦИИ. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ В ШАХТИНСКОМ ИНСТИТУТЕ (ФИЛИАЛЕ) ЮРГТУ (НПИ)

I. История как наука. Функции, методы и принципы исторического познания. Характеристика основных исторических источников.
II. Историческое сознание и его роль в развитии общества.
III. Первооткрыватели российской истории (В. Татищев, Н. Карамзин, С. Соловьев, В. Ключевский). Основные исторические школы.

I. История является одной из древнейших наук. Греческое слово “historos” означает повествование, рассказ о прошлом, узнанном, исследованном. История – это наука о процессе развития природы и человеческого общества, о закономерностях развития общественной жизни во всем ее многообразии, противоречивости, конкретности.

Историк В. Ключевский об истории как науке писал: “В научном языке слово “история” употребляется в двояком смысле: 1) как движение во времени, процесс и 2) как познание процесса. Поэтому все, что совершается во времени, имеет свою историю. Содержанием истории, как отдельной науки, специальной отрасли научного знания, служит исторический процесс, то есть ход, условия и успехи человеческого общежития или жизнь человечества в ее развитии и результатах”.

История как наука о развитии человеческого общества во всем его многообразии представляет собой совокупность различных действий, поступков отдельных личностей, человеческих коллективов, состоящих в определенной взаимосвязи, составляющих человеческое общество. Поэтому предметом изучения истории являются действия личностей, человечества, совокупность отношений в обществе.

По широте изучения объекта история подразделяется: история мира в целом (всемирная или всеобщая история), история континентов (например, история Азии и Африки, история Австралии), история отдельных стран и народов или группы народов (например, история России, история южных и западных славян).

Историческая наука прошла несколько этапов развития по мере развития общества, обобщая опыт многих человеческих поколений, обогащаясь новыми историческими фактами. Основой ее является собирание, систематизация, обобщение фактов. Отрасли исторических знаний выделяют: гражданскую историю, политическую историю, историю государства и права, историю государственного управления, историю хозяйства, военную историю, историю религии, социальную историю, историю культуры, музыки, языка, литературы.

К историческим наукам относятся также этнография, изучающая быт и культуру народов, и археология, изучающая историю по вещественным источникам древности – орудиям труда, домашней утвари, украшениям и др. и целым комплексам – поселениям, могильникам и т.д.

Вспомогательные исторические дисциплины имеют более узкий предмет исследования, изучают его детально и способствуют более глубокому пониманию исторического процесса в целом:
— хронология – изучает системы отсчета времени;
— палеография – рукописные памятники и старинное письмо;
— дипломатика – исторические акты;
— нумизматика – монеты, медали, ордена, денежные системы, историю торговли;
— геральдика – гербы стран, городов, отдельных семей;
— сфрагистика – печати;
— эпиграфия – надписи на камнях, глине, металле;
— генеалогия – происхождение городов и фамилий;
— топонимика – происхождение географических названий;
— краеведение – историю местности, региона, края.

К вспомогательным историческим дисциплинам также относятся источниковедение, исследующее исторические источники, и историография, задача которой – описание и анализ взглядов, идей и концепций историков и изучение закономерностей в развитии исторической науки.

История взаимодействует с другими науками, с такими, как психология, философия, социология, политология, юридические науки, литература и др. В отличие от них история рассматривает процесс развития общества в целом, анализирует всю совокупность явлений общественной жизни, все ее стороны в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Каждая из существующих общественных, экономических, технических наук за время развития человеческого общества прошла свою историю. На стыке исторических и других наук создаются междисциплинарные науки, такие как, историческая география, историческая генеалогия и др.

История выполняет несколько социально значимых функций. Первой из них является познавательная, интеллектуально-развивающая. Содержанием истории служит исторический процесс, который раскрывается в явлениях человеческой жизни, известия о которых сохранились в исторических памятниках и источниках. Явления эти чрезвычайно разнообразны, касаются внутренней и внешней жизни страны, международных отношений, деятельности исторических личностей. Познавательная функция состоит в изучении исторического пути нашей страны и в объективно-истинном, с позиций историзма, отражении всех явлений и процессов, составляющих историю России.

Вторая функция – практически-политическая. Сущность ее в том, что история как наука, выявляя на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерности развития общества, помогает вырабатывать научно обоснованный политический курс, избегать субъективных решений. В единстве прошлого, настоящего и будущего – корни интереса людей к своей истории.

В. Ключевский, определяя практическое значение знаний истории, отмечал: “Каждому народу история задает двустороннюю культурную работу – над природой страны, в которой ему суждено жить, и над своей собственной природой, над своими духовными силами и общественными отношениями”. Чтобы определить, куда и как идти обществу в своем развитии, нужно знать, откуда, из какого состояния оно пришло и как оно прошло свой исторический путь.

Третья функция – мировоззренческая. История создает документально точные повести о выдающихся событиях прошлого, о мыслителях, которым общество обязано своим развитием. Мировоззрение, т.е. взгляд на мир, общество, законы его развития может быть научным, если опирается на объективную реальность – исторические факты. История, ее фактологическая сторона является фундаментом, на котором основана наука об обществе. Чтобы выводы из истории стали научными, необходимо изучать все факты, относящиеся к данному процессу в их совокупности, только тогда можно получить объективную картину и обеспечить научность познания.

История обладает огромным воспитательным воздействием. Знание истории своего народа и всемирной истории формирует такие гражданские качества, как патриотизм и интернационализм, показывает роль личности в развитии общества, позволяет познать такие категории, как долг перед обществом, честь, а также увидеть пороки общества и людей, их влияние на человеческие судьбы. Изучение истории приучает мыслить историческими категориями, видеть общество в развитии, оценивать явления общественной жизни по отношению к их прошлому и соотносить с последующим ходом развития событий.

Историческое познание опирается на определенные методы. Метод (способ исследования) показывает, как осуществляется познание, на каких научных принципах. Процесс познания истории состоит из трех компонентов: объекта исторического познания, исследователя и метода познания. К. Тимирязев, отмечая важность метода как инструмента исторического познания, писал, что “правильное его использование порой играет не менее важную роль в развитии знаний, чем какая-либо новая идея или даже теория”.

Наиболее распространенные методы исторического познания – это два основных подхода в исторической мысли, возникшие более двух тысяч лет назад: идеалистическое и материалистическое понимание истории. В методах познания исторических процессов принимаются и общенаучные методы: анализ, синтез, описание, измерение, объяснение и др.

Представители идеалистической концепции в истории считают, что дух и сознание первичны и более важны, чем материя и природа. Идеалисты считают, что в основе исторического процесса находится духовное, нравственное совершенствование людей, человеческое общество развивает сам человек, а способности к этому человеку даны Богом.

Сторонники материалистической концепции пришли к противоположному направлению: материальная жизнь первична по отношению к сознанию людей и экономические структуры, процессы и явления в обществе определяют все духовное развитие и отношения между людьми. Современная историческая наука основана на диалектико-материалистическом методе, который рассматривает общественное развитие как естественноисторический процесс, определяющийся объективными закономерностями и находящийся под воздействием субъективного фактора через деятельность масс, политических партий, вождей.

Существуют также специально-исторические методы исследования:
— хронологический – предусматривает изложение исторического материала во временной последовательности;
— синхронный – предполагает одновременное изучение событий, происходящих в обществе;
— дихронный – метод периодизации;
— метод исторического моделирования;
— статистический метод.

Только при сочетании и использовании всех методов могут быть соблюдены научность и достоверность при изучении исторического прошлого и настоящего страны.

Объективность исторического познания обеспечивается научными принципами. Принцип исторического познания – это основное правило, которое необходимо соблюдать при анализе явлений и событий в истории. Основные научные принципы: принцип историзма, принцип объективности, принцип социального подхода, принцип альтернативности.

Принцип историзма означает, что исторические факты, любое историческое явление и событие следует изучать в соответствии с исторической обстановкой в их взаимосвязи, взаимообусловленности и развитии. Принцип историзма позволяет выяснить мотивы поступков и действия исторических личностей. При этом учитывается расстановка классовых сил, партий, общественных организаций в стране.

Принцип объективности предполагает опору на факты и явления в их многообразии, противоречивости и с учетом как положительных, так и отрицательных сторон. Для объективности изучения исторических явлений и фактов следует помнить, что факты необходимо накапливать и тщательно анализировать. При этом нужно учитывать, что при чтении исторической литературы мы встречаемся с субъективными знаниями. Так, летописцы, находившиеся на службе у князя, приукрашивали в летописях деяния своего князя. Более поздние летописцы при переписывании летописей также вносили свои поправки не всегда объективно. Примером служит “Повесть временных лет”. Поэтому для обеспечения принципа объективности учитывается личность историка, его теоретические и политические взгляды, его методология.

Принцип социального подхода ранее называли принципом классового, партийного подхода. Этот принцип позволяет рассматривать общественные процессы с учетом различных социальных интересов в обществе, а также учитывать субъективный характер в практической деятельности исторических личностей, в деятельности правительств, партий. Таким образом, ни один исследователь не может быть полностью свободным от взглядов, интересов своего окружения.

Принцип альтернативности предполагает степень вероятности осуществления тех или иных событий, явлений, процессов на основе анализа объективных реальностей и возможностей. Рассмотрение возможностей исторической альтернативности дает возможность иначе оценить исторический путь различных стран, выявить неиспользованные возможности процесса, извлечь уроки на будущее, ответить на вопрос: почему произошло именно это явление, событие.

История призвана объективно оценивать события и законы исторического развития. В истории постоянно идет накопление и открытие новых фактов и явлений, которые находятся в исторических источниках.

К историческим источникам относится все, что непосредственно отражает исторический процесс и дает возможность изучать прошлое человеческого общества. Классификация исторических источников является одним из важнейших аспектов вспомогательной исторической дисциплины – источниковедения.

Многие классики отечественной истории решали вопрос классификации источников самостоятельно и объясняли систему классификации источников во введениях и предисловиях к своим работам. Одну из самых удачных классификаций источников предложил А. С. Лаппо-Данилевский. Он делил источники на остатки и предания. Согласно этой схеме, к остаткам относились остатки культуры и исторические факты, а преданиями считались изображения и интерпретации фактов. Классификация А. С. Лаппо-Данилевского была распространена в досоветской историографии и повлияла на классификацию советского источниковедения.

В 1930 – 1960-х гг. предлагалось несколько вариантов типологизации источников. М. Н. Тихомиров взял за основу классификацию источников на исторические факты и предания. А. А. Зимин исходил из деления источников на три вида: материалы, отражающие социально-экономическую историю; материалы, отражающие историю внутренней и внешней политики; материалы, отражающие историю общественно-политической мысли и культуры. Кроме этого, в исторической литературе был распространен принцип различия источников по их происхождению в рамках определенной общественно-экономической формации. Однако последняя классификация вызывала затруднения в использовании, поскольку в пяти формациях нужно было еще выделять виды источников, кроме того, количество видов и специфика источников в формациях отличались.

Позднее советские историки предложили еще две классификации, распространенные и в настоящее время. Очень удачной и универсальной признается классификация Л.Н. Пушкарева, А. П. Пронштейна, И. Н. Данилевского. По этой схеме источники делятся на семь типов, групп или категорий:
— письменные источники;
— вещественные источники;
— устные и фольклорные источники;
— этнографические источники;
— лингвистические источники;
— фотокинодокументы;
— фонодокументы.

Удобство этой классификации заключается в ее универсальности, поскольку дает возможность соотнести любой источник к той или другой группе, не меняя при этом классификацию. Другое преимущество схемы заключается в ее логичной структуре.

Другая классификация источников сформулирована в источниковедческих трудах И. Д. Ковальченко, А. А. Курносова, С. М. Каштанова и имеет те же преимущества, что и предыдущая типологизация. Здесь источники делятся на четыре группы, категории или типа:
— вещественные источники;
— письменные источники;
— изобразительные (художественные или графические) источники;
— фонетические источники.

Большинство современных исследователей ориентируются на названные две классификации. В этих классификациях письменные источники являются самым распространенным типом. Письменные источники делятся на виды или типы по содержанию, происхождению, по отношению к группам документов и на остатки и повествования. Вещественные источники (остатки материальной культуры) классифицируются так же, как и письменные. Среди вещественных источников выделяется большая группа археологических источников, а также произведения материального искусства и культуры.

В XX в. большое распространение получили новые методы фото, кино, графического и фонового запечатления действительности. Количество и качество таких источников быстро увеличивается. Считается, что фото и кинодокументы отражают события более достоверно, чем письменные источники, а использование компьютерных технологий делает исторические источники общедоступными.

Поскольку историческое сознание – это осмысление, то можно выделить два его вида: целерациональное и ценностно-рациональное. В первом виде сознания доминирует ориентация на конкретный исторический результат, на осмысление хода исторических событий, их причин и следствий. Целерациональное историческое сознание не только всегда конкретно, оно и теоретично. Ценностно-рациональное сознание, наоборот, ориентируется не на конкретный результат, а прямо на стоящую за ним ценность. Такое сознание в большей степени этично, чем теоретично. В нем доминируют не вопросы – почему, с какой целью, а – каков смысл, кто виноват.

Если исходить из способа осмысления и особенностей фиксации представлений о движении общества во времени, то историческое сознание может принимать форму мифа, хроники или науки. Отличительной чертой мифического сознания выступает синкретизм исторических представлений. В них мышление сливается с аффективностью. В мифическом сознании одновременно присутствуют два пласта исторического времени – сакральное и текущее. В сакральном времени происходят события, предполагающие “знание-веру”. В таком знании, например, часто присутствует “легенда о золотом веке” (в прошлом или будущем) как идеале человеческого существования. Исторический миф – это эмоционально окрашенное представление об исторической действительности, вымышленный образ, замещающий в сознании эту действительность. Исторические мифы создаются коллективным воображением или навязываются массовому историческому сознанию извне, формируя при этом определенное историческое мироощущение, социально конформное в данных условиях и призванное формировать желаемые образцы социального поведения. Современная публицистика дает немало примеров активизации мифологизированного сознания: разочаровавшись в советской истории, ищут нравственное утешение и вдохновение в историческом прошлом России.

В отличие от мифического хронистическое сознание в значительной мере ориентировано на фиксацию реальных событий прошлого. Однако в таком сознании отсутствует представление о причинно-следственных связях в истории. Эти связи в хронистическом сознании замещаются изложением исторических событий в хронологической последовательности. Как и мифическое, хронистическое сознание формирует историческую реальность, соответствующую идеалу своего времени. Прошлое изображается не таким, каким оно было, а таким, каким оно должно быть.

Развитие потребности общества в самосознании, в глубоком понимании логики исторического процесса привело к становлению истории как науки о прошлом, что оказало огромное влияние на усиление рефлексивного начала в историческом сознании. Оно обращается прежде всего к реальным фактам истории, стремясь осмыслить причинно-следственные связи и выяснить сущность исторических явлений. Достижением научного сознания стал историзм, требующий рассматривать исторические явления в развитии, в связях с другими историческими событиями, с учетом конкретных условий определенного этапа общественного развития. Научное историческое сознание имеет специализированный характер, его источником и носителем является научный этнос. Поэтому в массовом историческом сознании его научная компонента причудливо переплетается с художественным вымыслом и историческими мифами. Кроме того, если научное сознание ориентировано на поиск истины, то массовое сознание занято прежде всего поиском исторической “правды” как результата эмоционально-ценностного отношения к действительности.

III. Русская историческая школа складывалась на протяжении длительного времени. Основателем ее по праву считают древнерусского летописца и историка – монаха Киево-Печерского монастыря Нестора. Традиция предписывает ему авторство первой редакции уникального древнерусского памятника “Повести временных лет”, датированного 1113 г.

Образцом для древнерусских составителей исторических трудов служили зарубежные исторические документы, например, византийские. Однако русские летописцы были более историчны. Наиболее значимыми памятниками русской истории, литературы являются “Слово о полку Игореве”, составленное в конце XII или XIII в., и “Задонщина”, датированная концом XIV в.

В XII – XIII вв. получают распространение церковно-исторические документы – агиографы, которые содержали описания жизни святых.

Все исторические документы писались на основе устных преданий, рассказов и содержали важные сведения о быте и нравах людей, истории земледелия и др., но достаточно достоверны они не были исторически. Это послужило основой для работ последующих российских историков. В России становление истории как науки произошло в XVIII в. Основателем российской исторической мысли считают известного государственного деятеля, современника Петра I – В. Татищева, создавшего первый систематизированный свод отечественной истории – пятитомную “Историю Российскую с самых древнейших времен”.

В. Татищев – основоположник вспомогательных исторических дисциплин в России: этнографии, исторической географии. В своем пятитомном труде он первый составил общую периодизацию истории России: 1) господство единовластия началось с княжения Рюрика (862 – 1132); 2) нарушение единовластия – междоусобные войны (1132 – 1462); 3) восстановление единовластия – приход к власти Ивана III (1462).

В. Татищев стремился дать целостную схему русской истории в рамках всемирно-исторического процесса, где наблюдаются периоды подъема и упадка, при этом отметил повторяемость этапов в развитии различных народов.

В. Татищева считают основателем “дворянской” школы. Его последователи: И. Болтин, историк, государственный деятель, автор трудов по древнерусской истории; Н. Новиков, просветитель, издатель сатирических журналов, противник крепостного права; князь М. Щербатов, историк, публицист, автор работ “История России с древнейших времен”, “О повреждении нравов в России”.

На рубеже XVIII – XIX вв. в России развивалось революционно-просветительское понимание истории, ярким представителем которого был А. Радищев. Резко обличая самодержавие и крепостничество, он рассматривал историческое развитие как циклический процесс развивающейся борьбы между свободой и деспотизмом. В главном своем произведении – “Путешествие из Петербурга в Москву” им правдиво изображена жизнь народа, изложен широкий круг идей русского Просвещения.

Исторические труды XVIII в. были написаны труднодоступным языком даже для современников. Новатором русского языка стал историк и публицист Н. Карамзин. Его основное историческое сочинение “История государства российского” написано ярким и образным языком и сочетает высокую художественность с глубокой научностью. Н. Карамзин считал, что история человечества – это история всемирного прогресса, а главную роль в развитии общества играют великие личности. Он отождествлял историю страны с историей государства, с историей самодержавия.

К середине XIX в. в России сформировалось либеральное направление в истории. Наиболее известным представителем его был С. Соловьев. В том же веке сформировалась также государственная историческая школа, представленная Б. Чичериным, К. Кавелиным и др.

По праву наиболее выдающимся историком XIX в. был С. Соловьев. Главное дело его жизни – создание “Истории России с древнейших времен”. В этой работе С. Соловьев изложил свою историческую концепцию, противоположную “официальной” версии истории России. С. Соловьев представлял общество в виде организма, развивающегося “естественно и необходимо”, и он сделал вывод о том, что нужно “не разделять начал, но рассматривать их во взаимодействии, стараться объяснить каждое явление из внутренних причин”.

Используя сравнительно-исторический метод, С. Соловьев подчеркнул общие черты развития России с Западной Европой, обосновал своеобразие истории Российского государства.

К своеобразию развития он относил: географическое расположение России на стыке Европы и Азии и вследствие этого многовековую борьбу россиян со степными кочевниками. С. Соловьев выдвинул концепцию, что в начале на Русь наступала Азия, а с XVI в. Россия перешла в “контрнаступление”. Этот процесс он объяснял торжеством христианства. С. Соловьев – автор свыше 300 произведений по истории России: истории Новгорода, внешней политики России, историографии.

Заметное событие в исторической науке России – творчество В. Ключевского. Он является крупнейшим представителем русской буржуазной либеральной историографии. Основные фундаментальные его работы: “Курс русской истории”, “Боярская дума Древней Руси”, работы по истории крепостного права, сословий, финансов, историографии. Труды В. Ключевского оказали решающее значение на творчество таких ученых, как П. Милюков, С. Платонов, М. Покровский.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *