история международных отношений россии кратко

Россия в системе международных отношений: место России в мировой политике

Содержание:

Россия в системе международных отношений сегодня находится в неоднозначном положении. Основное внимание власти уделяют безопасности страны; восстановление взаимодействия с западом происходит медленно ввиду участия страны в военных конфликтах. Ключевыми соратниками государства являются страны Азии. У РФ налажены отношения с Индией, Китаем, Японией. Эти государства являются значимыми для политического, технологического развития на мировом уровне.

Россия в системе современных международных отношений потеряла определенные связи ввиду санкций, введенных западом. Это способствует нарушению экономического контакта с некоторыми регионами.

Россия в системе международных отношений – кратко о взаимодействии с западом и постсоветскими соседями

Место России в международных отношениях всегда определялось тремя критериями:

Важная задача для Российской Федерации – сохранить свое влияние на страны бывшего СССР. Распад Советского Союза стал толчком для них к обретению независимости, что осложнило задачу РФ держать их под контролем. Каждая независимая республика имеет собственное видение дальнейшего регионального, глобального, национального развития. В ходе противостояния часто возникает международный конфликт, война. Это ослабляет государство, но Россия не может упустить природные ресурсы, которые в избытке находятся у соседей.

Богатые земли вызывают интерес у других государств. Они привлекают внимание Ирана, Турции, Китая и Соединенных Штатов Америки. Европа также заинтересована в природных богатствах постсоветского пространства. Запад и НАТО ведут активную скрытую политику по привлечению республик. Им удалось привлечь Грузию, которая полностью настроилась на европейскую систему; Украину, находящуюся в процессе становления западных идеалов. Вопрос сохранения своего влияния на территорию бывшего СССР Россия решает следующими способами:

Место России в системе международных отношений – внешняя политика

Отношение между государствами и Россией регулируются множеством экономических и политических рычагов. Ключевыми аспектами внешней политики можно назвать:

Особенный вклад в устойчивость и силу РФ вносят целостность, единство народа, соблюдение национальных интересов. Каждая граница находится под надежной защитой, что позволяет гражданам чувствовать себя в безопасности, гордиться Родиной. Почему Российская Федерация – важный игрок мирового уровня:

Источник

От царства к империи. Россия в системах международных отношений. Вторая половина XVI – начало XX века

история международных отношений россии кратко

В монографии прослеживаются изменения места и роли России в системах отношений между государствами на протяжении второй половины XVI – начала XX в. под влиянием совокупности различных причин, в том числе и субъективно-личностного характера. Работа основана на широком круге отечественной и зарубежной литературы, на опубликованных материалах, а также на документах из отечественных архивов, впервые вводимых в научный оборот.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги От царства к империи. Россия в системах международных отношений. Вторая половина XVI – начало XX века предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

© Институт Российской истории РАН, 2015

© Коллектив авторов, 2015

® Центр гуманитарных инициатив, 2015

Спорные вопросы этим далеко не исчерпываются. Одни исследователи считают возможным говорить о «системности» международных отношений в целом, другие — о «модели» международных отношений, действовавшей в тот или иной период. Не до конца выяснена периодизация и хронологические рамки существования той или иной системы. Отсутствует единая терминология: например, используются как равнозначные выражения «равновесие сил» (с вариантами «европейское равновесие», «равновесие Европы»), и «баланс сил» и «баланс интересов». Разное содержание вкладывается в понятия: «европейский концерт», «великая держава» и т. д. По-разному трактуются «конфликт интересов», соотношение «государственного» и «национального» интересов и многие другие. Бытует утверждение, что всю систему международных отношений, начиная с Вестфальского мира, следует называть Вестфальской, а Венскую, Крымскую и Берлинскую — рассматривать как «подсистемы» (А. Д. Богатуров), или как «модели» (А. С. Маныкин).

Но если одни историки заявляют об отсутствии претензий «на полное освещение всех событий и окончательные выводы» (А. С. Протопопов, с. 4), то другие подчёркивают свой субъективизм и «право на собственное видение вещей» (В. В. Дегоев, с. 4, 5). Не считая целесообразным втягиваться в дискуссию, авторы этой книги касались спорных вопросов лишь по мере необходимости. Включение в неё историографического аспекта в полном объёме неизбежно усложнило бы задачу и существенно увеличило объём текста.

Авторы книги считают возможным определять Вестфальскую, Утрехтско-Ништадтскую, Венскую, Крымскую и Берлинскую системы, как самостоятельные. Та или иная система возникала после крупного военного конфликта и оформлялась обычно на международном конгрессе, который фиксировал в договорах или трактатах новое территориально-политическое устройство и сложившееся соотношение сил. Все системы рассматриваются авторами в динамике: становление, оформление, развитие, происходящее через ряд кризисов, развал и складывание новой системы. Двигателем изменений являлась борьба держав за военно-политическое и экономическое лидерство в системе.

Задача, которую ставили перед собой авторы книги, заключалась в том, чтобы проследить изменение места и роли России в системах отношений между государствами на протяжении второй половины XVI — начала XX вв. под влиянием совокупности различных причин, в том числе и субъективно-личностных. В работе авторы опирались не только на широкий круг отечественной и зарубежной литературы, но и на опубликованные и извлечённые из отечественных архивов неизвестные ранее материалы. К сожалению, по объективным для авторского коллектива причинам, не все периоды этого процесса могли быть освещены в равной степени и с достаточной полнотой, поэтому имеются хронологические лакуны. Кроме того, каждая глава написана в стиле свойственном её автору, который акцентировал тот или иной аспект изучаемой им проблемы.

На процесс складывания системы межгосударственных договоров Русского государства с сопредельными странами во второй половине XVI в. влиял ряд факторов. Самым значимым среди них была перманентная конфронтация Русского государства с двумя основными геополитическими противниками — Польско-Литовским государством и Швецией. В геополитическом отношении все межгосударственные договоры Русского государства были тесно связаны, прежде всего, с Балтийским вопросом, составной частью которого с середины XVI в. стало исторически сложившееся противостояние Москвы и Польско-Литовского государства. Важную роль играла также практика фиксирования в межгосударственных договорах Русского государства фактов прекращения войны или продления перемирия (Польско-Литовское государство и Швеция) и отказа от прямой конфронтации (Крымское ханство).

После окончания Тридцатилетней войны 1618–1648 гг. и подписания Вестфальского мира положение Русского государства на международной арене изменилось. Хотя в числе гарантов Вестфальского мира значился великий князь Московский, Русскому государству потребовалось значительное время, чтобы стать полноправным членом международной лиги. На этот процесс влиял комплекс причин. Русское государство, сближаясь с габсбургской коалицией, не могло войти в её состав в силу противоречий с Речью Посполитой. Но Русское государство сумело стать незаменимым союзником последней в борьбе с Османской империей, несмотря на то, что претензии Москвы на польский престол (при условии заведомой неприемлемости русской кандидатуры) создавали серьезные затруднения на этом пути. В результате Европа — в первую очередь австрийские Габсбурги и папская курия — была вынуждена смириться с усилением роли России за счёт Речи Посполитой, которой пришлось заключить с ней Вечный мир на условиях Андрусовского перемирия. Присоединение к антиосманской коалиции определило положение России в Вестфальской системе.

Свою главную геополитическую задачу в конце XVIII в. — выйти к Балтийскому морю — Россия решала в контексте назревшего в 1690-х годах кризиса Вестфальской системы. Политика России стимулировала развитие кризиса, поскольку Северная война началась почти на полтора года раньше войны за испанское наследство, с которой обычно связывают кризис этой системы. Спорный в историографии вопрос о хронологических рамках становления России, как великой европейской державы, получает новое освещение во взаимосвязи с переменами в Европе.

В конце XVII в. ведущие европейские державы — Англия, Франция, Габсбургская монархия — видели в России второстепенную страну, которую хотели использовать при решении собственных проблем как противовес в соперничестве с Османской империей или Швецией. Заключив Ништадтский мир в 1721 г., Россия не только решила свою главную задачу, но сумела воспрепятствовать созданию антироссийского блока. Превратившись в решающую силу в Северном союзе, Россия стала важным звеном в формировании Утрехтско-Ништадтской системы международных отношений.

Дипломатам елизаветинской России пришлось бороться за повышение статуса империи в сообществе европейских великих держав того времени. В ходе завершающего этапа кризиса Утрехтско-Ништадтской системы Россия меняла своё отношение к складывающимся в Европе противостоящим блокам, чтобы достичь собственных целей. В годы Семилетней войны (1756–1763 гг.) Россия превратилась в главную силу антипрусской коалиции, а после окончания войны могла бы в перспективе играть ведущую роль в Европе. Будущее соотношение сил должен был определить Аугсбургский конгресс, созываемый по завершении войны. Однако из-за династических коллизий Россия вышла из войны, надолго утратив завоёванные прежде позиции на международной арене. Общеевропейский мирный конгресс не состоялся, и юридического оформления новой европейской системы международных отношений с ведущей ролью России в ней не произошло.

В XVIII в. императрица Екатерина II и её сотрудники по внешнеполитическому ведомству проделали колоссальную работу, позволившую обеспечить подобающее место империи в мире. Россия становится ведущей морской и сухопутной державой на Европейском континенте. Коренная перемена ранее существовавших отношений между державами привел к складыванию новой системы международных отношений (автор называет её «Петербургской»), в которой Россия заняла лидирующие позиции.

После окончания наполеоновских войн Россия наряду с Великобританией играла ведущую роль в европейском концерте великих держав, что отразилось в истории создания, развития и разрушения Венской системы международных отношений. Выступив инициатором создания Священного союза, Россия стала непременным участником всех европейских конгрессов, конференций и совещаний, на которых решались вопросы общеевропейской жизни. Более того, когда, по мнению стран-участниц союза, отдельным странам угрожала «революционная зараза», проблемы внутренней политики также выносились на общее обсуждение. Если Венская система была создана с целью урегулирования постнаполеоновских изменений территориальной карты Европы, то Священный союз был призван не допустить произвольных изменений в социальной и политической жизни европейских стран, что и являлось основным условием его существования.

После поражения в Крымской войне 1853–1856 гг. Россия во многом утратила позиции в мире. Созданная победителями Крымская система отношений поставила империю в жёсткие рамки международной изоляции. Российская дипломатия прилагала значительные усилия для восстановления статуса державы на международной арене. Политика сдерживания, проводившаяся западными державами, вынуждала Петербург использовать тактику лавирования и временных союзов. Личность канцлера А. М. Горчакова, с его сильными и слабыми сторонами отложила отпечаток на характер внешней политики России, строившейся на компромиссах, не всегда выгодных, а зачастую в перспективе не плодотворных. Тем не менее отмена постановлений Парижского мира о нейтрализации Черного моря, которую сумел осуществить Горчаков, в известной мере способствовала росту престижа Российской империи.

Созданное на Берлинском конгрессе территориально-политическое устройство оказалось непрочным. Выявление причин, хода и итогов кризисов, постепенно подрывавших Берлинскую систему, показывает, что противоречия между европейскими великими державами в других регионах мира определяли общую расстановку сил на международной арене. Эти противоречия на Ближнем и Дальнем Востоке, в Центральной Азии и Африке, разрешавшиеся договорами и соглашениями по колониальным вопросам, существенно влияли на перегруппировку держав, корректировали их позиции в ходе кризисов на Балканах. С другой стороны, положение осложняли усиление воздействия финансово-экономических факторов на внешнюю политику, рост соперничества между балканскими государствами за доминирование в регионе, а также появление на международной арене новых влиятельных игроков — Японии и США.

В ходе Первой мировой войны одновременно с крушением прежней системы межгосударственных отношений в результате постепенно происходившего изменения соотношения сил держав исподволь закладывались основы системы послевоенного мироустройства. Поражения на фронте, экономическая разруха и внутриполитическая нестабильность существенно ослабляли внешнеполитические позиции России. Важный этап этого процесса пришёлся на март — октябрь 1917 г., когда у власти в стране после падения самодержавия оказалось Временное правительство. Его руководители пытались добиться от союзников подтверждения данных ими обязательств учитывать интересы России после окончания войны. Эти попытки оказались безуспешными. Утрата авторитета военной силы, рост финансово-экономической зависимости от западных стран-кредиторов неизбежно и закономерно вели к падению международного престижа государства.

Последовательное рассмотрение складывавшихся на протяжении второй половины XVI — начала XX в. систем международных отношений показывает, как и почему менялись роль и место России в них. Авторы книги надеются, что их труд будет способствовать дальнейшему изучению внешней политики России в контексте развития международных отношений.

Авторы приносят сердечную благодарность начальнику АВПРИ МИД РФ И. В. Поповой, заведующей читальным залом архива А. В. Абраменковой, сотруднику архива О. Ю. Волковой; директору ГАРФ С. В. Мироненко; сотруднику ИТД «Остров» А. С. Гребенщикову, сотруднику журнала «Родина» д. ф. н. С. А. Экштуту.

Источник

Россия в системе международных отношений. Отношения со странами Европы

Урок 30. История России 7 класс ФГОС

история международных отношений россии кратко

история международных отношений россии кратко

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

история международных отношений россии кратко

история международных отношений россии кратко

история международных отношений россии кратко

Конспект урока «Россия в системе международных отношений. Отношения со странами Европы»

В XVII веке Россия поддерживала постоянные дипломатические отношения с шестнадцатью иностранными государствами. Лидирующее положение среди них занимали Польша, Швеция и Османская империя.

Одной из обязательных процедур при приёме послов было вручение подарков. В официальных документах посылки от зарубежных правителей назывались «поминки», а личные подношения дипломатов – «челобитья».

история международных отношений россии кратко

Дарили иностранные послы и более экзотические подарки – слонов, львов и других животных.

Драгоценности, поднесённые в дар русскому царю, сейчас хранятся в Оружейной палате, которая с 1991 года входит в состав музея-заповедника «Московский Кремль».

Подробнее о «посольском обычае» и об отношениях России с иностранными государствами вы узнаете далее.

Вопросы занятия будут следующими: деятельность Посольского приказа; отношения с Речью Посполитой; борьба со Швецией.

В начале XVII века Россия практически не вела внешнюю политику. Проигрыш в Ливонской войне и следующая за ним Смута подорвали авторитет Российского государства на международной арене.

Пока Россия решала свои внутренние проблемы и теряла территории, её соседки Речь Посполитая и Швеция стали мощными державами. Поэтому перед новой династией стоял сложный вопрос – восстановить военную мощь и политическое влияние государства.

Для начала необходимо было, чтобы новую правящую в России династию признали иностранные государства. Для этого из Москвы в 1613–1614 годах были отправлены посольства в Священную Римскую империю, Англию, Голландию, Персию, Османскую империю. Русским послам удалось убедить правителей этих стран признать династию Романовых.

Для того, чтобы поддерживать связь с иностранными государствами, в России ещё в 1549 году начал действовать Посольский приказ. В XVII веке у российского государя ещё не было постоянных дипломатических представительств в иностранных государствах. Однако постоянной была практика отправки русских посольств за рубеж.

история международных отношений россии кратко

Для приёма послов существовал ряд обязательных процедур – «посольский обычай». На границе государства послов встречали приставы и за казённый счёт провожали их в столицу. При встрече с правителем иноземные послы должны были предъявить верительные грамоты. В них указывался точный титул монарха, который отправил посольство.

Верительная грамота – документ, удостоверяющий назначение лица дипломатическим представителем в другой стране.

Как уже говорилось выше, одной из процедур «посольского обычая» было вручение подарков. Русские послы в качестве подарков везли ко дворам иностранных государей соболиные меха и охотничьих птиц.

Переговоры послов с государем заканчивались обычно подписанием договоров. Текст договоров обязательно проверялся переводчиками. Затем следовала процедура ратификации.

Ратификация – окончательное утверждение международного договора высшим органом государства или его главой.

Если переговоры заканчивались удачно, принимающая сторона справляла парадный обед для посольства. Российские послы уже в XVI веке посетили Литву, Швецию, Османскую империю, Крымское ханство, Англию, Данию и Священную Римскую империю.

история международных отношений россии кратко

А в XVII веке посольства русского царя впервые посетили Испанию, Голландию, Неаполитанское королевство, Францию, Ватикан. В это же время в Москве появились постоянные представители Швеции, Голландии, Дании. Российский государственный деятель Василий Тяпкин в 1673 году стал первым постоянным русским послом в Польше.

история международных отношений россии кратко

В Посольском приказе также составлялись книги об избрании российских государей и их родословные. В 1672 году был издан «Царский титулярник». Это справочник, который содержит список титулов российских и иностранных правящих особ, и крупных политических деятелей. С начала XVII века Посольским приказом стала выпускаться первая в России рукописная газета «Вести-Куранты». В ней освещались военные и политические события в других государствах.

Но не все государства признали Михаила Романова новым российским царём. Польский король Сигизмунд III считал, что Россией должен управлять его сын Владислав.

По итогам войны с Речью Посполитой, длившейся с 1609 года, в 1618 году было заключено Деулинское перемирие. По его условиям Речь Посполитая получила Смоленскую, Черниговскую и Северскую земли. Считается, что это перемирие положило конец Смутному времени в России.

Однако Россия хотела вернуть свои земли, поэтому выжидала удобного момента для начала новой войны с Речью Посполитой. Такой момент настал после смерти польского короля Сигизмунда III, когда в польско-литовском государстве началась борьба за власть.

Решив воспользоваться внутренними неурядицами у западного соседа, Земский собор в июне 1632 года постановил начать войну с Речью Посполитой, чтобы попытаться вернуть Смоленск. Русскую армию возглавил боярин Михаил Шеин. Сначала она уверенно продвигалась на Запад, занимая по пути города, и осадила Смоленск. Однако осада Смоленска завершилась одной из самых крупных военных неудач русской армии в XVII веке.

Новый избранный король Речи Посполитой Владислав со своим войском окружил под Смоленском армию Шеина. И, не дождавшись подкрепления из Москвы, Шеин в феврале 1634 года сдал Смоленск полякам. По приезде в Москву Михаил Шеин был признан виновным в поражении русской армии под Смоленском и казнён.

В результате этой войны в 1634 году был заключён Поляновский мирный договор. По его условиям Владислав отказывался от притязаний на российский престол, но Россия возвращала Речи Посполитой все занятые в ходе войны земли.

Очередная война России с Речью Посполитой началась в 1654 году и с переменным успехом длилась вплоть до 1667 года. Причиной этой войны стал переход в состав России Левобережной Украины, о чём речь пойдёт в следующих уроках.

Часть бояр во главе с Афанасием Лаврентьевичем Ордин-Нащокиным настаивала на начале войны со Швецией. Царь на это согласился. Но после этого России пришлось одновременно вести войну с двумя сильными противниками.

И для Речи Посполитой, и для России война стала обременительной. Поэтому в деревне Андрусово под Смоленском в 1667 году было заключено русско-польское перемирие.

По этому договору Правобережная Украина оставалась в составе Речи Посполитой. А смоленские и северские земли возвращались России. Кроме этого, Речь Посполитая признавала присоединение Левобережной Украины к Российскому государству.

В конце 80-х годов XVII века произошёл перелом в русско-польских отношениях. Москва и Варшава начали сближение в обстановке агрессивной внешней политики, которую в Восточной Европе начала проводить Османская империя.

В результате этого сближения в 1686 году был подписан «Вечный мир» между Россией и Речью Посполитой. Они стали союзниками в борьбе с турками и крымскими татарами. Заключение «Вечного мира» было большим достижением русской дипломатии и облегчило борьбу России со Швецией за выход к Балтийскому морю.

В начале XVII века у России со Швецией сохранились сложные отношения.

В 1617 году между ними был заключён Столбовский мирный договор.

история международных отношений россии кратко

Посредниками в переговорах здесь выступали англичане. По условиям этого договора Швеция возвращала захваченный во время Смуты Новгород, но не давала России выхода к Балтийскому морю; русским купцам не разрешалось напрямую торговать с европейскими странами, вся русская торговля должна была осуществляться через шведские города и при посредничестве шведских купцов.

После Тридцатилетней войны, которая длилась с 1618 по 1648 годы, Швеция заполучила территории на побережьях Северного и Балтийского морей. Это усилило её влияние в Прибалтике и позволило войти в число великих европейских держав.

Во второй трети XVII века в Северной и Восточной Европе с переменными успехами шли постоянные войны за контроль над Балтийским побережьем. Швеция вела войны и с Речью Посполитой, и с Россией; Речь Посполитая и Россия воевали между собой вплоть до заключения «Вечного мира».

история международных отношений россии кратко

Итогом военных действий второй трети XVII века стал Кардисский мирный договор 1661 года, который Россия заключила со Швецией. По его условиям Российское государство вернулось к установленным Столбовским мирным договором границам. Они были ещё раз подтверждены в 1684 году.

Решение вопроса о выходе России к Балтийскому морю пришлось отложить из-за войн с Крымским ханством и Османской империей.

Таким образом, при первых Романовых главной внешнеполитической целью России было возвращение Смоленска и других западных земель; в течение XVII века России удалось установить дипломатические отношения с большинством европейских государств. Но в то же время: постоянные русские посольства действовали только в соседних странах; присоединение Левобережной Украины к России привело к военным столкновениям с Речью Посполитой и Османской империей; русско-шведская война стала неудачной попыткой получить выход к Балтийскому морю.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *