история организации воинского учета в россии
Ведение воинского учета
По материалам военно-исторического труда «Военные комиссариаты: история создания и развития (1918–2018 гг.)»
Прямая обязанность территориальных органов военного управления – ведение учета военнообязанных (призывников) с целью полного и достоверного выявления количества и качества имеющихся мобилизационных ресурсов. От того, насколько хорошо и грамотно организована эта работа, зависит итог мобилизации.
В годы Великой Отечественной войны в процессе улучшения военно-учетной работы военкоматы в целом успешно решали важнейшую в то время государственную задачу по вскрытию и использованию дополнительных источников пополнения Вооруженных Сил.
Критичные отсрочки
На 1 января 1941 года из состоявших на учете 22,4 миллиона человек рядового и младшего начальствующего состава на специальном учете (забронированные за народным хозяйством работники оборонных отраслей промышленности, транспорта и рудодобывающих предприятий) находились 2,1 миллиона, а из 1016265 человек начальствующего состава – 100314 человек.
Значительное количество мужчин призывного возраста имели отсрочки от призыва до окончания образования, по состоянию здоровья или семейному положению.
23 июня 1941 года при Совете народных комиссаров СССР была создана Комиссия по освобождению и отсрочкам от призыва по мобилизации в составе заместителей наркома обороны маршалов Советского Союза К. Ворошилова (председатель), Б. Шапошникова и первого секретаря Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов Н. Шверника.
В соответствии с постановлением этой комиссии от 26 июня 1941 года на спецучет были поставлены руководители предприятий, инженеры, техники и рабочие, начиная с третьего разряда. Помимо работников промышленности и транспорта бронь получили служащие областных и районных земельных отделов, работники машинно-тракторных, селекционных станций.
От призыва на Большие учебные сборы Дальневосточного фронта и Забайкальского военного округа в июле 1941 года были освобождены военнообязанные, имевшие отсрочки, согласно таблицам бронирования и постановлениям Комиссии по отсрочкам.
Однако вскоре резко возросшая потребность в пополнении армии людскими ресурсами новых формирований и запасных частей заставила пересмотреть отношение к отсрочкам от мобилизации.
В докладе Председателю Государственного Комитета Обороны (ГКО) И. Сталину от 13 сентября 1941 года начальник Главного управления формирования и укомплектования Красной Армии (Главупраформа) комиссар 1-го ранга Е. Щаденко констатировал, что в связи с огромным недостатком обученного рядового и младшего начсостава, особенно молодых возрастов, необходимо призвать военнообязанных, имевших отсрочки от мобилизации. Это позволит укомплектовать первоочередные формирования молодым, обученным, политически устойчивым и физически крепким составом.
Последующие формирования предлагалось комплектовать призывниками 1922 года рождения после обучения их в войсках.
Исходя из этого, в сентябре – октябре 1941 года был проведен призыв 600 тысяч военнообязанных рядового и младшего начальствующего состава запаса первой категории в возрасте не старше 37 лет, пользующихся отсрочками от призыва по мобилизации.
Мобилизации не подлежали: руководители предприятий и учреждений, инженерно-технические работники производства, мастера и квалифицированные рабочие с шестого разряда и выше; все рабочие с пятого разряда и выше, непосредственно занятые на производстве самолетов, танков, моторов, всех видов стрелкового и артиллерийского вооружения и боеприпасов; преподаватели высших учебных заведений, научно-исследовательских институтов и научные работники; подъемные рабочие шахт, дающих коксующие и газовые угли, машинисты врубовых машин, забойщики и запальщики; паровозные машинисты, их помощники, паровозные кочегары и диспетчеры службы движения и связи.
Отбор призывников осуществлялся комиссиями в составе районного (городского) военного комиссара, представителя местного партийного комитета и руководителя соответствующего предприятия (учреждения) согласно утвержденным процентным нормам.
Частичная мобилизация пользовавшихся отсрочками не должна была существенно отразиться на работе наркоматов и ведомств, так как количество разбронированных составляло от одного до семи процентов от общего числа их работников. Руководители предприятий и учреждений обязывались обеспечить полное выделение военнообязанных для передачи их в Красную Армию.
Однако администрации заводов, опираясь на поддержку своих непосредственных руководителей, наркомов, парторгов ЦК ВКП(б) и местных партийных комитетов, нередко препятствовали мобилизации своих работников.
Штаб Сибирского военного округа, пытаясь переломить ситуацию, был вынужден 5 ноября 1941 года разослать всем подчиненным военкомам телеграмму следующего содержания: «Комвойсками приказал разбронирование военнообязанных проводить смело и решительно, наряды выполнить немедленно полностью. Предупредить, что за бездеятельность, нерешительность, невыполнение нарядов будете привлечены к суровой ответственности».
Несмотря на то, что производственники, безусловно, отдавали все силы для победы общего дела, а также на жесткие постановления ГКО и «смелость и решительность» военкомов, разбронирование наталкивалось на «ватную стену».
В середине декабря 1941 года все таблицы бронируемых специалистов были пересмотрены и установлены твердые лимиты брони по отраслям промышленности.
В соответствии с новыми нормами бронирования предусматривалось мобилизовать 30 процентов военнообязанных, закрепленных за предприятиями и учреждениями Наркомата местной промышленности, потребкооперации и промкооперации.
Наркоматы внутренних дел (в основном милиция и военизированная охрана ГУЛАГа), промстройматериалов, по строительству и пищевой промышленности обязывались передать Красной Армии четверть забронированных. Из предприятий и учреждений каждого наркомата предполагалось мобилизовать 20 процентов работающих, ранее получивших отсрочки.
Недостатки вскрывает перерегистрация
С конца декабря 1941 года объем работы военных комиссариатов по воинскому учету еще более увеличился.
Для выявления изменников Родины, шпионов и дезертиров в пределах армейского тыла стали создаваться сборно-пересыльные пункты Наркомата обороны для бывших военнослужащих, находившихся в плену и окружении, обнаруженных на освобождаемой территории.
Для содержания данного контингента и обеспечения их фильтрации были устроены специальные лагеря НКВД. Успешно прошедшие проверку бывшие военнослужащие передавались военкоматам по территориальной принадлежности.
К концу 1941 года массовые перемещения людских ресурсов, вызванные эвакуацией населения и рабочей силы на восток страны, а также созданием добровольческих формирований, добавили путаницы в учете военнообязанных.
С 25 декабря 1941 года по 15 января 1942 года в соответствии с директивой Главупраформа была проведена общая перерегистрация военнообязанных и призывников 1922 – 1923 годов рождения.
Это позволило навести относительный порядок в их учетных данных и уточнить контингент, подлежавший военному обучению. В то же время возникли проблемы с явкой военнообязанных, особенно рабочих крупных промышленных предприятий, которые не были своевременно оповещены или задерживались своими руководителями.
В приказе Наркома обороны № 0283 от 14 апреля 1942 года отмечалось, что перерегистрация «дала серьезные сигналы о явном неблагополучии с учетом военнообязанных и призывом их в армию. Во время этой, далеко не полной, перерегистрации выявлены десятки тысяч людей, не состоявших на военном учете и уклонявшихся от призыва, проживавших под носом у военкоматов».
Правила, установленные ранее, в условиях военного времени не обеспечивали полноты учета и своевременности призыва военнообязанных. Лица, часто переезжавшие с места на место, по существу освобождались от мобилизации, создавались реальные возможности злостного уклонения от нее.
Ответственность за нарушение учетных правил, установленная Законом о всеобщей воинской обязанности, была крайне незначительной (штраф 100 рублей) и практически оставляла безнаказанными уклонявшихся от учета и мобилизации.
С целью устранения выявленных недостатков было принято специальное постановление ГКО. На его основе 24 января 1942 года был издан приказ Наркома обороны № 064 «О порядке передвижения военнообязанных в военное время и мерах борьбы с уклонением их от учета, призыва и мобилизации». В соответствии с ним в военно-учетные правила были внесены существенные изменения.
Военнообязанным (призывникам) был запрещен выезд с постоянного места жительства без разрешения военкомата того района (города), на территории которого они проживали или состояли на воинском учете.
Выдача разрешений на выезд стала производиться лично районным (городским) военкомом или его заместителем только в случаях обоснованных мотивов. Все выезжавшие на срок свыше 10-ти дней снимались с воинского учета и обязывались становиться на него не позднее 48-ми часов по прибытию на новое место жительства.
Обо всех временно выбывших военнообязанных (призывниках) предписывалось сообщать начальникам военно-учетных столов, а в военкоматах заводить на них списочный учет по алфавиту.
Военные комиссариаты обязывались обо всех случаях предоставления военнообязанным кратковременных отсрочек от мобилизации на определенный срок или до особого распоряжения делать отметки в военных билетах, а призывникам – в приписных свидетельствах и призывных картах.
О предоставлении отсрочек военнообязанным следовало сообщать начальникам военно-учетных столов для отметок в учетных картах.
В целях выявления граждан, нарушавших правила воинского учета и уклонявшихся от призыва и мобилизации, начальники и коменданты гарнизонов, областные (районные) военкомы совместно с органами НКВД и милиции должны были проводить во всех населенных пунктах в местах скопления граждан периодические проверки воинских документов.
В отношении военнообязанных, призывников и военнослужащих, задержанных в результате проверки документов, принимались следующие меры: военнообязанные (призывники), совершившие непреднамеренное нарушение учета, а также предъявившие документы, вызывающие сомнение, направлялись в военкоматы для проверки и восстановления на учете; военнообязанные (призывники), уклонившиеся от учета, призыва или мобилизации, предавались суду; военнослужащие с просроченными документами передавались комендантам городов для немедленного возвращения в войсковые части; дезертиры и лица с подложными документами предавались суду.
Незаконная бронь
В то же время были выявлены многочисленные случаи незаконного предоставления некоторыми военкоматами броней и отсрочек от призыва лицам, не имеющим на это права.
«В результате бесконтрольности и безответственного отношения к предоставлению броней и отсрочек, – отмечалось в приказе Наркома обороны № 0192 от 15 марта 1942 года – в ряде случаев созданы условия для антигосударственной практики, подрывающей мощь Красной Армии в военное время».
Это приводило к тому, что огромное количество военнообязанных оставалось вне рядов армии. Путем выборочной проверки только в течение нескольких дней штаб Московского военного округа и комендант города Москвы выявили 3298 незаконно забронированных человек.
С целью исправления ситуации военным советам округов и фронтов приказывалось немедленно организовать и до 10 апреля провести повсеместную проверку работы военкоматов по бронированию и предоставлению отсрочек от призыва и сплошную проверку всех броней и отсрочек, предоставленных рабочим и служащим предприятий и учреждений.
Материалы о лицах, виновных в незаконном предоставлении броней и отсрочек или в незаконных просьбах о них, следовало передавать органам военной прокуратуры для привлечения виновных к судебной ответственности по законам военного времени.
Приказ Наркомата обороны № 0283 от 14 апреля 1942 года потребовал ликвидировать нарушения правил воинского учета. Отмечалось, что проверка работы областных (краевых, городских, районных) военкоматов в феврале – марте 1942 года «вскрыла вопиющие безобразия, творимые работниками военкоматов, развал и запущенность в ряде военкоматов учета военнообязанных и антигосударственную практику при проведении призыва в армию. […] Поверки воинских документов продолжают еще дополнительно выявлять немало людей, уклоняющихся от учета и призыва».
В приказе определялись мероприятия по устранению отмеченных недостатков, которые должны были провести все военкомы:
1. Разделить учетные картотеки на четыре группы − обученные годные к строевой службе, необученные годные к строевой службе, нестроевые, женщины.
2. Провести с 15 апреля по 15 мая 1942 года тщательное переосвидетельствование квалифицированными медицинскими комиссиями с привлечением врачей-специалистов всех ограниченно годных и освобожденных ранее от военной службы по болезни, а также находящихся в отпусках по болезни более месяца.
3. Создать комиссии с обязательным участием представителей местных советов и органов НКВД для тщательного пересмотра всех лиц, не призванных в армию по политико-моральным причинам. Решения, принятые комиссиями, следовало оформить протоколами и немедленно призвать всех пригодных для службы в армии.
4. Завести учет военнообязанных и военнослужащих, находящихся в отпусках по болезни, а также строго следить за своевременным переосвидетельствованием всех отпускных.
5. Наладить прочную связь райвоенкоматов с военно-учетными столами при отделениях милиции и сельских советах, установить систематический жесткий контроль за работой этих учетных столов.
6. Тщательно пересмотреть картотеки снятых с учета и проверить законность снятия с учета.
7. Установить строжайший контроль за бронированием, осуществляя его не только по документам, но и путем фактической поверки забронированных военнообязанных на месте работы.
8. Прекратить какое бы то ни было самочинное освобождение от призыва, а также самовольное разбронирование военнообязанных, строго следить за передачей в армию каждого военнообязанного, подлежащего разбронированию по постановлениям Правительства СССР, добиваясь точного выполнения этих постановлений.
От городских и районных военных комиссаров требовалось ежемесячно лично проверять работу военно-учетных столов при отделениях милиции и сельских советах, а также организовать систематическую поверку ведения учета военнообязанных на предприятиях.
Накапливая опыт
Большие потери, понесенные войсками Красной Армии, вынудили мобилизовать тех военнообязанных, которые ранее имели различного рода отсрочки и броню. Так, для укомплектования 50-ти стрелковых дивизий и 100 курсантских бригад в феврале 1942 года ГКО постановил направить 150 тысяч военнообязанных, забронированных за промышленностью и народным хозяйством.
Кроме того, для доукомплектования дивизий, бригад и полковых школ разбронированию подлежало 200 тысяч военнообязанных в возрасте до 40 лет из промышленности, народного хозяйства, управленческого аппарата советских, профсоюзных, заводских и кооперативных организаций.
Всякое освобождение от службы в армии призывников 1922, 1923, 1924 годов рождения запрещалось.
В апреле – мае 1942 года для пополнения Вооруженных Сил годными к строевой службе военнообязанными военкоматы передали Главупраформу 100 тысяч человек разбронированных и, после тщательного отбора, 65 тысяч человек, ранее признанных ограниченно годными и освобожденными по состоянию здоровья от службы в армии.
Летом 1942 года была проведена новая перерегистрация военнообязанных рядового и младшего начальствующего состава запаса. По сравнению с первой перерегистрацией она была более тщательно организована.
В состав перерегистрационных пунктов входили: стол регистрации явки; агитпункт; врачебная комиссия (два врача и секретарь); комиссия по перерегистрации; стол оформления документов.
Организация агитационной работы была возложена на политических руководителей, которым в помощь выделялись агитаторы и редакторы стенных газет.
Медицинскому переосвидетельствованию подвергались снятые с воинского учета, ограниченно годные, имевшие отсрочки по болезни или заявившие себя больными. Для признания медкомиссией военнообязанного годным к военной службе требовалось заключение одного врача, для снятия с воинского учета – двух.
Комиссия по перерегистрации, как правило, состояла из райвоенкома (председатель), представителей райисполкомов советов депутатов трудящихся, райкомов ВКП(б) и райотделов НКВД.
Вторая перерегистрация прошла в целом успешно.
Так, на Южном Урале она составила 99 процентов против 60 – 70 процентов в 1941 году. Из 364221 человек, прибывших на перерегистрационные пункты, медицинское переосвидетельствование прошли 141138. К строевой службе были признаны годными 213452 человек (15 процентов), к нестроевой – 32359 человек (23 процента).
В августе 1942 года военкоматами в ходе проведения очередного призыва было разбронировано и передано армии 135 тысяч годных к строевой службе военнообязанных, в том числе 35 тысяч забронированных за милицией, лагерями, исправительно-трудовыми колониями и учреждениями НКВД.
Приказом Наркома обороны № 336 от 24 октября 1942 года было объявлено новое расписание болезней, значительно снизившее требования к здоровью призывников (военнообязанных) и военнослужащих.
По меркам военного времени
Несмотря на положительные сдвиги в работе военных комиссариатов по переосвидетельствованию военнообязанных (призывников) и обоснованию их бронирования, руководство Наркомата обороны, учитывая крайне напряженную обстановку на фронте, не удовлетворили ее результаты.
По его мнению, военкоматы и медики продолжали подходить к отбору людских контингентов с меркой мирного времени, когда призывных контингентов было значительно больше потребности армии.
В отношении лиц, заявлявших о незначительных, даже мнимых, болезнях и физических недостатках, проявлялся недопустимый либерализм.
В изданном по этому случаю приказе Наркома обороны № 0882 от 12 ноября 1942 года отмечалось:
«а) тысячи физически здоровых людей вместо принудительного лечения систематически освобождаются от службы в армии;
б) военнослужащие и военнообязанные, имеющие пониженное зрение, слух и другие недостатки, не препятствующие службе в армии в условиях военного времени, освобождаются от военной службы; […]
г) значительные группы здоровых мужчин, имеющих отдельные физические недостатки, препятствующие службе в войсковых частях, но пригодных для работы в тыловых учреждениях, на оборонительных работах и в военной промышленности снимаются с воинского учета и не используются как военнообязанные контингенты».
С целью устранения всех этих недостатков приказывалось:
«Руководствуясь новым расписанием болезней переосвидетельствовать в период до 15 января 1943 года всех военнообязанных и военнослужащих в возрасте до 50 лет и призывников, получивших отсрочки или отпуска по последствиям ранений и болезни, а также признанных годными к нестроевой службе и вовсе негодными к военной службе.
Одновременно переосвидетельствовать по новому расписанию:
а) военнообязанных, состоящих на специальном учете…;
б) военнообязанных, переданных в промышленность в составе рабочих колонн по отдельным постановлениям правительства;
в) всех мужчин в возрасте от 51 до 56 лет включительно.
При переосвидетельствовании обратить особое внимание на выявление членовредителей, отмеченных в приказе НКО № 0546 от 9 июля с.г. дезертиров и скрывающихся от воинского учета.
Кроме того, взять на учет и переосвидетельствовать всех призывников и военнообязанных, эвакуированных с территории, временно занятой противником.
Установить учет военнообязанных и призывников с подразделением по физическому состоянию на три группы: годных к строевой службе; годных к нестроевой службе; негодных к службе в войсковых частях, но годных к физическому труду. […]
Мужчин в возрасте от 51 до 55 лет, признанных годными, принять на учет, выделив их в особую группу, и выдать на руки справки о прохождении переосвидетельствования.
В результате переосвидетельствования всех годных к строевой службе в возрасте до 50 лет призвать в армию […]».
Одновременно с переосвидетельствованием забронированных военкоматам предписывалось проверить правильность (законность) их бронирования и соответствие выполняемой работы должностям и квалификации, указанным в удостоверениях о бронировании. Всех лиц, незаконно забронированных, следовало немедленно призвать в армию.
Совместно с представителями обкомов, горкомов и райкомов партии, директорами и партийными комитетами предприятий необходимо было выявить возможность замены забронированных военнообязанных молодых возрастов из числа малоквалифицированных рабочих и служащих.
В результате переосвидетельствования «выявить и призвать всех военнообязанных в возрасте до 50 лет включительно больных грыжей, трахомой, экземой и другими заболеваниями кожи, по физическому состоянию годных к строевой и нестроевой службе; призванных направить в госпитали для принудительного лечения, а после излечения передать в запасные части для подготовки и отправления с маршевыми ротами […]».
На областных военных комиссаров возлагались следующие задачи: по организации переосвидетельствования военнообязанных с наименьшим отрывом их от работы, а рабочих и служащих оборонных заводов и крупных предприятий – по месту работы; установление живого и систематического контроля за ходом переосвидетельствования и сосредоточение главного внимания на районах с наибольшим количеством людских ресурсов.
В ноябре 1942 года – январе 1943 года была осуществлена еще одна перерегистрация военнообязанных.
Ее отличие от прежних состояло в том, что впервые были перерегистрированы и поставлены на учет граждане в возрасте 51 – 55 лет. Это увеличило объем работы местных органов военного управления.
Кроме того, при ее прохождении использовалось новое расписание болезней. В результате перерегистрации было выявлено значительно больше годных как к строевой, так и к нестроевой службе.
Например, в Южно-Уральском военном округе, из 337240 перерегистрированных количество лиц 1-й категории составило 115428 (34 процента), 2-й категории – 95575 человек (28 процентов).
Еще одним новшеством стало выделение в отдельную категорию граждан, не годных к службе в войсках, но годных к физическому труду. Таковых на Южном Урале оказалось 20006 человек (6 процентов от общего количества перерегистрированных).
В целом в числе 500 тысяч граждан 1925 года рождения, призванных в декабре 1942 года – январе 1943 года, при непосредственном участии местных органов военного управления со спецучета были сняты 200 тысяч человек.
Искоренить «маниловщину»!
Недостатки в работе военных комиссариатов были не только в учете военнообязанных, но и в учете и хранении воинских документов.
В приказе заместителя Наркома обороны генерал-полковника Е. Щаденко от 31 января 1943 года обращалось внимание военкоматов на беспорядок в учете и хранении бланков военных билетов, удостоверений о забронировании, свидетельств об освобождении от военной службы по болезни. Например, при проверке делопроизводства Хабаровского горвоенкомата была обнаружена недостача 1281 бланка военных билетов и 603 свидетельств об освобождении от военной службы. При этом установить виновников недостачи не удалось, так как лица, ответственного за хранение и расходование бланков, в военкомате не было и никакого учета бланков не велось.
В приказе говорилось:
«К поступающим заявлениям об утере воинских документов в большинстве военкоматов подходят по-маниловски простодушно и доверчиво. Заявления эти не проверяются, личность заявителя не устанавливается, переосвидетельствование не производится, и все дело обычно ограничивается денежным штрафом, а нередко не взыскивается даже и штраф…
Между тем отмечено немало случаев, когда под видом фронтовиков, освобожденных от военной службы по ранению, в военкоматы являются отъявленные жулики и дезертиры, которые заявляют об утере документов и, пользуясь безграмотностью, преступной халатностью и ротозейством военкоматовских чиновников, получают «дубликаты» воинских документов.
В Хабаровский горвоенкомат явился некто Хлебников, заявил, что он участник боев под Старой Руссой, после ранения демобилизован с направлением в Хабаровск и что в пути у него похитили воинские документы. Горвоенкомат без всякой проверки выдал ему «дубликаты», а спустя некоторое время Хлебников был разоблачен как матерый дезертир.
Аналогичный случай имел место в Шимановском райвоенкомате Амурской области, где воинские документы были выданы человеку, оказавшемуся преступником-рецидивистом, бежавшим из лагеря НКВД».
В целях обеспечения строгого учета и полной сохранности бланков учетно-воинских документов, «решительного пресечения многих злоупотреблений и вопиющих случаев легализации всякого рода проходимцев, жуликов и дезертиров, обманом легко добывающих себе в военкоматах нужные документы», было приказано:
все отмеченные случаи недостачи и хищений бланков учетно-воинских документов расследовать и виновных привлечь к строгой ответственности;
взять на строгий учет в военных комиссариатах все бланки учетно-воинских документов и в дальнейшем хранить эти бланки наравне с денежными документами;
хранение бланков удостоверений о забронировании и свидетельств об освобождении от всеобщей воинской обязанности возложить персонально на районных (городских) военных комиссаров, а бланков военных билетов и заменяющих их удостоверений – персонально на начальников 1-й и 3-й частей военкоматов без права передоверия; в случае пропажи этих документов виновных военкомов и начальников частей военкоматов отдавать под суд;
выдачу новых учетно-воинских документов взамен утерянных производить лично районным (городским) военкомам по письменному заявлению военнообязанного после медицинского освидетельствования, тщательной и всесторонней проверки личности заявителя и всех обстоятельств утери документа; во всех сомнительных случаях дела об утрате передавать следственным органам;
за утрату военного билета или заменяющего его временного удостоверения, а также удостоверения о забронировании или свидетельства об освобождении от всеобщей воинской обязанности в результате небрежного хранения этих документов, то есть при отсутствии злого умысла, виновных подвергать штрафу.
Под жесткий контроль
Весной 1943 года Главупраформ провел широкомасштабную проверку военкоматов на предмет выполнения ими требований по учету военнообязанных и выявлению использованных людских ресурсов. Ее неутешительные итоги были подведены в приказе Наркома обороны № 0316 от 19 апреля 1943 года.
В большинстве военкоматов учет велся формально, бесконтрольно и никогда не уточнялся. Вследствие этого значительное количество военнообязанных не состояло на учете и не призывалось в армию.
Контрольными выборочными проверками по 16-ти областям были обнаружены более 3 тысяч человек, не состоявших на учете.
Учет отпускных по болезни осуществлялся исключительно плохо. За своевременным возвращением из отпусков военкоматы не следили. Значительное количество военнослужащих, уволенных в отпуска по болезни, даже не состояло на учете.
Военные билеты у многих военнообязанных пришли в негодность. Уволенные вовсе с военной службы имели на руках самые разнообразные устаревшие документы, нередко вызывавшие сомнение в их законности.
В большинстве проверенных районов не велась серьезная, повседневная борьба с дезертирством. В ходе проверки было выявлено 1660 дезертиров, а также установлены случаи прямого пособничества и укрывательства дезертиров работниками военкоматов.
Больные грыжей, трахомой, экземой и другими заболеваниями кожи не выявлялись и не направлялись на принудительное лечение. В ряде областей медицинское переосвидетельствование военнообязанных было проведено неудовлетворительно. Контрольное переосвидетельствование 49 тысяч нестроевых и исключенных с учета позволило выявить 15 процентов годных к строевой службе по Уральскому, 14 процентов – по Сибирскому, 12,4 процента – по Московскому военным округам и 26 процентов – по Саратовской области.
В приказе были определены следующие меры по наведению порядка в учете военнообязанных и выявлению уклоняющихся от службы в армии:
проведение с 1 июня по 1 июля 1943 года повсеместной поверочной регистрации всех военнообязанных запаса, призывников, военнослужащих, находящихся в отпусках по болезни, а также замены свидетельств об освобождении от воинской обязанности, выданных уволенным вовсе со службы со снятием с учета;
использование регистрации для выявления свободных людских ресурсов и направления их по имеющимся нарядам, а также в запасные и учебные части, а также выявления дезертиров и уклоняющихся от военной службы и отправления их в армию;
выдача и вклеивание в военные билеты военнообязанных, явившихся на регистрацию, специальных вкладышей четырех видов: годным к строевой службе – с красным квадратиком и надписью «Строевой»; годным к нестроевой службе – с зеленым кружком и надписью «Нестроевой»; негодным к службе в войсках, но годным к физическому труду – с соответствующей надписью; забронированным – такие же вкладыши, но с красной полосой;
проверка правильности заполнения военных билетов и замена пришедших в негодность;
отметка о факте явки военнообязанных на регистрацию на оборотной стороне вкладышей, а призывников – в приписных свидетельствах;
выдача лицам, призыв которых был отсрочен по постановлениям Правительства и распоряжениям Народного комиссариата обороны, приписных свидетельств с красной полосой, с отметкой, по какой срок и на основании каких распоряжений предоставлена отсрочка;
проверка законности забронирования военнообязанных за предприятиями по практически занимаемым ими должностям, немедленный призыв всех незаконно забронированных в армию, привлечение лиц, виновных в этом, к ответственности;
освидетельствование военнообязанных, ранее не прошедших медицинское освидетельствование, при их явке на регистрацию, а также переосвидетельствование и других военнообязанных, в отношении которых комиссии найдут это необходимым;
тщательное выявление всех военнообязанных, нуждающихся в лечении, их призыв и направление в госпитали для принудительного лечения;
проведение массовой проверки воинских документов, при этом военнообязанных, не имеющих вкладышей в военных билетах, задерживать и направлять в ближайшие военкоматы для проверки.
Для поверочной регистрации военнообязанных предписывалось создавать комиссии в составе райвоенкома (председатель) и ответственных представителей райкома ВКП(б), райисполкома, районного отделения милиции и НКВД.
К работам по регистрации обязательно привлекать начальников военно-учетных столов с тем, чтобы перерегистрация была использована ими для проверки и уточнения учетных карточек.
После окончания регистрации надлежало тщательно проверить учетные картотеки военно-учетных столов, выявить не явившихся на регистрацию и принять срочные меры к их розыску и привлечению к ответственности за уклонение от военной службы.
На регистрацию также приказывалось вызывать всех военнослужащих, находящихся в отпусках по болезни. При этом изъять выданные военнослужащим воинскими частями и госпиталями проходные свидетельства и другие документы, а взамен выдавать отпускные билеты с указанием срока явки на переосвидетельствование.
Кроме того, следовало провести медицинское переосвидетельствование лиц, просрочивших отпуска, а признанных годными к строевой и нестроевой службе немедленно призвать и направить в армию.
В военкоматах необходимо было вести четкий учет отпускных по болезнипо срокам окончания отпусков и строго следить за своевременнойихявкой на переосвидетельствование.
На поверочную перерегистрацию в военкоматы Южного Урала явились 408609 человек, из которых 271283 (66,4 процента) были признаны годными к строевой службе, 103160 (25 процентов) – к нестроевой службе и 20706 человек (5 процентов) – к физическому труду.
В ходе регистрации были выявлены 850 неправильно или незаконно забронированных военнообязанных; 787 уклонявшихся от учета и 89 от мобилизации; 77 дезертиров; 112 призывников, незаконно пользовавшихся отсрочками, 137 уклонявшихся от учета и 15 – от призыва. 126 человек, уклонявшихся от учета мобилизации, призыва и дезертиров были преданы суду.
По окончании перерегистрации были призваны и направлены в армию 21144 военнообязанных, в том числе 9801 годных к строевой службе, 9077 годных к нестроевой службе, а также соответственно 2048 и 218 призывников.
В Челябинской области для проведения перерегистрации были созданы 92 комиссии. Как отмечалось в приказе Челябинского облвоенкома, «перерегистрация способствовала наведению порядка в учете военнообязанных и приведение в полное соответствие всей документации».
За ее успешное проведение ряду челябинских военкоматов и начальникам их первых частей были объявлены благодарности. Однако им не удалось обеспечить полную явку военнообязанных, так как не прибыли 8996 человек.
Искупил – отслужи
В апреле 1943 года в связи с постановлением пленума Верховного Суда СССР о досрочном снятия поражения в правах в отношении лиц, отбывших основную меру наказания и подлежащих по своему возрасту призыву или мобилизации, военным комиссариатам было поручено при содействии местных советов, органов НКВД и милиции выявить всех мужчин в возрасте до 50 лет, не призванных в армию по причине поражения в правах, за исключением лиц, отбывших наказание за контрреволюционные преступления и бандитизм.
После прохождения всеми выявленными медицинского освидетельствования военкоматы в отношении лиц, признанных годными к строю и годными к нестроевой службе, должны были выходить с представлением в местный народный суд о снятии с них поражения в правах. По вынесении определения о снятии поражения в правах суд отбирал от восстановленного в правах подписку о немедленной его явке в военкомат для принятия на воинский учет.
По получении извещения от суда о снятии поражения в правах военкоматам следовало немедленно зачислять на воинский учет и призывать в армию на общих основаниях всех лиц, освобожденных от этой меры наказания. Кроме того, предписывалось поставить на учет всех мужчин в возрасте до 55 лет, пораженных в правах по отбытии основной меры наказания (кроме контрреволюционных преступлений и бандитизма) и признанных при медицинском освидетельствовании негодными к военной службе, но годными к физическому труду.
Ввиду того, что наркоматы не полностью выполнили постановления ГКО 1942 года по разбронированию военнообязанных (77954 человека), в октябре 1943 года при участии военкоматов были сняты со спецучета и переданы в армию годные к строевой службе рабочие и служащие в возрасте до 50 лет из числа занимавших должности обслуживающего состава и неквалифицированных рабочих.
Окончательный пересмотр
В связи с окончанием 1 января 1944 года действия отсрочек от призыва в армию призывников 1922 – 1925 годов рождения (169206 человек), военкоматы пересмотрели их отсрочки, а равно отсрочки всех рабочих, имевших квалификацию третьего разряда и выше, с передачей тех и других на учет военнообязанных запаса и забронированием за предприятиями по месту работы. Призывники указанных возрастов, имевшие квалификацию ниже третьего разряда, были призваны в армию в январе 1944 года.
В феврале – марте 1944 года была проведена перерегистрация всех мужчин с 1926-го по 1893 год рождения включительно. Она преследовала цель уточнить общий и специальный учет, выявить уклоняющихся от воинского учета, мобилизации (призыва), дезертиров, военнослужащих с просроченными документами, проверить законность бронирования военнообязанных за предприятиями и учреждениями по фактически занимаемым ими должностям, а также выявить военнослужащих, незаконно прикомандированных воинскими частями к предприятиям.
В январе 1944 года военные советы округов провели по вопросам перерегистрации специальные инструктивные совещания с областными (республиканскими, краевыми) военкомами.
На местах в ходе подготовки к перерегистрации составлялись планы ее проведения, осуществлялась массовая проверка воинских документов военнослужащих и военнообязанных.
Перерегистрация проводилась без отрыва военнообязанных от производства комиссиями под председательством районных (городских) военных комиссаров в составе ответственных представителей райкомов ВКП(б), райисполкомов и районных отделов милиции и НКВД. Оповещение о перерегистрации осуществлялось персональными повестками с установлением обязательной личной явки граждан, подлежавших перерегистрации.
В ходе перерегистрации был тщательно пересмотрен контингент, не призванный в армию по политико-моральным причинам, а все признанные пригодными для службы в армии немедленно призваны.
Одновременно с перерегистрацией проводилось медицинское переосвидетельствование военнообязанных организованными при райвоенкоматах комиссиями.
Переосвидетельствованию подверглись также и другие военнообязанные, в отношении которых комиссии находили это необходимым.
Военнообязанные, уклонявшиеся от мобилизации (призыва), а также дезертиры предавались суду военного трибунала. Уклонявшиеся от воинского учета, и лица им содействующие (пособничество уклонению) привлекались к уголовной ответственности.
На Южном Урале для проведения перерегистрации было создано 320 регистрационных и 210 медицинских комиссий с ежедневной пропускной способностью 120 человек и 80 – 90 человек соответственно. Всего ими были перерегистрированы 537458 человек, из них 236085 признаны годными к строевой службе, 112075 – к нестроевой службе, 73082 – к физическому труду. По итогам перерегистрации южноуральскими военкоматами в армию и промышленность были направлены 13223 человека.