история правового регулирования земельных отношений
История земельного права России
В статье рассматриваются этапы развития отечественного земельного права
История земельного права насчитывает не одно столетие. Система земельного права начинает формироваться одновременно с установлением государственности на Руси. Уже в первые годы создания государства российского принимались различные приказы, указы, распоряжения, касавшиеся вопросов владения и распоряжения землей и природными ресурсами. Однако в течение длительного времени не было единой системы земельного законодательства, нормы содержались во множестве нормативно-правовых документов, не предпринимались какие-либо действия к их обобщению и систематизации. Только в середине XIX в. начинается процесс реформирования земельных правоотношений, создаются предпосылки выделения земельного права в отдельную отрасль, которая с этого периода находится в непрерывном развитии.
Этапы развития отечественного земельного права
Анализ различных исторических фактов и нормативно-правовых документов позволяет выделить следующие этапы развития российского земельного права:
Таким образом, можно проследить динамику развития правоотношений по вопросам регулирования земельных отношений. Каждый из этапов отражает специфику своего времени, но в тоже время формирует определенные предпосылки для развития данной отрасли в будущем.
Земельные правоотношения в дореволюционной России
Формирование «крепостного права» относится ко временам становления Киевской Руси. В тот исторический период частные землевладения подлежали особой охране. На это указывает текст ст. 34 «Русской Правды». В ней, в частности, установлен значительный штраф за порчу межевого знака (этим подчеркивалась забота древнерусского государства об обеспечении устойчивости земельного правопорядка). В 1565 г. Иван Грозный разделил земли государства на земские (обычные) и опричные (особые), включив в состав последних земли оппозиционной княжеско-боярской аристократии. В 1580 г. церковным Собором было принято решение, запрещавшее митрополитам, архиереям и монастырям покупать вотчины у служилых людей, принимать земли в «заклад» и «на помин души», увеличивать каким-либо иным способом свои земельные владения. Во второй половине XVI в. проведена повсеместная опись вотчинных земель, информация о которых занесена в «писцовые книги» (для упорядочения финансовой и налоговой систем) и определила обязанности служилых феодалов. В дальнейшем государство провело повсеместное описание земель с подразделением их на окладные единицы («сохи»). Полученная информация и документация способствовали созданию системы «крепостного права». В общегосударственном масштабе «крепостное право» оформилось Судебником 1497 г. и последующими указами о «заповедных и урочных летах» 1591 г. Полное прикрепление крестьянина к земле и подчинение его административной и судебной власти феодала окончательно оформились Соборным уложением 1649 г.
Реформы Ивана Грозного
Первой аграрной реформой на Руси считается реформа, проведенная Иваном Грозным в 1551-1556 гг. С целью увеличения денежных средств в казне, подчинения бояр и удельных князей великому князю московскому и всея Руси, появления новой системы землепользования – государственной поместной системы, был проведен ряд реформ.
Реформы Петра I
Следующим этапом земельных реформ можно считать преобразования Петра I. Аграрная реформа как самостоятельная программа реорганизации уклада жизни не проводилась, однако земельные отношения менялись в процессе проведения комплекса социальных реформ. В 1718 г. была введена «подушная подать», которая налагалась как на крестьян, так и на ранее неплативших налог холопов. Проводимые Петром I реформы привели к изменению земельных отношений. В 1714 г. вотчины и поместья прекратили свое существование, вместо них появилась «недвижимая собственность» и «имение». Указ 1785 г. «О вольности дворянской» освободил дворян от обязательного государственного служения. Чтобы избежать деления земель и закрепить феодальное землевладение, указом Петра I все земли отныне переходили по наследству: от отца к сыну. В период правления Петра I было изъято в пользу государства значительное количество церковных земель и остановлен процесс их перехода (прироста) к монастырям и церквям.
Земельные реформы XIX-XX вв.
Реформа 1861 г.
Для России XIX в. было характерно традиционное развитие сельского хозяйства (то есть увеличение объемов выращенной сельскохозяйственной продукции достигалось за счет расширения земельных площадей). За первую половину XIX в. размеры сельхозугодий увеличились на 53%. Существовавшее в тот период в Российской империи «крепостное право» тормозило развитие государства. Реформа 1861 г., отменившая «крепостное право» и изменившая правовой статус крестьян, была частью реформ Александра II (1861, 1864, 1870 гг.). По замыслу авторов реформы, она должна была сократить отставание России в сельском хозяйстве от развитых государств. Однако отмена «крепостного права» не привела к ожидаемым результатам. Закон об отмене крепостного права – «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» подписан Александром II 19 февраля 1861 г. Данный закон состоял из отдельных «Положений», касавшихся трех основных групп вопросов: 1. Упразднение личной зависимости крестьян от помещиков. 2. Наделение крестьян землей и определение крестьянских повинностей. 3. Выкуп крестьянских наделов.
Первая земельная реформа в России не привела к ожидаемому экономическому процветанию крестьян, получившим за «выкупные платежи» от 2,5 до 5,7 десятин среднедушевой надельной земли. В результате реформы 1861 г.: а) отменено «крепостное право»; б) собственность на землю сохранялась за прежними владельцами-помещиками; в) крестьяне получали «усадебную оседлость» и наделы на условиях последующего выкупа или отработки; г) крестьяне выступали как субъект земельно-правовых отношений только в составе общины; д) определены условия оформления временно-обязательных отношений (статус временно-обязанных крестьян, их основные права и обязанности); е) создана система крестьянского самоуправления; ж) оказана государственная «помощь» крестьянству в осуществлении выкупа и укреплении крестьянской общины.
«Столыпинская аграрная реформа» 1906-1911 гг.
В начале XX в. была проведена вторая реформа сельского хозяйства и землепользования в России, которая стала именоваться по имени премьер- министра того времени П.А. Столыпина. Эта реформа, не затрагивая существенно статус помещичьих земель, предусматривала изменения в правовом положении крестьян и способов землевладения.
«Столыпинская аграрная реформа» – обобщенное название комплекса мероприятий в области сельского хозяйства. Так, Указом от 8 ноября 1905 г. отменены выкупные платежи за надельные земли, отведенные крестьянам в ходе реформы 1861 г. В основе указов от 4 марта, 15 ноября 1906 г. и Закона от 14 июня 1910 г. – концепция замены общинного крестьянского землевладения и землепользования частной (подворной). Основными направлениями реформы являлись: передача земель в собственность крестьян, постепенное упразднение сельской общины как коллективного собственника земель, кредитование крестьян, скупка помещичьих земель для перепродажи крестьянам на льготных условиях, землеустройство, позволяющее оптимизировать крестьянское хозяйство за счет ликвидации чересполосиц. Цель реформ – повышение производительности труда в сельском хозяйстве посредством раздачи земельных наделов крестьянам, предоставления им особых прав и свобод. Но и эта реформа не оправдала надежд ее организаторов, так как мало затрагивала частное землевладение. Реформа проводилась в 47 губерниях европейской части России. С 1910 г. больше внимания уделяется поддержке кооперативного движения. В период проведения реформы окончательно сложился земельный правопорядок Российской империи, просуществовавший вплоть до 1917 г. Правовой режим земельного фонда России того периода предусматривал деление земель на следующие категории: 1) государственные земли; 2) монастырские земли; 3) майоратские земли; 4) частновладельческие земли; 5) посессионные земли; 6) общественные земли.
Земельное законодательство советского периода
Первым законодательным актом советского государство стал Декрет «О земле», принятый на II съезде Советов Народных Депутатов Декрет 26 октября (8 ноября по новому стилю) 1917 г. Основанием для принятия и утверждения Декрета послужила программа партии социалистов-революционеров (эсеров) 1906 г. В «Декрете о земле» провозглашалось: «земля – общая, земля принадлежит рабоче-крестьянскому государству». Декрет «О земле» действовал в течение шести лет. Неотъемлемой частью Декрета о земле стал «Наказ о земле», в котором были провозглашены отмена частной собственности на землю и социализация земель. В Декрете зафиксированы: 1) многообразие форм землепользования (подворное, хуторское, общинное, артельное); 2) конфискация помещичьих земель и имений; 3) переход конфискованных земель и имений в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных Советов крестьянских депутатов; 4) переход земли в достояние государства с последующей безвозмездной передачей ее крестьянам; 5) отмена права частной собственности на землю; 6) запрет применения наемного труда.
В дальнейшем были приняты – Декрет СНК от 29 декабря 1917 г. «О запрещении сделок с недвижимостью», Декрет ВЦИК от 27 мая 1918 г. «О лесах», Декрет СНК РСФСР от 30 апреля 1920 г. «О недрах земли». В 1918 г. в Конституции РСФСР был закреплен принцип социализации земли, отмены частной собственности, земля стала общенародным достоянием и предоставлялась гражданам бесплатно, на общих правах. В 1919 г. в законе «О социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию» земля окончательно закреплялась за государством.
В период Новой экономической политики (НЭПа) 1921-1929 гг. началась кодификация земельного законодательства. Цель – «создать стройный, доступный пониманию каждого земледельца свод законов о земле». В 1922 г. был принят Земельный кодекс РСФСР, вводивший в оборот такое понятие как «трудовое землепользование». Данный вид пользования землей предусматривал возможность использовать максимальный объем прав для сельскохозяйственного производства без ограничений по срокам использования земли, но с сохранением государственной монополии на владение ею. В основных положениях данного Кодекса подтверждалось, что вся земля в пределах РСФСР, в чьем бы ведении она ни находилась, является собственностью рабоче-крестьянского государства и образует единый государственный земельный фонд.
Первым законом СССР, определившим правовой режим всех категорий земель, стали «Общие начала землепользования и землеустройства», утвержденные ЦИК СССР 15 декабря 1928 г. Земельные реформы 1953 г., 1965 г., принятие «Продовольственной программы» 1982 г. и внедрение методов внутрихозяйственного, арендного и семейного подрядов на селе не дали ожидаемого результата. Требовались более радикальные изменения в правилах пользования и владения землями в РФ. И они были проведены в последнем десятилетии ушедшего столетия.
Развитие земельного законодательства, социально-экономические предпосылки земельной реформы, начатой в 90 гг. XX в., правовые основания ее проведения
Новый этап развития земельного законодательства на территории постсоветского пространства связывают с принятием в 1990 г. «Закона о собственности в СССР» и «Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о земле». В современной России земельная реформа проводилась в несколько этапов и началась в 1990-1991 гг. В это время были приняты: Закон РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» №348-1 и «О земельной реформе» №374-1. Однако началом коренных изменений земельных правоотношений в 90-х гг. XX в. считают Постановление Съезда народных депутатов РСФСР от 3 декабря 1990 г. №397-1 «О программе возрождения российской деревни и развития агропромышленного комплекса» и Земельного кодекса РСФСР от 25 апреля 1991 г., распространивших право собственности на землю на граждан и их объединения.
Анализируя предпосылки проведения земельной реформы, начатой в 1990 г., и правовые основания ее реализации, следует отметить, что в сфере земельных отношений того периода в России назрела необходимость следующих преобразований:
Второй этап земельной реформы – 1991-1993 гг., когда началась массовая приватизация земель сельскохозяйственного назначения, реорганизация колхозов и совхозов. Особое значение в связи с развитием земельного законодательства придается Указу Президента РФ «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» от 27 октября 1993 г.
Начиная с 1990 г. принято значительное количество нормативных правовых актов (федеральных законов, Указов Президента РФ, Постановлений Правительства РФ), направленных на конкретизацию законодательных предписаний о направлениях, порядке и правилах осуществления земельной реформы. Особое место среди законодательных предписаний в реализации земельной реформы занимают нормы Гражданского кодекса РФ. Они способствовали формированию земельного рынка и реализации сделок о перераспределении земельных участков между собственниками и землепользователями, гражданами и юридическими лицами. Разработана и утверждена Правительством РФ 26 июня 1999 г. «Федеральная целевая программа «Развитие земельной реформы в РФ на 1999-2002 гг.».
Третий этап реформы можно отнести к 2001-2002 гг. В этот период в России принимается ряд нормативных актов, регулирующих правоотношения в данной сфере. К числу основных документов относят Земельный Кодекс РФ от 25 октября 2001 г. №136-ФЗ и ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24 июля 2002 г. №101-ФЗ. Этими основными аграрными документами была возвращена частная собственность на землю. После проведенных земельных реформ, собственников, приватизировавших землю, стало более 11 миллионов.
Аграрная реформа в России позволила развиваться крестьянским (фермерским) хозяйствам, был принят ряд нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы земельных отношений, введена плата за землю. Наряду с крестьянско-фермерскими хозяйствами создано значительное количество личных подсобных хозяйств, которые, в отличие от КФХ, не надо регистрировать (производимая и реализуемая ими продукция не подлежит налогообложению в связи с тем, что урожай выращивается для собственного потребления и излишки можно реализовать через торговые сети или на рынке).
Развитие земельного законодательства в России на современном этапе
12 февраля 2015 г. принят ФЗ РФ «О внесении изменения в ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (№11-ФЗ). Благодаря этому закону государственная поддержка теперь гарантирована не только крупным сельхозпроизводителям, но и индивидуальным предпринимателям, выбравшим своей основной деятельностью сельское хозяйство. Это и стало основным направлением в развитии сельского хозяйства в России на современном этапе.
Поправки в ФЗ «О развитии сельского хозяйства» позволяют получать кредиты для развития сельского производства с тем лишь условием, чтобы доля производства в сельскохозяйственной отрасли была не менее 70% от общих доходов в производстве. В ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» от 22 ноября 1995 г. №171-ФЗ внесены поправки, существенно облегчившие жизнь производителей-виноградарей. Уточнена и дополнена специальная терминология для виноделов крестьянско-фермерских хозяйств, уточнено количество и перечень винных напитков, которые вправе выпускать сельскохозяйственные производители. Определены условия их поставки, хранения и реализации.
Изменения коснулись и фермеров. Так, новый ФЗ РФ №74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 11 июня 2003 г. закрепил основания создания крестьянских (фермерских) хозяйств, определив при этом: а) понятие крестьянского (фермерского) хозяйства; б) отношения между крестьянским хозяйством и государством; в) правила создания и регистрация новой формы хозяйствования; г) земельные и имущественные отношения; д) членство в хозяйстве; е) деятельность и формы хозяйствования.
Земельный кодекс РФ был принят 25 октября 2001 г. №136-ФЗ (с изм. и доп. от 03.07.2016 г.). Он является основным документом, определяющим земельные отношения в России. В Кодексе определены правила владения землей, арендные отношения, охрана и использование земли.
В Земельном кодексе РФ рассматриваются такие понятия как:
Земельные отношения в России регламентированы и иными нормативно-правовыми актами, которые дополняют и уточняют отдельные статьи Кодекса.
История развития земельного права в России
Феодальное поземельное право в период IX—XVIII вв.
Киевская Русь (IX— XII вв.). Бoльшую часть территории Восточной Европы в VI—VII вв. занимали славянские племена. Восточные славяне жили родовыми общинами. Начиная с VI в. происходит процесс разложения первобытно-общинного строя. Появляется частная собственность на орудия земледелия, предметы обихода, продукты труда и владение участком пахотной земли, которое было связано с переделом земли в общине. Родовая община заменяется соседской общиной.
Идет процесс формирования господствующего класса, состоящего из родоплеменных вождей, военачальников и их приближенных — дружинников, которые захватывали общинные земли, насильственно взимали с населения подати (дань), обращали крестьян в рабство за долги.
Захват главного богатства — общинных земель и земель покоренных народов теснейшим образом был связан с формированием феодальных отношений. Родоплеменная знать, захватывая земли, не сгоняла крестьян с земли, а заставляла их платить подати («полюдье»), превращала их в зависимое население. Крестьяне-общинники должны были платить собственнику земли оброк или барщину.
В IX в. на территории восточных славян образуется единое Древнерусское государство — Киевская Русь. Племенные земли объединяются под властью киевских князей. К этому времени устанавливается феодальная собственность на землю и формируется класс феодалов-землевладельцев и феодально-зависимых крестьян. В результате захвата большей части земель князьями и боярами подавляющее число ранее свободных крестьян-общинников стала феодально-зависимым населением.
Формирование правящего класса происходило на основе отношений «сюзеренитета — вассалитета», т.е. феодальной зависимости. Дружинники князя становятся землевладельцами, его вассалами, вотчинниками. В XI—XII вв. выделяется боярство как особое сословие и оформляется его правовое положение. Формируется институт вассалитета, представлявший собой особую систему отношений с князем-сюзереном, обусловленных землевладением, на основе договора о службе.
С ростом феодального землевладения усиливалась политическая власть феодалов. Они получали от своих сюзеренов-князей иммунитеты, освобождались от платежа дани, получали право иметь свою дружину, судить зависимое от них население, проживавшее на их землях. Крупная феодальная собственность становится неразрывно связанной с политической властью, управлением государством. Государственного аппарата как такового в то время не было и управление государством осуществлялось одновременно с управлением двором, хозяйством князя.
В это время возникают различные виды феодальной собственности на землю в зависимости от того, каким феодалам она принадлежала, на какой ступени феодальной лестницы они находились. Самым крупным землевладельцем был князь, который раздавал свои земли за службу боярам-вассалам. Они, в свою очередь, раздавали землю своим боярам. Владение полученными в качестве вознаграждения за службу князю землями приобрело наследственный характер и называлось вотчинным.
Земли, владение которыми носило условный характер, т.е. было обусловлено службой, стали называться поместьями.
После принятия в Х в. христианства как государственной религии значительная часть земель сосредоточилась в руках церкви, монастырей, духовенства. На Руси складываются церковные организации и церковная юрисдикция. Церковь получила право на приобретение земель, населенных деревень, осуществление суда. Над некоторыми группами населения церковный суд устанавливался по определенным категориям дел, а суд над населением церковных земель — по всем делам.
Одновременно существовало общинное владение землей. Частной поземельной собственности в этот период не существовало. Крестьяне-общинники сообща владели землей, принадлежащей общине. Все совершеннолетние мужчины, входившие в состав общины, имели равное право на участок пахотной земли. Периодически происходил передел этой земли. В общем пользовании находились сенокосы, выгоны и леса. Все вопросы о способах, сроках передела земли и пользовании общинной землей решались общим собранием — миром.
Русская Правда — первый русский писаный памятник обычного права. В ней закреплялось «кулачное право», т.е. право сильного, право господина. Это право было связанно с феодальной собственностью на землю, оно определяло политические права феодала, его права в отношении феодально-зависимого населения. Специальных статей о праве собственности на землю в Русской Правде не было. Однако охране права собственности уделялось много внимания. Так, за перепахивание межы устанавливался очень крупный штраф — 12 гривен. Суровые наказания вводились за незаконное пользование чужим имуществом, порчу межевых знаков. В Пространной редакции Русской Правды, связанной с именем Владимира Мономаха, предусматривался особый порядок наследования недвижимости (земли). Такие привилегии имели лица, именовавшиеся в Русской Правде как князья, бояре, князьи мужи, княжеские тиуны, огнищане.
Период феодальной раздробленности (XII—XIV вв.). В XII в. Древнерусское государство распалось на самостоятельные княжества. Образовались три основных политических центра: Новгородско-Псковская, Владимирская и Галицко-Волынская земли.
В Новгородской и Псковской феодальных аристократических республиках самыми крупными землевладельцами были высшее духовенство, монастыри и церкви. Церкви и монастыри владели деревнями, пригородными землями, рыбными угодьями. Монастыри владели землями на основании жалованных грамот, которые выдавались им Великим Новгородом. К числу землевладельцев относились также средние феодалы, они назывались «житьи люди». Существовали и мелкие землевладельцы — своеземцы, имевшие небольшие участки земли и обрабатывавшие их своим трудом.
Новгородское вече приглашало или избирало князей. Права князя определялись договором с городом. Князь не имел права приобретать земли в Новгороде, не имел права отнимать по своему усмотрению земли у их владельцев и не мог раздавать земли новгородских волостей. Для того чтобы содержать двор, князю выделялись земельные угодья обычно в Новом Торжке и на Волоке.
Одним из источников права в этом регионе была Псковская судная грамота. В этом документе предусматривалось подразделение имущества на недвижимое («отчину») и движимое («живот»). Право собственности на земли, лес, двор, рыбное угодье отличалось от права собственности на движимое имущество. Различались два вида землевладения: наследственное — «вотчина» и условное — «кормля».
Было разработано залоговое право. При залоге недвижимости имущество не переходило во владение залогодержателя, собственник передавал ему только документы на это имущество. Требовалось письменное оформление купли-продажи недвижимости. Если такая сделка была совершена лицом в пьяном виде, то она могла быть признана недействительной.
В Псковской судной грамоте есть статьи, которые определяли отношения между землевладельцами и феодально-зависимыми людьми. Например, землевладелец давал изорнику земельный участок, оказывал ему помощь («покруту») серебром или натурой. Взамен изорник отдавал половину урожая землевладельцу, т.е. работал «исполу». Регулировались также отношения между огородниками и кочетниками (рыболовами).
Русь и Золотая Орда (XIII—XV вв.). Общественно-политический строй Руси был изменен в результате монгольского завоевания. Монгольское право признавало все завоеванные земли собственностью хана. Князья были обращены в наместников хана и считались лишь владельцами земли. Русские князья получили ханские ярлыки на свои собственные вотчины. Земли тех людей, которые были обязаны платить дань*, признавались собственностью хана, эти земли нельзя было купить и продать, заложить, подарить и т.п.
* К категории этих людей относились: «черные люди», «гости», «суконники», «городские люди».
Общинное землевладение сохранилось. В общине существовала круговая порука по уплате податей и отбыванию повинностей. Размер земельного участка крестьянина-общинника* определялся его имущественным состоянием. Владелец участка имел право передать его по наследству, сдать внаем и продать с соблюдением условия, что тот, кто приобретал землю, брал на себя и «тягло», лежавшее на этом участке земли.
* Такой земельный участок назывался «выть» или «жеребий».
Русское централизованное государство (начало XIV — первая половина XVI в.). После победы на Куликовом поле Московское княжество стало центром объединения русских земель. В процессе присоединения к Московскому княжеству удельных земель в царствование Ивана III изменялся их правовой статус. Удельные князья становились слугами и боярами московского князя, а удельные земли приобретали статус вотчин; Князья оставались их собственниками, однако московский великий князь считался «государем» этих земель.
В это время идет процесс развития поземельной собственности, захвата общинных земель феодалами. Московский великий князь был самым крупным феодалом, обладавшим княжеским доменом. Он владел дворцовыми и черносошными землями. Дворцовые земли принадлежали самому князю и его семье, из состава этих земель раздавались земли за службу. Черносошные земли принадлежали князю как «государю», т.е. как главе государства. Московский князь раздавал дворянам в «служилое» владение, т.е. на время службы или за службу земли — поместья. Владельцы поместных земель не имели права их отчуждать и передавать по наследству.
Власть князя переходит по наследству, от отца к старшему сыну. Утверждается принцип первородства и единонаследия, в результате чего земля не делилась на уделы между всеми сыновьями князя.
Бояре и «вольные слуги», получившие земли от великого князя, имели право их продажи, залога, дарения, мены. Однако землевладельцы были обязаны нести военную службу. Такая форма феодального землевладения называлась «вотчина».
Сословно-представительная монархия (вторая половина XVI — XVII в.). К середине XVI в. Московское государство стало одним из крупнейших в Европе. В этот период оформляется исключительное право феодалов на землю и феодально-зависимых крестьян, проживавших на ней, имевшее ярко выраженный сословный характер. Судебник 1497 г. — первый русский законодательный акт содержал ряд положений о защите границ феодальной земельной собственности и предусматривал за это преступление наказания. В Судебнике 1550 г. эти наказания были усилены.
В 1565 г. Иван IV в целях подавления оппозиционного боярства разделил всю территорию государства на опричнину и земщину. В состав опричных земель были включены княжеско-боярские земли. Конфискованные земли были розданы служилым людям. В результате поместье стало основной формой феодального землевладения вместо боярской вотчины.
В Уложении о службе 1556 г. как для вотчинников, так и для помещиков были установлены равные обязанности выставлять определенное число вооруженных людей. Земли были повсеместно описаны. В результате этих мер вотчинное землевладение, как и поместное, стало носить условный характер. Были предприняты меры по ограничению церковного землевладения, запрещена покупка вотчин монастырями и высшим духовенством без ведома царя. За нарушение предусматривалась конфискация приобретенных земель. Иван Грозный конфисковал некоторые церковно-монастырские земли. Позднее в Соборном Уложении 1649 г. патриарху, митрополиту и монастырям было запрещено покупать у служилых людей вотчины, принимать их в заклад и на «помин» души.
Создается система приказов — органов центрального управления, которые были подчинены царю и Боярской думе. Например, Поместный приказ наделял служилых людей поместьями, давал разрешения на все сделки с землей и регистрировал их.
Феодальное поземельное право было одной из важнейших отраслей права. Феодальное право собственности на землю имело сословный характер и закрепляло на нее монопольное право феодалов. Оно являлось основой всего феодального строя. Именно на феодальном праве собственности на землю основывалось право феодала взимать поземельную ренту и налагать на крестьян повинности. Право собственности на землю, на которой проживало феодально-зависимое население, давало возможность феодалу выполнять свои обязанности по несению военной и государственной службы.
Главным источником права в тот период было Соборное Уложение 1649 г. Главы 16 и 17 Уложения были специально посвящены поместному и вотчинному землевладению. Статья 1 гл. 16 Уложения предусматривала, что владельцами поместий могли быть как бояре, так и дворяне, думные дьяки, стольники, стряпчие, стрельцы и др. Определялись площади поместий. Довольно подробно был установлен порядок наследования поместий сыновьями. Некоторую часть земли после смерти владельца могли получить при определенных условиях жена и дочери. Допускалась передача поместья в качестве приданого дочери.
Помещики не могли свободно распоряжаться своей землей, продавать ее или закладывать. Продажа земли допускалась только на основании царского указа. Однако Уложение предоставляло право обмена поместий, в том числе и на вотчины. Допускался обмен разных по площади поместий (ст. 3), что давало возможность за счет разницы площадей совершать фактически сделки купли-продажи поместий. Статья 14 Уложения не допускала передачу поместий иностранцам.
Правовой режим вотчин определялся в гл. 17 Уложения. Владелец вотчины имел значительно более широкие права по распоряжению своими землями. Вотчина могла быть продана, заложена, передана по наследству. Сделка купли-продажи вотчины должна была регистрироваться в Поместной палате. Право родового выкупа было одним из элементов режима вотчинного землевладения. Оно заключалось в преимущественном праве наследников вотчинника выкупить ранее отчужденные вотчинные земли. Право родового выкупа ограничивало право собственности покупателя, поскольку наследники могли в течение 40 лет выкупить вотчину. Однако на неродовые вотчины право выкупа не распространялось.
Соборное Уложение регулировало вопросы залога земли, устанавливало нормы сервитутного права. Например, допускалось право покоса, рыбной ловли, охоты на чужих землях, закреплялось право проезда и прогона скота (гл. 7). Владелец мельницы мог залить нижележащий луг водой (гл. 10).
Феодальное поземельное право регулировало вопросы права собственности феодала на землю, являлось основой отношений, построенных по принципу «сюзеренитет — вассалитет», и закрепляло право феодала на крестьян, живших на его землях.
Абсолютная монархия (вторая половина XVII—XVIII в.). В этот период завершается длительный процесс установления единого правового режима поместий и вотчин. Указ Петра I от 23 марта 1714 г. о единонаследии расширил права дворян на земли, установил единый правовой режим вотчинного и поместного землевладения. Поместья и вотчины стали именоваться недвижимостью. Были предусмотрены ограничения распоряжения недвижимым имуществом, его нельзя было закладывать, а продать можно было только в виде исключения «по нужде» с уплатой высокой пошлины. Передать недвижимость по наследству можно было только одному из сыновей, а в случае их отсутствия — одной из дочерей, чтобы избежать дробления земельных владений.
Право собственности на землю продолжало оставаться одной из важнейших привилегий дворянства, однако оно было связано с обязанностью несения службы. Вместе с тем право собственности на землю было ограничено. Указ от 10 декабря 1719г. разрешал дворянам, купцам и «всяких чинов» людям искать минералы на любой земле, в том числе и частновладельческой и строить заводы и рудники по добыче и переработке полезных ископаемых. Собственник земель имел преимущественное право на устройство заводов либо получал 1/32 часть прибыли от добычи полезных ископаемых на его земле.
В 1731 г. в самом начале правления Анны Иоанновны дворяне добились отмены ограничений на продажу имений, их залог и передачу по наследству. В 1782 г. Екатерина II издает указ о праве собственника земли не только на землю, но и на недра. Указом 1762 г. о вольностях дворянских и Жалованной грамотой дворянству 1785г. были отменены обязательная служба дворян и право государства отбирать землю в случае отказа от службы.
Земельный строй Российской империи
Земельный строй в первой половине XIX в. В этот период завершается многолетний процесс кодификации законодательства России, который осуществлялся под руководством М.М. Сперанского. В 1835 г. был опубликован и введен в действие Свод законов Российской империи. Регулированию отношений собственности, в том числе на землю, в Своде законов уделялось большое внимание. Имущество делилось на недвижимое и движимое. Недвижимое имущество делилось на «благоприобретенное» и родовое. Было закреплено право собственности на землю как «право на все произведения на поверхности ее, на все, что заключается в недрах ее, на воды, в пределах ее находящиеся, и, словом, на все ее принадлежности».
Существовали значительные ограничения права собственности на землю. Земельные наделы казенных и удельных крестьян не могли отчуждаться. В отношении дворянских имений действовало правило о преимущественной покупке членом данного рода. Дворянские имения могли переходить по наследству только старшему сыну, т.е. закреплялась система майората. Крестьянам было запрещено выходить из общины и закреплять за собой в частную собственность земельный надел.
Сервитутом признавалось установленное законом в пользу всех без изъятия право проезда по дорогам, на речных судах. Действовало право владельца земли и покосов, лежащих в верхнем течении реки, требовать, чтобы сосед не поднимал уровень речной воды запрудами, не затапливал его пашен и лугов и т.д.
Земельный строй второй половины XIX в. — 1917 г. Самое значительное событие второй половины XIX в. — крестьянская реформа 1861 г., осуществленная на основе ряда законодательных актов: Манифеста от 19 февраля 1861 г. об освобождении крестьян от крепостной зависимости; Общего положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости; Положения об устройстве дворовых людей; Положения о выкупе; Положения о губернских и уездных по крестьянским делам учреждениях; четырех местных положений о поземельном устройстве крестьян в разных губерниях России; Правил о порядке приведения в действие положений о крестьянах. Действовали также и другие акты.
Вопрос о предоставлении земли бывшим крепостным крестьянам был решен путем обязательного наделения крестьян землей (усадебной и полевой) за выкуп. Крестьяне наделялись землей не в собственность, а в постоянное пользование, за что были обязаны отбывать в пользу помещиков повинности работой или деньгами. Размер повинности соответствовал не доходности земли, а величине оброка, существовавшего до отмены крепостного права. Надельные земли становились собственностью крестьян только после выкупа их по установленной цене. Для выкупа полевой земли требовалось согласие помещика. В течение 9 лет надельные земли не могли отчуждаться. По истечении этого срока, пока не была погашена выкупная ссуда, для отчуждения надельных земель требовалось специальное разрешение губернского присутствия. Запрещалось также закладывать надельные земли для получения ссуды.
Реформа 1861 г. сохранила две исторически сложившиеся основные формы землевладения: общинное землевладение, существовавшее на большей части территории России, и подворное землевладение — главным образом на западе страны. При обеих формах землевладения хозяйствующей единицей и субъектом права землевладения на отдельных «полосах» являлся крестьянский двор. Крестьянский двор как институт не был затронут реформой 1861 г. Он представлял собой семейно-трудовое объединение, которое возглавлялось домохозяином, представлявшим двор на сельском и волостном сходах. Различия между указанными формами землевладения заключались в том, что при подворном землевладении расположение и размеры «полос» отдельных дворов и полевых наделов оставались неизменными. Община была формой «поземельного поравнения» таких полос путем периодических «общих переделов», а в периоды между ними — путем «частных переделов». Поравнение производилось в зависимости от изменения семейного состава дворов.
Община имела особое правовое значение. Административное устройство в России было связано с общинной формой владения землей. Общинное владение землей подразумевало предоставление каждому из своих членов равного участия в мирских делах и использования земли. Крестьянин лишался права владения общинными землями и угодьями без какой-либо компенсации в том случае, если переселялся в другое место жительства. Свой участок земли крестьянин в этом случае оставлял безвозмездно общине. Правила общинного землевладения предусматривали, что крестьянин имел право пользования своей частью земли, но был не вправе уступить ее, иначе говоря, продать другому лицу.
Радикальные изменения земельного строя России, прежде всего, в направлении разрушения общины, связывавшей свободное развитие крестьянских хозяйств, были осуществлены после революции 1905 г. Столыпинская аграрная реформа началась с Указа от 9 ноября 1906 г. «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающегося крестьянского землевладения и землеустройства». Каждый домохозяин — член общины получал право требовать от общины выделения ему единого земельного надела в собственность.
В последующем этот Указ был утвержден Государственной Думой в качестве Закона от 14 июня 1910г., который дополнительно признал всех крестьян частными собственниками земли в тех общинах, где земельные переделы не проводились в течение последних 24 лет. Принципиально важные моменты этих указа и закона состояли в следующем.
В обществах, в которых длительное время не проводилось общих переделов, общинный порядок землевладения считался упраздненным. Общества признавались перешедшими к подворному порядку землевладения, а отдельные домохозяева — частными собственниками находившихся в их владении земельных участков. Каждому домохозяину во всех обществах с общинным порядком землевладения предоставлялось право во всякое время, а не только при общих переделах требовать закрепления его участка надельной земли в частную собственность. Домохозяин получал также право требовать выделения из общинных земель в частную собственность участок надельного землевладения, находящегося в пользовании двора, даже если его размеры превышали норму, причитающуюся на долю двора в данном сельском обществе на момент выдела. Домохозяин имел право вместо закрепленных за ним чересполосных участков требовать выделения ему «отруба» или «хутора», т.е. объединения всех разрозненных участков в одном месте и перенесения туда усадьбы. Эта мера должна была содействовать процессу создания крепких крестьянских хозяйств, независимых от общинных порядков.
Был ограничен принцип семейной собственности в крестьянском дворе. Предусматривалось, что собственником участка земли, закрепленного за двором, равно как и имущества двора, признается не двор в целом, а единолично домохозяин, т.е. глава семьи.
Основной целью регулирования отношений частной собственности на землю в первую очередь на селе являлось стимулирование экономического развития сельского хозяйства в России.
Земельное право после революции 1917 г.
Земельное право в период 1917—1930 гг. Земельный строй в нашей стране был радикально изменен после революции 1917 г. II Всероссийским съездом Советов 26 октября (8 ноября) 1917г. был принят Декрет «О земле», который явился основой развития советского земельного законодательства. Декретом «О земле» помещичья собственность на землю отменялась немедленно и без всякого выкупа. Помещичьи имения, равно как и все земли, удельные, монастырские, церковные со всем живым и мертвым инвентарем, усадебными постройками и всеми принадлежностями, переходили в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных Советов крестьянских депутатов. Земли рядовых крестьян и казаков не подлежали конфискации. Они оставались за ними в трудовом пользовании.
Развернутая формулировка отмены частной собственности на землю содержалась в ст. 1 Крестьянского наказа, являвшегося составной частью Декрета «О земле»: «право частной собственности на землю отменяется навсегда; земля не может быть ни продаваема, ни покупаема, ни сдаваема в аренду либо в залог, ни каким-либо другим способом отчуждаема. Вся земля: государственная, удельная, кабинетская, монастырская, церковная, посессионная, майоратная, частновладельческая, общественная и крестьянская и т.д., отчуждается безвозмездно, обращается во всенародное достояние и переходит в пользование всех трудящихся на ней. ».
Декрет «О земле» стал юридическим основанием земельных преобразований в России, суть которых заключалась в том, что был ликвидирован земельный строй, базировавшийся на частной собственности, и утверждался новый земельный правопорядок, при котором земля объявлялась всенародным достоянием.
Положения Декрета «О земле» были развиты и конкретизированы в Декрете ВЦИК от 19 (6) февраля 1918 г. «О социализации земли»*, в котором предусматривалась необходимость перехода к коллективным формам хозяйствования в земледелии и создания для них преимуществ по сравнению с единоличными хозяйствами.
Правовой режим некоторых земель определялся лишь в общих чертах. Декрет от 20 августа 1918 г. «Об отмене права частной собственности на недвижимости в городах» установил, что земли в пределах городской черты находились в управлении местных органов власти., Эти органы имели право устанавливать нормы предоставления земельных участков для индивидуального и общественного пользования, устанавливать размер арендной платы за их использование, изымать участки, превышающие такие нормы.
Высшее законодательное закрепление национализация земли, ее недр, вод и лесов получила в Конституции РСФСР 1918 г.*: «частная собственность на землю отменяется и весь земельный фонд объявляется общенародным достоянием и передается трудящимся без всякого выкупа, на началах уравнительного землепользования» (ст. 3).
Право государственной собственности на землю стало краеугольным камнем советского земельного законодательства. Поэтому в последующие годы законодательство развивалось на основе последовательной реализации принципа права государственной собственности на землю и иные природные ресурсы и производного от этого права — права землепользования и права природопользования. Использование земли допускалось, как правило, только на титуле права пользования землей.
В принятом ВЦИК 14 февраля 1919 г. Положении «О социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию» вся земля в пределах РСФСР, в чьем бы пользовании она ни находилась, была провозглашена единым государственным земельным фондом. Начинает закрепляться классификация земель. Выделяются земли сельскохозяйственного назначения, находящиеся в трудовом пользовании (единоличном или коллективном) или в пользовании государственных предприятий (совхозов) и учреждений (сельскохозяйственные школы и др.). Основные черты правового режима этих земель в то время выражались в обеспечении права крестьян на землю, всемерного поощрения создания социалистических форм сельскохозяйственного землепользования (совхозов и иных форм коллективных хозяйств) и на этой основе увеличения объема производства сельскохозяйственной продукции. Выделялись также земли несельскохозяйственного или специального назначения (городские, курортные, занятые промышленными предприятиями, путями сообщения и др.).
Декрет СНК РСФСР от 30 апреля 1920 г. «О недрах земли» заложил основы правового режима использования земель для горного дела. Участки земли, содержавшие заслуживающие разработки полезные ископаемые, передавались Горному Совету ВСНХ.
В период нэпа 22 мая 1922 г. ВЦИК принял Закон о трудовом землепользовании, а 30 октября 1922 г. — Земельный кодекс РСФСР. Кодекс закрепил право всех граждан РСФСР обрабатывать землю своим трудом. В нем регулировались трудовое землепользование, которое имело бессрочный характер, трудовая аренда земли и правовое положение обществ крестьян-землепользователей. Кодекс регулировал также правовой режим городских земель и «государственных земельных имуществ», т.е. земель совхозов и государственного запаса. Определялся порядок землеустройства, государственной регистрации землепользований, рассмотрения земельных споров и сельскохозяйственного переселения.
Продолжается процесс более четкого определения правового режима земель городов. 13 апреля 1925 г. ВЦИК и СНК РСФСР было утверждено Положение о земельных распорядках в городах. Городские земли делились на три вида: селитебные (занятые постройками, обслуживающие их или предназначенные под застройку); общего пользования (улицы, дороги, площади, набережные и т.д.); городские угодья (леса, торфяники, каменоломни, сельскохозяйственные земли в городах). 28 августа 1925 г. Президиум ЦИК и СНК СССР утверждают Положение о землях, предоставленных транспорту, а 9 ноября 1927 г. — Горное положение СССР.
Конституцией СССР 1924 г. установление общих начал землеустройства и землепользования было отнесено, к ведению Союза. 15 декабря 1928 г. ВЦИК СССР принял Общие начала землепользования и землеустройства, в которых было закреплено понятие единого государственного земельного фонда и были определены правовой режим его отдельных категорий, компетенция государственных органов по управлению им. Земли подразделялись на земли сельскохозяйственного назначения, лесного фонда, земли городские и иного несельскохозяйственного (специального) назначения и земли государственного запаса. В Общих началах были закреплены также: право трудящихся на землю, меры поощрения коллективных форм землепользования, нормы по аренде земли трудового пользования и найму труда в сельском хозяйстве.
Земельное право в период 1930—1941 гг. В период сплошной коллективизации и осуществления линии партии на ликвидацию кулачества как класса положения, касающиеся аренды земли и найма труда, были отменены постановлением ЦИК и СНК СССР от 1 февраля 1930 г. «О мероприятиях по укреплению социалистического переустройства сельского хозяйства в районах сплошной коллективизации и по борьбе с кулачеством». В это время землепользование колхозов регулировалось Примерным уставом сельскохозяйственной артели, утвержденным СНК СССР и Президиумом ЦИК СССР 1 марта 1930 г., который предусматривал, что земли, закрепленные за колхозом, составляют единый земельный массив, который не должен уменьшаться.
Развитие транспорта в стране потребовало принятия специальных нормативных актов. Устав внутреннего водного транспорта (1930) урегулировал порядок выделения и использования для судоходства и сплава «бечевника» — полосы земли шириной до 20 м вдоль водных объектов. 3 января 1930 г. СНК РСФСР утверждает Положение о курортных трестах местного значения, в котором получает развитие регулирование использования земель курортов.
Главное внимание уделялось регулированию использования сельскохозяйственных земель. 3 сентября 1932 г. было принято постановление ЦИК и СНК СССР «О создании устойчивого землепользования колхозов», в соответствии с которым при сохранении незыблемости государственной собственности на землю за каждым колхозом закреплялась земля, находящаяся в его трудовом пользовании, и запрещались всякие переделы.
Примерный устав сельскохозяйственной артели, принятый Вторым Всесоюзным съездом колхозников-ударников, был утвержден СНК СССР и ЦК ВКП (б) 17 февраля 1935 г. Устав предусматривал, что земля закреплялась за артелью в бессрочное пользование (навечно), устанавливалось право на приусадебное землепользование колхозных дворов и определялись размеры приусадебного землепользования.
Конституция СССР 1936 г. признала землю, ее недра, воды и леса в СССР государственной собственностью, т.е. всенародным достоянием. Земля, используемая колхозами, закреплялась за ними в бесплатное и бессрочное пользование, т.е. навечно. Каждый колхозный двор мог иметь в пользовании небольшой приусадебный участок земли и в личной собственности подсобное хозяйство на этом участке.
Действовавшее в данный период законодательство предусматривало, что приусадебное землепользование колхозного двора могло быть прекращено в случаях переселения двора или смерти всех его членов. Постановление ЦК ВКП (б) и СНК СССР от 27 мая 1939 г. установило, что в случае невыработки колхозником обязательного минимума трудодней без уважительной причины указанное право могло быть прекращено. Площадь приусадебного земельного участка рабочих, служащих и других граждан, проживавших в колхозе, согласно постановлению ЦК ВКП (б) и СНК СССР от 28 июля 1939 г. была ограничена размером не более 0,15 га.
Земельное право в период 1941—1945 гг. В годы Великой Отечественной войны особое внимание уделялось расширению использования сельскохозяйственных земель для столь необходимого в то время увеличения производства продовольствия и сырья. Так, 1 марта 1942 г. было принято постановление СНК СССР «О разрешении колхозам производить посевы на неиспользуемых пахотных землях смежных колхозов». Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 7 апреля 1942 г. «О выделении земель для подсобных хозяйств под огороды рабочих и служащих» предпринимаются меры по развитию индивидуального огородничества рабочих и служащих.
Одновременно проводится политика укрепления трудовой дисциплины колхозников. 13 апреля 1942 г. СНК СССР и ЦК ВКП (б) принимают постановление «О повышении для колхозников обязательного минимума трудодней», которым было установлено, что трудоспособные колхозники и колхозницы, не выработавшие в течение года обязательного минимума трудодней, должны считаться выбывшими из колхоза, потерявшими права колхозника и лишаться приусадебного участка.
Земельное право в период 1946—1990 гг. В 1945 г. после окончания войны в состав СССР вошли территории Западной Украины, Калининградской области, южная часть острова Сахалина и Курильские острова. Особого законодательного акта о национализации земли Западной Украины и Калининградской области принято не было. Считалось, что национализация земли вытекала из факта включения этих территорий в состав СССР. Однако национализация земли на территориях Южного Сахалина и Курильских островов была проведена на основе Указа Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1946 г. «О национализации земли, банков, промышленных и коммунальных предприятий, железнодорожного и водного транспорта и средств связи южной части острова Сахалин и Курильских островов».
6 марта 1956 г. ЦК КПСС и Советом Министров СССР было принято постановление «Об Уставе сельскохозяйственной артели и дальнейшем развитии инициативы колхозников в организации колхозного производства и управления делами артели», которым на колхозы возлагались обязанности по рациональному использованию закрепленных за ними земель и упорядочению приусадебного землепользования.
Важное значение для решения проблем повышения плодородия земель сельскохозяйственного назначения и их охраны имели постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 16 июня 1966 г. «О широком развитии мелиорации земель для получения высоких и устойчивых урожаев зерновых и других сельскохозяйственных культур» и от 20 марта 1967 г. «О неотложных мерах по защите почв от ветровой и водной эрозии».
13 декабря 1968 г. были приняты Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик, игравшие важную роль в регулировании земельных отношений. Значение Основ заключается в том, что этот законодательный акт содержал много принципиально новых норм и явился основой формирования новых в земельном праве институтов. Так, впервые были выделены категории земель водного фонда и земель населенных пунктов. Был предусмотрен особый раздел, посвященный государственному земельному кадастру. Основы закрепили принцип приоритета использования земель сельскохозяйственного назначения.
Принятие Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик явилось базой для кодификации всего законодательства о природных ресурсах: в 1970 г. были приняты Основы водного законодательства Союза ССР и союзных республик, в 1975 г. — Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о недрах, в 1977 г. — Основы лесного законодательства Союза ССР и союзных республик.
28 февраля 1990 г. были приняты Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о земле. Рассматривая этот законодательный акт с современных позиций, его значение можно оценить как первую попытку восстановить право частной собственности на землю. Основы (ст. 5) предусмотрели титул «право пожизненного наследуемого владения земельным участком» как завуалированную форму частной собственности. Впоследствии этот титул был закреплен и российским законодательством.
Вопросы земельно-аграрной реформы начала 90-х гг. в историческом плане специально не рассматриваются. Многие основные законодательные и нормативные правовые акты о земельно-аграрной реформе, исключая Закон РСФСР от 23 ноября 1990 г. «О земельной реформе», продолжают действовать. Их анализ приводится в связи с изложением соответствующего материала.