история российско американских отношений
Российско-американские отношения: краткий исторический экскурс
Российско-американские отношения насчитывают более 200 лет. Впервые официальный обмен послами произошел в 1780 году, хотя неофициальные контакты устанавливались и раньше. Послом США в Россию был направлен Фрэнсис Дейна, кстати, позже послом был Джон Куинси Адамс, впоследствии 6-й президент США. А первым послом России в США — Андрей Дашков.
На протяжении 19-го века отношения США и России находились на дружеском уровне, достигнув пика во время Гражданской войны 1861-65 годов, когда два российских флота были отправлены к берегам Америки для помощи в блокировании британцев. Некоторое обострение наблюдалось в середине столетия на почве столкновения интересов на Аляске и на тихоокеанском побережье США. С конца 19-го века, в период экономического подъема России, Америка увидела в ней конкурента на мировой экономической и политической арене, особенно в Тихоокеанском регионе. Результатом этого стало применение политики сдерживания, которая особенно сильно проявилась в период русско-японской войны в начале 20-го века. В это время Америка оказывала финансовую и промышленную помощь Японии.
Вплоть до событий 1917 года в России отношения двух стран были сдержанно-дружественными. Однако после октябрьского переворота США отказались признать вновь образованное государство и даже участвовали в вооруженной интервенции.
США среди западных держав последними признали СССР и только в 1933 году между нашими государствами вновь были установлены дипломатические отношения. Америка участвовала в развитии советской промышленности, внеся колоссальный вклад в индустриализацию страны, предоставляя технологии, лицензии на выпуск продукции, поставляя оборудование.
С началом Второй мировой войны отношения двух стран были союзническими. С 1941 года Америка организовала поставку военной помощи по ленд-лизу — вооружение, технику, продовольствие и другие товары.
После окончания Второй мировой войны СССР превратился в серьезную силу на мировой политической арене, став одним из двух полюсов биполярного мира. Поэтому вплоть до распада СССР отношения между двумя странами были натянутыми, меняясь от прагматизма до открытой конфронтации (войны в Корее, Вьетнаме, Афганистане и другие конфликты с участием, прямым или косвенным, двух стран).
При этом, несмотря на военное и идеологическое противостояние, оба государства имели тесные контакты в других сферах. Это касается культуры, науки, техники, образования и так далее.
Распад Советского Союза дал толчок новым отношениям между двумя странами. Оставаясь напряженными в течение всего периода по разным причинам, в целом отношения строились и продолжают строиться на принципах уважения, уступок и договоренностей по разным позициям. Несмотря на санкции, введенные американским правительством по отношению к некоторым гражданам РФ, остается надежда на улучшение отношений. США являются одним из основных торговых партнеров Российской Федерации, развивается сотрудничество в таких важных социальных сферах, как образование, медицина, культура, наука.
История взаимоотношений Россия – Соединенные Штаты Америки: зарождение, становление, развитие
Тезисы выступления председателя Клуба военачальников Российской Федерации генерала армии Анатолия Сергеевича Куликова на конференции 24 октября 2017 г.
Уважаемые участники конференции!
История российско-американских отношений уходит своими корнями в начало девятнадцатого века.
Нынешний 2017 год богат памятными датами: 210 лет назад были установлены российско-американские дипломатические отношения, исполнилось 205 лет основания русского поселения Форт Росс вблизи от Сан-Франциско, 200 лет назад на Гавайях была основана русская Елизаветинская крепость и 150 лет назад, 18 октября 1867 года, Россия уступила Аляску Соединенным Штатам.
В апреле 1824 года в Санкт-Петербурге была подписана Русско-американская конвенция о дружественных связях, торговле, мореплавании и рыбной ловле, упорядочившая отношения между двумя государствами в северо-западной части Северной Америки.
Монро Джон Куинси Адамс
Именно в ходе переговоров, предшествовавших ее подписанию, летом 1823 года российскому правительству было доведено намерение США выдвинуть в качестве одного из принципов своей внешней политики тезис «Америка для американцев», впоследствии оформленный в виде «Доктрины Монро».
В 1832 году между США и Россией был подписан торговый договор, которым стороны на взаимной основе предоставили режим наибольшего благоприятствования товарам и гражданам обеих стран.
В середине века правительство Николая I привлекало американских инженеров к строительству железной дороги между Москвой и Санкт-Петербургом и оснащении её подвижным составом.
Надо сказать, что уже тогда зарождались идеи американского превосходства над другими нациями, народами и странами.
Американский историк Артур Шлезингер в работе «Циклы американской истории», ссылаясь на слова сенатора-демократа Джона Хелли, писал: «В начале 1850 года американский сенат, наивысший законодательный орган мира, собравший мудрейших и великодушнейших людей, какие когда-либо жили или будут жить, отодвинув в сторону пустяковые местные дела, касавшиеся их собственных краев, образовали из себя некий трибунал и приступили к суду над нациями Земли, допустившими жесточайшие акты деспотизма».
Предложение заключалось в том, чтобы (цитирую) «мы выступали в качестве разгневанных судей! Нам надлежит призвать к ответу нации Земли, и они предстанут перед нами в качестве подсудимых, а мы будем выносить им приговоры».
То есть, уже тогда Соединенные Штаты приступили «к суду не над какой-то второстепенной державой, у которой торговля незначительна и санкции против которой обойдутся недорого, но в первую очередь над Российской империей, объявив ей приговор».
В конце девятнадцатого столетия отношения США и России формируются с позиции конфликта цивилизаций, в общественном мнении США происходит сдвиг, который впоследствии приведет американское общество к русофобским настроениям и к убежденности в «мессианской роли» США — в том, что США призваны осуществлять освободительную миссию и вмешиваться в дела других стран и народов.
Уже во второй половине девятнадцатого века стали складываться представления о биполярности мира, на разных концах которого располагались Россия и США.
Определяющими факторами, влияющими на американо-российские отношения на рубеже XIX и XX веков, стали враждебная позиция администрация президента США Теодора Рузвельта и американских СМИ по отношению к России, особенно во время русско-японской войны и столкновения экономических интересов на Дальнем Востоке и в Маньчжурии.
В Первую мировую войну Россия и США вступили союзниками. Переломным для отношений двух стран стал 1917 год.
В 1918 — 1920 годы американские войска приняли участие в интервенции против России.
Соединенные Штаты стали одним из последних государств, признавших СССР. Дипломатические отношения между Советским Союзом и Соединенными Штатами были установлены только 16 ноября 1933 года.
Самолет АНТ-25 «Сталинский маршрут» на аэродроме в Ванкувере 1937 г.
Из других событий этого периода, важных для двусторонних отношений, можно отметить участие американцев в спасении «Челюскина» в 1934 году, а также в обеспечении перелета экипажей Валерия Чкалова и Михаила Громова через Северный полюс из Москвы в Ванкувер в 1937 году.
В ходе Второй мировой войны отношения США и Советского Союза оставались стабильными и вполне партнерскими.
Решением президента США Франклина Рузвельта с ноября 1941 года на СССР был распространен закон о ленд-лизе, в рамках которого в СССР стали поставляться американская военная техника, имущество и продовольствие.
СССР и США были союзниками на основе международного документа — Декларации Объединенных Наций от 1 января 1942 года. Позже, 23 июня 1942 года, было подписано советско-американское соглашение о поставках военных технологий.
Главы союзных государств — СССР, США и Великобритании в ходе Ялтинской конференции 4-11 февраля 1945 года, еще до полной капитуляции нацистской Германии, определили основы послевоенного мирового порядка.
Однако уже в том же 1945 году один из основателей ЦРУ — Ален Даллес, выступая в Конгрессе США, озвучил рекомендации по разрушению Советского Союза изнутри.
В последующем эти тезисы стали называть «Доктриной Даллеса».
12 марта 1947 года президент Соединенных Штатов Гарри Трумэн обратился к Конгрессу с посланием, в котором изложил внешнеполитическую программу американского правительства по отношению к странам, где, по его мнению, существовала угроза прихода к власти коммунистов. Эта программа получила название «Доктрины Трумэна», основным тезисом которой была политика «сдерживания» в отношении СССР, для чего использовались как экономические, так и военно-политические рычаги.
Очень скоро борьба двух идеологий вышла за пределы дипломатических отношений и переросла в глобальное противостояние систем, что и выразилось вспыхивающими вооруженными конфликтами по
всему миру — Корейская война, Вьетнамская война, многочисленные арабо-израильские войны, войны в Латинской Америке, на Ближнем Востоке и в Африке.
Участие советских войск в Венгерских событиях 1956 года осуждалось мировым сообществом, в том числе и Соединенными Штатами.
Американское руководство пыталось предотвратить распространение советского влияния на Западную Европу, Латинскую Америку, страны Азии и Африки.
Не добавили взаимопонимания между странами и разведывательные полеты самолетов США над территорией Советского Союза: старшее поколение помнит сбитый 1 мая 1960 года средствами ПВО под Свердловском американский самолет-разведчик Локхид У-2, пилотируемый Гари Пауэрсом.
В начале 1960-х годов Соединенные Штаты и Советский Союз оказались на грани ядерной войны, когда СССР в ответ на размещение в Турции американских ракет средней дальности разместил свои собственные ядерные ракеты на Кубе, что привело к Карибскому кризису 1962 года.
Н.С. Хрущеву показывают обломки U2, сбитого под Свердловском. 1960 г.
Ввод войск Варшавского договора в Чехословакию в 1968 году изменил характер разрядки напряженности, на Западе и в Соединенных Штатах обострилось восприятие советской угрозы.
Важным дестабилизирующим фактором в отношениях Советского Союза и США стала гонка вооружений.
Новое обострение произошло в конце декабря 1979 года в связи с вводом советских войск в Афганистан.
Президент США Картер в одном из своих первых заявлений по этому поводу сказал, что ввод советских войск «изменил мое отношение к внешней политике СССР больше, чем что-либо другое за годы моего пребывания в должности».
В США широкую поддержку получило вызванное этим событием наращивание американского военного присутствия в третьем мире и разработанная администрацией США во главе с Президентом Картером так называемая «Доктрина Картера», состоящая из ряда мер политического и экономического воздействия на Советский Союз и его внешнюю политику.
Соединенные штаты и большинство западных держав бойкотировали Олимпийские игры в Москве 1980 года.
Мировой общественности внушалось, что на Советский Союз и на большинство стран третьего мира действует только силовое воздействие.
Новая внешнеполитическая концепция США — «неоглобализм», предусматривала наращивание военного присутствия американцев во всем мире и особенно в зонах, объявленных жизненно важными для интересов США.
В ответ на действия СССР в Афганистане реализация новой внешнеполитической стратегии США вызвала резкое обострение международной обстановки, взвинтила гонку вооружений и на некоторое время затормозила переговоры по сокращению вооружений.
Под воздействием внешних и внутренних причин советским руководством было принято решение о выводе советских войск из Афганистана к 15 февраля 1989 года.
8 марта 1983 года президент США Рональд Рейган впервые назвал Советский Союз «империей зла».
1 сентября 1983 года авиалайнер Boeing 747 южнокорейской авиакомпании отклонился от курса более чем на 500 км, вошёл в закрытое воздушное пространство СССР, пролетел над военными объектами Камчатки и острова Сахалин, был перехвачен, а затем сбит советским истребителем Су-15.
Катастрофа вызвала серьезное обострение и без того непростых на тот момент отношений между Советским Союзом и Соединенными Штатами.
С приходом к власти в СССР М.С.Горбачева (1985 г.), после встречи в Рейкьявике осенью 1986 года, отношения стали налаживаться, что во многом было достигнуто ценой односторонних внешнеполитических уступок со стороны руководства СССР.
На рубеже 1980-90-х годов руководство Советского Союза довольно спокойно отнеслось к смене режимов в странах Варшавского Договора, что привело к снижению сферы влияния Советского Союза и изменению баланса сил в мире в пользу Соединенных Штатов.
3 декабря 1989 года на встрече на Мальте Джордж Буш и Михаил Горбачев объявили холодную войну законченной.
Первый Президент Российской Федерации Б.Н.Ельцин во время визита в США 15-19 июня 1992 года в выступлении перед американским Конгрессом отчетливо обозначил переход от конфронтации к активному взаимодействию с западными странами.
Переход от конфронтации к активному взаимодействию 1999 г.
Во время визита госсекретаря США Мадлен Олбрайт в Россию в январе 1999 года Б.Н.Ельцин и М.Олбрайт подтвердили приверженность России и США к строительству двусторонних отношений на основе равноправия, уважения и учета интересов друг друга. Особо подчеркивалось значение конструктивного российско-американского взаимодействия как стабилизирующего фактора международной жизни.
Холодная война закончена 1992 г.
Отмечалось, что возникающие расхождения в подходах к тем или иным проблемам не должны заслонять общие основополагающие стратегические цели двух стран.
Была подтверждена принципиальная линия администрации США на поддержку российских реформ.
Военные действия НАТО с участием авиации Соединенных Штатов Америки против Югославии в марте 1999 года вновь обострили российско-американские отношения, вызвали в России определенные обоснованные сомнения по поводу последующего выстраивания партнерских отношений с США.
Военные действия США против Югославии 1999 г.
В начале 2000-х годов основными проблемными вопросами между Россией и США оставались:
— взаимодействие России с Ираном в осуществлении ядерной программы;
— ситуация в Грузии, Украине и Палестине;
— развертываемая Соединенными Штатами система противоракетной обороны в Европе;
Многие в России рассчитывали, что с роспуском Организации Варшавского Договора Североатлантический альянс тоже прекратит свое существование.
Однако в 1999 году в НАТО были приняты Чехия, Польша
и Венгрия, в 2004 году — Эстония, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения и Болгария, а в 2009 году – Албания и Хорватия.
13 июня 2002 года США денонсировали Договор по ПРО от 1972 года, мотивируя это необходимостью защиты от «стран-изгоев».
Такой односторонний демарш был расценен российским руководством, как дестабилизирующий фактор глобального значения.
В начале 2003 года Россия совместно с Францией и Германией возглавила лагерь несогласных с вторжением США в Ирак.
В 2007 году с новой силой разгорелся конфликт между США и РФ по поводу намерения США разместить в Польше и Чехии элементы своей системы ПРО.
8 февраля 2007 года министр обороны США Роберт Гейтс заявил, что «Соединенным Штатам Америки следовало бы быть готовыми к возможному вооруженному конфликту с Россией».
Решительность действий России в грузино-осетинском конфликте в августе 2008 года стало подтверждением, демонстрацией роли России в разрешении вооруженных конфликтов у ее границ.
В США озвучиваются претензии по положению некоммерческих организаций в России, в декабре 2012 года принимается «Закон Магнитского».
Принятый Государственной Думой Российской Федерации в конце декабря 2012 года «Закон Димы Яковлева» вызвал бурное обсуждение в обществе и стал новым камнем преткновения в отношениях России и США.
К 2013 году возникают новые разногласия между РФ и США по поводу оценок развития ситуации в Сирии и Северной Корее, планов США по размещению элементов ПРО в Польше и Румынии.
Все мы являемся свидетелями, а некоторые из присутствующих в зале и участниками событий, которые я называю. Поэтому я не буду детально на них останавливаться.
В марте 2014 года обостряются отношения между двумя странами в связи с референдумом в Крыму и последующим вхождением Крыма в состав Российской Федерации: госсекретарь США Джон Керри в одном из телеинтервью отметил, что «перезагрузка» осталась в прошлом: «Мы вошли в другую фазу отношений с Россией».
Пожалуй, за весь период с 1991 года российско-американские отношения охладились как никогда.
В июне 2015 года в связи с планами США разместить в Восточной Европе танки, бронетранспортеры, реактивную артиллерию и другое тяжелое вооружение еще больше повысился градус напряженности между странами.
В России эти действия назвали «самым агрессивным шагом со времен холодной войны».
Оценивая в конце 2016 года предвыборные программы кандидатов в президенты Соединенных Штатов, их заявления по международной тематике и, прежде всего, по отношению к России, прогнозам и перспективам развития взаимоотношений с новой администрацией Белого дома, были определенные ожидания и надежды.
Однако, как мы видим, государственная машина Соединенных Штатов неуклонно следует прежним антироссийским курсом.
Сохраняются и наращиваются санкции, введенные прежней администрацией США, предвыборные обещания нивелируются, трансформируются, приобретают более жесткий характер.
В начале августа 2017 года президент Дональд Трамп подписал закон о санкциях против Ирана, Северной Кореи и России, который придал статус закона всем санкциям, введенным указами президента Барака Обамы.
В России расценили этот закон как объявление экономической войны и как признак того, что санкции продлятся долгие годы.
В Польшу «по-тихому» прибыла 2-я бронетанковая бригада США 2017 г.
Продолжается молчаливое наращивание группировки американских войск в Европе, в частности, в Польше.
Таким образом, нынешний период российско-американских отношений характеризуется дальнейшим накоплением элементов взаимного раздражения и напряженности.
Этап неоправданных надежд заканчивается, и в силу объективных причин в России и США идет переосмысление пройденного пути.
Этот процесс может продлиться еще достаточно долго.
По сути, с 1979 года и до настоящего момента не было ни одного дня, когда в отношении нашей страны не действовали бы какие-либо американские ограничения. Это означает, что на протяжении почти полувека Советский Союз и нынешняя Россия никогда не рассматривалась Соединенными Штатами в качестве дружественного государства.
Тем не менее, для взаимовыгодного сотрудничества и взаимодействия в целом ряде областей существуют объективные предпосылки.
В этой связи российско-американский диалог, как мне представляется, должен непременно продолжаться на рабочем и экспертном уровне, на уровне политических элит.
Какой-либо серьезный прорыв в двусторонних отношениях будет невозможен без расширения российско-американских отношений и придания им нового качества.
Уже сейчас необходимо поддерживать сотрудничество и даже наращивать его в таких областях, где еще сохранились общие интересы: взаимодействие правоохранительных органов двух стран в борьбе с незаконным оборотом наркотиков, организованной преступностью и коррупцией, борьбой с международным терроризмом во всех его проявлениях, необходимо продолжать реализацию совместных проектов в освоении космоса, однако цели и пути достижения этих устремлений в Соединенных Штатах и в России видятся по разному.
Полагаю, что последующие докладчики более детально остановятся на дипломатических и внешнеполитических аспектах взаимоотношений России и Соединенных Штатов, влиянии на взаимоотношения с Россией нынешней американской Стратегии национальной безопасности, отдельных аспектах военного сотрудничества и возможных перспективах его развития в нынешних условиях.
Братья навек. Когда отношения между США и Россией были лучше всего
Несколько дней назад генеральный секретарь ООН Антониу Гутерреш сказал на заседании Совета безопасности, что холодная война вернулась. А министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что отношения Москвы с Западом даже хуже, чем в те времена.
Конфликт между Россией и США нарастает уже несколько лет подряд. Но так было не всегда. В истории двух стран встречались теплые и даже братские периоды. RTVI вспомнил эти моменты.
Война за независимость США
Война за независимость США
Во время войны североамериканских колоний за независимость от Британской империи Россия, по сути, поддержала мятежников, объявив вооруженный нейтралитет в 1779 году.
В 1860-х
Во время Гражданской войны Россия снова пришла на помощь американцам. Император Александр II в 1863 году отправил две российские эскадры в Нью-Йорк и Сан-Франциско. Они сдерживали флот южан от нападений на эти порты и одновременно мешали Англии с Францией вступить в конфликт на стороне конфедератов.
На русских кораблях в Нью-Йорке бывали министры и конгрессмены. На одном из кораблей в Нью-Йорк прибыл молодой Римский-Корсаков, в будущем композитор.
Вот некоторые заголовки американских газет того периода: «Новый союз скреплен. Россия и Соединённые Штаты братствуют», «Русский крест сплетает свои складки с звездами и полосами», «Восторженная народная демонстрация», «Большой парад на Пятой улице».
Вскоре после окончания Гражданской войны в США Россия продала американцам Аляску за 7,2 млн долларов золотом.
После Февральской революции 1917 года
После Февральской революции 1917 года
США первыми признали временное правительство в России. Об этом лично заявил посол в Петрограде Дэвид Фрэнсис. Правительство США воспринимало новую Россию без царя как большую «братскую» демократическую державу, предлагало займы и поддержку. Американские журналисты в целом положительно восприняли свержение царя в России.
Но дружба братьев-демократов была недолгой. После того как большевики пришли к власти, отношения резко ухудшились. США поддерживали «белую армию» и даже вводили войска на Дальнем Востоке и в Поморье.
В начале 1930-х
Начало Великой депрессии подтолкнуло США к восстановлению отношений с Советами. В 1933 году Вашингтон наконец признал СССР официально, и после этого страны начали активно дружить — по крайней мере, в том, что касалось экономики. Москве были нужны технологии и инвестиции, а американским компаниям был нужен рынок сбыта.
Сталинской индустриализации помогали, в частности, компании Ford, Austin Company (построили завод ГАЗ в Нижнем Новгороде), Albert Kahn Inc. (построили Челябинский и Сталинградский тракторные заводы) и General Electric (помогали с ГОЭЛРО, в строительстве электростанций и первых электровозов).
Во время Великой Отечественной войны
Во время Великой Отечественной войны
После нападения Германии на СССР и Японии на США в 1941 году страны (вместе с Британией и другими государствами) стали союзницами. Впрочем, поддержка по лендлизу началась еще осенью 1941 года. В 1942 году был подписан договор о взаимной помощи.
Пропаганда в обеих странах рассказывала солдатам и населению о том, что страны воюют за свободу. В СССР рисовали агитационные плакаты, а в США, например, в 1943 году вышел полудокументальный фильм «Миссия в Москву», который принудительно показывали во всех кинотеатрах страны: в нем оправдывались сталинские репрессии 1937-1938 гг. Через десять лет во время разгула «маккартизма» он был запрещен как прокоммунистическая пропаганда.
Кульминацией стала встреча на Эльбе в апреле 1945. Уже летом в 1945 году отношения стали стремительно портиться, особенно после ядерных бомбардировок Японии.
После падения Берлинской стены
После падения Берлинской стены
В 1985 году в СССР к власти пришел Михаил Горбачев. Вместе с перестройкой и гласностью он объявил о «новом мышлении», которое предполагало другой взгляд на международные отношения и отказ от классового подхода.
После падения Берлинской стены в 1989 году разваливается Варшавский договор и бывшие советские сателлиты один за одним заявляют о демократизации и желании вступить в «единую» Европу. В самом СССР на фоне экономических и других трудностей (пустые прилавки, очереди, массовые протесты, этнические конфликты) западная модель — прежде всего, американская — однозначно воспринимается как образец для подражания.
После распада Советского Союза теплые отношения сохранялись еще несколько лет. В 1992 году президент Ельцин выступил перед Конгрессом США с речью о необходимости перейти от противостояния к взаимодействию.
В 1992-1994 гг. США осуществляли операцию Provide Hope: в 33 города бывшего СССР доставили 25 тысяч тонн гуманитарных грузов.
В 1994 году Россия вошла в «Партнерство во имя мира» — программу сотрудничества стран бывшего СССР и НАТО. В 1997 году был подписан основополагающий акт Россия-НАТО, в котором говорилось, что Россия и НАТО не соперники.
Все резко изменилось в марте 1999 года с началом бомбардировок Югославии авиацией НАТО, которые впервые за долгое время вызвали всплеск антиамериканских настроений как на правительственном, так и на обывательском уровнях.
После 11 сентября
Россия вошла в антитеррористическую коалицию, которую создали США в 2001 году. Москва активно поддержала операцию в Афганистане, в том числе предоставила свое воздушное пространство.
Некоторое время казалось, что это потепление надолго. В 2002 году появилась совместная декларация Буша и Путина, в которой подчеркивалось, что страны теперь партнеры. В ней шла речь об уважении демократических ценностей, расширении связей между странами, совместном решении конфликтов в Афганистане, Абхазии, Нагорном Карабахе, а также об экономическом сотрудничестве (и вступлении России в ВТО).
Но все снова испортилось в том же 2002 году, когда США вышли из договора по ПРО, а Россия из СНВ-2. А с началом операции американцев в Ираке в 2003 году отношения стали еще сложнее.
Перезагрузка
В марте 2009 года Сергей Лавров и Хиллари Клинтон нажали символическую кнопку «перезагрузки» отношений двух стран. «Мы очень старались написать это слово по-русски правильно. У нас получилось?» — спрашивала тогда Клинтон. Но без ошибки не обошлось: оказалось, что на кнопке было написано peregruzka.
Опечатка про «перегрузку» стала пророческой.