история туризма учебное пособие
История туризма учебное пособие
Рекомендовано экспертным советом УМО в системе ВО и СПО в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по направлению подготовки/специальности «Туризм» и «Сервис:
В.И. Бажуков, д-р культурологии, проф. кафедры ЮНЕСКО ФГП МГУ имени М.В. Ломоносова
Люди путешествовали во все времена. В ранние периоды человеческой культуры были эпохи Великих переселений, когда гонимые холодом и голодом, а нередко под натиском вражеских орд целые народы вынужденно покидали обжитые места в поисках лучшей доли и осваивали новые территории. Проходят века, и вот уже по дорогам движутся караваны торговцев и шеренги воинов, бредут сиротливые путники и целеустремленные пилигримы. Здесь можно встретить и одиноких странников, и целые экспедиции. Проторенными путями направляются люди, жаждущие развлечений и отдыха в благодатных уголках теплых приморских стран. Искатели приключений и романтики выбирают тернистую стезю неизведанных странствий. В эпоху Великих географических открытий практически из всех гаваней мира под парусами удачи и надежды в море уходят корабли. По мере того как человечество развивалось, оно открывало новые земли, совершенствовало средства передвижения. Практически нет ни одной культуры, в историю которой не вплеталась бы история путешествий. Многообразны цели путешественников, различны их дороги, но не менее разнообразны и традиции гостеприимства у разных народов. В фольклоре каждого народа найдется немало преданий и легенд о великих странниках, история наполнена фактами и свидетельствами первооткрывателей чужедальних стран, описаниями нравов и обычаев населявших их людей.
Как часто, листая старые, не раз уже прочитанные нами книги с пожелтевшими страницами, мы находим для себя нечто новое и неожиданное. Так же и с историей: вновь обращаясь к той или иной эпохе, ее событиям, мы вдруг открываем в ее многозначительном подстрочнике то, что ранее нами было не замечено или опускалось как несущественное. Столько раз мы при изучении истории мировой культуры заучивали имена и даты, в череде исторических событий, описанных на страницах многочисленных учебников, встречали упоминания о путешествиях и плаваниях. Их история наверняка заслуживает хвалебного эпитета «широко известная», однако это не делает ее менее интересной в глазах читателей. Какие-то из дальних странствий сразу оценивались как «великие», ибо они приносили человечеству открытия неведомых народов или целых континентов. Другим же суждено было пройти через забвение современников, чтобы потом, в отдаленном будущем, люди смогли постичь подвиг первопроходцев. Многие события истории растворялись в контексте конкретных культурных эпох и не всегда связывались в единую цепь – историю путешествий. Именно через ее реконструкцию можно понять, воспроизвести логику развития культуры, воссоздать определенные типы и модели поведения «человека путешествующего».
Базируясь на достижениях прикладной культурологии, история туризма рассматривает эволюцию «человека путешествующего» в разных странах и в разные времена. Понять, как менялись цели и маршруты путешествий, как формировались традиции гостеприимства, можно, изучив особенности самой культуры, которая, являясь для человека «второй природой», способствует его формированию, определяет стиль его жизни, его идеалы, предпочтения и те цели, которые он ставит перед собой, в том числе и в сфере отдыха и путешествий.
Изучение истории путешествий поможет нам разобраться в появлении туризма как специфической деятельности людей и отрасли хозяйства. Это непростой вопрос. В научной литературе имеются разные мнения о становлении туризма как специфической деятельности людей и отрасли хозяйства. Одни ученые считают временем рождения туризма как явления середину XIX в., другие утверждают, что он возник еще в XVIII в., есть и такие, кто смело говорит о туризме в античном Риме.
Историю туризма трудно отделить от истории гостеприимства не только потому, что это две важные составляющие современной сервисной экономики, но и потому, что исторически они формировались как взаимосвязанные и взаимодополняемые социальные сферы. Развитие туризма, появление новых его видов, расширение географии путешествий способствовали распространению гостиниц, их совершенствованию и специализации. В свою очередь улучшение обслуживания туристов, развитие транспортной инфраструктуры и гостиничного хозяйства содействовали развитию туристских потоков. Развитие туризма и гостеприимства напрямую связано с развитием всех сфер человеческой культуры, ориентированных на отдых и лечение, образование и развлечения людей. Вот почему история туризма и гостеприимства будет неполной, если мы не ознакомимся со становлением и развитием различных традиций, сложившихся у народов в этих сферах. Для нас особенно важно также понять человека современной культуры, его отношение к активному отдыху и развлечениям. Сможет ли человек в новом тысячелетии сохранить связь с традициями путешествий и туризма, сформировавшимися на протяжении столетий? Не утратит ли наш современник тягу к дальним странствиям, заменив их бдением у экранов телевизоров или «путешествиями» по Интернету? Каким будет туризм в новом тысячелетии и как разовьется сфера услуг в индустрии гостеприимства? Ответ на эти и другие вопросы кроется в истории.
В настоящее время учебная дисциплина «История туризма и гостеприимства» читается в российских вузах и колледжах туристско-гостиничного профиля. Разделы по истории содержатся во многих учебных пособиях, адресованных студентам, специализирующимся в области туризма и гостеприимства. Наряду с этим написано также несколько специальных книг и учебников по истории туризма, большая часть которых появилась за последнее время.
Структура учебного пособия определена поставленными задачами. Его построение позволяет проявлять максимальную гибкость, учитывая различные аудитории, сохраняя при этом теоретическую компоненту. Во всех случаях в основе должна быть вводная глава «История туризма и гостеприимства как наука», в которой обозначены подходы к определению статуса и места этой научной дисциплины. В этой главе выявлены предмет, методы и цель изучения истории туризма и гостеприимства, а также рассматривается понятийный аппарат этой отрасли человеческого знания. Учебное пособие включает в себя главы, в которых подробно рассматриваются особенности путешествий, традиции гостеприимства в разных культурах и на разных этапах развития человеческой цивилизации, а также условия становления туризма, основные тенденции его развития в России и других ведущих странах мира. В них содержится конкретная информация, которая не только значительна сама по себе, но в то же время аргументирует, иллюстрирует и раскрывает основные положения учебного курса. В данном издании учебного пособия значительно расширены главы, связанные с развитием туризма и гостеприимства в XXI в.
После каждой темы приведены вопросы для повторения. В приложении даны основные даты истории путешествий, туризма и гостеприимства, тесты, а также список дополнительной научной литературы историко-культурологического, страноведческого и географического характера, которая может быть использована студентами при подготовке докладов и рефератов по истории туризма и гостеприимства.
В тексте учебного пособия упоминается немало художественных произведений, авторы которых либо сами путешествовали, либо на страницах своих книг описывали реальные или мнимые путешествия. Знакомство с путевыми заметками, историческими хрониками, романами о путешествиях и другой художественной литературой поможет студентам составить более полное представление о той или иной культурной эпохе. Приведенный список художественных книг, путевых дневников и заметок поможет студентам сориентироваться в одном из самых интересных разделов всемирной истории, связанном с путешествиями и туризмом.
История туризма учебное пособие
В учебном пособии рассматриваются исторические вопросы зарождения, становления и развития туризма в нашей стране с древних времен и до настоящих дней. Детально анализируются историко-географические, экономические и социально-психологические предпосылки зарождения туризма и экскурсионного дела, становление различных видов туризма и туристских организаций в дореволюционной России и в СССР. Рассматриваются вопросы состояния российского туризма в переходный период к иной социально-экономической формации, создания правовой базы и системы туристского образования, формирования индустрии туризма и туристского бизнеса в новой России. Анализируются особенности современного российского туризма с учетом процессов полицентризма, глобализации и информатизации, повышения роли туризма в экономической и общественной деятельности. Прогнозируются перспективные направления развития российского туризма.
Учебное пособие состоит из шести глав.
Первая глава посвящена предыстории российского туризма, в которой рассматриваются следующие темы:
Вторая глава учебного пособия освещает вопросы, касающиеся зарождения и развития туризма и экскурсионного дела в Российской империи:
В третьей главе учебного пособия рассматривается развитие туризма и экскурсионного дела в СССР. Основные разделы данной главы:
В Четвертой главе рассматривается российский туризм в постсоветский период (90-е годы XX века). Основные разделы данной главы:
Пятая глава учебного пособия посвящена развитию туризма в начале XXI века. Основные разделы:
Шестая глава посвящена основным направлениям развития туризма в современной России, среди которых наибольшее значение занимают культурно-познавательный, научный, спортивно-оздоровительный, экологический, социальный, лечебно-оздоровительный и другие виды туризма. Также уделено внимание перспективным видам туризма в XXI веке.
В конце каждой главы даются контрольные вопросы.
Учебное пособие содержит список рекомендуемой основной и дополнительной литературы, список сокращений, а также приложение в виде хронологической таблицы основных событий в истории путешествий и туризма в России.
Учебное пособие выполнено под общей редакцией д.пед.н., профессора Власовой Т.И.
Авторский коллектив: Алексеев В.И., Байков Е.А., Баканова А.А., Барышников В.И., Вахмистрова С.И., Воронин А.Н., Гельман В.Я., Данилова М.М., Закорин Н.Д., Иванов А.В., Кулагин Р.А., Логинов Л.М., Нужнов И.Н.,
Панов Н.И., Пешкова Н.А., Попов Н.Г., Скобельцина А.С., Севастьянов Д.В., Тихомирова А.А., Федотов Ю.Н.
Данное пособие рекомендовано УМО вузов Российской Федерации по образованию в области сервиса и туризма в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Туризм» по специальности «Социально-культурный сервис и туризм». Предназначается также для преподавателей, научных работников, соискателей и аспирантов профильных учебных заведений, а также практических работников сферы туризма.
История туризма и гостеприимства
Рассмотрены основные периоды развития туризма и гостеприимства на фоне историко-культурных, социально-политических процессов отечественной и мировой истории. Представлена панорама путешествий, многообразные традиции гостеприимства и развлечений, характерные для всех периодов развития культуры. Показаны основные причины становления и факторы развития туризма и гостеприимства в России. В приложении приведены основные даты истории туризма и гостеприимства, тесты, дан обзор литературных путешествий и путевых записок известных писателей, паломников, купцов-путешественников и первооткрывателей. Соответствует ФГОС ВО последнего поколения. Для студентов высших и средних учебных заведений, изучающих историю туризма и гостеприимства.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги История туризма и гостеприимства предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Рекомендовано экспертным советом УМО в системе ВО и СПО в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по направлению подготовки/специальности «Туризм» и «Сервис:
В.И. Бажуков, д-р культурологии, проф. кафедры ЮНЕСКО ФГП МГУ имени М.В. Ломоносова
Люди путешествовали во все времена. В ранние периоды человеческой культуры были эпохи Великих переселений, когда гонимые холодом и голодом, а нередко под натиском вражеских орд целые народы вынужденно покидали обжитые места в поисках лучшей доли и осваивали новые территории. Проходят века, и вот уже по дорогам движутся караваны торговцев и шеренги воинов, бредут сиротливые путники и целеустремленные пилигримы. Здесь можно встретить и одиноких странников, и целые экспедиции. Проторенными путями направляются люди, жаждущие развлечений и отдыха в благодатных уголках теплых приморских стран. Искатели приключений и романтики выбирают тернистую стезю неизведанных странствий. В эпоху Великих географических открытий практически из всех гаваней мира под парусами удачи и надежды в море уходят корабли. По мере того как человечество развивалось, оно открывало новые земли, совершенствовало средства передвижения. Практически нет ни одной культуры, в историю которой не вплеталась бы история путешествий. Многообразны цели путешественников, различны их дороги, но не менее разнообразны и традиции гостеприимства у разных народов. В фольклоре каждого народа найдется немало преданий и легенд о великих странниках, история наполнена фактами и свидетельствами первооткрывателей чужедальних стран, описаниями нравов и обычаев населявших их людей.
Как часто, листая старые, не раз уже прочитанные нами книги с пожелтевшими страницами, мы находим для себя нечто новое и неожиданное. Так же и с историей: вновь обращаясь к той или иной эпохе, ее событиям, мы вдруг открываем в ее многозначительном подстрочнике то, что ранее нами было не замечено или опускалось как несущественное. Столько раз мы при изучении истории мировой культуры заучивали имена и даты, в череде исторических событий, описанных на страницах многочисленных учебников, встречали упоминания о путешествиях и плаваниях. Их история наверняка заслуживает хвалебного эпитета «широко известная», однако это не делает ее менее интересной в глазах читателей. Какие-то из дальних странствий сразу оценивались как «великие», ибо они приносили человечеству открытия неведомых народов или целых континентов. Другим же суждено было пройти через забвение современников, чтобы потом, в отдаленном будущем, люди смогли постичь подвиг первопроходцев. Многие события истории растворялись в контексте конкретных культурных эпох и не всегда связывались в единую цепь — историю путешествий. Именно через ее реконструкцию можно понять, воспроизвести логику развития культуры, воссоздать определенные типы и модели поведения «человека путешествующего».
Базируясь на достижениях прикладной культурологии, история туризма рассматривает эволюцию «человека путешествующего» в разных странах и в разные времена. Понять, как менялись цели и маршруты путешествий, как формировались традиции гостеприимства, можно, изучив особенности самой культуры, которая, являясь для человека «второй природой», способствует его формированию, определяет стиль его жизни, его идеалы, предпочтения и те цели, которые он ставит перед собой, в том числе и в сфере отдыха и путешествий.
Изучение истории путешествий поможет нам разобраться в появлении туризма как специфической деятельности людей и отрасли хозяйства. Это непростой вопрос. В научной литературе имеются разные мнения о становлении туризма как специфической деятельности людей и отрасли хозяйства. Одни ученые считают временем рождения туризма как явления середину XIX в., другие утверждают, что он возник еще в XVIII в., есть и такие, кто смело говорит о туризме в античном Риме.
Историю туризма трудно отделить от истории гостеприимства не только потому, что это две важные составляющие современной сервисной экономики, но и потому, что исторически они формировались как взаимосвязанные и взаимодополняемые социальные сферы. Развитие туризма, появление новых его видов, расширение географии путешествий способствовали распространению гостиниц, их совершенствованию и специализации. В свою очередь улучшение обслуживания туристов, развитие транспортной инфраструктуры и гостиничного хозяйства содействовали развитию туристских потоков. Развитие туризма и гостеприимства напрямую связано с развитием всех сфер человеческой культуры, ориентированных на отдых и лечение, образование и развлечения людей. Вот почему история туризма и гостеприимства будет неполной, если мы не ознакомимся со становлением и развитием различных традиций, сложившихся у народов в этих сферах. Для нас особенно важно также понять человека современной культуры, его отношение к активному отдыху и развлечениям. Сможет ли человек в новом тысячелетии сохранить связь с традициями путешествий и туризма, сформировавшимися на протяжении столетий? Не утратит ли наш современник тягу к дальним странствиям, заменив их бдением у экранов телевизоров или «путешествиями» по Интернету? Каким будет туризм в новом тысячелетии и как разовьется сфера услуг в индустрии гостеприимства? Ответ на эти и другие вопросы кроется в истории.
В настоящее время учебная дисциплина «История туризма и гостеприимства» читается в российских вузах и колледжах туристско-гостиничного профиля. Разделы по истории содержатся во многих учебных пособиях, адресованных студентам, специализирующимся в области туризма и гостеприимства. Наряду с этим написано также несколько специальных книг и учебников по истории туризма, большая часть которых появилась за последнее время.
Структура учебного пособия определена поставленными задачами. Его построение позволяет проявлять максимальную гибкость, учитывая различные аудитории, сохраняя при этом теоретическую компоненту. Во всех случаях в основе должна быть вводная глава «История туризма и гостеприимства как наука», в которой обозначены подходы к определению статуса и места этой научной дисциплины. В этой главе выявлены предмет, методы и цель изучения истории туризма и гостеприимства, а также рассматривается понятийный аппарат этой отрасли человеческого знания. Учебное пособие включает в себя главы, в которых подробно рассматриваются особенности путешествий, традиции гостеприимства в разных культурах и на разных этапах развития человеческой цивилизации, а также условия становления туризма, основные тенденции его развития в России и других ведущих странах мира. В них содержится конкретная информация, которая не только значительна сама по себе, но в то же время аргументирует, иллюстрирует и раскрывает основные положения учебного курса. В данном издании учебного пособия значительно расширены главы, связанные с развитием туризма и гостеприимства в XXI в.
После каждой темы приведены вопросы для повторения. В приложении даны основные даты истории путешествий, туризма и гостеприимства, тесты, а также список дополнительной научной литературы историко-культурологического, страноведческого и географического характера, которая может быть использована студентами при подготовке докладов и рефератов по истории туризма и гостеприимства.
В тексте учебного пособия упоминается немало художественных произведений, авторы которых либо сами путешествовали, либо на страницах своих книг описывали реальные или мнимые путешествия. Знакомство с путевыми заметками, историческими хрониками, романами о путешествиях и другой художественной литературой поможет студентам составить более полное представление о той или иной культурной эпохе. Приведенный список художественных книг, путевых дневников и заметок поможет студентам сориентироваться в одном из самых интересных разделов всемирной истории, связанном с путешествиями и туризмом.
Результатом освоения дисциплины «История туризма и гостеприимства» является овладение будущими выпускниками следующими общекультурными, инструментальными и профессиональными компетенциями, которые позволят им получить представление о роли и значении путешествий и туризма в истории человеческой культуры.
Студент должен иметь представление:
• о путешествиях и туризме как об одном из видов осуществления межкультурных коммуникаций в истории человеческой культуры;
• исторических и социокультурных истоках путешествий в различных типах культур;
• изменении модели «человека путешествующего» в истории культуры.
Студент должен знать:
• специфику путешествий и туризма в различных типах культур и у разных народов;
• основные закономерности становления и развития организованного туризма;
• национальные особенности и традиции путешествий в России;
• отечественный и мировой опыт становления международного туризма;
• виды и формы международной туристской деятельности;
• роль ООН в формировании и системе мирового туристского движения.
Студент должен уметь:
• выявлять причинно-следственные связи между исторической эпохой и развитием туризма;
• анализировать процессы и явления, происходящие в развитии туризма;
• анализировать и сопоставлять особенности развития гостиничной индустрии;
• работать с историческими источниками, научной литературой и интернет-ресурсами;
• ориентироваться в системе законодательства и нормативных правовых актов, регламентирующих сферу профессиональной деятельности.
Студент должен владеть:
• методами познания, обобщения и анализа информации, алгоритмом постановки цели и задач исследования состояния индустрии туризма и гостеприимства;
• способами определения влияния социально-политических и культурно-исторических процессов на сферу туризма;
• методами сбора, обобщения и использования культурно-исторического и страноведческого материала для работы в сфере практического туризма;
• методами оценки достижений в сфере туризма на основе знания исторического контекста их появления;
• методами оценки основных этапов развития путешествий и туризма в России и мире;
• должен демонстрировать способность и готовность использования полученных знаний в практической деятельности.
Общекультурные компетенции (ОК):
• способность к интеллектуальному, культурному, нравственному, физическому и профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию (ОК-1);
• способность к достижению целей и критическому переосмыслению накопленного опыта (ОК-2);
• способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности (ОК-3);
• владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4); способность работать в коллективе, руководить людьми и подчиняться (ОК-6);
• владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством обеспечения информацией в туристской деятельности, способность работать в глобальных компьютерных сетях (ОК-12).
История туризма и гостеприимства
Рассмотрены основные периоды развития туризма и гостеприимства на фоне историко-культурных, социально-политических процессов отечественной и мировой истории. Представлена панорама путешествий, многообразные традиции гостеприимства и развлечений, характерные для всех периодов развития культуры. Показаны основные причины становления и факторы развития туризма и гостеприимства в России. В приложении приведены основные даты истории туризма и гостеприимства, тесты, дан обзор литературных путешествий и путевых записок известных писателей, паломников, купцов-путешественников и первооткрывателей. Соответствует ФГОС ВО последнего поколения. Для студентов высших и средних учебных заведений, изучающих историю туризма и гостеприимства.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги История туризма и гостеприимства предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
История туризма и гостеприимства как наука
Роль путешествий в развитии культуры
Ученые, изучающие истоки человеческой цивилизации, полагают, что становление и развитие человеческой культуры было неразрывно связано с путешествиями древнего человека. Путешествие — это поиск путей сообщения. В древние времена путешествия способствовали расширению ойкумены, возникновению новых очагов цивилизации. Среди ученых, изучающих культуры разных народов, есть те, кто полагает, что сходство культур на разных континентах связано с путешествиями древних людей.
История мировой культуры зависит от «человека путешествующего». Наряду с научными теориями, доказывающими, что человек является творцом культуры, существуют и концепции, считающие человека лишь ее «носильщиком». Во время путешествий он распространяет, «переносит» культуры с одно места на другое, способствуя расширению географии культуры. В этом отношении интересна концепция немецкого этнографа, африканиста Лео Фробениуса (1873–1938). Он полагал, что культуры являются живыми, подобно организмам, обладают «душой», переживающей стадии рождения, взросления, старения и смерти. Поэтому каждая из них уникальна и самобытна. Фробениус подчеркивал, что культура растет сама по себе, без человека. Но распространяется она только благодаря путешествующему человеку. Этот процесс может, по мнению ученого, происходить как через контакты отдельных людей, так ив результате масштабных перемещений народов в результате воин, торговли и других миграций.
Эти идеи Фробениуса нашли отражение в теории диффузии, согласно которой культурные явления, однажды возникнув, многократно перемещаются, что объясняет сходство культур или их отдельных элементов. Изучая материальную культуру, обряды, искусства и мифологию Америки, различные формы африканской культуры и доисторической Европы, ученые — сторонники диффузионизма нашли множество подтверждений своей теории. Следы этих процессов выявляются не только методом сравнительного изучения; на нее указывает и обширный полевой материал.
Вся история культуры — это история перемещения нескольких «культурных кругов» и их механического взаимодействия («напластование»). Следовательно, диффузионисты противопоставили понятию эволюции, культурного прогресса понятие культурной диффузии, которая основывается на представлениях о пространственном перемещении, распространении культуры или ее отдельных элементов из какого-либо центра или центров. И хотя эта концепция не является общепризнанной и оспаривается большинством ученых, но в ней дан интересный вариант объяснения роли «человека путешествующего» в развитии культуры.
Удивление первых путешественников-европейцев, пересекших величайший из всех океанов, вызвало то, что в центральной его части было расположено множество маленьких гористых островов и низких коралловых рифов, отделенных друг от друга огромными пространствами воды. Большинство из этих островов было населено удивительными людьми, встречавшими европейцев на берегу с собаками, свиньями и домашней птицей. На острове Пасхи обнаружились следы древнейшей мегалитической культуры.
Важность изучения истории туризма и гостеприимства
Вопросы изучения роли путешествий находятся в центре внимания истории туризма. История — это наша культурная память. Она запечатлевается в фольклоре, фиксируется в летописях, оседает документами в архивах и библиотеках, ей посвящены научные труды историков. О важности изучения истории немало сказано. Еще в древности римский оратор и философ Цицерон называл историю свидетелем прошлого, светом истины, живой памятью, учителем жизни. О значении знания истории писал испанский писатель Мигель Сервантес, когда сравнивал ее с сокровищницей наших деяний, свидетельницей прошлого и поучением для настоящего, предостережением для будущего.
Многое в необъятных просторах прошлого, несомненно, кануло в Лету и в настоящее время не упоминается ни в одной из летописей, ни в одном из более или менее достойных трудов историков. Но есть и такие явления истории, которые привлекают пристальное внимание ученых. Одно из них — история путешествий.
Как любая история, эта история открывает перед современным человеком дорогу в прошлое, дает возможность прикоснуться к наследию великих путешественников, понять, как формировались представления об окружающем мире, куда стремились люди в поисках нового, неизведанного. Прослеживая хронологию путешествий, человек расширяет горизонты познания. Это интересный и увлекательный поиск знаний, который к тому же имеет большое практическое значение по дальнейшему осуществлению туристской деятельности в современном мире.
Перед исследователями истории туризма стоит непростая задача: необходимо, основываясь на фактах и исторических свидетельствах, проследить ее логику развития, понять социально-культурную обусловленность истории путешествий, объяснить, почему туризм появился на определенном этапе этой истории. При этом понять историю туризма можно, только рассматривая это явление в широком социокультурном контексте.
Для научных исследований в науках о туризме используются различные источники. Такие как:
• вещественные (предметы быта, изобразительно-художественные источники, архитектурные сооружения и т. д.);
• письменные (летописи, журналы, документы, научные труды и т. д.);
• устное народное творчество (фольклор, мифы и легенды и т. д.);
• лингвистические (географические названия, личные имена и т. д.).
В последние годы активно используют ресурсы Интернета. Только привлечение всех видов источников позволит смоделировать историческое развитие туризма в разных культурах.
История странствий, художественное или документальное описание дальних стран и диковинных заморских чудес, удивительных обычаев и народов составляют целые пласты мировой культуры. Мотив странствий можно найти во многих жанрах художественной поэзии и прозы. Путешествие как самостоятельный литературный жанр возник достаточно давно. Определенную роль в его развитии сыграли легенды, путевые рассказы и записи самих путешественников, как это было еще у отца истории Геродота. И позднее были опубликованы многочисленные записки и дневники о путешествиях, которые составили всемирное литературное наследие и принесли практическую пользу тем, кто собирался в путешествие. Так, произведения Жан-Жака Руссо, повествование которых разворачивается на фоне пейзажей Швейцарии, во многом предопределили интерес путешественников к этой стране. Многие художественные произведения стали своеобразными источниками информации о странах, гостиницах и способах передвижения для туристов.
В мировой и отечественной художественной литературе часто используются приемы описания путешествия в виде путевого дневника и очерка. Интересны с познавательной точки зрения и книги-воспоминания о странах и народах, написанные купцами и послами. Среди наиболее известных упомянем «Хожение за три моря» русского купца Афанасия Никитина и «Книгу о разнообразии мира» итальянского купца Марко Поло, «Записки о Московии» немецкого посла С. Герберштейна и «Исторический рассказ о путешествии польских послов в Московию, ими предпринятом в 1667 г.» и др.
Особое внимание заслуживают художественные описания научно-географических путешествий, к примеру, книги «Путешествие в Уссурийском крае», «Монголия и страна тангутов. Трехлетнее путешествие в Восточной нагорной Азии» Н.М. Пржевальского или книги «Открытие Антарктиды» Ф.Ф. Беллинсгаузена и «Камчатские экспедиции» В.Й. Беринга и многие другие, из которых можно почерпнуть немало важных сведений, конкретных фактов по влиянию путешествий на развитие человека и его культуры.
В свое время немецкий философ Иммануил Кант заметил, что сами путешествия, как и чтение книг о путешествиях, следует отнести к средствам расширения науки о человеке, антропологии. Отечественный ученый П.Ф. Каптерев вначале XX в. был убежден в том, что настанет время, когда необходимым элементом хорошего, полного образования будет «кругосветное путешествие».
В свою очередь, изучая историю путешествий людей, можно понять сущностные механизмы самой культуры, ее наиболее значимые механизмы коммуникаций и возможные перспективы развития. В нашей стране становление истории туризма как науки началось достаточно поздно, лишь со второй половины XX столетия. В начале 80-х гг. стали появляться первые учебники по истории туризма. Среди ученых, занимающихся вопросами истории туризма и гостеприимства, можно отметить таких, как В.А. Квартальное, М.Б. Биржаков, И.В. Зорин, Г.П. Долженко, Г.С. Усыскин, В.В. Дворниченко, Ю.С. Путрик, Л.П. Воронкова, Г.Ф. Шаповал, М.В. Соколова и других.
Цель и задачи изучения истории туризма и гостеприимства
Применение исторического подхода к туризму осуществляется с целью определить причины возникновения и логику развития рассматриваемого явления. Осуществить это можно путем обращения к предыстории туризма. Описывая историю возникновения и развития туризма, меньше всего хотелось бы свести все к простому перечислению фактов, пересказу маршрутов странствований и воспоминаний путешественников. Каждая историко-культурная эпоха характеризуется специфическими традициями и условиями развития, характером путешествий и особенностей гостеприимства. История туризма, тесно связанная с историей гостеприимства, вплетается в культурный контекст.
Вот почему при анализе путешествий, туризма и гостеприимства важно рассматривать материальную, повседневную культуры народов. Реконструкция культурно-исторических эпох позволяет лучше понять, как культуры в разные периоды истории определяли цели и характер путешествий. Предстоит выяснить, чем путешествие отличается от туризма, на каком этапе произошло его становление и как это повлияло на характер современной культуры. Следовательно, цель изучения истории туризма и гостеприимства состоит в формировании целостного представления о развитии туризма и гостеприимства в контексте отечественной и мировой культуры.
Потребность в таком анализе вытекает из стремления выявить перспективы дальнейшего развития международного туризма. Исходя из общей цели, можно сформулировать следующие задачи:
• раскрыть истоки туризма в истории культуры, проследив динамику развития путешествий, их цели, задачи и социокультурные последствия;
• рассмотреть историю международного туризма в связи с определенным типом культуры, выявив особенности мотивации путешествий, дать характеристику «человека путешествующего» в разных культурах;
• проследить изменения в географии туризма и традиций гостеприимства в разные периоды истории;
• на основе описания традиций гостеприимства народов мира показать направления формирования системы гостеприимства и достижения гостиничной индустрии на современном этапе;
• выявить объективные предпосылки и причины становления организованного туризма и понять тенденции его развития и национальную специфику;
• раскрыть особенности российского туризма, его историю и особенности развития на всех этапах, проанализировать современное состояние российского туризма;
• показать состояние географии современного международного туризма, основные тенденции и перспективы его развития.
История туризма и гостеприимства представляет собой науку, изучающую различные типы культур с целью выявления характерных для них моделей «человека путешествующего», а также изучения влияния материальной и бытовой культуры на развитие традиций гостеприимства и раскрытия основных этапов, тенденций и культурно-национальных особенностей развития туризма.
Эта отрасль научных знаний не только представляет чисто академический, теоретический интерес для историка, но имеет и прикладное значение. Тем же, кто работает в туристской сфере и по роду своей профессии призван вовлекать людей в удивительный мир путешествий, история «человека путешествующего» окажет неоценимые услуги, дав богатейший материал для анализа. В современных условиях динамично развивающего международного и национального туризма знание истории путешествий и культурно-исторических традиций гостеприимства позволяет эффективнее вести туристско-гостиничный бизнес с учетом ценностных ориентаций потребителей, представляющих разные социальные группы и разные культуры.
Основные методы изучения истории туризма
Использование накопленного в мировой культуре теоретического и практического материала по осмыслению феномена туризма позволит выработать подходы и методы работы с историей.
Методология в любой науке — это учение о принципах построения, формах и способах научного познания. Методология выступает как средство теоретического познания и преобразования действительности. В науке о туризме ученые опираются на общенаучную и частно-научную методологию в своих теоретических исследованиях сферы туризма.
К методам общенаучного исследования, которые используются в самых различных областях науки, т. е. имеют междисциплинарный спектр применения, относятся:
• сравнительный (компаративный) метод предполагает исследования, позволяющие путем сравнения выявлять общее и особенное в развитии туризма у народов разных стран;
• историко-типологический метод, основой которого является понимание взаимосвязи единичного, особенного, общего и всеобщего в историческом процессе;
• системный метод представляет собой направление методологии исследования, в основе которого лежит рассмотрение туризма как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними, т. е. рассмотрение туризма как системы, и другие методы.
История международного туризма, как любая частная наука, имеет свои специфические методы исследования, т. е. имеет собственный методологический инструментарий. При этом частно-научные методы не оторваны от общенаучных и базируются на их различных сочетаниях. Сами частно-научные методы, которыми пользуются ученые, имеют специфику в зависимости от поставленных целей исторического исследования. Среди частно-научных методов выделим такие методы, как:
• контент-анализ — метод изучения текстовой и графической информации, заключающийся исторических источниках;
• метод картографирования маршрутов древних путешествий, определение территорий и их классификация;
• социально-психологические методы, позволяющие выявить мотивации туристских поездок в различные исторические периоды и возможные дифференциации путешественников.
Ученые могут использовать и другие методы при исследовании истории международного туризма с целью объяснить влияние различных факторов, выявить причинно-следственные отношения в различные периоды истории и на современном этапе.
Одним из основных методов классификации и сравнения исторических событий является типологизация. Само понятие «тип» (от греч. typos — отпечаток, форма, образец) означает своеобразную теоретическую модель для группы объектов или явлений, в которой фиксируются их общие признаки, свойства, принципы существования. Сам процесс типологизации связан с выделением в системе различных объектов и группировкой с помощью определенной модели. Наиболее распространенной в отечественной научной литературе является историческая типология культур. Она и будет положена в основу периодизации истории международного туризма. В процессе изучения истории международного туризма мы будем сопоставлять типы культур и типы «человека путешествующего», характерные для определенной эпохи и народа. Использование типологических критериев позволит избежать разночтений в характеристике этапов истории международного туризма, что встречается в современной отечественной и зарубежной литературе по туризму.
История международного туризма так же, как и другие науки, формирует определенный понятийный аппарат. В задачи ученых входят анализ содержания понятия, выяснение его генезиса, его роли в научном исследовании и значения для раскрытия сущности рассматриваемого процесса. Возможные разночтения в толковании терминов отчасти связаны с тем, что наука о туризме постоянно и интенсивно развивается. Идет естественный для каждой отрасли научного знания процесс уточнения, конкретизации ее понятийного аппарата. К примеру, в научной литературе можно встретить разные позиции по вопросу разделения таких понятий, как «путешествие» и «туризм», или относительное единодушие в предпочтительном использовании термина «туристский» вместо «туристический» и т. д. В настоящее время вокруг толкования туристских терминов все еще продолжаются дискуссии и споры, которые носят не только чисто теоретический характер. Неразбериха в использовании понятий, их различное толкование, в том числе и ведомственное, приводят к усложнению туристской деятельности, ставят препоны на пути развития туристско-гостиничного бизнеса. Четкие, однозначные формулировки понятий имеют не только чисто теоретическое значение, но и практический, прикладной смысл.
Рассмотрим определения важнейших понятий — «путешествие» и «туризм». Большинство исследователей полагают, что понятия неразрывно связаны между собой, поскольку оба описывают определенный образ поведения человека. Путешествие — передвижение по какой-либо территории, акватории независимо от цели такого перемещения. Путешествие, к примеру, может принимать форму военных походов, переселений народов, экспедиций, кочевых миграций и т. д. В зависимости от целей и особенностей путешествий, люди, совершающие путешествия, могут быть натуралистами, моряками, паломниками, коммивояжерами и т. д. Так, путешественниками-натуралистами считают людей, занятых исследованиями природного и животного мира, отправляющихся в такие места на планете, где природа сохранилась в первозданном виде, а коммивояжерами называют находящихся в постоянных разъездах представителей торговых фирм, которые предлагают покупателям товары по имеющимся у них образцам. Из этого можно сделать вывод, что понятие «путешествие» является достаточно сложным. Оно описывает разнообразные перемещения людей в пространстве и во времени и, следовательно, может рассматриваться как более широкое понятие, чем «туризм».
Понятие «турист» было введено в литературный обиход приблизительно в 1800 г. В это время вышла в свет книга Пейджа «Анекдоты английского языка», в которой путешественник был назван туристом. Примерно в то же время во Франции публикуется словарь французского языка, включающий определение туриста как человека, путешествующего из любопытства или с целью «убить время». Позднее, в 1838 г., появляются «Воспоминания туриста» Стендаля, что дает основание именно его считать изобретателем слова «турист».
Как полагают отечественные исследователи, слово «туризм» происходит от латинского слова tornus (движение по кругу; вертеть, вращать). В широком смысле оно означает передвижение с одновременной сменой быта людей. Наиболее выразительно оно во французском языке: tour означает путешествие с возвращением обратно к месту выезда. Во второй половине XIX в. это слово вошло в языки многих народов мира. В русском языке этот термин появляется несколько позднее.
Так, в «Энциклопедическом словаре» Брокгауза и Ефрона (1902) еще нет статьи «туризм», а термин употребляется лишь в статье об истории путешествий на велосипедах.
Одно из первых определений туризма было дано австрийским экономистом Германом фон Шуллардом в 1910 г., который описал туризм как общую сумму действий, в основном экономической сущности, имеющих непосредственное отношение к въезду, проживанию и передвижению иностранцев внутри и за пределами определенного государства, города или региона.
Слова «туризм» и «турист» французского происхождения и появились в русском языке сравнительно недавно. Большой академический словарь русского языка свидетельствует, что впервые эти наименования зафиксированы в «Словаре иностранных слов» издания 1937 г.
Определениями туризма стали активно заниматься во второй половине XX в. в связи с динамичным развитием и увеличением туристских потоков. Так, одно из первых определений международного туризма было дано в 1963 г. на конференции ООН по международному туризму и путешествиям, состоявшейся в Риме.
Туризм представляет собой частный случай путешествий, имеющий три основных критерия. Это, в первую очередь, изменение места, т. е. выезд за пределы постоянного места проживания. Важным критерием является срок пребывание в районе туристской дестинации. Он может быть от 24 часов до года. И последний критерий туризма — турист не должен быть связанным с какой-либо трудовой деятельностью в местах временного пребывания. Вот как Всемирная туристская организация рассматривает туризм как деятельность людей, путешествующих и останавливающихся в местах вне их обычного окружения на период не более последовательного года для досуга, бизнеса или с другими целями, не сопряженными с деятельностью, подлежащей вознаграждению в месте пребывания.
Одним из важнейших понятий, которые используются в истории международного туризма, является «гостеприимство». Путешествия были бы невозможны, если путникам негде было бы остановиться на ночлег и получить провизию. Гостеприимство имеет долгую историю, оно начинается с древнейшей традиции «преломлять хлеб» со странниками. У разных народов мира складывались различные традиции и обычаи встречать гостей. Особенности бытовой культуры оказывают влияние на формирование гостеприимства как необходимой составляющей индустрии туризма. Термин «гостеприимство» происходит от старофранцузского слова hospice (хоспис), что означает «странноприимный дом». В бытовом смысле гостеприимство — это свойство характера человека, отличающегося радушием и хлебосольством, а также традиции встречи гостей в разных культурах. В контексте изучения туризма как раздела культуры это собирательное название системы обслуживания людей, находящихся в путешествии, на отдыхе вдали от своего дома.
Гостеприимство включает в себя такие важнейшие направления деятельности, как размещение и питание гостей, предоставление разного рода социокультурных услуг, в том числе развлекательных, проведение конференций. Немаловажное место в организации свободного времени постояльцев гостиниц и туристов занимают экскурсии. Экскурсия (от лат. excurcio — «поездка») представляет собой своеобразное путешествие с целью посещения различных достопримечательных мест и туристских объектов для непосредственного ознакомления с ними, а также прогулку с образовательными или увеселительными целями. Поэтому в научном лексиконе специалистов в области международного туризма используются термины «экскурсия», «экскурсант», «экскурсоведение» и «экскурсионная деятельность» для обозначения мероприятий, проводимых в форме походов и путешествий с познавательными, научными, увеселительными и другими целями.
Периодизация истории туризма и гостеприимства
Одной из важных проблем исторической науки является проблема периодизации исторического развития человеческого общества. Периодизация — это установление хронологически последовательных этапов в общественном развитии. В основу выделения этапов должны быть положены решающие факторы, общие для всех стран или для ведущих стран. Со времени развития исторической науки учеными-историками разработано множество различных вариантов периодизации общественного развития. Задача каждого историка — не просто описать череду событий, а найти закономерности, обусловливающие ход исторического процесса, выделить его основные этапы или периоды.
В современной научной литературе по туризму можно найти различные подходы к вопросу о периодизации истории международного туризма. Выделяется несколько групп критериев. Согласно одним из них, периодизация истории туризма связывается с определенными странами, в которых наиболее активно развивается туризм в те или иные исторические периоды. Другие критерии связывают периодизацию развития туризма с историческими этапами развития, с той или иной периодизацией истории, принятой в современных науках. Третий критерий увязывают выделение периодов развития туризма с содержательными, структурными изменениями, которые происходят в самом туризме.
Содержательный критерий используется ив периодизации истории туризма, когда она определяется социально-экономическим развитием стран. Существуют и другие варианты периодизации истории европейского туризма. Предлагается, например, разделить его на четыре этапа. Хотя временные рамки разные ученые определяют по-разному, сущность этих этапов определяется одинаково. Первый этап рассматривается как становление и эволюция путешествий людей, определения целей и направлений потоков в зависимости от исторической эпохи развития государств. Длится этот период с древнейших времен до конца XVIII — начала XIX вв. Второй этап — фактически становление туризма как организованного и массового движения, формирование индустрии туризма — с начала XIX в. до конца Первой мировой войны. На третьем этапе — от 1918 г. до конца Второй мировой войны — речь идет о формировании мощной индустрии туризма как межотраслевого комплекса по производству товаров и услуг для туризма, создания международных отношений и формированию международных отношений в сфере туризма. И, наконец, со второй половины XX в. до настоящего времени — это четвертый период, связанный с глобализацией туризма со всеми характерными для него особенностями и чертами.
История развития туризма в России, по мнению некоторых ученых, насчитывает свыше 100 лет и может быть разделена на пять этапов в зависимости от исторических этапов развития страны. Первый — просветительский — длился до 1890 г. Начало второго — предпринимательского — было связано с развитием капитализма в России. В это время активно создаются туристские фирмы и конторы, которые занимаются частной предпринимательской деятельностью в сфере туризма. После социалистической революции в России начинается третий, организационно-централизованный, этап. Он продолжался с 20-х до 60-х гг. XX в. и характеризуется формированием советского туризма и появлением характерных для него государственных и общественных организаций. Четвертый этап — административно-нормативный (1960–1990). Начало пятого, переходного, этапа совпадает с началом процессов перестройки и реформирования экономики в стране, когда возрождаются традиции предпринимательства, в том числе и в сфере туризма. В основу данной периодизации положены в качестве критериев технико-экономические и социальные изменения в обществе, а также целевые функции туризма на разных этапах его развития.
Вопросы и задания для повторения
1. Какую роль в истории культуры, по мнению диффузионистов, играет «человек путешествующий»?
2. Каковы цели и значение плаваний норвежского путешественника Тура Хейердала?
3. Какую роль в распространении культуры играли реки и моря? Какие основные этапы в своем развитии, по мнению Л.И. Мечникова, проходят цивилизации?
4. Каковы цель и основные задачи изучения истории туризма и гостеприимства?
5. Определите понятия «путешествие» и «туризм». Чем объясняется многозначность понятия «путешествие»?
6. Когда впервые термины «турист» и «туризм» появились в западной и отечественной литературе?
7. Какой смысл вкладывается в понятие «гостеприимство»?
8. Назовите основные варианты периодизации истории международного туризма. Можно ли считать, что периодизация туризма в Западной Европе применима к России?
Дополнительная литература к вводной главе
1. Геродот. История: в 9 кн.: пер. Г.А. Стратановского. М.: ACT; Ладомир, 2001.
2. Долженко Г.П., Долженко Е.Г. Развитие научных исследований туристской деятельности в России: 1930–2010 гг.: электронное учебное пособие.
3. История туризма: учебник/ отв. ред. и сост. Ю.С. Путрик. М.: Федеральное агентство по туризму, 2014.
4. Магидович И., Магидович В. Очерки по истории географических открытий. Очерки по истории географических открытий. Т. 1 (Древний мир и средневековье — до плавания Колумба). М.: Просвещение, 1983.
5. Мечников Л.И. Цивилизации и великие исторические реки: пер. с франц. М.: Айрис-Пресс, 2013.
6. Происхождение вещей. Очерки первобытной культуры. Глава IV. Первобытное путешествие / ред. Е.В. Смирницкая. М.: ИНН, 1995.
7. Уокер Дж. Р. Введение в гостеприимство: пер. с англ. В.Н. Егоров. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.
8. Хейердал Т. Древний человек и океан: пер. с англ. М.: Мысль, 1982.
9. Хейердал Т. Путешествие на «Кон-Тики». Тайна острова «Пасхи» (Аку-Аку): пер. с англ. Ташкент: Кзыл Узбекистан; Правда Востока, Узбекистан Сурх, 1962.
10. Фробениус Л. Детство человечества. Первобытная культура аборигенов Африки и Америки: пер. с нем. 2-е изд. М.: Либроком, 2012.