история возникновения налога на прибыль организаций
История возникновения налога на прибыль организаций
Библиографическая ссылка на статью:
Татуйко А.В. Эволюция налога на прибыль в России // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2014/10/7914 (дата обращения: 21.11.2021).
В современном налоговом законодательстве России особое значение уделяется налогу на прибыль организаций. Сам налог на прибыль является прямым налогом, величина которого напрямую зависит от конечных финансовых результатов деятельности предприятия. [1] Однако прежде чем затрагивать вопросы о его положении в Налоговом кодексе, его понятии и сущности, его положительных или отрицательных качествах, или же о его значении для нашего государства в целом, стоит уделить отдельное внимание истории его возникновения и дальнейшего развития в нашей стране.
Итак, сам налог на прибыль организаций в том виде, в котором мы его привыкли видеть, начал существовать только с 1 января 2002 года, когда НК РФ был дополнен 25 главой, которая так и называлась «Налог на прибыль организаций». До этого времени, начиная с IХ века − периода зарождения Руси до XVI века − времен формирования молодого Российского государства, когда понятий как «предприятие» или «организация» не существовало в принципе, и людей, которые занимались исключительно каким-либо ремеслом или только торговлей было очень мало. В тот период истории налогообложение различных производственных видов деятельности не выделялось как отдельная группа, и, следовательно, практически невозможно точно назвать налог, который бы являлся прототипом налога на прибыль.
Первый налог, который можно было бы назвать прототипом налога на прибыль, не имел конкретного названия или определения. Появился он в XVII веке и уплачивался как «5-ая, 10-ая, 20-ая… деньга» от доходов, а взимался в основном городскими жителями, которые являлись представителями торгового и ремесленного классов.
В середине первой половины XVIII века по указу Петра I все купцы были объединены в купеческие гильдии, и все купцы стали облагаться единым40-алтынным подушным окладом и отдельными дополнительными сборами с определенных видов промысла.
Однако реформа 1775 года Екатерины II полностью отменила все предыдущие налоги и сборы, касающиеся купеческого сословия. Согласно данной реформе купечество было разделено по имущественному принципу на 3 гильдии пропорционально размеру объявляемого купцом капитала, и с каждого купца стал взиматься гильдейский сбор в размере 1 процента от величины капитала. Позже ставка этого сбора постоянно возрастала, и к 1821 году она достигла 5,225 процентов.
Впервой половине XIX века после промышленного переворота, который дал сильный толчок к развитию русской промышленности, сформировался новый предпринимательский класс, и с параллельным ростом расходов у государства возникла потребность к дополнительным источникам финансирования казны. Очевидным решением стал поиск новых путей к налогообложению нового класса предпринимателей. Результатом данных поисков стало принятое в 1863 году положение «О пошлинах за право торговли и других промыслов», согласно которому всем предприниматели были обязаны приобретать своего рода «лицензии» для осуществления своей торговой или промышленной деятельности. Плата за эти «лицензии» зачислялась непосредственно в государственную казну.
Однако сложившаяся налоговая система имела бессвязный и несистематический характер, а тяжесть налогового бремени была мало соизмерима с возможностями налогоплательщиков. Таким образом, в 1898 году Министерство финансов во главе с С.Ю. Витте приняло решение разработать новую систему налогов, касающихся торгово-промышленной деятельности, и в 1899 году было принято положение «О государственном промысловом налоге». Промысловый налог имел достаточно сложную структуру и состоял из двух налогов: основного и дополнительного. Основной налог был окладным и собирался путем оплаты промысловых свидетельств торгово-промышленными заведениями. Дополнительный налог же в свою очередь делился на налог с капитала предприятий и на процентный сбор с прибыли предприятий, при этом впервые в налоговой практике государство требовало от предприятий предоставлять соответствующие публичные отчетности. Промысловый налог просуществовал вплоть до революции 1917 года.
С наступлением советского режима власть отказалась от существовавшей налоговой системы и заменила ей бессвязными и несистематичными налогами, однако, в скором времени, убедившись в нецелесообразности данного решения, в 1821 году была восстановлена часть досоветских налогов, и в частности промысловый налог, который в скором времени стал основным налогом и обеспечивал около трети всех налоговых поступлений в бюджет.
Позже по налоговым реформам 1930-1932 годов для государственных предприятий было введено два принципиально новых налога: налог с оборота и отчисления от прибыли, а для кооперативных предприятий: налог с оборота и подоходный налог. Целью данных реформ была унификация налоговых платежей. [2]
Уже в конце 70-х годов отчисления от прибыли предприятий происходили не в виде налогов, а виде нормативных методов распределения прибыли. Таким образом, финансовая система СССР от налогов перешла к административным методам изъятия прибыли предприятий.
Обратный процесс перехода от механизма распределения прибыли между предприятием и государственным бюджетом, осуществляемого по усмотрению чиновников, к налоговой системе занял период с 1984 по 1990 года. Основы формирования современного налога на прибыль организаций были заложены именно в этот период. С 1 января 1991 года вступил в силу закон СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций», который комплексно регулировал налогообложение предприятий
Далее следует постсоветский период развития системы налогообложения прибыли. С 1991 по 2002 года была осуществлена широкомасштабная комплексная налоговая реформа, были подготовлены и приняты основополагающие налоговые законы: «Об основах налоговой системы в РФ», «О налоге на прибыль предприятий и организаций». Основным отличием этого Закона стало установление единого подхода к налогообложению предприятий независимо от их организационно-правовой формы. Единственным недостатком были постоянные изменения законодательных норм, что влекло за собой постоянное изменение ставок по этому налогу.
И последним на данный момент этапом развития системы налогообложения прибыли можно считать период с 2002 года по нынешнее время, именно тогда была принята 25 глава НК РФ «Налог на прибыль организаций», согласно которой был кардинально изменен механизм исчисления налога на прибыль, и он принял ту форму, в которой мы его знаем сейчас. Параллельно происходило возникновение целой индустрии профессиональных налоговых менеджеров, основной деятельностью которых стала экономия на налоговых платежах. [3]
Из всего этого следует, что появление данного налога является результатом естественного развития налоговых правоотношений и повышения финансовой грамотности законодательной власти в России. [4] На протяжении всей истории России прибыль предприятий, так или иначе, подлежала обложению налогами и сборами, а поступления от них всегда составляли существенную часть доходов государственного бюджета, несмотря на все изменения в законодательстве.
История возникновения налога на прибыль организаций
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты налога на прибыль
История возникновения налога на прибыль организаций
Налоги известны людям с глубокой древности, когда они фигурировали в форме дани, подати. Возникновение налогов связано с необходимостью содержания государства. Государство без налогов существовать не может, поскольку они представляют собой главный метод мобилизации доходов во все звенья бюджетной системы в условиях господства частной собственности и рыночных отношений. Налог на прибыль предприятий и организаций имеет достаточно долгую историю. Особенности его применения в различных странах обуславливаются теми или иными приоритетами данной конкретной страны или ее экономическим положением.
— предприятия, обязанные публично отчитываться о результатах своей финансово-хозяйственной деятельности, а также облагаемые дополнительным промысловым налогом, если их годовая прибыль составляла более 8 % на основой капитал;
— подряды и поставки, на которые были получены особые промысловые свидетельства, если совокупность полученных от этих видов деятельности прибылей за 1916-17 годы составила не менее 2000 руб. в год;
— лица, входившие по избранию или найму в состав правлений учетных и наблюдательных комитетов и ревизионных комиссий в акционерных предприятиях, а также управляющие этими предприятиями, если полученное ими жалование не менее чем на 500 руб. в год превышали аналогичные выплаты за службу в 1912-13 г.
Новыми правилами, принятыми 13 мая 1916 года, для неотчетных предприятий был установлен особый порядок уплаты налога на прирост прибыли. Теперь налог взимался в размере, соответствовавшем числу полных проработанных до закрытия фирмы месяцев в отчетном году. Например, если предприятие прекращало свою деятельность 30 мая, то налог должен был взиматься за четыре полных месяца (январь, февраль, март, апрель). Налог на прирост прибыли и вознаграждения должен был взиматься в следующих размерах:
1. 2 Экономическое содержание
Так как рассматриваемый налог является прямым налогом, т.е. напрямую воздействует на экономический потенциал налогоплательщика, то становятся понятными действия и устремления государства по активному воздействию на развитие экономики именно через механизм его применения. Благодаря непосредственной связи этого налога с размером полученного налогоплательщиком реального дохода через механизм предоставления или отмены льгот и регулирования налоговой ставки государство ограничивает или стимулирует ту или иную деятельность, инвестиционную активность в различных отраслях экономики и регионах. Значительную роль в регулировании экономики играет устанавливаемая государством амортизационная политика.
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ
В современном налоговом законодательстве России особое значение уделяется налогу на прибыль организаций. Сам налог на прибыль является прямым налогом, величина которого напрямую зависит от конечных финансовых результатов деятельности предприятия.
Сам налог на прибыль организаций в том виде, в котором мы его привыкли видеть, начал существовать только с 1 января 2002 года, когда НК РФ был дополнен 25 главой, которая так и называлась «Налог на прибыль организаций»,где был реализован ряд мер по реформированию налога на прибыль. Основными из этих мер стали следующие:
. Отмена значительной части льгот и вычетов. Основным последствием данного решения стала отмена инвестиционной льготы, позволявшей уменьшать
. Снижение максимальной ставки налога с 35 до 24%;
. Снятие ряда ограничений на принятие к вычету расходов, необходимых для ведения бизнеса.
. Изменение начисления амортизации. Основным изменением порядка вычета амортизации стала возможность применения нелинейного способа начисления амортизации для большинства групп активов; кроме того, нормы амортизации были существенно увеличены;
. Переход с кассового метода на метод начисления. Вступление в силу главы 25 НК РФ повлекло за собой переход для большинства предприятий на обязательное ведение налогового учета реализованной продукции и прибыли по факту отгрузки продукции, а не ее оплаты;
Помимо реформы 2002 г. на поступления налога на прибыль организаций повлияли следующие изменения в налоговом законодательстве, вступившие в силу в последующие годы:
увеличение налоговой ставки по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций российскими организациями с 6 до 9% в 2005 г.;
изменение базы из-за увеличения ставок налога на добычу полезных ископаемых по нефти и газу горючему природному, из-за увеличения ставок экспортных пошлин на нефть, а также из-за снижения базовой ставки ЕСН (утратившего силу) в2005 г.;
ускоренное списание амортизации в размере 10% (амортизационная премия) начиная с 2006 г.;
изменение сроков списания расходов на НИОКР начиная с 2006 г.;
увеличение до 50% суммы переносимого убытка начиная с 2006 г. И отмена ограничения на сумму переносимого убытка с 2007 г.
В 2008 году ставка налога на прибыль уменьшилась с 24 до 20 % за счет федеральной его части, которая снижается с 6,5 до 2,5 %. Региональная часть налога в свою очередь остается на уровне 17,5 %. Также отменены авансовые платежи по налогу на прибыль. Таким образом, предприятия уплачивают налог на основании фактически полученной прибыли.
налог на прибыль организаций занимает важное место в налоговой системе РФ, позволяет государству активно влиять на развитие экономики, а также является одним из основных доходообразующих налогов.
СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ
В соответствии с НК налог считается установленным только тогда, когда определены его плательщики и элементы налогообложения (п. 1 ст. 17 НК РФ). К элементам налога относятся:
· порядок исчисления налога;
· порядок и сроки уплаты налога.
Налог на прибыль – это прямой налог, его величина прямо зависит от конечных финансовых результатов деятельности организации.
Налог начисляется на прибыль, которую получила организация, то есть на разницу между доходами и расходами.
ПЛАТЕЛЬЩИКИ НАЛОГА
· Все российские юридические лица (ООО, ЗАО, ОАО и пр.)
· Иностранные юридические лица, которые работают в России через постоянные представительства или просто получают доход от источника в РФ
· Иностранные организации, местом фактического управления которыми является Российская Федерация, если иное не предусмотрено международным договором по вопросам налогообложения
Объектом обложения налогом на прибыль, исходя из его названия, является прибыль, полученная организацией
Налоговым периодом по налогу на прибыль является календарный год (п. 1 ст. 285 НК РФ).
Существует также понятие отчетного периода, которым признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Если организация рассчитывает ежемесячные авансовые платежи исходя из фактической прибыли, то отчетными периодами для нее будут месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года (п. 2 ст. 285 НК РФ)
Налоговые платежи распределяются между бюджетами следующим образом:
· 17% поступают в бюджет субъектов РФ;
· 3% — в федеральный бюджет.
ПОРЯДОК РАСЧЕТА НАЛОГА
Для того, чтобы рассчитать за налоговый период налог на прибыль, необходимо определить налоговую базу (то есть прибыль, подлежащую налогообложению) и умножить её на соответствующую налоговую ставку.
Размер налога= Ставка налога* Налоговая база
По итогам налогового периода организация уплачивает налог на прибыль не позднее 28 марта следующего года.
Авансовые платежи по итогам отчетного периода организация уплачивает не позднее 28 числа следующего за отчетным периодом месяца.
Исторический аспект становления налога на прибыль организаций в России
Параскевич Н.С., аспирант кафедры финансового права Российской академии правосудия.
Статья «Исторический аспект становления налога на прибыль организаций в России» содержит краткий исторический экскурс, отражающий развитие налогообложения прибыли предприятий с момента возникновения предпринимательства и до принятия в 2002 г. главы 25 части второй Налогового кодекса РФ. Особое внимание в статье уделено промысловому налогу, который является прообразом существующего в настоящее время налога на прибыль организаций.
Черник Д.Г., Павлова Л.П., Князев В.Г. и др. Налоги и налогообложение / Под ред. Д.Г. Черника. 3-е изд. М.: МЦФЭЕ, 2006. С. 53.
Постепенно, по мере появления необходимости в тех товарах и вещах, которые самостоятельно не производятся, возникла потребность для обмена производимыми товарами; это и послужило основной причиной возникновения предпринимательской деятельности.
В период от зарождения Русского государства в IX в. до усиления Московского княжества в XIV в. налогообложение предприятий еще не выделялось в отдельный вид, так как фактически отсутствовала прослойка населения, занимающегося исключительно ремеслом, следовательно, и прототипы налога на прибыль выделить еще сложно.
Алексеенко М.М. Действующее законодательство о прямых налогах. СПб., 1879. С. 82.
Иловайский С.И. Финансовое право: Учебник. Одесса: Издательство типохромолитография. А.Ф. Соколовского, 1904. С 235.
Недостатки существовавшей системы обложения предпринимателей были очевидны: гильдейские сборы не соответствовали ни обширности промыслов, ни величине промысловых доходов. В XIX в., когда произошло сильное развитие русской промышленности и параллельно с ним увеличение государственных расходов, появилась необходимость в поиске новых, отвечающих реальным условиям, подходов к обложению предпринимательского слоя.
Положение о пошлинах за право торговли и других промыслов. Книга для купцов, купеческих приказчиков, конторщиков, комиссионеров и вообще для лиц, занимающихся и желающих заниматься коммерческими делами / Сост. директор торгового дома В. Васильев. М.: Тип. Бахметьева, 1866.
Лебедев В.Е. Налогообложение предпринимательской деятельности в РФ (история становления налогового регулирования в дореволюционной России). М.: ПАИМС, 1999. С. 19.
Но невзирая на все эти преобразования, промысловое обложение по-прежнему продолжало быть несовершенным, и одним из основных его недостатков оставалась, как и ранее, неравномерность налогового бремени. Минусом являлся также и тот факт, что в нем одновременно существовали начала патентного и подоходного обложения.
Согласно данному проекту на каждое промышленное предприятие, торговое заведение, пароход должны были выдаваться промысловые свидетельства. Свидетельство могло получить как физическое, так и юридическое лицо. Основой для расчета налога служил нормальный доход, который исходя из предположения обычного правильного образа действий должен был быть получен от промыслового капитала.
Отличительной особенностью налогообложения в первые годы советской власти стали отказ от налоговой политики, существовавшей ранее, и замена разработанного ранее механизма стихийным налогообложением.
СУ РСФСР. 1918. N 93. С. 931.
Однако вскоре было осознано, что управление экономикой страны не может строиться на стихийном налогообложении и что стабильность является необходимым условием осуществления налоговой политики.
Известия. 1921. 27 июля. С. 1.
Налог, как и раньше, имел сложную структуру. Патентный сбор взимался заранее, за полугодие вперед, чем обеспечивалось право беспрепятственного производства, промысла, торговли. Плата за патент, как и ранее, зависела от разряда предприятия и его местонахождения.
Уравнительный сбор, как и ранее, вводился дополнительно к патентному платежу и возлагался на предприятия, получающие достаточно большие доходы. Он рассчитывался с оборота по истечении каждого месяца в размере оклада, определенного налоговой комиссией на шесть месяцев вперед.
Соколов А.А. Теория налогов. М.: ООО «ЮрИнфоР-Пресс», 2003. С. 303.
История налогов России: важнейшие даты, факты и события / Под ред. Г.И. Букаева. М., 2002. С. 84.
В конце 70-х годов развитие форм взаимоотношений предприятий с бюджетом шло путем использования нормативных методов распределения прибыли. По нормативам в первоочередном порядке стали производиться все расчеты с бюджетом по отчислениям от прибыли, а фонды экономического стимулирования создавались уже после этих расчетов и тоже по установленным нормативам. С помощью нормативного метода попытались устранить негативное воздействие свободного остатка прибыли на заинтересованность в росте прибыли.
Финансовая система России развивалась в направлении, противоположном процессу общемирового развития. От налогов она перешла к административным методам изъятия прибыли предприятий и перераспределения финансовых ресурсов через бюджет страны.
В России процесс перехода от механизма распределения прибыли между предприятием и государственным бюджетом, осуществляемого по усмотрению чиновников, к налоговой системе занял период между 1984 и 1990 г. В течение этого времени происходило постепенное установление все более четких правил этого распределения. Основы формирования современного налога на прибыль организаций были заложены именно в этот период.
Рассматривая особенности формирования современной системы налогообложения прибыли в нашей стране, необходимо выделить несколько этапов, объединяющих различные подходы к обложению прибыли.
Таким образом, сделав даже короткий экскурс в историю становления и развития налога на прибыль организаций в России, можно прийти к выводу о том, что появление данного налога является результатом естественного развития налоговых правоотношений. На протяжении всей истории России прибыль предприятий так или иначе подлежала обложению налогами и сборами, и поступления от данных налогов и сборов всегда составляли весомую часть доходов государственного бюджета.
Следовательно, отказ от налогообложения прибыли предприятий, идеи о котором в настоящее время возникают у некоторых авторов, непременно окажет негативное воздействие на состояние налоговой системы ввиду невозможности его замены на другой столь же доходный источник.
Как появился и как может измениться налог на прибыль, и что сейчас надо про это знать
В мае этого года Михаил Мишустин предложил ввести прогрессивную налоговую ставку для компаний, которые выводят дивиденды, а также проценты и роялти из России.
А 9 июня 2021 года замглавы Минфина Алексей Сазанов в интервью Forbes говорил о налоге на прибыль и возможности введения повышенной ставки: «Сейчас обсуждается идея введения повышенной ставки налога на прибыль организаций в том случае, если объем дивидендных выплат превышает разумные значения. Мы пока только на этапе проработки концепции». Минфин рассматривает возможность повышения налоговой ставки до 25-30%.
Историческая справка
Начнем с небольшого экскурса в историю.
Налог на прибыль организаций — это прямой налог, его величина прямо зависит от конечных финансовых результатов деятельности организации. В современном налоговом законодательстве России ему уделяется особое значение. В Налоговом кодексе налогу на прибыль посвящена глава 25, которая так и называется «Налог на прибыль организаций». Глава введена в НК РФ с 1.01.2002 года.
В период возрастания влияния Московского княжества пополнение казны шло за счёт больших поборов с городов. Из разных населенных пунктов в Москву ехали челобитчики с жалобами на высокие налоги. По историческим свидетельствам известно, что челобитчики просили в слёзных жалобах великого князя, позже царя, восстановить справедливость. Часто царь жестоко наказывал жалобщиков для устрашения остальных подданных. Считается, что именно в те времена и появилось знаменитая фраза «Москва слезам не верит».
Первое упоминание в истории Российского государства прототипа налога на прибыль относится к XVII веку, только в тот период налог не имел конкретного названия или определения. В основном этот налог платили городские жители, представители торговли и ремесленного класса.
После появления купеческих гильдий по указу Петра I все купцы стали облагаться единым 40-алтынным подушным окладом и отдельными дополнительными сборами с определенных видов промысла. Но Екатерина II полностью отменила все предыдущие налоги и сборы, касающиеся купеческого сословия. Она провела реформу, по которой купечество было разделено на три гильдии пропорционально размеру капитала. Для купцов был установлен гильдейский сбор от величины капитала в размере 1%.
В начале XIX века после промышленного переворота формируется новый класс предпринимателей. В 1863 году принимается положение «О пошлинах за право торговли и других промыслов». В соответствии с этим документом, все предприниматели были обязаны приобретать свидетельства на право торговли для осуществления своей торговой или промышленной деятельности. Именно это свидетельство позволяло государству взимать налоги, предъявлять требования к предпринимателям и, контролировать их. Однако надзор над торговлей был очень слабым, предприниматели уже тогда ухитрялись уходить от налогов, например, приобретая торговое свидетельство более низкого разряда. Формально торговец имел необходимый документ, но платил за него гораздо меньше.
Складывающаяся налоговая система имела бессвязный и несистематический характер, тяжесть налогового бремени была мало соизмерима с возможностями налогоплательщиков.
Министерство финансов во главе с С.Ю.Витте в 1898 году приняло решение разработать новую систему налогов, и в следующем году появилось положение «О государственном промысловом налоге». Промысловый налог имел сложную структуру и состоял из двух налогов: основного и дополнительного. Этот налог просуществовал вплоть до революции 1917 года.
Советская власть практически ликвидировала существовавшую налоговую систему. В первые годы советской власти были введены ряд хаотичных налогов: на граммофоны, на бобровые шапки и воротники, на выездных лошадей и т. п. Но в 1921 году восстановили часть дореволюционных налогов, в том числе и промысловый. Прямые налоги составили основу налоговой системы и обеспечивали треть всех поступлений в бюджет.
Реформы 1930-1932 гг. положили конец налоговой системе периода НЭПа. Для государственных предприятий было введено два принципиально новых налога: налог с оборота и отчисления от прибыли. Система акцизов была полностью упразднена. Для кооперативных предприятий были введены налог с оборота и подоходный налог.
Однако советская налоговая система стала еще сложнее с введением огромного количества налоговых ставок: в середине 1933 года их было более 400, а в 1937 году стало уже 1109.
В конце 70-х годов финансовая система СССР от налогов перешла к административным методам изъятия прибыли предприятий. Отчисления в бюджет происходили в форме нормативных методов распределения прибыли.
Обратный процесс перехода от механизма распределения прибыли между предприятием и государственным бюджетом к налоговой системе проходил в период с 1984 по 1990 год. А с 1990 г. началось полномасштабное восстановление налоговой системы. Основы формирования современного налога на прибыль организаций были заложены именно в этот период.
С 1 января 1991 года вступил в силу закон СССР N 1560-1 «О налогах с предприятий, объединений и организаций», который комплексно регулировал налогообложение предприятий. Этот закон фактически утратил силу на территории России в связи с принятием Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций». Результатом принятия этих законов стало установление единого подхода к налогообложению предприятий независимо от их организационно-правовой формы. Однако постоянные изменения законодательных норм влекли за собой изменения ставок по этому налогу.
Завершающим этапом формирования налоговой системы в России стало введение Налогового кодекса в 1998 году. Принятие кодекса позволило систематизировать действующие нормы и положения, регулирующие процесс налогообложения, привести их в упорядоченную и единую систему.
В современной России
Появление налога на прибыль — это результат естественного развития налоговых правоотношений и повышения финансовой грамотности законодательной власти в России.
В 1995–2001 годах базовая ставка налога составляла 35 % и была выше для банков, страховщиков и др.
В 2002 году была принята 25 глава НК РФ «Налог на прибыль организаций» и налог принял ту форму, в которой мы знаем его сейчас.
В 2002–2008 годах была установлена унифицированная ставка налога в 24%.
С 2009 года ставка по налогу на прибыль была снижена до 20 процентов, из которых 2% зачислялось в федеральный бюджет и 18% — в бюджет субъекта РФ (п. 1 ст. 284 НК РФ).
В соответствии с той же статьей 284 НК РФ установлено, что с 2017 по 2024 год в федеральный бюджет будет зачисляться несколько больше — 3%, а в бюджет субъекта РФ — 17%. Ставка налога при этом не изменяется.
Таким образом, на протяжении всей истории России прибыль предприятий, так или иначе, подлежала обложению налогами и сборами, а поступления от них всегда составляли существенную часть доходов государственного бюджета, несмотря на все изменения в законодательстве.
Поступления по видам налогов в консолидированный бюджет РФ за 2019-2020 гг.