исцеление отношений с отцом

НАМЕРЕНИЕ «ИСЦЕЛЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ С ПАПОЙ»

Можно прочитать вслух и пожелать этого всем своим Сердцем.

Я высказываю намерение очистить и исцелить свои отношения с моим Папой и наполнить их Любовью из источника и Светом своего сердца.

Я высказываю намерение открыть свое сердце, открыть все свои чакры и наполнять здесь и сейчас свои отношения с Папой Любовью из источника, и осветить их светом своего Сердца. Я вижу прямо сейчас, как мои отношения с Папой наполняются целительной энергией и светом.

Я высказываю намерение посылать Любовь и Свет в сердце Себе самой (из прошлого),чтобы исцелить и наполнить в себе Светом ВСЁ, что связано в моем сознании, подсознании, надсознании, в Сердце, во всех моих телах и полях с любым взаимодействием с моим Папой.

Я высказываю намерение посылать Любовь и Свет Себе в сердце, во все моменты нашего взаимодействия с Папой, во все наши отношения с Папой, начиная с момента моего зачатия, заканчивая сегодняшним днем, во всех моих прошлых жизнях и между ними, включая мою нынешнюю жизнь.

И я прошу свое подсознание представлять, как мои отношения с Папой наполняются любовью из источника и светом моего сердца до тех пор, пока они не будет полностью очищены и исцелены и прошу все силы света помочь мне в этом!

Я высказываю намерение простить своего Папу и трансформировать в Любовь и Благодарность всё, что нуждается в очищении и принятии в моих отношениях с Папой.

Я благодарю своего Папу за то, что он всегда является для меня моим Духовным Учителем и Я действительно отпускаю все, что нуждается в исцелении в наших отношениях с Папой, Все что не служит больше для моего Высшего блага и Я прошу все силы света помочь мне в этом!

Я прошу свое подсознание наполнить светом все образы, связанные с отношениями с Папой, которые у меня есть.

Я представляю как все, что есть в моем сознании, подсознании, надсознании, в Сердце, в моих телах и полях, связанное с моим Папой, а значит с энергией Неба и Бога, с Мужской Энергией наполняется чистым Светом и Любовью из Источника. Все трансформируется Здесь и Сейчас в чистую Благодарность, Прощение и Принятие.

Я благославляю с Любовью, Освобождаю и Отпускаю все прежние негативные записи, программы и установки связанные с моим Папой, с энергией Неба и Бога и с Мужской энергией. Это был мой выбор и я уважаю себя за то, что я проходила эти опыты в своей жизни.

Теперь я открываюсь и притягиваю в свою жизнь, в свое очищенное пространство- энергию Неба и Бога и Мужскую энергию.

Эта энергия наполняет меня Здесь и Сейчас, она сильная, мощная, она-движущая сила жизни,она рост и развитие,она-движение вперед, она моя связь с Небом и Богом,она мое покровительство и открытие своей истины, она мое всемогущество и Знание истинной Себя, она мое направление в жизни, она ведет меня к самореализации и вспоминанию, пробуждению и открыванию своих безграничных возможностей и способностей.

Я высказываю намерение принять свою связь с Небом и Богом, здесь на Земле и все уроки связанные с этим.

И принимая всё это, я получаю истинную Себя, свои безграничные способности и возможности, свою силу и мощь. Я высказываю намерение вступить в свою истинную Силу и я отпускаю с любовью и благодарностью все свои страхи, связанные с Этим.

И во имя я Есмь то, что я Есмь прошу все силы света помочь мне в этом.

Источник

Твои отношения с отцом. Медитация “Исцеление негатива по отношению к мужчинам. Работа с образом отца”

Тема сегодняшнего задания в рамках конкурса “Измени свою жизнь за лето”: отношения с отцом.

Для кого-то это будет приятное и легкое задание, а для кого-то – тяжелое.

Отношения с отцом – это один из главных фундаментов жизни женщины. Так много зависит от того, какие у вас были и есть отношения с папой:

– Ваша самореализация, способность проявить себя и заниматься творчеством;
– Ваша самооценка;
– Ваша способность заводить знакомства, иметь успех и зарабатывать деньги;
– То, каких мужчин Вы привлекаете в свою жизнь;
– То, как Вы строите отношения с мужчиной;
– То, как Вы воспитаете своих детей;
– Также, зачастую, от отношения с папой зависят многие Ваши внутренние ресурсы, такие как чувство безопасности, ощущение внутренней силы, спокойствия и уверенности.

исцеление отношений с отцомОчень часто проблемы в этих сферах жизни связаны с тем, что женщина:
– Не имеет эмоциональной связи с отцом;
– Боится его;
– не может быть искренней и “быть собой” в общении с ним;
– Осуждает его, испытывает к нему обиды и неуважение;
– “Обожествляет” его, как бы “ставит на пьедестал”, считая всегда правым и непогрешимым;
– Сильно зависит эмоционально от его мнения, от его оценки и от его внутреннего состояния.

1) Напишите в комментариях, в свободной форме, какие чувства у Вас возникают чаще всего при общении с отцом, когда Вы находитесь с ним рядом, особенно – находясь в его доме. Если давно нет возможности общаться с ним, то вспомните то время, когда Вы общались.

2) Напишите, где еще в Вашей жизни возникают похожие чувства? В каких еще случаях, ситуациях, с какими людьми?

3) Напишите, за что Вы больше всего благодарны своему отцу. Можно несколько пунктов.

Участие в конкурсе добровольное, но кто давно участвует, открывается, делится опытом, заметьте, что ничего плохого пока не произошло )

Вот вам медитация на исцеление негатива по отношению к мужчинам “Работа с образом папы”

Источник

Исцеление отношений с родителями. Принятие.Практика «Семейное фото».

исцеление отношений с отцом

Наступило время, когда каждый мыслящий человек понимает, что он пришел в этот мир не просто так. Многие начинают «искать себя», пробуя различные профессии и занятия, меняя учебные заведения или работу, посещают всевозможные курсы личностного роста и вебинары психологов, ищут Учителя или следуют советам родственников и друзей.

Однако, познать себя истинного, раскрыть все таланты возможно только тогда, когда перестаешь надеяться на других, в поисках извне советов и одобрения. Следует обратить взор внутрь себя, почувствовать отклик своего тела, хорошо ли ему при том или ином выборе.

Сегодня мы говорим о ПРИНЯТИИ Себя, своих близких таковыми, какими Вы себя и их представляете в настоящее время и эволюцию ( динамику изменений) этих представлений. Эта работа поможет гармонизировать отношения со своими родными и лучше понять себя. Опорой в продвижении к себе истинному и улучшения отношений, в первую очередь с родителями, будет являться изменение откликов Вашего тела и, как следствие, его последующее исцеление, равно как и изменение Вашего эмоционального состояния.

Давайте проведем небольшой эксперимент, чтобы понять взаимосвязь между нашими мыслями (образами), эмоциями и ощущениями тела. Представьте себя ребенком. Вы идете в парк развлечений с папой или мамой. Какие чувства у Вас возникают? Как они отзываются в Вашем теле? Затем представьте, что вас родители ругают за какую-то провинность. Какие эмоции Вы переживаете? Как теперь реагирует Ваше тело?

Вы сами себе ответили на вопрос о том, что сколько бы Вам сейчас не было лет, Вы переживаете детские радости и горести так, как будто это случилось вчера. И Ваше тело всё помнит и транслирует в органы чувств и Сознание те же импульсы.

Исцеление отношений с родителями начинается с ПРИНЯТИЯ. Понятие «Принятие» само по себе очень важно для личностного роста, для работы над собственным совершенствованием. Начинаем с того, что нужно развить в себе два качества:

во–первых, принять Себя таким, как ты есть, без иллюзий, но с безусловным уважением к своей уникальной личности.

Принятие является противоположностью конфронтации, борьбы, противостоянию.

Оно помогает разрешению конфликтов и налаживанию отношений.

Принятие является ступенькой в постижении истинной, безусловной любви.

Вся наша жизнь состоит из череды событий и ситуаций, которые даются нам для обретения опыта, взросления. Когда мы достигаем способности по – новому, бесконфликтно проходить прежние конфликтные ситуации, что называется « в принятии», это означает нашу личную трансформацию, преображение качеств характера, «очищение и осветление» нашего внутреннего пространства. Даже наша аура меняет свой цвет: с темных оттенков (красных, бордовых, коричневых) — на светлые (оранжевые, желтые, зеленые, розовые, голубые).

Мы, без преувеличения, начинаем светиться.

исцеление отношений с отцом

Первый свой жизненный опыт мы получаем, чаще всего, в семье. Самые тесные отношения возникают у нас с родителями. К ним мы испытываем самые сильные эмоции любви, и именно с ними часто возникают противоречия и конфликты.

Как известно, многие психологические проблемы человека представляют собой продолжение во взрослой жизни его детских проблем с родителями. Каждый человек с детства, даже счастливо-безоблачного, несет на себе бремя родительских наставлений, которые послушный ребенок вынужден усваивать.

В процессе воспитания даже любящие родители наряду с полезными навыками и жизненными принципами транслируют и свой отрицательный опыт: прививают детям свои самоограничивающие убеждения, внушают им собственную тревогу и, таким образом, переносят в жизнь детей свои собственные проблемы. Тем самым у детей, как отражение проблем их родителей, формируется усвоенный в семье набор психологических стереотипов – так называемый жизненный сценарий.

Именно черты «детскости» лежат в основе проявлений неадекватности в поведении и характере человека, что часто усложняет жизнь ему и окружающим.

Пример неадекватных родительских установок: «Ты самый лучший, самый красивый, ты лучше всех» или « Куда тебе, горе мое, ты слабенький, болезненный, я лучше тебя знаю» и т.д. Проработка детско-родительских проблем, лежащих в основе большинства трудностей в отношениях в зрелом возрасте, связана с различными вариантами ошибок воспитания или того, что мы называем «трудным детством».

Во взрослом возрасте человек с «багажом» негативного детского опыта испытывает трудности в установлении близких отношений, создании собственной семьи и в отношениях с собственными детьми. Непроизвольно мы копируем поведение наших родителей в отношении к своему партнеру и детям.

Исцелить себя возможно и необходимо.

В третьих, нужно перевести вектор внимания возникшей проблемы с внешнего уровня на внутренний — с другого человека на себя. Найти корень этой проблемы в себе.

И, наконец, четвертое — необходимо исцелить свое внутреннее состояние, через изменение отношения к проблеме и своего реагирования на возникающую болезненную ситуацию.

Предлагаю Вам выполнить следующее упражнение, которое называется «Я сам», или «семейное фото». Это упражнение поможет Вам через образы и ощущения тела изменить отношение к себе, внести коррекцию в поведение и реакции, которые мешают нам наладить отношения с родителями и выстроить их гармонично.

Занятие самоанализом дело не простое, но очень нужное и важное.

Оно требует времени, внимания и абсолютной честности с собой.

Поэтому уделите на выполнение этого упражнения первый раз час или полтора.

Как выполнять упражнение?

Не спешите. Внимательно прочитайте каждый вопрос, обдумайте его, вспомните факты, события из Вашего детства, запечатленные памятью, прочувствуйте заново в теле пережитые ранее эмоции. Постарайтесь быть великодушными и мудрыми при оценке собственных качеств и своих родителей.

Поймите, что качества характера хотя и накладывают определенный отпечаток на внешности, но главное, что Вы должны определить – это свои сегодняшние неадаптивные проявления в жизни в связи с усвоенными убеждениями, полученными в детстве вследствие переноса на себя родительского сценария или получением негативного детского опыта.

И так, перейдем непосредственно к выполнению самого упражнения.

Оно разделяется на 4 этапа.

Упражнение «Я сам», или «семейное фото».

1 этап

Собственный образ

Представьте свою любимую фотографию, свой собственный фотопортрет. Закройте глаза, расслабьтесь, направьте внимание на внутренние ощущения(1-2-мин.) Переместите внимание в область глаз, представьте пред собой мысленный экран, а на нем свой фотопортрет.

2 этап

Образ матери

Затем представьте рядом с Вами портрет матери такой, как сейчас или моложе, какой она запомнилась в детстве. Что общего Вы видите между Вашими лицами?

Как эти черты внешнего сходства связаны с внутренним, психологическим сходством?

Какие положительные черты, служащие для вас опорой, источником жизненных сил, Вы переняли от матери?

Какие телесные ощущения возникают при мысли об этом? Постарайтесь их запомнить как якорь, чтобы в дальнейшем использовать как важный энергетический ресурс.

Какие недостатки, которые Вы в себе осознаете, возможно, являются источником этого сходства? Какие ощущения в теле эти мысли вызывают? Постарайтесь запомнить их, чтобы при первых признаках проявления Вы смогли их распознать и впоследствии освободиться от их источников.

Какие недостатки свойственные матери, проявляющиеся в этом портрете, Вы уже в себе преодолели?

Какие телесные ощущения Вы переживаете в связи с этими проблемами 2-го рода (разрешённые недостатки и проблемы), и чем они отличаются от первых (некомпен-сированных недостатков и проблем), которые Вы еще в себе не преодолели?

Запомните разницу между ними, чтобы в дальнейшем, когда Вы проработаете все проблемы, это помогло вам определить, что работа закончена.

3 этап

Портрет отца

Представьте рядом с собой портрет отца. Какие положительные черты, отражающиеся в его лице, Вы видите в себе?

Какие телесные ощущения связаны с этими мыслями?

Есть ли нежелательные психологические качества, связывающие вас с Вашим отцом? Если да, то как это проявляется в телесных ощущениях?

4 этап

Отношение к обоим родителям – интеграция «три в одном»

Представьте семейную фотографию, на которой запечатлены лица обоих родителей и Ваше.

Ответьте на следующие вопросы:

В каких жизненных ситуациях вы, будучи взрослым человеком, чувствуете себя в положении ребенка, послушно выполняющего наставления родителей?

В каких сферах жизни это может служить для вас источником проблем?

Постарайтесь простить родителей за Ваши детские обиды – с их стороны непреднамеренные.

Поблагодарите их за всё, что они сделали для Вас, включая сам факт Вашего рождения.

Какие «фамильные» достоинства, представления, жизненные принципы и ценности Вы переняли от обоих родителей? Поблагодарите родителей за все хорошее и ценное, что Вы от них унаследовали.

Какие ощущения с этим связаны?

Представьте, что на Вашей мысленной фотографии все три лица сближаются и объединяются в одно. Создается обобщенный образ, в котором слились воедино черты каждого из Вас. Это как бы Ваше новое «истинное» лицо, в котором отражаются и Ваши личные качества и семейные традиционные черты.

Что нового Вы замечаете в выражении Вашего лица, какие новые ощущения Вы заметили? Постарайтесь запомнить эти специфические ощущения, чтобы в последующем опираться на них, как на важный ресурс.

Подумайте о том, что реальная зрелость и взросление приходят к нам тогда, когда мы осознаем, что родители не вечны, когда мы начинаем их ценить, понимать и оправдывать в наших собственных глазах за их ошибки и слабости, что мы уже чувствуем себя сильнее и увереннее в жизни, чем они…

Это упражнение необходимо повторить еще несколько раз. С каждым разом Ваши усвоенные ранее убеждения, полученные в детстве вследствие переноса на себя родительского сценария или негативного детского опыта, буду меняться, тускнеть и как бы растворяться. Повторяйте, пока не почувствуете в груди тепло при воспоминании о родителях, и что в Вашей Душе поселилась РАДОСТЬ. Значит, ситуация полностью развязана.

Таким образом, это упражнение можно рассматривать как работу над своим ресурсом психологической зрелости, взрослением, способностью и смелостью принимать решения, этапом к тому, чтобы брать ответственность на себя за всё, что происходит в Вашей жизни. Вместе с тем, что Вы приобретете большую уверенность в себе и самостоятельность, это поможет сблизиться с родными, с семьей на духовно –эмоциональном уровне, внесет теплоту, искренность, взаимопонимание в Ваши отношения.

Удачи Вам в работе над собственным исцелением. Желаю Вам почувствовать себя счастливым как в процессе работы, так и по ее завершению.

С уважением и искренней Любовью в сердце,

Светлана Тамашова. 17 февраля 2021 года.

Если Вам понравилось, поделитесь с друзьями. Подписывайтесь на нашу страничку и группу в facebook ( нажмите выделенное), будет много интересного.

Источник

Исцеление мужских травм: отношение к отцу

В этом последнем разделе я приведу семь ключевых положений, утверждающих возможность исцеления. Ни одно из них не оригинально, но все они вместе могут способствовать движению в правильном направлении и отдельных мужчин, и мужского сообщества в целом. Хочу повторить, что при всем моем уважении к участникам современного мужского движения я не жду от него больших успехов. Уже сейчас некоторые его аспекты кажутся мне несерьезными или устаревшими; наверное, я отношусь участникам мужского движения несправедливо, но, несомненно, внутренние силы этого движения истощаются. Я уверен, что коллективные изменения начнутся лишь после того, как изменится достаточно большое число конкретных мужчин. Изменение фокуса нашей культуры будет зависеть от того, на какой уровень мы можем вывести процесс самоисцеления. Надежда на это очень слаба, но она более реалистична, чем простое ожидание внезапных сдвигов в коллективном сознании. Я полагаю, мужчины будут по-прежнему ощущать гнет традиционных предписаний Сатурна. Их по-прежнему будут призывать пожертвовать своей душой и телом ради материальных благ. От них по-прежнему будут ждать молчаливого согласия на поддержку и укрепление патриархальных ценностей, а значит, отчуждения от себя и от других мужчин. И они по-прежнему будут нести внутри ярость И скорбь вплоть до своей ранней смерти. Но я, по крайней мере, надеюсь на то, что отдельные мужчины постепенно будут приходить к осознанию происходящего, спасая себя и помогая спастись другим. Может быть, некоторые из них даже станут мудрыми старейшинами, которые так нужны всем нам. Ниже перечислены семь шагов к самоисцелению.

Восстановите в памяти потерю отца

Если мы станем изучать свою сущность с точки зрения пола, наше отношение и к родному отцу, и к племенным старейшинам станет более критичным. Но еще со времен индустриальной революции и миграции значительной части населения в города, то есть более двухсот лет тому назад, большинству мужчин пришлось оторваться от своих корней: от своего дома, от своего дела и от собственной души. Повышение уровня экономической свободы потребовало от них адаптировать свою энергию к социальным ролям, позволяющим получать прибыль, но в то же время и наносящим душевные травмы. Такие травмы вызывали у мужчин печаль и причиняли им мучительные страдания, и они, сами того не осознавая, наносили травмы своим сыновьям. Подобно трагическому заклятию в греческой драме, травмы переходили из поколения в поколение. Только мужчины, сумевшие осознать такие исторические травмы, увидеть их в своей родословной и восстановитъ себя, то есть исцелить внутреннее расщепление, могут преодолеть историческое бремя Сатурна. В стихотворении “Эти зимние воскресенья” Роберт Хайден вспоминает о том, как тяжело приходилось его отцу в борьбе за выживание, и одновременно’ о своей наивности и безразличии к его переживаниям. С болью в сердце он вспоминает: “…Говоря равнодушно с ним, С тем, кто сделал так, чтобы в доме было тепло, И к тому же начистил мои чудесные ботинки. Что же я знал, что я действительно знал Об аскетической любви и одиночестве в рабочем кабинете? “.

Такими были наши отцы; они были травмированы больше, чем мы можем себе представить. У них не было альтернативы и внутреннего эмоционального позволения быть самими собой; несомненно, они были одиноки. Нам не нужно стыдиться своей печали, вызванной их нелегкой долей. Печаль по своей сути честна. Она ценит то, что было утрачено навсегда или чего уже никогда не будет. Во всяком случае, мужчины несут свое бремя чаще всего как депрессию, которую они могут даже не осознавать. Депрессия — тупик для жизненной силы; как бы глубоко мы ни подавляли переживания, вызванные потерей отца, психика об этом знает и заставляет нас нести в себе это обременяющее нас чувство. Печаль — открытое воспоминание, и хотя она в данный момент не вызывает хороших ощущений, благодаря искренности переживаний она очищает и исцеляет. Депрессия может насильно погрузить нас в глубину мрака, независимо от степени нашей активности во внешнем мире. Под ее тяжестью могут поблекнуть даже самые радостные моменты в жизни. Один мужчина, биржевой брокер, сам загнал себя так, как однажды загнал себя его отец. Он не умел отдыхать. Все выходные он проводил на работе. У отца была только одна ценность в жизни — его работа, поэтому; чтобы заслужить одобрение своего отца, он работал на пределе своих возможностей. Даже после смерти отца его образ сохранял сильный эмоциональный заряд и по-прежнему вовлекал брокера в гонку. Даже когда он достиг более высокого по сравнению с отцом материального положения, он не мог остановиться. Наконец после двух лет терапии брокер решил перестать работать по выходным и впервые за все время пришел на могилу отца. Там он рыдал, оплакивая ту нежность и то одобрение, которых никогда не получал от отца. Его слезы и печаль позволили ему начать движение вперед в своей жизни — в жизни, которую он вообще едва знал из-за того, что она для него была предопределена тенью Сатурна уязвленного и уязвляющего отца. Подавленная печаль вызывает депрессию; тем же эффектом обладает не находящий выхода гнев. Гнев — естественная рефлекторная реакция организма на травму. Однажды у меня был пациент, который случайно обмолвился, что вовлек своих сыновей в отношения инцеста. Они даже помогали ему, а он таким образом утверждал себя. Я чувствовал, как у меня нарастает гнев и одновременно сочувствие к мальчикам, искавшим отцовской любви и отцовского прикосновения, а нашедшим предателя, который воспользовался их бессилием, наивностью и неосознанным буквальным восприятием происходящего и обманул их, выдав за любовь только телесные, сексуальные отношения. Я попросил его рассказать об этом теперь уже взрослым сыновьям и быть готовым пережить их печаль и гнев, надеясь, что этот рассказ поможет исцелиться даже если не ему самому, то кому-то из его сыновей. Многие сыновья, стремясь самоутвердиться (а это необходимо каждому ребенку), ощущают, как их терзает гнев, который проявляется в их язвах и мигренях, возникающих из-за их вынужденного послушания. Если мужчины хотят исцелиться, им нужно испытывать гнев по отношению к своим травмам и тем, кто их нанес. Можно задать вопрос: а что хорошего в таком выражении гнева, которое происходит спустя длительное время после травмы? Но, как любая эмоция, насыщенная энергией, гнев не проходит бесследно. Он всегда на кого-то переключается. Уязвленный сын будет, в свою очередь, уязвлять своего сына, если не исцелится сам и не разорвет порочный круг. Если гнев поможет разрядить атмосферу и возобновить отношения с отцом, продолжающим жить по-прежнему, значит, надо идти на риск. Если гнев еще больше увеличит психологическую дистанцию с отцом, нужно сознательно решить не вступать в конфликт. Но каждый сын должен столкнуться лицом к лицу со своим внутренним гневом, иначе он по-прежнему останется в плену у Сатурна. Безусловно, мужчины должны более осознанно передавать свой внутренний опыт. Они явно не могут изменить прошлое, а часто не могут изменить даже внешние отношения между отцом и сыном. Тем не менее то, что им неизвестно, скрыто действует у них внутри. Приняв во внимание тонкое замечание Юнга о том, что непрожитая жизнь родителя должна стать величайшей обузой для ребенка, каждый сын, без всяких осуждающих мотивов, должен вспомнить, как на его личности отразились травмы его отца. Иначе он увидит, что живет, повторяя отцовские поступки либо реагируя на них,— в каждом случае он оказывается пленником Сатурна. Каждый сын должен спросить себя: “Какие травмы были у моего отца? Чем он пожертвовал (если эта жертва имела место) ради меня и других? На что он надеялся и о чем мечтал? Воплотил ли он в жизнь свои мечты? Был ли он эмоционально свободен, чтобы жить такой жизнью? Жил ли он своей жизнью или по заповедям Сатурна? Как его отец и его культура мешали его странствию? Что мне хотелось бы узнать от него о его жизни и его истории? Что мне бы хотелось узнать от него о том, что значит быть мужчиной? Пробовал ли отец отвечать на такие вопросы, но внутри себя, не для посторонних? Приходилось ли ему вообще когда-либо их задавать? В чем заключается непрожитая жизнь моего отца, и, может быть, я в той или иной мере проживаю ее за него?” Таковы в основном вопросы одного поколения к другому, которые вслух не проговариваются. Если их сознательно не задают вслух, значит, ответы на них были бессознательно прожиты внутри, зачастую вызывая травму. Когда мы задаем такие вопросы, даже если отец умер, у нас больше шансов избежать его идеализации или обесценивания. Он превращается в мужчину, больше похожего на нас самих, на брата, который прошел через такие же испытания. Тогда даже в случае серьезной травмы мы, скорее всего, будем относиться к нему с сочувствием. Если нами овладеет ненависть, мы сохраним связь с источником нашей травмы. Если мы лучше поймем своих отцов с точки зрения взрослого человека, мы скорее сможем стать отцами для самих себя.

Рассказывайте тайны

Ищите учителей и учите других

Я уже упоминал о том, что в начале моей терапевтической практики (а это было лет 30 назад) отношение числа женщин, обращавшихся к терапевту, к числу мужчин, прибегавших к его помощи, составляло 9:1. В настоящее время без каких бы то ни было попыток с моей стороны как-то изменить клиентуру это отношение составило 6:4 с преобладанием мужчин. Такой резкий сдвиг обусловлен несколькими факторами: 1) у мужчин в целом существуют серьезные проблемы; 2) многие об этом знают; 3) психологическая атмосфера в обществе претерпела такие изменения, что посещение терапевта (которое многими мужчинами расценивается как проявление слабости) стало для них гораздо менее рискованным. Действительно, к терапевту приходят именно те мужчины, которые обладают более сильным эмоциональным потенциалом и более честны с собой. Остальным слишком страшно. У некоторых из них существуют серьезные проблемы, например, у того мужчины, которого притащила к терапевту жена и который напряг весь свой интеллект, чтобы установить назначение лежащей у меня на столе пачки салфеток, презрительно отзываясь о слезах, которые на них попадают. Такие мужчины воюют и с близкими им женщинами, и сами с собой. Терапия дает мужчинам уникальную возможность рассказать другому человеку о своей жизни, быть эмоционально честным и знать, что впоследствии им не станет из-за этого стыдно, поделиться с ним тайной, что значит быть мужчиной. На какое-то время мужчина становится совершенно изолированным от окружающих. Для многих мужчин терапия становится переходным ритуалом, отделением от матери и вступлением в мир мужчин. Приходя на терапию, мужчины, как это часто бывает, считают, что проблемы существуют где-то “вовне” и что если они смогут “их понять”, то жизнь снова пойдет как по маслу. Наступает время, и они осознают, что до сих пор жили неправильно и что совершенный ими бессознательный выбор завел их в лабиринт, блуждание по которому привело их к еще большему отчуждению от себя. Они могут осознать, что у них нарушена связь с феминностью, но крайне редко предполагают, что Она находится у них внутри. Они испытывают сильную тоску по отцу, хотя это переживание по своей сути является бессознательным. И в конце концов они очень часто признают, что потеряли своих богов, свою связь с природой и с собственным телом. Часто из-за всей той боли, от которой они страдают, таких мужчин одолевает удивительная немота. И по мере осознания причины этой боли она только усиливается. Они осознают, что им необходимо учиться у мудрых старейшин, и стремятся как можно лучше понять смысл своей жизни. Кроме того, они понимают, что должны исцелять себя сами; их жены и подруги не могут это сделать. Затем они плачут, испытывают гнев и ярость, допускают у себя возможности страха. Когда все это происходит, начинается исцеление. Разумеется, большинство мужчин не приходят к психотерапевту. Либо у них нет средств или возможностей, либо они слишком боятся той страшной опустошенности, которую могут ощутить у себя внутри. При этом они могут обратиться к другим мужчинам и передать им то, чему научились или учатся у других. Учитель — это человек, который видит обратную сторону происходящего и может нам рассказать, что она собой представляет. Когда мужчины собираются вместе, они могут многое рассказать друг другу. Но по отдельности они испуганно отстраняются от других. Мужские группы, существующие в Америке сплошь и рядом, дают реальную возможность мужчинам поделиться друг с другом своей жизнью и чему-то друг у друга поучиться, но большинство мужчин к таким группам не подойдут на пушечный выстрел и предпочтут страдать в одиночестве. К сожалению, настоящих учителей можно найти крайне редко. Сколько мужчин прошли инициацию и интегрировали это переживание в свое актуальное Weltanschauung (мировоззрение (нем.)? Мальчики по-прежнему испытывают потребность в том, чтобы зрелый, мудрый человек показал им способ познания окружающего мира. Но кто, спрашивал Ницше, будет учить учителей? Кто будет посвящать в учителя? Повторяю: истина заключается в том, что в наше время нет коллективных ритуалов перехода, нет основанного на мифах опыта, который помог бы мужчинам совершать их странствие. Поэтому они должны совершать его индивидуально. И такие личности, как Бодхисаттва в буддизме, могут оглянуться и просто из сочувствия открыть им путь вперед.

Рискните полюбить мужчин

Совсем недавно один пациент отметил, как ему нужно и вместе с тем трудно рискнуть полюбить мужчин. Будучи догадливым и очень мужественным человеком, он признал, что проблема заключается в его собственной гомофобии, то есть в страхе перед мужчинами. Почему же он боялся мужчин, которые, в конце концов, относятся к одному с ним полу? Да, действительно, мы выросли, не доверяя друг другу, ибо изначально попали в конкурентное общество и должны были соревноваться между собой. Мы крайне осторожны и опасаемся, что какой-нибудь патриарх может поднять руку с большим пальцем, направленным вниз, как это принято в старых патриархальных играх. Но следует иметь в виду, что эта дилемма имеет более глубокие корни, чем социальная травма, и тогда мы можем найти подлинный источник гомофобии. Хотя мужчины свели свои отношения с женщинами до узкого, хрупкого связующего моста сексуальности, они боятся любить друг друга, чтобы не сексуализировать свои отношения. Гомофобами могут быть даже гомосексуалисты, ибо они могут испытывать даже еще более сильный страх перед мужчинами. Таким образом, снова определяющую роль играет молчаливое вмешательство страха. Внешнее проявление физического мужского партнерства допустимо на игровом поле. Мужчины могут обниматься, дружески хлопать друг друга по плечу, держать за руки и за плечи, могут даже вместе рыдать после матча в раздевалке. В бою мужчины могут смешивать свою кровь и становиться кровными братьями. Недавно одна моя пациентка участвовала в сплаве леса во время разлива рек в Канаде. Река была опасной, и ее жизнь находилась под угрозой, однако она преодолела страх, научилась управлять своим плотом, и vнее возникла поразительно тесная эмоциональная связь с мужчиной-сплавщиком. Она сказала, что через несколько дней они стали думать как один человек, понимать все нюансы и быстро принимать решения управляя плотом на самой стремнине. Я ответил, что он;; получила настолько редкий опыт, что, если бы такое переживание испытали два мужчины, они дорожили бы им всю свою жизнь. Мало что в жизни доставляет больше удовольствия, чем когда ты приземляешь мяч на площадке соперника или резко разворачиваешься, чтобы в нужный момент отдать пас, и видишь, как твой товарищ по команде стремительно мчится с мячом к линии противника и мяч пересекает заветную черту. Наверное, это редкое ощущение единения возможно отчасти потому, что внешняя потребность вызывает трансценденцию индивидуального Эго во имя общей цели, но, может быть, еще и потому, что ситуация позволяет мужчинам ощутить свою мужскую природу, не чувствуя при этом ни угрозы своей маскулинности, ни двусмысленности. В менее душевной и менее трансцендентной обстановке старые сомнения и неоднозначность снова дают о себе знать. Но как грустно, что у мужчин так мало трансцендентного общения, за исключением спорта и войны. Как редко мужчина встречает эмоционально близкого ему друга-мужчину! Близость между мужчинами обычно поверхностна в отличие от близости между женщинами. Подавляющее большинство мужчин скорее умрут, чем станут обсуждать свои страхи, свою импотенцию, свои хрупкие надежды. Они возлагают на женщин бремя своих эмоций. В первой главе я уже рассказывал, как устранился от обмена своими переживаниями с лидером мужского сообщества в Санта-Фе, хотя, безусловно, у нас с ним было о чем поговорить. Но у меня есть друзья — один в Индианаполисе, а другой — недалеко от Вены,— с которыми я могу продолжить обсуждение темы, которую мы начали и так и не закончили обсуждать несколько лет назад. Как терапевту мне повезло, что в моей жизни случались удивительные встречи с мужчинами. Такое общение стало возможным лишь тогда, когда я стал чувствовать себя свободнее по отношению к самому себе, меньше бояться и у меня появилось желание лучше узнать себя. Как и в парадоксальной заповеди Иисуса о том что человек должен возлюбить ближнего своего, как самого себя мужчины научатся любить других мужчин, если смогут полюбить самих себя. Наши ярость и ненависть к себе проецировались на других мужчин, которых мы затем избегали. Если мы признаем, что отстранились от своего брата, потому что боимся его,- а боимся его потому, что сами пронизаны страхом,- значит, мы уже сделали первый шаг к любви. Противоположностью любви является не ненависть, а страх. Сложность полюбить других мужчин — каждого в отдельности или всех вместе – заключается в том, что мы должны пойти на огромный риск, полюбив самих себя. Мужчине чрезвычайно трудно принять себя таким, какой он есть, перед лицом неудач и страха. Но замена гомофобии эросом и заботой начинается в семье.

Исцелитесь сами

Совершите душевное странствие

Благодаря мужеству женщин, выражавших протест в отношении традиционных ролей и социальных институтов, отрицающих равенство и уникальность, сегодня мужчины могут свободно раскрыть свою первую тайну: их жизнь тоже ограничена определенными социальными ролями. Женщины первыми встали на путь, ведущий к освобождению. Вполне объяснимо, что многие мужчины сопротивлялись освобождению женщин: они не только чувствовали, как что-то уходит от них, но и думали, что их вполне устраивает исполнение строго определенного набора социально-половых ролей. То, что их роли содержали в себе элемент притеснения, большинство мужчин просто не осознавали, пока женщины не заставили их внимательнее на себя посмотреть. Среднестатистический мужчина по-прежнему с отвращением относится к осознанию своей жизни, пока жизнь не заставляет его измениться, а изменение всегда вызывает тревогу. Но когда он осознает, что изменения, сопровождающиеся тревогой, предпочтительнее депрессии и ярости, вызванных ограничениями, то изменения кажутся ему более привлекательными. Юнг заметил, что невроз неизбежно возникает в том случае, когда неограниченные возможности личности подчиняются налагаемым культурой ограничениям: Я часто видел, как люди становились невротиками, потому что довольствовались неполными или неправильными ответами на вопросы, которые ставила им жизнь. Они стремились к успеху, положению в обществе, удачному браку, а оставались несчастными, даже когда достигали всего этого. Эти люди, как правило, духовно ограничены, жизнь их обычно малосодержательна и почти лишена смысла. Обычно, как только они находят путь к духовному развитию, невроз исчезает. Перечисленные Юнгом ложные цели и золотые идолы соответствуют западной мечте об успехе; при этом мужчины не чувствуют себя успешными, даже если достигают этих целей и приносят жертвы этим идолам. Они ощущают напряжение, испытывают стыд и одиночество. Кто из нас может забыть семью, стоящую у могилы Вилли Ломана, героя книги Артура Миллера “Смерть моряка”? В то время как его друг Чарли произносит панегирик рабочему человеку, ушедшему в трудные времена в иной мир, сын Вилли изрекает грустную истину: “Чарли, этот человек не знал, кем он был”. Трудно себе представить более печальные слова о жизни мужчины, особенно такого, который занимался тяжелым трудом и был искалечен. Но зачем нам жить здесь, на этой планете, если не пытаться себя познать? Мужчины перестали задавать нужные вопросы, а потому продолжают мучительно страдать до самой смерти. Они могут спасти себя, только возродив в душе ощущение своего внутреннего странствия. Они просто обязаны это сделать, у них нет другого выхода. Недавно один пациент рассказал мне следующий сон: Я нахожусь в воде с еще одним мужчиной. У него свело ногу. Он тонет. Мне надо ему помочь, но я плохо плаваю. Мне нужно что-то сделать. Мне страшно, но все равно я ныряю вниз, нахожу его на дне и вытаскиваю наверх. Делаю ему искусственное дыхание. Больше некому. Он начинает дышать и приходит в себя. Тонущий мужчина — это сам сновидец, интуитивное эго-сознание которого знает, что он должен спастись. Но спастись он может, только если погрузится в свои собственные глубины и возьмет на себя ответственность за оживление, то есть за восстановление дыхания (“re-spiration” — в-дыхание, в-несение духа, spiritus). За нас никто не может этого сделать; нам нужно снова встать на путь героического странствия и погрузиться в свои глубины. Это настоящая мужская работа, работа спасателя. Совершив внутреннюю работу, мужчины смогут внимательно посмотреть на окружающий их мир. Большинство мужчин ищут самоутверждение во внешней деятельности, но они все равно не ощущают своей значимости, даже если достигают успеха. Эта деятельность нужна им для утверждения своей идентичности, если не проделано достаточно внутренней работы в процессе индивидуации. Как заметил Альбер Камю, “без работы жизнь загнивает. Но когда в работе нет души, жизнь задыхается и умирает”. Даже если у нас нет возможности пренебрегать материальной стороной жизни, мы все равно должны быть уверены в том, что наша работа придает смысл нашей жизни. А значит, мужчинам приходится решать заново, кто они и на что им тратить свою драгоценную энергию. Ни один мужчина не может покинуть дом или оказаться в чужом для него мире, не испытывая глубоких душевных и телесных страданий. Но он должен научиться сказать самому себе: “Я не должен отождествлять себя ни с моей травмой, ни с моей защитой от этой травмы. Я совершаю свое странствие”. Полученные травмы могут погубить душу, а могут развить работу сознания. Но лишь возрастающее сознание может каким-то образом озарить странствие. Мигель де Унамуно выразил этот вызов так: Стряхни свою грусть и воспрянь духом… Разбрасывай себя по пути, как семя, и… Не оборачивайся, ибо ты повернешься к смерти, И не позволь прошлому встать у тебя на пути. Оставь наезженную колею — то, что в тебе умерло, Ибо жизнь течет иначе, чем плывут облака, Однажды работа приведет тебя к себе. Чтобы мужчина мог спасти себя сам, ему нужно возобновить душевное странствие. Он должен снова обрести способность увидеть себя в безграничном и вечном мире, который гораздо шире окружающей его действительности. Юнг задается вопросом о человеке, и этот вопрос каждый из нас должен адресовать себе: Связан он с чем-то бесконечным или нет? Это насущный вопрос его жизни… Если мы понимаем и чувствуем, что здесь, в этой жизни, у нас есть связь с бесконечным, наши желания и установки изменяются. В конечном счете мы чего-то стоим, если только что-то собой представляем, а если нет, значит, наша жизнь была потрачена впустую. Дело не в том, что именно мужчина чувствует и какой оттенок принимают эти чувства: религиозный, политический или семейный. Он сам представляет собой свое странствие, и это обстоятельство имеет решающее значение. Вполне понятен ужас, который он может испытывать, находясь в бурных водах жизни, но, отказываясь от необходимости плыть под парусами, ухватившись за любую идеологию или зависимость от кого-то, он теряет свою маскулинность. Пришло время быть честными перед собой, признать страх, но — продолжать странствие. Требование совершать странствие — это не оправдание нарциссизма. Мужчина по-прежнему должен выполнять взятые на себя обязательства по отношению к другим, чтобы нести свою ответственность. Вместе с тем он слышит у себя внутри неумолимый зов индивидуации. Если же, забыв об этом зове, он станет разбрасываться в течение всего короткого пребывания на Земле, то станет проблемой для окружающих. Совершать странствие в мире души — значит, помогать природе, жить ради людей и таинства, которое превращает нашу жизнь в потрясающий эксперимент. Тогда мы будем служить воплощением незримого, освещая этот короткий период времени между двумя великими таинствами. Как сказал Юнг: “Жизнь… — это короткий промежуток времени между двумя великими таинствами, которые суть одно”.

Присоединитесь к “революции” – процессу радикальных изменений

Если эта книга вызывает пессимизм в отношении близких социальных изменений или скептицизм в отношении мужского движения, она все же несет в себе оптимизм, связанный с возможностью каждого человека расширить свое сознание, найти в себе мужество, чтобы измениться, перевернуть свою жизнь и тем самым привнести это изменение в мир. В историческом плане изменения наступают тогда, когда культура становится слишком односторонней. Тогда компенсация возникает в бессознательном всех людей, живущих в этой культуре. Она проявляется в том, что человек обретает дар интуитивных озарений; иными словами, человек, для которого содержание бессознательного становится более доступным, извлекает из глубины бессознательно отвергавшиеся ценности. Художник, возможно, становится первым, кто начинает воплощать в своей работе эти ценности, и тогда он опережает свое время. Он может страдать от насмешек, социального отвержения или, хуже того, от безразличия, но брошенные им семена начинают понемногу прорастать у других людей. Пророка можно замучить, однако его истина все равно бросает обществу вызов. То же самое происходит и сейчас: кота выпустили из мешка, узы Сатурна ослабли. В воздухе ощущаются перемены. Нет ничего удивительного в том, что диктаторы подавляли художников и людей, обладавших предвидением, ибо они — самые опасные для сатурнианского контроля, на котором основано групповое мышление. В XIX веке дети были собственностью, которую можно было продать или отдать внаем. Женщины были бесправным имуществом, недостойным уважения. И с самого начала истории мужчины подавляли и притесняли друг друга. И если сейчас мы стали восприимчивы к правам детей, а женщины требуют и получают заслуженное уважение, то мужчины в значительной степени превратились в лишенные души машины. Когда французский генерал Льюти собрался посадить молодое деревце, его предупредили, что пройдет целых сто лет, прежде чем оно расцветет. “Раз так, значит, нужно сделать это прямо сегодня”,— ответил он. И мы тоже должны немедленно начать делать то, что собирались сделать. Каждый из нас — это часть проблемы, и на индивидуальном уровне — часть ее решения. Пока мы не станем свободными, ничто не изменится. Наступило время перестать лгать: время противостоять тем, кто говорит, что мужчиной является тот, кто обладает властью над другим мужчиной, женщиной или ребенком. Наступило время противостояния тем, кто подавляет других: страшным фанатикам, елейным политикам и им подобным. А главное, наступило время нарушить деспотическое молчание, продлевающее владычество Сатурна, заставляющее мужчин стыдиться и разделяющее их между собой. Пусть мужчины расскажут о своих тайнах. Это нити лилипутов, которые связывают Гулливера. Присоединение к “революции” вовсе не означает борьбы за тарелку супа. Это означает, что человек становится честным по отношению к своей жизни. Революция начинается “дома”, во внутреннем мире. Теперь читатель знает, что он не такой чужой, что он может позволить себе испугаться, что, по существу, он не один, что другие переживают то же, что и он, и страдают вместе с ним где-то рядом. “Революция” начинается, когда мужчины прекращают себя обманывать, когда они осознают свои тайны и берут за них на себя ответственность. Они по-прежнему должны бороться и страдать, но теперь они могут быть честными. Они должны начать “революцию” с самих себя и осознать, что предъявление Сатурном своих прав, на признании которых они выросли, кастрирует и губит их так же верно, как это делали старые деспотические боги своими кастрирующими серпами. Мужчина, который избавляется от тени Сатурна, очень много делает и для других, знают они об этом или нет. Он твердо знает, что никто не сможет взять над ним власть, пока он сам этого не позволит. Он принял для себя необходимость своего душевного странствия. Его жизнь приобретает новый смысл, и его мольба, по выражению Казанцакиса,— “это доклад солдата своему генералу: вот что я сегодня сделал, вот как я сражался, чтобы выиграть бой на своем участке, вот с какими препятствиями я столкнулся и вот как я планирую сражаться завтра”128. Когда один, другой, третий мужчина начинают брать на себя ответственность за свою жизнь, старые деспоты ослабляют свою хватку. Как известно, однажды до Зевса дошел слух, что во Вселенной есть сила, больше, чем сама власть, и Громовержец до смерти испугался. В своей обычной бычьей манере Зевс со своими подручными, Силой и Могуществом, самодовольно властвовал, внушая страх всем вокруг. В ущелье Кавказа страдал даже Прометей, само имя которого предвещает революцию. Но энергию никогда нельзя подавить. Эту силу, которой боятся все быки и деспоты, зовут Справедливость, и перед ней должны испытывать трепет даже боги. Когда низвергнут бог-тиран, когда люди уходят из-под тени Сатурна, когда они отказываются от общественных ожиданий и занимаются поиском своего пути, возвращается справедливость. Да, пока большинство мужчин все еще испытывает притеснение; они отыгрывают свою боль, притесняют других мужчин, ущемляют женщин и обижают детей. Естественно, здесь не может быть справедливости. Но каждый из нас обязан ее найти, сначала в своем сердце, а затем на долгом пути, который ведет вперед. Странник, ты прошел длинный путь, ведомый этой звездой. Но царство желаний — на другой стороне ночи. Может, попрощаешься с ним, дружище, давай, наслаждаясь, путешествовать вместе, Переживая катастрофы и питаясь чистым светом.

Отрывок из книги Джеймса Холлиса “Под тенью Сатурна. Мужские психические травмы и их исцеление”

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *