иудаизм отношение к женщине
Роль женщины в иудаизме
от
438c5/w:auto/h:auto/q:90/https://imrey.org/wp-content/plugins/buddypress/bp-core/images/mystery-man-50.jpg»/> Трэйси Р. Рич 1 Kislev 5778 – 19.11.2017, 14:40 13.1k Просмотры 3 Голоса
Неужели женщина выше и одухотвореннее мужчины?!
Десять Речений ( Асерет диброт ) требуют уважения и к матери, и к отцу. Обратите внимание, в Шмот 20:12 в повелении на первом месте стоит отец: «Почитай твоего отца и твою мать, чтобы продлились дни твои…», а в Ваикра 19:3 — наоборот: « Бойтесь каждый матери своей и отца своего », и многие традиционные источники отмечают, что и отец, и мать имеют в равной степени право и честь на уважение и почитание.
А в ктубе (брачном контракте) сына рабби Акивы жене предписывалось учить мужа Торе!
Права женщин в традиционном иудаизме.
Права женщин в традиционном иудаизме были намного более расширены, нежели в странах западной цивилизации, вплоть до ХХ века. Женщины имели законное право заниматься торговлей — покупать, продавать, обладать собственностью, совершать частные сделки и претендовать на долевое право, в отличие от западных женщин (включая Америку), которые не имели никаких подобных прав ещё лет сто назад. Отрывок из Мишлей 31:10-31, традиционно читаемый на еврейских свадьбах, не раз сообщает о деловых свойствах женщины, которая всегда и во всем высоко ценится (особенно стихи 11, 13, 16 и 18).
Традиционный иудаизм признаёт, что половой акт по принуждению в условиях брака является изнасилованием и строго запрещён; во многих штатах Америки изнасилование в браке по-прежнему не является преступлением.
В чем главная и основная роль еврейской женщины?
Ребёнок еврейской женщины и мужчины-нееврея является евреем благодаря духовному влиянию матери ; ребёнок мужчины-еврея и женщины-нееврейки таковым не является. См. на сайте статью «Кто такой еврей?».
Еще об этом читайте тут.
Разоблачение мифа о том, что женщины не играют никакой особенной роли в еврейской религиозной жизни
Во-вторых, поскольку освобождение от повелевающих мицвот умаляет роль женщины в синагоге, многие полагают, что женщины не могут играть никакой особенной роли в еврейской религиозной жизни. Это заблуждение вытекает из ошибочного предположения, что еврейская религиозная жизнь вращается только вокруг синагоги. Это не так. Еврейская духовная жизнь начинается с дома, где роль женщины в семье важна не менее роли мужчины.
Женские мицвот: нерот, хала и нида
438c5/w:auto/h:auto/q:90/https://imrey.org/wp-content/uploads/2017/11/pexels-photo-633661.jpeg»/>По еврейской традиции, есть три заповеди, которые предназначены исключительно для женщин: нерот (зажигание свечей), хала (отделение части от теста) и нида (воздержание от половой близости с мужем во время менструального цикла и ритуальное омовение после его завершения). Исполнение этих мицвот – главная и исключительная привилегия женщины. Если женщина отсутствует, две из этих мицвот может исполнить мужчина, Третья же из мицвот — нида — предписана для женщин по физиологическим причинам. Указанные мицвот связаны с домом и семейным очагом, в котором женщина – главная хозяйка.
Первая из этих женских заповедей — нерот (дословно «огни»), то есть, женская привилегия зажигать свечи, дабы благословить светом шабатних свечей приход Царицы-субботы или начало другого праздника. Зажигание свечей официально знаменует начало священного времени в доме: когда зажжены свечи, действуют особые ограничения или наступает время соблюдения праздника. Зажигание свечей — это мицва, установленная раввинами, а не мицва Торы.
Третья заповедь для женщины — обязанность отдалиться от мужа на время менструации и погрузиться в микву (водоем или резервуар с проточной водой для ритуального омовения) в конце менструального цикла. Тора запрещает мужчинам и женщинам половую связь во время менструации. Ритуальное погружение в воду свидетельствует об окончании этого периода, после чего супруги могут возобновить интимные отношения.
Роль женщины в синагоге действительно не столь значительна
438c5/w:auto/h:auto/q:90/https://imrey.org/wp-content/uploads/2017/11/bd-worship-800×450.jpg»/>Чтобы понять ограниченную роль женщины в жизни синагоги, важно знать природу мицвот (заповедей) в иудаизме и разделение в связи с этим мужчин и женщин.
Почему мужчина благодарит Творца за то, «что Всевышний не сотворил его женщиной»?
Иудаизм — живительный источник, проникающий во все глубины нашей жизни: это всё, что вы делаете с того момента, когда проснётесь, и до того мгновения, когда отправитесь ко сну; всё, что вы едите и как одеваетесь, как ведёте бизнес и общаетесь с окружающими. Молитвенные службы — это всего лишь небольшая, хотя и важная часть еврейской религии.
Read Later Add to Favourites Add to Collection Report
Еврейская женщина
Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:
О заповедях еврейской женщины
Почему мужчина благословляет Всевышнего за то, что Он не создал его женщиной?
Каждое утро еврейский мужчина произносит благословение «Что не создал меня женщиной». Любой человек, знакомый с еврейским мировоззрением, знает, что это вовсе не значит, что женщина — существо «второго сорта», не дай Б-г! Еврей выражает благодарение Творцу за то, что дал ему дополнительные мицвот (заповеди). А их у еврея больше, чем у нееврея и у кнаанейского раба, а у мужчины — больше, чем у женщины. Еврейская женщина освобождена от повелительных заповедей, связанных со временем: возложение тфилин, ежедневное изучение Торы, некоторые заповеди, связанные с праздниками.
Но почему? Мы знаем, что мицвот даны нам для того, чтобы возвысить и очистить нашу душу и удостоить нас вечной награды. А награда того, кто «обязан и делает», больше, чем у того, кто «не обязан и делает». То есть, даже если женщина будет выполнять всё вышеперечисленное, её награда будет меньше, чем у мужчины. Значит, женщина чем-то обделена? Попробуем разобраться.
Известно, что существует несколько мицвот, возложенных именно на женщин: зажигание субботних свечей, отделение халы от теста и некоторые аспекты законов семейной чистоты. Но свечи надо зажигать раз в неделю. Тот, кто не печёт хлеб, не отделяет халу. Незамужняя женщина не обязана соблюдать законы семейной чистоты. Но даже если женщина всё это делает, эти мицвот не могут заполнить весь её день. А есть ли что-нибудь такое, пусть и не связанное с определённым временем, что помогало бы женщине расти духовно на протяжении всего дня и всей жизни? Мицвот, за которыми следует достойная награда? Есть! Это цниют (скромность) и хесед (дела милосердия).
Цниют? А что в нём возвышающего? — спросит кто-нибудь. Надеть юбку подлиннее да платок пострашнее, чтобы все прохожие шарахались, — вот и всё… Такой взгляд очень далёк от действительности. На самом деле неряшливая, режущая глаза безвкусицей или слишком мрачная одежда противоречит требованиям цниюта! Одна из основных причин того, что еврейская женщина не выставляет себя напоказ, — это её уважение к себе, как к дочери Царя Царей. А царская дочь не опозорит себя не только публичной демонстрацией своих «прелестей», но и неподходящей, негармоничной одеждой. Умение одеваться скромно и неброско, но при этом красиво и благородно — целая наука. Образ женщины, которая её постигла, воспринимается как единое целое — бриллиант (еврейская душа) в золотой оправе (благородство облика). К сожалению, вместо этого наши улицы, в основном, пестрят мозаикой из открытых частей тела и крикливых деталей одежды и туалета. Такой вид полностью скрывает любое проявление духовности и как бы заявляет, что женщина из кожи вон лезет (с современными средствами пластической хирургии это выражение можно понимать буквально), только бы привлечь к себе ещё несколько легкомысленных взглядов.
Но цниют — это намного больше, чем одежда и туалет. Это и поведение, и манеры, и походка, и разговор — как его форма, так и содержание. Есть вещи, о которых нескромно говорить на людях, есть слова, которые невозможно произнести, не унизив себя. Цниют необходим не только в присутствии посторонних, но и в кругу семьи, и наедине с супругом, и даже… наедине с самой собой. Чистота мыслей — необходимое условие цниюта, она влияет на всё поведение женщины и на её семью.
Правил цниюта очень много. Так же, как в изучении Торы невозможно постичь всё за короткое время, так и цниют не приобретается сразу. Чем больше женщина приучает себя к соблюдению различных аспектов цниюта, тем легче и естественней это получается, развиваются особая чувствительность и внутреннее побуждение принимать на себя новые правила.
Восхваляемый образ еврейской женщины — это цнуа (скромная) и баалат хесед (творящая дела милосердия). Во все времена праведные женщины готовили еду для неимущих, ухаживали за больными и роженицами, заботились о сиротах и одиноких людях. Всем этим они занимаются и сейчас. Есть много добровольческих благотворительных организаций, и все желающие могут найти там кто помощь, а кто приложение своим способностям.
Но что делать женщине, которая не может участвовать в деятельности этих организаций, потому что у неё дома — мал мала меньше, и зачастую нет даже четверти часа, чтобы спокойно помолиться? Человек, знакомый с иудаизмом, скажет: заботиться о доме и о детях — тоже мицва, для этого женщина и освобождена от других мицвот.
Но тогда возникает вопрос: ведь забота о доме, уход за детьми — это то, чем испокон веков занимаются все женщины, еврейские и нееврейские, даже погрязшие в идолопоклонстве и прочих грехах! Для них это тоже мицва? И чем мы тогда от них отличаемся?
Мы не будем говорить об основополагающей роли матери в еврейском воспитании — это тема для отдельного разговора. Сейчас речь идёт о самых обыденных будничных делах, которыми заполнен день молодой мамы: стирка, уборка, смена пелёнок, вытирание носов, готовка, мытьё посуды… Настало время открыть главный секрет еврейской жизни: мицвот это или нет, зависит от… нашего выбора! Дело в том, что есть действия, которые являются мицвот благодаря совершению самого действия, такие, как возложение тфилин, заповедь жить в Сукке и т.п. В этом случае мицва считается выполненной, даже если кавана (намерение) была минимальной.
Но есть действия, которые могут стать мицвот именно благодаря мыслям и намерениям, которые мы в них вкладываем.
Например, такое простое занятие, как еда. Если мы просто поглощаем пищу, потому что голодны, она насыщает наше тело, но не возвышает нашу душу (а может даже навредить). Но если мы приготовили эту пищу со скрупулёзным соблюдением законов кашрута, вдумчиво и с глубокой благодарностью сказали благословение и едим, чтобы у нас были силы и здоровье для жизни по Торе, то весь процесс еды превращается в цепочку мицвот, возвышающих душу и достойных награды. Точно так же обстоит дело, когда человек работает и получает зарплату. Если он видит в своей работе возможность помогать людям, а в заработке — процветание для своей семьи и средство для благотворительности и других добрых дел, его профессиональная деятельность — мицва. Но если он работает только для того, чтобы потратить деньги на развлечения и ненужную роскошь, мицвы у него нет.
Если бы мы, мамы, сидящие дома с малышами, заботились о маленьких сиротах, мы бы ясно чувствовали, что всё, что мы делаем, — хесед. Почему же мы так не чувствуем с нашими детьми? Только потому, что у них есть мама? Но это значит, что когда-то мы совершили самый большой хесед, который человек способен в этом мире сделать для другого, — подарили им жизнь! И теперь мы продолжаем вершить хесед день за днём. Если женщина жалуется на «серое и безрадостное существование в четырёх стенах» и завидует своим «свободным» подружкам, она упускает замечательную возможность превратить свою жизнь в прекрасный сад духовных наслаждений. Когда даже забота о собственном здоровье является огромной мицвой и влечёт за собой множество других мицвот — деяний хеседа для нашей семьи.
Известно, что дурное начало в человеке (ецер а-ра) стремится отвлечь его именно от тех мицвот, которые особенно необходимы для его души. И тот факт, что сегодня так много молодых женщин тяготятся «профессией» мамы и стремятся найти себе занятие вне дома, свидетельствует об огромной важности этой «профессии» для еврейской женщины и для еврейского народа в целом.
Еврейская женщина может проявить себя ещё во многих областях. Но главное, что мы видим: у нас есть возможности для достижения высшей духовности через простые материальные действия, полной гармонии души и тела.
Утреннее благословение женщины: «Что создал меня по своему желанию». Творец желает, чтобы мы были такими, какими Он нас создал. Совершенство женщины находится внутри неё, надо только не мешать ему проявиться. А для этого необходимо охранять и очищать себя от посторонних примесей и ложных представлений.
Положение женщины в обществе
Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:
В нерелигиозном обществе распространилось совершенно ложное мнение о том, что, мол, «в среде религиозных — дискриминация женщин».
На самом деле у религиозных евреев нет НИКАКОЙ дискриминации. Религиозные женщины учатся, работают, хорошо одеваются, имеют те же права, что и мужчины, дружно живут со своими семьями и т.д.
На предполагаемый встречный вопрос о том, что, мол, в СМИ (особенно в израильских) часто передают об ужаснейшем ущемлении прав женщин среди харедим, можно ответить: картина, которую рисуют СМИ, не совпадает с действительностью. Оговоримся, что речь идет о «нормальном» иудаизме, а не о маленькой секте (в несколько десятков человек из одного израильского города, которые установили для женщин правила одежды и поведения, ничего общего с иудаизмом не имеющие). Все самые «ультраортодоксальные» раввины осуждают это.
Что касается настоящего иудаизма, то в нём отношение к женщине и к мужчине — как к двум сущностям, различным по своим не только физиологическим, но, в первую очередь, психологическим признакам. И поэтому в жизни у них — разные цели и задачи.
Думается, что без влияния со стороны СМИ и других источников информационного шума, в котором мы все с вами сегодня живем, у женщины по-настоящему не возникнет ни малейшего желания брать на себя мужские обязанности. Изначально женщина предпочитает быть женщиной, так, как ее создал Всевышний.
Поскольку центральная и высшая задача еврейской женщины — это создавать и развивать семью, для этого она освобождена от выполнения некоторых мицвот (заповедей), которые могли бы отнять у неё время, посвящённое семье. Например, она не обязана молиться трижды в день или изучать Тору. Но это не значит, что ей запрещено это делать: если она хочет, она, конечно, может это делать, и сказано, что она получает за это награду. Но, в первую очередь Тора видит в женщине Жену и Мать и указывает ей, что самое важное для выполнения этих ролей.
Для того, чтобы женщина могла быть счастливой женой, т.е. единственной и неповторимой для своего мужа, в религиозном обществе существует целая система законов (из Торы и постановлений мудрецов), цель которых — чтобы мужчина не желал других женщин. Поэтому женщины одеваются скромно, чтобы не притягивать взгляд посторонних мужчин. Женщины не поют при мужчинах, нет совместных танцев и прочих «смешанных» развлечений, которые, как мы все прекрасно знаем, очень часто приводят к разрушению семейного счастья. И женщины вполне готовы «платить эту цену» и соблюдать эти ограничения при посторонних мужчинах — для того, чтобы жить счастливой жизнью с собственным мужем.
Предполагаем, что, наверное, многим нерелигиозным женщинам тоже бы хотелось быть всегда убеждёнными в верности мужа и его привязанности, но современное нерелигиозное общество с принятыми в нём обычаями просто не оставляет для этого шанса.
Процитируем известную рабанит Ципору Харитан, психолога и семейного консультанта с многолетним стажем: «если счастливая и дружная жизнь является результатом “дискриминации” женщин, о которой беспрерывно говорят и пишут нерелигиозные, то я очень прошу: не надо защищать мои права. Я предпочитаю соблюдать все ограничения, которые Тора наложила на меня, и жить счастливо, а не позволять себе все современные “свободы” женщины, но потерять своё женское счастье».
Так скажи дому Яакова 1. Основные принципы еврейских законов для женщин
Основные принципы
Наши обязанности и наше поведение, поведение евреев, соблюдающих Тору, определяют законы (Диним), которые дополнены многочисленными обычаями (Минхагим), и вместе они проникают во все области нашей повседневной жизни. Эти Диним и Минхагим основываются на тех шестистах тринадцати Мицвот (заповедях), которые были открыты Моше Рабейну, мир его праху, на горе Синай.
Мицвот, предписываемые Торой, так называемые Мицвот Деорайта, насчитывают 248 Мицвот Асе (предписывающих заповедей) и 365 Мицвот Лo Таасе (запрещающих заповедей). Мицвот Асе, предписывающие заповеди, часто называются также Хийувим (обязанности), а Мицвот Ло Таасе — Исурим (запреты).
Типичные примеры первых, т.е. Мицвот Асе, это Мицвот Тфилин и Маца, каждая из которых требует исполнения некоего позитивного действия.
Примеры Мицвот Лo Таасе: Лo Тигнов (не кради), Лo Тилбош Шаатнез (запрещение носить одежду, содержащую Шаатнез — смесь шерсти и льна), Баль Taшxuт (запрещение брить волосы на лице бритвой или ножом).
248 Мицвот Асе могут быть разделены, в свою очередь, на две группы:
1. Мицвот Асе Шеазман Грама — Мицвот, исполнение которых зависит от определенного времени;
2. Мицвот Асе Шеэйн Азман Грама — Мицвот, исполнение которых не зависит от времени.
Например, Мицвот Тфилин и Сукка относятся к первой категории, т.е. к Мицвот, зависящим от времени, потому что Тфилин накладывают только в будни, а обязанность жить в Сукке ограничена определенным временем года. С другой стороны, Мицва Мезузы относится к любому времени: ко всем семи дням недели, ко всем двадцати четырем часам суток, следовательно, она — Мицва, не зависящая от времени.
В дополнение к Мицвот Деорайта (613 Мицвот, предписываемых Торой) существуют многочисленные Мицвот Дерабанан, т.е. Мицвот, предписываемые нашими Хахамим (Мудрецами). Тот авторитет, которым Тора наделяет Хахамим, позволяет им устанавливать такие Мицвот, и во многих практических ситуациях Мицвот Дерабанан имеют ту же силу, что и Мицвот Деорайта.
И в этом случае Мицвот могут быть как предписывающими (мы их будем называть Хийувей Дерабанан), так и запрещающими (Исурей Дерабанан). Примеры первых — Аллель, Meгилла и Брахот (благословения), которые мы произносим перед едой и питьем. Запрещения есть в Тиша Беав и брать Мукце в Шабат — это Исурей Дерабанан, т.е. запреты Хахамим.
Теперь рассмотрим, как же все это относится к женщинам. Основной принцип заключается в том, что все запрещающие заповеди распространяются на женщин точно так же, как и на мужчин. Имеются в виду и Исурей Деорайта, и Исурей Дерабанан. Так, например, и мужчинам и женщинам запрещено носить Шаатнез, есть в Тиша Беав и брать Мукце в Шабат.
Женщины имеют тот же самый статус, что и мужчины, относительно предписывающих Мицвот, не связанных с определенным временем. Соответственно, нет разницы между мужчиной и женщиной в том, что касается обязанностей установить Мезузу на двери или произносить нужную Браху перед едой или питьем.
Есть лишь одна группа Мицвот, от соблюдения которых (по крайней мере большинства из них) женщины освобождены, — Мицвот Асе Шеазман Грама, т.е. предписывающие заповеди (Хийувим), исполнение которых связано либо с определенным временем дня, либо с ограниченным отрезком времени. Освобождение касается и Мицвот Деорайта, и Мицвот Дерабанан. Так, например, женщины не обязаны накладывать Тфилин, есть и спать в Сукке или произносить Аллель в Йом Тов.
Тем не менее, женщины могут — и зачастую пользуются этим правом — соблюдать связанные со временем Мицвот, если они того желают. Если они поступают так, они произносят соответствующую Браху, ту же самую, что и мужчины. Некоторые из таких Мицвот (например, слушание Шофара в Рош Ашана) соблюдаются почти всюду, так что многие женщины считают их обязанностью (это часто зависит от Минхага, обычая, принятого в данном месте или семье). Есть, однако, некоторые Мицвот, исполняемые по различным причинам только мужчинами и никогда — женщинами. Подробности, касающиеся этого, вы найдете в следующих главах.
Наиболее распространенное объяснение, почему женщины освобождены от связанных со временем заповедей, заключается в следующем: то, что их исполнение требует существенных затрат времени и (или) установления строгого расписания, может вступить в конфликт с первейшими обязанностями женщины — ее обязанностями жены и матери — и тем самым повредить согласию между женой и мужем, нарушить спокойствие в доме, которое Тора считает непреходящей ценностью. По этой причине связанные со временем
Мицвот исполняет гораздо больше незамужних девушек или замужних женщин, не имеющих детей (или не имеющих маленьких детей), чем женщин, занятых воспитанием детей.
Другое объяснение особого статуса женщин приводит Рабби Шимшон Р.Хирш в своем комментарии на Хумаш: «…Их освобождение от Мицвот Асе Шеазман Грама вызвано, вне всякого сомнения, не тем, что их (женщин) существование считают в каком бы то ни было отношении менее достойным или важным, но, как нам кажется, Тора не возлагает на женщин эти Мицвот потому, что не считает нужным требовать этого от них. Все Мицвот Асе Шеазман Грама призваны внести посредством символической процедуры определенные факты, принципы, идеи и резолюции, освежать их в наших умах время от времени, побудить нас укреплять их, чтобы сохранить. Б-жественная Тора считает само собой разумеющимся, что наши женщины обладают большим рвением и бблыпей преданностью их призванию служить Б-гу; опасность изменить этому призванию в их случае меньше, чем у мужчин, подвергающихся соблазнам, когда они заняты бизнесом или другой профессиональной деятельностью. Соответственно, нет необходимости давать женщинам такое повторяющееся стимулирующее напоминание и предостерегать их против слабостей повседневной жизни, чтобы они оставались верными призванию. И также при самом рождении еврейского народа Б-жественное Провидение не находило необходимым гарантировать связь женщин с Ним и не дало им постоянно существующего знака, подобного обрезанию у мужчин. И при вручении Торы на Синае Г-сподь в первую очередь полагался на веру и преданность женщин (Шмот 19:3). Еврейский народ установил, что во всех грехах его, только благодаря заслуге преданных Всевышнему женщин, было сохранено и выращено зерно возрождения и возвращения».
Прежде, чем продолжить наше обсуждение, следует подчеркнуть, что эти правила, подобно большинству правил, имеют некоторые исключения, особенно в том, что касается Мицвот Асе Шеазман Грама. Например, Маца и Мегилла, хотя и очевидно связанные со временем, к женщинам относятся так же, как и к мужчинам. Однако большинство Мицвот Асе Шеазман Грама касаются только мужчин. В отношении Лавим (запретов) исключения более редки. Талмуд определенно заявляет, что на женщин распространяются все запрещения, кроме следующих трех: Баль Ташхит — бритье бритвой или ножом; Баль Такиф — удаление (полное) волос возле уха (пейсов); Баль Титаме Леметим — прикосновение или нахождение под одной крышей с мертвым (относится только к Коаним — потомкам Аарона Акоэна).
Таким образом, женщина, на лице которой растут волосы, может сбрить их бритвой, а Коенет (женщина, отец которой Коэн) не предостерегается от опасности стать Таме. Относительно других запретов можно уверенно сказать, что статус женщин и мужчин одинаков, и всякое запрещенное действие запрещено для обоих.
Цель настоящего вступления — познакомить читателя с основными принципами и сориентировать его в мире Алахи. Следующие главы обсуждают в подробностях различные Диним и Минхагим — законы и обычаи, поясняя, каким образом они касаются женщин и каким образом ими соблюдаются. Особенное внимание обращается на те области, где существуют, согласно закону или традиции, различия в практических действиях между мужчиной и женщиной, а также на те предписания, которые по самой своей природе представляют специальный интерес для женщин или особо их касаются.