иудейское право и римское право

Формирование иудейского права

Иудейское (еврейское) право является древнейшим религиозным правом, история которого насчитывает более 3 тыс. лет. Его происхождение и становление, как и других религиозных правовых систем, теснейшим образом связано не столько с юридическими факторами, с событиями в правовой сфере, сколько с другими социально-политическими событиями в жизни общества.

Попытки периодизации истории иудаизма предпринимались неоднократно. Например, согласно мнению Д. Рида, вся история иудаизма подразделяется на пять периодов. Первый — эпоха левитов, служителей религиозных культов у древних евреев, связанная с окончанием составления в 612 г. до н.э. второзакония (Моисеева закона) — законодательной основы иудейского права. Второй период — эпоха фарисеев, представителей общественнорелигиозного течения в Иудее (И в. до н.э. — II в. н.э.), выражавших преимущественно интересы средних слоев населениями стремившихся толковать иудейское право с учетом новых социально- экономических условий еврейского общества. Третий период — эпоха талмудистов (длился до конца XVIII в.) — отличался строгостью в соблюдении правил и норм, содержащихся в Талмуде. Особое внимание уделялось положениям, препятствующим ассимиляции евреев-единоверцев с народами тех государств, на территории которых они проживали. Четвертый и пятый периоды

промежуточный этап эмансипации евреев (XIX в.) и эпоха сионизма (с начала XX в. и по настоящее время) соответственно1.

Отношение к данной периодизации неоднозначное. Например, М.Н. Марченко считает, что позитивным в данной периодизации является попытка упорядочить взгляды и представления на историю развития иудейского общества, государства и права. Негативное заключается в чрезмерной политизации и идеологизации данного процесса, в подмене одних религиозно-этических критериев периодизации иудейской общественно-политической

и правовой жизни другими, светскими, по своему характеру, по- литико-идеологическими критериями[191].

Происхождение иудейского права связано с формированием иудаизма как религии, предшественника христианства и ислама. Оно полностью базируется на иудаизме. Иудаизм возник в начале II тыс. до н. э. среди древнесемйтских племен Месопотамии и стал национальной религией евреев. Согласно библейским преданиям, появление иудаизма связано с именем Авраама — вождя племенного объединения, отделившегося от других семитских племен на основе веры в Единого Бога. Переселение племени Авраама из города Ура Халдейского за реку Евфрат, произошедшее примерно в 1900 г. до н.э., является точкой отсчета истории еврейского народа и еврейского общества.

Идейная основа иудаизма формировалась на протяжении длительного периода. Она начала складываться сразу после создания еврейского общества и продолжалась до II в. до н.э. и представляла собой религиозные взгляды и учения патриархов еврейского народа — Авраама, Исаака и Иакова, основанные на идее, согласно которой глава рода устанавливает личную связь (завет) с Богом своих отцов — покровителем рода.

Иудаизм как религия вел постоянную борьбу за свое самоутверждение. В этом процессе особую роль сыграл период правления царя Иосии (639—609 гг. до н.э.). Он провел централизацию культа вокруг Иерусалимского храма и ликвидировал другие политеистические культовые центры.

В условиях ожесточенной борьбы за выживание постепенно еврейский народ превратился в замкнутую религиозную общину. В послевавилонскую эпоху в результате деятельности законоучителей Ездры и Нехемии (ок. 444 г. до н.э.) еврейский народ утвердился в качестве строго теократической замкнутой общины, обособленной от окружающего мира. Это нашло отражение в этническом изоляционизме, т.е. в принципиальном отказе от смешанных браков, а также в бытовом и экономическом сепаратизме[192].

Как отмечает Н.В. Воеводина, дальнейшее развития иудаизма и иудейского права связано с появлением важнейшего памятника религии и права Талмуда — собрания догматических, религиозноэтических и правовых положений иудаизма, сложившихся во II в.

Период VI—XVIII вв. именуется раввинистическим. Расселение евреев по странам мира в XVII—XVIII вв. привело к образованию большого числа еврейских общин. Они обладали внутренней автономией и возглавлялись раввинами (от др.-евр. «рабби»

«мой учитель»). На существование еврейских национально-религиозных общин постоянное воздействие оказывал фактор антисемитизма — враждебного отношения к евреям как к низшей и порочной расе, способной лишь к нанесению ущерба иным народам. Зародившись еще в Древнем Риме, антисемитизм в средневековой Европе принял религиозную форму: утверждалась враждебность иудейской религии христианству и христианской цивилизации1.

Следующий период истории иудаизма и иудейского права как его составной части начался в конце XVIII в. Он связан с событиями, произошедшими в Европе, а именно с Великой Французской революцией, провозгласившей свободу вероисповедания, что способствовало разрушению изоляции иудейских общин, на которые распространили свое действие юридические акты о свободе вероисповедания, благодаря чему европейские евреи стали пользоваться правами наравне с европейцами. В результате этих изменений сложились новые условия, способствовавшие формированию еврейского движения, получившего название «хаскалы» (просвещение), связанное с имением известного немца еврейского происхождения Мозеса Мендельсона (1729—1786). В этот же период начался процесс реформирования иудаизма, направленный на ослабление ритуальных предписаний и запретов и на внешнее сближение иудаистского богослужения с христианско-протестантским. В конце XIX в. сформировалось национально-политическое течение, ставящее целью воссоздание еврейского государства

на исторической родине еврейского народа — Палестине, получившее название сионизма (от названия холма Сион, на котором расположен Иерусалим). Его основоположником стал автор книги «Еврейское государство» Теодор Герцль (1860—1904).

В 1897 г. состоялся I Всемирный сионистский конгресс, проходивший в Швейцарии, на котором была создана Всемирная сионистская организация. Хотя в истоках, сионизма присутствует догматика иудаизма об «избранном народе», тем не менее он стал явлением светской политической жизни. В его рамках сложились самые разнообразные идейные течения — от религиозно-фундаменталистских до социалистических1.

Таким образом, необходимо отметить, что развитие иудаизма, начиная с XIX в. и по настоящее время, происходит под влиянием различных направлений еврейской мысли, иногда противоположных.

Прежде всего, это связанно с течением, известным как реформированный иудаизм, сложившимся на Западе. Суть данного течения заключается в том, что после уничтожения религиозной дискриминации часть евреев начали терять связь с традиционным еврейством, но в то же время хотели оставаться членами иудейской общины. Однако, такое простое на первый взгляд «пожелание» обусловило ряд серьезных изменений, затронувших сложившиеся, исторические традиции иудаизма, в частности, замену иврита местным языком, замену субботы на воскресенье, равенство полов, использование в синагоге органа и хора и т.д. Реформированные евреи обычно проявляют патриотизм по отношению к стране, в которой живут, и рассматривают Мессию скорее как идеал всеобщего признания Бога, чем как человека, который восстановит господство народа Израиля.

Другим важным течением является сионизм, выступающий против полной ассимиляции евреев и подчеркивающий особую роль еврейской нации. У сионистов понятие «еврейский народ» занимает центральное место в иудаизме. Согласно их точке зрения, Мессия — это народ Израиля, который вернется на свою землю и найдет там свое единство. Создание государства Израиль

в 1948 г. позволило этой тенденции в полной мере проявить себя[193].

Важнейший этап в развитии иудаизма и иудейского права связан с созданием государства Израиль на основе резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 1948 г. об отмене английского мандата на Палестину и о создании на ее территории двух независимых государств — еврейского и арабского.

Источник

Иудейское право

иудейское право и римское право иудейское право и римское право иудейское право и римское право иудейское право и римское право

иудейское право и римское право

иудейское право и римское право

Иудейское право является одной из древнейших религиозных правовых систем, существующих в современном мире. Оно действует на протяжении более чем двух тысяч лет. Некоторые авторы считают, что иудейское право существует более трех тысячелетий.

Иудейское право – это система социальных норм, принципов, религиозных толкований, обычаев и традиций еврейского народа, которые существенно отличаются от всех других правовых систем. Главный отличительный признак иудейского права – бескомпромиссно-отрицательное отношение древних иудеев к чужой религии, а вместе с тем и к ее носителям – «языческим народам» не могло не вызвать соответствующей реакции этих народов по отношению к евреям. Неприятие и отторжение иудейской религии, правил общежития и обычаев иудеев нередко сопровождалось ограничением их в правах и гонением. А это в свою очередь консолидировало еврейский народ.

В Португалии в это время декретом короля предписывалось запретить иудейский культ, закрыть все синагоги, а евреям было предложено или принять католическую веру или немедленно покинуть пределы Португалии. В России евреям предписывалось жить только на определенной территории. В отношении их существовала так называемая черта оседлости, в пределах которой они проживали и свободно передвигались. Правом свободного передвижения по всей России обладали только евреи, окончившие университет или купцы первой гильдии.

Другой отличительный признак иудейского права – это преимущественно императивный характер, преобладание в его системе прямых запретов, требований, всякого рода ограничений обязанностей по сравнению с правами и свободами субъектов иудейского права.

Несоблюдение обязанностей влекло за собой, как правило, поощрительные санкции.

Поощрительные:

1) я дам вам дожди в свое время и земля и деревья полевые дадут плоды свои;

2) вы будете есть хлеб свой досыта и будете жить на земле своей безопасно;

3) пошлю мир на землю вашу;

4) сгоню лютых зверей с земли вашей и т.д.

В принудительных санкциях совсем другие интонации звучат из уст Моисея для тех, кто не соблюдает указанные обязанности:

1) пошлю на вас ужас, чахлость и горячку от которых истомятся глаза и измучится душ, и будете сеять семена ваши напрасно, и враги ваши съедят их;

2) пошлю на вас зверей полевых, которые лишат вас детей, истребят скот ваш;

3) наведу на вас мстительный меч в отмщение за завет;

4) города ваши сделаю пустынею;

5) рассею вас между другими народам и т.д.

И в заключение: И погибнете вы между народами, и пожрет вас земля врагов ваших.

Следующий отличительный признак иудейского права – это его объединительная функция, связанная с формированием еврейского сообщества. Религиозная идея заключения договора между Богом и иудейским народом на горе Синай имело общественное звучание: сыновья Израиля являются избранниками Бога, осознание ими своей принадлежности к Яхве, вера в общего Бога превращают их в единый народ. Соблюдение одних и тех же законов, возникших на одной и то: же религиозной основе, объединяло иудеев между собой, независимо от того, проживали ли они на своей исторической родине или в других странах.

Достоевский называл и другие причины и факторы единения иудеев – существование так называемого государства в государстве. В подтверждение своей мысли Ф.М. Достоевский ссылается на одну из заповедей, обращенную к иудеям: «Выйди из народов и составь свою особь и знай, что с сих пор ты един у Бога, остальных истреби, или в рабов обрати, или эксплуатируй. Верь в победу над всем миром, верь, что все покорится тебе. Строго всем гнушайся и ни с кем в быту своем не сообщайся. Вот суть идеи этого государства в государстве, – делал вывод Достоевский.

иудейское право и римское право

Можно ли говорить о том, что высказывания древних еврейских пророков устарели и не оказывают влияния на современное иудейское право. Нет, такая точка зрения будет неверной. Даже в декларации независимости Израиля, принятой в 1948 году, закреплено положение: «Государство Израиль основано на принципах свободы, справедливость и мира в их понимании израильскими пророками».

Отличительным признаком иудейского права является его рациональный характер. Мусульманство можно принять, еврей может принять, например, христианство. Иудеем нельзя стать, им можно только родится. Иудейское право не претендует на универсальную или территориальную законность. Оно является персональным правом каждого и всех евреев, независимо от их места постоянного проживания, гражданства и даже веры. Ибо еврей даже тогда, когда он принимает другую веру, все равно остается евреем, хотя он может при этом утратить определенные права.

Основные источники иудейского права.

Будучи религиозным по своей природе и характеру, иудейское право имеет и соответствующие этой природе источники. Главным источником иудейского права является Библия (в переводе с греческого – книга). Она представляет собой сборник разновременных и разнохарактерных религиозных сочинений VIII в. до н.э. – II в. н.э., включает мифы о сотворении мира, исторические повествования, отражающие в себе разнообразные социальные, политические и этические воззрения и нормы. По своей структуре Библия распадается на две основные составные части: Ветхий Завет, в состав которого вошли священные книги, которые были написаны до пришествия Христа и лишь пророчески его предизображали; Новый Завет, состоящий из книг, которые возникли уже после пришествия в мир Спасителя. Ветхий и Новый Завет складываются из книг, которые делятся на главы, а последние на стихи.

Источником иудейского права является только Ветхий Завет, который нередко называют еврейской библией. Как известно, христиане признают в качестве Библии Ветхий и Новый Завет. Книги Ветхого Завета делятся на три группы книг. В первую группу книг входят книги Моисея, центральное место в которых отводится законам и правилам жизнедеятельности иудеев. Эту группу священных книг чаще всего называют Пятикнижием Моисея или же Торой. Тора выступает в качестве самостоятельно источника иудейского права. Две другие группы книг носят пророческий и этическо-назидательный характер.

Тора разделяется на пять книг, очевидно, по техническим причинам, так как содержание книги не умещалось на одном свитке. Каждая из них отличается не только своим названием, но и содержанием.

Книга под названием «Бытие» повествует о сотворении мира из хаоса, о рождении человечества и «сынов Израилевых». Любопытно, что рассказ о бытие начинается с момента сотворения мира и человека как такового, в конечном же счете он сводится лишь к истории одного народа – израильтян. В этой книге речь идет не только о бытие как таковом, но и законах проживания и общения иудеев друг с другом.

Остальные книги Пятикнижия:

2) книга «Исход», повествующая об исходе иудеев из Египта;

3) книга «Левит» рассказывает о выделении из иудейского общества привилегированного колена Левитов, в обязанности которых входило отправление ветхозаветного культа;

4) книга «Числа» повествует об исчислении иудейского народа и указывает при этом на некоторые «богодарованные» иудеям через пророка Моисея законы;

5) пятая книга «Второзаконие» является фактически повторением изложенных в прежних священных книгах законов.

В юридической литературе Второзаконие рассматривается как самостоятельный источник иудейского права. Второзаконие содержит заповеди, которые по своему характеру и содержанию подразделяются на два вида: заповеди, устанавливающие обязанности человека перед Богом, и заповеди, регулирующие отношения людей друг с другом.

К числу первых относятся заповеди, запрещающие поклонение перед другими богами, требование не творить себе кумиров, запрещение произносить имя Бога своего напрасно, обязанность святить день субботний.

Ко второй группе заповедей относятся заповеди: почитай отца твоего и матерь твою, не убий, не прелюбодействуй, не кради, не произноси ложного свидетельства на ближнего своего, не желай жены ближнего твоего.

Не менее важное значение во Второзаконии, народу с заповедями, авторами Библии и ее толкователями, придается многочисленным и весьма разнообразным постановлениям и законам. «Вот заповеди, постановления и законы, – отмечается в связи с этим во Второзаконии, которые повелел Господь, Бог ваш, научить вас, чтобы вы поступали так в той земле, в которую вы идете, чтобы овладеть ею».

Законы и постановления, содержащиеся в Пятикнижии, нередко называют «Законами завета» или «Законами Моисея». Последнее должно означать, что автором этих законов, по преданию, исходивших от иудейского Бога ЯХВЕ, фактически является пророк Моисей. Вместе с тем некоторые философы, включая и еврейских, считали, что не все книги Ветхого завета написаны Моисеем. Подобные сомнения высказывает Гоббс, считавший Моисея автором лишь некоторых глав Второзакония; Спиноза называл авторство Моисея «необоснованным и абсурдным».

Одним из важнейших источников иудейского права является Талмуд. Талмуд – это собрание догматических по-своему характеру религиозных, правовых и этических положений и текстов, которые сложились в период с 4 в. до н.э. и вплоть до 5 в. н.э. Талмуд содержит не только священные тексты, но их толкование раввинами. Причем толкования раввинов имеют большую юридическую силу, чем сами священные тексты. В самом Талмуде сказано, что с большим вниманием необходимо относится к словам раввинов, чем к словам Завета, а грехи против Талмуда более тяжки, нежели против Библии.

Законами Талмуда регулируются браки, разводы, имущественные сделки, коммерческие операции, вся жизнь, вплоть до мельчайших деталей одежды и туалета.

Важным источником иудейского права являются религиозные традиции и обычаи. Они сложились в течение многих столетий существования иудейского права и продолжают оказывать на него, а вместе с ним и на израильское светское право значительное влияние и в настоящее время.

Среди источников иудейского права особую значимость имеет такой, необычный для других правовых систем источник, как «наследие». Наследие – это то, что переходит от одного поколения евреев к другому. В качестве примера можно привести стремление многих поколений евреев вернуться на свою историческую родину. Это что-то вроде естественного права иудеев, которое по времени предшествовало возникновению еврейского государства.

Одним из древнейших источников иудейского права является доктрина – писания еврейских богословов, философов относительно понимания и толкования библейских положений и текстов. В настоящее время роль доктрины как источника иудейского права значительно уменьшилась.

Основные принципы иудейского права.

Среди составных компонентов иудейского права, равно как и права любой другой правовой системы, важную роль играют принципы права. Традиционно они выступают как основополагающие идеи и положения, которые лежат в основе процесса формирования и развития права, призывают всю систему права и в значительной роли предопределяют сущность, содержание и характер всего права.

Принципы иудейского права не содержатся в открытом и систематизированном виде ни в одном документе или источнике права. Но они достаточно легко распознаются и формулируются в процессе изучения самого права.

Прежде всего, необходимо выделить такой принцип иудейского права как принцип органического сочетания в данной правовой системе религиозного начала с этническим, а позднее, по мере формирования национального – с национальным началом. Этот принцип нашел отражение во многих правовых нормах. Например, первоначально запрещалось вступать в брак с чужеземками и чужеземцами. Согласно другому закону еврея нельзя было вечно держать в рабстве, жестоко обращаться с ним, в то время как в отношении иноземца это дозволялось. Евреям не дозволялось отдавать друг другу под проценты ни серебра, ни хлеба, ничего другого. Что же касается представителей других народов, то это даже поощрялось.

Одним из основных принципов иудейского права является принцип богоизбранности иудейского народа. Данный принцип в различных формах и вариациях прослеживается во многих священных книгах, законах и заповедях, составляющих основу иудейского права. Этот тезис-принцип выражается во многих формулах: «любит вас Господь», «евреи – великий народ, благословенный и угодный Богу»; «Я, Господь, Бог ваш, который отделил вас от всех народов» и т.д.

Еврейский бог Яхве обещал евреям города, которые он не строил, виноградники, которые он не сажал и многое другое, подчеркивая этим превосходство евреев над другими народами.

Заметную роль среди принципов иудейского права играет принцип поддержания верности Богу своему, «истинной вере» и своему народу. Конкретное выражение данный принцип находит, с одной стороны, в святости и непогрешимости иудейского права, а с другой – в приниженности других правовых систем и заведомой греховности неиудейских народов. Отголоски этого принципа слышны и в современном израильском праве. Например, закрепляя принцип свободы вероисповедания в стране, Уголовный кодекс Израиля предусматривает уголовную ответственность за переход из одной религии в другую и даже за искушение верующих одной религии перейти в другую религию.

Иудейское право как подсистема общей системы израильского права.

В израильской и зарубежной юридической литературе иудейское право зачастую рассматривается как подсистема семейного, а также всего израильского права. Причем не только и даже не столько как органическая часть израильского права, но и как противоречащая ей или даже конфликтующая подсистема права. Проще говоря, между религиозной и светской системами права имеются существенные противоречия. Один израильский исследователь П. Шифман назвал такое положение «правовой шизофренией».

Несмотря на это противоречие, догмы религиозного права лежат не только в основе значительной части текущего законодательства Израиля, но они оказывают также значительное влияние на процесс разработки и принятия конституционных законов. Как известно в Израиле нет писаной конституции. Объясняется это негативным отношением религиозных кругов, которые опасались снижения своего влияния на общественную и религиозную жизнь страны. Таким образом, в Израиле проблемы права и религии не формируются в конституционном порядке и не решаются.

В качестве колоритного примера противоречия между религиозным и светским правом Израиля можно привести такой пример, который касается термина «еврей». Согласно ортодоксальному иудейскому праву, евреем признавались только лица, рожденные матерью-еврейкой и лица, принявшие иудаизм как свою веру и не признающие какой-либо иной веры. В то же время по светскому праву Израиля, евреями являются дети и внуки евреев (т.е. мужа-еврея, супруг или супруга еврея, супруги детей евреев и супруги внуков-евреев).

Изучение церковного, канонического, мусульманского, иудейского права позволяет сделать следующие выводы:

— религиозные правовые системы не составляют единой правовой семьи. Они существенно различаются по содержанию и форме и чужды друг друга;

— религиозные правовые системы представляют собой переплетение права и религии, в них лишь условно можно выделить сугубо юридическую часть;

— с религиозным правом нельзя смешивать позитивное право конкретной страны;

— во многих религиозных правовых системах происходит вестернизация права. Особенно это касается конституционного, административного, трудового права. Все эти отрасли сохранили лишь небольшое число норм сугубо религиозного характера.

Источник

Иудейское право и римское право

Таким образом мы констатируем, что определять по аналогии все известные нам на сегодняшний момент иудейские общины как «политевмы» или «катойкии» у нас нет достаточных оснований. В свое время В.Чериковер отмечал, что для понимания природы иудейских общин существуют два пути: 1) понимать их как этнические сообщества, и 2) понимать их как религиозную корпорацию. 15 Приводимые выше примеры применения к иудейским сообществам неких известных форм организации несомненно предполагает первый подход. Однако заслуживает внимания и второй. Вполне возможно, что в некоторых полисах совокупность проживающих там иудеев, в качестве религиозной корпорации, не имела никакого политического статуса, а представляла собой частную ассоциацию, на подобии греческих фиасов или римских коллегий, 16 а иудеи относились к разряду проживающих в городе иностранцев.

Cчитается общепринятым мнение, что в духе римской политики было использовать существующие структуры управления, культа и закона, иными словами, римские власти, несмотря на перемещение границ областей, конфискации собственности, изменения налоговой системы, появление новых колоний внутри старых полисов, старались сохранять на приобретенных территориях status quo. 17 Т.о. получается, что без предварительного выяснения ситуации предшествующей

Наличие у иудеев общего права и общего культа могло бы привести к образованию государства в государства, например в Египте, при условии, что существующие там общины, имеющие политическую автономию,

Однако то, что некоторые иудейские семейства в Александрии обладали правами гражданства кажется весьма вероятным. Так, например, правами гражданства обладала очевидно семья Филона Александрийского. Во всяком случае, его брат Александр занимал городскую должность арабарха (Jos. Flav. Ant., XVIII, 159; 259 и др.). Из знаменитого письма Клавдия к александрийцам мы узнаем, что некоторые иудеи обучались в городских гимнасиях (CPJ. II, 153, № 93-94). Если действительно некоторые иудеи обладали правами гражданства в Александрии, то возникает вопрос, каким образом они его получили? Чериковер полагал, что такое право иудеям даровал Птолемей VIII Эвергет II, который был заинтересован в том, чтобы во враждебном ему полисе были преданные ему элементы. 21 Аппельбаум же обращает особое внимание на упоминаемую у Иосифа филу иудейских «македонян», 22 один из иудеев этой филы упоминается в папирусах как держатель земли в александрийской хоре (CPJ. II, 142). Учитывая, что хора Александрии была очень невелика, это доказывает, что иудейские «македоняне» могли обладать александрийским гражданством. 23

Суммируя информацию по поводу правового статуса иудейского сообщества в Александрии при Птолемеях и позже, мы видим, что при возможном существования иудеев-граждан, подавляющее большинство иудеев относилась к каким-то другим категориям, причем, очевидно, разным. Т.о. выходит, что римляне наследовали весьма запутанную систему взаимоотношений граждан и не-граждан, в которой невозможно было оставить status quo, по причине его отсутствия. Причем это справедливо

Некоторое время назад, общепринятым считалось мнение, что иудеи восточных провинций получили (или подтвердили) правовой статус в римском государстве при Юлии Цезаре, а затем и от последующих императоров. По этой гипотезе существовала иудейская «Великая Хартия», 24 за которую обычно принимались те тридцать с лишним документа, которые цитирует Иосиф в нескольких местах «Иудейских древностей». Т.Раджак, в статье посвященной этому вопросу, попыталась доказать, что никакой Хартии не существовало, т.к. иудеи в ней не нуждались, потому что они не были чужеродными элементами эллинистического полиса. 25 Она предлагает воспринимать римские законодательные акты в отношении иудеев не как привилегии подтвержденные Римом, но как римскую помощь в разрешении конфликтов, которые, впрочем, для полисов были не нормальными. Зададимся вопросом, почему эти конфликты стали происходить только тогда, когда власть перешла к римлянам и уместно ли видеть в их появлении исключительно желание иудеев улучшить свое положение в изменившихся условиях.

Одним из самых простых объяснений является возможное увеличение численности иудеев диаспоры за счет мигрантов из Палестины, хотя никаких определенных сведений о численности иудейских общин в до-римский период у нас нет, да и для римского времени определить численность иудейского населения восточных провинций достаточно сложно. 26 Если же все же принять такое объяснение, то можно предположить, что статус вновь прибывших иудеев нуждался в новом определении. Естественно, что иудеи-иммигранты поселившиеся, например, в пределах иудейской катойкии Гиераполиса, не могли автоматически стать катэками. Хотя, безусловно, могли сразу же войти в состав синагоги. Как вариант, можно предложить еще одно решение: отсутствие ясного правого положения и политического статуса в эллинистических полисах у иудеев при переходе власти к Риму стало тяготить иудеев и они начали борьбу не за право называться гражданами полиса, а за получение для своей общины такого статуса перед римской администрацией, который был бы равен статусу полиса.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *