избирательное право 10 класс право
Право. 10 класс
Конспект урока
Урок №15. Избирательные системы и их виды
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
1. Что такое избирательная система?
2. Что лежит в основе избирательного процесса?
Активное избирательное право — право избирать, то есть право граждан государства участвовать в выборах в органы государственной власти, местного самоуправления.
Пассивное избирательное право — право быть избранным.
Ценз — специальные юридические правила, ограничивающие допущение лица к пользованию какими-либо политическими (в первую очередь избирательными) правами.
Референдум — проведение тайного голосования по утверждению или не утверждению, выражению согласия или несогласия с каким-либо важным документом, действиями главы государства, парламента, правительства.
Ключевые слова: Избирательная система; избирательное право; активное избирательное право; пассивное избирательное право; избирательный ценз; избирательный процесс; тайное голосование; прямые выборы; референдум.
Основная литература по теме урока:
Певцова Е.А. Право: основы правовой культуры: учебник для 10 классов общеобразовательных учреждений. Базовый и углубленный уровни в 2 ч. Ч.1/. Е.А. Певцова – М.: ООО «Русское слово» – учебник», 2017. – 150-167 с. – (Инновационная школа).
На уроке мы узнаем, что такое избирательная система, избирательный процесс
Научимся решать типовые задания формата ЕГЭ на применение знаний ЕГЭ, касающихся вопросов избирательной системы РФ
Сможем раскрывать сущность основных понятий.
Основное содержание урока
В широком смысле избирательная система понимается как совокупность общественных отношений, складывающихся по поводу формирования органов государственной власти и местного самоуправления посредством реализации избирательных прав граждан.
При таком подходе избирательная система включает в себя принципы и условия участия граждан в выборах, порядок их назначения, подготовки и проведения, круг субъектов избирательного процесса, правила установления итогов голосования и определения результатов выборов. Основными принципами избирательной системы РФ являются: всеобщность, равенство, тайное голосование, прямые выборы, обязательность и периодичность проведения выборов
Действующее законодательство о выборах предусматривает возможность использования следующих типов избирательных систем: мажоритарной, пропорциональной и смешанной (мажоритарно-пропорциональной) избирательной системы.
Суть мажоритарной системы заключается в разделении территории, на которой проводятся выборы, на избирательные округа, в которых избиратели голосуют персонально за тех или иных кандидатов. Для избрания кандидату (кандидатам, если выборы проводятся по многомандатным избирательным округам) необходимо набрать большинство голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
Выделяются мажоритарные системы относительного, абсолютного большинства.
Система относительного большинства исходит из того, что для избрания требуется набрать наибольшее число голосов избирателей по отношению к другим кандидатам. Она может применяться на выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований, а также на выборах глав муниципальных образований.
При системе абсолютного большинства для избрания кандидата необходимо, чтобы он набрал более половины голосов от числа избирателей, принявших участие в голосовании. Если ни одному из кандидатов не удается набрать такое количество голосов, проводится повторное голосование по двум кандидатам, за которых в первом туре выборов было подано наибольшее число голосов избирателей. Система абсолютного большинства применяется на выборах Президента РФ, а также, если это предусмотрено законом субъекта Федерации, на выборах глав муниципальных образований.
Ее применение ограничено выборами депутатов законодательных (представительных) органов; она не применяется на выборах должностных лиц. Правом выдвижения кандидатов обладают исключительно политические партии (избирательные объединения). Избиратели при такой системе голосуют не персонально за кандидатов, а за выдвинутые избирательными объединениями списки кандидатов (партийные списки), а к распределению депутатских мандатов допускаются списки кандидатов, преодолевшие заградительный барьер.
Пропорциональная избирательная система применяется на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ.
Смешанная (мажоритарно-пропорциональная) избирательная система является комбинацией мажоритарной и пропорциональной систем с законодательно установленным числом депутатских мандатов, распределяемых по каждой из них. Ее применение позволяет соединить достоинства и сгладить недостатки мажоритарной и пропорциональной систем. При этом политические партии (избирательные объединения) получают возможность выдвигать в качестве кандидатов одних и тех же лиц как в составе партийного списка, гак и по одномандатным (многомандатным) избирательным округам. Закон лишь требует, чтобы в случае одновременного выдвижения по одномандатному (многомандатному) избирательному округу и в составе списка кандидатов информация об этом обязательно указывалась в бюллетене, изготавливаемом для голосования по соответствующему одномандатному (многомандатному) округу.
Избирательный процесс — это совокупность форм деятельности органов и групп избирателей по подготовке и проведению выборов в государственные органы и органы местного самоуправления.
Избирательный процесс включает в себя следующие стадии:
1) Назначение выборов;
2) Составление списков избирателей;
3) Образование избирательных округов и избирательных участков;
4) Создание избирательных комиссий;
5) Выдвижение кандидатов и их регистрация;
6) Предвыборная агитация;
8) Подсчет голосов и определение результатов выборов.
Решение о назначении выборов принимается не позднее, чем за 65 дней до дня истечения срока, на который были избраны соответствующий орган или должностное лицо.
Если назначаются выборы по причине досрочного прекращения полномочий соответствующего органа, то решение о назначении выборов должно быть принято не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий.
В государстве Ч. принят закон о выборах. Найдите в приведенном списке факты, которые свидетельствуют об утверждении в государстве мажоритарной избирательной системы. Запишите цифры, под которым они указаны.
1) Установлено всеобщее, равное, прямое и избирательное право
3) Депутаты нижней палаты парламента должны получить большинство голосов избирателей в своем избирательном округе
4) Выборы главы государства и парламента осуществляются регулярно и обязательно на альтернативной основе
5) Установлен семипроцентный избирательный барьер
6) Проводятся выборы местного самоуправления
Разбор типового тренировочного задания
Соотнесите принципы избирательной системы и их содержание
избиратель свободно выражает свою волю, которая остается неизвестной для каких бы то ни было физических и юридических лиц
одинаковая для каждого гражданина возможность быть субъектом права, избирать и быть избранным, осуществлять необходимые избирательные действия
гражданин, достигший 18-ти летнего возраста, вправе избирать, участвовать избирательных действиях, а по достижении возраста, быть избранным
выборные лица избираются непосредственно в тот орган, в который проходят выборы, минуя промежуточные инстанции
Соотнесите виды избирательных систем и их содержание.
Места в парламенте распределяются между политическими партиями в соответствии с количеством набранных голосов
Часть депутатов избирается в округах по мажоритарной системе, а остальные избираются по партийным спискам по пропорциональной системе
в выборах участвуют отдельные граждане, как выдвинутые партией, так и беспартийные, избранным считается тот, за кого было подано больше голосов
Урок по теме «Избирательное право» (10 класс)
УЧИТЕЛЬ: Добрый день! Всем здравствуйте, ребята! Я очень рада вас сегодня видеть!
Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: «Будет интересно!”
На слайде иллюстрация картины Виктора Михайловича Васнецова «Витязь на распутье».
Давайте посмотрим, какова же цель нашего с вами занятия?
Цель урока: знакомство понятием «избирательное право», получение представлений о принципах избирательного права, о демократических выборах и формах участия граждан в выборах. (Слайд № 3)
1. познакомиться с понятием «избирательное право»;
2. узнать, какие бывают виды избирательного права, в чем их отличия;
3. раскрыть принципы избирательного права в демократическом обществе;
4. познакомиться с понятием «избирательный процесс», с процедурой голосования.
1. Из истории выборов.
2. Избирательно право (понятие, источники, виды)
3. Принципы избирательного права.
4. Стадии избирательного процесса.
Тип урока: урок получения новых знаний
Ключевые понятия: выборы, избирательное право, принципы избирательного права, избиратель, активное и пассивное избирательно право, дееспособность, избирательный процесс, избирательная система.
Опережающие домашние задание:
Подготовить сообщение на тему «Выборы в истории человечества» (прилагается примерное)
— анализ;- работа с источником.
УЧИТЕЛЬ: В современных демократических государствах граждане имеют право на участие в управлении государством. Контроль за формированием и деятельностью законодательных, исполнительных органов власти, органов местного самоуправления гражданам позволяет осуществлять участие в выборах или голосование. Выборы – арена для политической борьбы. Для того, чтобы эта борьба не принесла вред обществу, ее ограничили определенными рамками, которые установлены законами, содержащими нормы избирательного права.
Что такое выборы? Ответы учащихся. А теперь обратимся к словарю.
Свобода имеет для нас немаловажное значение. За нее люди боролись на протяжении всей истории существования человечества. Человеку вообще свойственно выбирать. Давайте обратимся к истории этого вопроса. У ребят было опережающее задание, мы их послушаем. (сообщения учащихся)
Шли годы, столетия. Сменялись государства и формы народовластия. Однако в калейдоскопе форм народного представительства обязательно следует упомянуть английский парламент. Первое его заседание состоялось в 1265г.
Это был орган сословного представительства. В XIV в. он был разделен на палату лордов и палату общин. Палату лордов составляли приглашенные королем высшие чины церкви и знатные феодалы. Палата общин формировалась путем выборов: в нее входили по два рыцаря от каждого графства и по два горожанина от каждого крупного города.
За последние десятилетия в России произошли существенные изменения в структуре избирательного права, основанного теперь на принципах народовластия.
Понятие выборы мы рассматриваем в рамках избирательного права, тогда давайте попытаемся сформулировать, а что такое избирательное право?
Избирательное право граждан – это конституционное право граждан РФ избирать и быть избранными в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления. ( Слайд № 6 )
Что является источниками избирательного права? Ответы учащихся
Давайте обратимся к учебнику, стр. 152
Мы видим, какое большое количество источников по избирательному праву.
Что мы дальше с вами должны узнать? Принципы избирательного права, виды избирательного права, ну и конечно, кто такой избиратель?
УЧИТЕЛЬ: Давайте поработаем с источниками избирательного права (Конституцией РФ, ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации”(извлечения)
На что мы обратим внимание? Какой он избиратель? Почему у меня выделены слова? Что это такое? Наверное некое ограничение? Правильно, это ценз.
Гражданин РФ – это ценз гражданства, а 18 лет – это возрастной ценз.
Кто не может участвовать?
1. Лица, находящиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
2. Лица, признанные недееспособными (т.е. не способными нести ответственность за свои поступки, психически больные) ст. 21 ГК РФ
Из этого определения мы видим, что это гражданин, который приходит на избирательный участок и голосует, т.е он действует как? АКТИВНО! ( Слайд № 8 )
Пассивное избирательное прав о – это право граждан РФ быть избранными в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления.(с 21 года, с 35 лет), ст.97, ст.81
Учащиеся делают запись схематично в тетрадь.
УЧИТЕЛЬ: Значит мы с вами рассмотрели второй наш вопрос.
А теперь снова обращаясь к документам, скажите, а на каких принципах строится избирательное право? ВЫБОРЫ (слово на доске, по мере объяснения, учитель размещает слова)
Принципы права — основные идеи, руководящие положения, определяющие содержание и направления правового регулирования. Выборы они какие?
4)Принцип тайного голосования этот принцип исключает контроль за волеизъявлениями избирателей. Тайное голосование обеспечивается тем, что избиратель заполняет бюллетень в закрытой от посторонних взглядов кабине.
Выделяют также иные принципы – честные выборы, справедливые выборы, свободные выборы. А вы согласны с этим? Т. е мы с вами рассмотрели и еще один пункт нашего плана.
Давайте проведем небольшое тестирование. «Я – избиратель!»
Я задаю вопросы, а вы на полях тетрадочки записываете ответы буквой.
А теперь я предлагаю вам рассмотреть жизненные ситуации и выявить нарушения, если есть таковые?
11 декабря 1905 года в России вышел указ о выборах в первую Государственную Думу. В выборах не могли участвовать женщины, лица моложе 25 лет, учащиеся, военнослужащие, «бродячие инородцы» (неоседлые народы).
Ответ : при выборах в первую Государственную Думу нарушен принцип всеобщего избирательного права, по которому право голосовать предоставляется независимо от пола, расы, национальности, отношения к религии, убеждений.
Гражданка Ф., предъявив два паспорта, попросила члена избирательной комиссии предоставить ей право проголосовать за себя и своего мужа, ссылаясь на то, что муж находится в больнице и явиться на избирательный участок не может. Гражданке были выданы два избирательных бюллетеня.
Ответ : нарушен принцип прямого избирательного права. Это право граждан лично и непосредственно, без каких-либо промежуточных инстанций избирать и быть избранными в государственные органы.
Во время выборов на избирательном участке в зале голосования скопилось большое количество желающих проголосовать. Председатель избирательной комиссии предложил собравшимся заходить в кабинку для голосования всей семьей, так как они родственники и им нечего скрывать друг от друга.
Ответ : нарушен принцип тайного голосования. Гражданин должен голосовать лично и не передоверять свое право другим лицам.
Гражданин Ж. поленился пойти голосовать в день выборов. В 18.00 один из членов участковой избирательной комиссии пришел к нему домой с переносным ящиком для голосования и, постыдив за гражданскую пассивность, потребовал проголосовать.
Ответ : нарушен принцип добровольного и свободного участия граждан в голосовании. Если гражданин по каким-либо причинам не желает участвовать в выборах, то никто не может заставить его сделать это.
УЧИТЕЛЬ: Молодцы, хорошо справились с заданием.
Работа с учебником стр. 154. Выделить основные стадии избирательного процесса.
После прочтения 2 человека на доске располагают это.
1. Назначение даты проведения выборов.
(Совет Федерации назначает выборы Президента,
Президент назначает выборы депутатов Гос. Думы)
2. Организация избирательных округов, участков, комиссий.
3. Выдвижение кандидатов.
4. Предвыборная агитация.
7. Подведение итогов выборов.
УЧИТЕЛЬ: Проверяем, ребята, есть замечания? Неточности? Несогласие?
Молодцы! Спасибо большое! ВКЛЮЧИТЬ ПРОЕКТОР!
Уважаемые будущие избиратели. О чем мы сегодня с вами говорили? ( Слайд № 9 ). Скажите, мы выполнили все задачи, которые поставили в начале урока? Молодцы!
УЧИТЕЛЬ: А теперь давайте проверим, насколько успешной была наша с вами работа. Я предлагаю каждому из вас решить тест, который я вам выдам, подпишите его. На решение у вас 3-5 минут. Поставьте себе оценку за тест. А теперь поменяйтесь с соседом и проверьте. ( Слайд № 10 ). Поставьте оценку однокласснику. Совпали оценки? Передайте мне листочки.
Я хочу попросить вас тоже принять участие в выборах, точнее это будет наверное уже не выборы, а скорее референдум. На листочках буквально пару строк.
А вам я хочу подарить «золотые правила» грамотного избирателя.
« Золотые правила» грамотного избирателя.
Будь активным гражданином своего государства.
«Твой голос может быть решающим». Определись за кого ты будешь голосовать.
Получаем бюллетень: расписываемся.
Голосуем: в кабинке и внимательно.
Опускаем бюллетень в урну.
Заметили нарушения: зовите наблюдателей.
Никого не слушай, голосуй самостоятельно и лично.
Нельзя не интересоваться, будучи гражданином своей страны, её политической жизнью. Пройдёт совсем немного времени, и вы будете иметь право участвовать в выборах. Осмысленное и самостоятельное участие личности в политике предполагает наличие политических знаний, опыта и культуры. Одним из признаков правовой культуры является готовность гражданина лично участвовать в политической жизни, управлении страной в качестве избирателя или политического деятеля того ли иного уровня. Последние выборные кампании показали, что молодёжь не очень активно ходит на выборы. Одна из причин такой ситуации – низкая правовая культура. Чтобы не быть заложником политических игр, следует постепенно развивать свою политическую культуру. И так, выборы являются важнейшим демократическим институтом, обеспечивая возможность гражданам участвовать в управлении государством через систему голосования. В следующих выборах и вы сможете принять участие.
Какие ждут вас в будущем дела?
Об этом думать вы должны все чаще.
И если гражданин вы настоящий,
Большой отдачи ждёт от вас страна.
Поэтому домашнее задание будет следующее: (Слайд № 11)
2) начать составление сложного плана по теме «Избирательное право»
3) найти значение слов «референдум» и «абсентеизм».
“ Лучше регулярно ходить на выборы, чем однажды попасть на баррикады” (Э.Севрус).
“Избирательный бюллетень сильнее пули” (А.Линкольн).
Судя по тому, как вы отвечали на вопросы, я поняла, что выборы важны как для вас, так и для всей нашей страны.
Председатель участковой избирательной комиссии:
— Здравствуйте, уважаемые наблюдатели. Проходите, занимайте места. А мы уже все приготовили к приходу избирателей. Чтобы не тратить ваше время, мы даже опечатали урны для голосования. Чтобы не создавать очередей, мы разрешаем заходить в кабинки для голосования всей семье. Ведь они родственники, что им скрывать друг от друга.
Нарушения в ситуации № 1.
— не предъявление пустых урн наблюдателям перед опечатыванием.
— массовое вхождение избирателя в кабинку для голосования.
Из разговора с членом избирательной комиссии:
— Приходит человек на выборы, а дома у него старики. Трудно им прийти, а проголосовать хотят. Вот и поручили сыну за них это сделать. Как не пойти человеку навстречу. Разрешаем. А эти наблюдатели, везде они хотят поучаствовать. Ничего, обойдемся и без них. 8 часов вечера и до свидания – сами справимся – и бюллетени подсчитаем и итоги подведем. А они узнают результаты в районной избирательной комиссии.
Нарушения в ситуации № 2.
Из беседы с наблюдателем.
— Подхожу к выездной группе, спрашиваю: “Сколько бюллетеней берете с собой?”. А они в ответ: “Не считаем, взяли пачку, вдруг к кому-нибудь еще заедем”. Подсчет голосов делали так, как будто мы – пустое место. Бюллетени не предъявляли, за кого проголосовали – ничего не известно. Попросил предъявить протокол голосования – отказали.
Нарушения в ситуации № 3.
— халатность при учете количества бюллетеней взятых выездной группой.
— непредъявление наблюдателям бюллетеня при подсчете в развернутом виде.
— отказ предоставить наблюдателю протокол для голосования.
Из разговора с избирателем.
Нарушения в ситуации № 4.
— вброс фальсифицированных бюллетеней.
— агитация в день выборов.
Абсентеизм (от лат. absens, absentis — отсутствующий, англ. absenteeism ) — уклонение избирателей от участия в голосовании на выборах, или, в более широком понимании, политическое поведение, характеризующееся бездействием, то есть уклонением от какого-либо политического участия (электоральное поведение, партийная деятельность, участие в митингах и демонстрацияхи т. д.), но главным образом подразумевается уклонение от своих прямых электоральных функций.
“ Лучше регулярно ходить на выборы, чем однажды попасть на баррикады” (Э.Севрус).
“Избирательный бюллетень сильнее пули” (А.Линкольн).
Определите, нарушен ли принцип избирательного права в данной ситуации. Свой ответ аргументируйте.
11 декабря 1905 года в России вышел указ о выборах в первую Государственную Думу. В выборах не могли участвовать женщины, лица моложе 25 лет, учащиеся, военнослужащие, «бродячие инородцы» (неоседлые народы).
Ответ : при выборах в первую Государственную Думу нарушен принцип всеобщего избирательного права, по которому право голосовать предоставляется независимо от пола, расы, национальности, отношения к религии, убеждений.
Гражданка Ф., предъявив два паспорта, попросила члена избирательной комиссии предоставить ей право проголосовать за себя и своего мужа, ссылаясь на то, что муж находится в больнице и явиться на избирательный участок не может. Гражданке были выданы два избирательных бюллетеня.
Ответ : нарушен принцип прямого избирательного права. Это право граждан лично и непосредственно, без каких-либо промежуточных инстанций избирать и быть избранными в государственные органы.
Во время выборов на избирательном участке в зале голосования скопилось большое количество желающих проголосовать. Председатель избирательной комиссии предложил собравшимся заходить в кабинку для голосования всей семьей, так как они родственники и им нечего скрывать друг от друга.
Ответ : нарушен принцип тайного голосования. Гражданин должен голосовать лично и не передоверять свое право другим лицам.
Гражданин Ж. поленился пойти голосовать в день выборов. В 18.00 один из членов участковой избирательной комиссии пришел к нему домой с переносным ящиком для голосования и, постыдив за гражданскую пассивность, потребовал проголосовать.
Ответ : нарушен принцип добровольного и свободного участия граждан в голосовании. Если гражданин по каким-либо причинам не желает участвовать в выборах, то никто не может заставить его сделать это.
Председатель участковой избирательной комиссии:
— Здравствуйте, уважаемые наблюдатели. Проходите, занимайте места. А мы уже все приготовили к приходу избирателей. Чтобы не тратить ваше время, мы даже опечатали урны для голосования. Чтобы не создавать очередей, мы разрешаем заходить в кабинки для голосования всей семье. Ведь они родственники, что им скрывать друг от друга.
Нарушения в ситуации № 1.
— не предъявление пустых урн наблюдателям перед опечатыванием.
— массовое вхождение избирателя в кабинку для голосования.
Из разговора с членом избирательной комиссии:
— Приходит человек на выборы, а дома у него старики. Трудно им прийти, а проголосовать хотят. Вот и поручили сыну за них это сделать. Как не пойти человеку навстречу. Разрешаем. А эти наблюдатели, везде они хотят поучаствовать. Ничего, обойдемся и без них. 8 часов вечера и до свидания – сами справимся – и бюллетени подсчитаем и итоги подведем. А они узнают результаты в районной избирательной комиссии.
Нарушения в ситуации № 2.
Из беседы с наблюдателем.
— Подхожу к выездной группе, спрашиваю: “Сколько бюллетеней берете с собой?”. А они в ответ: “Не считаем, взяли пачку, вдруг к кому-нибудь еще заедем”. Подсчет голосов делали так, как будто мы – пустое место. Бюллетени не предъявляли, за кого проголосовали – ничего не известно. Попросил предъявить протокол голосования – отказали.
Нарушения в ситуации № 3.
— халатность при учете количества бюллетеней взятых выездной группой.
— непредъявление наблюдателям бюллетеня при подсчете в развернутом виде.
— отказ предоставить наблюдателю протокол для голосования.
Из разговора с избирателем.
Нарушения в ситуации № 4.