избирательное право для женщин в россии
История российского парламентаризма: когда женщины получили право голосовать?
Всегда ли женщины могли голосовать наравне с мужчинами? Рассказываем в нашем материале.
Несмотря на то что примеров представительниц прекрасного пола на троне в истории было достаточно — от Клеопатры и княгини Ольги до Елизаветы Английской и Екатерины II, — женщинам приходилось тысячелетиями жить в суровом мужском мире. Все то, что было открыто для мужчин, — имущественные права, образование, оплата труда и многое другое — женщинам не всегда было доступно.
Так и появился феминизм. Полтора века назад женское движение начало бороться за конкретные и осязаемые права.
В начале XVIII века в России юных барышень начали приобщать к изучению грамоты — акцент в обучении, правда, был сделан на рукоделие. И уж точно никакие серьезные науки для женщин позволительными не считались. Ситуация, несмотря на некоторый прогресс — например, открытие Смольного института, — практически за следующие 100 лет не изменилась.
Прорыв случился в 1878 году: с императорского согласия женщинам стало частично доступно и высшее образование. В России появились Высшие женские курсы, которые по имени их директора Константина Бестужева-Рюмина получили название Бестужевских.
Но на этом женское движение в России не остановилось и подхватило зародившиеся в Европе идеи суфражисток (от фр. suffrage — избирательное право. — прим. ред.), которые требовали предоставления женщинам избирательного права. Заметим, что даже с появлением в России парламента — Государственной Думы — в 1906 году еще даже не все мужчины могли проголосовать. Батраки, солдаты, матросы, молодежь до 25 лет, представители некоторых нацменьшинств — все оказались за бортом избирательного права.
Но процесс политических изменений уже набирал необратимый ход. В том же 1906 году в Финляндии, тогда — части Российской империи, женщины наконец получили избирательное право — первыми во всей континентальной Европе.
Наступил 1917 год. Февральская революция, император Николай II отрекся от престола. Страной руководит Временное правительство. Из Европы в Россию вернулась феминистка, революционер, участница событий Кровавого воскресенья Александра Коллонтай, оставившая семью ради участия в европейском революционном движении. Коллонтай была арестована и выдворена из Швеции за пропаганду своих взглядов. Спустя десятилетие она вернулась в эту страну в качестве советского посла. Кроме того, Коллонтай совершила две агитационные поездки в США. Современники называли ее валькирией русской революции.
Прогресс в борьбе за женские права начался именно в России и пошел широкими шагами. Владимир Ленин провозгласил: «Каждая кухарка должна научиться управлять государством».
В Петербурге прошла 40-тысячная демонстрация под лозунгом «Свободная женщина в свободной России!». Временное правительство под давлением Коллонтай и ее сторонников по партии и убеждениям приняло постановление. Так, женщины России получили одновременно с мужчинами полноценное право, без каких-либо цензов и ограничений, голосовать.
В 1918-м, уже после победы Октябрьской революции, в Советской России была принята Конституция, которая закрепила юридическое равенство мужчин и женщин. Александра Коллонтай стала первой в истории человечества женщиной-министром, вступив в должность народного комиссара общественного призрения. В 1922-м она перешла на дипломатическую работу, став второй в мире женщиной-послом.
Победа женщин в России запустила процесс по всему миру. В 1920 году в США принимается 19-я поправка к Конституции, запретившая дискриминацию на выборах по гендерному признаку. В 1928-м в избирательных правах были уравнены с мужчинами женщины Великобритании. А во Франции, одной из прародин феминизма, возможность голосовать прекрасный пол получил только в 1944-м.
Действующий созыв Государственной Думы, седьмой в современной истории, «самый женский» по своему составу. На момент избрания — 76 женщин-депутатов, это в два раза больше, чем, например, в третьем созыве Думы.
Одна из самых авторитетных депутатов — Валентина Терешкова, первая в истории человечества женщина-космонавт. Прославилась Валентина Владимировна не только своим легендарным полетом, но и общественной деятельностью. С 1968 по 1987 год она возглавляла Комитет советских женщин, а в 1969-м была вице-президентом Международной демократической федерации женщин.
Прекрасная половина человечества в Госдуме сосредоточена на самой разной работе. Так, Тамара Плетнева, депутат всех семи созывов парламента, возглавляет Комитет по вопросам семьи. Галина Хованская руководит Комитетом по ЖКХ. Вопросы регламента сосредоточены в руках комитета, возглавляемого Ольгой Савастьяновой, а Комитет по культуре возглавляет известный журналист и театральный критик Елена Ямпольская.
Смотрите выпуск проекта «История российского парламентаризма» на YouTube-канале «Дума ТВ» и в Instagram.
От «клепальщицы Рози» до Бриджит Джонс История женской эмансипации в России и за границей
Во всем виноват Джон Милль
Хотя мысль о том, что существа женского пола способны работать, учиться и вообще отвечать за свои действия, приходила в голову еще философам эпохи Просвещения, а первое Женское научное общество было основано в голландском городе Миддлеберг еще в 1785 году, официальная история борьбы за равноправие полов началась в 1869 году с публикации книги Джона Стюарта Милля «Порабощение женщин», автор которой решил доказать, что общество может выиграть, если с женщин спадут вековые оковы.
Вдохновленные Миллем жительницы США и Европы в превую очередь принялись бороться за избирательные и имущественные права. Хотя уже в конце XIX столетия некоторые прогрессивные барышни отказывались от корсетов и приезжали в Цюрих и Сорбонну, чтобы получить высшее образование, на серьезную борьбу женщин подвигло не желание носить брюки и получать ученую степень, а стремление принимать участие в выборах. Женский вопрос впервые попал на первые полосы газет благодаря суфражисткам из британского Социально-политического союза женщин.
Любопытно, что члены этого союза взяли на вооружение весьма радикальные методы борьбы за право заполнять бюллетень. С 1906 года они проводили демонстрации и голодовки, требуя принятия парламентом нового Билля о голосовании. Зачастую акции союза заканчивались битьем витрин магазинов или поджогами общественных зданий. Властям приходилось арестовывать разъяренных дам, в ответ на что они объявляли тюремные голодовки, а сотрудники тюрем были вынуждены прибегать к принудительному кормлению. В 1913 году фотографии женщин с питательными трубками в носу попали в СМИ, что заставило парламент принять Акт о кошках и мышках, позволивший отпускать голодавших суфражисток из тюрьмы и вновь арестовывать их, как только они прекращали голодовку. Вся эта история позволила суфражисткам снискать сочувствие в обществе, однако возможность голосовать британские женщины получили лишь в 1918 году, причем право голоса давалось только замужним дамам, достигшим 30 лет.
Плакат с изображением «клепальщицы Рози» и надписью «Мы это можем!», иллюстрация с сайта www.samesexmarriage.ca
Хотя с окончанием войны женщинам пришлось сдать многие позиции и уступить рабочие места вернувшимся домой солдатам, большинство юридических препятствий для их активного участия в экономической и общественной жизни к началу шестидесятых годов были сняты. Однако для достижения полного равноправия полов было необходимо окончательно устранить различия в положении мужчин и женщин, причем не только перед лицом закона, но и в головах людей. Этим и занялись феминистки «второй волны», благодаря которым феминизм стал одиозным понятием.
В это время в России
На одной шестой части света под названием Российская империя с правами женщин, как и со всем остальным, дела обстояли несколько иначе. Первая женская общественная организация появилась здесь в 1812 году и называлась Женским патриотическим обществом. Настоящая же борьба за равноправие женщин началась в России в 1859 году с появлением основанного аристократками М.В. Трубниковой и Н.В. Стасовой «Общества дешевых квартир». О борьбе за избирательные права здесь речи не шло за отсутствием выборов как таковых. Основным интересом участниц российского женского движения было достижение представительницами слабого пола экономической самостоятельности.
Уже в конце позапрошлого века российское женское движение (а россиянки почти никогда не называли себя «феминистками») заметно отличалось от своих западных аналогов. Во-первых, женщины в России всегда считали себя «помощницами мужчин» и не собрались бороться с ними. Кстати, и количество мужчин, занятых решением «женского вопроса», в дореволюционной России было беспримерно высоким. Во-вторых, борьба за права женщин в России всегда являлась частью борьбы за права других категорий граждан, что также делало мужчин и женщин «доброй воли» скорее союзниками, чем противниками.
САМАЯ ИЗВЕСТНАЯ ФЕМИНИСТКА СССР АЛКЕСАНДРА КОЛЛОНТАЙ
Самым значительным событием в женской политической истории постсоветской России стала победа движения «Женщины России» на выборах в Госдуму в 1993 году. Однако впоследствии женские вопросы были вытеснены из сознания россиян проблемами выживания.
Борьба против превращения женской любви в товар привела к появлению таких экзотических понятий, как «сексуальные домогательства на рабочем месте». 8 февраля 2005 года компания FedEx заплатила 1 миллион долларов женщине, пожаловавшейся суду на отказ менеджера наказать сотрудника, несколько раз предлагавшего ей романтические отношения. Под угрозой исков мужчины не рискуют заниматься поиском любви на работе, что не оставляет тысячам проводящих в офисе по 12 часов в день Бриджит Джонс ничего лучшего, чем писать тоскливые дневники.
Женщиной не рождаются, ею становятся
Зато жители РФ могут не беспокоиться: благодаря своебразной форме женского равноправия, принятой в СССР, и суровым реалиям постсовесткой жизни для большинства современных россиянок ненавидимый западными феминистками патриархат стал скорее сулящей благополучие мечтой, чем системой, с которой надо бороться.
ngasanova
Вспомнить, подумать.
Ключевые моменты истории получения женщинами права голоса.
Почти 125 лет назад начался этот процесс, который более века спустя
не закончился, поскольку некоторые страны в мире
все еще ограничивают права женщин.
Осознавая необходимость организации для оказания давления и завоевания
поддержки, в 1897 году различные организации избирательного права
сформировали в Великобритании Национальный союз обществ за избирательное
право женщин (NUWSS) во главе с Миллисент Фосетт. Они проводили акции
и кампании, чтобы повлиять на общественное мнение и получить
как можно большую поддержку.
Выборы 1918 года в Великобритании
Первое голосование. Литография опубликована
в «Сфере» 21 декабря 1918 г.
Британская копилка 1913 года
Она активировалась механизмом: когда монета падала, ящик открывался, и появлялась
молодая женщина со знаменем и ожерельем в пользу женского голоса. Через десять
лет после первого голосования женщины, в 1928 году, избирательное право женщин
распространяется на всех женщин старше 21 года наравне с мужчинами.
1906. 1 июня Финляндия стала первой страной в мире, которая разрешила женщинам
избираться в парламент благодаря закону, закрепляющему всеобщее избирательное
право как для мужчин, так и для женщин.
Вымпел женского голоса, сделанный американскими
суфражистками в 1910-1920 гг.
1918. Британские женщины впервые могут голосовать. Избирательное право
ограничено женщинами старше 30 лет, которые должны соответствовать
определенным имущественным требованиям. Десять лет спустя, в 1928 году,
избирательное право женщин распространяется на всех женщин
старше 21 года наравне с мужчинами.
1919. Между распадом Российской империи и захватом этой территории
большевиками Азербайджан стал первой страной с исламским
большинством, которая стала парламентской республикой и
предоставила право голоса женщинам.
Керамическая статуэтка суфражистки начала 20 века
Женщины Австралии получили право голоса в 1902 году. Эта страна и соседняя с
ней Новая Зеландия были владениями британской короны, но они пользовались
большой политической автономией, которая способствовала принятию этой меры.
1929. Эквадор становится первой страной в Латинской Америке, которая
вводит избирательное право женщин на выборах.
«Женщина должна голосовать». Французский плакат, призывающий
женщин бороться за свои права, 1925-1930 гг.
1931 г. В Испании 9 декабря 1931 года кортесы утверждают новую Конституцию
республики, в которой признается право голоса за женщинами. Депутаты Клара
Кампоамор, Виктория Кент и Маргарита Нелкен играют видную роль в дебатах по
этому вопросу ; Парадоксально, но женщины могли быть избраны, даже если они
не могли голосовать. Испанские женщины не воспользуются этим правом до
19 ноября 1933 года, когда состоятся следующие всеобщие выборы. После
выборов 1936 года женщины не могли свободно голосовать до 1977 года,
когда закончился режим Франко.
Этот знаменитый значок был разработан Сильвией Панкхерст. В нем мы видим,
как девушка выходит из тюрьмы в белом (символ чистоты), со
сломанными кандалами у ног.
Американские суфражистки на борту буксира
во время одной из своих кампаний
1971 г. Швейцарские женщины получают право голоса на федеральных
выборах ; между 1959 и 1991 годами их право было признано на
выборах в различных кантонах.
Революция с женским лицом
Одним из завоеваний Февральской революции 1917 года стало всеобщее избирательное право, и женщины России были одними из первых в мире, кто получил право голоса. В большинстве стран Европы, даже демократических, это произошло значительно позже: в Великобритании женщины были полностью уравнены в избирательных правах с мужчинами в 1928 году, во Франции – в 1944-м, а в Швейцарии – только в 1971 году. В США Девятнадцатая поправка к Конституции, узаконившая избирательное право женщин, была принята в 1920 году.
Как получилось, что далеко не самая передовая Россия оказалась по части политических прав женщин “впереди планеты всей”? И как в целом Февраль повлиял на положение женщин в стране? На эти вопросы в интервью Радио Свобода отвечает американский историк, профессор Университета Вилланова, декан Колледжа гуманитарных наук Адель Линденмайер.
– Мне кажется удивительным, что Россия, которая в то время была по преимуществу крестьянской страной, стала одной из первых стран в мире, где победила прогрессивная идея о том, что женщины тоже должны иметь избирательное право. Как все-таки это случилось?
– Это действительно поразительно. Россия, в которой не было демократической традиции, в которой парламент только-только появился – в 1906 году, а политические партии до того же 1906 года были нелегальными, стала одной из первых стран, после Новой Зеландии, кто позволил женщинам голосовать и где появилось по-настоящему всеобщее избирательное право. Есть несколько причин, которые это объясняют. Как ни странно, именно потому, что Россия по преимуществу была крестьянской страной, это позволило движениям, существовавшим в элите (как, например, феминистское движение), стать более влиятельными. Именно из-за отсутствия демократических традиций почти не было консервативных движений, возникающих “снизу”, в народе, которые могли бы стать оппонентами движения за избирательные права. В США, например, такое противодействие было, и очень сильное. В Великобритании было. А в России не было.
Во-вторых, в России существовало сильное женское движение, которое проявило себя очень явственно во время войны и позволило оставить эту проблему в повестке дня в период революции. И, наконец, когда пала монархия и было создано Временное правительство, по преимуществу оно состояло из либералов. Они были за то, чтобы дать женщинам право голоса. Они выступали за всеобщее избирательное право с 1906 года, когда появилась Государственная Дума, защищали четыре принципа избирательного права (всеобщие, прямые, равные и тайные выборы). Они, конечно, не могли отказать в этом праве женщинам, это было бы лицемерием с их стороны.
– Словом, право голоса, которое появилось у женщин, – это прямой результат Февральской революции.
– Да. Ведь Временное правительство пришло к власти после Февральской революции. Большинство в его первом составе принадлежало кадетам, выступавшим за всеобщее избирательное право. Они были очень сознательными, ориентированными на закон людьми. Так что у женщин появилось это право благодаря тому, что либералы доминировали в правительстве, существовало феминистское движение, а также произошел полный демонтаж юридической системы старого режима.
– К моменту революции женские организации уже существовали?
– Да, еще с конца 1890-х годов. Такие, например, как Российская лига равноправия женщин, которая была основной организацией, выступавшей за избирательное право для женщин. Но я подчеркну, не было никакой организованной им оппозиции, никто не выступал против того, чтобы женщинам дали такие права, в то время как, повторюсь, такие организации существовали на Западе.
– Как Америка это воспринимала?
– Женские права или российскую революцию в целом?
– Как я уже упоминала, в США существовало сопротивление в отношении избирательного права для женщин. Но для тех, кто призывал к равным правам, то, что в России это случилось, было очень серьезным аргументом. Как же так: даже страна, только что избавившаяся от абсолютной монархии, ввела избирательное право для женщин, а мы здесь, в демократии, таким правом не обладаем. Действительно, у нас оказалось сложнее это право ввести, чем в России. Понадобилось еще три года, чтобы появилась соответствующая поправка к Конституции США. В России это был всего-навсего один закон, от 20 июля 1917 года – положение о выборах, а в Америке для того, чтобы принять поправку, нужно было получить не только одобрение обеих палат Конгресса, но и поддержку абсолютного большинства штатов.
– Тяжело с демократией иметь дело.
– Да-да, демократия – это очень медленно, к тому же – сплошной беспорядок. Неэффективные они, эти демократии. (Смеется.) Словом, ситуация в России стала очень серьезным аргументом для женщин в мире. Что же касается отношения американцев к Февральской революции, то, думаю, в целом есть две причины, почему США ее поддержали. Первая состоит в том, что Россия теперь выглядела демократией, стала республикой. Американцы ведь сами ”свергли” британского короля Георга III в 1776 году, отказавшись повиноваться ему и его законам, так что в некотором смысле низложение монарха выглядело для американцев знакомым. Кроме того, революция в России произошла во время войны. Американцы в нее вступили спустя два месяца после Февральской революции, и Россия была в этой войне союзником. А восприятие Николая II, а особенно – императрицы Александры, и в России, и за рубежом было таким, что они в душе – на стороне немцев, и именно поэтому, считалось, Россия проигрывает войну. Зато теперь-то, когда они свергнуты, Россию ждут победы. Так что Америка в целом поддержала Февральскую революцию, и, я думаю, никто не скучал по царю.
– В то же время вы отмечаете в своих работах, что, несмотря на появление в России избирательного права у женщин, у них так по-настоящему и не появилось представительства. Почему?
– Во-первых, прошло слишком мало времени для того, чтобы женщины стали избираться. После введения закона 20 июля первое голосование проходило в середине ноября – выборы в Учредительное собрание. Среди 797 избранных депутатов было только 10 женщин. Женщины также практически отсутствовали в руководстве политических партий. Впрочем, на выборах в Петроградскую городскую Думу было избрано больше женщин: из 1122 кандидатов на 200 мест 91 были женщины, избрано было 10 из них. Да, их представительство со временем могло бы увеличиться, но пришла большевистская революция и выборов фактически не стало.
А во-вторых, в России в принципе было немного женщин, у которых имелся бы опыт общественной деятельности, кто мог хотя бы подумать о таком для себя пути – быть избранной в органы власти. Да, некоторые женщины присутствовали в центральных комитетах и кадетов, и особенно социалистических партий, но у них все равно сохранялась ментальность подпольщиков. Кроме того, я не думаю, что мужчины, которые стояли во главе партий, им доверяли. Это, в конце концов, была культура, в которой доминировали мужчины.
– Тем не менее, существовало большое количество женщин, которые сыграли роль в российской истории, и в частности – в это время.
– Я бы не сказала, что их было много. Я удивлюсь, если мы с вами наберем хотя бы с десяток таких фигур.
– Кто был наиболее важной из них в это время?
– В 1917-м, конечно, – Александра Коллонтай, ее знали лучше других. Она была журналисткой, была очень активна во время уличных протестов, выступала с речами и писала статьи, работала в социалистических газетах. Второй, наверное, была Ариадна Владимировна Тыркова-Вильямс, тоже журналистка. Она состояла в центральном комитете партии кадетов с 1906 года. В этих кругах она была очень известна. И, наконец, графиня Панина, которая вошла во Временное правительство и стала там единственной женщиной. (Панина занимала должности товарища, то есть заместителя, министра государственного призрения, а затем – народного просвещения. – РС) Но я не думаю, что она была настолько же влиятельна, как Коллонтай или Тыркова-Вильямс. Панина стала членом кадетской партии только после Февральской революции, а до этого ни в какой партии не состояла.
– Как их воспринимали, прежде всего окружавшие их мужчины-политики?
– Очень сложно обобщить. Тыркову-Вильямс иногда называли единственным мужчиной в партии кадетов. Она была откровенной, ее уважали, но, думаю, ее воспринимали как не очень женственную особу, как смутьяна. Она – удивительная личность, и мы нуждаемся в ее хорошем биографе. При всем уважении к Коллонтай, я думаю, ее коллеги-мужчины в среде большевиков воспринимали ее с подозрением: чересчур феминистка, слишком много “свободной любви”. Коллонтай не входила в узкий круг большевистского руководства. После Октябрьской революции она стала членом Совнаркома, но ей дали комиссариат социального обеспечения, отодвинув от важных политических позиций. А потом, чтобы избавиться от нее, отправили послом в Норвегию.
– Во время войны существовали и женские батальоны. Но они все же были исключением?
– Да. Моя коллега, профессор Мелисса Стокдейл, говорит, что в целом они включали в себя 5-6 тысяч бойцов. Впрочем, их очень хорошо знали, они привлекли много внимания, особенно – из-за рубежа, в силу новизны.
– Они сражались в тех же условиях, что и мужчины?
– В то же время вы говорите, что в начале войны в России был недостаток медсестер.
– Их было всего несколько тысяч в начале войны, а к 1917 году их количество увеличилось в десять раз, многие тысячи были обучены стать медсестрами – или, как тогда говорили, сестрами милосердия. И, кстати, на их счет существовали очень различные мнения – впрочем, и в других воюющих странах, в Германии или во Франции, это тоже встречалось. С одной стороны, они воспринимались как ангелы милосердия, посвятившие себя служению. А с другой, они сталкивались с отношением как к проституткам – просто потому, что они находились рядом с мужчинами без сопровождения. Появилась целая серия порнографической литературы, изображавшая медсестер как чрезвычайно доступных женщин. То, что они служат медсестрами и видят мужское тело, было шоком для общества с традиционным представлением о женщинах. Есть еще блестящая книга, написанная Борисом Колоницким, – ”Трагическая эротика. Образы императорской семьи во время Первой мировой войны”, в которой рассказывается о том, что и императрица со своими дочерями тоже воспринимались с большим подозрением. Александру Федоровну изображали помогающей солдатам, что многие воспринимали как непристойность.
– Но для большинства женщин России их роль оставалась традиционной?
– Да. В то же время большинство женщин работали во время войны, на земле или на фабриках, без мужей, которые миллионами были мобилизованы, так что женщины стали добытчиками хлеба. Цены растут, они становятся вдовами, война сделала их жизнь во много раз более сложной. Но поразительно, насколько активно российские женщины начинают участвовать в общественной жизни – на демонстрациях, при выборах в советы на местном уровне. Даже обычные крестьянки или работницы фабрик стали более независимыми, они получили возможности, которых у них не было до войны. Мужчины – далеко, и женщины становятся управляющими и своей семьи, и своего хозяйства.
– Большевики ввели праздник – Международный женский день. Он до сих пор отмечается в России. Но можно ли его считать по-настоящему международным?
– Знаете, в этом году я по-настоящему удивилась тому, как широко этот праздник нынче отмечался, намного шире, чем когда-либо прежде, на мой взгляд. Это другой тип праздника, конечно, чем это было в Советском Союзе, с гвоздиками, шоколадом, духами и шампанским. Я думаю, удивительно, что он так долго существует. Но ведь он родился как социалистический праздник, появился благодаря Второму интернационалу и социал-демократам, кстати, а не благодаря большевикам, так что у него изначально был привкус социализма.
– Поэтому в Америке и не особенно прижился?
– Думаю, что частично – да, поэтому. Но у нас есть и День матери, который широко отмечается.
– Как бы вы подытожили влияние Февральской революции на положение женщин в России?
– Изменения, которые произошли в положении женщин в России, не имели продолжительного эффекта – из-за того, что случилось позже, из-за Октябрьской революции и гражданской войны. У Февраля оказались очень ограниченные последствия в России – во всех сферах, включая положение женщин. Законы, которые были изданы, позже были отменены. Люди, которые принесли Февральскую революцию и возглавили правительство, были вынуждены уехать, были убиты или посажены в тюрьмы. Как женщины, так и мужчины. Ариадна Тыркова уехала в Англию, София Панина – в Чехословакию. Лидеры Февральской революции, что мужчины, что женщины, после Октября были словно стерты из русской истории. Да, вы можете сказать, что право голосовать у женщин осталось, советское правительство не отказалось от него. Однако голосование перестало иметь смысл.