избирательное право это подотрасль

Избирательное право: институт или подотрасль конституционного права?

Какителашвили М.М., кандидат юридических наук, научный сотрудник НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Статья посвящена исследованию места избирательного права в системе российского права. В статье рассматриваются основания для выделения избирательного права в качестве комплексной составной части конституционного права. Автор исследует предмет, метод и источники современного избирательного права. Предлагается авторская аргументация по вопросу места и роли избирательного права в системе российского права.

Ключевые слова: система российского права, конституционное право, избирательное право, источники права, норма права, институт права, отрасль российского права.

The article is devoted to the role of election law in the legal system of the Russian Federation. The paper focuses on the fundamental principles that formulate the bases for definition of election law as a component part of constitutional law. The author investigates a subject, method and sources of contemporary election law. The author represents his personal view of the role of election law in the Russian legal system.

Ученые-правоведы все больше внимания уделяют избирательному праву уже не как институту, а как подотрасли конституционного права (наряду с парламентским правом). Развитие указанной законодательной базы приводит к образованию избирательного права.

В известной мере право отстает от фактических общественных отношений. Право легитимизирует уже сложившиеся общественные отношения. После принятия Конституции Российской Федерации 1993 г. в сегодняшних правоотношениях роль избирательного права значительно возросла и занимает одно из центральных мест.

Тем не менее вопрос о существовании такой подотрасли права является весьма дискуссионным, многие исследователи обоснованно рассматривают проблемы российского избирательного права в рамках конституционного права России. В науке среди ученых-юристов нет единого мнения о месте избирательного права в системе российского права.

См.: Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.: Проспект, 2006. С. 24.
См.: Конституционное право / Под ред. М.В. Баглая. М.: Норма, 2009. С. 43.
См.: Конституционное право / Под ред. А.С. Прудникова. М.: Юнити-Дана, 2006. С. 31.
См.: Князев С.Д., Арановский К.В. Какая избирательная система нужна России? // Конституционное и муниципальное право. 2007. N 16. С. 36.
Конституционное право / Под ред. С.Г. Сергеева. М.: Дашков и К, 2009.

См.: Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.: Проспект, 2006. С. 8.

В объект избирательного права входят общественные отношения, складывающиеся в процессе подготовки, организации и проведения выборов, а также затрагивающие межвыборный период.

Исключительный интерес с точки зрения теории и практики представляют вопросы о форме (источниках) избирательного права, избирательных процедурах и технологиях.

Сложная внутренняя структурированность избирательного права обусловлена главным образом особенностями его предмета регулирования. Предметом являются конкретные нормы законодательного обеспечения, складывающиеся в процессе выборов, включающие в себя: Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, Конституции, уставы и законы субъектов Федерации; указы Президента Российской Федерации, подзаконные акты, ведомственные нормативные акты, а также сложившаяся практика их применения.

В течение 90-х гг. XX в. сложилась довольно объемная и постоянно расширяющаяся система источников избирательного права. Систему нормативных правовых актов, регулирующих избирательный процесс, можно подразделить на федеральные, региональные и местные (муниципальные).

См., например: Указ Президента РФ от 02.09.2007 N 1144 «О назначении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва»; Указ Президента РФ от 29.10.1993 N 1797 (ред. от 10.01.2003) «Об утверждении основных положений о выборах в органы местного самоуправления»; Указ Президента РФ от 19.04.2006 N 402 (ред. от 21.08.2006) «Об утверждении Положения о выборах депутатов Законодательного Собрания Пермского края первого созыва»; Указ Президента РФ от 29.02.2008 N 286 «Об утверждении Положения о выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области первого созыва»; Указ Президента РФ от 29.02.2008 N 285 «Об утверждении Положения о выборах депутатов Законодательного Собрания Забайкальского края первого созыва» и др. // СПС «КонсультантПлюс».

Комплексность избирательного права как подотрасли права характеризуется тем, что нормы избирательного права носят комплексный характер, т.е. содержат и нормы других отраслей права, в частности нормы финансового, банковского, бюджетного, административного права. При этом нормы избирательного права имеют приоритет над другими нормами. Например, приоритет норм избирательного права над финансовым и банковским правом проявляется при открытии специальных избирательных счетов. Если в «обычной практике» требуется особый набор документов для открытия и ведения счета юридическим лицом (в том числе сведений на предмет противодействия «отмывания» незаконных денежных средств), то при открытии избирательного счета этого не требуется.

См., например: Федеральные законы «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 N 395-1 и «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 N 115-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».

Нормы избирательного права также соотносятся с нормами уголовного, уголовно-процессуального права и административного права, в соответствии с которыми привлечение зарегистрированного кандидата, члена избирательной комиссии допускается только с согласия прокурора (п. 4 ст. 41 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» ).

СЗ РФ. 2002. N 24. Ст. 2253.

Например, Кодекс Республики Башкортостан о выборах; Избирательный кодекс Республики Татарстан; Кодекс Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве депутатов; Избирательный кодекс Приморского края; Избирательный кодекс Хабаровского края; Избирательный кодекс Белгородской области; Избирательный кодекс Владимирской области; Кодекс Костромской области; Избирательный кодекс Свердловской области; Избирательный кодекс Тверской области; Избирательный кодекс г. Москвы // СПС «КонсультантПлюс».

Другим характерным признаком избирательного права как подотрасли права является наличие институтов. Систему этих институтов можно представить в виде двух звеньев:

I. Институты общей части:

Толчком к развитию данного института послужила конституционная реформа 14 марта 1990 г. Из преамбулы и ст. 6 Конституции СССР были исключены положения о монополии одной партии. Конституция Российской Федерации принятая 12 декабря 1993 г., провозгласила идеологическое многообразие и многопартийность (ст. 13). Данные положения получили свое развитие в последующих законах, в том числе в принятии отдельного Федерального закона «О политических партиях» от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ (с последующими изменениями). Внесенные изменения в Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ (ст. 7) предусматривают формирование нижней палаты российского парламента исключительно по партийным спискам;

II. Институты особенной части:

Углубление в предметную специфику избирательного права дает основания для включения в состав избирательного права и иных групп правовых норм.

Утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 11.12.2004 N 159-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 09.02.2009 N 3-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с отменой избирательного залога при проведении выборов».

Если беспредельно расширять предмет избирательного права, то можно прийти к выводу о том, что в структуру избирательного права следует включать все правовые нормы, регулирующие различные формы непосредственного народовластия. Но это, думается, будет излишне.

Не претендуя на абсолютную истину, дадим авторское определение избирательному праву: это сформировавшаяся подотрасль конституционного права, представляющая собой совокупность правовых норм, которыми устанавливается избирательная система и регулируются общественные отношения, возникающие в процессе избрания должностных лиц, представительных (законодательных) органов государственной власти и местного самоуправления.

Источник

Лекция члена ЦИК России Нины Александровны Кулясовой «Активное и пассивное избирательное право. Учет избирателей. Списки избирателей»

Нина Александровна КУЛЯСОВА –
Член Центральной избирательной комиссии Российской Федерации

«АКТИВНОЕ И ПАССИВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО.
УЧЕТ ИЗБИРАТЕЛЕЙ. СПИСКИ ИЗБИРАТЕЛЕЙ»

21 сентября 2010 г.

В рамках сегодняшнего занятия мы обсудим вопросы активного и пассивного избирательного права, регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации, составления и уточнения списков избирателей на выборах различного уровня, проводимых в Российской Федерации.

В начале своей лекции хотела бы уделить внимание активному и пассивному избирательному праву граждан Российской Федерации, так как эти вопросы, собственно, и определяют кто, на каких выборах и в качестве кого может принимать участие в избирательной кампании.

Понятия активного и пассивного избирательного права даны соответственно в п. 26 и 27 ст. 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Упрощенно активное избирательное право – это право избирать в органы государственной власти и местного самоуправления, а пассивное – избираться в эти органы.

Статья 32 Конституции Российской Федерации и статья 4 Федерального закона об основных гарантиях наделяют активным избирательным правом и правом на участие в референдуме гражданина РФ, достигшего возраста 18 лет, не содержащегося в местах лишения свободы по приговору суда и который не признан судом недееспособным.

Согласно пункту 4 статьи 4 Федерального закона активным избирательным правом в избирательном округе обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах соответствующего избирательного округа.

Таким образом, вопрос определения наличия у гражданина активного избирательного права может ставиться только по отношению к определенным выборам.

Так, на федеральных выборах активным избирательным правом обладают все граждане Российской Федерации; на региональных выборах: в едином избирательном округе – граждане Российской Федерации, чье место жительства расположено в пределах субъекта Российской Федерации, в одномандатном (многомандатном) избирательном округе – в пределах соответствующего избирательного округа; на муниципальных выборах главы муниципального образования – граждане Российской Федерации, чье место жительства расположено в пределах муниципального образования, на выборах представительного органа муниципального образования – в пределах соответствующего избирательного округа.

При этом факт нахождения места жительства гражданина на соответствующей территории устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. В настоящее время это территориальные органы Федеральной миграционной службы, а там где их нет – местные администрации поселений. Местом жительства гражданина является жилое помещение, где он зарегистрирован указанными органами по месту жительства.

Такой подход полностью соответствует международным стандартам. Так, в Своде рекомендуемых норм при проведении выборов, подготовленном Европейской комиссией «За демократию через право» и одобренном Комитетом Министров Совета Европы в 2003 году в качестве одного из руководящих принципов в области выборов названо всеобщее избирательное право. Данный принцип означает, что каждый человек имеет право избирать и быть избранным, однако это право, как указано в пункте 1.1 вышеупомянутого Свода рекомендуемых норм относительно выборов, может и, по сути, должно ограничиваться определенными условиями. К этим условиям относится и место жительства. Как отмечается в Пояснительном докладе Венецианской комиссии на право избирать и (или) быть избранным могут распространяться требования в отношении места жительства, причем в данном случае под местом жительства понимается место обычного проживания. Данное требование нашло закрепление в пункте 4 статьи 4 Федерального закона.

Вместе с тем Федеральный закон позволяет законодателям субъектов Российской Федерации исходя из местных условий предоставить активное избирательное право гражданину, место жительства которого расположено за пределами соответствующего избирательного округа.

Такая практика в различных субъектах Российской Федерации существует. Например, в Челябинской области в региональных и муниципальных выборах могут принимать участие студенты, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных учреждениях и зарегистрированные по месту пребывания в общежитиях, даже если их место жительства находится за пределами территории соответствующего избирательного округа.

В Рязанской области в выборах депутатов Рязанской областной Думы может принимать участие гражданин, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа, но временно проживающий в пределах избирательного округа и зарегистрированный по месту пребывания не позднее чем за три месяца до дня назначения выборов.

Таким образом, граждане Российской Федерации могут голосовать на выборах органов государственной власти и местного самоуправления по месту своего жительства, и только в случае, если законодатель субъекта Российской Федерации впрямую наделил их активным избирательным правом, то они также смогут принять участие в выборах и по месту своего пребывания или проживания.

Если говорить о пассивном избирательном праве, то Статья 32 Конституции РФ и статья 4 Федерального закона налагает определенные ограничения на право граждан Российской Федерации избираться в органы государственной власти и местного самоуправления.

К таким ограничениям относятся:

1. Отбывание наказания в местах лишения свободы по приговору суда.

2. Признание судом гражданина недееспособным.

3. Наличие гражданства иностранного государства либо вид на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Вместе с тем данные граждане вправе быть избранными в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Также не имеют право быть избранными:

осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;

осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;

подвергнутые административному наказанию за совершение административных правонарушений, связанных с производством и распространением экстремистских материалов или пропагандой и публичным демонстрированием нацисткой атрибутики или символики (статьи статьи 20.3 и 20.29 КОАП), если голосование на выборах состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;

в отношении которых вступившим в силу решением суда установлен факт экстремистских высказываний в ходе избирательной кампании;

в отношении гражданина имеется вступившее в силу решение суда о лишении его права занимать государственные и муниципальные должности в течение определенного срока, если голосование на выборах состоится до истечения указанного срока.

Также законами могут устанавливаться дополнительные условия реализации пассивного избирательного права, такие как достижение определенного возраста (не более 21 года) и замещение выборной должности в течение определенного числа сроков.

Теперь давайте перейдем к основному вопросу моей лекции – регистрации (учету) избирателей, участников референдума, составлению и уточнению списков избирателей.

Нормативной базой этой работы является статья 16 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Положение о Государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации, утвержденное ЦИК России, а также нормативные правовые акты, принятые главами субъектов Российской Федерации и избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации.

Регистрация (учет) избирателей, участников референдума – это постоянная работа избирательных комиссий, органов государственной власти, органов местного самоуправления по сбору и систематизации сведений об избирателях.

Единственным законным основанием для регистрации (учета) избирателей, участников референдума в пределах Российской Федерации является факт нахождения места жительства гражданина Российской Федерации на соответствующей территории, а за пределами территории Российской Федерации – факт их постоянного проживания или нахождения в длительной заграничной командировке на территории соответствующего иностранного государства.

Граждане, находящиеся в местах временного пребывания, учитываются и регистрируются в качестве избирателей по месту жительства. Исключение сделано лишь для вынужденных переселенцев, которые учитываются по месту пребывания. Это связано с тем, что обстоятельства, вынудившие гражданина покинуть место жительства, практически исключают его возвращение, по крайней мере, в ближайшее время. Впредь до избрания нового места жительства, учет вынужденного переселенца как избирателя (участника референдума) по месту пребывания призван обеспечить реализацию его избирательных прав и права на участие в референдуме.

Установление факта нахождения места жительства гражданина на территории соответствующего муниципального образования отнесено к исключительной компетенции органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Таковыми, как уже отмечалось, в настоящее время являются органы Федеральной миграционной службы, а там, где они отсутствуют – местные администрации поселений.

Основной особенностью регистрации (учета) избирателей в Российской Федерации по сравнению со многими западными странами является то, то от самого избирателя не требуется выполнения каких-либо действий для включения себя в число избирателей и в списки избирателей. Государственные органы и органы местного самоуправления самостоятельно выполняют задачу по регистрации (учету) избирателей.

На практике это происходит следующим образом.

Органы, осуществляющие регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства, выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина (как правило, это территориальные органы Федеральной миграционной службы) не реже чем один раз в месяц представляют главам местных администраций сведения о фактах выдачи и замены паспортов, регистрации и снятия с регистрационного учета по месту жительства.

Сведения о фактах смерти граждан представляют ежемесячно органы записи актов гражданского состояния, так называемые ЗАГСы.

Военные комиссариаты сообщают главе местной администрации о гражданах, призванных на военную службу.

Органы (учреждения) уголовно-исполнительной системы сообщают о гражданах, содержащихся в местах лишения свободы, а также суды предоставляют информацию о признании гражданина недееспособным. Эти две категории граждан лишены избирательного права.

Главы местных администраций обобщают эти сведения и не реже чем один раз в месяц передают их в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации для формирования и ведения регистра избирателей, участников референдума.

Регистр избирателей представляет собой информационный ресурс Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы», содержащий совокупность персональных данных об избирателях, участниках референдума.

Регистр избирателей, участников референдума ведется на территориальном (районном), региональном (субъект Российской Федерации) и федеральном уровне. В регистре избирателей, участников референдума содержатся следующие персональные данные: фамилия, имя, отчество, пол, гражданство, дата и место рождения, наименование документа, удостоверяющего личность, серия и номер документа, дата выдачи документа, наименование или код органа, выдавшего документ, иные персональные данные, предусмотренные федеральными законами.

Информация, содержащаяся в регистре избирателей, участников референдума используется при составлении списков избирателей на всех выборах и референдумах, проводимых в Российской Федерации, при проверке подписных листов, собранных в поддержку выдвижения кандидатов на выборах различного уровня, жертвователей (физических лиц) в избирательные фонды, фонды политический партий, а численность избирателей – при образовании избирательных округов и избирательных участков. Регистр используется также при решении иных задач, не связанных с выборами, референдумом, например, при формировании списков присяжных заседателей.

Регистрация (учет) избирателей, участников референдума – военнослужащих, членов их семей и других избирателей, участников референдума, проживающих в пределах расположения воинской части, осуществляется командиром воинской части. Основанием для регистрации (учета) данной категории избирателей, участников референдума является фактнахождения их места жительства в пределах расположения воинской части.

Регистрация (учет) избирателей, участников референдума, проживающих за пределами Российской Федерации, осуществляется руководителем соответствующего дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации, а на территории города Байконур – главой администрации города Байконур.

Один раз в полгода (по состоянию на 1 января и 1 июля) по результатам учета избирателей, участников референдума главами местных администраций устанавливается численность избирателей, участников референдума, зарегистрированных на территории соответствующего муниципального образования. На основании этих данных высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации и председатель избирательной комиссии субъекта Российской Федерации устанавливают численность избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации на основании сведений, представляемых высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации, Министерством иностранных дел и главой администрации города Байконур, устанавливают общую численность избирателей, участников референдума Российской Федерации.

Сведения о численности избирателей, участников референдума, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации, размещаются на сайте избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, а сведения об общей численности избирателей, участников референдума – на сайте ЦИК России в сети Интернет, а также публикуется в нашем официальном печатном органе – журнале Вестник ЦИК России.

Последние по дате данные о численности зарегистрированных избирателей используются избирательными комиссиями для образования избирательных округов и избирательных участков.

Теперь давайте остановимся на вопросах составления и уточнения списков избирателей.

Порядок составления и уточнения списков избирателей определяется статьей 17 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», соответствующими статьями законов о конкретных выборах, нормативными актами избирательных комиссий, организующих выборы.

Списки избирателей составляются соответствующими комиссиями для конкретных выборов (федеральных, региональных, муниципальных) на основании информации, полученной в рамках работы по регистрации (учету) избирателей. В них включаются избиратели (мы помним, что избирателем является гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом), зарегистрированные по месту жительства на территории избирательного участка, а также в предусмотренных законом случаях и избиратели, временно пребывающие на территории данного участка.

При этом гражданин в список избирателей может быть включен только один раз, а в случае выявления фактов неоднократного включения одного избирателя в список избирателей на разных избирательных участках, соответствующая комиссия должна принять все меры для устранения неточности. Поэтому при включении избирателя в список избирателей по месту пребывания соответствующая участковая комиссия сообщает об этом в территориальную, а та с использованием Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «выборы» передает эти сведения в избирательную комиссию по месту жительства гражданина для его исключения из списка избирателей.

На практике у избирателей и представителей СМИ часто возникает вопрос – кто несет ответственность за достоверность информации, содержащейся в списках избирателей или за отсутствие в них того или иного избирателя.

Тут необходимо отметить следующее. Задача составления и уточнения списков избирателей является комплексной. Информацию для составления списков избирателей представляют различные органы, организации и должностные лица. Они же несут и ответственность за полноту и достоверность представляемой информации.

Так, первоначально списки избирателей составляются как правило территориальными избирательными комиссиями на основании сведений, поступивших от глав местных администраций, командиров воинских частей. После составления списка и передачи его в участковые избирательные комиссии список избирателей за 20 дней до дня голосования представляется избирателям для ознакомления и дополнительного уточнения.

Далее на этапе уточнения списков избирателей поступают сведения от тех же органов и организаций, что и при учете избирателей, а также от вышестоящих избирательных комиссий.

В принципе, сбой может произойти на любом из этих этапов. Например, территориальный орган ФМС России своевременно не сообщил в избирательную комиссию о регистрации избирателей по месту жительства на территории соответствующего избирательного участка. В результате указанные избиратели, явившись в день голосования на избирательный участок, не обнаруживают себя в списке избирателей.

Необходимо отметить, что федеральным законодательством избирателям предоставлено право уточнения информации, содержащейся в списках избирателей, чем они, к сожалению, пользуются не так часто. Поэтому, чтобы полностью исключить возможность недостоверности данных, содержащихся в списках избирателей, мы рекомендуем избирателям до дня голосования явиться в помещение для голосования избирательного участка по месту жительства с документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации (паспортом), и сверить свои персональные данные в списке избирателей.

Теперь давайте перейдем к вопросам включения в списки избирателей и голосования отдельных категорий избирателей, к которым не применяется общий порядок.

На выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации в списки избирателей включаются все военнослужащие, проживающие на территории расположения воинской части либо зарегистрированные в установленном порядке при воинской части по месту их службы. Эти сведения формирует, уточняет и передает в избирательную комиссию командир воинской части.

В то же время на выборах в органы местного самоуправления военнослужащие, проходящие службу по призыву, если место жительства этих военнослужащих до призыва находилось за пределами соответствующего муниципального образования, в списки избирателей не включаются.

Также хочу отметить, что в силу специфики прохождения воинской службы военнослужащие могут отсутствовать в день голосования в месте расположения воинской части. В этом случае, чтобы принять участие в голосовании, им необходимо получить открепительное удостоверение. При отсутствии такой возможности (например, если военнослужащий был командирован до начала периода выдачи открепительных удостоверений) военнослужащие могут быть включены в список избирателей по месту временного пребывания на основании личного письменного заявления, поданного в участковую избирательную комиссию не позднее чем за три дня до дня голосования. Таким же правом обладают и избиратели, работающие на предприятиях с непрерывным циклом работы и занятые на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы.

Теперь давайте остановимся на порядке включения в списки избирателей, находящихся в местах временного пребывания – больницах, санаториях, домах отдыха и т.д.

Данным избирателям при наличии возможности (плановая госпитализация, заранее запланированная поездка) необходимо получить открепительное удостоверение в территориальной (участковой) избирательной комиссии по месту жительства.

Вместе с тем этой категории избирателей, если они не имели возможности получить открепительные удостоверения, предоставлена возможность голосования по месту временного пребывания (больницы, санатории, дома отдыха и т.д.) при наличии у них активного избирательного права (регистрации по месту жительства в пределах соответствующего избирательного округа). Для этого данным избирателям необходимо не позднее чем за три дня до дня голосования подать в участковую избирательную комиссию по месту их пребывания личные письменные заявления о включении в список избирателей.

Избиратели, постоянно проживающие за пределами территории Российской Федерации или находящиеся там в длительных командировках, включаются в списки избирателей на избирательных участках, образованных за пределами Российской Федерации, при обращении в участковую комиссию до дня или в день голосования.

Избиратели, не имеющие места жительства в пределах Российской Федерации, включаются в списки избирателей на специально образованных или определенных избирательных участках на федеральных выборах или на иных выборах, в случае, если им предоставлено активное избирательное право соответствующим законом.

На выборах в органы местного самоуправления существует и еще одна особенная категория избирателей. Это граждане иностранных государств, с которыми заключены соответствующие международные договоры. Например, избирать глав муниципальных образований, не являющихся главами местных администраций, имеют право граждане Казахстана, Киргизстана, Туркменистана. Для этого им необходимо явиться на избирательный участок с документом, подтверждающим право на постоянное проживание на территории Российской Федерации с отметкой о регистрации по месту жительства на территории соответствующего муниципального образования. Указанным документом, в частности, является вид на жительство.

Однако, как правило, число этих граждан, голосующих на муниципальных выборах крайне мало. Например, в единый день голосования 11 октября 2009 года на выборах в органы местного самоуправления в восьми субъектах Российской Федерации приняли участие лишь 27 граждан иностранных государств. При этом, по данным ФМС России, на территории Российской Федерации по состоянию на 1 января 2009 года имели вид на жительство и были зарегистрированы по месту жительства 9 262 иностранных гражданина.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *