избирательное право является подотраслью

Избирательное право: институт или подотрасль конституционного права?

Какителашвили М.М., кандидат юридических наук, научный сотрудник НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Статья посвящена исследованию места избирательного права в системе российского права. В статье рассматриваются основания для выделения избирательного права в качестве комплексной составной части конституционного права. Автор исследует предмет, метод и источники современного избирательного права. Предлагается авторская аргументация по вопросу места и роли избирательного права в системе российского права.

Ключевые слова: система российского права, конституционное право, избирательное право, источники права, норма права, институт права, отрасль российского права.

The article is devoted to the role of election law in the legal system of the Russian Federation. The paper focuses on the fundamental principles that formulate the bases for definition of election law as a component part of constitutional law. The author investigates a subject, method and sources of contemporary election law. The author represents his personal view of the role of election law in the Russian legal system.

Ученые-правоведы все больше внимания уделяют избирательному праву уже не как институту, а как подотрасли конституционного права (наряду с парламентским правом). Развитие указанной законодательной базы приводит к образованию избирательного права.

В известной мере право отстает от фактических общественных отношений. Право легитимизирует уже сложившиеся общественные отношения. После принятия Конституции Российской Федерации 1993 г. в сегодняшних правоотношениях роль избирательного права значительно возросла и занимает одно из центральных мест.

Тем не менее вопрос о существовании такой подотрасли права является весьма дискуссионным, многие исследователи обоснованно рассматривают проблемы российского избирательного права в рамках конституционного права России. В науке среди ученых-юристов нет единого мнения о месте избирательного права в системе российского права.

См.: Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.: Проспект, 2006. С. 24.
См.: Конституционное право / Под ред. М.В. Баглая. М.: Норма, 2009. С. 43.
См.: Конституционное право / Под ред. А.С. Прудникова. М.: Юнити-Дана, 2006. С. 31.
См.: Князев С.Д., Арановский К.В. Какая избирательная система нужна России? // Конституционное и муниципальное право. 2007. N 16. С. 36.
Конституционное право / Под ред. С.Г. Сергеева. М.: Дашков и К, 2009.

См.: Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.: Проспект, 2006. С. 8.

В объект избирательного права входят общественные отношения, складывающиеся в процессе подготовки, организации и проведения выборов, а также затрагивающие межвыборный период.

Исключительный интерес с точки зрения теории и практики представляют вопросы о форме (источниках) избирательного права, избирательных процедурах и технологиях.

Сложная внутренняя структурированность избирательного права обусловлена главным образом особенностями его предмета регулирования. Предметом являются конкретные нормы законодательного обеспечения, складывающиеся в процессе выборов, включающие в себя: Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, Конституции, уставы и законы субъектов Федерации; указы Президента Российской Федерации, подзаконные акты, ведомственные нормативные акты, а также сложившаяся практика их применения.

В течение 90-х гг. XX в. сложилась довольно объемная и постоянно расширяющаяся система источников избирательного права. Систему нормативных правовых актов, регулирующих избирательный процесс, можно подразделить на федеральные, региональные и местные (муниципальные).

См., например: Указ Президента РФ от 02.09.2007 N 1144 «О назначении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва»; Указ Президента РФ от 29.10.1993 N 1797 (ред. от 10.01.2003) «Об утверждении основных положений о выборах в органы местного самоуправления»; Указ Президента РФ от 19.04.2006 N 402 (ред. от 21.08.2006) «Об утверждении Положения о выборах депутатов Законодательного Собрания Пермского края первого созыва»; Указ Президента РФ от 29.02.2008 N 286 «Об утверждении Положения о выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области первого созыва»; Указ Президента РФ от 29.02.2008 N 285 «Об утверждении Положения о выборах депутатов Законодательного Собрания Забайкальского края первого созыва» и др. // СПС «КонсультантПлюс».

Комплексность избирательного права как подотрасли права характеризуется тем, что нормы избирательного права носят комплексный характер, т.е. содержат и нормы других отраслей права, в частности нормы финансового, банковского, бюджетного, административного права. При этом нормы избирательного права имеют приоритет над другими нормами. Например, приоритет норм избирательного права над финансовым и банковским правом проявляется при открытии специальных избирательных счетов. Если в «обычной практике» требуется особый набор документов для открытия и ведения счета юридическим лицом (в том числе сведений на предмет противодействия «отмывания» незаконных денежных средств), то при открытии избирательного счета этого не требуется.

См., например: Федеральные законы «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 N 395-1 и «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 N 115-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».

Нормы избирательного права также соотносятся с нормами уголовного, уголовно-процессуального права и административного права, в соответствии с которыми привлечение зарегистрированного кандидата, члена избирательной комиссии допускается только с согласия прокурора (п. 4 ст. 41 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» ).

СЗ РФ. 2002. N 24. Ст. 2253.

Например, Кодекс Республики Башкортостан о выборах; Избирательный кодекс Республики Татарстан; Кодекс Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве депутатов; Избирательный кодекс Приморского края; Избирательный кодекс Хабаровского края; Избирательный кодекс Белгородской области; Избирательный кодекс Владимирской области; Кодекс Костромской области; Избирательный кодекс Свердловской области; Избирательный кодекс Тверской области; Избирательный кодекс г. Москвы // СПС «КонсультантПлюс».

Другим характерным признаком избирательного права как подотрасли права является наличие институтов. Систему этих институтов можно представить в виде двух звеньев:

I. Институты общей части:

Толчком к развитию данного института послужила конституционная реформа 14 марта 1990 г. Из преамбулы и ст. 6 Конституции СССР были исключены положения о монополии одной партии. Конституция Российской Федерации принятая 12 декабря 1993 г., провозгласила идеологическое многообразие и многопартийность (ст. 13). Данные положения получили свое развитие в последующих законах, в том числе в принятии отдельного Федерального закона «О политических партиях» от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ (с последующими изменениями). Внесенные изменения в Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ (ст. 7) предусматривают формирование нижней палаты российского парламента исключительно по партийным спискам;

II. Институты особенной части:

Углубление в предметную специфику избирательного права дает основания для включения в состав избирательного права и иных групп правовых норм.

Утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 11.12.2004 N 159-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 09.02.2009 N 3-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с отменой избирательного залога при проведении выборов».

Если беспредельно расширять предмет избирательного права, то можно прийти к выводу о том, что в структуру избирательного права следует включать все правовые нормы, регулирующие различные формы непосредственного народовластия. Но это, думается, будет излишне.

Не претендуя на абсолютную истину, дадим авторское определение избирательному праву: это сформировавшаяся подотрасль конституционного права, представляющая собой совокупность правовых норм, которыми устанавливается избирательная система и регулируются общественные отношения, возникающие в процессе избрания должностных лиц, представительных (законодательных) органов государственной власти и местного самоуправления.

Источник

Тест знатоков избирательного права

ТЕСТ ЗНАТОКОВ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА

«Я – ГРАЖДАНИН И ИЗБИРАТЕЛЬ НОВОГО ВЕКА»

«Всякий раз, осмысливая роль президента в государстве, помните,

что единственный титул в нашей демократической системе,

Тест 1

1. Выборы в России – это:

а) действия граждан, избирательных объединений, избирательных комиссий и органов государственной власти по формированию различных органов власти.

б) действия органов государственной власти по назначению кандидатов на выборные должности

в) закрепление путем голосования заранее определенных сотрудников исполнительных органов.

2. Сколько сроков подряд можно быть Президентом РФ?

3. Сколько времени длится голосование?

а) 8 часов б) 10 часов в) 12 часов

4. По закону в России выбирают:

б) депутатов Государственной Думы

г) Генерального прокурора РФ

5. С какого возраста можно стать кандидатом в депутаты Государственной Думы:

а) с 18 лет б) с 21 года в) с 30 лет

6. В какой день проводятся выборы?

а) суббота б) воскресенье в) праздничный

7. Всенародный опрос по важному государственному вопросу:

а) консилиумом б) всероссийским советом в) референдумом

8. Совокупность голосующих граждан называется:

а) конгломерат б) электорат в) корпорация

9. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин РФ не моложе:

а) 25 лет; б) 30 лет; в) 35 лет.

10. Кандидат на должность Президента должен постоянно проживать в России, т. е. быть ее гражданином, не менее:

а) 5 лет; б) 8 лет; в) 10 лет.

11. Почему по закону во время выборов на избирательных участках могут находиться различные наблюдатели: от объединений и блоков, от средств массовой информации, международных организаций и т. д.?

а) чтобы создать видимость заполнения избирательных участков;

б) чтобы помогать членам избирательной комиссии выдавать избирателям бюллетени для голосования;

в) чтобы контролировать правильность процедуры выборов, фиксировать нарушения законодательства о выборах.

12. По достижении какого возраста гражданин Российской Федерации приобретает активное избирательное право?

а) 16 лет; б) 18 лет; в) 21 год.

13. В статье 32 Конституции РФ указывается на два условия, при которых гражданин, достигший необходимого возраста, не имеет права голосовать.

Найдите эти два условия среди приводимых ниже:

а) двойное гражданство;

б) признание по суду недееспособным;

в) долгое пребывание за границей;

г) служба в вооруженных силах;

д)нахождение в местах лишения свободы по решению суда.

Ответ: 1.а, 2.б, 3.в, 4.б.в, 5.б, 6.б, 7.в, 8.б, 9.в, 10.в. 11.в, 12.б, 13.б,д.

Приведите в соответствие названия и определения.

1. Избиратель –это___

2. Избирательные комиссии –это___

3. Избирательный ценз–это___

5. Избирательное объединение –это___

6. Избирательное право –это___

7. Избирательная квота –это___

8. Избирательный участок –это___

9.Избирательный бюллетень –это___

А. Установленное Конституцией или избирательным законом условия для получения или осуществления избирательного права.

Б. Полномочный представитель населения в органах центральной или местной власти.

В. Общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах посредством выдвижения кандидатов.

Г. Право гражданина избирать и быть избранным в государственные органы.

Д. Гражданин государства, обладающий активным избирательным правом.

Ж. Территориальная единица, создаваемая для проведения голосования и подсчета голосов.

З. Комиссии, организующие проведение выборов на федеральном уровне, уровне Субъектов Федерации и местного самоуправления.

И. Избирательный документ для тайного голосования утвержденной формы.

К. Наименьшее число голосов, необходимое для избрания одного депутата.

Ответ: 1__Д_; 2__З_; 3_А__; 4_Д__; 5__В_; 6_Г__; 7_К__; 8__Ж_; 9__И_.

Пусть ваш выбор всегда будет правильным!

Источник

Основные избирательные права российских граждан

Конституция предоставляет гражданам РФ право участвовать в управлении государственными делами. Избирательные права гражданина РФ предполагают возможность участия в референдумах и выборах.

ФЗ-67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 г. можно скачать здесь.

избирательное право является подотраслью

У каждого гражданина РФ, достигшего 18-летнего возраста есть избирательные права

Основные права россиян

В табличке представлены виды гражданских прав в области государственного управления.

Механизмы реализацииАбсолютные, относительныеВ первом случае граждане могут пользоваться правами по своему усмотрению. В обязанности субъектов власти входит защита этих прав.

Во втором случае россиянам необходим акт государственного органа.Круг лицОбщие, специальныеВ первом случае права распространяются на все отрасли управления. У каждого россиянина есть право на обжалование того или иного решения.

Во втором случае речь идёт о правах в конкретной управленческой сфере.

избирательное право является подотраслью

Выборы – форма взаимодействия с обществом, что неотъемлемо для правового государства

Политические права

К политическим правам россиян относятся права на:

Также существует право граждан на местное самоуправление.

Здесь текст ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6.10.2003 г.

избирательное право является подотраслью

Что дают политические права россиянам

Выбор депутатов Госдумы

Лица с российским гражданством имеют право избирать депутатов Госдумы.

Участвовать в избирательном процессе могут россияне, достигшие восемнадцатилетнего возраста.

К избирательным правам относится следующее:

Здесь можно познакомиться с ФЗ-175 «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 20.12.2002 г.

избирательное право является подотраслью

Схема выбора депутатов в Государственную Думу

Проведение референдума

Понятие «референдум» включает в себя утверждение публично-властных решений посредством всенародного голосования лиц, законно проживающих на территории РФ. Права на участие в референдуме граждан обуславливаются Конституцией РФ.

Процедура проведения референдума предполагает гласность. Каждое касающееся его решение должно доводиться до сведения лиц, имеющих право голоса. У гражданских лиц есть возможность проведения агитационных мероприятий как за, так и против вопроса, решающегося путем голосования.

Допустима агитация посредством:

Право голоса на референдуме есть у всех россиян, вне зависимости от их национальности, пола, языка, образования, религиозных воззрений. Иной подход недопустим и карается законодательством.

избирательное право является подотраслью

Порядок проведения референдума в РФ

Решение, которое принимается на референдуме, носит обязательный характер для всех субъектов власти. Специального утверждения принятого решения не требуется.

ФКЗ-5 «О референдуме Российской Федерации» от 28.06.2004 г. посмотрите здесь.

Ограничения избирательного права

В табличке представлены основные моменты, которые относятся к ограничениям избирательного права.

ВозрастнойС 21 года человек может принимать участие в выборах в гос. органы власти. Начиная с 30 лет, россиянин может участвовать в выборах членов СовФеда. Участвовать в выборах Президента РФ можно с 35 лет.

Текст ФЗ-19 «О выборах Президента Российской Федерации» от 10.01.2003 г. находится здесь.ГражданственныйВ голосовании могут участвовать как россияне, так и иностранцы с ПМЖ. Если у человека документы гражданина другого государства, то такого права у него нет. Он не может ни участвовать в выборах, ни быть избранным.ОсёдлыйЛицо, желающее возглавить страну, должно непрерывно проживать на территории РФ в течение 10 лет. Членом СовФеда может быть избран человек, более 10 лет проживающий на территории одного из субъектов РФ. В иных случаях сроки продолжительности проживания человека на той или иной российской территории Конституцией не предусматриваются.ВоенныйОграничений прав граждан, связанных с военной службой, Конституция не предусматривает. Но, согласно положениям базового избирательного закона, призывники не могут быть включены в списки избирателей и лиц, участвующих в референдуме.ТрудоспособностьНедееспособные россияне не могут участвовать в избирательном процессе.НесвободаОграничение ИП касается лиц, отбывающих наказание по приговору суда. Они не принимают участие в голосовании и не могут быть избраны на руководящую должность. Это не относится к лицам, имеющим к моменту голосования погашенную судимость.АдминистративныйЦенз относится к россиянам, пропагандирующим и грубо демонстрирующим националистическую атрибутику и символику. В эту же группу попадают лица, оправдывающие экстремистскую деятельность. К моменту выборов лицо, подвергшееся административному наказанию, должно быть свободным от ответственности.

Человек с погашенной судимостью принимать участие в выборах может, но право избираться он утратил. Подробнее – в следующем видео.

Выборные должностные лица не имеют право на занятие бизнесом.

Запрещается любая оплачиваемая деятельность. Исключение касается следующих видов деятельности:

Деятельность выборных лиц не может финансироваться иностранными или неправительственными организациями.

Избирательные гарантии

Ценность всякого права проявляется только тогда, когда оно реализуется. Для этого существуют гарантии избирательных прав. Они являются важнейшим элементом российской избирательной системы.

Гарантии избирательных прав граждан выступают защитой от возможных нарушений в ходе выборного процесса. Акцент делается на специальных гарантиях избирательных прав россиян. Они взаимозависимы и эффективно дополняют друг друга.

избирательное право является подотраслью

Избирательные гарантии граждан РФ

Система основных гарантий включает в себя следующие гарантии в сферах:

Подробное описание гарантий представлено в табличке.

Вид гарантииОписаниеЧто сюда входит
ПолитикаСочетание средств и условий, которые определяют воздействие полит. системы на процесс выборов. Граждане имеют возможность организовывать избирательный процесс и принимать в нём участие.Демократичность по отношению к выдвигаемым россиянами кандидатам, добровольность, равенство при участии в выборах в 1-порядковые структуры, неприкосновенность, свобода в плане агитации.
ОрганизацияСочетание методов, средств и условий, которые обеспечивают материальную и техническую деятельность участников выборов.Создание избиркома, избирательных округов и участков.

Сюда следует отнести меры, которые обеспечивают гражданам сохранность информации об их предпочтении того или иного кандидата.

ИнформацияСочетание средств и условий, которые обеспечивают субъектам выборов доступ к источникам информации о прохождении избирательного процесса.У россиян должна иметься достоверная информация относительно всех кандидатов.

У участников выборов есть право на распространение информации.

Информация включает в себя сведения относительно карьеры, личной жизни и достижений кандидата. Особое внимание уделяется источникам дохода и судимостям. Важно обеспечить «прозрачность» всех сведений. Ответственность за предоставленную информацию о себе несёт кандидат.

АгитацияСочетание всех элементов, которые обеспечивают участникам выборов свободу в отношении агит. деятельности и доступ к источникам её освещения.Гражданам запрещается агитировать на площадках, зарегистрированных менее чем за 12 месяцев до начала избирательного процесса.

Разрешается использование «газет-однодневок».

Любые изображения физ. лица возможны только с его согласия.

Комментарии к агит. материалам должны согласовываться с кандидатом.

ПравоЗакрепление правовыми нормами свободы избирательного процесса. При нарушении соответствующих прав российских граждан применяются санкции.Государство работает с различными жалобами.

У россиян есть право обжаловать неправильность в списке участников выборов. Также разрешается подать жалобу на отказ в регистрации кандидатом. Разрешается обжалование итогов проведенных выборов.

У россиян имеется возможность аннулировать выдвижение кандидата, если он уличен в нарушении законодательства и этических норм.

Информационные гарантии часто используются кандидатами для достижения своих целей.

Интересное видео. Избирательные права граждан. Рекомендуем посмотреть.

Заключение

Если избирательный процесс свободный и прозрачный – это важнейший демократический показатель.

Все означенные избирательные гарантии обязуются обеспечить проведение настоящих демократических выборов. Также указанные гарантии символизируют стабильность «выборного» законодательства.

Источник

Избирательное право является подотраслью

Статья 4. Всеобщее избирательное право и право на участие в референдуме

(в ред. Федеральных законов от 09.11.2009 N 250-ФЗ, от 02.05.2012 N 40-ФЗ, от 09.03.2016 N 66-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Гражданин Российской Федерации имеет право избирать, быть избранным, участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

3. Не имеют права избирать, быть избранными, осуществлять другие избирательные действия, участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

(в ред. Федерального закона от 09.03.2016 N 66-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Положения п. 3.1 ст. 4 (в ред. ФЗ от 25.07.2006 N 128-ФЗ) применяются при замещении вакантного депутатского мандата по единому избирательному округу.

3.1. Не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Указанные граждане вправе быть избранными в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.

(п. 3.1 введен Федеральным законом от 25.07.2006 N 128-ФЗ)

3.2. Не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации:

а) осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;

(пп. «а» в ред. Федерального закона от 21.02.2014 N 19-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(пп. «а.1» введен Федеральным законом от 21.02.2014 N 19-ФЗ)

(пп. «а.2» введен Федеральным законом от 21.02.2014 N 19-ФЗ)

б) осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления, если на таких лиц не распространяется действие подпунктов «а.1» и «а.2» настоящего пункта;

(в ред. Федерального закона от 21.02.2014 N 19-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Ст. 4 (в ред. ФЗ от 23.05.2020 N 153-ФЗ) применяется к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после 23.05.2020.

(пп. «б.1» введен Федеральным законом от 23.05.2020 N 153-ФЗ)

в) подвергнутые административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.3 и 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если голосование на выборах состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;

(в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 211-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

г) в отношении которых вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 настоящего Федерального закона, либо совершения действий, предусмотренных подпунктом «ж» пункта 7 и подпунктом «ж» пункта 8 статьи 76 настоящего Федерального закона, если указанные нарушения либо действия совершены до дня голосования на выборах в течение установленного законом срока полномочий органа государственной власти или органа местного самоуправления, в которые назначены выборы, либо должностного лица, для избрания которого назначены выборы.

(п. 3.2 введен Федеральным законом от 05.12.2006 N 225-ФЗ)

3.3. Если срок действия ограничений пассивного избирательного права, предусмотренных подпунктами «а.1», «а.2» и «б.1» пункта 3.2 настоящей статьи, истекает в период избирательной кампании до дня голосования на выборах, гражданин, пассивное избирательное право которого было ограничено, вправе в установленном законом порядке быть выдвинутым кандидатом на этих выборах.

(п. 3.3 введен Федеральным законом от 21.02.2014 N 19-ФЗ; в ред. Федерального закона от 23.05.2020 N 153-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.4. Если деяние, за совершение которого был осужден гражданин, в соответствии с новым уголовным законом не признается тяжким или особо тяжким преступлением, действие ограничений пассивного избирательного права, предусмотренных подпунктами «а», «а.1» и «а.2» пункта 3.2 настоящей статьи, прекращается со дня вступления в силу этого уголовного закона.

(п. 3.4 введен Федеральным законом от 21.02.2014 N 19-ФЗ)

3.5. Если тяжкое преступление, за совершение которого был осужден гражданин, в соответствии с новым уголовным законом признается особо тяжким преступлением или если особо тяжкое преступление, за совершение которого был осужден гражданин, в соответствии с новым уголовным законом признается тяжким преступлением, ограничения пассивного избирательного права, предусмотренные подпунктами «а.1» и «а.2» пункта 3.2 настоящей статьи, действуют до истечения десяти лет со дня снятия или погашения судимости.

(п. 3.5 введен Федеральным законом от 21.02.2014 N 19-ФЗ)

П. 3.6 ст. 4 применяется к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после 04.06.2021 (ФЗ от 04.06.2021 N 157-ФЗ).

Положения настоящего пункта распространяются на участников, членов, работников экстремистской или террористической организации и иных лиц, в действиях которых вступившим в законную силу решением суда установлена причастность к деятельности экстремистской или террористической организации: непосредственная реализация целей и (или) форм деятельности (в том числе отдельных мероприятий), в связи с которыми соответствующая организация была признана экстремистской или террористической, и (или) выражение поддержки высказываниями, включая высказывания в сети «Интернет», либо иными действиями (предоставление денежных средств, имущественной, организационно-методической, консультативной или иной помощи) тем целям и (или) формам деятельности (в том числе отдельным мероприятиям) соответствующей организации, в связи с которыми она была признана экстремистской или террористической.

Лица, являвшиеся учредителем, членом коллегиального руководящего органа, руководителем, заместителем руководителя, руководителем регионального или другого структурного подразделения, заместителем руководителя регионального или другого структурного подразделения экстремистской или террористической организации, не могут быть избраны до истечения пяти лет со дня вступления в законную силу решения суда о ликвидации или запрете деятельности экстремистской или террористической организации.

Лица, являвшиеся участником, членом, работником экстремистской или террористической организации или иным лицом, причастным к деятельности экстремистской или террористической организации, не могут быть избраны до истечения трех лет со дня вступления в законную силу решения суда о ликвидации или запрете деятельности экстремистской или террористической организации.

(п. 3.6 введен Федеральным законом от 04.06.2021 N 157-ФЗ)

4. Активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Пребывание гражданина Российской Федерации вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления. Законом активное избирательное право может быть предоставлено гражданину, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа.

4.1. Активным избирательным правом на выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, правом голосовать на референдуме субъекта Российской Федерации обладает также гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 18 лет, не имеющий регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации, зарегистрированный по месту пребывания на территории соответствующего избирательного округа, округа референдума не менее чем за три месяца до дня голосования, в случае подачи им заявления о включении в список избирателей, участников референдума по месту нахождения в соответствии с пунктом 16 статьи 64 настоящего Федерального закона для голосования в пределах избирательного округа, округа референдума, где он зарегистрирован по месту пребывания.

(п. 4.1 введен Федеральным законом от 29.05.2019 N 104-ФЗ)

5. Ограничения пассивного избирательного права, связанные с нахождением места жительства гражданина Российской Федерации на определенной территории Российской Федерации, включая требования к продолжительности и сроку проживания гражданина Российской Федерации на данной территории, устанавливаются только Конституцией Российской Федерации.

6. Федеральным законом, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, не позволяющие одному и тому же лицу занимать одну и ту же выборную должность более установленного количества сроков подряд. Уставом муниципального образования могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, не позволяющие одному и тому же лицу занимать должность главы муниципального образования более установленного количества сроков подряд.

7. При наличии в отношении гражданина Российской Федерации вступившего в силу решения суда о лишении его права занимать государственные и (или) муниципальные должности в течение определенного срока этот гражданин не может быть зарегистрирован в качестве кандидата, если голосование на выборах в органы государственной власти, органы местного самоуправления состоится до истечения указанного срока.

8. Кандидатом на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) может быть выдвинут гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 30 лет. Конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, связанные с достижением гражданином определенного возраста. Устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может превышать 21 год на день голосования на выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации и выборного должностного лица местного самоуправления. Установление максимального возраста кандидата не допускается.

(в ред. Федеральных законов от 11.12.2004 N 159-ФЗ, от 09.11.2009 N 250-ФЗ, от 02.05.2012 N 40-ФЗ, от 09.03.2016 N 66-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 02.03.2007 N 24-ФЗ, от 25.12.2008 N 281-ФЗ, от 05.04.2021 N 89-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10. На основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах, а также участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.

Положения ст. 4 (в ред. ФЗ от 31.07.2020 N 267-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, референдумов, назначенных после 31.07.2020.

11. В случае принятия комиссией решений, предусмотренных пунктом 1 или 2 статьи 63.1 настоящего Федерального закона, установленные настоящим Федеральным законом условия реализации гражданами Российской Федерации активного избирательного права, права на участие в предусмотренных законом избирательных действиях, права на участие в референдуме Российской Федерации, других действиях по подготовке и проведению референдума, связанные с достижением возраста 18 лет, определяются исходя из последнего возможного дня голосования на соответствующих выборах, референдумах.

(п. 11 введен Федеральным законом от 31.07.2020 N 267-ФЗ)

12. В случае принятия комиссией решений, предусмотренных пунктом 1 или 2 статьи 63.1 настоящего Федерального закона, установленные настоящим Федеральным законом условия реализации гражданами Российской Федерации права быть избранными определяются исходя из первого возможного дня голосования на соответствующих выборах, референдумах.

(п. 12 введен Федеральным законом от 31.07.2020 N 267-ФЗ)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *