избирательное право косвенное активное равное пассивное
Активное и пассивное избирательное право. Избирательные права граждан и принципы их осуществления
В данной статье представлено определение и характеристика таких понятий, как активное и пассивное избирательное право. Будет дана оценка их принципам, сущности и гарантиям. Также будет охарактеризовано понятие избирательных прав в объективном и субъективном смысле.
Конституционные гарантии прав и свобод граждан
Все принципы демократии, которые относятся к проведению и организации выборов, закреплены в таком нормативном акте, как Конституция. Избирательное право представлено законодательной системой, закрепляющей организационную систему государственной власти, которая направлена на стабилизацию политико-правовых и социально-экономических процессов. Также этот вид права представлен в форме юридической базы для проведения всех типов демократических реформ.
Приоритетным направлением осуществления реформы государственно-правового значения считается оптимизация избирательной системы и права в целом. Избирательная система является гарантом прав граждан, также она направлена на обеспечение соответствующего уровня выборных процессов.
Гарантиями свободных выборов считаются средства и условия, которые предоставляют избирателям осознанную и реальную свободу волеизъявления, защиту их интересов и избирательных прав, охрану избирательных блоков и объединений.
Понятие
Избирательные права граждан занимают значительное место в жизни государства. Свободные выборы — один из правовых способов легитимации власти государства. Для успешного решения поставленных избирательных задач особое значение представляет качество соответствующего законодательства и практики проведения выборов в целом.
Избирательные права граждан РФ — это закреплённая Конституцией возможность избирать, а также быть избранными для работы в органах государственной власти, участвовать в предвыборной агитации, выдвижении кандидатов, в наблюдении за избирательным процессом и работой избирательной комиссии. Также это право предоставляет возможность устанавливать итоги голосования и определять результаты выборов.
Избирательные права в субъективном смысле
В определение данного понятия входят конституционные права граждан РФ, которые предполагают участие в проведении и установлении результатов выборов, выдвижении кандидатов, в предвыборной агитации и работе избирательных комиссий.
Все свободные и дееспособные граждане, независимо от оснований приобретённого гражданства, национальной и расовой принадлежности, имущественного и социального положения, языка и образования, характера политических убеждений и занятий, отношения к религии, обладают равными избирательными правами. В выборах не участвуют лица, признанные судом как недееспособные, и те, которые содержатся по приговору суда в местах лишения свободы.
В объективном смысле
Источниками избирательных прав являются:
Кроме того, понятие избирательного права охватывает совокупность нормативных актов (регулируют выборы президента и депутатов), а также сложившиеся обычаи, на основании которых проводятся выборы. Обычное право также считается составной частью системы избирательного законодательства.
Активное право
Активное и пассивное избирательное право призвано регулировать правоотношения, которые складываются между государством, избирателями и кандидатами. Активное право – это неотъемлемое право народа участвовать в выборах и избирать кандидатов в органы власти. Активными избирательными правами наделены граждане, которые территориально закреплены в пределах одного из избирательных округов.
Пребывание человека вне места фактического проживания во время проведения выборов не может служить основанием для лишения его законного права участия в них. Законодательно предполагается активное участие в процессе граждан, которые во время избирательного процесса находятся за пределами своего округа.
Пассивное право
Активное и пассивное избирательное право имеет общую черту, которая направлена на осуществление человеком своих избирательных полномочий.
Пассивное право закрепляет возможность лица быть избранным в государственные органы власти. Для реализации пассивных избирательных прав законодательством предусмотрены определённые условия, к которым относятся состояние здоровья кандидата, срок проживания на территории страны. Пассивное право ограничивается более высоким возрастным критерием, чем активное.
Таким образом, право гражданина баллотироваться в депутаты наступает после достижения им 21 года, избираться в президенты возможно с 35 лет. Избирательные права осуществляются на базе принципов, которые были установлены на основании всемирно разработанных норм.
Принципы
Активное и пассивное избирательное право реализуются на базе определённых принципов, которые установлены и закреплены законом.
Конституция закрепляет четыре основополагающих принципа для избирательного права:
Принципы избирательного права, выраженные в равенстве, подразумевают такие черты:
Тайное голосование – принцип, закрепляющий право граждан оставить свою избирательную волю втайне. В России все уровни выборов происходят путём выдачи бюллетеней. Прямые выборы означают осуществление избирательных прав путём прямого голосования. Примером могут служить выборы в Государственную думу.
Сущность выборов
В современном обществе выборы считаются процедурой, благодаря которой обеспечивается участие народа в формировании законодательных, представительных, исполнительных и судебных органов. С выборами тесно связана реализация всех существующих политических прав народа. Выборы — это один из способов существования демократии, передачи власти посредством волеизъявления народа.
Существуют выборы президента, парламентские, общенациональные президентские, в Законодательные собрания, в органы местного самоуправления. Люди избирают в первую очередь представителей, которые пользуются их доверием. Таким образом, власть, избранная народом, является признанной и легитимной.
Выборы рассматриваются в виде формы контроля массы населения за правящей элитой. Если власть не оправдывает интересы избирателей, они предоставляют возможность заменить её и допустить к власти оппозицию (она, как правило, является критиком существующего правительства). С другой стороны, правительство тоже вправе изменить сложившуюся политическую ситуацию под непосредственным давлением избирателей.
Гарантии избирательного права
Избирательные права народа защищены законодательно от любых проявлений дискриминации. Предполагается, что гражданин РФ вправе не только избирать, но и быть избранным вне зависимости от национальности, расы, пола, происхождения, языка, должностного и имущественного положения.
Выборы являются обязательными, поэтому проводятся в установленные законом сроки. Российское законодательство касательно выборов не предусматривает языкового, образовательного, имущественного ценза. Ценз, выраженный в предыдущем избрании, означает, что в государственные органы не может выбираться лицо, которое исполняло свои властные полномочия два созыва подряд. Таким образом, Конституции устанавливает порядок избрания президента, при котором он не может занимать должность больше чем два срока подряд.
Ценз неизбираемости означает, что некоторые должностные лица не вправе выдвигаться кандидатами на выборы, пока не ушли в отставку с занимаемых должностей, которые могут противоречить исполнению государственных полномочий (прокуроры, судьи, губернаторы).
Несовместимость означает запрет на занятия выборной и государственной должности одновременно. Она не может исключить возможности избрать лицо, которое занимает государственную должность, в одно из представительных учреждений.
Заключение
Реализация прав избирателя взаимосвязана с другими конституционными свободами и правами:
Ограничения в пассивном избирательном праве устанавливает Конституция и федеральные законы.
Избирательное право
Урок 17. Право 10-11 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Избирательное право»
Вы уже знаете о том, что одним из политических прав гражданина Российской Федерации, закреплённым в Конституции нашей страны является право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления или принять участие в референдуме.
Все эти права можно объединить одним термином – избирательное право. Сегодня мы познакомимся с данным правом более подробно.
Сам термин «избирательное право» употребляется в двух смыслах.
В объективном смысле избирательное право – это система законодательных норм и правил, которая регулирует общественные отношения, связанные с выборами.
В субъективном смысле – это гарантированная государством возможность для граждан участвовать в выборах. То есть конкретный комплекс прав граждан, среди которых нужно выделить активное и пассивное избирательные права.
Активное избирательное право – это право граждан участвовать в выборах в качестве избирателей, то есть непосредственно выбирать главу государства, депутатов парламента или органы местного самоуправления, а пассивное избирательное право – это право уже самих граждан быть избранными в представительные органы государственной власти.
Как правило, круг граждан, за которыми признают активное или пассивное избирательное право, ограничивается избирательными цензами.
Избирательный ценз – это установленные законом специальные условия, ограничивающие допуск лица к осуществлению своих избирательных прав.
Давайте рассмотрим основные из этих ограничений.
Обусловлен признанием за гражданином избирательных прав по достижению им определённого возраста. Как правило, по достижению совершеннолетия.
Например, в нашей стране активным избирательным правом обладают все граждане, достигшие восемнадцати лет, кроме признанных судом недееспособными или находящихся по приговору суда в местах лишения свободы.
Так же, как и у нас в стране, восемнадцатилетний порог для голосования установлен ещё в ста девяти странах мира, например в США и Великобритании.
В остальных странах мира этот возраст варьируется. Например, если бы вы жили в Японии, то принять участие в голосовании вы смогли бы только в двадцать лет. А будучи гражданами Бразилии, смогли бы отдать свой голос, начиная с шестнадцати лет.
В отличие от активного избирательного права, пассивное избирательное право может быть ограничено более высоким возрастным цензом.
Например, в нашей стране, Депутатом Государственной думы или местных дум (на областном, краевом, окружном и городском уровнях), а также главою города, может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший двадцати одного года, а президентом нашей страны может быть избран гражданин не моложе тридцати пяти лет.
Интересно, что верхний возрастной предел для избрания в государственные органы или для пребывания в их составе, как правило, в не устанавливается. То есть гражданин, например, может быть кандидатом в депутаты или президенты и в восемьдесят или даже сто лет.
Данный ценз предполагает, что за гражданином признаются избирательные права лишь после того, как он проживёт в данной стране или определённой местности установленное законом время.
Например, во Франции для голосования на любых выборах установлен ценз оседлости равный шести месяцам, а в Новой Зеландии этот ценз равен трём месяцам, которые нужно прожить на территории избирательного округа.
Следовало бы сказать о том, что для участия в выборах в качестве избирателя в нашей стране нет необходимости соответствовать цензу оседлости.
В России ценз оседлости, применяется только к кандидату на должность Президента Российской Федерации, который должен прожить в нашей стране не менее десяти лет.
Этот ценз означает, что к выборам допускаются лишь лица, состоящие в гражданстве государства не менее установленного законом срока. Например, согласно законодательству США членом палаты представителей Конгресса может быть избран человек, являющийся гражданином США не менее семи лет, а сенатором – не менее девяти лет.
В нашей стране ценз гражданства, прежде всего, заключается, в том, что кандидат на выборную должность должен быть гражданином Российской Федерации.
Данные ценз предполагает допуск к выборам только тех граждан, которые обладают соответствующим уровнем образования. Например, такой ценз присутствует в законодательстве Кувейта.
Также образовательный ценз может заключаться в умении читать или писать. Например, согласно Конституции Бразилии неграмотные граждане страны не могут быть избраны.
Данный ценз заключается в требовании, чтобы избирателю принадлежало имущество не ниже, чем на определённую сумму или чтобы он уплачивал налоги определённого размера. Стоить отметить, что на сегодняшний день этот ценз практически нигде не применяется.
Данный ценз предполагает выдвижение определённых нравственных требований к избирателю со стороны общества и государства. Например, в Мексике не принимают участие в голосование лица, которые злоупотребляют наркотиками, а в Нидерландах лишённые родительских прав. Но интереснее всех сформулировали исландцы, так в этой стране для того чтобы пользоваться избирательными правами, от гражданина требуется, чтобы он вёл пристойный образ жизни и обладал добрым нравом.
В нашей стране к такого рода моральному цензу со стороны общества и государства можно отнести запрет на участие в голосовании гражданам, которые находятся по приговору суда в местах лишения свободы.
Граждане Российской Федерации также не имеют права быть избранными: за совершение: тяжких и особо тяжких преступлений и преступлений экстремистской направленности.
Наиболее редкими, но до сих пор применяемыми некоторыми государствами мира избирательными цензами являются религиозный и половой цензы.
Религиозный ценз предполагает принадлежность избирателя к определённой религии. Например, в парламент Ирана могут быть избраны только мусульмане.
Половой ценз прежде всего предполагает недопущение к выборам женщин. Например, гражданкам Саудовской Аравии разрешили голосовать и выставлять свои кандидатуры на муниципальных выборах только в 2015 году.
Интересной особенностью данных выборов является и то, что треть из всех избирательных участков в Саудовской Аравии были исключительно женскими.
Вам, наверное будет интересно узнать о том, что существует государство в котором половой ценз ни будет отменен никогда. Как вы думаете, что это за страна?
Это – Ватикан. Дело в том, что его главой является Папа Римский, который избирается кардиналами на пожизненный срок. И поскольку кардиналом может быть только мужчина, женщины не обладают избирательным правом.
Как вы уже догадались для законодательства нашей страны характерны: возрастной ценз, ценз оседлости, моральный ценз и ценз гражданства.
Осуществление избирательного права, прежде всего, связано с участием граждан страны в различные рода выборах.
Выборы – это публичное мероприятие, в ходе которого граждане осуществляют процедуру избрания кого-либо путём голосования.
Участие в выборах считается проявлением социальной ответственности, совести, политической и правовой зрелости и культуры каждого гражданина.
Демократичность выборов в России обеспечивается Конституцией страны и федеральными законами, такими как:
• Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации»;
• Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации»;
• Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»;
• Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»;
• Федеральный закон «О референдуме Российской Федерации».
Для того чтобы выборы прошли в соответствие с законом и международными нормами и правилами, при их проведении необходимо руководствоваться целым рядом принципов избирательного права.
К основным принципам избирательного права можно отнести:
Принцип всеобщего избирательного права.
В соответствии с ним принципом все граждане страны независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, достигшие определённого возраста, вправе избирать органы государственной власти и местного самоуправления.
Первой страной в мире, предоставившей всем совершеннолетним гражданам право голоса без каких-либо различий, стала в 1893 году Новая Зеландия. Сегодня принцип всеобщности закреплён в законодательстве большинства стран мира.
Принципы прямого и косвенного избирательного права.
Применение принципов прямого или косвенного избирательного права или их определённое сочетание зависят от порядка формирования выборного органа.
Так, прямое избирательное право – это принцип, согласно которому кандидатов на выборные должности граждане выбирают прямо, то есть сами.
Этот принцип действует в подавляющем большинстве случаев на выборах нижних палат парламентов, например, как в нашей стране при выборах в Государственную Думу.
В некоторых странах он распространяется на выборы верхних палат парламента, например в США, Италии, Польше, или президентов, как это происходит у нас в стране, а также в Мексике или Болгарии, а также прямое избирательное право практически повсеместно применяется при выборах органов местного самоуправления.
Косвенное избирательное право означает, что избиратель выбирает определённое количество посредников (иногда их ещё называют выборщиками). Именно данные посредники в итоге и избирают кандидата на должность. Например, в США данный принцип используется при выборах президента, а в нашей стране данный принцип косвенного избирательного права не применяется.
Принцип равного избирательного права.
Согласно данному принципу все избиратели участвуют в выборах на равных условиях.
Это значит, что каждый избиратель имеет только один голос; голоса избирателей равны; избиратель не может быть включён более, чем в один список избирателей; все граждане обладают равными возможностями в реализации своих избирательных прав и так далее.
Принцип тайного голосования.
Согласно этому принципу не допускается какой-либо контроль за изъявлением воли избирателей. Тайное голосование гарантируется целым рядом законодательных процедур, например, каждый избиратель голосует только лично, голосование за других лиц не допускается; бюллетени для голосования должны быть анонимны, они не нумеруются и не должны содержать никаких пометок или граф, с помощью которых можно установить личность проголосовавшего; бюллетени заполняются только в специально оборудованном месте, где не допускается присутствие кого бы то ни было, включая членов избирательных комиссий.
Кстати в нашей стране был довольно интересный случай неличного голосования, который был признан законным. И связан он с космонавтом Михаилом Тюриным, который, находясь на орбите, смог принять участие в голосовании.
Технически это было организовано таким способом: космонавт сообщил о своём волеизъявлении по закрытому каналу связи в Центре управления полётами. В момент волеизъявления Тюрина все, находившиеся в комнате, где проходил сеанс связи, вышли из помещения, и космонавт конфиденциально сообщил доверенному лицу своё решение. Тот внёс его в избирательный бюллетень, который был опущен в урну для голосования.
Справедливости ради отметим, что в некоторых странах мира возможно голосование за других лиц. Например, в Китае разрешается голосование за других по доверенности, но одному и тому же гражданину реализацию своего права на голосование могут доверить не более трёх человек.
Принципы свободного участия в выборах.
Данный принцип означает, что избиратель свободен решать вопрос не только о том, участвовать ли ему в выборах, но и за кого он будет голосовать.
Но стоит заметить, что в некоторых странах мира, например в Австралии, Австрии, Бельгии, Греции, Италии, Люксембурге и других, участие гражданина в выборах в качестве избирателя, является его обязанностью. В этом случае за уклонение от исполнения данной обязанности гражданин может быть привлечён к ответственности в виде морального осуждения, штрафа и даже тюремного заключения.
Итак, что же определяют, регулируют и устанавливают избирательные цензы и принципы?
· базовые принципы избирательной системы государства;
· условия предоставления гражданам избирательных прав;
— проведение предвыборной агитации,
— финансирование избирательных кампаний,
— порядок определения результатов голосования.
· нормы представительства, то есть число жителей или избирателей, представляемых одним депутатом;
· статус и полномочия избирательных комиссий и так далее.
Давайте подведём итоги нашего урока и ответим на следующие вопросы.
1. С какого возраста и при каких условиях гражданин обретает статус избирателя?
2. Почему гражданин участвует в выборах?
3. На какие части подразделяется избирательное право?
Избирательное право косвенное активное равное пассивное
Статья 4. Всеобщее избирательное право и право на участие в референдуме
(в ред. Федеральных законов от 09.11.2009 N 250-ФЗ, от 02.05.2012 N 40-ФЗ, от 09.03.2016 N 66-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Гражданин Российской Федерации имеет право избирать, быть избранным, участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
3. Не имеют права избирать, быть избранными, осуществлять другие избирательные действия, участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
(в ред. Федерального закона от 09.03.2016 N 66-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Положения п. 3.1 ст. 4 (в ред. ФЗ от 25.07.2006 N 128-ФЗ) применяются при замещении вакантного депутатского мандата по единому избирательному округу.
3.1. Не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Указанные граждане вправе быть избранными в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.
(п. 3.1 введен Федеральным законом от 25.07.2006 N 128-ФЗ)
3.2. Не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации:
а) осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;
(пп. «а» в ред. Федерального закона от 21.02.2014 N 19-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(пп. «а.1» введен Федеральным законом от 21.02.2014 N 19-ФЗ)
(пп. «а.2» введен Федеральным законом от 21.02.2014 N 19-ФЗ)
б) осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления, если на таких лиц не распространяется действие подпунктов «а.1» и «а.2» настоящего пункта;
(в ред. Федерального закона от 21.02.2014 N 19-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Ст. 4 (в ред. ФЗ от 23.05.2020 N 153-ФЗ) применяется к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после 23.05.2020.
(пп. «б.1» введен Федеральным законом от 23.05.2020 N 153-ФЗ)
в) подвергнутые административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.3 и 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если голосование на выборах состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;
(в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 211-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
г) в отношении которых вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 настоящего Федерального закона, либо совершения действий, предусмотренных подпунктом «ж» пункта 7 и подпунктом «ж» пункта 8 статьи 76 настоящего Федерального закона, если указанные нарушения либо действия совершены до дня голосования на выборах в течение установленного законом срока полномочий органа государственной власти или органа местного самоуправления, в которые назначены выборы, либо должностного лица, для избрания которого назначены выборы.
(п. 3.2 введен Федеральным законом от 05.12.2006 N 225-ФЗ)
3.3. Если срок действия ограничений пассивного избирательного права, предусмотренных подпунктами «а.1», «а.2» и «б.1» пункта 3.2 настоящей статьи, истекает в период избирательной кампании до дня голосования на выборах, гражданин, пассивное избирательное право которого было ограничено, вправе в установленном законом порядке быть выдвинутым кандидатом на этих выборах.
(п. 3.3 введен Федеральным законом от 21.02.2014 N 19-ФЗ; в ред. Федерального закона от 23.05.2020 N 153-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3.4. Если деяние, за совершение которого был осужден гражданин, в соответствии с новым уголовным законом не признается тяжким или особо тяжким преступлением, действие ограничений пассивного избирательного права, предусмотренных подпунктами «а», «а.1» и «а.2» пункта 3.2 настоящей статьи, прекращается со дня вступления в силу этого уголовного закона.
(п. 3.4 введен Федеральным законом от 21.02.2014 N 19-ФЗ)
3.5. Если тяжкое преступление, за совершение которого был осужден гражданин, в соответствии с новым уголовным законом признается особо тяжким преступлением или если особо тяжкое преступление, за совершение которого был осужден гражданин, в соответствии с новым уголовным законом признается тяжким преступлением, ограничения пассивного избирательного права, предусмотренные подпунктами «а.1» и «а.2» пункта 3.2 настоящей статьи, действуют до истечения десяти лет со дня снятия или погашения судимости.
(п. 3.5 введен Федеральным законом от 21.02.2014 N 19-ФЗ)
П. 3.6 ст. 4 применяется к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после 04.06.2021 (ФЗ от 04.06.2021 N 157-ФЗ).
Положения настоящего пункта распространяются на участников, членов, работников экстремистской или террористической организации и иных лиц, в действиях которых вступившим в законную силу решением суда установлена причастность к деятельности экстремистской или террористической организации: непосредственная реализация целей и (или) форм деятельности (в том числе отдельных мероприятий), в связи с которыми соответствующая организация была признана экстремистской или террористической, и (или) выражение поддержки высказываниями, включая высказывания в сети «Интернет», либо иными действиями (предоставление денежных средств, имущественной, организационно-методической, консультативной или иной помощи) тем целям и (или) формам деятельности (в том числе отдельным мероприятиям) соответствующей организации, в связи с которыми она была признана экстремистской или террористической.
Лица, являвшиеся учредителем, членом коллегиального руководящего органа, руководителем, заместителем руководителя, руководителем регионального или другого структурного подразделения, заместителем руководителя регионального или другого структурного подразделения экстремистской или террористической организации, не могут быть избраны до истечения пяти лет со дня вступления в законную силу решения суда о ликвидации или запрете деятельности экстремистской или террористической организации.
Лица, являвшиеся участником, членом, работником экстремистской или террористической организации или иным лицом, причастным к деятельности экстремистской или террористической организации, не могут быть избраны до истечения трех лет со дня вступления в законную силу решения суда о ликвидации или запрете деятельности экстремистской или террористической организации.
(п. 3.6 введен Федеральным законом от 04.06.2021 N 157-ФЗ)
4. Активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Пребывание гражданина Российской Федерации вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления. Законом активное избирательное право может быть предоставлено гражданину, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа.
4.1. Активным избирательным правом на выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, правом голосовать на референдуме субъекта Российской Федерации обладает также гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 18 лет, не имеющий регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации, зарегистрированный по месту пребывания на территории соответствующего избирательного округа, округа референдума не менее чем за три месяца до дня голосования, в случае подачи им заявления о включении в список избирателей, участников референдума по месту нахождения в соответствии с пунктом 16 статьи 64 настоящего Федерального закона для голосования в пределах избирательного округа, округа референдума, где он зарегистрирован по месту пребывания.
(п. 4.1 введен Федеральным законом от 29.05.2019 N 104-ФЗ)
5. Ограничения пассивного избирательного права, связанные с нахождением места жительства гражданина Российской Федерации на определенной территории Российской Федерации, включая требования к продолжительности и сроку проживания гражданина Российской Федерации на данной территории, устанавливаются только Конституцией Российской Федерации.
6. Федеральным законом, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, не позволяющие одному и тому же лицу занимать одну и ту же выборную должность более установленного количества сроков подряд. Уставом муниципального образования могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, не позволяющие одному и тому же лицу занимать должность главы муниципального образования более установленного количества сроков подряд.
7. При наличии в отношении гражданина Российской Федерации вступившего в силу решения суда о лишении его права занимать государственные и (или) муниципальные должности в течение определенного срока этот гражданин не может быть зарегистрирован в качестве кандидата, если голосование на выборах в органы государственной власти, органы местного самоуправления состоится до истечения указанного срока.
8. Кандидатом на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) может быть выдвинут гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 30 лет. Конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, связанные с достижением гражданином определенного возраста. Устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может превышать 21 год на день голосования на выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации и выборного должностного лица местного самоуправления. Установление максимального возраста кандидата не допускается.
(в ред. Федеральных законов от 11.12.2004 N 159-ФЗ, от 09.11.2009 N 250-ФЗ, от 02.05.2012 N 40-ФЗ, от 09.03.2016 N 66-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 02.03.2007 N 24-ФЗ, от 25.12.2008 N 281-ФЗ, от 05.04.2021 N 89-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
10. На основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах, а также участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.
Положения ст. 4 (в ред. ФЗ от 31.07.2020 N 267-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, референдумов, назначенных после 31.07.2020.
11. В случае принятия комиссией решений, предусмотренных пунктом 1 или 2 статьи 63.1 настоящего Федерального закона, установленные настоящим Федеральным законом условия реализации гражданами Российской Федерации активного избирательного права, права на участие в предусмотренных законом избирательных действиях, права на участие в референдуме Российской Федерации, других действиях по подготовке и проведению референдума, связанные с достижением возраста 18 лет, определяются исходя из последнего возможного дня голосования на соответствующих выборах, референдумах.
(п. 11 введен Федеральным законом от 31.07.2020 N 267-ФЗ)
12. В случае принятия комиссией решений, предусмотренных пунктом 1 или 2 статьи 63.1 настоящего Федерального закона, установленные настоящим Федеральным законом условия реализации гражданами Российской Федерации права быть избранными определяются исходя из первого возможного дня голосования на соответствующих выборах, референдумах.
(п. 12 введен Федеральным законом от 31.07.2020 N 267-ФЗ)