избирательное право кратко самое главное

избирательное право кратко самое главное

Избирательное право

Избирательное право в широком смысле — это совокупность юридических норм, которые закрепляют права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, а также право отзыва избирателями избранных лиц, не оправдавших доверия

Избирательное право в узком смысле – конституционное право граждан избирать и быть избранным в выборные органы, государственные и муниципальные органы власти и право участвовать в референдуме.

Оно включает в себя:

Источники избирательного права в РФ:

Основные принципы избирательного права

Принципы избирательного права — это те основы, на которых строится право.

Таким образом, избирательное право в РФ всеобщее, равное, прямое, тайное.

Кроме того, следует отметить следующие важные принципы:

Принципы свободного участия в выборах — избиратель сам решает, принимать ему участие в избирательном процессе

Принцип альтернативности — выдвижение как минимум двух кандидатов на выборную должность или участие в избирательном процессе как минимум двух политических партий

Подводя итоги, хочется отметить, что в РФ созданы все возможности для свободных, честных выборов. Каждый человек, не имеющий ограничений, может принимать участие в выборах, референдумах, сам выдвигать свою кандидатуру, если считает себя достойным избранником народа. Не нужно находиться в стороне от политической жизни в обществе. Ведь именно от нас, граждан России, зависит и наше настоящее, и наше будущее, а значит, и будущее наших детей.

Примечание: на данном сайте можно найти материал об избирательной системе в РФ.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Источник

Основы избирательного права

Основы избирательного права и избирательного процесса

1. Что такое избирательное право?

С проблемой выбора человек сталкивается каждый день, каждый час, каждую минуту. Часто бывает, что даже простые житейские вопросы ставят нас в тупик, и мы не знаем, что выбрать. А что уж говорить о политике!

Политический выбор – это всегда раздумья, поиск новых доводов и аргументов. Политический выбор – это степень нашей готовности мыслить по-государственному, это умение отличить истинного государственного деятеля от резвого политика, ринувшегося «во власть» только ради собственной наживы. Задумайтесь: чем отличается политик от государственного деятеля? По мнению Уинстона Черчилля, видного британского политического деятеля, «политик ориентируется на следующие выборы, а государственный деятель – на следующее поколение».

С момента совершеннолетия право выбирать станет и вашим конституционным правом, а вместе с тем и гражданским долгом. Помните о том, что «плохие государственные деятели избираются хорошими гражданами… не участвующими в голосовании» (Д. Натан).

Часто люди жалуются на то, что тот или иной депутат не справляется с возложенной на него ответственностью, не помогает людям справиться с проблемами! А если люди не ходили на выборы, то они его не выбирали! Тогда предъявлять к нему какие-либо претензии безосновательно.

Быть избирателем – сложная и ответственная задача. Ведь только участвуя в политической жизни, мы можем действительно изменить свою жизнь или жизнь своих близких в лучшую сторону.

Избирательные права граждан закреплены в Конституции Российской Федерации :

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.

Основным законом, регулирующим избирательный процесс в Российской Федерации, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Помимо этого закона проведение выборов каждого уровня (например, выборов Президента Российский Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатов Саратовской областной Думы, депутатов органов местного самоуправления) регулируется специальными законами, как федеральными, так и областными.

Избирательное право содержит немало юридических терминов, отражающих многообразие норм права, регулирующих выборный процесс.

Наряду с мажоритарной системой существует и действует пропорциональная избирательная система. Эта система предназначена для распределения мандатов между кандидатами, выдвинутыми избирательными объединениями, при проведении выборов в представительные органы. Избиратели голосуют за список кандидатов одной из партий. Причем, количество мандатов здесь определяется пропорционально количеству полученных голосов, поданных за кандидатов от каждой партии или иного избирательного объединения (если они прошли определенный процентный барьер, установленный соответствующим законом.

При мажоритарной системе выборов в представительный орган проходит тот кандидат, который набрал в одномандатном округе большинство голосов. Избиратели в данном случае голосуют не за список кандидатов, а за конкретного человека, которого они, как правило, знают.

Вместе с тем принято считать, что пропорциональная система является более прогрессивной, поскольку здесь доступ в парламент определяется избирательными объединениями в установленном законом порядке, без жесткости предвыборной конкуренции, неизбежной при мажоритарной системе.

Президент Российской Федерации избирается по мажоритарной системе сроком на 6 лет, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации избираются по пропорциональной системе сроком на 5 лет.

2. Принципы избирательного права

Выборы в России проводятся в соответствие со следующими принципами: свободные, всеобщие, прямые, равные, альтернативные при тайном голосовании.

3. Система избирательных комиссий

Выборы не проходят сами собой – их организуют. Для этого формируются избирательные комиссии, которые обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, осуществляя подготовку и проведение выборов и референдумов в Российской Федерации. Комиссии обеспечивают защиту избирательных прав граждан; обеспечивают информирование избирателей о ходе избирательной кампании, о сроках и порядке избирательных действий (о месторасположении избирательного участка, дате и времени проведения голосования), о кандидатах; рассматривают поступившие к ним обращения на нарушение закона, проводят проверки по данным обращениям. Деятельность комиссий осуществляется коллегиально, открыто и гласно.

В законодательстве предусмотрены следующие избирательные комиссии:

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации находится в Москве, состоит из 15 членов комиссии с правом решающего голоса, которые избирают Председателя. Председателем Центральной избирательной комиссии Российской Федерации является Владимир Евгеньевич Чуров.

Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации состоят из 10-14 членов с правом решающего голоса. Так, Избирательная комиссия Саратовской области состоит из 14 членов с правом решающего голоса. Срок полномочий Избирательной комиссии Саратовской области составляет 5 лет. Располагается комиссия по адресу: г. Саратов, ул. Челюскинцев, 116.

Избирательные комиссии муниципальных образований являются муниципальными органами и не входят в структуру органов местного самоуправления. Эти комиссии могут формироваться представительными органами муниципальных образований. Полномочия избирательных комиссий муниципальных образований могут возлагаться на территориальные избирательные комиссии.

Окружные избирательные комиссии могут формироваться на период проведения избирательных кампаний, причем при проведении выборов по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам.

Территориальные избирательные комиссии действуют на постоянной основе, срок их полномочий составляет 5 лет. Так, в Саратовской области действуют 47 территориальных избирательных комиссий муниципальных районов и районов г. Саратова, которые организуют и проводят выборы на соответствующей территории.

Территориальная избирательная комиссия Екатериновского муниципального района находится по адресу: р.п.Екатериновка, ул. 50 лет Октября, 90, комната №8, телефон 2-23-65.

Участковые избирательные комиссии формируются на 5 лет на основе поступивших предложений от политических партий, иных общественных объединений, представительного органа муниципального образования, групп избирателей. Они информируют население об адресе своего местонахождения, номере телефона, времени работы, а также о дне, времени и месте голосования, уточняют список избирателей, обеспечивают подготовку помещений для голосования, выдают открепительные удостоверения, организуют голосование на избирательном участке, проводят подсчет голосов, передают протокол об итогах голосования в соответствующую территориальную избирательную комиссию.

Избирательные комиссии являются независимыми от государственных органов и органов местного самоуправления. Они не относятся ни к одной из трех ветвей власти.

Основные стадии избирательного процесса:

1. Назначение выборов:

В этот период назначается дата выборов. Выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначаются Президентом Российской Федерации.

Выборы Президента Российский Федерации назначает Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. День голосования – второе воскресенье месяца, в который проводилось голосование на предыдущих выборах Президента страны.

Выборы депутатов Саратовской областной Думы назначает действующий депутатский корпус регионального парламента.

В соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» едиными днями голосования на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления являются второе воскресенье сентября года, в который истекают полномочия указанных органов, депутатов указанных органов.

Решение о назначении выборов публикуется в средствах массовой информации.

Избирательные округа образуются на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории.

Основанием для включения гражданина в список избирателей является достижение им 18-летия и факт его проживания на территории избирательного участка в пределах избирательного округа. Если человек находится за пределами избирательного участка, в списки которого он вносится по месту его жительства, он может получить открепительное удостоверение в территориальной или участковой избирательной комиссии и проголосовать на том участке, на котором он будет находится в день выборов, если такой участок находится в пределах избирательного округа. Так, на выборах Президента Российской Федерации, избиратели могут голосовать по открепительному удостоверению не только по месту своего жительства, но и в любой другой части страны, а вот на выборах органов местного самоуправления городского поселения (например, города Энгельса) только в пределах города.

2. Выдвижение и регистрация кандидатов

Кандидат может выдвинуться непосредственного, либо в составе соответствующего списка кандидатов.

Непосредственное выдвижение осуществляется кандидатом путем самовыдвижения, либо выдвижения избирательным объединением. Выдвижение кандидатов в составе соответствующего списка кандидатов может быть осуществлено только избирательным объединением.

К избирательным объединениям, в зависимости от уровня выборов, могут относится политические партии, а также иные общественные объединения, устав которых предусматривает участие в выборах.

Основаниями для регистрации кандидатов являются:

3. Предвыборная агитация и финансирование выборов

Предвыборная агитация начинается со дня выдвижения кандидатов и прекращается в ноль часов за сутки до дня голосования. Предвыборная агитация в день голосования и предшествующий ему день запрещается. Это так называемый «день тишины».

Партии и кандидаты сами определяют формы и методы своей агитации. Это могут быть как различные печатные агитационные материалы, сюжеты на телевидении и радио, агитационные материалы в печатных средствах массовой информации, так и различные публичные акции, собрания, митинги, шествия и т.п.

Вы должны знать, что законом запрещается привлекать к предвыборной агитации лиц, не достигших на день голосования 18 лет, использовать их изображения и высказывания в агитационных материалах.

Расходы на проведение предвыборной агитации осуществляются исключительно за счет средств соответствующих избирательных фондов избирательных объединений, кандидатов.

Из чего складываются избирательные фонды?

Эти фонды формируются из собственных средств кандидатов, добровольных пожертвований физических и юридических лиц, средств избирательных объединений. Причем сведения о поступлении и расходовании средств избирательных фондов в обязательном порядке направляются в СМИ для опубликования.

4. Голосование и подведение итогов

Голосование на выборах проходит в выходной день. Время начала и окончания голосования устанавливается законом, как правило, с 08.00 до 20.00 часов.

Как же могут реализовать свое активное избирательное право граждане, которые работают в день голосования и не имеют возможности прийти на избирательный участок в определенный законом промежуток времени?

Законами о соответствующих выборах может быть предусмотрена возможность увеличения времени голосования, а также проведение досрочного голосования для избирателей, находящихся в отдаленных и труднодоступных местностях.

Избиратель при предоставлении паспорта или документа, его заменяющего, получает бюллетень – документ с именами кандидатов (наименованиями избирательных объединений), заходит в кабинку один (чтобы не допустить чьего-либо наблюдения или влияния), проставляет любой знак в пустом квадрате справа от фамилии кандидата, наименования избирательного объединения и, выйдя из кабинки, опускает бюллетень в ящик для голосования. Избиратель должен сам определить, программа какой партии, какого кандидата, больше всего соответствует его взглядам. Каждый избиратель голосует лично, голосование за других избирателей не допускается. Исключение составляют граждане с ограниченными физическими возможностями. Сопровождающему лицу разрешается помогать им заполнять бюллетень.

Любой гражданин имеет право получить новый бюллетень взамен испорченного, если сочтет, что при заполнении допустил ошибку.

По окончании времени голосования члены участковой избирательной комиссии подводят итоги голосования и заносят их протокол. Затем предоставляют протоколы вышестоящим избирательным комиссиям, которые суммируют данные по всем избирательным участкам. После этого вышестоящая по уровню выборов комиссия (на выборах депутатов областной Думы – это избирательная комиссия Саратовской области) определяет результаты выборов, которые публикуются в официальных средствах массовой информации для ознакомления с ними всех граждан.

Источник

ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору. Политика. 5.8. Выборы, референдум.

5.8. Выборы, референдум.

ПЛАН.

Выборы.

Выборы – процесс избрания путём голосования депутатов, должностных лиц, членов организаций.

Уровни проведения выборов в РФ.

Федеральный.

Избираются:

Региональный.

Избираются:

Местный (муниципальный).

Избираются:

Значение выборов:

Стадии процессов выборов в РФ.

1.Подготовительная.

2.Выдвижение и регистрация кандидатов (оставление списков кандидатов).

3.Предвыборная агитация.

4.Голосование и подведение итогов.

Избирательное право.

Избирательное право граждан – это конституционное право избирать и быть избранным в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления.

Нормы избирательного права.

Виды избирательного права.

Избиратель – это гражданин, обладающий активным избирательным правом.

Граждане России, находящиеся или проживающие за границей, обладают всеми избирательными правами.

Принципы избирательного права в РФ.

Всеобщее право.

Каждый гражданин, достигший 18 лет, имеет право участвовать в выборах, независимо от пола, национальности, социального положения, вероисповедания, образования, места жительства.

Не могут участвовать в выборах:

Равное право – каждый избиратель имеет только один голос.

Прямое право — каждый избиратель голосует непосредственно (то есть нельзя проголосовать за кого-то, например, по доверенности; если человек болен, то по его заявлению члены комиссии приходят домой).

Тайное голосование – обеспечивается тайна волеизъявления гражданина, избиратель голосует в специальных кабинах, имеет право не говорить, за кого проголосовал.

Свободное и добровольное участие в выборах – никто не вправе оказывать воздействие на гражданина РФ с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на то, за кого голосовать.

РЕФЕРЕНДУМ.

Референдум (от лат. то, что должно быть сообщено) – это всенародное голосование граждан по наиболее важным вопросам государственного значения: законопроектом, существующим законом и т.д.

Виды референдумов в РФ.

Референдумы проводятся на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.

Участники — граждане РФ с 18 лет.

Вопросы, которые могут быть вынесены на референдум.

В каких случаях НЕЛЬЗЯ назначать и проводить референдум?

Принятое на референдуме решение обладает высшей юридической силой, то есть является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Источник

Понятие и функции избирательного права. Ключевые избирательные гражданские права

Избирательная система – это средство демонстрации независимой воли народа, выраженная в организационно-формальном виде. Избирательная система считается необходимым механизмом демократического устройства государства. Её задача состоит в обеспечении беспрепятственных выборов представителей от народа.

Избирательная система охватывает 3 взаимозависимых составляющих:

Понятие «избирательное право» имеет 2 значения:

В чём заключаются ключевые функции избирательного права?

Характеризуя избирательное право нужно прежде всего учитывать его 2 ключевых значения:

Политические избирательные задачи

Основная задача политических выборов при представительной демократии – формировать состав органов власти. Ряд органов власти состоят из отдельных людей, которые были выбраны народом (например, депутаты в парламенте). Некоторые органы власти могут состоять только из одного избираемого человека (например, институт президента).

Как правило, лица, имеющие право участвовать в выборах, заранее определяются или отбираются для участия в выборах, чтобы минимизировать усилия по проведению этих самых выборов. Это называется списком кандидатов. На состав избираемого списка можно повлиять. Выражение воли отдельных лиц при голосовании называется голосованием.

Существует множество избирательных систем, касающихся конкретной формулировки голосов и их суммирования для формирования общего решения. Два самых распространённых типа избирательных систем – мажоритарные и пропорционального представительства.

Политические выборы подчиняются ряду требований, которые являются абсолютно необходимыми для реального достижения желаемого баланса интересов. Иногда они расширяются, чтобы включить дополнительные требования, возникающие из особых интересов:

Что такое субъективное избирательное право?

избирательное право кратко самое главное

В субъективном смысле, это конституционное гражданское право выбирать и быть самими избранными в государственные органы, а также принимать участие в общегосударственных и местных референдумах.

На этом уровне существует 2 разновидности субъективного избирательного права:

Существует в избирательной структуре и иные правомочия:

Активное избирательное право есть лишь у совершеннолетних (с 18 лет) граждан. Этим правом обладают только граждане с достижения ими определённого (введённого законами) возраста для получения государственной должности. Данное право может ограничиваться для тех, кто:

Что означает объективное избирательное право?

Это комплекс из норм права, контролирующие все избирательные процессы в стране и определяющие избирательные гражданские права.

Данное право считается главной составляющей конституционного права. Своими функциями и значением оно выходит за границы обычных правовых институтов. По своей внутренней структуре, по источникам и степени влияния на создание и деятельность народных органов власти (так называемого гражданского общества) объективное избирательное право можно отнести к базовой отрасли конституционного права. Центральное его предназначение заключается в юридической организации выборов ради предоставления возможности гражданам выбирать и самим быть избранными.

Избирательное право считается универсальным способом регулирования всех типов выборов, которые связаны с претворением в жизнь субъективных гражданских избирательных прав. Оно способствует процедуре легитимации выборов, доверию граждан к властным институтам (которые являются выборными), применяется ко всем без исключения избирательным кампаниям.

Это право имеет естественную связь с субъективными избирательными гражданскими правами. В отдельных случаях избирательные права могут принадлежать и гражданам других государств (если они постоянно проживают на территории государства и другие условия).

Что относится к первостепенным избирательным гражданским правам?

избирательное право кратко самое главное

К избирательным гражданским правам относятся:

Избирательные права граждан имеют определённые свойства:

Обобщая все перечисленные свойства, можно дать общее качественное определение современного избирательного права. Избирательное право – это комплекс правовых норм, регламентирующих социальные связи, которые защищают права граждан (а также иностранцев в определённых законом случаях) избирать и быть избранными, предоставляют возможность участия в других избирательных действиях, регламентируют порядок осуществления данных прав в ходе организации и проведения выборов (а также в межвыборный период).

В избирательном праве существует целый комплекс элементов, которые отражают объективное распределение производящих его норм по самостоятельным институтам, обусловленное разнообразием их целевого назначения в законном обеспечении осуществления и защиты избирательных гражданских прав.

В структуре объективного избирательное права существует 2 института:

Материальные (или статусные) институты определяют то, какой правовой статус будет у разных субъектов в качестве участников электорального цикла: у кандидатов, избирателей, ЦИКа, наблюдателей, региональных избирательных комиссий и др.

Процессуальные (или этапные) институты регулируют сам избирательный процесс, алгоритм его циклов, этапов, очерёдность совершения производящих избирательный процесс операций: от назначения даты выборов до высчитывания и официального опубликования властями результатов этих выборов.

Организация и осуществление выборов возможны только в рамках избирательного процесса и ряда поочерёдных стадий, соединяющих весь комплекс юридически необходимых действий, которые совершаются разнообразными субъектами избирательных взаимоотношений.

К основополагающим стадиям избирательного процесса относятся:

Без этих стадий не представляется возможным проведение самих выборов, потому что эти стадии являются прежде всего юридической формой, которая обеспечивает целостность и нужную преемственность всех осуществляемых для выборов действий. Необходимо учитывать наличие и дополнительных стадий, помимо обязательных основных стадий избирательного цикла. К ним могут относиться выдвижение дополнительных кандидатов или списков из кандидатов (например, по партийным спискам), повторное голосование и др.

По масштабам и охватам избирательные нормы могут быть общими и особенными.

К общим нормам относятся универсальные, не зависящие от типов и уровней осуществляемых выборов избирательные нормы. К ним относятся целый ряд политических институтов: принципы и субъекты избирательного права, различные типы избирательных систем, сам избирательный процесс, информационное и финансовое обеспечение выборов, процедуры обжалования нарушений электорального цикла и др.

К специальным нормам относятся избирательные нормы, применимые только в соответствующих видах выборов (например, на выборах в местные и региональные органы самоуправления, в республиканские и федеральные органы власти и др.).

Типы выборов

избирательное право кратко самое главное

Выборы – это метод определения, который широко распространён во многих политических организациях любого масштаба.

В политике это:

По регулярности выборы бывают нескольких типов:

Что такое пассивное избирательное право?

Это право характеризуется целым рядом особенностей. Это означает, что для кандидата на выбранную государственную должность предполагаются дополнительные специальные цензы. Они могут быть очень жёсткими и суровыми, но при этом их нельзя считать какими-то недемократическими препятствиями. Дело в том, что существует общее установленное правило.

Пассивное избирательное право предполагает следующее: чем должность выше, тем условия к кандидату на эту должность должны быть более жёсткими. При этом требования к кандидату на должность могут ужесточаться только ради одной общественно полезной цели: достижения автономности и независимости на уровне местного самоуправления. Поэтому в федеративных государствах зачастую федеральные выборы проходят более лояльно, чем региональные.

Для того, чтобы обладать пассивным избирательным правом, необходимо соответствовать ряду законодательных условий (цензов):

Существуют и другие ограничения по решению суда, которые прописаны в законах о гарантиях гражданских избирательных прав. С каждым годом в разных странах перечень этих цензов активно расширяется.

Избирательные системы

избирательное право кратко самое главное

Для проведения выборов существует несколько типов избирательных систем:

Отличие между пропорциональной и мажоритарной системами

Разделение систем по этому признаку не имеет смысла, если речь идёт о выборах единого должностного лица (президента, мэра и т. д.). Так что здесь речь идёт о выборах крупных коллективных органов власти (парламента или одной из его палат, местных советов и т. п.).

При пропорциональной системе избиратели голосуют за партии, блоки партий или иные политические силы. От результатов голосования зависит то, сколько своих представителей будет иметь каждая политическая сила в органах власти. Чем больше избирателей проголосовало за политическую силу, тем больше представителей этой силы должно быть в этом органе власти.

При мажоритарной системе территория, на которой проживают избиратели, делится на избирательные округа. Как правило, в каждом округе предстоит выбрать одного члена данного органа власти (в этом случае округа называются одномандатным). При этом изредка практикуются и многомандатные округа при сохранении принципов мажоритарной системы. Избиратели голосуют за конкретных кандидатов, баллотирующихся в данном округе (как правило, запрещено баллотироваться в нескольких округах одновременно). Чем большую поддержку избирателей в округе получит кандидат, тем больше у него шансов стать членом данного органа власти. Орган власти, таким образом, состоит из представителей разных округов.

Иногда часть органа власти избирается по пропорциональной системе, а часть – по мажоритарной. Тогда вообще такую избирательную систему называют смешанной.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *