какие формы взаимодействия общества и природы сложились на современном этапе исторического развития

Лекция 1. Понятие и система экологического права

О.А. Глушко, Е.А. Гринь, Э.А. Гряда
Экологическое право
Конспект лекций. Краснодар: КубГАУ, 2016. – 153 с.

Лекция 1. Понятие и система экологического права

1.1. Формы взаимодействия общества и природы, их развитие на современном этапе

В результате развития общества с каждым годом увеличивается его влияние на окружающую среду. Воздействие людей на природу проявляется в процессе и в следствии удовлетворения человеком своих потребностей. Для понимания взаимоотношений человека и природы необходимо рассмотреть их в историческом аспекте на примере существующих концепций взаимодействия общества и природы.

Концепция потребительского отношения к природе. Потребительское отношение общества к природе и ее ресурсам было господствующим, торжествовала веками, особенно начиная со стадии капиталистического развития общества. Природа воспринимается как кладовая, из которой должны извлекаться ресурсы для развития материального производства и создания богатства общества.

На современном этапе, когда потребительское отношение к природе не только в нашей стране, но и в мире вызывает особое опасение, господство человека над природой демонстрируется особенно, очень актуально выражение И. В. Мичурина: Нам не надо ждать милостей от природы. Взять их у нее – наша задача. «На наш век хватит, после нас хоть потоп– вот лозунги, которые характеризуют основные стороны рассматриваемой концепции, под которыми к сожалению осуществлялось и осуществляется решение многих программ экономического развития».

Несомненно, результатом потребительского отношения к природе является ее истощение и деградация.

Концепция невмешательства в природу. Эта концепция противоположна предыдущей. Однако в процессе общественного развития человек не может не вмешиваться в природу, не оказывать на нее положительного или отрицательного воздействия, следовательно данная концепция может рассматриваться лишь в чисто теоретическом аспекте. Сторонники этой концепции основываются на том, что «природа знает лучше» и любые попытки вторжения в природу без учета законов ее развития заканчиваются негативными последствиями и для человека, и для окружающей среды.

Учение о ноосфере. Из учения о ноосфере русским академиком В. И. Вернадским и др. разработана теоретическая концепция, в соответствии с которой человек должен принять на себя ответственность за будущее развитие природы и его превращается в основную геологообразующую силу.

Сторонники этого учения обосновывают недопустимость использования силы человеческого разума для уничтожения или подавления живого. Ноосфера – это преобразованные научной мыслью отношения между людьми, между природой и обществом, органическими и неорганическими, сознательными и бессознательными силами мира. Разум человека, его научная мысль, по мнению В. И. Вернадского, призваны спасти человечество от гибели.

Учение о ноосфере, к сожалению на практике оказывается нереализованным, однако оно несет огромную возможность и может служить научной и философской основой юридического мировоззрения в будущем.

Концепции ограничения экономического развития, потребностей и народонаселения. Появление этих концепций в 60–70-е годы явилось реакцией на истощение и загрязнение окружающей природной среды. Сторонники этих концепций (члены «Римского клуба», американский ученый Дж. Форрестер и др.) считают, что человечество должно ограничить свои потребности, жить в гармонии с природой и это позволит предупредить экологическую катастрофу.

Эти концепции оцениваются как утопичные и были подвергнуты резкой критике во всем мире.

Концепция устойчивого развития. Одна из современных, наиболее распространенных и перспективных концепций взаимодействия общества и природы. Устойчивое развитие удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности, т. е. экологически обоснованное социальное и экономическое развитие.

Концепция устойчивого развития находит свое отражение в российском законодательстве об окружающей среде. Так, Указ Президента РФ от 04.02.1994 № 236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» предусматривает, что основой для конструктивного взаимодействия органов государственной власти РФ ее субъектов, органов местного самоуправления, предпринимателей и общественных объединений по обеспечению комплексного решения проблем сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей среды являются основные положения государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития.

При этом указывается, что осуществление государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития предусматривает реализацию закрепленного в Конституции РФ права граждан на благоприятную окружающую среду, прав будущих поколений на пользование природным потенциалом в целях поддержания устойчивого развития, а также решение текущих социальных задач в неразрывной связи с осуществлением адекватных мер по защите и улучшению окружающей среды, сбережению и восстановлению природных ресурсов.

Дальнейшее развитие указанная концепция нашла в Указе Президента РФ от 01.04.1996 № 440 «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию», который закрепил, что переход к устойчивому развитию предполагает постепенное восстановление естественных экосистем до уровня, гарантирующего стабильность окружающей среды. Этого можно достичь усилиями всего человечества, но начинать движение к данной цели каждая страна должна самостоятельно.

В соответствии с данным Указом переход к устойчивому развитию должен обеспечить на перспективу сбалансированное решение проблем социально-экономического развития и сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала, удовлетворение потребностей настоящего и будущих поколений людей. Постепенно должна решаться проблема гармонизации взаимодействия с природой всего мирового сообщества. Россия, на долю которой приходится значительная часть ненарушенных экосистем, будет играть в этом процессе одну из ключевых ролей. Движение человечества к устойчивому развитию в конечном счете приведет к формированию предсказанной В. И.Вернадским сферы разума (ноосферы).

На основе рассмотрения вышеуказанных концепций, можно сделать вывод, что сохранение благоприятного состояния окружающей среды, ее качественных и количественных характеристик может быть обеспечено посредством грамотного, в том числе и законодательное регулирования отношения человека к природе, в процессе удовлетворения его потребностей за счет средств природы.

Источник

Формы взаимодействия общества и природы

какие формы взаимодействия общества и природы сложились на современном этапе исторического развития какие формы взаимодействия общества и природы сложились на современном этапе исторического развития какие формы взаимодействия общества и природы сложились на современном этапе исторического развития какие формы взаимодействия общества и природы сложились на современном этапе исторического развития

какие формы взаимодействия общества и природы сложились на современном этапе исторического развития

какие формы взаимодействия общества и природы сложились на современном этапе исторического развития

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС

Окружающая природная среда служит условием и средством жизни человека, территорией, на которой он проживает, местом для размещения объектов промышленности, сельского хозяйства и культуры.

Таким образом, сложились две формы взаимодействия общества и природы:

а) экономическая – использование природы для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей;

б) экологическая – охрана окружающей природной среды (ОПС) с целью сохранения человека и его естественной среды обитания.

Негативная деятельность человека проявляется в трех формах: загрязнение окружающей природной среды, истощение природных ресурсов, разрушение природной среды.

Основными объектами загрязнения являются атмосферный воздух, водоемы, почвы. Концентрация двуокиси серы в окислах азота порождает кислотные дожди.

Парниковый эффект.

За все предшествующие годы доля СО2 в атмосфере увеличилось на 20%. Прогноз 2010 года – увеличение СО2 на 30-40%. Такое физико-химическое изменение атмосферы может привести к усилению парникового эффекта. Суть его в том, что накопление углекислоты в верхних слоях атмосферы будет препятствовать теплообмену между Землей и космосом. Парниковый эффект выражается в повышении температуры, изменении погоды и климата.

С загрязнением атмосферы связано состояние озонового слоя Земли, функция которого состоит в защите природной среды от ультрафиолетового излучения Солнца. Под воздействием озоноразрушающих веществ – флерона, фреона, хлора, углерода идет постепенное разрушение этого слоя, что ведет к росту заболеваемости рака кожи у людей.

Кислород в атмосфере пополняется за счет двух источников – растительности (около 40%) и Мирового океана (около 60%). В Мировом океане кислород вырабатывается мельчайшими организмами планктоном.

Гибель планктона под нефтяной пленкой уменьшает запасы кислорода в атмосфере. В результате нефтяного заражения океана наблюдается такое негативное явление, как размножение одноклеточной золотистой водоросли, которая в процессе своего развития поглощает О2 и выделяет СО2. Она очень плодовита и развивается молниеносными темпами. Обычно её полоса бывает шириной до 10км и толщиной 35м, скорость движения – 25км в сутки. В процессе движения эта масса водорослей уничтожает всю живую жизнь в океане – и растительную, и животную. Такие явления наблюдаются в Северном море, на юге Скандинавии.

Причины загрязнения, истощения и разрушения природной среды.

Причины антропогенного воздействия:

а) предельные способности земной природы к самоочищению и саморегуляции;

До определенного времени земная природа перерабатывает, очищает отходы человеческого производства, как бы защищая себя от их вредного воздействия, но возможности природы ограничены.

б) физическая ограниченность земельной территории рамками одной планеты. Запасы полезных ископаемых расходуются и перестают существовать. Необходимо изыскивать альтернативные источники энергии.

в) безотходность производства в природе и отходность человеческого производства.

Подсчитано, что для жизнедеятельности одного человека необходимо ежегодно не менее 20 тонн природных ресурсов. Из них – 5-10% идут на продукцию, а 90-95% поступают в отходы.

г) познание и использование человеком законов развития природы происходит только путем накопления собственного опыта.

Именно через свой печальный опыт человечество познает пагубные последствия своей деятельности. Загрязнение окружающей среды порождает болезни, ведет к деградации человеческой личности, вредно отражается на здоровье будущих поколений. Так нынешнее молодое поколение может ощущать на себе результаты загрязнения 90годов, когда это поколение формировалось, рождалось, росло. Это подтверждают данные о нервных заболеваниях, увеличение процента рождаемости дефективных людей (с 4% увеличилось до 11%).

какие формы взаимодействия общества и природы сложились на современном этапе исторического развития

Человек родился и вырос на потребительской психологии по отношению к природе. Он всегда рассматривал природу, прежде всего как ресурс, а не как объект его забот и охраны.

Источник

Взаимосвязь общества и природы – особенности, этапы развития и современные проблемы

какие формы взаимодействия общества и природы сложились на современном этапе исторического развития

Природа Земли является средой обитания для человеческого общества. С одной стороны, она влияет на нашу жизнь, но и сам человек оказывает воздействие на окружающий мир. Как же происходит взаимодействие общества и природы?

Эволюция отношений между человеком и природой

какие формы взаимодействия общества и природы сложились на современном этапе исторического развития

Во времена палеолита человек полностью зависел от природных условий, но сам не мог ее изменить. Homo sapiens был лишь одним из множества биологических видов и не мог оказывать серьезного влияния на природные экосистемы. Ситуация начала меняться в эпоху неолита, когда человек впервые стал преобразовывать природу под свои нужды. Он начал обрабатывать землю, возводить постройки, вырубать леса. Приручая диких животных, люди стали влиять на эволюционные процессы появления новых видов. Настоящим переворотом стало освоение выплавки металлов из руды. Появление первых цивилизаций ознаменовало резкое усиление влияния общества на природу. Государства стали строить города и ирригационные каналы.

Во времена Античности человек ощущал себя неотъемлемой частью природы. В основе отношений между людьми и природой лежала гармония. В Средние века, с распространением христианства, ситуация изменилась. Человек стал воспринимать себя как божественное творение, наделённое душой. Бог создал природу для человека, поэтому ее силы можно подчинять себе и использовать себе во благо.

В Новое время, с началом научной революции, стало доминировать потребительское отношение к природе. Человек начал ставить эксперименты над ней, а антропогенная деятельность стала важным фактором, определяющим состояние окружающего мира. Особенно это стало заметно в XIX века, с началом промышленной революции. С одной стороны, выбросы в атмосферу способствовали росту концентрации углекислого газа в ней и увеличению средней температуры на планете. С другой стороны, загрязнение крупных городов стало приводить к серьезным проблемам со здоровьем у городских жителей. В результате человечество стало задумываться о том, что следует более взвешенно относиться к природе.

В 1972 году выходит знаменитый доклад Римского клуба «Пределы роста», которые прогнозировал, что в XXI веке из-за чрезмерной антропогенной нагрузки ресурсы планеты истощатся, что приведет к голоду и политической нестабильности. Из-за изменения отношения к природе в современном мире становятся более обсуждаемыми проблемы экологии, устойчивого развития, перенаселенности Земли. Сегодня доминирует мировоззрение, согласно которому человек и природа должны быть партнерами, мирно сосуществующими и помогающими друг другу.

Современная цивилизация своей деятельностью влияет на климат, биологическое разнообразие разных регионов, ландшафт и рельеф местности.

Влияние человека на климат

какие формы взаимодействия общества и природы сложились на современном этапе исторического развития

Статистика показывает, что в последние 2 века имеет место процесс глобального потепления. Хотя в истории Земли и раньше происходили значительные колебания температур, почти все климатологи указывают на антропогенные причины нынешнего потепления. Дело в том, что с ростом промышленности человечество стало активно добывать и сжигать углеводороды: уголь, нефть, газ. В результате этого в атмосферу попадает огромное количество углекислого газа, измеряемое миллиардами тонн ежегодно. Этот газ, как и многие другие (метан, водяной пар), является парниковым. Это значит, что он хорошо пропускает солнечный свет, но удерживает тепло Земли, не давая ей остывать. В результате температура планеты растет, а климат изменяется.

Следствиями глобального потепления являются:

Влияние человека на биологическое разнообразие

какие формы взаимодействия общества и природы сложились на современном этапе исторического развития

Ещё в каменном веке человечеству удавалось уничтожать целые виды животных, например, мамонтов. Однако с ростом численности населения земли и увеличением потребности в пропитании масштабы истребления других живых существ выросли многократно. За последние 500 лет по вине людей исчезло порядка 850 видов одних только животных, и этот процесс только усиливается. По некоторым прогнозам, около 50% существующих видов могут исчезнуть к началу XXII века. Конечно, и ранее биологические виды исчезали в ходе эволюции, но сегодня скорость этого процесс в 100 раз превышает норму.

Однако человечество также и увеличивает биологическое многообразие планеты своей деятельностью. В качестве примера можно работу селекционеров, создающих новые виды растений, породы собак, кошек и других животных. Также люди переносят виды, исторические обитавшие в одних регионах Земли, на другие территории. Так, лишь после открытия Америки в Европу были завезены табак, картофель, фасоль, подсолнечник.

Особой проблемой являются инвазионные виды. Так называют виды, которые, оказавшись в новой экосистеме, не встречают привычных для себя угроз и бесконтрольно размножаются, подавляя остальные биологические виды. Классическим примером инвазионного вида являются борщевик Сосновского, завезенный в Восточную Европу с Кавказа, и кролики, завезенные в Австралию европейцами. В 1859 году на Зеленый континент доставили 24 кролика, но уже через десять лет их популяция исчислялась миллионами. Для ограничения численности кроликов в Австралии пришлось даже организовать среди них эпидемию миксамитоза, однако со временем они смогли приспособиться к этому биологическому оружию и выработать иммунитет.

Влияние на местность и рельеф

какие формы взаимодействия общества и природы сложились на современном этапе исторического развития

Ещё в древности человек стал менять окружающий мир, занимаясь земледелием, а также строя первые город. Сегодня люди возводят огромные мегаполисы, заливают асфальтом миллионы кв. км суши и сооружают гигантские водохранилища, перегораживая русла рек. Человечеству удалось построить такие знаковые сооружения, как Панамский и Суэцкий канал, создав тем самым искусственные проливы на карте планеты. В целях судоходства нередко проводятся работы по углублению водоемов.

При добыче угля и руды металлов люди перекапывают огромный объем почвы и горных пород и создают тоннели длиною в десятки км. Поражают воображения размеры карьеров на некоторых месторождениях. Так, в Якутии располагается кимберлитовая трубка «Мир», в которой ранее добывали алмазы. Её диаметр равен 1,2 км, а глубина составляет 525 м.

Сегодня многие государства сооружают искусственные острова для расширения своей территории. Также результатом человеческой деятельности является и появление искусственных гор и холмов, например, терриконов. Так называют насыпи, образованные из отходов при добыче ресурсов, чаще всего угля. Наконец, люди вырубают и одновременно сажают огромное количество деревьев, меняя ландшафт сообразно со своими потребностями.

Источник

Природная среда (природа) как объект использования и охраны. Формы взаимодействия общества и природы и их развитие на современном этапе

В науке предмет экологического права определяется различным образом: как отношения в сфере взаимодействия общества и природы (В. В. Петров) и как общественные отношения в сфере взаимодействия общества, людей и природы (С. А. Боголюбов).

Если обратиться к теории права, предметом правового регулирования являются общественные отношения. Общественные отношения возникают между их субъектами — физическими, юридическими лицами и государством.

Природа не может являться стороной правоотношения. Материальные же и нематериальные блага, по поводу которых возникают правоотношения, являются их объектом. Общественными отношениями являются отношения между людьми по поводу предметов материального мира, а не отношения человека к вещи, объектам природы и иным предметам материального мира. Указанной позиции придерживается и действующее Законодательство.

Так, в ст. 4 Закона об охране окружающей среды компоненты природной среды (земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд, атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство) определяются как объекты охраны окружающей среды. Окружающая среда, компоненты окружающей среды являются объектами правоотношений в сфере ее охраны.

Предмет экологического права определяется как экологически значимое поведение людей, как общественные отношения, возникающие по поводу охраны окружающей природной среды от вредных химических, физических и биологических воздействий, обеспечения режима особо охраняемых природных территорий, а также охраны и использования животного мира.

Таким образом, предмет современного экологического права образуют общественные отношения:

Форма взаимодействия общества и природы

Жизнь в согласии с природой — один из главных принципов жизни на Земле. На современном этапе тенденции этого взаимодействия можно охарактеризовать как антропогенный экоцид — разрушение людьми экологической жизни на Земле, в том числе и условий собственного существования.

До середины XX в. природа воспринималась как неисчерпаемый ресурс, а экологическая опасность считалась необоснованной.
Термин «экология» (от греческого oikos — дом, жилище, место пребывания и logos — наука) был введен в научный оборот немецким ученым-биологом Эрнстом Геккелем в 1869 г. Экологией называлась наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и окружающей их среде.

В настоящее время под экологией понимается система научных знаний о взаимоотношениях общества и природы, живых организмов и среды их обитания, об охране окружающей природной среды.

Обобщая огромный опыт человечества во взаимоотношениях с природой, можно утверждать, что на первых порах оно было взаимодополняющим, а впоследствии стало разрушающим.

Окружающая природная среда служит условием и средством жизни человека, территории, на которой он проживает, пространственным пределом осуществляемой государственной власти, местом для размещения объектов промышленности, сельского хозяйства и других объектов культурно-бытового назначения. Таким образом, окружающая природная среда образует сложное понятие, в рамках которого исторически получили развитие две формы взаимодействия общества и природы:

Существует несколько основных концепций взаимодействия общества и природы:

Крайние проявления первых двух названных концепций иногда называют концепцией алармизма (alarm — тревога), когда все рассматривается или в черных тонах, или в розовых.

Современные концепции в экологии характеризуются концепцией ограничения или пределов роста развития экономики, населения, научно-технического прогресса, концепцией экологических революций (от потребительского подхода к осознанному рациональному природопользованию).

Основные принципы концепции устойчивого развития:

Факторы концепции устойчивого развития

При реализации данных принципов, анализируя концепцию устойчивого развития, можно выделить три фактора, которые необходимо учитывать для достижения основных целей, поставленных в рамках «устойчивого развития»:

В совокупности данные факторы соответствуют идее комплексности, поскольку для достижения экологического благополучия необходимо взаимодействие указанных трех факторов, упущение хотя бы одного проведет к возникновению другой проблемы взамен старой.

Источник

Формы взаимодействия общества и природы. Их развитие на современном этапе. Экологический кризис.

Формы взаимодействия общества и природы. Их развитие на современном этапе. Экологический кризис.

Научно-методологической основой экологи­ческого права являются современные теоретиче­ские представления о взаимодействии человека, общества и природы.

Взаимодействие общества и природы как ес­тественный и объективный процесс, необходи­мое условие существования человека проявляет­ся в двух основных формах.

Существуют формы взаимодействия общества и природы:

1)экологическая форма. В основе её лежат естественные законы развития человека и природы. Она абсолютно бессознательная – уже появившись в природе в первобытной форме человек в неё вступает (дышит воздухом, ходит по земле…). Эта форма не нуждается в правовом регулировании, здесь господствуют естественные законы.+

2)Экономическая форма. В отличие от экологической в её основе лежат социальные законы.

3)эколого-экономическая. Она основана на приоритете экологических интересов над экономическими.

От этой формы есть ряд подформ (для того, чтобы этот приоритет экологии на экономикой был выдержан):

1.Рациональное природопользование. Рациональное – это бережное неистощимое использование природных ресурсов. Но сегодня человечество живёт за счёт тех ресурсов, которые невосполнимы – это уголь, нефть, газ. Они рано или поздно закончатся – и надо чем-то будет их заменить. И хотя есть биоэнергия, солнечная энергия и ветряная – но они пока заменить не могут.

2.Охрана природы. Если не охранять – приоритет выдержан не будет. Охрана природы тоже имеет своё развитие. Впервые охрана природы как осознанная деятельность человека появилась в XIX веке в консервативном виде – стали впервые создаваться особо охраняемые территории. В России это традиционно заповедники, в Америке – национальные парки.

В ХХ веке охрана природы приобретает более широкое значение и рассматривается уже широко. Природа в целом подлежит охране, наряду с особо охраняемыми территориями (появились природные парки, национальные парки, заказники…).

В СССР в 1960 году был принят первый закон об охране природы (правда, он был не очень-то эффективен – возможно, это была дань моде, так как во многих странах его приняли).

На рубеже ХХ и XXI веков оно из просто охраны превратилось в защиту и оздоровление и выходит за рамки национальной задачи – и становится общемировой задачей.

В частности, у нас проводилась федеральная целевая программа возрождения реки Волги в конце 90-х годов – то есть новые задачи и на оздоровление направлены.

Содержание права собственности на природные ресурсы

В содержание права собственности на природные ресурсы входят право­мочия владения, пользования и распоряжения.

Право владения означает закрепленную законом возможность фактичес­кого обладания природным объектом, хозяйственного господства над ним.

Право распоряжения предполагает возможность в установленных зако­ном пределах определять юридическое положение природного объекта, включая его отчуждение.

Согласно гражданскому законодательству собственник вправе по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом, совершать в отношении него любые действия, не противореча­щие закону (ст. 209 Гражданского кодекса РФ).

Вместе с тем в сфере экологических отношений реализация указанных правомочий имеет существенные особенности, связанные как со специфи­кой объектов собственности (природные ресурсы), так и с видами ее субъек­тов (государство, организации, граждане).

Учитывая большую экологическую и социально-экономическую цен­ность природных ресурсов, законодательство предусматривает, что владе­ние, пользование и распоряжение ими в той мере, в какой их оборот допус­кается законом, осуществляется собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде (ст. 36 Конституции РФ, ст.209 Граж­данского кодекса РФ).

В силу рассмотренных причин законодательство предусматривает, что при осуществлении владения и пользования природными ресурсами субъек­ты должны выполнять обязанности по их рациональной эксплуатации и вос­производству, соблюдать экологические требования по их охране от загрязнения, истощения и уничтожения, по защите окружающей среды от вредно­го влияния своей деятельности.

Законом также установлены определенные ограничения в сфере распоря­жения природными ресурсами, которые выражаются в определении его осо­бого порядка и пределов, что обусловлено необходимостью сочетания эконо­мических и экологических интересов общества. Например, правила регистрации сделок с землей, установление максимальных размеров земель­ных участков и целевого характера их использования, ограничение оборота сельскохозяйственных земель и др. Большая часть природных ресурсов вооб­ще изъята из гражданского оборота, поскольку они являются государственной собственностью (лесной и водный фонды, недра, животный мир и др.).

Следует иметь в виду, что правовой режим некоторых видов природных ресурсов в связи с их естественными свойствами достаточно сложно или во­обще невозможно рассматривать в рамках отношений собственности. Так, законом не регулируется право собственности на атмосферный воздух, а по поводу права собственности на водные объекты в Водном кодексе РФ гово­рится, что понятие владения неприменимо во всей полноте к водным объек­там, так как сосредоточенная в них вода находится в состоянии непрерыв­ного движения и водообмена (ст. 31).

Своеобразие положения государства как субъекта права собственности на природные ресурсы состоит в том, что его правомочия владения и поль­зования находят свое реальное воплощение в хозяйственной и иной деятель­ности предприятий, организаций и граждан, которым государство передает природные ресурсы для использования. А правомочие распоряжения осуще­ствляется государством в основном через управленческие функции его ком­петентных органов по определению правового режима природных ресурсов, их предоставлению и изъятию, контролю за использованием и охраной ок­ружающей природной среды и др.

Особенности реализации юридическими лицами правомочий по владе­нию, пользованию и распоряжению природными ресурсами обусловлены характером деятельности этих организаций и зависят от их правоспособно­сти, определенной в уставах и других учредительных документах.

Планирование и прогнозирование рационального природопользования и охраны окружающей среды

В общей форме требования к планированию охраны окружаю­щей среды на современном этапе определены Законом об охране окружающей среды, согласно ст. 15 которого планирование охра­ны окружающей среды на федеральном и региональном уровнях проводится в форме программ. Такое планирование должно осу­ществляться с учетом государственных прогнозов социально-эко­номического развития, на основании научных исследований, на­правленных на решение задач в области охраны окружающей среды. При разработке государственных программ следует учиты­вать предложения граждан и общественных объединений. Поря­док разработки, финансирования и реализации федеральных про­грамм и программ субъектов РФ в области охраны окружающей среды устанавливается соответственно законодательством Рос­сийской Федерации и ее субъектов.

Закон обязывает также юридические лица и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и иную де­ятельность, оказывающую негативное воздействие на окружаю­щую среду, планировать, разрабатывать и осуществлять меро­приятия по охране окружающей среды.

Общие нормативные требования к государственному планиро­ванию, распространяющиеся также на сферу природопользова­ния и охраны окружающей среды, определены Федеральным за­коном «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации». В соответствии с этим Законом под государственным прогнозиро­ванием социально-экономического развития понимается система научно обоснованных представлений о направлениях социальноэкономического развития России, основанных на законах ры­ночного хозяйствования. Программа социально-экономического развития — комплексная система целевых ориентиров социаль­но-экономического развития и планируемых государством эф­фективных путей и средств достижения указанных ориентиров.

Разработка государственных прогнозов на долгосрочную (раз в пять лет на десятилетний период), среднесрочную и краткосроч­ную перспективу возложена на Правительство России. Такие про­гнозы разрабатываются на основе комплексного анализа ряда важнейших факторов, включая демографическую ситуацию, на­учно-технический потенциал, социальную структуру, состояние природных ресурсов, некоторые другие факторы и перспективы их изменения. При этом прогнозы социально-экономического развития разрабатываются в целом по России, по народно-хозяй­ственным комплексам и отраслям экономики, по регионам. От­дельно выделяется прогноз развития государственного сектора экономики.

Разрабатываемые на вариантной основе прогнозы социально-экономического развития основываются на системе демографи­ческих, экологических, научно-технических, социальных и дру­гих прогнозов отдельных общественно значимых сфер деятель­ности. Они включают, в частности, количественные показатели и качественные характеристики динамики производства и потреб­ления, уровня и качества жизни, экологической обстановки.

Прогнозы на долгосрочную перспективу, разрабатываемые раз в пять лет на десятилетний период, создают основу разработки концепции социально-экономического развития России на дол­госрочную перспективу. В концепции конкретизируются вариан­ты социально-экономического развития, определяются возмож­ные его цели, пути и средства их достижения.

На основе концепции разрабатываются государственные про­граммы социального и экономического развития, в том числе и по охране окружающей среды. В настоящее время реализуются сле­дующие программы:

• Федеральная целевая программа «Экология и природные ресурсы России (2002—2010 годы)», утвержденная постановле­нием Правительства РФ от 7 декабря 2001 г. № 860. Эта програм­ма содержит ряд подпрограмм, ранее реализуемых как самостоя­тельные федеральные целевые программы, включая подпрограм­мы «Минерально-сырьевые ресурсы», «Леса», «Отходы», «Под­держка особо охраняемых природных территорий», «Сохранение редких и исчезающих видов животных и растений», «Охрана

2. Планирование природопользования и охраны окружающей среды 309

озера Байкал и Байкальской природной территории», «Возрожде­ние Волги»;

• Федеральная целевая программа «Мировой океан», утверж­денная постановлением Правительства РФ от 10 августа 1998 г. № 919;

• Федеральная целевая программа «О государственной под­держке государственных природных заповедников и националь­ных парков на период до 2000 года», утвержденная Указом Пре­зидента РФ от 10 октября 1995 г. № 1032;

• Федеральная целевая программа «Повышение плодородия почв России на 2002—2005 годы», утвержденная постановлением Правительства РФ от 8 ноября 2001 г. № 780 1 ;

• Федеральная целевая программа «Сейсмобезопасность тер­ритории России» (2002—2010 годы), утвержденная постановле­нием Правительства РФ от 25 сентября 2001 г. № 690 2 ;

• Федеральная целевая программа «Преодоление последст­вий радиационных аварий на период до 2010 года», утвержден­ная постановлением Правительства РФ от 29 августа 2001 г. № 637 3 ;

• Федеральная целевая программа «Ядерная и радиационная безопасность России» на 2000—2006 годы, утвержденная поста­новлением Правительства РФ от 22 февраля 2000 г. № 149 4 ;

• Федеральная целевая программа «Создание методов и средств защиты населения и среды обитания от опасных и особо опасных патогенов в чрезвычайных ситуациях природного и тех­ногенного характера в 1999 — 2005 годах», утвержденная поста­новлением Правительства РФ от 2 июля 1999 г. № 737 5 ;

• Федеральная целевая программа «Охрана окружающей природной среды от свинцового загрязнения и снижение его вли­яния на здоровье населения», утвержденная постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1997 г. № 1237 6 ;

• некоторые другие программы.

В соответствии с Государственным докладом о состоянии ок­ружающей природной среды РФ в 1995 г. 7 в разных стадиях разработки и частичной реализации насчитывалось свыше 70 регио­нальных программ.

Конкретные требования по планированию использования и охраны природных ресурсов устанавливаются в соответствующих природоресурсных актах. Так, Водный кодекс РФ содержит поло­жения относительно схем комплексного использования и охраны водных ресурсов и государственных программ по использованию, восстановлению и охране водных объектов.

Согласно Закону о животном мире планирование охраны объ­ектов животного мира и среды их обитания также предусматри­вается в форме государственных программ.

Планирование использования и охраны земельных и лесных ресурсов осуществляется в форме проектов земле- и лесоустройст­ва. Проекты земле- и лесоустройства как инструменты планиро­вания представляют собой систему мероприятий, направленных на обеспечение организации рационального использования и охраны земель, обеспечение рационального ведения лесного хо­зяйства и пользования лесным фондом, эффективного воспроиз­водства, охраны и защиты лесов, осуществление единой научно-технической политики в лесном хозяйстве, создание благоприят­ной экологической среды и улучшение природных ландшафтов.

Названные формы планирования разрабатываются и осущест­вляются специально уполномоченными государственными орга­нами по охране и использованию соответствующего природного объекта.

Последовательная реализация планов и программ в области природопользования и охраны окружающей среды наряду с дру­гими факторами предопределяется финансированием.

Экологические права граждан

Центральное место среди принципов экологического права, как отмеча­лось выше, занимает приоритет охраны жизни и здоровья человека. В связи с этим важнейшей особенностью современного экологического права явля­ется становление и развитие института экологических прав граждан в каче­стве одного из определяющих в его системе.

В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются право­судием.

Вместе с тем нормы Конституции РФ конкретизируются в действующем экологическом законодательстве. Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» устанавливает, что каждый гражданин имеет право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды, вы­званного хозяйственной или иной деятельностью, аварий, катастроф, сти­хийных бедствий. Это право обеспечивается:

— планированием и нормированием качества окружающей природной среды, мерами по предотвращению экологически вредной деятельности и оздоровлению окружающей природной среды, предупреждению и ликвида­ции последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;

— социальным и государственным страхованием граждан, организацией медицинского обслуживания населения;

— предоставлением реальных возможностей для проживания в условиях благоприятной для жизни и здоровья окружающей природной среды;

— возмещением в судебном или административном порядке вреда, при­чиненного здоровью граждан в результате загрязнения окружающей природ­ной среды, последствий аварий и катастроф;

— государственным контролем за состоянием окружающей природной среды и соблюдением природоохранительного законодательства, привлече­нием к ответственности лиц, виновных в нарушении требований обеспече­ния экологической безопасности населения.

Право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружаю­щей среды осуществляется через реализацию конкретных полномочий граж­дан в области охраны окружающей среды, содержание которых раскрывает­ся в Законе РСФСР «Об охране окружающей природной среды» (ст. 12), Основах законодательства об охране здоровья граждан (ст. 17, 19, 66), Федеральных Законах «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населе­ния» (ст. 8), «О радиационной безопасности населения» (ст. 22, 23, 26), «Об экологической экспертизе» (ст. 19) и других нормативных актах.

В соответствии с нормами указанных законов граждане РФ имеют право:

— создавать общественные объединения, фонды и иные общественные формирования по охране окружающей природной среды;

— принимать участие в собраниях, митингах, шествиях, демонстрациях, референдумах по охране окружающей природной среды, обращаться с пись­мами, жалобами и заявлениями по этим вопросам в компетентные органы;

— требовать от соответствующих органов предоставления своевремен­ной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей природ­ной среды и мерах ее охраны;

— требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, эксплуатации экологически вредных объектов, ограничении, приостановлении и прекращении деятель­ности таких объектов;

— ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных юридичес­ких лиц и граждан, предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причинен­ного здоровью и имуществу граждан экологическим правонарушением;

— выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и получать информацию о результатах ее проведения;

— осуществлять другие права в сфере охраны окружающей среды, преду­смотренные законодательством.

Данным правам корреспондируют установленные законодательством обязанности граждан (ст. 58 Конституции РФ, ст. 12 Закона РСФСР «Об ох­ране окружающей природной среды»):

— сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к при­родным богатствам;

— принимать участие в охране окружающей природной среды;

— соблюдать требования экологического законодательства и нормативы качества окружающей природной среды;

— повышать свою экологическую культуру, содействовать экологическо­му воспитанию подрастающего поколения.

Экологические права и обязанности граждане РФ могут осуществлять как в индивидуальном порядке, так и через участие в общественных эколо­гических объединениях. Последним также предоставлен ряд полномочий для осуществления их функций в сфере охраны окружающей природной среды. Согласно ст. 13 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» они вправе:

— разрабатывать и пропагандировать свои экологические программы, за­щищать экологические права и интересы населения, развивать экологичес­кую культуру населения, привлекать на добровольных началах граждан к ак­тивной природоохранительной деятельности;

— за счет своих средств и добровольного участия населения выполнять работы по охране и воспроизводству окружающей природной среды, содействовать государственным органам в борьбе с экологическими правонаруше­ниями;

— рекомендовать своих представителей для участия в государственной экологической экспертизе, проводить общественную экологическую экс­пертизу;

— требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, строительстве, эксплуатации экологически вредных объектов и ограничении, приостановлении, прекращении или перепрофилировании их деятельности;

— требовать предоставления своевременной, достоверной и полной ин­формации о загрязнении окружающей природной среды и мерах ее охраны;

— организовывать собрания, митинги, шествия, демонстрации, сбор под­писей, входить с предложениями о проведении обсуждения проектов, рефе­рендумов по охране окружающей природной среды;

— ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных должност­ных лиц, предъявлять в суде иски о возмещении вреда здоровью и имущест­ву граждан, причиненного экологическим правонарушением.

Государство гарантирует экологическим и иным общественным объеди­нениям, выполняющим экологические функции, и гражданам возможность реализации ими прав в области охраны окружающей среды в соответствии с законодательством РФ.

Государственные органы, их должностные лица обязаны оказывать все­мерное содействие общественным объединениям и гражданам в реализации их экологических прав и обязанностей, принимать необходимые меры по выполнению их предложений и требований в организации природоохранительной деятельности.

Землеустройство.

Землеустройство включает в себя следующие мероприятия: 1. изучения состояния земли; 2. планирование и организацию рационального использования земель и их охраны; 3. образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства, установление их границ. Землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов гос-ой власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков. Землеустройство должно проводится в обязательном порядке. Эти работы обязательно проводятся в случаях: изменения границ объектов землеустройства; предоставления и изъятия земельных участков; выявления нарушенных земель. Сведения о землеустройстве носят открытый характер. Лица, права которых могут быть затронуты при проведении землеустройства, должны быть оповещены в письменной форме не позднее чем за семь дней до начала работ. Отсутствие извещённых лиц не является препятствием для проведения землеустройства. Неотъемлемой частью землеустроительных работ является межевание, т.е. работы по установлению на местности границ муниципальных образований. Межевание проводится при получении гражданами и юридическими лицами новых земельных участков. Землеустройство – это одна из функций управления в сфере использования и охраны земель.

Право пользования недрами.

Правовая охрана вод.

Использование водных объектов должно осуществляться с минимально возможными негативными последствиями для водных объектов. Органы гос-ой власти РФ и органы гос-ой власти субъектов РФ принимают совместимые с принципом устойчивого развития меры по сохранению водных объектов, предотвращению их загрязнения. Граждане и юрид. лица при использовании водных объектов обязаны осуществлять производственно-технологические, агротехнические и другие мероприятия, обеспечивающие охрану водных объектов. Охрана водных объектов от загрязнения осуществляется посредством регулирования деятельности как стационарных, так и других источников загрязнения. Запрещается сброс в водные объекты и захоронение в них производственных, бытовых и других отходов. При осуществлении на дне водных объектов работ, которые направлены на использование недр, но не связаны с добычей полезных ископаемых, недропользователи обязаны не допускать загрязнения, засорения и истощения водных объектов. Не разрешается эксплуатация самоходных и несамоходных судов, а также иных объектов находящихся на поверхности водных объектов, без устройств по сбору сточных вод, отходов и отбросов, образующихся на этих судах и объектах. Запрещается засорение ледяного покрова. Особо охраняемые водные объекты – природные водные экосистемы, имеющие особое природоохранное, научное, культурное и оздоровительное лечение.

Правовая охрана лесов.

Гос-ая лесная охрана РФ создается в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, в целях обеспечения сохранения экологического и ресурсного потенциала лесов, биологического разнообразия лесных экосистем, соблюдения установленного порядка и правил использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, а также иных требований, установленных законодательством РФ.

Государственная лесная охрана РФ организует наземную и авиационную охрану лесов от пожаров, проводит мероприятия по противопожарному обустройству территории лесного фонда, предупреждению, выявлению и пресечению нарушений требований пожарной безопасности в лесах, профилактике лесных пожаров, своевременному их обнаружению. Порядок осуществления мероприятий по охране и защите лесовПравительство РФ, федеральный орган исполнительной власти в области лесного хозяйства, федеральный орган исполнительной власти по надзору в сфере природопользования и их территориальные органы обеспечивают осуществление мероприятий по охране и защите лесов, борьбе с вредителями и болезнями леса и лесными пожарами, привлекают для их тушения работников, противопожарную технику и транспортные средства коммерческих и некоммерческих организаций, а также население. Осуществляется охрана лесов от загрязнения радиоактивными веществами, охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения видов деревьев, кустарников, лиан, иных лесных растений Отчет об охране и о защите лесов представляется гражданами, юридическими лицами в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий.

Транспорте.

В целях установления барьера между объектами хозяйственной и иной деятельности, являющимися источниками негативного воздействия на окружающую среду, и жилой застройкой создаются санитарно-защитные зоны. Источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека (загрязнение атмосферного воздуха и неблагоприятное воздействие физических факторов) являются объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промплощадки превышают предельно допустимые концентрации и/или предельно допустимые уровни и/или вклад в загрязнение жилых зон превышает 0,1 ПДК. Предприятия, группы предприятий, их отдельные здания и сооружения с технологическими процессами, являющиеся источниками негативного воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять от жилой застройки санитарно-защитными зонами. Санитарно-защитная зона (СЗЗ) отделяет территорию промышленной площадки от жилой застройки, ландшафтно-рекреационной зоны, зоны отдыха, курорта с обязательным обозначением границ специальными информационными знаками. Границей жилой застройки является линия, ограничивающая размещение жилых зданий, строений, наземных сооружений и отстоящая от красной линии на расстояние, которое определяется градостроительными нормативами. Автомобильные и иные транспортные средства при работе оказывают негативное воздействие на окружающую среду в виде загрязнения атмосферы отработавшими газами, пылью, а также являются источниками шума, вибрации и засорения прилегающей зоны выбросами. Уровни загрязнения от транспортных средств не должны превышать установленных предельно допустимых концентраций вредных веществ для атмосферного воздуха, воды по видам водопользования, почву.

Формы взаимодействия общества и природы. Их развитие на современном этапе. Экологический кризис.

Научно-методологической основой экологи­ческого права являются современные теоретиче­ские представления о взаимодействии человека, общества и природы.

Взаимодействие общества и природы как ес­тественный и объективный процесс, необходи­мое условие существования человека проявляет­ся в двух основных формах.

Существуют формы взаимодействия общества и природы:

1)экологическая форма. В основе её лежат естественные законы развития человека и природы. Она абсолютно бессознательная – уже появившись в природе в первобытной форме человек в неё вступает (дышит воздухом, ходит по земле…). Эта форма не нуждается в правовом регулировании, здесь господствуют естественные законы.+

2)Экономическая форма. В отличие от экологической в её основе лежат социальные законы.

3)эколого-экономическая. Она основана на приоритете экологических интересов над экономическими.

От этой формы есть ряд подформ (для того, чтобы этот приоритет экологии на экономикой был выдержан):

1.Рациональное природопользование. Рациональное – это бережное неистощимое использование природных ресурсов. Но сегодня человечество живёт за счёт тех ресурсов, которые невосполнимы – это уголь, нефть, газ. Они рано или поздно закончатся – и надо чем-то будет их заменить. И хотя есть биоэнергия, солнечная энергия и ветряная – но они пока заменить не могут.

2.Охрана природы. Если не охранять – приоритет выдержан не будет. Охрана природы тоже имеет своё развитие. Впервые охрана природы как осознанная деятельность человека появилась в XIX веке в консервативном виде – стали впервые создаваться особо охраняемые территории. В России это традиционно заповедники, в Америке – национальные парки.

В ХХ веке охрана природы приобретает более широкое значение и рассматривается уже широко. Природа в целом подлежит охране, наряду с особо охраняемыми территориями (появились природные парки, национальные парки, заказники…).

В СССР в 1960 году был принят первый закон об охране природы (правда, он был не очень-то эффективен – возможно, это была дань моде, так как во многих странах его приняли).

На рубеже ХХ и XXI веков оно из просто охраны превратилось в защиту и оздоровление и выходит за рамки национальной задачи – и становится общемировой задачей.

В частности, у нас проводилась федеральная целевая программа возрождения реки Волги в конце 90-х годов – то есть новые задачи и на оздоровление направлены.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *