какие формы взаимодействия общества и природы сложились на современном этапе исторического развития
Лекция 1. Понятие и система экологического права
О.А. Глушко, Е.А. Гринь, Э.А. Гряда
Экологическое право
Конспект лекций. Краснодар: КубГАУ, 2016. – 153 с.
Лекция 1. Понятие и система экологического права
1.1. Формы взаимодействия общества и природы, их развитие на современном этапе
В результате развития общества с каждым годом увеличивается его влияние на окружающую среду. Воздействие людей на природу проявляется в процессе и в следствии удовлетворения человеком своих потребностей. Для понимания взаимоотношений человека и природы необходимо рассмотреть их в историческом аспекте на примере существующих концепций взаимодействия общества и природы.
Концепция потребительского отношения к природе. Потребительское отношение общества к природе и ее ресурсам было господствующим, торжествовала веками, особенно начиная со стадии капиталистического развития общества. Природа воспринимается как кладовая, из которой должны извлекаться ресурсы для развития материального производства и создания богатства общества.
На современном этапе, когда потребительское отношение к природе не только в нашей стране, но и в мире вызывает особое опасение, господство человека над природой демонстрируется особенно, очень актуально выражение И. В. Мичурина: Нам не надо ждать милостей от природы. Взять их у нее – наша задача. «На наш век хватит, после нас хоть потоп– вот лозунги, которые характеризуют основные стороны рассматриваемой концепции, под которыми к сожалению осуществлялось и осуществляется решение многих программ экономического развития».
Несомненно, результатом потребительского отношения к природе является ее истощение и деградация.
Концепция невмешательства в природу. Эта концепция противоположна предыдущей. Однако в процессе общественного развития человек не может не вмешиваться в природу, не оказывать на нее положительного или отрицательного воздействия, следовательно данная концепция может рассматриваться лишь в чисто теоретическом аспекте. Сторонники этой концепции основываются на том, что «природа знает лучше» и любые попытки вторжения в природу без учета законов ее развития заканчиваются негативными последствиями и для человека, и для окружающей среды.
Учение о ноосфере. Из учения о ноосфере русским академиком В. И. Вернадским и др. разработана теоретическая концепция, в соответствии с которой человек должен принять на себя ответственность за будущее развитие природы и его превращается в основную геологообразующую силу.
Сторонники этого учения обосновывают недопустимость использования силы человеческого разума для уничтожения или подавления живого. Ноосфера – это преобразованные научной мыслью отношения между людьми, между природой и обществом, органическими и неорганическими, сознательными и бессознательными силами мира. Разум человека, его научная мысль, по мнению В. И. Вернадского, призваны спасти человечество от гибели.
Учение о ноосфере, к сожалению на практике оказывается нереализованным, однако оно несет огромную возможность и может служить научной и философской основой юридического мировоззрения в будущем.
Концепции ограничения экономического развития, потребностей и народонаселения. Появление этих концепций в 60–70-е годы явилось реакцией на истощение и загрязнение окружающей природной среды. Сторонники этих концепций (члены «Римского клуба», американский ученый Дж. Форрестер и др.) считают, что человечество должно ограничить свои потребности, жить в гармонии с природой и это позволит предупредить экологическую катастрофу.
Эти концепции оцениваются как утопичные и были подвергнуты резкой критике во всем мире.
Концепция устойчивого развития. Одна из современных, наиболее распространенных и перспективных концепций взаимодействия общества и природы. Устойчивое развитие– удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности, т. е. экологически обоснованное социальное и экономическое развитие.
Концепция устойчивого развития находит свое отражение в российском законодательстве об окружающей среде. Так, Указ Президента РФ от 04.02.1994 № 236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» предусматривает, что основой для конструктивного взаимодействия органов государственной власти РФ ее субъектов, органов местного самоуправления, предпринимателей и общественных объединений по обеспечению комплексного решения проблем сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей среды являются основные положения государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития.
При этом указывается, что осуществление государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития предусматривает реализацию закрепленного в Конституции РФ права граждан на благоприятную окружающую среду, прав будущих поколений на пользование природным потенциалом в целях поддержания устойчивого развития, а также решение текущих социальных задач в неразрывной связи с осуществлением адекватных мер по защите и улучшению окружающей среды, сбережению и восстановлению природных ресурсов.
Дальнейшее развитие указанная концепция нашла в Указе Президента РФ от 01.04.1996 № 440 «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию», который закрепил, что переход к устойчивому развитию предполагает постепенное восстановление естественных экосистем до уровня, гарантирующего стабильность окружающей среды. Этого можно достичь усилиями всего человечества, но начинать движение к данной цели каждая страна должна самостоятельно.
В соответствии с данным Указом переход к устойчивому развитию должен обеспечить на перспективу сбалансированное решение проблем социально-экономического развития и сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала, удовлетворение потребностей настоящего и будущих поколений людей. Постепенно должна решаться проблема гармонизации взаимодействия с природой всего мирового сообщества. Россия, на долю которой приходится значительная часть ненарушенных экосистем, будет играть в этом процессе одну из ключевых ролей. Движение человечества к устойчивому развитию в конечном счете приведет к формированию предсказанной В. И.Вернадским сферы разума (ноосферы).
На основе рассмотрения вышеуказанных концепций, можно сделать вывод, что сохранение благоприятного состояния окружающей среды, ее качественных и количественных характеристик может быть обеспечено посредством грамотного, в том числе и законодательное регулирования отношения человека к природе, в процессе удовлетворения его потребностей за счет средств природы.
Формы взаимодействия общества и природы
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС
Окружающая природная среда служит условием и средством жизни человека, территорией, на которой он проживает, местом для размещения объектов промышленности, сельского хозяйства и культуры.
Таким образом, сложились две формы взаимодействия общества и природы:
а) экономическая – использование природы для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей;
б) экологическая – охрана окружающей природной среды (ОПС) с целью сохранения человека и его естественной среды обитания.
Негативная деятельность человека проявляется в трех формах: загрязнение окружающей природной среды, истощение природных ресурсов, разрушение природной среды.
Основными объектами загрязнения являются атмосферный воздух, водоемы, почвы. Концентрация двуокиси серы в окислах азота порождает кислотные дожди.
Парниковый эффект.
За все предшествующие годы доля СО2 в атмосфере увеличилось на 20%. Прогноз 2010 года – увеличение СО2 на 30-40%. Такое физико-химическое изменение атмосферы может привести к усилению парникового эффекта. Суть его в том, что накопление углекислоты в верхних слоях атмосферы будет препятствовать теплообмену между Землей и космосом. Парниковый эффект выражается в повышении температуры, изменении погоды и климата.
С загрязнением атмосферы связано состояние озонового слоя Земли, функция которого состоит в защите природной среды от ультрафиолетового излучения Солнца. Под воздействием озоноразрушающих веществ – флерона, фреона, хлора, углерода идет постепенное разрушение этого слоя, что ведет к росту заболеваемости рака кожи у людей.
Кислород в атмосфере пополняется за счет двух источников – растительности (около 40%) и Мирового океана (около 60%). В Мировом океане кислород вырабатывается мельчайшими организмами – планктоном.
Гибель планктона под нефтяной пленкой уменьшает запасы кислорода в атмосфере. В результате нефтяного заражения океана наблюдается такое негативное явление, как размножение одноклеточной золотистой водоросли, которая в процессе своего развития поглощает О2 и выделяет СО2. Она очень плодовита и развивается молниеносными темпами. Обычно её полоса бывает шириной до 10км и толщиной 35м, скорость движения – 25км в сутки. В процессе движения эта масса водорослей уничтожает всю живую жизнь в океане – и растительную, и животную. Такие явления наблюдаются в Северном море, на юге Скандинавии.
Причины загрязнения, истощения и разрушения природной среды.
Причины антропогенного воздействия:
а) предельные способности земной природы к самоочищению и саморегуляции;
До определенного времени земная природа перерабатывает, очищает отходы человеческого производства, как бы защищая себя от их вредного воздействия, но возможности природы ограничены.
б) физическая ограниченность земельной территории рамками одной планеты. Запасы полезных ископаемых расходуются и перестают существовать. Необходимо изыскивать альтернативные источники энергии.
в) безотходность производства в природе и отходность человеческого производства.
Подсчитано, что для жизнедеятельности одного человека необходимо ежегодно не менее 20 тонн природных ресурсов. Из них – 5-10% идут на продукцию, а 90-95% поступают в отходы.
г) познание и использование человеком законов развития природы происходит только путем накопления собственного опыта.
Именно через свой печальный опыт человечество познает пагубные последствия своей деятельности. Загрязнение окружающей среды порождает болезни, ведет к деградации человеческой личности, вредно отражается на здоровье будущих поколений. Так нынешнее молодое поколение может ощущать на себе результаты загрязнения 90годов, когда это поколение формировалось, рождалось, росло. Это подтверждают данные о нервных заболеваниях, увеличение процента рождаемости дефективных людей (с 4% увеличилось до 11%).
Человек родился и вырос на потребительской психологии по отношению к природе. Он всегда рассматривал природу, прежде всего как ресурс, а не как объект его забот и охраны.
Взаимосвязь общества и природы – особенности, этапы развития и современные проблемы
Природа Земли является средой обитания для человеческого общества. С одной стороны, она влияет на нашу жизнь, но и сам человек оказывает воздействие на окружающий мир. Как же происходит взаимодействие общества и природы?
Эволюция отношений между человеком и природой
Во времена палеолита человек полностью зависел от природных условий, но сам не мог ее изменить. Homo sapiens был лишь одним из множества биологических видов и не мог оказывать серьезного влияния на природные экосистемы. Ситуация начала меняться в эпоху неолита, когда человек впервые стал преобразовывать природу под свои нужды. Он начал обрабатывать землю, возводить постройки, вырубать леса. Приручая диких животных, люди стали влиять на эволюционные процессы появления новых видов. Настоящим переворотом стало освоение выплавки металлов из руды. Появление первых цивилизаций ознаменовало резкое усиление влияния общества на природу. Государства стали строить города и ирригационные каналы.
Во времена Античности человек ощущал себя неотъемлемой частью природы. В основе отношений между людьми и природой лежала гармония. В Средние века, с распространением христианства, ситуация изменилась. Человек стал воспринимать себя как божественное творение, наделённое душой. Бог создал природу для человека, поэтому ее силы можно подчинять себе и использовать себе во благо.
В Новое время, с началом научной революции, стало доминировать потребительское отношение к природе. Человек начал ставить эксперименты над ней, а антропогенная деятельность стала важным фактором, определяющим состояние окружающего мира. Особенно это стало заметно в XIX века, с началом промышленной революции. С одной стороны, выбросы в атмосферу способствовали росту концентрации углекислого газа в ней и увеличению средней температуры на планете. С другой стороны, загрязнение крупных городов стало приводить к серьезным проблемам со здоровьем у городских жителей. В результате человечество стало задумываться о том, что следует более взвешенно относиться к природе.
В 1972 году выходит знаменитый доклад Римского клуба «Пределы роста», которые прогнозировал, что в XXI веке из-за чрезмерной антропогенной нагрузки ресурсы планеты истощатся, что приведет к голоду и политической нестабильности. Из-за изменения отношения к природе в современном мире становятся более обсуждаемыми проблемы экологии, устойчивого развития, перенаселенности Земли. Сегодня доминирует мировоззрение, согласно которому человек и природа должны быть партнерами, мирно сосуществующими и помогающими друг другу.
Современная цивилизация своей деятельностью влияет на климат, биологическое разнообразие разных регионов, ландшафт и рельеф местности.
Влияние человека на климат
Статистика показывает, что в последние 2 века имеет место процесс глобального потепления. Хотя в истории Земли и раньше происходили значительные колебания температур, почти все климатологи указывают на антропогенные причины нынешнего потепления. Дело в том, что с ростом промышленности человечество стало активно добывать и сжигать углеводороды: уголь, нефть, газ. В результате этого в атмосферу попадает огромное количество углекислого газа, измеряемое миллиардами тонн ежегодно. Этот газ, как и многие другие (метан, водяной пар), является парниковым. Это значит, что он хорошо пропускает солнечный свет, но удерживает тепло Земли, не давая ей остывать. В результате температура планеты растет, а климат изменяется.
Следствиями глобального потепления являются:
Влияние человека на биологическое разнообразие
Ещё в каменном веке человечеству удавалось уничтожать целые виды животных, например, мамонтов. Однако с ростом численности населения земли и увеличением потребности в пропитании масштабы истребления других живых существ выросли многократно. За последние 500 лет по вине людей исчезло порядка 850 видов одних только животных, и этот процесс только усиливается. По некоторым прогнозам, около 50% существующих видов могут исчезнуть к началу XXII века. Конечно, и ранее биологические виды исчезали в ходе эволюции, но сегодня скорость этого процесс в 100 раз превышает норму.
Однако человечество также и увеличивает биологическое многообразие планеты своей деятельностью. В качестве примера можно работу селекционеров, создающих новые виды растений, породы собак, кошек и других животных. Также люди переносят виды, исторические обитавшие в одних регионах Земли, на другие территории. Так, лишь после открытия Америки в Европу были завезены табак, картофель, фасоль, подсолнечник.
Особой проблемой являются инвазионные виды. Так называют виды, которые, оказавшись в новой экосистеме, не встречают привычных для себя угроз и бесконтрольно размножаются, подавляя остальные биологические виды. Классическим примером инвазионного вида являются борщевик Сосновского, завезенный в Восточную Европу с Кавказа, и кролики, завезенные в Австралию европейцами. В 1859 году на Зеленый континент доставили 24 кролика, но уже через десять лет их популяция исчислялась миллионами. Для ограничения численности кроликов в Австралии пришлось даже организовать среди них эпидемию миксамитоза, однако со временем они смогли приспособиться к этому биологическому оружию и выработать иммунитет.
Влияние на местность и рельеф
Ещё в древности человек стал менять окружающий мир, занимаясь земледелием, а также строя первые город. Сегодня люди возводят огромные мегаполисы, заливают асфальтом миллионы кв. км суши и сооружают гигантские водохранилища, перегораживая русла рек. Человечеству удалось построить такие знаковые сооружения, как Панамский и Суэцкий канал, создав тем самым искусственные проливы на карте планеты. В целях судоходства нередко проводятся работы по углублению водоемов.
При добыче угля и руды металлов люди перекапывают огромный объем почвы и горных пород и создают тоннели длиною в десятки км. Поражают воображения размеры карьеров на некоторых месторождениях. Так, в Якутии располагается кимберлитовая трубка «Мир», в которой ранее добывали алмазы. Её диаметр равен 1,2 км, а глубина составляет 525 м.
Сегодня многие государства сооружают искусственные острова для расширения своей территории. Также результатом человеческой деятельности является и появление искусственных гор и холмов, например, терриконов. Так называют насыпи, образованные из отходов при добыче ресурсов, чаще всего угля. Наконец, люди вырубают и одновременно сажают огромное количество деревьев, меняя ландшафт сообразно со своими потребностями.
Природная среда (природа) как объект использования и охраны. Формы взаимодействия общества и природы и их развитие на современном этапе
В науке предмет экологического права определяется различным образом: как отношения в сфере взаимодействия общества и природы (В. В. Петров) и как общественные отношения в сфере взаимодействия общества, людей и природы (С. А. Боголюбов).
Если обратиться к теории права, предметом правового регулирования являются общественные отношения. Общественные отношения возникают между их субъектами — физическими, юридическими лицами и государством.
Природа не может являться стороной правоотношения. Материальные же и нематериальные блага, по поводу которых возникают правоотношения, являются их объектом. Общественными отношениями являются отношения между людьми по поводу предметов материального мира, а не отношения человека к вещи, объектам природы и иным предметам материального мира. Указанной позиции придерживается и действующее Законодательство.
Так, в ст. 4 Закона об охране окружающей среды компоненты природной среды (земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд, атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство) определяются как объекты охраны окружающей среды. Окружающая среда, компоненты окружающей среды являются объектами правоотношений в сфере ее охраны.
Предмет экологического права определяется как экологически значимое поведение людей, как общественные отношения, возникающие по поводу охраны окружающей природной среды от вредных химических, физических и биологических воздействий, обеспечения режима особо охраняемых природных территорий, а также охраны и использования животного мира.
Таким образом, предмет современного экологического права образуют общественные отношения:
Форма взаимодействия общества и природы
Жизнь в согласии с природой — один из главных принципов жизни на Земле. На современном этапе тенденции этого взаимодействия можно охарактеризовать как антропогенный экоцид — разрушение людьми экологической жизни на Земле, в том числе и условий собственного существования.
До середины XX в. природа воспринималась как неисчерпаемый ресурс, а экологическая опасность считалась необоснованной.
Термин «экология» (от греческого oikos — дом, жилище, место пребывания и logos — наука) был введен в научный оборот немецким ученым-биологом Эрнстом Геккелем в 1869 г. Экологией называлась наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и окружающей их среде.
В настоящее время под экологией понимается система научных знаний о взаимоотношениях общества и природы, живых организмов и среды их обитания, об охране окружающей природной среды.
Обобщая огромный опыт человечества во взаимоотношениях с природой, можно утверждать, что на первых порах оно было взаимодополняющим, а впоследствии стало разрушающим.
Окружающая природная среда служит условием и средством жизни человека, территории, на которой он проживает, пространственным пределом осуществляемой государственной власти, местом для размещения объектов промышленности, сельского хозяйства и других объектов культурно-бытового назначения. Таким образом, окружающая природная среда образует сложное понятие, в рамках которого исторически получили развитие две формы взаимодействия общества и природы:
Существует несколько основных концепций взаимодействия общества и природы:
Крайние проявления первых двух названных концепций иногда называют концепцией алармизма (alarm — тревога), когда все рассматривается или в черных тонах, или в розовых.
Современные концепции в экологии характеризуются концепцией ограничения или пределов роста развития экономики, населения, научно-технического прогресса, концепцией экологических революций (от потребительского подхода к осознанному рациональному природопользованию).
Основные принципы концепции устойчивого развития:
Факторы концепции устойчивого развития
При реализации данных принципов, анализируя концепцию устойчивого развития, можно выделить три фактора, которые необходимо учитывать для достижения основных целей, поставленных в рамках «устойчивого развития»:
В совокупности данные факторы соответствуют идее комплексности, поскольку для достижения экологического благополучия необходимо взаимодействие указанных трех факторов, упущение хотя бы одного проведет к возникновению другой проблемы взамен старой.
Формы взаимодействия общества и природы. Их развитие на современном этапе. Экологический кризис.
Формы взаимодействия общества и природы. Их развитие на современном этапе. Экологический кризис.
Научно-методологической основой экологического права являются современные теоретические представления о взаимодействии человека, общества и природы.
Взаимодействие общества и природы как естественный и объективный процесс, необходимое условие существования человека проявляется в двух основных формах.
Существуют формы взаимодействия общества и природы:
1)экологическая форма. В основе её лежат естественные законы развития человека и природы. Она абсолютно бессознательная – уже появившись в природе в первобытной форме человек в неё вступает (дышит воздухом, ходит по земле…). Эта форма не нуждается в правовом регулировании, здесь господствуют естественные законы.+
2)Экономическая форма. В отличие от экологической в её основе лежат социальные законы.
3)эколого-экономическая. Она основана на приоритете экологических интересов над экономическими.
От этой формы есть ряд подформ (для того, чтобы этот приоритет экологии на экономикой был выдержан):
1.Рациональное природопользование. Рациональное – это бережное неистощимое использование природных ресурсов. Но сегодня человечество живёт за счёт тех ресурсов, которые невосполнимы – это уголь, нефть, газ. Они рано или поздно закончатся – и надо чем-то будет их заменить. И хотя есть биоэнергия, солнечная энергия и ветряная – но они пока заменить не могут.
2.Охрана природы. Если не охранять – приоритет выдержан не будет. Охрана природы тоже имеет своё развитие. Впервые охрана природы как осознанная деятельность человека появилась в XIX веке в консервативном виде – стали впервые создаваться особо охраняемые территории. В России это традиционно заповедники, в Америке – национальные парки.
В ХХ веке охрана природы приобретает более широкое значение и рассматривается уже широко. Природа в целом подлежит охране, наряду с особо охраняемыми территориями (появились природные парки, национальные парки, заказники…).
В СССР в 1960 году был принят первый закон об охране природы (правда, он был не очень-то эффективен – возможно, это была дань моде, так как во многих странах его приняли).
На рубеже ХХ и XXI веков оно из просто охраны превратилось в защиту и оздоровление и выходит за рамки национальной задачи – и становится общемировой задачей.
В частности, у нас проводилась федеральная целевая программа возрождения реки Волги в конце 90-х годов – то есть новые задачи и на оздоровление направлены.
Содержание права собственности на природные ресурсы
В содержание права собственности на природные ресурсы входят правомочия владения, пользования и распоряжения.
Право владения означает закрепленную законом возможность фактического обладания природным объектом, хозяйственного господства над ним.
Право распоряжения предполагает возможность в установленных законом пределах определять юридическое положение природного объекта, включая его отчуждение.
Согласно гражданскому законодательству собственник вправе по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом, совершать в отношении него любые действия, не противоречащие закону (ст. 209 Гражданского кодекса РФ).
Вместе с тем в сфере экологических отношений реализация указанных правомочий имеет существенные особенности, связанные как со спецификой объектов собственности (природные ресурсы), так и с видами ее субъектов (государство, организации, граждане).
Учитывая большую экологическую и социально-экономическую ценность природных ресурсов, законодательство предусматривает, что владение, пользование и распоряжение ими в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляется собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде (ст. 36 Конституции РФ, ст.209 Гражданского кодекса РФ).
В силу рассмотренных причин законодательство предусматривает, что при осуществлении владения и пользования природными ресурсами субъекты должны выполнять обязанности по их рациональной эксплуатации и воспроизводству, соблюдать экологические требования по их охране от загрязнения, истощения и уничтожения, по защите окружающей среды от вредного влияния своей деятельности.
Законом также установлены определенные ограничения в сфере распоряжения природными ресурсами, которые выражаются в определении его особого порядка и пределов, что обусловлено необходимостью сочетания экономических и экологических интересов общества. Например, правила регистрации сделок с землей, установление максимальных размеров земельных участков и целевого характера их использования, ограничение оборота сельскохозяйственных земель и др. Большая часть природных ресурсов вообще изъята из гражданского оборота, поскольку они являются государственной собственностью (лесной и водный фонды, недра, животный мир и др.).
Следует иметь в виду, что правовой режим некоторых видов природных ресурсов в связи с их естественными свойствами достаточно сложно или вообще невозможно рассматривать в рамках отношений собственности. Так, законом не регулируется право собственности на атмосферный воздух, а по поводу права собственности на водные объекты в Водном кодексе РФ говорится, что понятие владения неприменимо во всей полноте к водным объектам, так как сосредоточенная в них вода находится в состоянии непрерывного движения и водообмена (ст. 31).
Своеобразие положения государства как субъекта права собственности на природные ресурсы состоит в том, что его правомочия владения и пользования находят свое реальное воплощение в хозяйственной и иной деятельности предприятий, организаций и граждан, которым государство передает природные ресурсы для использования. А правомочие распоряжения осуществляется государством в основном через управленческие функции его компетентных органов по определению правового режима природных ресурсов, их предоставлению и изъятию, контролю за использованием и охраной окружающей природной среды и др.
Особенности реализации юридическими лицами правомочий по владению, пользованию и распоряжению природными ресурсами обусловлены характером деятельности этих организаций и зависят от их правоспособности, определенной в уставах и других учредительных документах.
Планирование и прогнозирование рационального природопользования и охраны окружающей среды
В общей форме требования к планированию охраны окружающей среды на современном этапе определены Законом об охране окружающей среды, согласно ст. 15 которого планирование охраны окружающей среды на федеральном и региональном уровнях проводится в форме программ. Такое планирование должно осуществляться с учетом государственных прогнозов социально-экономического развития, на основании научных исследований, направленных на решение задач в области охраны окружающей среды. При разработке государственных программ следует учитывать предложения граждан и общественных объединений. Порядок разработки, финансирования и реализации федеральных программ и программ субъектов РФ в области охраны окружающей среды устанавливается соответственно законодательством Российской Федерации и ее субъектов.
Закон обязывает также юридические лица и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, планировать, разрабатывать и осуществлять мероприятия по охране окружающей среды.
Общие нормативные требования к государственному планированию, распространяющиеся также на сферу природопользования и охраны окружающей среды, определены Федеральным законом «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации». В соответствии с этим Законом под государственным прогнозированием социально-экономического развития понимается система научно обоснованных представлений о направлениях социальноэкономического развития России, основанных на законах рыночного хозяйствования. Программа социально-экономического развития — комплексная система целевых ориентиров социально-экономического развития и планируемых государством эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров.
Разработка государственных прогнозов на долгосрочную (раз в пять лет на десятилетний период), среднесрочную и краткосрочную перспективу возложена на Правительство России. Такие прогнозы разрабатываются на основе комплексного анализа ряда важнейших факторов, включая демографическую ситуацию, научно-технический потенциал, социальную структуру, состояние природных ресурсов, некоторые другие факторы и перспективы их изменения. При этом прогнозы социально-экономического развития разрабатываются в целом по России, по народно-хозяйственным комплексам и отраслям экономики, по регионам. Отдельно выделяется прогноз развития государственного сектора экономики.
Разрабатываемые на вариантной основе прогнозы социально-экономического развития основываются на системе демографических, экологических, научно-технических, социальных и других прогнозов отдельных общественно значимых сфер деятельности. Они включают, в частности, количественные показатели и качественные характеристики динамики производства и потребления, уровня и качества жизни, экологической обстановки.
Прогнозы на долгосрочную перспективу, разрабатываемые раз в пять лет на десятилетний период, создают основу разработки концепции социально-экономического развития России на долгосрочную перспективу. В концепции конкретизируются варианты социально-экономического развития, определяются возможные его цели, пути и средства их достижения.
На основе концепции разрабатываются государственные программы социального и экономического развития, в том числе и по охране окружающей среды. В настоящее время реализуются следующие программы:
• Федеральная целевая программа «Экология и природные ресурсы России (2002—2010 годы)», утвержденная постановлением Правительства РФ от 7 декабря 2001 г. № 860. Эта программа содержит ряд подпрограмм, ранее реализуемых как самостоятельные федеральные целевые программы, включая подпрограммы «Минерально-сырьевые ресурсы», «Леса», «Отходы», «Поддержка особо охраняемых природных территорий», «Сохранение редких и исчезающих видов животных и растений», «Охрана
2. Планирование природопользования и охраны окружающей среды 309
озера Байкал и Байкальской природной территории», «Возрождение Волги»;
• Федеральная целевая программа «Мировой океан», утвержденная постановлением Правительства РФ от 10 августа 1998 г. № 919;
• Федеральная целевая программа «О государственной поддержке государственных природных заповедников и национальных парков на период до 2000 года», утвержденная Указом Президента РФ от 10 октября 1995 г. № 1032;
• Федеральная целевая программа «Повышение плодородия почв России на 2002—2005 годы», утвержденная постановлением Правительства РФ от 8 ноября 2001 г. № 780 1 ;
• Федеральная целевая программа «Сейсмобезопасность территории России» (2002—2010 годы), утвержденная постановлением Правительства РФ от 25 сентября 2001 г. № 690 2 ;
• Федеральная целевая программа «Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2010 года», утвержденная постановлением Правительства РФ от 29 августа 2001 г. № 637 3 ;
• Федеральная целевая программа «Ядерная и радиационная безопасность России» на 2000—2006 годы, утвержденная постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2000 г. № 149 4 ;
• Федеральная целевая программа «Создание методов и средств защиты населения и среды обитания от опасных и особо опасных патогенов в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера в 1999 — 2005 годах», утвержденная постановлением Правительства РФ от 2 июля 1999 г. № 737 5 ;
• Федеральная целевая программа «Охрана окружающей природной среды от свинцового загрязнения и снижение его влияния на здоровье населения», утвержденная постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1997 г. № 1237 6 ;
• некоторые другие программы.
В соответствии с Государственным докладом о состоянии окружающей природной среды РФ в 1995 г. 7 в разных стадиях разработки и частичной реализации насчитывалось свыше 70 региональных программ.
Конкретные требования по планированию использования и охраны природных ресурсов устанавливаются в соответствующих природоресурсных актах. Так, Водный кодекс РФ содержит положения относительно схем комплексного использования и охраны водных ресурсов и государственных программ по использованию, восстановлению и охране водных объектов.
Согласно Закону о животном мире планирование охраны объектов животного мира и среды их обитания также предусматривается в форме государственных программ.
Планирование использования и охраны земельных и лесных ресурсов осуществляется в форме проектов земле- и лесоустройства. Проекты земле- и лесоустройства как инструменты планирования представляют собой систему мероприятий, направленных на обеспечение организации рационального использования и охраны земель, обеспечение рационального ведения лесного хозяйства и пользования лесным фондом, эффективного воспроизводства, охраны и защиты лесов, осуществление единой научно-технической политики в лесном хозяйстве, создание благоприятной экологической среды и улучшение природных ландшафтов.
Названные формы планирования разрабатываются и осуществляются специально уполномоченными государственными органами по охране и использованию соответствующего природного объекта.
Последовательная реализация планов и программ в области природопользования и охраны окружающей среды наряду с другими факторами предопределяется финансированием.
Экологические права граждан
Центральное место среди принципов экологического права, как отмечалось выше, занимает приоритет охраны жизни и здоровья человека. В связи с этим важнейшей особенностью современного экологического права является становление и развитие института экологических прав граждан в качестве одного из определяющих в его системе.
В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Вместе с тем нормы Конституции РФ конкретизируются в действующем экологическом законодательстве. Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» устанавливает, что каждый гражданин имеет право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, аварий, катастроф, стихийных бедствий. Это право обеспечивается:
— планированием и нормированием качества окружающей природной среды, мерами по предотвращению экологически вредной деятельности и оздоровлению окружающей природной среды, предупреждению и ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;
— социальным и государственным страхованием граждан, организацией медицинского обслуживания населения;
— предоставлением реальных возможностей для проживания в условиях благоприятной для жизни и здоровья окружающей природной среды;
— возмещением в судебном или административном порядке вреда, причиненного здоровью граждан в результате загрязнения окружающей природной среды, последствий аварий и катастроф;
— государственным контролем за состоянием окружающей природной среды и соблюдением природоохранительного законодательства, привлечением к ответственности лиц, виновных в нарушении требований обеспечения экологической безопасности населения.
Право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды осуществляется через реализацию конкретных полномочий граждан в области охраны окружающей среды, содержание которых раскрывается в Законе РСФСР «Об охране окружающей природной среды» (ст. 12), Основах законодательства об охране здоровья граждан (ст. 17, 19, 66), Федеральных Законах «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ст. 8), «О радиационной безопасности населения» (ст. 22, 23, 26), «Об экологической экспертизе» (ст. 19) и других нормативных актах.
В соответствии с нормами указанных законов граждане РФ имеют право:
— создавать общественные объединения, фонды и иные общественные формирования по охране окружающей природной среды;
— принимать участие в собраниях, митингах, шествиях, демонстрациях, референдумах по охране окружающей природной среды, обращаться с письмами, жалобами и заявлениями по этим вопросам в компетентные органы;
— требовать от соответствующих органов предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и мерах ее охраны;
— требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, эксплуатации экологически вредных объектов, ограничении, приостановлении и прекращении деятельности таких объектов;
— ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных юридических лиц и граждан, предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан экологическим правонарушением;
— выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и получать информацию о результатах ее проведения;
— осуществлять другие права в сфере охраны окружающей среды, предусмотренные законодательством.
Данным правам корреспондируют установленные законодательством обязанности граждан (ст. 58 Конституции РФ, ст. 12 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды»):
— сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам;
— принимать участие в охране окружающей природной среды;
— соблюдать требования экологического законодательства и нормативы качества окружающей природной среды;
— повышать свою экологическую культуру, содействовать экологическому воспитанию подрастающего поколения.
Экологические права и обязанности граждане РФ могут осуществлять как в индивидуальном порядке, так и через участие в общественных экологических объединениях. Последним также предоставлен ряд полномочий для осуществления их функций в сфере охраны окружающей природной среды. Согласно ст. 13 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» они вправе:
— разрабатывать и пропагандировать свои экологические программы, защищать экологические права и интересы населения, развивать экологическую культуру населения, привлекать на добровольных началах граждан к активной природоохранительной деятельности;
— за счет своих средств и добровольного участия населения выполнять работы по охране и воспроизводству окружающей природной среды, содействовать государственным органам в борьбе с экологическими правонарушениями;
— рекомендовать своих представителей для участия в государственной экологической экспертизе, проводить общественную экологическую экспертизу;
— требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, строительстве, эксплуатации экологически вредных объектов и ограничении, приостановлении, прекращении или перепрофилировании их деятельности;
— требовать предоставления своевременной, достоверной и полной информации о загрязнении окружающей природной среды и мерах ее охраны;
— организовывать собрания, митинги, шествия, демонстрации, сбор подписей, входить с предложениями о проведении обсуждения проектов, референдумов по охране окружающей природной среды;
— ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных должностных лиц, предъявлять в суде иски о возмещении вреда здоровью и имуществу граждан, причиненного экологическим правонарушением.
Государство гарантирует экологическим и иным общественным объединениям, выполняющим экологические функции, и гражданам возможность реализации ими прав в области охраны окружающей среды в соответствии с законодательством РФ.
Государственные органы, их должностные лица обязаны оказывать всемерное содействие общественным объединениям и гражданам в реализации их экологических прав и обязанностей, принимать необходимые меры по выполнению их предложений и требований в организации природоохранительной деятельности.
Землеустройство.
Землеустройство включает в себя следующие мероприятия: 1. изучения состояния земли; 2. планирование и организацию рационального использования земель и их охраны; 3. образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства, установление их границ. Землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов гос-ой власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков. Землеустройство должно проводится в обязательном порядке. Эти работы обязательно проводятся в случаях: изменения границ объектов землеустройства; предоставления и изъятия земельных участков; выявления нарушенных земель. Сведения о землеустройстве носят открытый характер. Лица, права которых могут быть затронуты при проведении землеустройства, должны быть оповещены в письменной форме не позднее чем за семь дней до начала работ. Отсутствие извещённых лиц не является препятствием для проведения землеустройства. Неотъемлемой частью землеустроительных работ является межевание, т.е. работы по установлению на местности границ муниципальных образований. Межевание проводится при получении гражданами и юридическими лицами новых земельных участков. Землеустройство – это одна из функций управления в сфере использования и охраны земель.
Право пользования недрами.
Правовая охрана вод.
Использование водных объектов должно осуществляться с минимально возможными негативными последствиями для водных объектов. Органы гос-ой власти РФ и органы гос-ой власти субъектов РФ принимают совместимые с принципом устойчивого развития меры по сохранению водных объектов, предотвращению их загрязнения. Граждане и юрид. лица при использовании водных объектов обязаны осуществлять производственно-технологические, агротехнические и другие мероприятия, обеспечивающие охрану водных объектов. Охрана водных объектов от загрязнения осуществляется посредством регулирования деятельности как стационарных, так и других источников загрязнения. Запрещается сброс в водные объекты и захоронение в них производственных, бытовых и других отходов. При осуществлении на дне водных объектов работ, которые направлены на использование недр, но не связаны с добычей полезных ископаемых, недропользователи обязаны не допускать загрязнения, засорения и истощения водных объектов. Не разрешается эксплуатация самоходных и несамоходных судов, а также иных объектов находящихся на поверхности водных объектов, без устройств по сбору сточных вод, отходов и отбросов, образующихся на этих судах и объектах. Запрещается засорение ледяного покрова. Особо охраняемые водные объекты – природные водные экосистемы, имеющие особое природоохранное, научное, культурное и оздоровительное лечение.
Правовая охрана лесов.
Гос-ая лесная охрана РФ создается в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, в целях обеспечения сохранения экологического и ресурсного потенциала лесов, биологического разнообразия лесных экосистем, соблюдения установленного порядка и правил использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, а также иных требований, установленных законодательством РФ.
Государственная лесная охрана РФ организует наземную и авиационную охрану лесов от пожаров, проводит мероприятия по противопожарному обустройству территории лесного фонда, предупреждению, выявлению и пресечению нарушений требований пожарной безопасности в лесах, профилактике лесных пожаров, своевременному их обнаружению. Порядок осуществления мероприятий по охране и защите лесовПравительство РФ, федеральный орган исполнительной власти в области лесного хозяйства, федеральный орган исполнительной власти по надзору в сфере природопользования и их территориальные органы обеспечивают осуществление мероприятий по охране и защите лесов, борьбе с вредителями и болезнями леса и лесными пожарами, привлекают для их тушения работников, противопожарную технику и транспортные средства коммерческих и некоммерческих организаций, а также население. Осуществляется охрана лесов от загрязнения радиоактивными веществами, охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения видов деревьев, кустарников, лиан, иных лесных растений Отчет об охране и о защите лесов представляется гражданами, юридическими лицами в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий.
Транспорте.
В целях установления барьера между объектами хозяйственной и иной деятельности, являющимися источниками негативного воздействия на окружающую среду, и жилой застройкой создаются санитарно-защитные зоны. Источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека (загрязнение атмосферного воздуха и неблагоприятное воздействие физических факторов) являются объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промплощадки превышают предельно допустимые концентрации и/или предельно допустимые уровни и/или вклад в загрязнение жилых зон превышает 0,1 ПДК. Предприятия, группы предприятий, их отдельные здания и сооружения с технологическими процессами, являющиеся источниками негативного воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять от жилой застройки санитарно-защитными зонами. Санитарно-защитная зона (СЗЗ) отделяет территорию промышленной площадки от жилой застройки, ландшафтно-рекреационной зоны, зоны отдыха, курорта с обязательным обозначением границ специальными информационными знаками. Границей жилой застройки является линия, ограничивающая размещение жилых зданий, строений, наземных сооружений и отстоящая от красной линии на расстояние, которое определяется градостроительными нормативами. Автомобильные и иные транспортные средства при работе оказывают негативное воздействие на окружающую среду в виде загрязнения атмосферы отработавшими газами, пылью, а также являются источниками шума, вибрации и засорения прилегающей зоны выбросами. Уровни загрязнения от транспортных средств не должны превышать установленных предельно допустимых концентраций вредных веществ для атмосферного воздуха, воды по видам водопользования, почву.
Формы взаимодействия общества и природы. Их развитие на современном этапе. Экологический кризис.
Научно-методологической основой экологического права являются современные теоретические представления о взаимодействии человека, общества и природы.
Взаимодействие общества и природы как естественный и объективный процесс, необходимое условие существования человека проявляется в двух основных формах.
Существуют формы взаимодействия общества и природы:
1)экологическая форма. В основе её лежат естественные законы развития человека и природы. Она абсолютно бессознательная – уже появившись в природе в первобытной форме человек в неё вступает (дышит воздухом, ходит по земле…). Эта форма не нуждается в правовом регулировании, здесь господствуют естественные законы.+
2)Экономическая форма. В отличие от экологической в её основе лежат социальные законы.
3)эколого-экономическая. Она основана на приоритете экологических интересов над экономическими.
От этой формы есть ряд подформ (для того, чтобы этот приоритет экологии на экономикой был выдержан):
1.Рациональное природопользование. Рациональное – это бережное неистощимое использование природных ресурсов. Но сегодня человечество живёт за счёт тех ресурсов, которые невосполнимы – это уголь, нефть, газ. Они рано или поздно закончатся – и надо чем-то будет их заменить. И хотя есть биоэнергия, солнечная энергия и ветряная – но они пока заменить не могут.
2.Охрана природы. Если не охранять – приоритет выдержан не будет. Охрана природы тоже имеет своё развитие. Впервые охрана природы как осознанная деятельность человека появилась в XIX веке в консервативном виде – стали впервые создаваться особо охраняемые территории. В России это традиционно заповедники, в Америке – национальные парки.
В ХХ веке охрана природы приобретает более широкое значение и рассматривается уже широко. Природа в целом подлежит охране, наряду с особо охраняемыми территориями (появились природные парки, национальные парки, заказники…).
В СССР в 1960 году был принят первый закон об охране природы (правда, он был не очень-то эффективен – возможно, это была дань моде, так как во многих странах его приняли).
На рубеже ХХ и XXI веков оно из просто охраны превратилось в защиту и оздоровление и выходит за рамки национальной задачи – и становится общемировой задачей.
В частности, у нас проводилась федеральная целевая программа возрождения реки Волги в конце 90-х годов – то есть новые задачи и на оздоровление направлены.