избирательное право субъектов российской федерации

Избирательное право субъектов российской федерации

Статья 4. Всеобщее избирательное право и право на участие в референдуме

(в ред. Федеральных законов от 09.11.2009 N 250-ФЗ, от 02.05.2012 N 40-ФЗ, от 09.03.2016 N 66-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Гражданин Российской Федерации имеет право избирать, быть избранным, участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

3. Не имеют права избирать, быть избранными, осуществлять другие избирательные действия, участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

(в ред. Федерального закона от 09.03.2016 N 66-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Положения п. 3.1 ст. 4 (в ред. ФЗ от 25.07.2006 N 128-ФЗ) применяются при замещении вакантного депутатского мандата по единому избирательному округу.

3.1. Не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Указанные граждане вправе быть избранными в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.

(п. 3.1 введен Федеральным законом от 25.07.2006 N 128-ФЗ)

3.2. Не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации:

а) осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;

(пп. «а» в ред. Федерального закона от 21.02.2014 N 19-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(пп. «а.1» введен Федеральным законом от 21.02.2014 N 19-ФЗ)

(пп. «а.2» введен Федеральным законом от 21.02.2014 N 19-ФЗ)

б) осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления, если на таких лиц не распространяется действие подпунктов «а.1» и «а.2» настоящего пункта;

(в ред. Федерального закона от 21.02.2014 N 19-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Ст. 4 (в ред. ФЗ от 23.05.2020 N 153-ФЗ) применяется к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после 23.05.2020.

(пп. «б.1» введен Федеральным законом от 23.05.2020 N 153-ФЗ)

в) подвергнутые административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.3 и 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если голосование на выборах состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;

(в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 211-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

г) в отношении которых вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 настоящего Федерального закона, либо совершения действий, предусмотренных подпунктом «ж» пункта 7 и подпунктом «ж» пункта 8 статьи 76 настоящего Федерального закона, если указанные нарушения либо действия совершены до дня голосования на выборах в течение установленного законом срока полномочий органа государственной власти или органа местного самоуправления, в которые назначены выборы, либо должностного лица, для избрания которого назначены выборы.

(п. 3.2 введен Федеральным законом от 05.12.2006 N 225-ФЗ)

3.3. Если срок действия ограничений пассивного избирательного права, предусмотренных подпунктами «а.1», «а.2» и «б.1» пункта 3.2 настоящей статьи, истекает в период избирательной кампании до дня голосования на выборах, гражданин, пассивное избирательное право которого было ограничено, вправе в установленном законом порядке быть выдвинутым кандидатом на этих выборах.

(п. 3.3 введен Федеральным законом от 21.02.2014 N 19-ФЗ; в ред. Федерального закона от 23.05.2020 N 153-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.4. Если деяние, за совершение которого был осужден гражданин, в соответствии с новым уголовным законом не признается тяжким или особо тяжким преступлением, действие ограничений пассивного избирательного права, предусмотренных подпунктами «а», «а.1» и «а.2» пункта 3.2 настоящей статьи, прекращается со дня вступления в силу этого уголовного закона.

(п. 3.4 введен Федеральным законом от 21.02.2014 N 19-ФЗ)

3.5. Если тяжкое преступление, за совершение которого был осужден гражданин, в соответствии с новым уголовным законом признается особо тяжким преступлением или если особо тяжкое преступление, за совершение которого был осужден гражданин, в соответствии с новым уголовным законом признается тяжким преступлением, ограничения пассивного избирательного права, предусмотренные подпунктами «а.1» и «а.2» пункта 3.2 настоящей статьи, действуют до истечения десяти лет со дня снятия или погашения судимости.

(п. 3.5 введен Федеральным законом от 21.02.2014 N 19-ФЗ)

П. 3.6 ст. 4 применяется к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после 04.06.2021 (ФЗ от 04.06.2021 N 157-ФЗ).

Положения настоящего пункта распространяются на участников, членов, работников экстремистской или террористической организации и иных лиц, в действиях которых вступившим в законную силу решением суда установлена причастность к деятельности экстремистской или террористической организации: непосредственная реализация целей и (или) форм деятельности (в том числе отдельных мероприятий), в связи с которыми соответствующая организация была признана экстремистской или террористической, и (или) выражение поддержки высказываниями, включая высказывания в сети «Интернет», либо иными действиями (предоставление денежных средств, имущественной, организационно-методической, консультативной или иной помощи) тем целям и (или) формам деятельности (в том числе отдельным мероприятиям) соответствующей организации, в связи с которыми она была признана экстремистской или террористической.

Лица, являвшиеся учредителем, членом коллегиального руководящего органа, руководителем, заместителем руководителя, руководителем регионального или другого структурного подразделения, заместителем руководителя регионального или другого структурного подразделения экстремистской или террористической организации, не могут быть избраны до истечения пяти лет со дня вступления в законную силу решения суда о ликвидации или запрете деятельности экстремистской или террористической организации.

Лица, являвшиеся участником, членом, работником экстремистской или террористической организации или иным лицом, причастным к деятельности экстремистской или террористической организации, не могут быть избраны до истечения трех лет со дня вступления в законную силу решения суда о ликвидации или запрете деятельности экстремистской или террористической организации.

(п. 3.6 введен Федеральным законом от 04.06.2021 N 157-ФЗ)

4. Активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Пребывание гражданина Российской Федерации вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления. Законом активное избирательное право может быть предоставлено гражданину, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа.

4.1. Активным избирательным правом на выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, правом голосовать на референдуме субъекта Российской Федерации обладает также гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 18 лет, не имеющий регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации, зарегистрированный по месту пребывания на территории соответствующего избирательного округа, округа референдума не менее чем за три месяца до дня голосования, в случае подачи им заявления о включении в список избирателей, участников референдума по месту нахождения в соответствии с пунктом 16 статьи 64 настоящего Федерального закона для голосования в пределах избирательного округа, округа референдума, где он зарегистрирован по месту пребывания.

(п. 4.1 введен Федеральным законом от 29.05.2019 N 104-ФЗ)

5. Ограничения пассивного избирательного права, связанные с нахождением места жительства гражданина Российской Федерации на определенной территории Российской Федерации, включая требования к продолжительности и сроку проживания гражданина Российской Федерации на данной территории, устанавливаются только Конституцией Российской Федерации.

6. Федеральным законом, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, не позволяющие одному и тому же лицу занимать одну и ту же выборную должность более установленного количества сроков подряд. Уставом муниципального образования могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, не позволяющие одному и тому же лицу занимать должность главы муниципального образования более установленного количества сроков подряд.

7. При наличии в отношении гражданина Российской Федерации вступившего в силу решения суда о лишении его права занимать государственные и (или) муниципальные должности в течение определенного срока этот гражданин не может быть зарегистрирован в качестве кандидата, если голосование на выборах в органы государственной власти, органы местного самоуправления состоится до истечения указанного срока.

8. Кандидатом на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) может быть выдвинут гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 30 лет. Конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, связанные с достижением гражданином определенного возраста. Устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может превышать 21 год на день голосования на выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации и выборного должностного лица местного самоуправления. Установление максимального возраста кандидата не допускается.

(в ред. Федеральных законов от 11.12.2004 N 159-ФЗ, от 09.11.2009 N 250-ФЗ, от 02.05.2012 N 40-ФЗ, от 09.03.2016 N 66-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 02.03.2007 N 24-ФЗ, от 25.12.2008 N 281-ФЗ, от 05.04.2021 N 89-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10. На основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах, а также участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.

Положения ст. 4 (в ред. ФЗ от 31.07.2020 N 267-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, референдумов, назначенных после 31.07.2020.

11. В случае принятия комиссией решений, предусмотренных пунктом 1 или 2 статьи 63.1 настоящего Федерального закона, установленные настоящим Федеральным законом условия реализации гражданами Российской Федерации активного избирательного права, права на участие в предусмотренных законом избирательных действиях, права на участие в референдуме Российской Федерации, других действиях по подготовке и проведению референдума, связанные с достижением возраста 18 лет, определяются исходя из последнего возможного дня голосования на соответствующих выборах, референдумах.

(п. 11 введен Федеральным законом от 31.07.2020 N 267-ФЗ)

12. В случае принятия комиссией решений, предусмотренных пунктом 1 или 2 статьи 63.1 настоящего Федерального закона, установленные настоящим Федеральным законом условия реализации гражданами Российской Федерации права быть избранными определяются исходя из первого возможного дня голосования на соответствующих выборах, референдумах.

(п. 12 введен Федеральным законом от 31.07.2020 N 267-ФЗ)

Источник

Избирательное право субъектов российской федерации

избирательное право субъектов российской федерации

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Об основных гарантиях избирательных прав
граждан Российской Федерации

(с изменениями на 30 марта 1999 года)

Документ с изменениями, внесенными:

Федеральным законом от 26 ноября 1996 года N 139-ФЗ (Российская газета, N 232, 04.12.96; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 49, ст.5498);

Принят Государственной Думой
26 октября 1994 года

Одобрен Советом Федерации
16 ноября 1994 года

Демократические свободные выборы в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления Российской Федерации являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государство гарантирует свободное волеизъявление граждан на выборах путем защиты демократических принципов и норм избирательного права.

Настоящим Федеральным законом определяются основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации их конституционного права избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Глава I.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Пределы действия настоящего Федерального закона

Настоящим Федеральным законом устанавливаются основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации при выборах Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также при выборах в органы местного самоуправления, проводимых в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации о выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также о выборах в органы местного самоуправления не могут противоречить настоящему Федеральному закону.

Законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные гарантии избирательных прав граждан.

Избирательные права граждан Российской Федерации и их гарантии, установленные настоящим Федеральным законом, а также иными федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, не могут быть изменены иначе как путем принятия Федерального закона.

Статья 2. Основные термины, используемые в настоящем
Федеральном законе

В настоящем Федеральном законе используются следующие термины:

Статья 3. Принципы участия гражданина Российской Федерации в
выборах

Гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Участие гражданина Российской Федерации в выборах является добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление.

Гражданин Российской Федерации, проживающий за ее пределами, обладает всей полнотой избирательных прав. Дипломатические и консульские учреждения Российской Федерации обязаны оказывать содействие гражданину Российской Федерации в реализации избирательных прав, установленных настоящим Федеральным законом.

Статья 4. Всеобщее избирательное право

Гражданин Российской Федерации может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные условия приобретения гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, связанные с достижением им определенного возраста или со сроком его проживания на определенной территории Российской Федерации (соответственно уровню проводимых выборов). Устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может превышать 21 года при выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, 30 лет при выборах главы исполнительного органа государственной власти (Президента) субъекта Российской Федерации и 21 года при выборах главы местного самоуправления, сроки обязательного проживания на указанной территории не могут превышать одного года.

Ограничения, связанные со статусом депутата, в том числе с невозможностью находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Статья 5. Равное избирательное право

Избиратели участвуют в выборах в Российской Федерации на равных основаниях.

Статья 6. Прямое избирательное право

Избиратель голосует на выборах в Российской Федерации за или против кандидатов (списка кандидатов) непосредственно.

Статья 7. Тайное голосование

Голосование на выборах в Российской Федерации является тайным, то есть исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением избирателя.

Глава II.
ГАРАНТИИ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН ПРИ
СОСТАВЛЕНИИ СПИСКОВ ИЗБИРАТЕЛЕЙ, ОБРАЗОВАНИИ
ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ОКРУГОВ И ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ

Статья 8. Составление списков избирателей

В списки избирателей включаются все граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным правом.

Список избирателей составляется участковой избирательной комиссией отдельно по каждому избирательному участку на основании сведений, представляемых по установленной форме главой местной администрации. Уточнение списков зарегистрированных избирателей осуществляется главой местной администрации по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года. Указанные сведения направляются в соответствующие избирательные комиссии сразу после назначения дня выборов.

Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей на конкретном избирательном участке является его проживание на территории этого избирательного участка, определяемое в соответствии с Федеральным законом, устанавливающим право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территории Российской Федерации.

Гражданин Российской Федерации может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке.

Основания и порядок составления списков избирателей устанавливаются в соответствующих федеральных законах, законах и иных нормативных правовых актах законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Список избирателей представляется для всеобщего ознакомления не позднее чем за 30 дней до дня выборов.

Каждый гражданин Российской Федерации, обладающий избирательным правом, вправе заявить в участковую избирательную комиссию о невключении его в список избирателей, а также о любой ошибке или неточности в списке избирателей. В течение 24 часов участковая избирательная комиссия обязана проверить заявление и либо устранить ошибку, либо дать заявителю письменный ответ с изложением мотивов отклонения заявления. Решение участковой избирательной комиссии может быть обжаловано в вышестоящую избирательную комиссию (соответственно уровню проводимых выборов) или в суд, которые обязаны рассмотреть жалобу в трехдневный срок, а в день выборов немедленно.

Вносить изменения в списки избирателей после начала подсчета голосов избирателей запрещается.

Статья 9. Образование избирательных округов

Для проведения выборов образуются избирательные округа на основании данных, предоставляемых исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления. Границы избирательных округов и число избирателей в каждом избирательном округе определяются соответствующей избирательной комиссией и утверждаются соответствующим представительным органом не позднее чем за 60 дней до дня выборов.

При проведении выборов в Российской Федерации избирательные округа должны образовываться при соблюдении следующих требований:

избирательный округ составляет единую территорию: не допускается создание избирательного округа из не граничащих между собой территорий, за исключением случаев, установленных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

При соблюдении указанных требований образования избирательных округов учитывается административно-территориальное деление.

Статья 10. Образование избирательных участков

Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей образуются избирательные участки.

Избирательные участки образуются главой местной администрации по согласованию с соответствующими избирательными комиссиями с учетом местных и иных условий, в целях создания максимальных удобств для избирателей из расчета не более 3000 избирателей на каждом участке и не позднее чем за 45 дней до дня выборов. Границы избирательных участков не должны пересекать границ избирательных округов.

Списки избирательных участков с указанием их границ и адресов участковых избирательных комиссий должны быть опубликованы соответствующей избирательной комиссией в местной печати не позднее чем за 40 дней до дня выборов.

Глава III.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН
ИЗБИРАТЕЛЬНЫМИ КОМИССИЯМИ

Статья 11. Статус избирательных комиссий

Избирательные комиссии в Российской Федерации обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав граждан.

Подготовку и проведение выборов в Российской Федерации осуществляют:

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации;

избирательные комиссии субъектов Российской Федерации;

Источник

Приложение. Записка о соответствии избирательного законодательства ряда субъектов РФ федеральному законодательству

Приложение
к постановлению Центральной
избирательной комиссии РФ
от 29 сентября 2000 г. N 110/1163-3

Записка
о соответствии избирательного законодательства ряда субъектов Российской Федерации федеральному законодательству

В связи с вступлением в силу 6 апреля 1999 года изменений и дополнений к Федеральному закону законодательными органами субъектов Российской Федерации при активном участии избирательных комиссий обновлено большинство региональных законов о выборах. В частности, в законы о выборах депутатов законодательного органа государственной власти были внесены изменения и дополнения почти во всех субъектах Российской Федерации. Не учтены изменения федерального законодательства в законах о выборах города Санкт-Петербурга, Новосибирской области.

При этом в период проведения федеральных и совмещенных с ними иных выборов работа законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации по приведению законодательства в соответствие с федеральным проводилась недостаточно активно и главным образом касалась внесения в региональные законы изменений в части процедуры голосования в соответствии с разъяснениями ЦИК России.

С учетом данной ситуации и в целях обеспечения гарантий избирательных прав граждан ЦИК России усилила внимание к проблеме приведения законодательства о выборах субъектов Российской Федерации в соответствие с требованиями федерального законодательства.

По направлениям ЦИК России замечаниям и предложениям в региональные законы или их проекты во многих субъектах Российской Федерации вносятся или готовятся к внесению изменения и дополнения. Например, выявленные в проекте Закона Волгоградской области «О выборах главы администрации Волгоградской области» несоответствия Федеральному закону, касающиеся сроков назначения выборов и отсутствия права кандидатов снять свою кандидатуру, были устранены в Законе, принятом 31 августа 2000 года Волгоградской областной Думой (выборы главы администрации области назначены на 24 декабря 2000 года).

Правовую неопределенность породило принятие в Коми-Пермяцком автономном округе наряду с Избирательным кодексом еще четырех законов о выборах органов государственной власти и местного самоуправления. При этом большинство норм Избирательного кодекса и Закона «О выборах Главы администрации Коми-Пермяцкого автономного округа» противоречат друг другу. Подобный правовой дуализм мог повлечь нарушения избирательных прав граждан и поставить под сомнение результаты выборов. По рекомендации ЦИК России Думой автономного округа были внесены изменения и дополнения в указанные правовые акты (выборы главы администрации округа назначены на 3 декабря 2000 года).

Возможность возникновения ситуации, при которой выборы будут носить перманентный характер, заложена в законах Краснодарского края «О выборах главы администрации (губернатора) Краснодарского края» и «О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления и глав муниципальных образований в Краснодарском крае»: при повторном голосовании избранным считается зарегистрированный кандидат, получивший более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Если же ни один из кандидатов не наберет этого количества голосов, назначаются повторные выборы. Такое положение является недостаточно обоснованным как в правовом отношении, так и с точки зрения практического применения (выборы в органы местного самоуправления назначены на 3 декабря 2000 года).

В некоторых региональных законодательных актах о выборах содержатся нормы, грубо нарушающие важнейшие правила проведения выборов, установленные Федеральным законом. Например, в Избирательном кодексе Владимирской области, принято в июне текущего года, имеется норма, допускающая перенос дня голосования на избирательном участке по решению вышестоящей избирательной комиссии на ближайший выходной.

Прошедшие избирательные кампании показали, что несоответствие регионального законодательства федеральному значительно затрудняет проведение избирательных кампаний. Так, законы, по которым проводились в 1999 году выборы в Государственный Совет и в органы местного самоуправления Республики Татарстан одновременно с федеральными выборами, содержали многочисленные противоречия Федеральному закону. В результате Центральная избирательная комиссия республики была вынуждена в соответствующих случаях применять Федеральный закон.

Не всегда направленные в адрес законодательных (представительных) органов государственной власти, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации замечания и предложения своевременно учитываются. Так, в ЦИК России был изучен Закон Республики Марий Эл «О выборах в Республике Марий Эл», регулирующий все виды выборов в республике, в котором выявлены такие противоречия Федеральному закону, как отсутствие института сбора подписей в поддержку выдвижения кандидатов при выборах представительных органов местного самоуправления, закрепление возможности сокращения периода выдвижения кандидатов при выборах депутатов Государственного Собрания республики, изменения времени голосования в день выборов по решению соответствующей избирательной комиссии.

Кроме того, в связи с назначением на 8 октября 2000 года выборов Президента и парламента Республики Марий Эл ЦИК России обратила внимание на недопустимость их совмещения ввиду необоснованного сокращения срока полномочий Президента республики. Уже в ходе избирательной кампании дата выборов Президента была изменена на 3 декабря 2000 года, однако был сохранен статус зарегистрированных кандидатов, а также предоставлено право кандидатам, которым было отказано в регистрации, продолжить участие в избирательной кампании, что не вполне соответствует гарантиям избирательных прав граждан, закрепленным Федеральным законом.

До настоящего времени конституции и законы некоторых субъектов Российской Федерации содержат такие ограничения пассивного избирательного права, как достижение определенного возраста и продолжительность проживания на территории региона. Например, Конституция Республики Татарстан и Закон «О выборах Президента Республики Татарстан» при выборах Президента республики предусматривают такие условия для приобретения пассивного избирательного права, как гражданство республики, возрастной ценз 35 лет, ценз оседлости 10 лет, обязательное владение государственными языками Республики Татарстан, что противоречит Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству. Ограничение пассивного избирательного права, связанное с возрастным цензом и владением государственными языками субъекта Российской Федерации, содержится также в Конституции Республики Ингушетия.

Недостатки не только законов, но и подзаконных актов, принимаемых избирательными комиссиями, могут привести к нарушению избирательных прав граждан. Так, в Калининградской области уже в ходе избирательной кампании Избирательная комиссия области дала разъяснение по применению Закона «О выборах Главы администрации (губернатора) Калининградской области» относительно сроков выдвижения и регистрации кандидатов, где неверно указала период выдвижения (не было учтено, что этот период включает также процедуру внесения избирательного залога). Лишь после рекомендаций ЦИК России Избирательная комиссия области привела указанные разъяснения в соответствие с действующим законодательством.

ЦИК России указывала на недопустимость таких нарушений в заключении, направленном в Избирательную комиссию республики, однако по этим законам проводились выборы. Жалоба о проверке конституционности данных положений была подана в Конституционный Суд Российской Федерации. Лишь в настоящее время в законодательстве Республики Дагестан вносятся изменения и дополнения, предусматривающие вместо женских, профессиональных, национальных округов образование многомандатных округов с квотированием мест для ряда национальностей.

В субъекты Российской Федерации, в законах которых предусмотрено проведение выборов по одномандатным и многомандатным округам, ЦИК России направила для сведения и учета в работе постановление Конституционного Суда от 23 марта 2000 года N 4-П по делу о проверке конституционности части второй статьи 3 Закона Оренбургской области от 18 сентября 1997 года «О выборах депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области» в связи с жалобами граждан Г.С.Борисова, А.П.Бучнева и других. В соответствии с указанным постановлением при проведении выборов в органы государственной власти и местного самоуправления в субъектах Российской Федерации в избирательных округах с различным количеством мандатов равное избирательное право заключается прежде всего в наличии у каждого избирателя одного голоса (или одинакового числа голосов), в том время как по итогам выборов данные округа будут представлять один или более депутатов в зависимости от числа мандатов. Отдельные аспекты, связанные с организацией и проведением выборов по многомандатным избирательным округам, требуют своего разрешения на федеральном уровне с учетом складывающейся практики.

Как правило, в законодательстве субъектов Российской Федерации не разработан механизм реализации нормы пункта 2 статьи 23 Федерального закона о формировании территориальных и окружных избирательных комиссий по выборам в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления представительными органами местного самоуправления в случаях, когда такая комиссия должна действовать на территориях нескольких муниципальных образований.

Часто в региональных законах о выборах встречаются нарушения установленных Федеральным законом правил проведения предвыборной агитации (законы Кировской, Саратовской, Калининградской областей, Корякского автономного округа и другие). В частности, не установлен порядок предоставления эфирного времени зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам. Это вызвало много жалоб при совмещении выборов в субъектах Российской Федерации с прошедшими федеральными выборами. Указанные правила, согласно пункту 4 статьи 40 Федерального закона, должны устанавливаться региональными законами, а не инструкциями избирательных комиссий. В законах некоторых субъектов Российской Федерации встречаются такие организации для субъектов предвыборной агитации, как требование постоянного или преимущественного проживания на территории данного региона (Сахалинская область, Кировская область).

Многими законами субъектов Российской Федерации при проведении региональных выборов по мажоритарной избирательной системе равные условия выделения бесплатных эфирного времени и печатной площади, помещений для проведения предвыборной агитации посредством проведения массовых мероприятий предоставляются не только зарегистрированным кандидатам, но и избирательным объединениям, избирательным блокам, что нарушает установленное Федеральным законом равенство прав зарегистрированных кандидатов.

Указанные и иные несоответствия и противоречия могут не только повлечь нарушения избирательных прав граждан, но и поставить в сложное положение избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, вынужденные в таких случаях применять нормы Федерального закона. Кроме того, в некоторых случаях избирательные комиссии субъектов Российской Федерации не проявляют необходимой настойчивости в постановке соответствующих вопросов перед региональным законодателем, не используют в полной мере предоставленные им полномочия, в том числе право законодательной инициативы.

Целесообразно проводить правовой анализ региональных законов о выборах в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации на стадии подготовки их проектов.

Необходимо также подчеркнуть, что задача создания единого правового поля в области избирательных правоотношений, устранения норм, нарушающих избирательные права граждан, требует координации усилий не только избирательных комиссий, но и иных полномочных государственных органов.

Вместе с тем следует отметить, что процесс совершенствования регионального избирательного законодательства выявил некоторые недостатки Федерального закона и необходимость его изменения и дополнения с учетом опыта прошедших избирательных кампаний.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *