избирательное право в российской федерации кратко
Избирательное право. Избирательная система РФ.
Избирательное право — один из институтов конституционного права, состоящая из правовых норм, санкционированных законом правил и сложившихся на практике обычаев, регулирующих порядок предоставления гражданам права участия в выборах и способ формирования выборных органов власти.
Избирательное право — один из институтов конституционного права. Это система конституционно-правовых норм, которые определяют круг лиц, имеющих право избирать или быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, участвующих в референдуме. А также это система норм, которая определяет порядок организации и проведения референдумов и выборы в РФ.
Избирательное право в субъективном смысле, выражается в предоставлении каждому гражданину РФ возможности участия в выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также в голосовании на референдуме
Элементы избирательного права:
Конституция России, в отличие от многих зарубежных конституций, не содержит специальной главы об избирательном праве. Самые общие нормы включены в статью 32. Отдельные правила связываются с избранием Президента РФ (ст. 81) и Федерального Собрания (ст.96, 97). Но предусматривается, что порядок выборов в эти органы государственной власти должен определяться федеральными законами. В 2002 и 2003 гг. приняты новые федеральные законы о выборах Президента Российской Федерации, о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ.
К источникам избирательного права относятся:
— Конституция РФ (ст. 3, 32, 81, 84, 92, 96, 97, 102, 111, 117 и т.д.),
а также Федеральное законодательство, касающееся выборов и референдумов на федеральном уровне:
— Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в редакции от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ с изм. и доп. от 27 сентября, 24 декабря 2002 г., 23 июня, 4 июля 2003 г.),
— Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» (в редакции от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ),
— Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (в редакции от 20 декабря 2002 г. N 175-ФЗ с изм. и доп. от 23 июня 2003 г.),
— Федеральный конституционный закон «О референдуме РФ» (в редакции от 10 октября 1995 г.), а также Федеральное законодательство, касающееся выборов и референдумов субъектов федерации:
— Федеральный закон «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» (в редакции от 26 ноября 1996 г. N 138-ФЗ с изм. и доп. от 22 июня 1998 г.), а также указы Президента РФ по вопросам организации и проведения выборов, нормативные акты Центральной избирательной комиссии и законы субъектов РФ, касающиеся выборов и референдумов на уровне соответствующего субъекта и действующего на его территории местного самоуправления.
Тем не менее, общие принципы избирательного права прямо или косвенно предусмотрены Конституцией РФ в виде ряда прав, обеспечивающих гражданам участие в выборах и референдумах. Они также сформулированы в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в редакции от 12 июня 2002 г.).
Избирательные системы: 1) пропорциональная 2) мажоритарная 3) смешанная
Пропорциональная избирательная система означает, что депутатские мандаты при выборах в парламент распределяются между списками кандидатов, пропорционально поданным голосам.
Мажоритарная избирательная система – система выборов в парламент или должностного лица, при которой избранными считаются кандидаты, получившие большинство голосов избирателей по избирательному округу, где они баллотируются.
Смешанная система – предполагает комбинирование мажоритарной и пропорциональной систем; например, одна часть парламента избирается по мажоритарной системе, а вторая – по пропорциональной; при этом избиратель получает два бюллетеня и отдаёт один голос за партийный список, а второй – за конкретного кандидата, избирающегося на мажоритарной основе.
Существуют три разновидности мажоритарной системы:
абсолютного большинства – кандидату необходимо набрать 50% + 1 голос;
относительного большинства – кандидату необходимо набрать самое большое число голосов. При этом данное число голосов может быть меньше 50% от всех голосов;
квалифицированного большинства – кандидату необходимо набрать заранее установленное большинство голосов. Такое установленное большинство всегда больше 50% от всех голосов – 2/3 или 3/4.
В России мажоритарная система применяется при выборах Президента РФ. Выборы глав администраций (губернаторов, президентов, глав исполнительной власти) проводятся в двух основных формах: самим населением и законодательными органами субъектов Федерации (Дагестан). Система избрания глав администраций населением во многом напоминает систему избрания Президента РФ: предусматривается избрание того кандидата, который получил больше половины голосов от установленного законом минимума принявших участие в выборах избирателей, возможность второго тура голосования.
В России пропорциональная избирательная система применяется на выборах в Государственную думу и на выборах в депутаты законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации.
С 2016 года половина депутатов (225) Государственной думы РФ будет избираться по одномандатным мажоритарным округам, а вторая половина – по единому избирательному округу по пропорциональной системе с процентным барьером в 5%. С 2007 по 2011 год все 450 депутатов избирались по единому избирательному округу по пропорциональной системе с процентным барьером в 7%.
В России право избирать имеют граждане с 18 лет, право быть избранным в представительный орган – с 21 года ( местного самоуправления – с 18 лет), главой администрации субъекта РФ – с 30 лет, а президента страны – с 35 лет
УГОЛОВНОЕ ПРАВО
Источники: Конституция РФ, УК.
Действие уголовного закона в пространстве :
территориальный принцип— все лица, совершившие преступление на территории РФ, подлежат уголовной ответственности по УК
принцип гражданства-граждане РФ или лица без гражданства, постоянно проживающие на территории РФ, совершившие преступление на территории другого государства, отвечают по УК РФ
реальный принцип— иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно на территории РФ, совершившие преступление вне РФ, могут быть привлечены к ответственности по УК, если преступление было направлено против интересов РФ
Избирательное право
Избирательное право в широком смысле — это совокупность юридических норм, которые закрепляют права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, а также право отзыва избирателями избранных лиц, не оправдавших доверия
Избирательное право в узком смысле – конституционное право граждан избирать и быть избранным в выборные органы, государственные и муниципальные органы власти и право участвовать в референдуме.
Оно включает в себя:
Источники избирательного права в РФ:
Основные принципы избирательного права
Принципы избирательного права — это те основы, на которых строится право.
Таким образом, избирательное право в РФ всеобщее, равное, прямое, тайное.
Кроме того, следует отметить следующие важные принципы:
Принципы свободного участия в выборах — избиратель сам решает, принимать ему участие в избирательном процессе
Принцип альтернативности — выдвижение как минимум двух кандидатов на выборную должность или участие в избирательном процессе как минимум двух политических партий
Подводя итоги, хочется отметить, что в РФ созданы все возможности для свободных, честных выборов. Каждый человек, не имеющий ограничений, может принимать участие в выборах, референдумах, сам выдвигать свою кандидатуру, если считает себя достойным избранником народа. Не нужно находиться в стороне от политической жизни в обществе. Ведь именно от нас, граждан России, зависит и наше настоящее, и наше будущее, а значит, и будущее наших детей.
Примечание: на данном сайте можно найти материал об избирательной системе в РФ.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Основные избирательные права российских граждан
Конституция предоставляет гражданам РФ право участвовать в управлении государственными делами. Избирательные права гражданина РФ предполагают возможность участия в референдумах и выборах.
ФЗ-67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 г. можно скачать здесь.
У каждого гражданина РФ, достигшего 18-летнего возраста есть избирательные права
Основные права россиян
В табличке представлены виды гражданских прав в области государственного управления.
Во втором случае россиянам необходим акт государственного органа.
Во втором случае речь идёт о правах в конкретной управленческой сфере.
Выборы – форма взаимодействия с обществом, что неотъемлемо для правового государства
Политические права
К политическим правам россиян относятся права на:
Также существует право граждан на местное самоуправление.
Здесь текст ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6.10.2003 г.
Что дают политические права россиянам
Выбор депутатов Госдумы
Лица с российским гражданством имеют право избирать депутатов Госдумы.
Участвовать в избирательном процессе могут россияне, достигшие восемнадцатилетнего возраста.
К избирательным правам относится следующее:
Здесь можно познакомиться с ФЗ-175 «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 20.12.2002 г.
Схема выбора депутатов в Государственную Думу
Проведение референдума
Понятие «референдум» включает в себя утверждение публично-властных решений посредством всенародного голосования лиц, законно проживающих на территории РФ. Права на участие в референдуме граждан обуславливаются Конституцией РФ.
Процедура проведения референдума предполагает гласность. Каждое касающееся его решение должно доводиться до сведения лиц, имеющих право голоса. У гражданских лиц есть возможность проведения агитационных мероприятий как за, так и против вопроса, решающегося путем голосования.
Допустима агитация посредством:
Право голоса на референдуме есть у всех россиян, вне зависимости от их национальности, пола, языка, образования, религиозных воззрений. Иной подход недопустим и карается законодательством.
Порядок проведения референдума в РФ
Решение, которое принимается на референдуме, носит обязательный характер для всех субъектов власти. Специального утверждения принятого решения не требуется.
ФКЗ-5 «О референдуме Российской Федерации» от 28.06.2004 г. посмотрите здесь.
Ограничения избирательного права
В табличке представлены основные моменты, которые относятся к ограничениям избирательного права.
Текст ФЗ-19 «О выборах Президента Российской Федерации» от 10.01.2003 г. находится здесь.
Человек с погашенной судимостью принимать участие в выборах может, но право избираться он утратил. Подробнее – в следующем видео.
Выборные должностные лица не имеют право на занятие бизнесом.Запрещается любая оплачиваемая деятельность. Исключение касается следующих видов деятельности:
Деятельность выборных лиц не может финансироваться иностранными или неправительственными организациями.
Избирательные гарантии
Ценность всякого права проявляется только тогда, когда оно реализуется. Для этого существуют гарантии избирательных прав. Они являются важнейшим элементом российской избирательной системы.
Гарантии избирательных прав граждан выступают защитой от возможных нарушений в ходе выборного процесса. Акцент делается на специальных гарантиях избирательных прав россиян. Они взаимозависимы и эффективно дополняют друг друга.
Избирательные гарантии граждан РФ
Система основных гарантий включает в себя следующие гарантии в сферах:
Подробное описание гарантий представлено в табличке.
Вид гарантии | Описание | Что сюда входит |
Политика | Сочетание средств и условий, которые определяют воздействие полит. системы на процесс выборов. Граждане имеют возможность организовывать избирательный процесс и принимать в нём участие. | Демократичность по отношению к выдвигаемым россиянами кандидатам, добровольность, равенство при участии в выборах в 1-порядковые структуры, неприкосновенность, свобода в плане агитации. |
Организация | Сочетание методов, средств и условий, которые обеспечивают материальную и техническую деятельность участников выборов. | Создание избиркома, избирательных округов и участков. Сюда следует отнести меры, которые обеспечивают гражданам сохранность информации об их предпочтении того или иного кандидата. |
Информация | Сочетание средств и условий, которые обеспечивают субъектам выборов доступ к источникам информации о прохождении избирательного процесса. | У россиян должна иметься достоверная информация относительно всех кандидатов. У участников выборов есть право на распространение информации. Информация включает в себя сведения относительно карьеры, личной жизни и достижений кандидата. Особое внимание уделяется источникам дохода и судимостям. Важно обеспечить «прозрачность» всех сведений. Ответственность за предоставленную информацию о себе несёт кандидат. |
Агитация | Сочетание всех элементов, которые обеспечивают участникам выборов свободу в отношении агит. деятельности и доступ к источникам её освещения. | Гражданам запрещается агитировать на площадках, зарегистрированных менее чем за 12 месяцев до начала избирательного процесса. Разрешается использование «газет-однодневок». Любые изображения физ. лица возможны только с его согласия. Комментарии к агит. материалам должны согласовываться с кандидатом. |
Право | Закрепление правовыми нормами свободы избирательного процесса. При нарушении соответствующих прав российских граждан применяются санкции. | Государство работает с различными жалобами. У россиян есть право обжаловать неправильность в списке участников выборов. Также разрешается подать жалобу на отказ в регистрации кандидатом. Разрешается обжалование итогов проведенных выборов. У россиян имеется возможность аннулировать выдвижение кандидата, если он уличен в нарушении законодательства и этических норм. |
Информационные гарантии часто используются кандидатами для достижения своих целей.
Интересное видео. Избирательные права граждан. Рекомендуем посмотреть.
Заключение
Если избирательный процесс свободный и прозрачный – это важнейший демократический показатель.
Все означенные избирательные гарантии обязуются обеспечить проведение настоящих демократических выборов. Также указанные гарантии символизируют стабильность «выборного» законодательства.
Основы избирательного права
Основы избирательного права и избирательного процесса
1. Что такое избирательное право?
С проблемой выбора человек сталкивается каждый день, каждый час, каждую минуту. Часто бывает, что даже простые житейские вопросы ставят нас в тупик, и мы не знаем, что выбрать. А что уж говорить о политике!
Политический выбор – это всегда раздумья, поиск новых доводов и аргументов. Политический выбор – это степень нашей готовности мыслить по-государственному, это умение отличить истинного государственного деятеля от резвого политика, ринувшегося «во власть» только ради собственной наживы. Задумайтесь: чем отличается политик от государственного деятеля? По мнению Уинстона Черчилля, видного британского политического деятеля, «политик ориентируется на следующие выборы, а государственный деятель – на следующее поколение».
С момента совершеннолетия право выбирать станет и вашим конституционным правом, а вместе с тем и гражданским долгом. Помните о том, что «плохие государственные деятели избираются хорошими гражданами… не участвующими в голосовании» (Д. Натан).
Часто люди жалуются на то, что тот или иной депутат не справляется с возложенной на него ответственностью, не помогает людям справиться с проблемами! А если люди не ходили на выборы, то они его не выбирали! Тогда предъявлять к нему какие-либо претензии безосновательно.
Быть избирателем – сложная и ответственная задача. Ведь только участвуя в политической жизни, мы можем действительно изменить свою жизнь или жизнь своих близких в лучшую сторону.
Избирательные права граждан закреплены в Конституции Российской Федерации :
1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.
Основным законом, регулирующим избирательный процесс в Российской Федерации, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Помимо этого закона проведение выборов каждого уровня (например, выборов Президента Российский Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатов Саратовской областной Думы, депутатов органов местного самоуправления) регулируется специальными законами, как федеральными, так и областными.
Избирательное право содержит немало юридических терминов, отражающих многообразие норм права, регулирующих выборный процесс.
Наряду с мажоритарной системой существует и действует пропорциональная избирательная система. Эта система предназначена для распределения мандатов между кандидатами, выдвинутыми избирательными объединениями, при проведении выборов в представительные органы. Избиратели голосуют за список кандидатов одной из партий. Причем, количество мандатов здесь определяется пропорционально количеству полученных голосов, поданных за кандидатов от каждой партии или иного избирательного объединения (если они прошли определенный процентный барьер, установленный соответствующим законом.
При мажоритарной системе выборов в представительный орган проходит тот кандидат, который набрал в одномандатном округе большинство голосов. Избиратели в данном случае голосуют не за список кандидатов, а за конкретного человека, которого они, как правило, знают.
Вместе с тем принято считать, что пропорциональная система является более прогрессивной, поскольку здесь доступ в парламент определяется избирательными объединениями в установленном законом порядке, без жесткости предвыборной конкуренции, неизбежной при мажоритарной системе.
Президент Российской Федерации избирается по мажоритарной системе сроком на 6 лет, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации избираются по пропорциональной системе сроком на 5 лет.
2. Принципы избирательного права
Выборы в России проводятся в соответствие со следующими принципами: свободные, всеобщие, прямые, равные, альтернативные при тайном голосовании.
3. Система избирательных комиссий
Выборы не проходят сами собой – их организуют. Для этого формируются избирательные комиссии, которые обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, осуществляя подготовку и проведение выборов и референдумов в Российской Федерации. Комиссии обеспечивают защиту избирательных прав граждан; обеспечивают информирование избирателей о ходе избирательной кампании, о сроках и порядке избирательных действий (о месторасположении избирательного участка, дате и времени проведения голосования), о кандидатах; рассматривают поступившие к ним обращения на нарушение закона, проводят проверки по данным обращениям. Деятельность комиссий осуществляется коллегиально, открыто и гласно.
В законодательстве предусмотрены следующие избирательные комиссии:
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации находится в Москве, состоит из 15 членов комиссии с правом решающего голоса, которые избирают Председателя. Председателем Центральной избирательной комиссии Российской Федерации является Владимир Евгеньевич Чуров.
Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации состоят из 10-14 членов с правом решающего голоса. Так, Избирательная комиссия Саратовской области состоит из 14 членов с правом решающего голоса. Срок полномочий Избирательной комиссии Саратовской области составляет 5 лет. Располагается комиссия по адресу: г. Саратов, ул. Челюскинцев, 116.
Избирательные комиссии муниципальных образований являются муниципальными органами и не входят в структуру органов местного самоуправления. Эти комиссии могут формироваться представительными органами муниципальных образований. Полномочия избирательных комиссий муниципальных образований могут возлагаться на территориальные избирательные комиссии.
Окружные избирательные комиссии могут формироваться на период проведения избирательных кампаний, причем при проведении выборов по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам.
Территориальные избирательные комиссии действуют на постоянной основе, срок их полномочий составляет 5 лет. Так, в Саратовской области действуют 47 территориальных избирательных комиссий муниципальных районов и районов г. Саратова, которые организуют и проводят выборы на соответствующей территории.
Территориальная избирательная комиссия Екатериновского муниципального района находится по адресу: р.п.Екатериновка, ул. 50 лет Октября, 90, комната №8, телефон 2-23-65.
Участковые избирательные комиссии формируются на 5 лет на основе поступивших предложений от политических партий, иных общественных объединений, представительного органа муниципального образования, групп избирателей. Они информируют население об адресе своего местонахождения, номере телефона, времени работы, а также о дне, времени и месте голосования, уточняют список избирателей, обеспечивают подготовку помещений для голосования, выдают открепительные удостоверения, организуют голосование на избирательном участке, проводят подсчет голосов, передают протокол об итогах голосования в соответствующую территориальную избирательную комиссию.
Избирательные комиссии являются независимыми от государственных органов и органов местного самоуправления. Они не относятся ни к одной из трех ветвей власти.
Основные стадии избирательного процесса:
1. Назначение выборов:
В этот период назначается дата выборов. Выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначаются Президентом Российской Федерации.
Выборы Президента Российский Федерации назначает Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. День голосования – второе воскресенье месяца, в который проводилось голосование на предыдущих выборах Президента страны.
Выборы депутатов Саратовской областной Думы назначает действующий депутатский корпус регионального парламента.
В соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» едиными днями голосования на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления являются второе воскресенье сентября года, в который истекают полномочия указанных органов, депутатов указанных органов.
Решение о назначении выборов публикуется в средствах массовой информации.
Избирательные округа образуются на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории.
Основанием для включения гражданина в список избирателей является достижение им 18-летия и факт его проживания на территории избирательного участка в пределах избирательного округа. Если человек находится за пределами избирательного участка, в списки которого он вносится по месту его жительства, он может получить открепительное удостоверение в территориальной или участковой избирательной комиссии и проголосовать на том участке, на котором он будет находится в день выборов, если такой участок находится в пределах избирательного округа. Так, на выборах Президента Российской Федерации, избиратели могут голосовать по открепительному удостоверению не только по месту своего жительства, но и в любой другой части страны, а вот на выборах органов местного самоуправления городского поселения (например, города Энгельса) только в пределах города.
2. Выдвижение и регистрация кандидатов
Кандидат может выдвинуться непосредственного, либо в составе соответствующего списка кандидатов.
Непосредственное выдвижение осуществляется кандидатом путем самовыдвижения, либо выдвижения избирательным объединением. Выдвижение кандидатов в составе соответствующего списка кандидатов может быть осуществлено только избирательным объединением.
К избирательным объединениям, в зависимости от уровня выборов, могут относится политические партии, а также иные общественные объединения, устав которых предусматривает участие в выборах.
Основаниями для регистрации кандидатов являются:
3. Предвыборная агитация и финансирование выборов
Предвыборная агитация начинается со дня выдвижения кандидатов и прекращается в ноль часов за сутки до дня голосования. Предвыборная агитация в день голосования и предшествующий ему день запрещается. Это так называемый «день тишины».
Партии и кандидаты сами определяют формы и методы своей агитации. Это могут быть как различные печатные агитационные материалы, сюжеты на телевидении и радио, агитационные материалы в печатных средствах массовой информации, так и различные публичные акции, собрания, митинги, шествия и т.п.
Вы должны знать, что законом запрещается привлекать к предвыборной агитации лиц, не достигших на день голосования 18 лет, использовать их изображения и высказывания в агитационных материалах.
Расходы на проведение предвыборной агитации осуществляются исключительно за счет средств соответствующих избирательных фондов избирательных объединений, кандидатов.
Из чего складываются избирательные фонды?
Эти фонды формируются из собственных средств кандидатов, добровольных пожертвований физических и юридических лиц, средств избирательных объединений. Причем сведения о поступлении и расходовании средств избирательных фондов в обязательном порядке направляются в СМИ для опубликования.
4. Голосование и подведение итогов
Голосование на выборах проходит в выходной день. Время начала и окончания голосования устанавливается законом, как правило, с 08.00 до 20.00 часов.
Как же могут реализовать свое активное избирательное право граждане, которые работают в день голосования и не имеют возможности прийти на избирательный участок в определенный законом промежуток времени?
Законами о соответствующих выборах может быть предусмотрена возможность увеличения времени голосования, а также проведение досрочного голосования для избирателей, находящихся в отдаленных и труднодоступных местностях.
Избиратель при предоставлении паспорта или документа, его заменяющего, получает бюллетень – документ с именами кандидатов (наименованиями избирательных объединений), заходит в кабинку один (чтобы не допустить чьего-либо наблюдения или влияния), проставляет любой знак в пустом квадрате справа от фамилии кандидата, наименования избирательного объединения и, выйдя из кабинки, опускает бюллетень в ящик для голосования. Избиратель должен сам определить, программа какой партии, какого кандидата, больше всего соответствует его взглядам. Каждый избиратель голосует лично, голосование за других избирателей не допускается. Исключение составляют граждане с ограниченными физическими возможностями. Сопровождающему лицу разрешается помогать им заполнять бюллетень.
Любой гражданин имеет право получить новый бюллетень взамен испорченного, если сочтет, что при заполнении допустил ошибку.
По окончании времени голосования члены участковой избирательной комиссии подводят итоги голосования и заносят их протокол. Затем предоставляют протоколы вышестоящим избирательным комиссиям, которые суммируют данные по всем избирательным участкам. После этого вышестоящая по уровню выборов комиссия (на выборах депутатов областной Думы – это избирательная комиссия Саратовской области) определяет результаты выборов, которые публикуются в официальных средствах массовой информации для ознакомления с ними всех граждан.