избирательное право в великобритании в 19 веке

Великобритания в XIX веке. Движение за избирательную реформу

Урок 17. Всеобщая история 8 класс ФГОС

избирательное право в великобритании в 19 веке

избирательное право в великобритании в 19 веке

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

избирательное право в великобритании в 19 веке

избирательное право в великобритании в 19 веке

избирательное право в великобритании в 19 веке

Конспект урока «Великобритания в XIX веке. Движение за избирательную реформу»

«Общие идеи всегда ненавистны частным; отсюда борьба против прогресса». Виктор Гюго.

избирательное право в великобритании в 19 веке

XIX век стал для Великобритании временем расцвета. Усиливалось политическое и экономическое могущество этого государства. Однако все это достигалось большими усилиями.

В ходе урока вам предстоит узнать об избирательной системе в Великобритании XIX века и чартистском движении.

К середине XIX века в Англии завершилась промышленная революция, которая внесла изменения в социальную и экономическую жизнь. В это время быстрыми темпами шло железнодорожное строительство. Уже в 1850-е годы протяжённость путей составляла около 50 тысяч километров.

избирательное право в великобритании в 19 веке

Развивалась тяжёлая и хлопчатобумажная промышленность, система транспорта, средства связи.

избирательное право в великобритании в 19 веке

Развитие машинного производства привело к росту городов. Великобритания вышла на первое место по этому показателю. В городах становилось все больше представителей средних слоёв.

избирательное право в великобритании в 19 веке

Как видите, жизнь здесь набирала обороты, и требовались изменения во всех сферах.

Формой правления в Великобритании была конституционная монархия. При ней государством правит монарх, но реальная власть принадлежит парламенту, который имеет законодательное право.

К началу XIX века избирательная система устарела и ей были необходимы реформы.

Дело в том, что в Англии было большое количество так называемых «гнилых местечек». Это малонаселённые или совсем обезлюдевшие города и деревни, которые по старинной традиции имели право представительства в Парламенте. Они принадлежали лэндло̀рдам, которые и распоряжались голосами.

Один из новых депутатов Палаты общин написал: «Вчера я был единогласно избран одним избирателем, дабы представлять интересы нашего старинного округа».

избирательное право в великобритании в 19 веке

В то же самое время новые большие промышленные города не имели мест в парламенте, так как рабочие и промышленная буржуазия не обладали правом голоса. Таким образом, складывалась ситуация, что из 20 миллионов жителей Великобритании голосовать могли только 160 тысяч, а парламент представлял интересы меньшинства.

избирательное право в великобритании в 19 веке

Началось движение за избирательное право. Рабочие проводили митинги и демонстрации. Однако они не имели никакого действия. Широкую известность получил митинг в Манчестере.

избирательное право в великобритании в 19 веке

16 августа 1819 года на площади выступал оратор Хант, который призывал к проведению реформы избирательного права. Около 80 тысяч человек, среди которых были женщины и дети, собрались его послушать. Толпа была безоружна, даже трость при себе могли иметь только старики и калеки. Правительство решило разогнать митинг с помощью конной полиции и гусар.

избирательное право в великобритании в 19 веке

В результате погибли около 15 человек, а почти 700 были ранены. Это событие получило название «битва при Питерло̀о», так как митинг проходил на площади святого Петра, а гусары были участниками сражения при Ватерлоо.

избирательное право в великобритании в 19 веке

Недовольство нарастало все больше. И тогда правительство, чтобы избежать революции, пошло на уступки. В 1824 году были отменены законы, которые запрещали рабочим создавать какие-либо объединения. Стали появляться профессиональные союзы рабочих. Их называли тред-юнионы.

избирательное право в великобритании в 19 веке

В 1832 году была проведена Первая избирательная реформа. Проект предложила, пришедшая к власти партия вигов.

Напомним, в Великобритании с конца XVII века соперничали две партии. То̀рипредставители земельной аристократии, которые старались сохранить существующие порядки. Вѝгипредставители торгово-промышленной буржуазии, выступавшие за перемены.

Итак, в 1832 году у власти были виги и премьер-министр Чарльз Грей. Именно они и приняли реформу, по которой:

у «гнилых местечек» отбиралось право представительства в парламенте. Это были города с населением меньше 2 тысяч;

было увеличено количество мест для больших промышленных городов;

было увеличено количество избирателей, теперь этим правом обладали 650 тысяч человек;

для избирателей сохранялся довольно высокий имущественный ценз.

По итогам реформы рабочие и представители мелкой буржуазии не получили избирательного права, так как не обладали необходимым имущественным цензом. Сохранялось открытое голосование. Однако теперь в парламент получила доступ промышленная буржуазия, а аристократия утратила своё абсолютное влияние. Это стало важным событием в дальнейшей истории Великобритании.

избирательное право в великобритании в 19 веке

В 1834 году парламент принял «Новый закон о бедных». Раньше забота о них возлагалась на приходы, что естественно увеличивало налоги. Теперь, все бедные должны были направляться в работные дома. Количество таких людей росло с каждым днём.

избирательное право в великобритании в 19 веке

1825, 1836 годы – время экономических кризисов, много людей остались без работы, снижались зарплаты. Рабочие были вынуждены отправляться в работные дома. Естественно, это все вызывало бунты и недовольство.

16 июня 1836 года создана Лондонская ассоциация рабочих, в состав которой вошли в основном ремесленники. Её секретарём стал столяр Уильям Ло̀ветт.

Бороться за свои права собирались только мирным путём.

8 мая 1838 года они опубликовали свою программу, или «Хартию».

Этим положили начало чартѝзму – движению за избирательную реформу.

В «Хартии» чартисты выдвинули следующие требования:

введение избирательного права для всех мужчин старше 21 года;

введение тайного голосования;

введение вознаграждения депутатам;

отмена имущественного ценза для участия в выборах;

создание равных избирательных округов – то есть, от каждого округа будет одинаковое количество представителей в парламент;

ограничение срока работы парламента в 1 год.

В это же время появились и те, кто рассматривал восстания и забастовки как методы борьбы. Среди них был ирландский адвокат Фѐргюс О’Коннор. Им была основана газета «Северная звезда». В ней печатались статьи, которые призывали к решительной борьбе. Позже в газете много внимания уделялось революционному движению во Франции.

избирательное право в великобритании в 19 веке

На протяжении 5 месяцев собирались подписи среди рабочих, проводились митинги. В результате под Хартией, которую направили парламенту, подписались 1 миллион 280 тысяч человек. В июле депутаты парламента её рассмотрели и отклонили.

В Великобритании начались митинги рабочих, все чаще случались столкновения чартистов с полицией. Однако парламент не шёл на уступки.

избирательное право в великобритании в 19 веке

В 1842 году была принята «Вторая Хартия», дополненная возмущением несправедливостью по отношению к рабочим. Она собрала уже более трёх миллионов подписей. Текст «Хартии» был огромным, по улицам Лондона её несли 16 человек. Но и она была отвергнута парламентом.

Движение чартистов постепенно затихало, пока в 1847 году не начался новый экономический кризис, сопровождавшийся безработицей. В 1848 году была принята «Третья Хартия».

Чартисты утверждали, что собрали пять миллионов подписей, но во время проверки оказалось, что их гораздо меньше. К тому же на документе стояла подпись королевы и даже апостола Павла, что, естественно, невозможно. Хартию отклонили, а чартизм постепенно угас.

Все эти события заставили парламент пересмотреть рабочее законодательство.

В 1842 году был принят «Закон о шахтах».

В Великобритании большое количество женщин работали на шахтах, они целыми днями переносили тяжёлые грузы. Этот закон запретил женский труд под землёй, теперь они занимались сортировкой на поверхности.

В 1844 году приняли «Фабричный закон».

По нему было определено время работы для детей и установлено время для посещения ими школы. Рабочий день для малолетних детей сокращался до шести с половиной часов. Подростки и женщины теперь работали по 10 часов в день.

избирательное право в великобритании в 19 веке

В XX веке пять статей из Хартии чартистов были законодательно утверждены. Единственное, что так и не было принято – это ограничение срока работы парламента одним годом.

Давайте подведём итоги.

Избирательная система Великобритании была устаревшей.

В XIX веке существовали «гнилые местечки» – обезлюдевшие города и деревни, которые по старинной традиции имели право представительства в парламенте.

В 1832 году была проведена Первая избирательная реформа, по которой в парламент получила доступ промышленная буржуазия.

В 1834 году был принят «Закон о бедных», по которому бедняки должны были направляться в работные дома.

С 1836 по 1848 годы в Великобритании существовало чартистское движение за избирательную реформу.

Источник

Реформы избирательного права в Англии в XIX веке

Вы будете перенаправлены на Автор24

Политико-правовые предпосылки избирательных реформ

В начале XIX века английское избирательное право регулировалось законом 1414 г, а его специфическими чертами было отсутствие четко определенных избирательных округов. Отсутствовала и периодичность проведения выборов. В нижнюю палату парламента значительная часть депутатов выдвигалась от небольших городов и деревень, которые ещё в давние времена по каким-либо причинам получили привилегии.

Ещё со средних веков активным избирательным правом пользовалось несколько процентов населения страны, поэтому необходимость избирательных реформ остро назрела.

Вопрос об избрании какого-либо депутата в сельской местности решал крупный лендлорд, а соседи – средние фригольдеры и сквайры, противоречить лендлорду не решались. Около половины «депутатов» не избирались вообще, а приходили в парламент из «гнилых» местечек, которые назывались так потому, что жители или оставили их совсем или были малочисленными.

Некоторые населенные пункты могли быть собственностью лорда, и он делегировал в парламент «своего» депутата. Обычно этот пост продавался угодному лицу за 1,5-2 тыс. фунтов стерлингов. Кандидат, имевший нескольких конкурентов, подкупал избирателей, поскольку таких было немного. В свою очередь, избиратели привыкли получать взятки и считали их законным источником дохода.

Сатирическая комедия «Дон Кихот в Англии» Г. Филдинга построена на том, что избиратели были в ужасе, когда узнали, что на предстоящих выборах всего один кандидат, и он не будет давать взятки, поскольку нет конкурентов.

Об английских парламентариях того времени говорили, что у каждого их них есть своя цена.

Дж. Локк ещё в XVII веке в своей работе «Два трактата о правлении» писал, что если даже от города осталось одно название, он всё равно будет посылать в великое собрание законодателей столько представителей, как будто это целое густонаселенное графство.

В палату общин посылать своего представителя могли свободные земельные держатели (рыцари), если имели годовой доход не менее 40 шиллингов. К моменту обнародования указа о выборах они должны были проживать в графстве. Подобные требования касались и городских избирателей, правда, пользоваться правом посылать депутатов, могли только по мере пожалования им статуса «бург» от короны.

Готовые работы на аналогичную тему

Составлением списков занимались шерифы, в наказание за злоупотребления им грозил штраф и год тюремного заключения.

Анекдотичная, но реальная ситуация случилась в местечке «Гатон» и «Олд Сарум» – в каждом из этих мест один избиратель должен был избрать двух депутатов и этого было достаточно для полного состава нижней палаты.

В газетах того времени можно было встретить объявления, которые приглашали в депутаты за 2000 фунтов стерлингов, а вступление в палату общин требовало взноса от 2000 до 5000.

Депутаты были зависимыми от лендлордов или корпораций и никакого жалования не получали.

Исходя из этих обстоятельств правительство Англии ещё в 1782 г объявляло о необходимости реформы избирательного права.

Реформа, однако, была проведена через полвека под давлением и в интересах широких слоев имущего населения

Реформы избирательного законодательства Англии

Первая реформа избирательного законодательства прошла в 1832 г по инициативе либералов – был принят Акт о народном представительстве.

Маленькие избирательные округа с небольшим населением представительства в палате общин британского парламента лишались. Ряду крупных городов, согласно реформе, были заново предоставлены места в палате общин в зависимости от количества жителей.

Были введены новые избирательные цензы – достижение гражданского совершеннолетия и уплаты налога для бедных.

Участие в выборах имело условие – проживание в данном избирательном округе не менее 6 месяцев.

Также исходный имущественный ценз привели в соответствие с финансовой деятельностью, т.е. избирательным правом стали обладать собственники земли или другой недвижимости в городах, которая приносила ежегодный доход не менее 10 фунтов.

Избирательное право впервые было предоставлено держателям земли (арендаторам), но с имущественным цензом в 50 фунтов.

Избирательная реформа 1862 г проходила под большим влиянием «чартистов» 1830-1840 годов.

В результате представительства были лишены ещё 38 местечек, а квоты в крупных городах увеличены. Избирательные округа, вводимые в графствах, имели право на собственную квоту депутатских мест.

Имущественный ценз для собственников или арендаторов земли, снизили до 5 фунтов. Избирательное право получили и предприниматели, интеллигенция, рабочие, городские торговцы, зажиточные служащие. Лица с учеными званиями тоже получили такое право.

Следующая реформа состоялась в 1867 г, продолжившая перераспределение депутатских мест в пользу промышленных центров – Бирмингема, Ливерпуля, Манчестера, Лидса.

Доступ к избирательному процессу получили арендаторы городских квартир, платившие ежегодную аренду не менее 10 фунтов стерлингов – в результате, городской электорат увеличился в два раза.

Окончательное оформление получил принцип партийного правления, перешедший от правительства. Если голосование было открытым и письменным, то в 1872 г начинается переход к тайному голосованию, что отвечало идее демократии, но, с другой стороны, открылась дорога для фальсификаций.

Избирательные реформы Англии имели свои итоги – был принят Акт о народном представительстве 1884 г и Акт о перераспределении мест 1885 г.

По реформе 1884 г избирательное право в равной степени распространилось на жителей городов и графств.

В 1885 г довершилось совершенствование избирательной системы в вопросах уравнения населения городов и графств в правах. Сформировались избирательные округа с представительством строго пропорционально численности населения, ограничен принцип «двойного вотума» – избиратель, имеющий собственность в городе, не мог голосовать в графстве.

Правда, этот принцип сохранился только для университетов.

Во избежание подкупа избирателей в последней четверти XIX века был утвержден закон о наказании.

Таким образом, все проведенные избирательные реформы в значительной степени расширили контингент лиц, избираемых в парламент.

Парламентские реформы начала XX века

Английская партийная система в начале XX века претерпела изменения – партия консерваторов превращается в партию крупных собственников, как промышленных, так и финансовых.

Партия средних слоев – Либеральная партия, постепенно теряет политические позиции и лишается социальной базы. Это приводит к тому, что в 1906 г появляется новая партия – партия лейбористов. Её появление является результатом рабочего движения, возникающих социальных групп и организаций.

Парламент страны становится орудием правительства, которое имеет большинство голосов в палате общин.

Роль парламента снизилась и за счет ограничения свободы прений, которую использовали депутаты Ирландии ещё в 1882 г для срыва очень важных законов. Тогда палата общие приняла Билль о правах прекращения прений.

Правительство в результате этого нововведения использовало его, если прения были в неугодном для него направлении.

Правительство, таким образом, располагая большинством в палате общин, определяло направление её работы и подчиняло своим интересам деятельность законодательного органа.

Восемнадцатого августа 1911 г принимается Акт о парламенте. Документ ограничивает полномочия палаты лордов.

Финансовый законопроект, принятый палатой общин, но не утвержденный палатой лордов в течение месяца, на основании этого Акта, представлялся королю и становился законом.

Для биллей, не касающихся финансовых вопросов, порядок был другой – билль, принимаемый в течение трех сессий палатой общин, и, отвергаемый палатой лордов, представлялся на утверждение королю.

Однако между первой и третьей сессией должно пройти не менее двух лет. Подобное обстоятельство сохраняло возможность за палатой лордов саботировать принятие нефинансовых биллей длительное время.

Помимо этого, Акт о парламенте сокращал с 7 до 5 лет срок полномочий палаты общин.

Развитие избирательной системы в XX веке отмечалось демократизацией и последовательным установлением всеобщего избирательного права.

Реформа, проведенная после Первой мировой войны, ввела единое избирательное право для городской и сельской местности.

Все лица мужского пола, живущие на территории 6 месяцев или имеющие помещение для деловых занятий и, достигшие 21 года, имели право голоса.

Что касается женщин, то это право имели 30-летние с годовым доходом от недвижимости не менее 5 фунтов стерлингов. Таким образом, женское избирательное право вводилось частично.

Уравнение в избирательных правах женщин и мужчин произошло в 1928 г – с той поры в выборах принимали участие все подданные английской Короны с оседлостью в три месяца и владением недвижимостью.

Источник

Избирательные реформы 1832 и 1867 годов в Великобритании

Избирательная реформа 1832 года. Роль реформы в процессе перерастания дуалистической монархии в парламентскую

Избирательная реформа 1867 года

Реформа 1867 г. наряду с очередным перераспределением депутатских мест предусмотрела дальнейшее расширение избирательного корпуса, необходимое в новых условиях двухпартийного соперничества. Избирательное право в городах было распространено не только на собственников, но и на нанимателей (арендаторов) квартир, если стоимость найма составляла не менее 10 ф. ст. в год. Это увеличило количество избирателей в городах более чем в два раза.

В период избирательных реформ 30-60-х гг. XIX в. произошла организационная перестройка двух главных партий. Виги окончательно стали партией промышленной буржуазии, отстаивавшей принципы либерализма. Тори выражали интересы преимущественного землевладельческой аристократии и финансовой верхушки. Партии стали теперь называться «либеральная» и «консервативная». В связи с введением порядка регистрации избирателей возникли партийные организации вне парламента «для содействия регистрации».

Была централизована предвыборная деятельность партий, упорядочена процедура выдвижения кандидатов, усилена партийная дисциплина голосования в парламенте. В 1867-1868 гг. был основан Национальный союз консерваторов, а в 1877 г. возникла Национальная федерация либералов. Поскольку организация выборов окончательно перешла от правительства к партиям, принцип партийного правления получил свое окончательное оформление, так как выборы вели к смене кабинета.

Развитие парламентарной монархии сопровождалось перестройкой аппарата управления в центре и на местах. Прежние коронные должности были преобразованы в министерские, хотя и сохранили старые названия.

Так, премьер-министр официально именовался первым лордом казначейства и руководил кабинетом и министерством финансов. Лорд-канцлер возглавлял судебную систему и председательствовал в палате лордов. В конце XVIII в. в Великобритании оформились три главных министерства: внутренних дел, иностранных дел и военное.

Источник

Избирательное право в великобритании в 19 веке

Место учебы: ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им Н.П. Огарева», магистрант юридического факультета

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ XIX ВЕКА В АНГЛИИ КАК ЗАВЕРШАЮЩИЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЭТАП УТВЕРЖДЕНИЯ ВЛАСТИ ПРОМЫШЛЕННОЙ

Аннотация. В статье проведен историко-правовой анализ избирательной системы Англии, сформировавшейся в ходе проведения реформ английского избирательного законодательства 1832, 1862, 1867, 1884-85 гг., выделены основные политико-правовые предпосылки избирательных реформ XIX в., результаты их проведения.

Ключевые слова: Англия, избирательные реформы, парламент, избирательное право.

ELECTORAL REFORMS OF THE XIX CENTURY IN ENGLAND AS THE END-POLITICAL POLICY OF THE APPROVAL OF THE INDUSTRIAL BOURGEOISIE

Annotation. The article contains a historical and legal analysis of the electoral system in England, which was formed during the reform of the English electoral legislation in 1832, 1862, 1867, 1884–85, highlighted the main political and legal prerequisites for electoral reforms of the 19th century, and reflected the results of their conduct.

Key words: England, electoral reforms, parliament, electoral law,

В начале XIX в. английский парламент переживал серьезный кризис – порядок формирования парламента (берущий свое на­чало еще в Средневековье), социальный состав парламентариев со­вершенно не отражали глубокие экономические и социальные из­менения, произошедшие в английском обществе после буржуазной революции. Наиболее ярким примером этого несоответствия яви­лись так называемые «гнилые местечки» (как правило, в сельской местности, в графствах), порой совершенно обезлюдевшие, опустевшие, но по-прежнему имеющие право представительства в парламенте, пред­ставительства, осуществляемого т. н. «карманными депутатами», 124 которых фактически назначали лендлорды – собственники земли в «гнилых местечках». В то же время ряд крупных промышленных центров с многотысячным населением вовсе не был представлен в парламенте. Поэтому в первую очередь буржуазия – финансовая, промышленная, торговая, настаивала на перераспределении мест в парламенте в свою пользу [2, С.123].

Специфическими чертами архаичного английского избирательного права было отсутствие четко определенных избирательных округов и периодичности проведения выборов. Основная масса депутатов нижней палаты парламента выдвигалась от маленьких городов и деревень, получивших в давние времена по каким-либо причинам соответствующие привилегии. В сельских избирательных округах вопрос об избрании того или иного кандидата обычно решался крупным лендлордом, от которого зависели и которому не решались противоречить соседи – средние фригольдеры, сквайры. Почти половина «депутатов» вообще не избиралась, а приходила в парламент из «гнилых» местечек названных так потому, что они были давно оставлены жителями, или там проживало лишь несколько десятков жителей. Были и населенные пункты, которые находились в собственности лорда – такие относились к «карманным», и крупный землевладелец бесцеремонно делегировал «своего» депутата в парламент, обычно продавая угодному лицу этот пост за 1,5 – 2 тыс. фунтов стерлингов. Но если кандидату приходилось бороться за место с конкурентом, он обращался к прямому подкупу избирателей, благо таковых было немного. Избиратели настолько привыкли получать взятки, что считали их вполне законным источником дохода. Сюжет остроумной сатирической комедии Генри Филдинга, одного из крупнейших английских писателей XVIII в., «Дон Кихот в Англии» на том и построен, что избиратели пришли в ужас: на предстоящих выборах ожидается лишь один кандидат, и при отсутствии конкурентов он не станет давать взятки. В Англии того времени недаром говорили о парламентариях: «У каждого из этих людей есть своя цена». А еще в XVII веке Джон Локк в работе «Два трактата о правлении» писал: «Следование обычаю, когда смысла в нем уже нет…, одно лишь название города, от которого ничего не осталось, кроме руин, где почти что нет никаких строений, кроме овчарни, и нет жителей, кроме пастуха. А этот город посылает столько же представителей в великое собрание законодателей, как и целое графство, густонаселенное и обладающее большими богатствами» [6, С. 247].

Ситуация с местечками «Гатон» и «Олд Сарум» была вполне реальной, но в общем-то анекдотичной, потому что в каждом из них всего лишь один избиратель избирал двух депутатов. Однако и этого хватало для полного состава нижней палаты. В конце XVIII века в газетах часто встречались объявления о приглашении стать депутатом за 2 тыс. фунтов стерлингов – так как вступление в палату общин требовало уплаты взноса от 2 до 5 тысяч. Необходимо учесть, что депутаты не получали вообще никакого жалования от лендлордов или корпораций (что делало их еще более зависимыми). Вследствие этих проблем английское правительство объявило о необходимости реформы избирательного права еще в 1782 году. Однако только спустя пятьдесят лет под давлением ряда обстоятельств и в интересах более широких слоев имущего населения была проведена реформа.

В 1832 г. был принят Билль о парламентской реформе. Суть реформы, на первый взгляд, свелась к перераспределению мест в палате общин и увеличению электората. До реформы палата общин состояла из 658 мест. Они распределялись следующим образом: 188 – от 114 графств, 465 – от 262 местечек, 5 – от университетов, с 1821 года два – от Йоркшира, остальные места занимали депутаты от Ирландии, Шотландии и Уэльса. Реформа 1832 года существенно отличалась от первого проекта билля. Она сохранила общее число депутатов, но ликвидировала 56 «гнилых» местечек, которые посылали по два депутата. 32 города с населением до 4 тысяч человек вместо двух теперь избирали одного депутата; освободившиеся 144 места в парламенте перераспределили между графствами и городами. В результате 42 города получили право посылать депутатов – и среди них такие крупные торгово–промышленные центры, как Манчестер, Бирмингем, Лидс, Шеффилд и другие. Сохранялся и избирательный ценз – 40 шиллингов чистого дохода с недвижимой собственности в графствах. Вместе с тем избирательное право было расширено за счет некоторых категорий фермеров и арендаторов земли. В городах право голоса получили владельцы домов и нежилых строений, которые приносили доход не менее 10 фунтов стерлингов, либо те, кто арендовал помещение и уплачивал не менее 10 фунтов стерлингов арендной платы в год. Помимо имущественного ценза, существовали и другие ограничения: избиратель должен был вносить налог на бедных, проживать в данной местности не менее одного года; получение пособия по бедности хотя бы один раз в год лишало право голоса. Наконец, вводилась обязательная ежегодная регистрация избирателей, которая предусматривала внесение каждый раз незначительной суммы [3, С. 196].

Произошло увеличение электората почти в два раза. Между тем закон сохранил диспропорцию избирательных округов. Аграрный юг по–прежнему продолжал преобладать в парламенте. Десять южных графств с четвертью населения Англии имели треть мест. Вместе с тем осталась неизменной диспропорция представительства графств. Так, например, Миддлсекс, с большим населением, чем графство Ланкашир, избирал 14 депутатов против 26 от Ланкашира. В то же время представительство от ряда графств значительно сократилось, например, Корнуолл стал посылать 13 вместо 44 депутатов. 56 местечек (за исключением 15, относившихся к югу) потеряли свое представительство. Создано 22 новых избирательных округа, 14 из них – в индустриально развитых городах севера страны. Однако еще осталось 5 местечек с электоратом менее 200 человек, а 115 депутатов представляли округа с населением менее 500 человек. Хотя и раздавались скептические голоса, утверждавшие, что закон проведен в интересах собственников и рабочие не получат ничего от реформы, билль был встречен восторженно, по всей стране прокатилась волна празднеств и многочисленных митингов. Героям событий – вигам, стоявшим во главе правительства, благодарные граждане подносили ценные подарки на память об этом событии.

Реформа 1832 г. прекращала связь с феодальными традициями представительства и способствовала превращению Палаты общин в буржуазный парламент. Реформа обеспечивала доступ промышленной буржуазии в парламент, включив таким образом ее в компромисс с аристократией.

К 1850–1860 гг. утвердилось политическое господство промышленной буржуазии в форме классического буржуазного парламентаризма. Палата общин к середине XIX в. оттеснила на второй план Палату лордов и свела к минимуму политическое влияние королевской власти. Однако в результате реформы 1832 г. в парламент получила доступ лишь верхушка промышленной и торговой буржуазии, которая не была заинтересована в коренной ломке унаследованных еще от средневековья законов и обычаев.

На избирательную реформу 1862 года значительное влияние оказало движение «чартистов» 1830–1840 годов, поэтому в ходе реформы еще 38 местечек были лишены представительства. Кроме того, были увеличены квоты для крупных городов. В графствах вводились избирательные округа, которые пользовались правом на собственную квоту депутатских мест. Был снижен имущественный ценз до 5 фунтов для собственников или арендаторов земли, а также предоставлено избирательное право собственникам или арендаторам жилых домов, нанимателям квартир определенного имущественного качества. Сохранились цензы оседлости (1 год) и необходимости уплаты налога для бедных. Однако в целом количество избирателей было увеличено довольно существенно. В социальном отношении право представительства получили отныне не только земельные собственники, но и предприниматели, зажиточные служащие, интеллигенция, рабочие, городские торговцы. По университетским округам избирательное право предоставлялось лицам, имевшим ученые звания («master»).

В результате этой реформы число избирателей было увеличено вдвое. Закон 1885 г. произвел новое перераспределение мест: 105 «местечек», имевших менее 16 тыс. жителей, лишились самостоятельного представительства; города с населением менее 57 тысяч жителей получили по одному месту; более значительным городам число мандатов было увеличено. Города и графства были разделены на округа (округ охватывал 50–54 тыс. жителей), выбиравшие по одному депутату. Реформа 1884–1885 гг. не устранила многих существенных недостатков избирательной системы: сохранялась диспропорция между числом избирателей и числом мандатов; лица, занимавшие в нескольких округах помещения, дающие право голоса, получали несколько голосов, тогда как значительная часть населения не имела избирателей. Выборы происходили не в один день по всей стране. Депутаты не добивались вознаграждения. Сохранялась мажоритарная система выборов: если кандидаты не добивались абсолютного большинства, побеждал тот, кто получал относительное большинство. Мажоритарная система относительного большинства благоприятствует кандидатам крупных партий, способных завоевать большинство мест в Палате общин, и ставит кандидатов остальных партий в менее выгодное положение.

1 Акт о народном представительстве 1867 года // Хрестоматия по истории Нового времени стран Европы и Америки. Книга 1: Внутриполитическое развитие. Часть 2: XIX в. Благовещенск: Издательство БГУ, 2010. – С.121.

2 Альмухаметова М.Ш., Кузнецов А.В. История государства и права зарубежных стран: учебное пособие / М.Ш. Альмухаметова, А.В. Кузнецов. – Тюмень: Изд-во Тюменского госуд. ун-та, 2014. – 280 с.

3 Минькова А.А., Явнова И.И. Парламентская реформа в Великобритании 1832 года /А.А. Минькова, И.И. Явнова // Инновационная наука. – 2016. – № 10-3. – С. 196-197.

4 Потапов И.В. Роль электоральных реформ в преобразовании Великобритании в парламентскую монархию в XIX в. / И.В. Потапов // Управленческое консультирование. – 2008. – № 4. – С. 184-193.

5 Прудников М.Н. История государства и права зарубежных стран: учебник для бакалавров / М.Н. Прудников. – М: Юрайт, 2013. – 811 с.

6 Сажина В.В., Тагунов Д.Е. История государства и права зарубежных стран: курс лекций / В.В. Сажина, Д.Е. Тагунов. – Минск: Тетра-Системс, 2006. – 340 с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *